1. Вступление
Стратегической целью профилактики правонарушений обязательных требований законодательства Российской Федерации в сфере транспорта (далее - профилактика) является повышение уровня комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы путем оптимизации взаимодействия всех участников профилактики: Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих свою деятельность в сфере транспорта, общественных объединений и населения.
Основными целями профилактики являются:
- предотвращение ущерба охраняемым законом ценностям и повышение комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы;
- предупреждение нарушений обязательных требований законодательства Российской Федерации субъектами контроля (надзора);
- снижение административной нагрузки на субъекты контроля (надзора);
- сокращение количества нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями;
- повышение эффективности осуществления контрольно-надзорной деятельности.
Мероприятия профилактики представляют собой комплекс мер, направленных на достижение целей и решение основных задач.
Для решения, которых в первую очередь необходимо провести работу по совершенствованию нормативной правовой базы, дифференциацию обязательных требований в зависимости от категории субъектов, оказывающих негативное воздействие на охраняемые законом ценности, повышение квалификации руководителей и сотрудников подконтрольных субъектов могут способствовать снижению количества правонарушений в отрасли.
В то же время, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также несоблюдение хозяйствующими субъектами обязательных требований может привести к случаям причинения крупного ущерба окружающей среды.
Ниже приведены доклады об итогах профилактической работы по видам надзора с учетом специфики.
2. Государственный автомобильный и дорожный надзор
С 2017 года в целях предупреждения нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований, Управление Госавтодорнадзора осуществляет мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований в соответствии с ежегодно утверждаемыми ими программами профилактики нарушений.
В соответствии со ст. 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и с целью организации работы Управления по осуществлению мероприятий по профилактике рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям приказом руководителя Ространснадзора от 27 апреля 2018 года N ВБ-333 (фс) была утверждена Программа профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям Управления государственного автомобильного и дорожного надзора на 2018-2020 годы (далее Программа).
В соответствии с Программой Основными целями профилактики нарушений обязательных требований законодательства Российской Федерации в сфере государственного автомобильного и дорожного надзора являются:
- устранение причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований со стороны поднадзорных хозяйствующих субъектов в сфере осуществления международных автомобильных перевозок в стационарных и передвижных контрольных пунктах на территории Российской Федерации, в области автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог федерального значения;
- создание новой нормативно-правовой базы в области государственного автомобильного и дорожного надзора;
- предупреждение нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими транспортную деятельность в сфере автомобильного транспорта, городского наземного электрического транспорта и дорожного хозяйства обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации в указанной сфере деятельности;
- создание инфраструктуры профилактики нарушений обязательных требований;
- предотвращение риска причинения вреда и снижение уровня ущерба;
- устранение условий и причин, способствующих нарушению обязательных требований и причинению вреда охраняемым законом ценностям;
- формирование моделей социально ответственного, добросовестного, правового поведения подконтрольных субъектов;
- повышение прозрачности системы контрольно-надзорной деятельности.
Учитывая основные цели Программы перед Управлением Госавтодорнадзора стоит первоочередная задача повысить эффективность контрольно-надзорной деятельности, но при этом необходимо снизить дополнительную нагрузку на бизнес и создать инвестиционную привлекательность для бизнеса в субъектах Российской Федерации.
Решение задачи по совершенствованию контрольно-надзорных процедур достигается Центральным аппаратом и территориальными управлениями Госавтодорнадзора за счет применения инновационных технологий контроля, использования методов косвенного мониторинга и контроля, основанных на использовании данных о нарушениях Правил дорожного движения, жалобах населения, информации от органов исполнительной власти субъектов РФ и муниципальных образований, данных спутникового мониторинга и т.д. Подобные источники "диагностических данных" позволяют в полной мере реализовать риск-ориентированную модель контроля и надзора за перевозками автомобильным транспортом.
Территориальными Управлениями в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 N 806 "О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 17 февраля 2018 года N 173 "О внесении изменений в некоторые акты правительства Российской Федерации по вопросам осуществления федерального государственного транспортного надзора и федерального государственного контроля (надзора) в области обеспечения транспортной безопасности" в 2019 году была проведена работа по внедрению новых форм и методов работы при осуществлении контроля.
В прошедшем году Управлением Госавтодорнадзора был проведен анализ состояния подконтрольных субъектов по выявленным нарушениям требований действующего законодательства и актуализирован полный реестр поднадзорных субъектов Управления, содержащий более 205 тыс. действующих предприятий с присвоением им категорий риска.
Процедуру категорирования в течении 2018-2019 г.г. прошли более 170 тыс. предприятий.
Необходимо отметить, что, начиная с 2014 года Управлением Госавтодорнадзора ведется планомерная работа, направленная на уход от технологии сплошного контроля, результативность которого оценивается по количеству проверок.
Так, в 2014 году, было проведено порядка 37 тыс. плановых проверок, в 2015 - 35 тыс., в 2016 году чуть более 18 тыс. проверок, в 2017 - 14 тыс., в 2018 - 9,7 тыс., 2019 - 5,2 тыс.
Информация о предприятиях, которым присвоены категории высокого и значительного риска, размещена на официальном сайте Госавтодорнадзора.
Следует отметить, что с мая 2018 года территориальными органами Госавтодорнадзора проводятся плановые проверки с применением проверочных листов (чек-листов), утверждённых приказом Ространснадзора от 13.09.2017 N ВБ-883фс "Об утверждении форм проверочных листов, применяемых при осуществлении федерального государственного транспортного надзора в области автомобильного транспорта". За год проведено 4 027 таких проверок, в том числе, в сфере перевозки пассажиров 1 390 и в сфере грузоперевозок 2 637.
В рамках поставленной задачи о перенесении акцента работы Управления Госавтодорнадзора с проверочной на предупредительную и в соответствии с частью 7 статьи 8.2 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" Правительство Российской Федерации приняло постановление от 10.02.2017 N 166, которое утвердило правила составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, уведомления об исполнении такого предостережения.
Так, в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" контролирующий орган, который получил информацию или самостоятельно выявил факт нарушения (готовящегося нарушения) юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем императивных требований законодательства, должен вынести лицу предостережение о недопустимости таких нарушений.
В течении 2019 года территориальными органами Госавтодорнадзора было выдано свыше 10,2 тыс. предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований. Эта работа продолжится и в дальнейшем.
В соответствии с федеральными законами N 259-ФЗ от 08.11.2007 "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" и N 294-ФЗ от 26.12.2008 "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" должностными лицами органов государственного надзора проводятся плановые (рейдовые) проверки автомобильного транспорта в процессе его эксплуатации. Проверки осуществляются в порядке, установленном приказом Министерства транспорта РФ от 03.06.2015 N 180 "Об утверждении порядка оформления плановых (рейдовых) заданий на осмотр, обследование транспортных средств автомобильного и городского наземного электрического транспорта в процессе их эксплуатации, содержание таких заданий, а также порядка оформления результатов плановых (рейдовых) осмотров, обследований".
Целью плановых (рейдовых) осмотров, обследований является проверка выполнения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при осуществлении своей деятельности требований, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области автомобильного транспорта.
В процессе мероприятий по проверке осуществляется осмотр транспортных средств на соответствие требованиям по допуску их к эксплуатации и правилам перевозок пассажиров и грузов, наличие и соответствие путевой и иной установленной документации. За отчетный период 2019 года было проведено 38,9 тыс. рейдовых мероприятий, в ходе которых проверено свыше 135,6 тыс. транспортных средств, выявлено 122,1 тыс. нарушений, вынесено 97,8 тыс. постановлений о привлечении виновных к административной ответственности на общую сумму 628,1 млн. руб. Кроме того, по результатам проведенной работы арестовано 2,5 тыс. транспортных средств.
