В целях своевременного выявления формирующихся конфликтов в сфере межнациональных (межэтнических) и межконфессиональных отношений, их раннего предупреждения и минимизации их последствий в соответствии с рекомендациями для органов местного самоуправления в Удмуртской Республике по порядку мониторинга этноконфессиональной ситуации и раннего выявления формирующихся конфликтов в сфере межэтнических и межконфессиональных отношений, их предупреждения, предотвращения эскалации данных конфликтов, утвержденными приказом Министра национальной политики Удмуртской Республики от 29.04.2014 г. N 01-02/036-1, руководствуясь Уставом муниципального образования "Город Ижевск", постановляю:
1. Утвердить Порядок мониторинга, взаимодействия и реагирования на предконфликтные ситуации и конфликты в сфере межнациональных (межэтнических) и межконфессиональных отношений в муниципальном образовании "Город Ижевск" (Прилагается).
2. Назначить ответственным за взаимодействие с правоохранительными органами в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений, профилактики экстремизма, выявления формирующихся конфликтов в данной сфере начальника Управления муниципальной милиции Д.А. Шуклина.
3. Назначить ответственным за взаимодействие со средствами массовой информации начальника Информационно-аналитического управления А.А. Сережникову.
4. Определить координатором мониторинга, реагирования на предконфликтные ситуации, конфликты в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений Заместителя Главы Администрации по социальной политике Д.А. Чистякова.
5. Контроль за исполнением постановления оставляю за собой.
6. Настоящее постановление вступает в силу с 24.04.2020 года.
Глава муниципального образования "Город Ижевск" |
О.Н. Бекмеметьев |
Порядок
мониторинга, взаимодействия и реагирования на предконфликтные ситуации и конфликты в сфере межнациональных (межэтнических) и межконфессиональных отношений в муниципальном образовании "Город Ижевск"
(утв. постановлением Администрации г. Ижевска Удмуртской Республики от 24 апреля 2020 г. N 632)
I. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок мониторинга, взаимодействия и реагирования на предконфликтные ситуации и конфликты в сфере межнациональных (межэтнических) и межконфессиональных отношений в муниципальном образовании "Город Ижевск" (далее - Порядок) разработан в целях организации и проведения мониторинга в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений, профилактики экстремизма, выявления формирующихся конфликтов в указанной сфере, определения порядка действий в ходе конфликтных ситуаций и при ликвидации их последствий.
1.2. Положения настоящего Порядка основаны на организации системы наблюдения, анализа, оценки и прогнозирования процессов, происходящих в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений, с целью получения информации, необходимой для принятия обоснованных управленческих решений по раннему предупреждению и порядку действий по предотвращению конфликтных ситуаций в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений.
1.3. Настоящий порядок определяет взаимодействие субъектов мониторинга в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений при:
- мониторинге межнациональных и межконфессиональных отношений;
- выявлении предконфликтных ситуаций;
- выявлении конфликта;
- ликвидации последствий предконфликтных ситуаций, конфликтов.
1.4. Мониторинг состояния конфликтности в межнациональных и межконфессиональных отношениях направлен на:
- выявление конфликтных ситуаций;
- предупреждение или ликвидацию столкновений социальных, политических, экономических, культурных интересов двух и более этнических общностей, принимающих форму гражданского, политического или вооруженного противостояния, то есть межнационального конфликта.
Мониторинг проводится в целях формирования объективной оценки состояния межнациональных отношений на территории муниципального образования "Город Ижевск", своевременного выявления формирующихся конфликтов в сфере межнациональных отношений, их раннего предупреждения и минимизации их последствий.
1.5. Задачами Мониторинга состояния конфликтности в межнациональных и межконфессиональных отношениях являются:
- получение, обработка и анализ данных о состоянии межнациональных отношений, а также информации о деятельности общественных объединений, в том числе национальных, религиозных организаций, диаспор и т.д.;
- своевременное выявление и прогнозирование процессов, происходящих в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений;
- повышение эффективности деятельности органов местного самоуправления, направленной на минимизацию неблагоприятного воздействия рисков и конфликтов, связанных с межнациональными и межконфессиональными отношениями.
1.6. Объектом Мониторинга является влияющая на состояние межнациональных отношений в муниципальном образовании "Город Ижевск" деятельность органов местного самоуправления, образовательных организаций, спортивных учреждений и учреждений культуры, средств массовой информации, коммерческих организаций, некоммерческих организаций, представляющих интересы национальных объединений, этнических общностей, казачьих обществ, религиозных организаций, групп лиц, представляющих интересы национальных диаспор, а также отдельных лиц, активно распространяющих информацию по вопросам межнациональных и межконфессиональных отношений в сети Интернет.
