Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел V. В сфере государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора)
Полномочия Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору в сфере государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора)
Государственный карантинный фитосанитарный контроль (надзор) в Российской Федерации направлен на обеспечение охраны растений и территории Российской Федерации от проникновения на нее и распространения по ней карантинных объектов, предотвращение ущерба от распространения карантинных объектов, соблюдение карантинных фитосанитарных требований стран-импортеров и осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области карантина растений.
В соответствии с Федеральным законом от 21.07.2014 N 206-ФЗ "О карантине растений" (далее - Закон N 206-ФЗ) государственный карантинный фитосанитарный контроль (надзор) осуществляется:
1) в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации за подкарантинной продукцией, ввозимой в Российскую Федерацию из иностранных государств, в том числе перемещаемой в почтовых отправлениях, в ручной клади и багаже пассажиров, членов экипажей морских судов, речных судов, воздушных судов, транспортных средств, поездных бригад, за транспортными средствами, которыми осуществляется ввоз в Российскую Федерацию подкарантинной продукции;
2) в иных местах, в которых в соответствии с законодательством Российской Федерации оборудованы пункты карантина растений, перечень которых утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области карантина растений, за подкарантинной продукцией при ее обороте на территории Российской Федерации;
3) в местах хранения и переработки подкарантинной продукции за подкарантинными объектами;
4) за выполнением гражданами, юридическими лицами работ, связанных с подкарантинной продукцией или подкарантинными объектами.
Внутри страны надзор осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", положения которого, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при осуществлении карантинного фитосанитарного контроля (надзора) в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации.
В своей деятельности должностные лица Россельхознадзора, осуществляющие государственный карантинный фитосанитарный контроль (надзор), в 2018 году руководствовались следующими нормативными правовыми актами:
- Решение Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 318 "Об обеспечении карантина растений в Евразийском экономическом союзе";
- Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 16.05.2016 N 149 "О Порядке взаимодействия уполномоченных органов государств - членов Евразийского экономического союза при введении временных санитарных, ветеринарно-санитарных и карантинных фитосанитарных мер";
- Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 30.11.2016 N 157 "Об утверждении Единых карантинных фитосанитарных требований, предъявляемых к подкарантинной продукции и подкарантинным объектам на таможенной границе и на таможенной территории Евразийского экономического союза";
- Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 30.11.2016 N 158 "Об утверждении единого перечня карантинных объектов Евразийского экономического союза";
- Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 30.11.2016 N 159 "Об утверждении Единых правил и норм обеспечения карантина растений на таможенной территории Евразийского экономического союза";
- Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.05.2016 N 41 "Об утверждении Порядка лабораторного обеспечения карантинных фитосанитарных мер";
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;
- Федеральный закон от 21.07.2014 N 206-ФЗ "О карантине растений"; - Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";
- Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности";
- Указ Президента Российской Федерации от 29.07.2015 N 391 "Об отдельных специальных экономических мерах, применяемых в целях обеспечения безопасности Российской Федерации";
- Указ Президента Российской Федерации от 28.11.2015 N 583 "О мерах по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации и защите граждан Российской Федерации от преступных и иных противоправных действий и о применении специальных экономических мер в отношении Турецкой Республики";
- постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 327 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору";
- постановление Правительства Российской Федерации от 08.04.2004 N 201 "Вопросы Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору";
- постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 N 489 "Правила подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей";
- постановление Правительства Российской Федерации от 13.08.2016 N 792 "О порядке осуществления государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора) в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации";
- постановление Правительства Российской Федерации от 10.08.2016 N 770 "Об утверждении Положения об осуществлении анализа фитосанитарного риска";
- постановление Правительства Российской Федерации от 31.01.2013 N 69 "Об утверждении Положения о федеральном государственном карантинном фитосанитарном надзоре";
- постановление Правительства Российской Федерации от 09.08.2016 N 768 "Об установлении видов работ по карантинному фитосанитарному обеззараживанию";
- постановление Правительства Российской Федерации от 14.02.2017 N 180 "О ввозе в Российскую Федерацию почвы в научных целях";
- постановление Правительства Российской Федерации от 16.02.2017 N 201 "Об утверждении перечня лабораторных исследований в области карантина растений";
- постановление Правительства Российской Федерации от 25.07.2017 N 880 "Об утверждении Правил ведения федеральных государственных информационных систем в области карантина растений";
- постановление Правительства Российской Федерации от 03.02.2017 N 133 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей на право выполнения работ по карантинному фитосанитарному обеззараживанию";
- постановление Правительства Российской Федерации от 08.02.2018 N 128 "Об утверждении Правил осуществления контроля в местах производства (в том числе переработки), отгрузки подкарантинной продукции, предназначенной для ввоза в Российскую Федерацию из иностранных государств или групп иностранных государств, где выявлено распространение карантинных объектов, характерных для такой подкарантинной продукции, в соответствии с международными договорами Российской Федерации, в целях ее использования для посевов и посадок";
- приказ Минсельхоза России от 10.07.2018 N 284 "Об утверждении порядка проведения отбора проб и (или) образцов подкарантинной продукции" (зарегистрирован Минюстом России 21.09.2018, регистрационный N 52215);
- приказ Минсельхоза России от 03.05.2018 N 188 "Об утверждении перечня подкарантинной продукции, на которую выдается карантинный сертификат" (зарегистрирован Минюстом России 01.06.2018, регистрационный N 51253);
- приказ Минсельхоза России от 05.02.2018 N 46 "Об утверждении Методики осуществления анализа фитосанитарного риска" (зарегистрирован Минюстом России 23.03.2018, регистрационный N 50483);
- приказ Минсельхоза России от 23.01.2018 N 23 "Об утверждении порядка организации мониторинга карантинного фитосанитарного состояния территории Российской Федерации" (зарегистрирован Минюстом России 19.04.2018, регистрационный N 50837);
- приказ Минсельхоза России от 06.12.2017 N 612 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по предоставлению государственной услуги по выдаче фитосанитарного сертификата, реэкспортного фитосанитарного сертификата, карантинного сертификата" (зарегистрирован Минюстом России 26.12.2017, регистрационный N 49458);
- приказ Минсельхоза России от 10.08.2017 N 390 "Об утверждении порядка немедленного извещения Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору о доставке подкарантинной продукции, подкарантинных объектов, в том числе в электронной форме" (зарегистрирован Минюстом России 29.08.2017, регистрационный N 47997);
- приказ Минсельхоза России от 24.05.2017 N 252 "Об утверждении Порядка ведения реестра подкарантинных объектов, на которых используются технологии, обеспечивающие лишение карантинных объектов жизнеспособности" (зарегистрирован Минюстом России 19.06.2017, регистрационный N 47065);
- приказ Минсельхоза России от 15.03.2017 N 123 "Об утверждении Порядка маркировки подкарантинной продукции, перевозимой в виде древесных упаковочных или крепежных материалов, при условии использования ее при вывозе из Российской Федерации в качестве упаковки или крепления иного вывозимого из Российской Федерации товара, требований к форме специального знака международного образца, обозначающего соответствие такой подкарантинной продукции карантинным фитосанитарным требованиям страны-импортера, способам его нанесения" (зарегистрирован Минюстом России 31.05.2017, регистрационный N 46913);