Публичные обсуждения правоприменительной практики дают возможность юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям получить информацию о профилактических и контрольно-надзорных мероприятиях, проведенных контролирующими органами, мерах, которые нужно предпринять, чтобы не допустить нарушений законодательства, поучаствовать в обсуждениях и дискуссиях в открытом формате, а также получить ответы на интересующие вопросы. В рамках реализации приоритетной программы Правительства РФ по реформированию контрольно-надзорной деятельности в соответствии с утвержденным графиком в 46 крупных городах Российской Федерации, таких как, Псков, Шахты, Элиста, Ростов-на-Дону, Краснодар, Астрахань, Симферополь, Киров, Ижевск, Йошкар-Ола, Нижний Новгород, Пермь, Оренбург, Уфа, Ульяновск, Самара, Чебоксары, Пенза, Саратов, Саранск, Екатеринбург, Тюмень, Новосибирск, Омск, Иркутск, Улан-Удэ, Чита, Барнаул, Горно-Алтайск, Кемерово, Кызыл, Томск, Красноярск, Владивосток, П-Камчатский, Южно-Сахалинск, Хабаровск, Благовещенск, Якутск, Нальчик, территориальные управления Госавтодорнадзора провели 98 публичных слушания и обсуждения результатов правоприменительной практики.
На проведённых мероприятиях приняло участие свыше 9 000 человек, представителей бизнес сообщества автотранспортного комплекса.
В 2019 году Управлением Госавтодорнадзора его территориальными органами было проведено более 3,3 тыс. профилактических мероприятий, таких как:
- размещение на официальном сайте в сети "Интернет" перечня нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), а также текстов, соответствующих нормативных правовых актов;
- информирование исполнительных органов власти, органов власти субъектов Российской Федерации, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения обязательных требований, в том числе посредством:
- разработка и опубликование руководств (распоряжений, указаний и др.) по соблюдению обязательных требований; проведения совещаний, семинаров и конференций, разъяснительной работы в средствах массовой информации и иными способами. В случае изменения обязательных требований подготавливает и распространяет комментарии о содержании новых нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, внесенных изменениях в действующие акты, сроках и порядке вступления их в действие, а также рекомендации о проведении необходимых организационных, технических мероприятий, направленных на внедрение и обеспечение соблюдения обязательных требований;
- проведение системной работы с органами исполнительной власти и прокуратуры субъектов Российской Федерации по обеспечению законности применения административных мер в отношении нарушителей транспортного законодательства;
- организацию взаимодействия и совместной работы с представителями полиции Главного Управления Министерства внутренних дел России, включая Управление Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России, органов Федеральной миграционной службы, Федеральной налоговой службы, Федеральной антимонопольной службы, профильных комитетов правительств субъектов и других компетентных органов по пресечению противоправных действий со стороны перевозчиков;
- проведение межрегиональными управлениями Госавтодорнадзора ежеквартальных публичных обсуждений правоприменительной практики;
- регулярное обобщение практики осуществления контрольной (надзорной) деятельности в сфере компетенции Службы и размещение на официальном сайте в сети "Интернет" соответствующих обобщений, в том числе с указанием наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований с рекомендациями в отношении мер, которые должны приниматься юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в целях недопущения таких нарушений.
- проведение комплексной и плановой деятельности по осуществлению мониторинга правоприменения в Российской Федерации.
- проведение аттестации лиц, занимающих должности руководителей и специалистов предприятий транспорта.
Основной проблемой, которая должна быть решена при реализации данной программы является низкий уровень правовой грамотности субъектов надзора, который приводит к возникновению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, либо к угрозе причинения.
Для реализации Программы профилактики Госавтодорнадзора предлагаются новые способы (виды) профилактических мероприятий:
1. Расширение форм проведения профилактики с использованием официального сайта Ространснадзора в сети "Интернет":
1.1. Размещение перечней нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), а также текстов соответствующих правовых актов. Данная форма проведения профилактики приведет к открытости обязательных требований, проверяемых в ходе контрольно-надзорных мероприятий в сфере автомобильного и дорожного надзора, для всех подконтрольных субъектов.
1.2. Разработка и опубликование руководств по соблюдению обязательных требований с последующим размещением на сайте Ространснадзора в сети "Интернет". Указанная форма приведет к информированию подконтрольных субъектов о методологии по соблюдению обязательных требований.
1.3. Подготовка и распространение комментариев о содержании новых нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, внесенных в действующие акты, сроках и порядке вступления их в действие, а также рекомендации о проведении необходимых организационных, технических мероприятий, направленных на внедрение и обеспечение соблюдения обязательных требований. Данная форма проведения профилактики приведет к своевременному информированию подконтрольных субъектов об изменениях обязательных требований.
1.4. Обобщение практики осуществления государственного контроля в сфере автомобильного и дорожного надзора, размещение обобщений на сайте Ространснадзора в сети "Интернет". Указанная форма приведет к открытости проверочных мероприятий и информированию субъектов контроля (надзора) о наиболее часто встречающихся случаях нарушений обязательных требований.
1.5. Создание на сайте Ространснадзора в сети "Интернет" опросов для представителей субъектов контроля (надзора) о качестве проведенных проверок, а также функции оценки:
- информированности подконтрольных субъектов об обязательных требованиях, о принятых и готовящихся изменениях в системе обязательных требований, о порядке проведения проверок, правах субъектах контроля (надзора) в ходе проверки;
- понятности обязательных требований, обеспечивающих их однозначное толкование подконтрольными субъектами и контрольно-надзорным органом;
- уровня вовлеченности подконтрольных субъектов в регулярное взаимодействие с контрольно-надзорным органом.
2. Расширение формы разъяснения подконтрольных субъектам обобщенных итогов выявленных нарушений за прошлые периоды непосредственно во время проверок. Указанная форма приведет к дополнительному распространению сведений о наиболее часто выявляемых нарушениях и способах по их устранению для субъектов контроля (надзора).
3. Выдача предостережения юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям о недопустимости нарушения обязательных требований. Указанная форма приведет к минимизации наступления вероятности наступления события (аварии, транспортного происшествия), следствием которого могут являться:
- риск гибели человека;
- риск причинения вреда здоровью человека;
- риск загрязнения окружающей среды;
- риск материального ущерба.
Ожидаемые конечные результаты реализации профилактики:
1. Уменьшение общего числа нарушений обязательных требований, выявляемых при проведении государственного транспортного контроля (надзора) в отношении подконтрольных хозяйствующих субъектов.
2. Снижение нарушений требований обеспечения безопасности перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом;
3. Снижение нарушений правил движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства по дорогам общего пользования федерального значения;
4. Снижение нарушений деятельности в области транспорта с нарушением условий, предусмотренных лицензированием;
5. Снижение административной нагрузки на субъекты, осуществляющие деятельность по перевозке пассажиров и грузов, не допускающие грубых нарушений обязательных требований;
6. Повышение прозрачности системы контрольно-надзорной деятельности.
Типовые нарушения обязательных требований:
За 2019 год территориальными управлениями Госавтодорнадзора по выявленным нарушениям было возбуждено 337 тыс. административных дел, из них, по видам нарушений:
- управление транспортным средством либо выпуск на линию транспортного средства для перевозки грузов и (или) пассажиров без технического средства контроля, нарушение лицом, управляющим транспортным средством для перевозки грузов и (или) пассажиров, режима труда и отдыха (ст. 11.23 КоАП РФ) - 163,4 тыс.;
- нарушение требований обеспечения безопасности перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (ст. 12.31.1 КоАП РФ) - 60,8 тыс.;
- нарушение правил движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства (ст. 12.21.1 КоАП РФ) - 36,9 тыс.;
- несоблюдение требований законодательства Российской Федерации о внесении платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн (ст. 12.21.3 КоАП РФ) - 17 тыс.;
- нарушение порядка использования автобуса, трамвая или троллейбуса (ст. 11.33 КоАП РФ) - 7,8 тыс.;
- управление транспортным средством без отличительного на нем и (или) прицепах к нему знака государства регистрации транспортного средства (прицепа) и нарушение других правил эксплуатации транспортного средства при осуществлении международной автомобильной перевозки (ст. 11.27 КоАП РФ) - 9,8 тыс.;
- уклонение от исполнения административного наказания (ст. 20.25 КоАП РФ) - 10,6 тыс.;
- осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта с нарушением условий, предусмотренных лицензией (ч. 3 ст. 14.1.2 КоАП РФ) - 3,4 тыс.;
- невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора (должностного лица), органа (должностного лица), осуществляющего муниципальный контроль (ст. 19.5 КоАП РФ) - 1,1 тыс.
