Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел III. В сфере федерального государственного ветеринарного надзора
Анализ проведенных контрольно-надзорных мероприятий
Россельхознадзором в рамках реализации контрольно-надзорных полномочий в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", поручениями Правительства Российской Федерации, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Минсельхоза России за 2018 год в области федерального государственного ветеринарного надзора проведено 36292 контрольно-надзорных мероприятия (за 2017 год - 39736), из них:
- 3281 плановая проверка (за 2017 год - 7261);
- 16373 внеплановые проверки (за 2017 год - 13804);
- 16638 иных мероприятий, в т.ч. рейдов, дежурств на постах ДПС и т.д. (за 2017 год - 18671).
Таким образом, общее количество проведённых надзорных мероприятий за 2018 год сокращено на 8,6% в сравнении с аналогичным периодом предыдущего года.
При этом количество плановых проверок снизилось на 54,8%, что объясняется отнесением большинства поднадзорных субъектов к субъектам малого и среднего предпринимательства.
Количество внеплановых проверок повысилось на 18,6% в связи со сложной эпизоотической ситуацией на территории Российской Федерации.
По результатам проведенных контрольно-надзорных мероприятий:
- выявлено 25220 нарушений требований законодательства Российской Федерации в области ветеринарии (за 2017 год - 26279, снижение на 4%);
- составлен 24361 протокол (за 2017 год - 25030, снижение на 3%);
- выдано 9393 предписания (за 2017 год - 9634, снижение на 3%);
- наложено штрафов на сумму 274 млн 740 тыс. рублей (за 2017 год - 245 млн 722 тыс. рублей, повышение на 12%);
- взыскано штрафов на сумму 209 млн 318 тыс. рублей (за 2017 год - 177 млн 328 тыс. рублей, повышение на 18%);
- взыскиваемость штрафов составила 76% (за 2017 год - 72%, повышение на 6%);
- вынесено 24191 постановление (за 2017 год - 26081, снижение на 7%);
- направлено 2318 материалов в ФССП для принудительного взыскания штрафов (за 2017 год - 2594, снижение на 11%);
приостановлена деятельность 45 хозяйствующих субъектов (за 2017 год - 42, повышение на 7%);
- передано дел в суды, в органы прокуратуры и следственные органы - 2108 (за 2017 год - 2210, снижение на 5%).
В результате проведенных контрольно-надзорных мероприятий в области пограничного ветеринарного контроля должностными лицами
Россельхознадзора составлено около 10289 тыс. протоколов об административных правонарушениях (за 2017 год - 11979, снижение на 12%).
При импорте не допущено к ввозу 1105 партий общим весом более 25 тыс. тонн, (в 2017 - 1197 партий общим весом более 28 тыс. тонн).
При экспорте не допущены к вывозу 154 партии общим весом более 2,1 тыс. тонн (в 2017 - 119 партий общим весом более 1,7 тыс. тонн).
При внутрироссийских перевозках выявлены 2803 партии общим весом более 53 тыс. тонн (в 2017 - 2783 партий общим весом более 53 тыс. тонн).
Наложено штрафов на сумму 28,485 млн рублей, из них взыскано 22,17 млн рублей (78% от наложенных).
Наиболее часто встречающиеся нарушения обязательных требований
При анализе выявленных в ходе контрольно-надзорных мероприятий нарушений обязательных требований законодательства Российской Федерации в области ветеринарии установлено следующее.
Около 45% (11225 нарушений) выявленных в 2018 году нарушений связано с нарушением ветеринарно-санитарных правил перевозки, перегона или убоя животных либо правил заготовки, переработки, хранения или реализации продуктов животноводства.
Типичные нарушения ветеринарно-санитарных правил - обезличивание продукции животноводства на убойных пунктах, неудовлетворительное состояние территории убойного пункта, отсутствие ветеринарных сопроводительных документов на продукты животноводства, нарушение температурного режима при хранении продуктов животноводства.
Также среди основных нарушений, выявляемых Россельхознадзором# - нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов.
В 2018 году выявлено 5694 случая нарушений требований технических регламентов, в том числе 467 нарушений требований технических регламентов, повлекших причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.
Наиболее часто встречаются такие нарушения технических регламентов, как отсутствие прослеживаемости пищевой продукции, необеспечение температурного режима при производстве пищевой продукции, неподдержание принципов ХАССП.
На третьем месте по выявляемо Росельхознадзором - нарушение правил карантина животных или других ветеринарно-санитарных правил. В 2018 году выявлено 5054 таких нарушения.