1.7. Предметом мониторинга являются формирующиеся социальные конфликты, межнациональные и межконфессиональные конфликты, а также процессы, воздействующие на состояние межнациональных отношений (Приложение к Порядку):
- экономические (уровень и сферы занятости, уровень благосостояния, распределение собственности);
- политические (формы реализации политических прав);
- социальные (уровень воздействия на социальную инфраструктуру);
- культурные (удовлетворение языковых, образовательных, этнокультурных и религиозных потребностей);
- иные процессы, которые могут оказывать воздействие на состояние межнациональных отношений.
1.8. Мониторинг проводится путем:
- сбора и обобщения информации от объектов мониторинга;
- сбора и анализа оценок ситуации независимых экспертов в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений, других методов;
- иными методами, способствующими выявлению социальных конфликтов, конфликтных ситуаций в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений.
1.9. К конфликтным ситуациям, требующим оперативного реагирования со стороны Администрации города Ижевска, относятся:
- социальные конфликты;
- межнациональные и межконфессиональные конфликты;
- общественные акции протеста на национальной или религиозной почве;
- открытые (публичные) проявления национальной, расовой или религиозной нетерпимости.
II. Основные понятия
Мониторинг состояния конфликтности в межнациональных отношениях - система наблюдения, анализа, оценки и прогнозирования процессов, происходящих в сфере межнациональных отношений с целью получения информации, необходимой для принятия обоснованных управленческих решений по раннему предупреждению и порядку действий по предотвращению конфликтных ситуаций в сфере межнациональных отношений и ликвидации их последствий.
Этническая общность - общность людей, исторически сложившаяся на основе происхождения, территории, языка и культуры (и осознающая себя таковой, т.е. обладающая самосознанием и самоназванием).
Новые этнические группы - этнокультурно отличимые от старожильческого населения республики группы, прибывшие в республику в последние два десятилетия (в основном - представители народов Северного Кавказа, государств Закавказья, Средней Азии, дальнего Зарубежья).
Межнациональный конфликт - столкновение интересов представителей двух и более этнических общностей, принимающее различные формы противостояния, в котором национальная принадлежность и национальные различия становятся доминирующей мотивацией их действий.
Конфликтная ситуация в сфере межнациональных отношений предполагает наличие скрытых противоречий и социальной напряженности, основанных на ущемлении законных интересов, потребностей и ценностей граждан, либо представляющих их интересы некоммерческих организаций; искаженной и непроверенной информации; неадекватном восприятии происходящих в обществе или отдельных социальных группах изменениях, проецируемых на этническую или религиозную почву.
К конфликтным ситуациям могут быть отнесены:
1. Публичные конфликтные ситуации между отдельными гражданами или их группами и представителями органов государственной власти и органов местного самоуправления;
2. Конфликтные ситуации между представителями одной или нескольких этнических общностей либо представляющими их интересы некоммерческими организациями и хозяйствующими субъектами, деятельность которых затрагивает экологические и этнокультурные интересы населения;
3. Общественные акции протеста на национальной и религиозной почве;
4. Открытые (публичные) проявления национальной, расовой или религиозной нетерпимости, в том числе в средствах массовой информации.
III. Выявление и раннее предупреждение конфликтных ситуаций
3.1. Предконфликтная ситуация - это ситуация, предполагающая наличие скрытых противоречий и социальной напряженности, основанных на ущемлении законных интересов, потребностей и ценностей граждан, либо представляющих их интересы некоммерческих организаций, искаженной и непроверенной информации, неадекватном восприятии происходящих в обществе или отдельных социальных группах изменениях, проецируемых на этническую или религиозную почву.
Управление муниципальной милиции Администрация города Ижевска совместно с другими структурными подразделениями и правоохранительными органами:
- регулярно изучает и анализирует информацию о состоянии общественно-политической и социально-экономической обстановки, складывающейся на территории города Ижевска, развитие которой может вызвать социальные конфликты, экстремистские проявления, межнациональные конфликты, вырабатывает необходимые предложения по устранению причин и условий, способствующих проявлению таких процессов;
- осуществляет ежедневный мониторинг оперативной обстановки на предмет наличия признаков правонарушений и преступлений, связанных с социальными, межнациональными и межконфессиональными конфликтами;
- постоянно проводит мониторинг средств массовой информации на предмет содержания в них материалов экстремистского и террористического характера, в случае выявления указанных материалов незамедлительно направляет информацию в правоохранительные органы;
- при поступлении в Администрацию города Ижевска заявлений граждан, юридических лиц, содержащих сведения о возможных конфликтах в указанной сфере, незамедлительно извещает об этом правоохранительные органы;
- в случае выявления нахождения на территории города Ижевска, в т.ч. в жилых и нежилых помещениях, нелегальных иностранных граждан незамедлительно сообщает в правоохранительные органы.