3. Государственный надзор за деятельностью в гражданской авиации
Стратегической целью профилактики правонарушений обязательных требований законодательства Российской Федерации в сфере гражданской авиации и использования воздушного пространства (далее - профилактика) является повышение уровня комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы в сфере гражданской авиации и использования воздушного пространства путем оптимизации взаимодействия всех участников профилактики: Госавианадзора, территориальных управлений государственного надзора за деятельностью в гражданской авиации, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих свою деятельность в сфере гражданской авиации и использования воздушного пространства, общественных объединений и населения.
Основными целями профилактики являются:
- предотвращение ущерба охраняемым законом ценностям и повышение комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы в сфере гражданской авиации и использования воздушного пространства;
- предупреждение нарушений обязательных требований законодательства Российской Федерации субъектами контроля (надзора);
- снижение административной нагрузки на субъекты контроля (надзора);
- сокращение количества нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями;
- повышение эффективности осуществления контрольно-надзорной деятельности.
Мероприятия профилактики представляют собой комплекс мер, направленных на достижение целей и решение основных задач.
Для решения поставленных задач ведется работа по совершенствованию нормативной правовой базы в сфере гражданской авиации и использования воздушного пространства, дифференциации обязательных требований в зависимости от категории субъектов, оказывающих негативное воздействие на охраняемые законом ценности, повышение квалификации руководителей и сотрудников подконтрольных субъектов для снижения количества правонарушений в отрасли.
В 2019 году территориальными Управлениями государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности (УГАН НОТБ), МТУ СКФО Ространснадзора с участием представителей Госавианадзора, в соответствии с утверждённым Планом-графиком проведения публичных обсуждений правоприменительной практики Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, проведено 25 мероприятий в 18 городах: Коломна (Московская область), Егорьевск (Московская область), Ростов-на-Дону, Екатеринбург, Тюмень, Новосибирск, Иркутск, Красноярск, Мурманск, Хабаровск, Самара, Ярославль, Кисловодск, Казань, Барнаул, Уфа, Санкт-Петербург, Великий Новгород.
На проведённых мероприятиях приняло участие более 800 человек, представителей бизнес сообщества транспортного комплекса.
Ведется работа по снижению административной нагрузки на субъекты надзора путем актуализации и сокращения обязательных требований контрольно-надзорной деятельности на территории, а также путем повышения их информированности об обязательных требованиях через размещение на официальных сайтах исчерпывающих перечней нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования по контрольно-надзорной деятельности.
Госавианадзор продолжает практику организации и проведения совещаний с участием Госавианадзора, с представителями авиационных сообществ физических, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих легкомоторные воздушные суда в различных регионах Российской Федерации.
Госавианадзор и УГАН НОТБ по федеральным округам в целях предупреждения нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований законодательства в сфере гражданской авиации, устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований, осуществляет мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований, в том числе:
1) обеспечивают размещение на официальном сайте в сети "Интернет" перечня нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), а также текстов, соответствующих нормативных правовых актов;
2) осуществляют информирование юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения обязательных требований, в том числе посредством проведения совещаний, семинаров и конференций, проведение разъяснительной работы в средствах массовой информации и иными способами.
В случае изменения обязательных требований подготавливает и распространяет комментарии о содержании новых нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, внесенных изменениях в действующие акты, сроках и порядке вступления их в действие, а также рекомендации о проведении необходимых организационных, технических мероприятий, направленных на внедрение и обеспечение соблюдения обязательных требований;
3) обеспечивают проведение ежеквартальных публичных обсуждений правоприменительной практики;
4) обеспечивают регулярное (не реже одного раза в год) обобщение практики осуществления контрольной (надзорной) деятельности в сфере гражданской авиации и размещение на официальном сайте в сети "Интернет" соответствующих обобщений, в том числе с указанием наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований с рекомендациями в отношении мер, которые должны приниматься юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в целях недопущения таких нарушений;
5) выдают предостережения о недопустимости нарушений обязательных требований.
Одновременно, Госавианадзором и УГАН НОТБ при проведении профилактических мероприятий надзорной деятельности активно используются современные информационные технологии с доступом к электронной информационной среде и нормативно правовой базе по необходимому спектру проблем существующих в настоящее время в области безопасности полетов.
Например, на сайте Федеральной службы по надзору в сфере транспорта создан раздел для эксплуатантов авиации общего назначения, частных владельцев воздушных судов, беспилотных летательных аппаратов. На сайтах УГАН НОТБ в разделе Профилактика нарушений регулярно выкладывается актуальная информация о дате и месте проведения этих мероприятий. Темы доклады, регламенты проведения, видеоотчеты проведения мероприятий также размещаются на сайтах территориальных органов Госавианадзора (УГАН НОТБ). На сайте УГАН НОТБ ЮФО размещаются записи прямых трансляций (в режиме онлайн) выступления инспекторов. Доклады можно найти по ссылкам, указанным на сайтах УГАН НОТБ.
В качестве источников формирования докладов используются:
- результаты проверок и иных мероприятий по контролю, в том числе осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями;
- результаты обжалований действий и решений должностных лиц Управления в административном или судебном порядке и иные материалы судебной практики;
- результаты применения мер прокурорского реагирования по вопросам надзорной деятельности;
- результаты рассмотрения заявлений и обращения граждан;
- результаты взаимодействия с территориальными органами Федеральной службы судебных приставов по принудительному взысканию административных штрафов и приостановлению деятельности;
- разъяснения, полученные Управлением от органов прокуратуры, суда, иных государственных органов.
Для повышения эффективности профилактических мероприятий надзорной деятельности по соблюдению обязательных требований в области гражданской авиации, а также в области использования воздушного пространства, считаем необходимым:
- продолжить практику проводимых мероприятий с привлечением участников транспортного комплекса.
- повысить качество проводимых мероприятий с более активным применением информационных технологий, прежде всего в части информирования частных владельцев воздушных судов и владельцев беспилотных летательных аппаратов;
- расширить географию проведения публичных обсуждениях правоприменительной практики по соблюдению обязательных требований в области гражданской авиации, а также в области использования воздушного пространства в целях привлечения новых участников транспортного комплекса и заинтересованных государственных органов исполнительной власти.
Основной проблемой, которая должна быть решена при реализации Программы на 2020 год, является низкий уровень правовой грамотности субъектов надзора, который приводит к возникновению причинения вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, либо к угрозе причинения вреда.
На 2020 год определяем следующие задачи:
- выявление причин, факторов и условий, способствующих причинению вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства и нарушению обязательных требований, определение способов устранения или снижения рисков их возникновения;
- устранение причин, факторов и условий, способствующих возможному причинению вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства и нарушению обязательных требований;
- совершенствование оценки зависимости видов, форм и интенсивности профилактических мероприятий от особенностей конкретных подконтрольных субъектов (объектов) и присвоенного им уровня риска (класса опасности), проведение профилактических мероприятий с учетом данных факторов;
- совершенствование сбора статистических данных, необходимых для организации профилактической работы;
- повышение квалификации кадрового состава контрольно-надзорных органов;
- развитие системы консультирования подконтрольных субъектов, в том числе с использованием современных информационно-телекоммуникационных технологий.
4. Государственный железнодорожный надзор
За 2019 год Управлением государственного железнодорожного надзора было проведено 1554 проверок субъектов железнодорожного транспорта по соблюдению законодательства в области обеспечения безопасности движения и пожарной безопасности (в 2018 году - 1 505), из них плановых - 1 070 (1 132), внеплановых 484 (373).
Мероприятия профилактики представляют собой комплекс мер, направленных на достижение целей и решений основных задач.