- приказ Минсельхоза России от 23.01.2017 N 20 "Об утверждении формы акта государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора)" (зарегистрирован Минюстом России 23.03.2017, регистрационный N 46113);
- приказ Минсельхоза России от 09.01.2017 N 1 "Об утверждении порядка немедленного извещения, в том числе в электронной форме, Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору об обнаружении признаков заражения и (или) засорения подкарантинной продукции, подкарантинных объектов карантинными объектами" (зарегистрирован Минюстом России 13.03.2017, регистрационный N 45924);
- приказ Минсельхоза России от 26.12.2016 N 587 "Об утверждении формы акта карантинного фитосанитарного обеззараживания" (зарегистрирован Минюстом России 06.02.2017, регистрационный N 45547);
- приказ Минсельхоза России от 27.10.2016 N 478 "Об утверждении форм фитосанитарного сертификата, реэкспортного фитосанитарного сертификата, карантинного сертификата" (зарегистрирован Минюстом России 25.11.2016, регистрационный N 44452);
- приказ Минсельхоза России от 13.07.2016 N 293 "Об утверждении порядка выдачи фитосанитарного сертификата, реэкспортного фитосанитарного сертификата, карантинного сертификата" (зарегистрирован Минюстом России 12.08.2016, регистрационный N 43221);
- приказ Минсельхоза России от 16.10.2015 N 475 "Об утверждении Порядка оформления и содержания плановых (рейдовых) заданий на проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследований и оформления результатов таких плановых (рейдовых) осмотров, обследований" (зарегистрирован Минюстом России 15.01.2016, регистрационный N 40596);
- приказ Минсельхоза России от 15.12.2014 N 501 "Об утверждении Перечня карантинных объектов" (зарегистрирован Минюстом России 29.12.2014, регистрационный N 35459);
- приказ Минсельхоза России от 04.10.2012 N 527 "Об утверждении Типового положения о территориальном органе Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору" (зарегистрирован Минюстом России 08.02.2013, регистрационный N 26921);
- приказ Минсельхоза России от 29.12.2010 N 456 "Об утверждении Правил обеспечения карантина растений при ввозе подкарантинной продукции на территорию Российской Федерации, а также при ее хранении, перевозке, транспортировке, переработке и использовании" (зарегистрирован Минюстом России 25.02.2011, регистрационный N 19944);
- приказ Минсельхоза России от 09.07.2009 N 269 "Об утверждении Порядка проведения карантинного фитосанитарного мониторинга на территории Российской Федерации" (зарегистрирован Минюстом России 28.07.2009, регистрационный N 14426) (утратил силу с 01.05.2018);
- приказ Минсельхоза России от 29.08.2008 N 414 "Об организации проведения работ по обеззараживанию подкарантинных объектов методом газации и работ по их дегазации" (зарегистрирован Минюстом России 30.09.2008, регистрационный N 12361) (утратил силу с 15.03.2018);
- приказ Минсельхоза России от 22.04.2009 N 160 "Об утверждении Правил проведения карантинных фитосанитарных обследований" (зарегистрирован Минюстом России 22.05.2009, регистрационный N 13982) (утратил силу с 29.09.2018);
- приказ Минсельхоза России от 13.02.2008 N 43 "Об установлении и упразднении карантинной фитосанитарной зоны, установлении и отмене карантинного фитосанитарного режима, о наложении и снятии карантина" (зарегистрирован Минюстом России 05.03.2008, регистрационный N 11281);
- приказ Россельхознадзора от 07.06.2018 N 572 "Об утверждении форм проверочных листов (списков контрольных вопросов), используемых должностными лицами территориальных органов Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, при проведении плановых проверок в рамках осуществления федерального государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора)" (зарегистрирован Минюстом России 19.09.2018, регистрационный N 52183);
- приказ Россельхознадзора от 02.05.2012 N 220 "О перечне должностных лиц Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальных управлений, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях" (зарегистрирован Минюстом России 04.06.2012, регистрационный N 24449).
Анализ проведенных контрольно-надзорных мероприятий
В 2018 году в рамках государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора) (за исключением карантинного фитосанитарного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации) проведена 10 531 проверка (за 2017 год - 14 507), в том числе плановых проверок - 5 413 (за 2017 год - 8 397), внеплановых - 5 124 (за 2017 год - 6 110) (см. Рис. 1).