В связи со сложной эпизоотической ситуацией по африканской чуме свиней на территории Российской Федерации, важно указать на распространенные нарушения в области свиноводства. Несмотря на присвоение крупным свиноводческим комплексам высших зоосанитарных статусов, систематически выявляются следующие нарушения в организации их работы:
- нарушение целостности ограждения предприятия, возможность проникновения грызунов, диких животных и людей;
- нарушение санитарно-пропускного режима предприятием и обслуживающим персоналом;
- перемещение транспорта и персонала предприятия между производственными объектами без дезинфекции;
- неэффективная работа ветеринарной службы предприятия по ранней диагностике АЧС (без лабораторной диагностики начинают лечение против иных болезней);
- контактность внутрицехового транспорта с транспортом из-за пределов производственной зоны предприятия;
- возможность въезда постороннего транспорта на предприятие без дезинфекции;
- осуществление на территории предприятия деятельности, не относящейся к свиноводству;
- отсутствие буферных зон, свободных от диких и домашних свиней вокруг комплексов.
Наиболее часто встречающиеся нарушения в области пограничного ветеринарного контроля представлены ниже:
- 6241 по статье 10.6 КоАП РФ (нарушение правил карантина или других ветеринарно-санитарных правил) (в 2017 году - 5 297);
- 3701 по статье 10.8 КоАП РФ (нарушение ветеринарно-санитарных правил перевозки, перегона или убоя животных либо правил заготовки, переработки, хранения или реализации продуктов животноводства) (в 2017 году - 9 327);
- 299 по статье 14.43 КоАП РФ (нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов) (в 2017 году - 3 268).
Проведенный анализ возможных причин возникновения типовых нарушений обязательных требований показал, что основными причинами типовых нарушений обязательных требований послужили:
- незнание обязательных требований;
- оптимизация расходов (экономия денежных средств с целью их расходования на иные цели) для извлечения максимальной прибыли;
- отсутствие достаточного финансирования бюджетных организаций;
- правовой нигилизм;
- низкая личная ответственность;
- небольшой размер штрафных санкций по сравнению с расходами на обеспечение выполнения обязательных требований.
В целях снижения количества нарушений требований законодательства в области ветеринарии и для устранения причин и условий, способствующих их возникновению, поднадзорным субъектам необходимо проводить следующие мероприятия:
- выполнение органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами в процессе своей деятельности требований, предъявляемых к товарам, подлежащим ветеринарному контролю Единых ветеринарных (ветеринарно-санитарных) требований, предъявляемых к товарам, подлежащим ветеринарному контролю (надзору), утвержденных Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 317, международных договоров Российской Федерации, технических регламентов, ветеринарных правил и норм;
- выполнение ветеринарно-санитарных и противоэпизоотических мероприятий, направленных на предупреждение и ликвидацию болезней, общих для человека и животных, заболеваний животных заразными и незаразными болезнями, охрану территории Российской Федерации от заноса из иностранных государств заразных болезней животных;
- выполнение предписаний должностных лиц органов государственного надзора.
Анализ административной практики
По фактам совершения правонарушений за 2018 году возбуждено 24361 дело об административном правонарушении (за аналогичный период 2017 г. - 25030, снижение на 3%).
При рассмотрении дел об административных правонарушениях должностные лица Россельхознадзора обращают внимание на возникшие, вследствие выявленного нарушения, причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений и (или) угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.
К административной ответственности территориальными управлениями Россельхознадзора привлечено 23364 поднадзорных субъекта, нарушивших требования законодательства Российской Федерации в области ветеринарии (в 2017 г. - 25143, снижение на 7%), в том числе 3907 юридических лиц (в 2017 г. - 3562, повышение на 10%), 6418 должностных лиц (в 2017 г. - 8310, снижение на 23%), 5943 индивидуальных предпринимателя (в 2017 г. - 4602, повышение на 29%).
Анализ судебной практики
В суды направлено 2030 административных дел (в 2017 г. - 2167, снижение на 6%).
Вынесено 782 постановления о прекращении дел об административных правонарушениях (в 2017 г. - 896, снижение на 13%).
Отменено 69 постановлений о привлечении к административной ответственности (в 2017 г. - 111, снижение на 38%).
Юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями оспорено в судах 57 мероприятий по контролю.
Основными причинами удовлетворения жалоб на действия должностных лиц надзорных органов являются:
- недоказанность события правонарушения;
- отсутствие состава административного правонарушения;
- неправомерное решение управления о введении усиленного лабораторного контроля;
- малозначительность административного правонарушения;
- невозможность выявить несоответствие закупаемой продукции требованиям ТР ТС;
- неустранимые сомнения в виновности привлекаемого лица;
- истечение срока давности привлечения к административной ответственности.