В 2019 году территориальными органами государственного железнодорожного надзора с участием представителей центрального аппарата Госжелдорнадзора в соответствии с Планом-графиком проведения публичных обсуждений правоприменительной практики Федеральной службы по надзору в сфере транспорта проведено 31 мероприятие:
14.02.2019 Приволжское УГЖДН, г. Владимир, кол-во заполненных анкет - 10, число присутствующих (чел.) - 23, кол-во юр. лиц - 14;
15.02.2019 МТУ Ространснадзора по СКФО, г. Нальчик, кол-во заполненных анкет - 2, число присутствующих (чел.) - 2, кол-во юр. лиц - 1;
27.02.2019 Северо-Западное УГЖДН, г. Иваново, кол-во заполненных анкет - 51, число присутствующих (чел.) - 51, кол-во юр. лиц - 21;
28.03.2019 Дальневосточное УГЖДН, г. Свободный, кол-во заполненных анкет - 27, число присутствующих (чел.) - 62, кол-во юр. лиц - 39;
28.03.2019 Южное УГЖДН, г. Краснодар, кол-во заполненных анкет - 19, число присутствующих (чел.) - 58, кол-во юр. лиц - 31;
28.03.2019 Центральное УГЖДН, г. Москва, кол-во заполненных анкет - 20, число присутствующих (чел.) - 41, кол-во юр. лиц - 21;
28.03.2019 Уральское УГЖДН, г. Тюмень, кол-во заполненных анкет - 20, число присутствующих (чел.) - 73, кол-во юр. лиц - 27;
11.04.2019 Уральское УГЖДН, г. Новый Уренгой, кол-во заполненных анкет - 15, число присутствующих (чел.) - 61, кол-во юр. лиц - 24;
23.04.2019 Сибирское УГЖДН, г. Вихоревка, кол-во заполненных анкет - 45, число присутствующих (чел.) - 45, кол-во юр. лиц - 24;
30.04.2019 МТУ Ространснадзора по СКФО, г. Кисловодск, кол-во заполненных анкет - 6, число присутствующих (чел.) - 6, кол-во юр. лиц - 3;
26.06.2019 Северо-Западное УГЖДН, г. Сосногорск, кол-во заполненных анкет - 47, число присутствующих (чел.) - 47, кол-во юр. лиц - 13;
26.06.2019 ЦА Госжелдорнадзор, г. Москва, кол-во заполненных анкет - 22, число присутствующих (чел.) - 55, кол-во юр. лиц - 24;
26.06.2019 Центральное УГЖДН, г. Москва;
27.06.2019 Южное УГЖДН, г. Сочи, кол-во заполненных анкет - 20, число присутствующих (чел.) - 62, кол-во юр. лиц - 42;
27.06.2019 Приволжское УГЖДН, г. Чебоксары, кол-во заполненных анкет - 26, число присутствующих (чел.) - 30, кол-во юр. лиц - 26;
27.06.2019 Дальневосточное УГЖДН, г. Алдан, кол-во заполненных анкет - 11, число присутствующих (чел.) - 48, кол-во юр. лиц - 20;
11.07.2019 Сибирское УГЖДН, г. Улан-Удэ, кол-во заполненных анкет - 55, число присутствующих (чел.) - 55, кол-во юр. лиц - 44;
30.07.2019 МТУ Ространснадзора по СКФО, г. Махачкала, кол-во заполненных анкет - 7, число присутствующих (чел.) - 7, кол-во юр. лиц - 4;
29.08.2019 Сибирское УГЖДН, г. Абакан, кол-во заполненных анкет - 79, число присутствующих (чел.) - 79, кол-во юр. лиц - 40;
19.09.2019 Северо-Западное УГЖДН, г. Петрозаводск, кол-во заполненных анкет - 51, число присутствующих (чел.) - 51, кол-во юр. лиц - 26;
26.09.2019 Южное УГЖДН, г. Симферополь, кол-во заполненных анкет - 27, число присутствующих (чел.) - 66, кол-во юр. лиц - 39;
26.09.2019 Дальневосточное УГЖДН, г. Южный - Сахалинск, кол-во заполненных анкет - 12, число присутствующих (чел.) - 59, кол-во юр. лиц - 31;
26.09.2019 Уральское УГЖДН, г. Оренбург, кол-во заполненных анкет - 5, число присутствующих (чел.) - 63, кол-во юр. лиц - 31;
03.10.2019 Приволжское УГЖДН г. Саранск, кол-во заполненных анкет - 16, число присутствующих (чел.) - 33, кол-во юр. лиц - 21;
24.10.2019 Центральное УГЖДН, г. Москва, кол-во заполненных анкет - 22, число присутствующих (чел.) - 36, кол-во юр. лиц - 26;
19.11.2019 Северо-Западное УГЖДН, г. Санкт-Петербург, кол-во заполненных анкет - 40, число присутствующих (чел.) - 69, кол-во юр. лиц - 69;
21.11.2019 Приволжское УГЖДН г. Ижевск, кол-во заполненных анкет - 14, число присутствующих (чел.) - 19, кол-во юр. лиц - 12;
28.11.2019 Уральское УГЖДН г. Сургут, кол-во заполненных анкет - 21, число присутствующих (чел.) - 68, кол-во юр. лиц - 33;
05.12.2019 Сибирское УГЖДН г. Томск, кол-во заполненных анкет - 90, число присутствующих (чел.) - 90, кол-во юр. лиц - 66;
19.12.2019 Южное УГЖДН г. Ростов на Дону, кол-во заполненных анкет - 39, число присутствующих (чел.) - 94, кол-во юр. лиц - 68;
19.12.2019 Дальневосточное УГЖДН г. Хабаровск, кол-во заполненных анкет - 9, число присутствующих (чел.) - 27, кол-во юр. лиц - 13;
26.12.2019 Центральное УГЖДН г. Москва, кол-во заполненных анкет - 12, число присутствующих (чел.) - 14, кол-во юр. лиц - 9;
На проведённых мероприятиях приняло участие 1 494 человека представителей 862 организаций, заполнено 840 анкет.
Госжелдорнадзором и территориальными органами государственного железнодорожного надзора в настоящее время профилактические мероприятия реализуются в следующих формах:
- проведение ведомственных тематических коллегий (1 раз в год);
- проведение ежеквартальных публичных обсуждений правоприменительной практики;
- проведение видеоконференций с территориальными органами государственного железнодорожного надзора по текущим проблемным вопросам, обсуждению изменений действующего законодательства в сфере контрольно-надзорной деятельности, повышению эффективности проверочных мероприятий (ежеквартально);
- публикация на сайте Ространснадзора в сети "Интернет" информации о результатах расследований транспортных происшествий на железнодорожном транспорте (из окончательных отчетов, по мере поступления информации);
- информирование о фактах транспортных происшествий посредством рассылки электронных писем руководителям поднадзорных предприятий;
- публикация в средствах массовой информации сведений о деятельности Госжелдорнадзора и территориальных органов (событийно);
- выдача предостережений юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям о недопустимости нарушений обязательных требований;
- внесение должностным лицам представлений о принятии мер об устранении выявленных нарушений и условий, способствовавших их совершению;
- проведение профилактических рейдовых мероприятий по проверке подвижного состава железнодорожного транспорта в процессе его эксплуатации;
- публикация на сайте Ространснадзора в сети "Интернет" мониторинга правоприменительной практики;
- проведение совещаний, семинаров, тематических конференций с подконтрольными предприятиями по актуальным вопросам контроля (надзора);
- публикация на сайт Ространснадзора в сети "Интернет" перечня нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования законодательства;
- размещение ежегодного плана проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
- участие в общероссийском дне приема граждан по вопросам, отнесенным к компетенции Госжелдорнадзора.
Проведена работа по организации профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушений обязательных требований, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, целью проведения которых является снижение административных и финансовых издержек как контрольно-надзорного органа, так и подконтрольных субъектов, по сравнению с ведением контрольно-надзорной деятельности исключительно путем проведения контрольно-надзорных мероприятий, а также предупреждение нарушения, подконтрольными субъектами обязательных требований, включая устранение причин, факторов и условий, способствующих возможному нарушению обязательных требований.