Таким образом, в 2018 году количество проведенных проверок (10 537) относительно 2017 года (14 507) снизилось на 27,3 %.
По обращениям граждан, поступившей информации от иных органов публичной власти, содержащей сведения о нарушении обязательных требований, причинении вреда или угрозе причинения вреда охраняемым законом ценностям, было проведено 2599 внеплановых проверок.
По требованию органов прокуратуры проведены 92 внеплановые проверки.
Предписаний в 2018 году выдано - 6 995, что на 25,8 % меньше, чем за 2017 год (9 423) (см. Рис. 2).
Исполнено 6 063 предписания. Эффективность составляет 86,6%.
За отчетный период выявлено свыше 29,47 тыс. нарушений законодательства в сфере карантина растений. Наложено штрафов - 41,3 млн рублей (в 2017 - 47,49 млн рублей), взыскано 33,2 млн рублей (в 2017 - 38,81 млн рублей), процент взыскиваемости составил - 80% (в 2017 году - 82%) (см. Рис. 3).
По жалобам отменено пять постановлений о привлечении к административной ответственности.
В 1 699 случаях административный штраф в соответствии со статьей 4.1.1 КоАП РФ был заменен предупреждением. За 2017 год их количество составило -645.
С 2016 года проводятся плановые (рейдовые) осмотры, обследования, которые являются мероприятиями по контролю, осуществляемыми без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и по итогам которых выдаются предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований. Такие осмотры способствуют профилактике правонарушений.
За 2018 год проведено 6 743 осмотра (в 2017 году - 5 537) (см. Рис. 4). По их результатам проведено 458 внеплановых проверок.
Проведено 378 административных расследований, что на 21% меньше показателя за 2017 год (425) (см. Рис. 5).
С 01.01.2017 в соответствии с частью 5 статьи 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) применяется такая профилактическая мера как предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований. За 2018 год выдано 3 323 предостережения, что на 4,8% больше, чем за 2017 год (3 164), что свидетельствует об усилении профилактической работы, проводимой Россельхознадзором и его территориальными органами (см. Рис. 6).
Анализ субъектов, в отношении которых были проведены контрольно-надзорные мероприятия
Субъектами, в отношении которых были проведены контрольно-надзорные мероприятия, являются граждане и организации, в собственности которых имеются: земельные участки любого целевого назначения, здания, строения, сооружения, резервуары, места складирования (помещения), оборудование, транспортные средства, контейнеры, иные объекты, которые способны являться источниками проникновения на территорию Российской Федерации и (или) распространения по ней карантинных объектов, а также растения, растительная продукция, тара, упаковка, в том числе упаковочные материалы, грузы, почва, организмы или материалы, которые могут быть носителями карантинных объектов и (или) способствовать их распространению.
Перечень наиболее часто встречающихся нарушений обязательных требований, совершенных в 2018 году
Наибольшее количество нарушений приходится на статью 10.3 КоАП РФ (нарушение правил производства, заготовки, перевозки, хранения, переработки, использования и реализации подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза). Как правило, это пункт 2 части 2 статьи 32 Федерального закона от 21.07.2014 N 206-ФЗ "О карантине растений", когда граждане, юридические лица, которые имеют в собственности, во владении, в пользовании, в аренде подкарантинные объекты или осуществляют производство (в том числе переработку), ввоз в Российскую Федерацию, вывоз из Российской Федерации, хранение, перевозку и реализацию подкарантинной продукции, не соблюдают требование о немедленном извещении федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в области карантина растений, о доставке подкарантинной продукции, подкарантинных объектов.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "пункт 2 части 2 статьи 32" имеется в виду "пункт 2 части 1 статьи 32"
По статье 10.2 КоАП РФ наибольшее количество нарушений составляют нарушения:
- статьи 21 Федерального закона от 21.07.2014 N 206-ФЗ "О карантине растений", когда хозяйствующие субъекты осуществляют вывоз из карантинных фитосанитарных зон подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза) без выданного в установленном порядке карантинного сертификата, удостоверяющего соответствие подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза) требованиям правил и норм обеспечения карантина растений;
- пункта 3.1 Положения о порядке осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной границе Евразийского экономического союза, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 318 "Об обеспечении карантина растений в Евразийском экономическом союзе", согласно которому подкарантинная продукция высокого фитосанитарного риска ввозится на таможенную территорию Евразийского экономического союза в сопровождении фитосанитарного сертификата на ввозимую партию указанной продукции.