Исходя из анализа практики судебного и досудебного обжалования должностным лицам территориальных управлений Россельхознадзора можно дать рекомендацию при проведении контрольно-надзорных мероприятий, составлении протоколов и рассмотрении дел об административных правонарушений руководствоваться соответствующим законодательством Российской Федерации, а также своевременно проходить повышение квалификации.
Предписания
За 2018 год территориальными управлениями Россельхознадзора вынесено предписаний об устранении выявленных нарушений законодательства и выдано представлений об устранении причин и условий совершения правонарушений в общем количестве 12146 шт.
Из числа вынесенных предписаний и выданных представлений на настоящий момент исполнено - 6437, не исполнено - 972.
При этом для 4737 предписаний и представлений срок исполнения не наступил.
Основными причинами неисполнения предписаний явились оптимизация расходов (экономия денежных средств с целью их расходования на иные цели) для извлечения максимальной прибыли; отсутствие достаточного финансирования бюджетных организаций; правовой нигилизм; низкая личная ответственность; небольшой размер штрафных санкций по сравнению с расходами на обеспечение выполнения обязательных требований.
Неисполнение поднадзорным объектом выданного предписания приводит к таким последствиям, как:
- возникновение и распространение заразных и массовых незаразных болезней животных;
- появление небезопасных в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства;
- возникновение и распространение болезней, общих для человека и животных.
Указанные последствия отражаются также и на самом поднадзорном субъекте, причиняя ему материальный ущерб.
Для обеспечения исполнения предписания территориальные управления Россельхознадзора составляют данный документ с учетом возможности выполнения указанных в нем требований конкретным поднадзорным субъектом, дают устные разъяснения при выдаче предписаний.
В случае неисполнения предписания поднадзорный субъект привлекается к административной ответственности в форме административного штрафа либо административного приостановления деятельности в соответствии с частями 1, 8, 15 статьи 19.5 КоАП РФ.
Предостережения
Территориальными управлениями Россельхознадзора за 2018 год выдано 1591 официальное предостережение о недопустимости действий, создающих условия для совершения правонарушений (далее - предостережения).
Согласно статье 20 Федерального закона от 23.06.2016 N 182-ФЗ "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации" предостережение объявляется лицу, в отношении которого применяются меры индивидуальной профилактики правонарушений, при отсутствии оснований для привлечения его к уголовной или административной ответственности и содержит обязательное для исполнения требование о недопустимости таких действий.
Порядок объявления официального предостережения (предостережения) о недопустимости действий, создающих условия для совершения правонарушений, включая порядок его направления (вручения), форма официального предостережения (предостережения), а также перечни категорий должностных лиц, уполномоченных объявлять официальное предостережение (предостережение), устанавливаются нормативными правовыми актами субъектов профилактики правонарушений, которые указаны в части 2 статьи 17 Федерального закона от 23.06.2016 N 182-ФЗ "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации" и которым законодательством Российской Федерации предоставлено право объявления официального предостережения (предостережения).
В случае неисполнения требования, изложенного в официальном предостережении (предостережении) о недопустимости действий, создающих условия для совершения правонарушений, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения, лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В ходе анализа и обобщения правоприменительной практики Россельхознадзором не выявлены устаревшие, дублирующие и избыточные, в том числе малозначимые и неэффективные обязательные требования в пределах компетенции.
Профилактические мероприятия
В сфере внутреннего ветеринарного надзора проводится методическая работа, направленная на предотвращение нарушений.
Так, за 2018 год опубликовано в печати 2762 материала, проведено 1152 репортажа на телевидении и 2752 выступления на радио; размещено 18184 материала на официальных сайтах территориальных управлений Россельхознадзора в сети "Интернет", размещено 16972 материала в других интернет-изданиях; в рамках приема граждан (физических лиц) даны разъяснения по вопросам внутреннего ветеринарного надзора 34197 гражданам, а также проведено 916 семинаров и 131 вебинар.
Приказом Россельхознадзора от 23.03.2018 N 268 "Об утверждении ведомственных программ профилактики нарушений обязательных требований" утверждена Программа профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушений обязательных требований, соблюдение которых оценивается Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору при проведении мероприятий по федеральному государственному ветеринарному надзору на 2018-2020 годы.
Вместе с тем, в связи с выходом Стандарта комплексной профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям, утвержденным протоколом заседания проектного комитета по основному направлению стратегического развития Российской Федерации "Реформа контрольной и надзорной деятельности" от 27.03.2018 N 2 (взамен Стандарта комплексной профилактики нарушений обязательных требований, утвержденного протоколом заседания проектного комитета от 12.09.2017 N 61 (11)), ведомственная программа профилактики была приведена в соответствие с указанным стандартом. Приказом Россельхознадзора от 13.07.2018 N 729 была утверждена обновленная программа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.