Так, на основании статей 8.2., 13.2. Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" Управлением Госжелдорнадзора было проведено 693 рейдовых осмотра железнодорожного подвижного состава в процессе его эксплуатации (в 2018 году - 307). Было осмотрено 5 942 единицы подвижного состава (в 2018 году - 7 030), выявлено 4 654 нарушения (в 2018 году - 7 872), а также выдано 408 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований (в 2018 - году 271).
В случае выявления нарушений требований законодательства Российской Федерации, образующих состав административного правонарушения, Госжелдорнадзором принимаются меры административного воздействия в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Всего выявлено 18 867 нарушений требований законодательства Российской Федерации (в 2018 году - 35 441), из них - 4 731 (14 241) нарушение, угрожающие обеспечению безопасности движения на железнодорожном транспорте, которые требуют применения запретных мер. Выдано 1 264 (1 333) предписания по устранению выявленных нарушений законодательства Российской Федерации.
В целом нарушениями является несоблюдение юридическими лицами, индивидуальным предпринимателем при осуществлении своей деятельности в области железнодорожного транспорта требований безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, подвижного состава и иных связанных с перевозочным процессом транспортных и технических средств, правил перевозки и перегрузки грузов, перевозки пассажиров и багажа, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, Федеральным законом от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области безопасности железнодорожного транспорта.
В частности, к таким нарушениям относятся:
1. Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта на железнодорожных путях общего и необщего пользования, например:
- сплошная, кустовая гнилость шпал;
- отступления по ширине колеи;
- отступления по уровню, перекосам, просадкам пути;
- неисправность стрелочных переводов;
- не ведется технический паспорта на локомотив, вагон;
- неисправность скоростемера и регистрирующего устройства;
- неисправность подачи песка;
- не соблюдается периодичность ремонтов локомотивов (ТР, СР, КР);
- на тепловозе неисправна АЛСН;
- несоответствие квалификационным требованиям лиц, допущенных к работе (отсутствие профессионального образования у рабочих, отсутствие повышения квалификации у специалистов и исполнительных руководителей);
- и т.д.
2. Нарушение правил перевозки опасных веществ, например:
- подготовка железнодорожных цистерн к наливу, заправка клапанов сливных приборов производятся на не оборудованных путях;
- допущена течь (просыпание) опасного груза из вагона после проведения технического и коммерческого осмотра и принятого к перевозке;
- допущена неисправность запорно-предохранительной и сливоналивной арматуры;
- при погрузке (выгрузке) легковоспламеняющихся веществ допущено использование искрообразующего инструмента;
- места погрузки-выгрузки ЛВЖ не соответствуют требованиям НТД;
- и т.д.
3. Нарушение требований пожарной безопасности на железнодорожном транспорте, например:
- на локомотиве, находящемся в эксплуатации выявлено подтекание масла в дизельном помещение;
- машинисты, помощники машинистов не прошли обучение по программе пожарно-технического минимума с последующей сдачей зачета;
- электропоезд эксплуатируется с неисправными дверями пассажирских вагонов (не полностью открывающимися, перекошенными - между тамбуром и салоном в вагонах) создана преграда для эвакуации пассажиров в случае пожара;
- на момент проверки отсутствует утвержденная руководителем предприятия программа проведения занятий по пожарно-техническому минимуму;
- в кабине машиниста тепловоза отсутствует памятка с необходимыми сведениями о действиях при пожаре;
- в кабине машиниста тепловоза отсутствует металлическая емкость (ящик, ведро) с крышкой для хранения обтирочных концов;
- и т.д.
4. Несоблюдение лицензиатом лицензионных требований в части, например:
- осуществления деятельности по перевозкам железнодорожным транспортом опасных грузов:
- лицензиатом не соблюдаются Технические условия размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах;
- у лицензиата отсутствует на праве собственности или на ином законном основании железнодорожный подвижной состав и (или) контейнеры, предназначенные для перевозки опасных грузов;
- состояние железнодорожного подвижного состава, используемого лицензиатом для перевозок опасных грузов, не соответствует требованиям статьи 17 Федерального закона РФ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" от 10.01.2003 N 17-ФЗ;
- в штате лицензиата отсутствует работник, ответственный за обеспечение безопасности движения и эксплуатации подвижного состава, ведение учета транспортных происшествий и обеспечение их анализа, включая причины возникновения;
- в штате лицензиата отсутствуют работники, обеспечивающие перевозку опасных грузов, деятельность которых связана с движением поездов, удовлетворяющие соответствующим квалификационным требованиям, аттестованные в установленном порядке и проходящие повышение квалификации по требуемой специализации не реже 1 раза в 3 года.
- осуществления деятельности по перевозкам железнодорожным транспортом пассажиров:
- у лицензиата отсутствует на праве собственности или на ином законном основании железнодорожный подвижной состав;
- состояние железнодорожного подвижного состава, используемого лицензиатом для перевозок пассажиров, не соответствует требованиям статьи 17 Федерального закона РФ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" от 10.01.2003 N 17-ФЗ;
- в штате лицензиата отсутствует работник, ответственный за обеспечение безопасности движения и эксплуатации подвижного состава, ведение учета транспортных происшествий и обеспечение их анализа, включая причины возникновения;
- в штате лицензиата отсутствуют работники, обеспечивающие перевозку пассажиров, деятельность которых связана с движением поездов, удовлетворяющие соответствующим квалификационным требованиям, аттестованные в установленном порядке и проходящие повышение квалификации по требуемой специализации не реже 1 раза в 5 лет.
- осуществления погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте:
- у лицензиата отсутствуют на праве собственности или на ином законном основании погрузо-разгрузочные устройства и сооружения, а также производственные объекты, необходимые для осуществления лицензируемой деятельности;
- погрузо-разгрузочные устройства и сооружения, а также производственные объекты, необходимые для осуществления лицензируемой деятельности, не соответствуют требованиям, установленным нормативными правовыми и иными актами;
- в местах осуществления лицензируемой деятельности отсутствуют средства противопожарной защиты, противопожарного водоснабжения, необходимые для ликвидации пожара;
- средства противопожарной защиты, противопожарного водоснабжения, находящиеся в местах осуществления лицензируемой деятельности находятся в неработоспособном состоянии;
- в штате лицензиата отсутствует должностное лицо, ответственное за организацию лицензируемой деятельности, имеющее высшее профессиональное или среднее специальное профессиональное образование и стаж работы в области осуществления лицензируемой деятельности не менее 5 лет за последние 10 лет трудовой деятельности;
- в штате лицензиата отсутствуют работники, деятельность которых связана с осуществлением лицензируемой деятельности, удовлетворяющие соответствующим квалификационным требованиям, аттестованные в установленном порядке и проходящие повышение квалификации по требуемой специализации не реже 1 раза в 3 года.
Наиболее часто встречающимися административными правонарушениями явились:
1. На транспорте:
- нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта на железнодорожных путях общего пользования, железнодорожных путях необщего пользования или на железнодорожных переездах (ч. 6 ст. 11.1. КоАП РФ);
- проход по железнодорожным путям в неустановленных местах (ч. 5 ст. 11.1. КоАП РФ);
- несоблюдение установленных габаритов при погрузке и выгрузке грузов (ч. 2 ст. 11.1. КоАП РФ);
- повреждение железнодорожного пути, сооружений и устройств сигнализации или связи либо другого транспортного оборудования, сбрасывание на железнодорожные пути или оставление на них предметов, которые могут вызвать нарушение движения поездов (ч. 1 ст. 11.1. КоАП РФ);
- нарушение требований пожарной безопасности на железнодорожном транспорте (ст. 11.16. КоАП РФ);
- повреждение имущества на транспортных средствах общего пользования, если причиненный имущественный ущерб не превышает сто рублей, а равно повреждение грузовых вагонов, плавучих и других транспортных средств, контейнеров или иного оборудования, предназначенных для перевозки и хранения грузов на транспорте (ч. 1 ст. 11.15. КоАП РФ).
2. Против порядка управления:
- непредставление или несвоевременное представление в орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление в орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор) в неполном объеме или в искаженном виде (ст. 19.7 КоАП РФ).
- невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства (ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ);
- непринятие по постановлению (представлению) органа (должностного лица), рассмотревшего дело об административном правонарушении, мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (ст. 19.6 КоАП РФ);
- осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна) - (ч. 3 ст. 19.20. КоАП РФ);
- осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна) - (ч. 1 ст. 19.20. КоАП РФ).
3. Административные правонарушения, посягающие на институты государственной власти:
- невыполнение законных требований должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении (ст. 17.7. КоАП РФ).
4. В области предпринимательской деятельности:
- осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта с нарушением условий, предусмотренных лицензией (ч. 3 ст. 14.1.2. КоАП РФ);
- осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта с грубым нарушением условий, предусмотренных лицензией (ч. 4 ст. 14.1.2. КоАП РФ);
- осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта без лицензии (ч. 1 ст. 14.1.2. КоАП РФ).
Предписания, выданные государственными инспекторами, обжалованы не были.
При анализе условий, способствовавших совершению административному правонарушению можно выделить следующие:
- отсутствие системы контроля за деятельностью работников предприятия со стороны руководства;
- халатное отношение работников по отношению к исполнению своих должностных обязанностей;
- незнание требований нормативных правовых (технических) актов работниками и руководителями предприятий;
- несоответствие квалификационным требованиям лиц, допущенных к работе (отсутствие профессионального образования у рабочих, отсутствие повышения квалификации у специалистов и исполнительных руководителей);
- система периодической проверки знаний Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации и Инструкций работниками носит формальный характер или отсутствует вообще (только на бумаге)
- и т.п.
Для устранения причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, как уже говорилось выше, руководителям предприятий вносятся представления для их устранения с указание мер, которые необходимо предпринять. За 2019 год должностными лицами Госжелдорнадзора выдано 665 представлений о принятии мер об устранении выявленных нарушений и условий, способствовавших их совершению.
5. Государственный морской и речной надзор
Управление государственного морского и речного надзора (далее - Госморречнадзор) и его территориальные управления осуществляют федеральный государственный транспортный надзор и федеральный государственный надзор в области безопасности гидротехнических сооружений в отношении судоходных и портовых гидротехнических сооружений.
Субъектами контроля (надзора) Госморречнадзора являются: организации-судовладельцы; организации, эксплуатирующие портовые и судоходные гидротехнические сооружения; лоцманские организации; организации, входящие в подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС); капитаны морских портов; капитаны бассейнов внутренних водных путей.
Со стороны субъектов контроля (надзора) существуют риски нарушения обязательных требований в сфере морского и речного транспорта, прямо или косвенно влияющие на вероятность наступления события (аварии, транспортного происшествия), следствием которого могут являться:
1. гибель человека;
2. причинение вреда здоровью человека;
3. загрязнение окружающей среды;
4. причинение материального ущерба.
В сфере деятельности Госморречнадзора по состоянию на 01.01.2020 года находится 7 885 хозяйствующих субъектов.
За 2019 год Госморречнадзором проведено 7 610 контрольно-надзорных мероприятий, что на 28% больше, чем за аналогичный период предыдущего года (5 934).
В 2019 году территориальными управлениями Госморречнадзора проведено 1 407 проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, что на 51,6% больше, чем в 2018 (928 поверок), в том числе 654 проверки в отношении судоходных компаний; 744 проверки организаций эксплуатирующих портовые гидротехнические сооружения (далее - ПГТС) и судоходные гидротехнические сооружения (далее - СГТС); 9 проверок иных хозяйствующих субъектов (лоцманские организации, службы капитанов администраций морских портов и администраций бассейнов).
Кроме того, инспекторами Госморречнадзора проведено 3 215 осмотров судоходных путей (в 2018 - 2 826) с использованием судов патрульного флота, а также 2 092 осмотра объектов транспортной инфраструктуры (в 2018 году - 1 195).
В ходе проведения контрольно-надзорных мероприятий выявлено 4 431 нарушение обязательных требований законодательства в области торгового мореплавания и внутреннего водного транспорта (на 9.5% меньше показателя 2018 года - 4 901).
По результатам проверок и осмотров в 2019 году выдано 799 предписаний на устранение выявленных нарушений, что на 44% больше, чем в 2018 году (553 предписания).
По результатам проведенных контрольно-надзорных мероприятий привлечено к ответственности 3 983 юридических, должностных, физических лиц и индивидуальных предпринимателей; наложено штрафов на сумму более 50 млн. рублей.
Доля устраненных нарушений в 2019 году составляет 97,2%.
Наиболее частыми нарушениями, выявляемыми в ходе контрольно-надзорных мероприятий (более 42% от общего числа выявляемых нарушений), являются административные правонарушения, квалифицируемые по части 1 статьи 11.7 КоАП РФ (нарушение судоводителем на морском транспорте правил плавания судов), частям 1 и 2 статьи 11.8 КоАП РФ (нарушение правил эксплуатации судов, а также управление судном лицом, не имеющим права управления) и части 1 статьи 11.13 КоАП РФ (выпуск в плавание судна лицом, ответственным за его эксплуатацию, с нарушением ограничений по району и условиям плавания). За 2019 год общее число таких нарушений составило 1 297, к административной ответственности привлечено 1 702 должностных и физических лиц.
Порядка 23% составляют нарушения, квалифицируемые по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ (нарушение исполнителем требований технических регламентов) и по частям 1-4 статьи 14.1.2 КоАП РФ (осуществление предпринимательской деятельности без лицензии, либо с нарушением (в том числе грубым) условий, предусмотренных лицензией). В 2019 году по фактам нарушений к административной ответственности привлечено 711 хозяйствующих субъектов, в том числе 671 должностное и юридическое лицо, а также 40 физических лиц и индивидуальных предпринимателей.
За истекший год территориальными управлениями государственного морского и речного надзора предоставлено и переоформлено 1 006 лицензий, что на 15% меньше показателя 2018 года (1 190 лицензий). По заявлениям лицензиатов прекращено действие 89 лицензий.
Проведено 874 проверки соискателей лицензий. В ходе их проведения в 51 случае выявлены несоответствия лицензионным требованиям и в предоставлении (переоформлении) разрешительных документов было отказано.
В соответствии с приказом Ространснадзора от 02.02.2015 N АК-102фс "Об утверждении перечня объектов, имеющих судоходные гидротехнические сооружения, подлежащие декларированию" декларированию подлежит 332 судоходных гидротехнических сооружения.
С начала года центральным аппаратом Управления государственного морского и речного надзора было рассмотрено 45 деклараций безопасности гидротехнических сооружений. Утверждено 35 деклараций безопасности гидротехнических сооружений, 10 направлено на доработку.
Основными причинами отказа в утверждении стали:
- неправильный расчет технического состояния и уровня безопасности в Декларации безопасности гидротехнических сооружений;
- отсутствие согласованного с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации расчета размера вреда при гидродинамической аварии на сооружениях;
- отсутствие заключенных договоров страхования ГТС;
- отсутствие заключения о готовности организации, эксплуатирующей гидротехнические сооружения, к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций и защиты населения и территории в случае аварии ГТС.
Выдано 35 разрешений на эксплуатацию гидротехнических сооружений.
При участии Госморречнадзора обеспечено достижение показателя доли судоходных гидротехнических сооружений, подлежащих декларированию безопасности, имеющих опасный и неудовлетворительный уровень безопасности, на уровне 8.1%.
На водном транспорте в 2019 году произошло 53 аварии, что на 15 аварий (22%) меньше, чем в 2018 году.
При этом количество погибших и получивших тяжкие телесные повреждения увеличилось: в 2019 погибло 19 человек, и 4 человека получили тяжкие телесные повреждения. В 2018 году 7 человек погибло, травмированных не было.
Показатель |
2018 год, ед. |
2019 год, ед. |
Количество происшествий |
68 |
53 |
Количество погибших |
7 |
19 |
Количество пострадавших |
0 |
4 |
С целью установления причин аварийных случаев и выработки рекомендаций по их предотвращению в будущем Ространснадзор проводит расследование аварийных случаев на море и транспортных происшествий на ВВП.
