Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел II. В области обеспечения качества и безопасности зерна и продуктов его переработки
Организация государственного контроля (надзора)
Обеспечение качества и безопасности зерна, крупы, комбикормов и компонентов для их производства, побочных продуктов переработки зерна - одна из основных задач контрольно-надзорной деятельности Россельхознадзора.
Порядок исполнения функций государственного контроля (надзора) регламентируется следующими нормативными правовыми актами:
- Решение Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 874 "О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности зерна";
- Решение Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880 "О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции";
- Закон Российской Федерации от 14.05.1993 N 4973-1 "О зерне";
- Федеральный закон от 02.12.1994 N 53-ФЗ "О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд";
- Федеральный закон от 13.12.1994 N 60-ФЗ "О поставках продукции для федеральных государственных нужд";
- Федеральный закон от 29.12.1994 N 79-ФЗ "О государственном материальном резерве";
- Федеральный закон от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов";
- Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании";
- постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 327 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору";
- постановление Правительства Российской Федерации от 29.09.1997 N 1263 "Об утверждении Положения о проведении экспертизы некачественных и опасных продовольственного сырья и пищевых продуктов, их использовании или уничтожении";
- постановление Правительства Российской Федерации от 03.08.2001 N 580 "Об утверждении Правил осуществления государственных закупочных и товарных интервенций для регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия";
- постановление Правительства Российской Федерации от 02.08.2005 N 478 "Об обеспечении деятельности по осуществлению государственного контроля за качеством и безопасностью зерна, крупы, комбикормов и компонентов для их производства, а также побочных продуктов переработки зерна";
- постановление Правительства Российской Федерации от 04.08.2005 N 491 "О мерах по обеспечению государственного контроля за качеством и безопасностью зерна, комбикормов и компонентов для их производства, а также побочных продуктов переработки зерна";
- постановление Правительства Российской Федерации от 02.07.2013 N 553 "Об уполномоченных органах Российской Федерации по обеспечению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности зерна";
- Административный регламент Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по исполнению государственной функции по осуществлению государственного надзора в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, в том числе за соблюдением требований к качеству и безопасности зерна, крупы, комбикормов и компонентов для их производства, побочных продуктов переработки зерна при осуществлении их закупок для государственных нужд, ввозе (вывозе) на территорию Таможенного союза, а также при поставке (закладке) зерна и крупы в государственный резерв, их хранении в составе государственного резерва и транспортировке", утвержденный приказом Минсельхоза России от 17.05.2016 N 185.
По итогам работы за 2018 год проведено 5 349 плановых проверок (за 2017 год - 6 399, снижение на 16,4%).
Средняя нагрузка по числу плановых проверок на одного инспектора в месяц - 1 проверка.
Внеплановых проверок проведено 1 389 (за 2017 год - 1 862, снижение на 25,4%) в соответствии со следующими основаниями:
- по обращениям (жалобам) граждан, организаций - 185;
- по проверке исполнения ранее выданных предписаний - 796;
- по иным обстоятельствам (требования прокуратуры, поручения Правительства Российской Федерации и др.) - 408.
По иным основаниям проведено 30 374 контрольно-надзорных мероприятия (при ввозе/вывозе, закладке/хранении в государственном резерве и др.).
Типовые и массовые нарушения обязательных требований с возможными мероприятиями по их устранению
1. Типовые и массовые нарушения обязательных требований
При проведении контрольно-надзорных мероприятий должностными лицами территориальных управлений Россельхознадзора установлено 7 418 нарушений, 55% которых выявлено при проведении плановых проверок.
Более половины установленных нарушений связаны с несоблюдением хозяйствующими субъектами правил хранения зерна и продуктов его переработки.
Так, самыми распространенными нарушениями среди них при проведении проверок элеваторов и зернохранилищ являются:
- разрушение кровли и остекления;
- проникновение грунтовых вод в подсилосные этажи из-за несовершенства дренажной системы;
- отсутствие контроля за условиями хранения зерна;
- захламленность и запыленность помещений;
- неудовлетворительное состояние стен, выбоины в полу, хранение посторонних предметов совместно с зерном.
Неудовлетворительные условия хранения не обеспечивают безопасность зерна и сохранность его потребительских свойств: происходит прорастание и самосогревание зерна, загрязнение и заражение его вредителями хлебных запасов, изменение органолептических свойств зерна и т.д. Все это приводит к тому, что такое зерно становится непригодным для использования в пищевых целях.
К зернохранилищам предъявляется много разносторонних требований - технических (строительных, противопожарных и т.п.), технологических, эксплуатационных и экономических. Все они направлены на то, чтобы в зернохранилище можно было обеспечить сохранность зерновых партий с минимальными потерями в массе, без потерь в качестве и с наименьшими издержками при хранении.