Информационно-аналитическое управление:
- проводит мониторинг средств массовой информации на предмет содержания в них материалов экстремистского и террористического характера;
- взаимодействует с руководителями средств массовой информации, действующими на территории города Ижевска, с целью информирования населения города, в том числе организует проведение пресс-конференций и брифингов, распространение пресс-релизов.
3.2. В случае выявления в результате мониторинга или взаимодействия с национальными общественными объединениями наличия скрытых противоречий и социальной напряженности Глава муниципального образования "Город Ижевск":
- устанавливает связь с Главой Администрации того района, на территории которого возможна конфликтная ситуация, лидерами общественных объединений, в том числе этнокультурных, религиозных организаций и выясняет ситуацию;
- оперативно информирует Министерство национальной политики Удмуртской Республики о наличии скрытых противоречий и социальной напряженности, и действиях, предпринимаемых для их предотвращения (до полного урегулирования предконфликтной ситуации информирование осуществляется ежедневно);
- принимает решение о первоочередных мерах по предупреждению возможной конфликтной ситуации и направлении на место конфликтной ситуации уполномоченного лица по согласованию с Министерством национальной политики Удмуртской Республики или руководителем Администрации Главы и Правительства Удмуртской Республики;
- устанавливает связь с руководителями правоохранительных органов и, при необходимости, способствует их привлечению к анализу и урегулированию ситуации;
- взаимодействует с руководителями средств массовой информации, действующими на территории города Ижевска с целью информирования населения города, в том числе проводит пресс-конференции, распространяет пресс-релизы;
- взаимодействует в случае необходимости с федеральными территориальными органами исполнительной власти и органами государственной власти, участвующими в обеспечении правопорядка, национальной безопасности на территории муниципального образования;
- проводит встречи с руководителями национальных общественных объединений, лидерами религиозных организаций, пользующимися авторитетом, общественными и политическими деятелями, руководителями организаций и учреждений города;
- проводит внеочередное заседание Консультационного совета по межнациональным и межэтническим отношениям при Главе муниципального образования "Город Ижевск" с приглашением, при необходимости, представителей Постоянно действующего совещания при министре национальной политики Удмуртской Республики;
- организует выполнение иных мероприятий, направленных на создание необходимых условий для реализации первоочередных мероприятий по пресечению актов экстремизма.
IV. Порядок действий Администрации МО "Город Ижевск" в условиях конфликтной ситуации
4.1. В случае возникновения конфликтной ситуации на территории города Ижевска Глава муниципального образования:
- устанавливает связь с Главой Администрации района города Ижевска, на территории которого возникла конфликтная ситуация, правоохранительными органами, лидерами заинтересованных общественных объединений, в том числе национальных и религиозных организаций, и выясняет детали развития ситуации;
- информирует Министерство национальной политики Удмуртской Республики, руководителя Администрации Главы и Правительства Удмуртской Республики о возникновении конфликтной ситуации и действиях, предпринимаемых для ее предотвращения (до нейтрализации конфликта информирование о ситуации осуществляется ежедневно, в случае изменения ситуации - незамедлительно);
- совместно с Министерством национальной политики Удмуртской Республики принимает план первоочередных мероприятий;
- выезжает на место возникновения конфликтной ситуации;
- формирует рабочую группу (оперативный штаб) для комплексного рассмотрения возникшей ситуации на месте, организует участие в рассмотрении ситуации на месте представителей Администрации Главы и Правительства Удмуртской Республики, Министерства национальной политики Удмуртской Республики, правоохранительных органов, лидеров заинтересованных общественных объединений, в том числе этнокультурных и религиозных организаций;
- совместно с руководителями образовательных учреждений принимает меры предупредительно-профилактического характера (проводит собеседование в учащимися, дополнительные инструктажи сотрудников, ужесточение пропускного режим и т.д.);
4.2. В целях предотвращения искаженного информационного освещения конфликтной ситуации уполномоченные работники Администрации города Ижевска (Информационно-аналитическое Управление, Управление по культуре и туризму, Управление по социальной поддержке населения, делам семьи, материнства и детства):
- оперативно доводят до населения через средства массовой информации сведения о развитии ситуации и деятельности Администрации города Ижевска по ликвидации конфликтной ситуации;
- организуют брифинги, пресс-конференции;
- организуют подготовку встречи Главы муниципального образования "Город Ижевск" с руководителями национальных общественных объединений, лидерами религиозных организаций, пользующимися авторитетом, общественными и политическими деятелями, руководителями организаций и учреждений.