В 2019 году Госморречнадзором проведено 328 расследований аварийных случаев на водном транспорте. Из них 201 расследование аварийных случаев на море и 127 - на внутренних водных путях Российской Федерации.
Основные причины происшествий на водном транспорте:
- несоблюдение норм и правил технической эксплуатации морских судов, а также технической эксплуатации судовых технических средств и конструкций - 31%;
- несоблюдение общепринятых приёмов и способов управления судном - 22%;
- недостатки в организации ходовой навигационной вахты и штурманской службы на судах - 23%;
- невыполнение командным составом и/или судовладельцем, и/или береговыми работниками требований нормативных документов, регламентирующих безопасность плавания - 14%;
- не учёт гидрометеорологических особенностей района плавания и стоянки судов - 10%.
По результатам расследования каждой аварии в заключении выдаются рекомендации по предупреждению возникновения подобных аварий в будущем. Эти рекомендации касаются как внесения изменений/дополнений в нормативные и распорядительные документы и систему управления безопасностью компании-судовладельца, так и организационных вопросов, связанных со специальной подготовкой членов экипажа, организацией несения вахты.
Принимая во внимание, что широкий доступ к обстоятельствам и причинам аварийных случаев позволит морякам, руководителям и специалистам морской отрасли извлечь соответствующие уроки для предотвращения подобных аварий в будущем, послужит повышению уровня безопасности водного транспорта и защите окружающей среды, Ространснадзор ежегодно с 2004 года и по настоящее время издаёт "Сборник характерных аварийных случаев на морском и речном транспорте", ежеквартально размещает на официальном сайте информацию об авариях на море и ВВП.
Количество смертельных случаев и случаев травматизма относительно уровня 2017 года увеличилось.
При авариях на судах погибло и было травмировано 23 человека. При этом 7 человек погибло в пожарах на судах, находящихся в портах у причалов, и фактически не осуществлявших грузовые операции. Из-за нарушения правил техники безопасности погибли и были травмированы 9 человек. 7 человек погибли и получили травмы в результате нарушения требований нормативных документов по безопасности мореплавания и судоходства. Таким образом, подавляющее число указанных случаев гибели и травматизма не связано с исполнением погибшими и травмированными моряками их должностных обязанностей, однако такие факты принимаются к учету и расследуются, так как суда находились в эксплуатации.
В целях снятия существующих нормативных ограничений при ведении бизнеса, в том числе устранения избыточных, устаревших и противоречащих друг другу требований, содержащихся в федеральных нормативных правовых актах, Правительством РФ утвержден План мероприятий "Трансформация делового климата". Для реализации плана Ространснадзором совместно с представителями отраслевых организаций и союзов созданы рабочие группы. В течение 2019 года Госморречнадзором на заседаниях экспертных групп проводилась работа по актуализации обязательных требований законодательства, исключению их дублирования и сокращению количества обязательных требований, проверяемых в рамках осуществления федерального государственного транспортного надзора.
С 15 июля 2019 Госморречнадзор приступил к проведению пилотного проекта по непрерывному мониторингу исполнения предприятиями водного транспорта обязательных требований, основной целью которого является повышение уровня безопасности на объектах инфраструктуры и транспортных средствах.
Достижение цели планируется путем применения механизма самооценки предприятиями исполнения обязательных требований. Это позволит предприятиям выявить имеющиеся нарушения и принять меры по их устранению, предотвращая риски возможных транспортных происшествий.
В рамках реализации пилотного проекта количество пользователей, посетивших раздел "Пилотный проект - Непрерывный мониторинг" на сайте Ространснадзора составило 925 представителей компаний. Тестовую самооценку завершили 651 из них. Количество выявленных нарушений при прохождении тестовой самооценки - 7 117
В ходе проведения пилотного проекта отрабатывается возможность перехода к профилактической модели надзора в сфере водного транспорта - "непрерывный мониторинг", с отказом от проведения плановых проверок.
В ходе проведения проекта заключили соглашение на информационное взаимодействие 175 компаний, из них 34 компании направили в Госморречнадзор декларации соответствия. К учету принято 28 деклараций.
Приказом Ространснадзора от 29.12.2018 N ВБ-1240фс утверждена программа профилактики нарушений обязательных требований Госморречнадзора на 2019 год и на плановый период 2020-2021 гг.
Профилактика нарушения обязательных требований направлена на достижение следующих основных целей:
- предотвращение ущерба охраняемым законом ценностям и повышение комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы в сфере морского и внутреннего водного транспорта;
- предупреждение нарушений обязательных требований законодательства субъектами контроля (надзора);
- снижение административной нагрузки на субъекты контроля (надзора);
- повышение эффективности осуществления контрольно-надзорной деятельности.
Для достижения указанных целей перед Госморречнадзором стоят следующие основные задачи:
- формирование и внедрение новых средств коммуникации и методов взаимодействия с субъектами контроля (надзора) при осуществлении контрольно-надзорной деятельности в сфере морского и внутреннего водного транспорта;
- снижение количества плановых контрольных мероприятий и постепенная их замена мероприятиями по профилактике нарушений обязательных требований законодательства Российской Федерации субъектами контроля (надзора);
- создание системы, обеспечивающей прозрачность, понятность содержания обязательных требований законодательства Российской Федерации, подлежащих соблюдению.
- оптимизация работы по предупреждению и профилактике нарушений, совершаемых в сфере морского и внутреннего водного транспорта, и вовлечение в предупреждение правонарушений предприятий, организаций всех форм собственности, а также граждан и общественных объединений.
Утвержденный План мероприятий по профилактике нарушений в сфере морского и внутреннего водного транспорта на 2019 год Госморречнадзором выполнен.
Размещены перечни нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора).
Разработаны и опубликованы на сайтах территориальных управлений руководства по соблюдению обязательных требований.
В течение года территориальными управлениями Госморречнадзора проведено 237 семинаров и информационных встреч с поднадзорными субъектами.
На интернет-сайтах территориальных управлений опубликованы обобщения практики осуществления государственного контроля.
Непосредственно во время проверок (всего в 2019 году проведено 1 407) проводились разъяснения субъектам контроля (надзора) обобщенных итогов выявленных нарушений за прошлые периоды.
В течении 2019 года выдано 314 предостережений о недопустимости нарушений обязательных требований.
В соответствии с планом-графиком проведено 50 ежеквартальных публичных обсуждений результатов правоприменительной практики Госморречнадзора, руководств по соблюдению обязательных требований, подготовленных в соответствии с п. 2 и 3 части 2 статьи 8.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Событийно освещались в средствах массовой информации сведения о деятельности Госморречнадзора и территориальных управлений.
С целью информирования поднадзорных субъектов на интернет-сайте Ространснадзора размещены сведения о состоянии аварийности на водном транспорте.
Размещенные на официальном сайте Ространснадзора списки контрольных вопросов обеспечивают возможность самооценки подконтрольными субъектами своей деятельности на предмет соблюдения предъявляемых требований.
Достигнуты все целевые показатели, установленные программой профилактики рисков Госморречнадзора на 2019 год. Целевые показатели качества:
1. Показатель снижения количества нарушений законодательства, допущенных поднадзорными субъектами и выявленными при проведении проверок, не превысил 85% от базового уровня 2016 года (7 541 нарушение), и составил 4 431 нарушение.
2. Достигнут показатель удовлетворенности поднадзорными субъектами качеством мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований. Более 70% опрошенных субъектов контроля положительно отозвались о проводимой профилактической работе.
3. Показатель качества проведенных профилактических мероприятий составил 45%, что превышает запланированные 20%. Показатель рассчитывается как соотношение количества проведенных профилактических мероприятий по профилактике к количеству выявленных нарушений.
Целевые показатели результативности:
1. Количество реализуемых форм и методов профилактики нарушений обязательных требований увеличилось на 12% по сравнению с базовым, 2016 годом.