Зернохранилище должно предохранять зерновую массу от неблагоприятных атмосферных воздействий и грунтовых вод; для этого кровля, окна и двери должны быть устроены так, чтобы исключалась возможность проникновения в зерновую массу атмосферных осадков, а стены и пол изолированы от проникновения через них грунтовых и поверхностных вод.
Чрезвычайно важным требованием, предъявляемым к зернохранилищам, является надежность защиты в них зерновых масс от грызунов и птиц, а также вредителей из мира насекомых и клещей. Зернохранилище должно быть удобным для проведения мероприятий по обеззараживанию составляющих его конструктивных элементов, вместимостей и находящихся в нем зерновых масс.
При проведении проверок государственных бюджетных учреждений (государственных заказчиков) выявляются многочисленные нарушения при закупках крупы для государственных нужд:
- несоблюдение технических и санитарных требований к складскому помещению, где хранятся крупы;
- отсутствие отдельного складского помещения для хранения;
- несоответствие крупы требованиям нормативных документов (по влажности, металломагнитной примеси, зараженности и загрязненности вредителями и т.д.);
- отсутствие деклараций о соответствии и маркировочных ярлыков; наличие на хранении крупы с истекшим сроком годности, нарушение упаковки крупы;
- отсутствие даты изготовления и даты упаковывания, адреса местонахождения изготовителя или фасовщика, условий хранения, массы упаковки.
Несоблюдение условий хранения крупы влияет на ее качество, ведет к порче и делает непригодной для употребления в пищу.
Так, например, увлажнение крупы в результате ее сорбционных свойств способствует развитию микроорганизмов, насекомых и клещей и приводит к потере в массе, образованию специфических запахов (плесневого, затхлого, клещевого и т.п.) и к общему понижению качества.
Повышение влажности крупы и температуры воздуха в складе снижает стойкость ее при хранении: наблюдаются явления прогоркания и заплесневения.
При проведении контрольно-надзорных мероприятий при экспортно-импортных операциях также выявляются многочисленные нарушения.
Так, например, при ввозе в Российскую Федерацию сотрудники территориальных управлений выявляют зерновую продукцию, не соответствующую требованиям технических регламентов Таможенного союза, нормативных документов, принятых в Российской Федерации. После экспертизы такой продукции принимается решение о возможности ее дальнейшего использования (возврат поставщику, уничтожение, использование в пищевые цели после подработки). При выявлении нарушений карантинных фитосанитарных требований может проводиться обеззараживание, возврат в страну отправления или переработка.
При контроле за зерновой продукцией, отгружаемой на экспорт, основным нарушением является несоответствие продукции карантинным фитосанитарным требованиям стран-импортеров, прежде всего по зараженности и загрязненности вредителями.
Всего при проведении территориальными управлениями Россельхознадзора контрольно-надзорных мероприятий было проинспектировано 56 млн тонн зерновой продукции (54,2 млн тонн - за 2017 год).
При этом выявлено 9,5 млн тонн продукции, не соответствующей требованиям нормативных документов по показателям качества и безопасности (на уровне 2017 года), в т. ч.:
- 8,6 млн тонн - при отгрузках зерновой продукции на экспорт;
- 801,5 тыс. тонн - при перемещениях на внутреннем рынке;
- 62,9 тыс. тонн - при закупках зерна и крупы для государственных нужд;
- 17,8 тыс. тонн - при закладке и хранении зерновой продукции в составе государственного резерва;
- 5,3 тыс. тонн - при поступлении зерновой продукции по импорту.
Практически весь указанный объем составляет зерновая продукция, зараженная и загрязненная вредителями хлебных запасов. Зараженность и загрязненность являются важнейшими показателями состояния зерна.
Вредители хлебных запасов наносят большой ущерб. Они уничтожают часть этих запасов и понижают их качество, загрязняя своими фекалиями и трупами, шкурками после линьки личинок и куколок. Кроме того, одни из них (клещи и насекомые) являются источниками образования тепла и влаги в зерновой массе (в результате дыхания), а другие (грызуны) портят отдельные части производственных сооружений, тару и т.д. и способствуют распространению различных инфекционных болезней.
Личинки жуков обладают большой прожорливостью, они поедают и повреждают за время своего развития значительное количество зерновых продуктов. Бабочки уничтожают и засоряют зерновые продукты своими экскрементами, шкурками, коконами и трупами.
Клещи причиняют следующий вред: питаются зерном, загрязняют зерновую массу и крупу продуктами своей жизнедеятельности, образовывают специфические неприятные запахи, ухудшают цвет и вкус, создают условия для увлажнения, самосогревания и развития микроорганизмов. Скармливание животным продуктов, сильно зараженных клещами, вызывает нарушение деятельности пищеварительной системы.