Большинство нарушений по статье 10.1 КоАП РФ составляют нарушения обязательных требований Правил проведения карантинных фитосанитарных обследований, утвержденных приказом Минсельхоза России от 22.04.2009 N 160 (с 29.09.2018 указанный приказ утратил силу), а именно не проведение систематических карантинных фитосанитарных обследований, отсутствие утвержденного владельцами подкарантинных объектов плана проведения таких обследований и распорядительного документа о назначении ответственного за проведение таких обследований.
Одной из причин допущения такого количества нарушений является низкий размер административного штрафа по всем вышеуказанных статьям КоАП РФ, который для граждан не превышает пятисот рублей, для индивидуальных предпринимателей и должностных лиц - одной тысячи рублей, а для юридических лиц - десяти тысяч рублей.
Причиной большого количества нарушений по статье 10.3 КоАП РФ является также нежелание хозяйствующих субъектов платить за проведение исследований для получения заключения о карантинном фитосанитарном состоянии подкарантинной продукции, предусмотренного подпунктом 2 пункта 8.3 Порядка выдачи фитосанитарного сертификата, реэкспортного фитосанитарного сертификата, карантинного сертификата, утвержденного приказом Минсельхоза России от 13.07.2016 N 293 (зарегистрирован Минюстом России 12.08.2016, регистрационный N 43221).
Статистика и анализ примененных к подконтрольным субъектам мер юридической ответственности
Вынесено постановлений о привлечении к административной ответственности по статьям 10.1-10.3 КоАП РФ (см. Рис. 7):
Таким образом, в отчетном периоде количество постановлений о назначении административного наказания (27 685) по указанным статьям КоАП РФ снизилось относительно 2017 года на 15,3% (32 704).
Материалы судебной практики
В судебные органы в 2018 году направлены материалы 1 947 дел об административных правонарушениях, по которым вынесено 1 605 постановлений о привлечении к административной ответственности (эффективность - 82,4%).
В 2017 году в суд было передано 1 839 дел (в том числе по статьям 10.1- 10.3 КоАП РФ), в 1 388 из которых виновное лицо было привлечено к ответственности (эффективность - 75,5%) (см. Рис. 8).
Статистика переданных в суд дел об административных правонарушениях по статьям КоАП РФ
Статья КоАП РФ |
Передано дел |
Вынесено постановлений |
11 |
9 |
|
0 |
0 |
|
16 |
8 |
|
59 |
16 |
|
79 |
88 |
|
0 |
0 |
|
237 |
227 |
|
41 |
32 |
|
478 |
442 |
|
958 |
783 |
|
Итого |
1879 |
1605 |
Предложения по устранению и профилактике нарушений обязательных требований
Размещать нормативные правовые акты, содержащие обязательные требования в сфере карантина растений и семеноводства сельскохозяйственных растений, на официальных сайтах Россельхознадзора и территориальных управлений в сети "Интернет". Проводить разъяснительную работу с хозяйствующими субъектами в ходе проведения проверок, сельских сходов, приемов.
Реализовывать в полной мере профилактические мероприятия и мероприятия по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие с хозяйствующими субъектами, предусмотренные соответственно статьями 8.2 и 8.3 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Увеличить размер административного штрафа по статьям 10.1-10.3 КоАП РФ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.