2. Количество проведенных профилактических мероприятий превысило запланированные 200 единиц. Проведено 237 семинаров, 50 публичных обсуждений правоприменительной практики, выдано 314 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований, проведено 1 407 разъяснений и профилактических бесед во время проверок.
3. Количество подконтрольных субъектов, в отношении которых проведены профилактические мероприятия больше запланированных трехсот, и составляет более 2000 субъектов.
В целях повышения эффективности профилактических мероприятий будет продолжена работа по систематизации перечней обязательных требований, включающих полный набор собственно правовых установлений, которые должны соблюдать подконтрольные субъекты, для обеспечения наличия систематизированной и актуальной информации о действующих обязательных требованиях.
Продолжится реализация мероприятий по проведению пилотного проекта по дистанционному непрерывному мониторингу исполнения обязательных требований предприятиями водного транспорта.
В целях практической реализации принципов открытости деятельности Госморречнадзора и его территориальных управлений будет обеспечено поддержание в актуальном состоянии информационного содержания тематических разделов официального интернет-сайта.
Продолжится оптимизация работы по предупреждению и профилактике нарушений, совершаемых в сфере морского и внутреннего водного транспорта.
6. Транспортная безопасность
Управление транспортной безопасности и территориальные управления транспортной безопасности осуществляют федеральный государственный контроль (надзор) в области транспортной безопасности, направленный на предупреждение, выявление и пресечение нарушений субъектами транспортной инфраструктуры, перевозчиками, застройщиками объектов транспортной инфраструктуры (далее - субъекты надзора) обязательных требований, установленных в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области транспортной безопасности (далее - федеральный государственный контроль (надзор), требования в области транспортной безопасности).
Со стороны субъектов контроля (надзора) существуют риски нарушения обязательных требований в сфере транспортной безопасности, прямо или косвенно влияющие на вероятность наступления события (акты незаконного вмешательства), следствием которого могут являться:
1. загрязнение окружающей среды;
2. причинение материального ущерба;
3. причинение вреда здоровью человека;
4. гибель человека.
В сфере деятельности Управления транспортной безопасности по состоянию на 01.01.2020 года находится 19 854 поднадзорных субъектов.
Управлением транспортной безопасности в ходе осуществления контрольно-надзорной деятельности в сфере обеспечения транспортной безопасности, авиационной безопасности и авиационно-космического поиска и спасания в 2019 году проведено 3 955 проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в ходе проведения которых:
- выявлено 14 878 нарушений;
- составлено 5 738 протоколов об административных правонарушениях;
- привлечено к административной ответственности 4 797 юридических и должностных лица;
- наложено штрафов на сумму 185 679,4 тыс. рублей;
- взыскано 158 301,7 тыс. рублей.
Кроме того, инспекторами Управления транспортной безопасности проведено 1 938 рейдовых осмотров, количество предостережений выданных по результатам рейдовым осмотров составило 1 065, протоколов 169, постановлений о привлечении к административной ответственности 147, сумма наложенных штрафов 5 221 тыс. руб.
В ходе контрольных (надзорных) мероприятий были выявлены следующие наиболее характерные нарушения субъектами транспортной инфраструктуры требований в области обеспечения транспортной безопасности:
- не проведена дополнительная оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры (ТИ) и транспортных средств (ТС), в связи с изменением требований по обеспечению транспортной безопасности;
- не сформированы самостоятельно или не привлечены подразделения транспортной безопасности на объектах ТИ и ТС;
- отсутствуют внутренние организационно-распорядительные документы, которые направлены на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;
- не обеспечена аттестация сил обеспечения транспортной безопасности;
- не обеспечено оснащение объектов ТИ и ТС техническими средствами обеспечения транспортной безопасности;
- отсутствуют оснащенные пункты управления обеспечением транспортной безопасности объектов ТИ и ТС.
За 2019 год количество актов незаконного вмешательства составило 904, количество угроз актов незаконного вмешательства 815, количество совершенных актов незаконного вмешательства 89.
При этом количество погибших в 2019 году - 0, в 2018 году - 0, травмированных в 2019 году - 0, в 2018 году - 0.
В целях снятия существующих нормативных ограничений при ведении бизнеса, в том числе устранения избыточных, устаревших и противоречащих друг другу требований, содержащихся в федеральных нормативных правовых актах, Правительством РФ утвержден План мероприятий "Трансформация делового климата". Для реализации плана Ространснадзором совместно с представителями отраслевых организаций и союзов созданы рабочие группы. В течение 2019 года Управлением транспортной безопасности на заседаниях экспертных групп проводилась работа по актуализации обязательных требований законодательства, исключению их дублирования и сокращению количества обязательных требований, проверяемых в рамках осуществления надзора в сфере транспортной безопасности.
В 2019 году Управление транспортной безопасности проводило рейды по исполнению субъектами транспортной инфраструктуры обязательных требований, основной целью которого является повышение уровня безопасности транспортных средств.
Приказом Ространснадзора от 29.12.2018 N ВБ-1240фс утверждена программа профилактики нарушений обязательных требований Управления транспортной безопасности на 2019 год и на плановый период 2020-2021 гг.
Профилактика нарушения обязательных требований направлена на достижение следующих основных целей:
- предотвращение ущерба охраняемым законом ценностям и повышение комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы в сфере транспортной безопасности;
- предупреждение нарушений обязательных требований законодательства субъектами контроля (надзора);
- снижение административной нагрузки на субъекты контроля (надзора);
- повышение эффективности осуществления контрольно-надзорной деятельности.
Для достижения указанных целей Управлением транспортной безопасности необходимо решить следующие основные задачи:
- снижение количества плановых контрольных мероприятий и их замена мероприятиями по профилактике нарушений обязательных требований законодательства Российской Федерации субъектами контроля (надзора);
- создание системы, обеспечивающей прозрачность, понятность содержания обязательных требований законодательства Российской Федерации, подлежащих соблюдению;
- формирование и внедрение новых средств коммуникации и методов взаимодействия с субъектами контроля (надзора) при осуществлении контрольно-надзорной деятельности в сфере транспортной безопасности;
- работа по предупреждению и профилактике нарушений, совершаемых в сфере транспортной безопасности, и вовлечение в предупреждение правонарушений предприятий, организаций всех форм собственности, а также граждан и общественных объединений.
Утвержденный План мероприятий по профилактике нарушений в сфере транспортной безопасности на 2019 год Управлением транспортной безопасности выполнен.
Размещены перечни нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора). Разработаны и опубликованы на сайтах территориальных управлений руководства по соблюдению обязательных требований.
На сайте Ространснадзора территориальными управлениями опубликованы эти публичных слушаний с обобщением практики осуществления государственного контроля.
В соответствии с планом-графиком проведено 32 ежеквартальных публичных обсуждений результатов правоприменительной практики Управления транспортной безопасности.
Недостатком этих мероприятий явилось то, что в ряде территориальных управлений обсуждение результатов было заформализовано, времени на обмен мнениями со стороны субъектов транспортной инфраструктуры было предоставлено недостаточно для плодотворной дискуссии. Управление транспортной безопасности рекомендовало территориальным управлениям в 2020 году внести коррективы в регламенты обсуждения правоприменительной практики.
В течении 2019 года было выдано 1 581 предостережений о недопустимости нарушений обязательных требований.
В средствах массовой информации периодически размещались сведения о деятельности Управления транспортной безопасности и территориальных управлений.
Достигнуты целевые показатели, установленные программой профилактики рисков Управления транспортной безопасности на 2019 год.
В целях повышения эффективности профилактических мероприятий Управлением в рамках "регуляторной гильотины" будет продолжена работа по систематизации перечней обязательных требований.
В 2019 году разрабатывались мероприятия по внедрению дистанционного непрерывного мониторинга исполнения обязательных требований в сфере транспортной безопасности.
В целях практической реализации принципов открытости деятельности
Управления транспортной безопасности и его территориальных управлений будет обеспечено поддержание в актуальном состоянии информационного содержания тематических разделов официального интернет-сайта.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Доклад об итогах профилактической работы Федеральной службы по надзору в сфере транспорта за 2019 год
Текст доклада опубликован не был