Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел VI. В области семеноводства в отношении семян сельскохозяйственных растений
Полномочия Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору в сфере государственного надзора в области семеноводства в отношении семян сельскохозяйственных растений
Государственный надзор в области семеноводства в отношении семян сельскохозяйственных растений направлен на обеспечение сохранения уровня продовольственной безопасности путем предотвращения ущерба от оборота и использования некондиционных семян сельскохозяйственных растений.
Федеральным законом от 17.12.1997 N 149-ФЗ "О семеноводстве" (далее - Закон N 149-ФЗ) установлено, что государственный надзор в области семеноводства в отношении семян сельскохозяйственных растений осуществляется на территории Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
В своей деятельности должностные лица Россельхознадзора, осуществляющие государственный надзор в области семеноводства в отношении семян сельскохозяйственных растений, руководствовались следующими нормативными правовыми актами:
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;
- Федеральный закон от 17.12.1997 N 149-ФЗ "О семеноводстве";
- Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании";
- Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";
- постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 327 "Положение о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору";
- постановление Правительства Российской Федерации от 08.12.2004 N 754 "О мерах по обеспечению деятельности Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору";
- постановление Правительства Российской Федерации от 15.10.1998 N 1200 "Об утверждении Положения о деятельности государственных инспекторов в области семеноводства сельскохозяйственных растений и Положения о сортовом и семенном контроле сельскохозяйственных растений в Российской Федерации";
- постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 N 489 "Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей";
- приказ Минсельхоза России от 12.12.2017 N 622 "Об утверждении порядка реализации и транспортировки партий семян сельскохозяйственных растений" (зарегистрирован Минюстом России 03.05.2018, регистрационный N 50950) (вступил в силу 14.05.2018);
- приказ Минсельхозпрода РФ от 06.10.1999 N 689 "Об утверждении Правил проведения сравнительных анализов семян сельскохозяйственных растений в спорных случаях";
- приказ Минсельхозпрода РФ от 08.12.1999 N 859 "Об утверждении Положения о порядке проведения сертификации семян сельскохозяйственных и лесных растений";
- приказ Минэкономразвития России от 30.04.2009 N 141 "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";
- приказ Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору от 02.05.2012 N 220 "О перечне должностных лиц Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору и её территориальных управлений, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях";
- Инструкция о ввозе на территорию Российской Федерации и вывозе с территории Российской Федерации семян сортов растений и племенного материала пород животных, утвержденная Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации 08.05.1997 N 12-04/5 и Государственным таможенным комитетом Российской Федерации 08.05.1997 N 01-23/8667 (зарегистрирована Минюстом России 26.05.1997, регистрационный N 1313).
Анализ проведенных контрольно-надзорных мероприятий
В 2018 году в рамках государственного надзора в области семеноводства в отношении семян сельскохозяйственных растений проведено 3 008 проверок (за 2017 год - 3 646, за 2016 год - 4 567), в том числе плановых проверок - 1 110 (за 2017 год - 1 735, за 2016 год - 2 112), внеплановых - 1 898 (за 2017 год - 1 911, за 2016 год - 2 455) (см. Рис. 1).
Таким образом, за 2018 год количество проверок (3 008) относительно 2017 года (3 646) снизилось на 18%.
По обращениям граждан, поступившей информации от иных органов публичной власти, содержащих сведения о нарушении обязательных требований, причинении вреда или угрозе причинения вреда охраняемым законом ценностям, было проведено 1 167 внеплановых проверок.
Проведено мероприятий по контролю в результате участия в качестве экспертов в целях выявления фактов непосредственного обнаружения правонарушений, на постах ДПС и т.д. - 7 396.
Предписаний в 2018 году выдано 1 150, что на 4% меньше, чем за 2017 год (за 2017 год - 1 201, за 2016 год - 1 491) (см. Рис. 2).
Вынесено 376 представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению правонарушений (за 2017 год - 379, за 2016 год - 426).
За отчетный период выявлено свыше 8 599 нарушений законодательства в сфере семеноводства (за 2017 год - 9 109 нарушений, за 2016 год - 9 331 нарушение).