С целью защиты зерновых продуктов от вредителей следует применять предупредительные (профилактические) и истребительные меры. В первую очередь необходимо систематически применять профилактические меры как наиболее доступные, легко осуществимые и дешевые. Появление вредителей часто является следствием несоблюдения мер профилактического порядка.
С целью устранения выявленных нарушений обязательных требований должностными лицами территориальных управлений осуществлялась выдача предписаний - 2 777 за 2018 год (2 685 - за 2017 год). Из них в течение отчетного периода было исполнено 2 517 (90,6%).
Кроме того, территориальными управлениями за 2018 год вынесено 773 предупреждения лицам, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенные правонарушения (342 - за 2017 год).
Сумма наложенных территориальными управлениями административных штрафов за отчетный период составила 37,1 млн рублей.
По подведомственности в судебные органы направлено 758 протоколов.
Судами общей юрисдикции рассмотрено 356 дел об административных правонарушениях. По результатам рассмотрения вынесено 334 решения в пользу управлений; 22 решения - в пользу юридических лиц и граждан.
Арбитражными судами рассмотрено 390 дел. В пользу управлений вынесено 362 решения; в пользу юридических лиц и граждан - 28 решений.
Общая сумма наложенных судами штрафов составляет 19,2 млн рублей.
При выявлении случаев недостоверного декларирования соответствия зерновой продукции требованиям технических регламентов за отчетный период было выдано 1 079 предписаний о приостановлении или прекращении действия деклараций. По всем случаям в Росаккредитацию были направлены обращения для приостановления или прекращения действия деклараций о соответствии. По результатам рассмотрения указанных обращений из Единого реестра деклараций о соответствии было исключено 848 деклараций.
2. Предложения по устранению и профилактике нарушений обязательных требований
Во исполнение статьи 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" приказом Россельхознадзора от 13.07.2018 N 729 утверждена Программа профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушений обязательных требований, соблюдение которых оценивается Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору при проведении мероприятий по государственному надзору за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки на 2018-2020 гг. (далее - Программа).
В рамках реализации Программы Россельхознадзором проведено значительное количество профилактических мероприятий. Приведенная диаграмма наглядно показывает положительную динамику количества таких мероприятий по сравнению с 2017 годом.
При поступлении в территориальные управления сведений о готовящихся нарушениях или о признаках нарушений обязательных требований, содержащихся в поступивших обращениях и заявлениях, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям было объявлено 466 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований.
Приказом Россельхознадзора от 07.10.2016 N 744 утвержден Перечень правовых актов и их отдельных частей (положений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении Россельхознадзором мероприятий по государственному контролю (надзору), в том числе в области обеспечения качества и безопасности зерна и продуктов его переработки. Указанный перечень размещен на официальном сайте Россельхознадзора в сети "Интернет".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Здесь и далее по тексту дату названного приказа следует читать как "17.10.2016"
Однако, несмотря на значительный объем проведенной профилактической работы, количество выявленных нарушений возросло по сравнению с 2017 годом.
Это связано, в первую очередь, с отсутствием у хозяйствующих субъектов четкого понимания последствий несоблюдения ими обязательных требований в области обеспечения качества и безопасности зерна и продуктов его переработки. В связи с этим, необходимо усилить просветительскую деятельность в указанном направлении. У хозяйствующих субъектов должно сложиться объективное представление о недопустимости халатного отношения к процессам производства, хранения, переработки, перевозки зерновой продукции. Прежде всего, следует понимать, что пренебрежение соблюдением обязательных требований приводит к убыткам самих хозяйствующих субъектов. К примеру, после хранения зерна в несоответствующих условиях оно теряет свои потребительские свойства и обесценивается. Крупа, закупленная с нарушениями, может быть уничтожена.
Вместе с тем, соблюдение хозяйствующими субъектами обязательных требований затрудняется отсутствием полноценной законодательной базы в области обеспечения качества и безопасности зерна.
Россельхознадзор неоднократно выступал с инициативой по актуализации устаревших документов, а также по принятию новых нормативных правовых актов. Документы, нуждающиеся в актуализации, необходимы для обеспечения хранения, переработки и учета зерна на соответствующих предприятиях, регламентируют надлежащие правила для обеспечения безопасности и качества продукции, а также недопущения её порчи.
С целью профилактики нарушения обязательных требований Россельхознадзором планировались к проведению в течение года следующие мероприятия:
1. Размещение на сайтах Россельхознадзора и территориальных управлений актуальной информации:
- об основных полномочиях в указанной сфере деятельности;
- о мерах ответственности за нарушения законодательства в части установленной компетенции;
- об обязательных требованиях в сфере государственного надзора за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки в части компетенции.