V. Ликвидация последствий конфликтных ситуаций
В целях ликвидации последствий конфликтных ситуаций Глава муниципального образования "Город Ижевск" создает рабочую группу, в состав которой входят представители органов местного самоуправления, члены Консультационного совета по межнациональным и межконфессиональным отношениям при Главе муниципального образования "Город Ижевск", представители Администрации Главы и Правительства Удмуртской Республики, Министерства национальной политики Удмуртской Республики, правоохранительных органов, объединений, в том числе этнокультурных, религиозных организаций, лидеров заинтересованных общественных объединений, которая готовит предложения по:
- нейтрализации долгосрочных рисков и угроз ухудшения состояния межнациональных отношений, по профилактике и предотвращению повторного возникновения ситуации;
- по реализации профилактических мер, направленных на предотвращение появления аналогичных ситуаций.
Приложение
к Порядку мониторинга, взаимодействия и реагирования на
предконфликтные ситуации и конфликты в сфере межнациональных
(межэтнических) и межконфессиональных отношений в муниципальном
образовании "Город Ижевск"
Перечень индикаторов (маркёров) для оценки межэтнической ситуации в муниципальном образовании "город Ижевск"
Сферы |
Маркёры для оценки ситуации |
Динамика изменения численности этнических групп |
Изменение соотношения численности этнических групп (численность и соотношение этнических групп: традиционно проживающие на территории МО / новые этнические группы) |
Темпы прибытия / убывания, удельный вес молодежи в составе новых этнических групп | |
Способы территориального размещения приезжих |
Изолированность трудовых мигрантов (наличие строек, подвалов, общежитий и прочих мест изолированного скопления мигрантов) |
Риск анклавного типа расселения новых этнических групп - формирование т.н. "национальных кварталов" | |
Экономические интересы |
Уровень безработицы в районе/городе среди местного населения и новых этнических групп |
Основные сферы занятости местного населения и представителей новых этнических групп; есть ли отрасли, где существует разделение по этническому принципу (этническое разделение труда) | |
Этническое представительство в бизнесе - кто является собственником или контролирует экономически значимые для района (города) предприятия, торговые и досуговые заведения | |
Различия в уровне жизни (благосостояния) различных этнических групп, в том числе между местными жителями и представителями новых этнических групп | |
Динамика приобретения (долгосрочной аренды) представителями новых этнических групп объектов собственности, в т.ч. земельных участков; реакция местного населения | |
Наличие маргинальных слоев, "хронических" безработных, алко- и наркозависимых, случаи их "эксплуатации" со стороны работодателей из числа представителей новых этнических групп | |
Социально-политическая сфера |
Представленность различных этнических групп в органах местного самоуправления, правоохранительных структурах (этническое представительство в органах власти) |
Наличие групповых требований и жалоб, связанных с недостаточной представленностью в органах местного самоуправления (диспропорции представительства в органах власти) | |
Случаи отказа в обслуживании и предоставлении услуг (в магазинах, кафе, больницах, транспорте и т.п.) по национальному/религиозному признаку, внешности, языку. | |
Случаи отказа в приеме на работу по национальному/религиозному признакам | |
Случаи отказа в приеме детей новых этнических групп в детские сады, школы, кружки, спортивные секции | |
Случаи индивидуальных или массовых антимигрантских выступлений и протестов | |
Случаи отъезда отдельных семей или групп населения из данной местности по причине оскорблений по национальному, религиозному, расовому признакам со стороны окружающих, притеснений со стороны органов власти, в т.ч. правоохранительных структур | |
Драки, потасовки и столкновения в общественных местах (школы, клубы, кафе) и на досуговых мероприятиях (дискотеки, корпоративы, свадьбы), где возникают провоцирующие ситуации из-за оскорбления национальных чувств | |
Социокультурная сфера |
Изучение удмуртского, татарского, марийского, чувашского языков в муниципальных образовательных учреждениях (количество ДОУ и школ, численность изучающих соответствующие языки в динамике) |
Наличие курсов изучения языка своей национальности для всех желающих | |