Наложено штрафов - 5 371 млн руб. (за 2017 год - 5 921 млн руб., за 2016 год - 7 1 76 млн руб.), взыскано 5 082 млн руб. (за 2017 год - 5 425 млн руб., за 2016 год - 6 910 млн руб.), процент взыскиваемости составил - 94% (за 2017 год - 91,6%, за 2016 год - 93,5%) (см. Рис. 3).
В 2018 году обжаловано 1 постановление о привлечении к административной ответственности, вынесенное Управлением Россельхознадзора. Основание - нарушение срока давности привлечения к административной ответственности в области семеноводства.
В 1 126 случаях административный штраф в соответствии со статьей 4.1.1 КоАП РФ был заменен предупреждением.
В области семеноводства проведение плановых рейдовых осмотров и проведение административных расследований не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
С 01.01.2017 в соответствии с частью 5 статьи 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) применяется такая профилактическая мера как предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований.
За 2018 год выдано 638 предостережений, что свидетельствует об усилении профилактической работы, проводимой Россельхознадзором.
Анализ субъектов, в отношении которых были проведены контрольно-надзорные мероприятия
Субъектами, в отношении которых были проведены контрольно-надзорные мероприятия, являются граждане и организации, осуществляющие деятельность в сфере семеноводства сельскохозяйственных растений: производство, заготовку, обработку, хранение, реализацию, транспортировку, ввоз на территорию Российской Федерации и использование семян сельскохозяйственных растений.
Перечень наиболее часто встречающихся нарушений обязательных требований, совершенных за 2018 год
Значительная часть нарушений в сфере семеноводства сельскохозяйственных растений приходится на нарушение правил производства, заготовки, обработки, хранения, реализации, транспортировки и использования семян сельскохозяйственных растений, ответственность за которые предусмотрена статьей 10.12 КоАП РФ (Рис. 4.). Как правило, это нарушение обязательных требований, предусмотренных: статьей 17 (требования к производству семян) Федерального закона от 17.12.1997 N 149-ФЗ "О семеноводстве" (далее - Закон N 149-ФЗ) и Порядка реализации и транспортировки партий семян сельскохозяйственных растений, утвержденного приказом Минсельхоза России от 12.12.2017 N 622 (далее - Порядок N 622).
Далее по количеству возбужденных дел об административных правонарушениях - это нарушение правил ведения документации на семена сельскохозяйственных растений либо внесение в нее недостоверных сведений о сортовых и посевных качествах семян, ответственность за которые предусмотрена статьей 10.13 КоАП РФ. К административной ответственности по статье 10.13 КоАП РФ привлекаются в основном должностные лица. Как и в предыдущем случае правила ведения документации на семена сельскохозяйственных растений и внесение в нее достоверных сведений о сортовых и посевных качествах семян предусмотрены Законом N 149-ФЗ, Порядком N 622.
Количество возбужденных дел об административных правонарушениях за нарушение порядка ввоза на территорию Российской Федерации семян сельскохозяйственных растений (ст. 10.14 КоАП РФ) на третьем месте. Должностными лицами Россельхознадзора по данной статье привлекаются правонарушители за неисполнение обязательных требований, предусмотренных: Законом N 149-ФЗ (статья 33 Ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации партий семян), Порядком N 622, Инструкцией о ввозе на территорию Российской Федерации и вывозе с территории Российской Федерации семян сортов растений и племенного материала пород животных, утвержденной 08.05.1997 Минсельхозпродом РФ N 12-04/5, ГТК РФ N 01-23/8667.
Россельхознадзор неоднократно обращался с предложением актуализировать устаревшее законодательство в области семеноводства сельскохозяйственных растений и повысить уровень ответственности хозяйствующих субъектов путем увеличения размера административного наказания по всем вышеуказанных статьям КоАП РФ.
Причиной большого количества нарушений также является желание отдельных хозяйствующих субъектов используя неграмотность сельскохозяйственных товаропроизводителей извлечь незаконную прибыль путем мошеннических действий.