2. Разработка руководств по соблюдению действующих обязательных требований законодательства в сфере надзора за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки, входящих в компетенцию Россельхознадзора, в виде брошюр, схем, инфографических материалов и размещение их на официальных сайтах Россельхознадзора и его территориальных управлений в сети "Интернет".
3. Подготовка разъяснений (комментариев) о содержании новых нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, внесенных изменениях в действующие акты, сроках и порядке вступления их в действие, посредством размещения сравнительных схем с кратким обзором на официальном сайте Россельхознадзора и его территориальных управлений в сети "Интернет".
4. Размещение указанной информации на информационных стендах в территориальных управлениях Россельхознадзора, а также в подведомственных Россельхознадзору учреждениях, осуществляющих работы по подтверждению соответствия качества и безопасности зерна и продуктов его переработки требованиям нормативных документов (схемы, брошюры, выдержки из нормативных правовых актов).
5. Проведение территориальными управлениями Россельхознадзора консультаций с хозяйствующими субъектами (семинары, конференции, рабочие группы, создание "горячих линий") по разъяснению требований, содержащихся в нормативных правовых актах, об изменениях в них.
6. Информирование неопределенного круга хозяйствующих субъектов о необходимости соблюдения требований законодательства в сфере обеспечения качества и безопасности зерна, о результатах деятельности Россельхознадзора и его территориальных управлений, основных нарушениях, а также краткий обзор изменений требований законодательства посредством:
- публикаций в СМИ (газеты, журналы);
- публикаций в сети "Интернет", в т. ч. на сайтах Россельхознадзора и его территориальных органов;
- выступлений на радио, телевидении, интервью.
7. Обобщение Россельхознадзором и его территориальными управлениями практики осуществления государственного надзора за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки.
8. Проведение Россельхознадзором и его территориальными управлениями публичных мероприятий с обсуждением полученных результатов по итогам обобщения практики и рекомендациями по принятию поднадзорными объектами мер.
9. Публикация результатов проведенных публичных мероприятий в сети "Интернет" с механизмом "обратной связи".
10. Публикация Россельхознадзором и его территориальными управлениями в сети "Интернет" статистики по количеству проведенных контрольно-надзорных мероприятий с указанием наиболее часто встречающихся нарушений обязательных требований, общей суммы привлечения к административной ответственности с указанием основных правонарушений по видам.
11. Выдача предостережений в установленных законодательством Российской Федерации случаях.
12. Размещение на сайтах территориальных управлений Россельхознадзора ответов/разъяснений по часто задаваемым вопросам.
13. Разъяснение уполномоченными должностными лицами территориальных управлений Россельхознадзора полномочий в установленной сфере, а также предусмотренных за нарушения требований законодательства в части компетенции мер ответственности, в том числе по телефону.
14. Размещение на официальном сайте Россельхознадзора и его территориальных органов в сети "Интернет" перечня вопросов, отражающих содержание обязательных требований, ответы на которые однозначно свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований, составляющих предмет проверки, позволяющих провести самообследование.
15. Размещение на официальном сайте Россельхознадзора и его территориальных органов в сети "Интернет" интерактивного сервиса, позволяющего провести анкетирование для оценки влияния профилактической работы Россельхознадзора (в том числе по предупреждению и профилактике нарушений законодательства).
16. Направление центральным аппаратом Россельхознадзора обращений к главам субъектов Российской Федерации и полномочным представителям Президента Российской Федерации в федеральных округах с просьбой обеспечить принятие необходимых мер, направленных на недопущение распространения карантинных сорных растений, характерных для зерновых культур, и исполнения комплекса мероприятий по ликвидации их популяций.
17. Проведение выездных совещаний с участием руководства регионов, глав муниципалитетов, местных органов АПК с целью организации работы по исполнению комплекса мер по локализации очагов, ликвидации популяций, а также профилактике появления карантинных сорных растений, характерных для зерновых культур.
18. Направление запросов в компетентные органы стран-импортеров российского зерна с целью актуализации их требований в сфере качества и безопасности зерна, а также карантинных фитосанитарных требований.
19. Своевременное размещение центральным аппаратом Россельхознадзора на официальном сайте Службы в разделе "Ввоз. Вывоз. Транзит" требований стран-импортеров в сфере качества и безопасности зерна, а также карантинных фитосанитарных требований.
20. Проведение территориальными управлениями Россельхознадзора мероприятий (совещаний, видеоконференций) с хозяйствующими субъектами, осуществляющими отправку зерновой продукции на экспорт, с целью разъяснения им требований стран-импортеров в сфере качества и безопасности зерна, а также карантинных фитосанитарных требований.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.