Паритетность использования двух государственных языков Удмуртской Республики в публичном пространстве (информационных сообщениях и социальной рекламе, дорожных указателях с топонимическими наименованиями, вывесках и режимах работы, афишах, оформлении публичных мероприятий, официальных сайтах органов местного самоуправления в сети Интернет) Сферы использования соответствующих языков в местах компактного проживания представителей татарского, марийского, чувашского народов | |
Доля поселений (от общего количества поселений МО), где организована продажа издательской продукции на удмуртском, татарском, марийском, чувашском языках (в языковом разрезе) | |
Языки местных СМИ: разовый тираж, периодичность, объем одного номера (в языковом разрезе) | |
Частота размещения материалов в местных СМИ, посвящённых вопросам этнической культуры, изучению миноритарных языков, межнациональных отношений | |
Публичная негативная риторика, т.е. распространение среди широких слоев населения таких идей и взглядов, которые подрывают доверие и уважение к определенной национальности или расе либо религиозному вероисповеданию, а также вызывают неприязнь или чувство ненависти к образу жизни, культуре, традициям, религиозным обрядам граждан данной национальности или расы. Эти действия должны быть совершены публично, например, на митинге, собрании, либо с использованием средств массовой информации, в т.ч. и интернет-ресурсов. Публичными следует считать также и надписи, граффити в общественных местах (заборы, стены домов, гаражей и т.п.) |
Оправдание геноцида, репрессий, депортаций по национальному признаку |
Требования переселения, вытеснения из различных сфер деятельности лиц определенной национальности | |
Угрозы в отношении лиц той или иной национальности, конфессиональной принадлежности | |
Приписывание враждебных действий и намерений одной группе людей, нации, расе, религии по отношению к другим | |
Формирование и подкрепление негативного этнического стереотипа, отрицательного образа нации, расы, религии | |
Перенос различного рода негативных характеристик и пороков отдельных представителей на всю этническую или религиозную группу | |
Распространении ложных измышлений, тенденциозно подобранных сведений об истории, культуре, обычаях, психологическом складе людей, их верованиях, идеях, о событиях, памятниках, документах, входящих в число национальных или религиозных ценностей, позорящих или оскорбляющих этническую или конфессиональную группу либо ее отдельных представителей, заключающих в себе издевку, отвращение или презрение к ним | |
Утверждения об изначальной враждебности определенной нации, религиозной группы по отношению к другим | |
Объяснение бедствий и неблагополучия в прошлом, настоящем будущем существованием и целенаправленной деятельностью определенных этнических, расовых, религиозных групп | |
Побуждение к действиям против представителей какой-либо нации, конфессии | |
Пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, национальной или расовой принадлежности. Под национальной, религиозной, расовой исключительностью или превосходством следует понимать преобладание одной группы людей над другими в силу несовершенства последних, т.е. якобы их природной, биологической, социальной, культурной, нравственной ущербности или порочности | |
Национализм / расизм |
Наличие и активность неформальных националистических групп, в т. ч. представленность в сети Интернет (наличие интернет-сайтов, групп в социальных сетях, публикации, дискуссии на интернет-сайтах, в социальных сетях) |
Появление соответствующих надписей и граффити (графических изображений, числовых сочетаний, аббревиатур) в общественных местах (заборы, стены домов, гаражей и т.п.). Примеры такого рода изображений направляются Министерством национальной политики Удмуртской Республики в адрес муниципального образования по запросу уполномоченного органа | |
Выпуск и реализация товаров широкого потребления, содержащих информацию или символику неонацистского содержания (футболки, значки, кружки, календари и т.п.) | |
Проявление вандализма (погромы, поджоги) по отношению к объектам материальной культуры национального содержания (исторические памятники, культовые сооружения, кладбища, мемориальные знаки и т.п.) |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации г. Ижевска Удмуртской Республики от 24 апреля 2020 г. N 632 "Об утверждении порядка мониторинга, взаимодействия и реагирования на предконфликтные ситуации и конфликты в сфере межнациональных (межэтнических) и межконфессиональных отношений в муниципальном образовании "Город Ижевск"
Вступает в силу с 24 апреля 2020 г.
Текст постановления опубликован на сайте Сетевого издания "Ижевский вестник" http://izhdoc.ru 24 апреля 2020 г.