Основными нарушениями являются:
- высев семян при отсутствии на них документов, удостоверяющих сортовые и посевные качества, неизвестного происхождения (статья 25 Закона N 149-ФЗ);
- посев на семенные цели некондиционными семенами (статья 17 Закона N 149-ФЗ);
- реализация пакетированных семян овощных и цветочных культур без документов, удостоверяющих их сортовые и посевные качества, с истёкшим сроком действия документов о качестве, некондиционных по всхожести (статья 31 Закона N 149-ФЗ);
- реализация и приобретение семян без документов, удостоверяющих их сортовые и посевные качества (Порядок N 622);
- реализация семян, сорта которых не включены в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию на территории Российской Федерации (статья 30 Закона N 149-ФЗ).
Статистика и анализ примененных к подконтрольным субъектам мер юридической ответственности
Вынесено постановлений о привлечении к административной ответственности по статьям 10.12-10.14 КоАП РФ:
Нарушения, в т.ч.: |
2016 |
2017 |
2018 |
||||
кол-во (шт.) |
сумма (тыс. руб.) |
кол-во (шт.) |
сумма (тыс. руб.) |
кол-во (шт.) |
сумма (тыс. руб.) |
||
Статьи КоАП РФ |
10.12. Нарушение правил производства, заготовки, обработки, хранения, реализации, транспортировки и использования семян сельскохозяйственных растений |
8 268 |
5 751,16 |
8 044 |
5 004,72 |
7858 |
4 328,73 |
10.13. Нарушение правил ведения документации на семена сельскохозяйственных растений либо внесение в нее недостоверных сведений о сортовых и посевных качествах семян |
751 |
271,92 |
583 |
198,1 |
506 |
126,65 |
|
10.14. Нарушение порядка ввоза на территорию Российской Федерации семян сельскохозяйственных растений |
140 |
1 153 |
78 |
718.7 |
89 |
916.6 |
|
Итого |
9 127 |
7 176,08 |
8 705 |
5 921,52 |
8 453 |
5 371,98 |
Как следует из представленных данных, количество постановлений о привлечении к административной ответственности за нарушения в области семеноводства в отношении семян сельскохозяйственных растений постепенно снижается. За 2018 год вынесено 8 453 постановления о привлечении к административной ответственности. В 2017 году вынесено 8 705 постановлений о привлечении к административной ответственности (в 2016 году - 9 127 постановлений о привлечении к административной ответственности).
Материалы судебной практики
В судебные органы направлены материалы 395 дел об административных правонарушениях, по которым вынесено 324 постановления о привлечении к административной ответственности (эффективность - 83%). В 2017 году в суд передано 582 дела, из которых в 476 случаях виновное лицо привлечено к ответственности (эффективность - 82%) (см. Рис. 5).
Статистика переданных в суд дел об административных правонарушениях по статьям КоАП РФ
Статья КоАП РФ |
Передано дел |
Вынесено постановлений |
Вынесено постановлений о привлечении к ответственности |
0 |
0 |
0 |
|
0 |
0 |
0 |
|
3 |
2 |
2 |
|
6 |
5 |
5 |
|
27 |
14 |
14 |
|
1 |
0 |
0 |
|
71 |
76 |
75 |
|
10 |
12 |
9 |
|
45 |
31 |
31 |
|
232 |
207 |
188 |
|
Итого |
395 |
347 |
324 |
Предложения по устранению и профилактике нарушений обязательных требований
Размещать нормативные правовые акты, содержащие обязательные требования в сфере семеноводства сельскохозяйственных растений, на официальных сайтах Россельхознадзора и территориальных управлений в сети "Интернет". Проводить разъяснительную работу с хозяйствующими субъектами в ходе проведения проверок, сельских сходов, приемов.
Реализовывать в полной мере профилактические мероприятия и мероприятия по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие с хозяйствующими субъектами, предусмотренные соответственно статьями 8.2 и 8.3 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Увеличить размер административного штрафа по статьям 10.12-10.14 КоАП РФ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.