В соответствии с пунктом 6 статьи 127 Семейного кодекса Российской Федерации, приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 августа 2012 года N 623 "Об утверждении требований к содержанию Программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и формы свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации" приказываю:
Утвердить прилагаемую Программу подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.
Министр |
Т.Ю Чуракова |
Программа
подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей
(утв. приказом Министерства социальной политики и труда Удмуртской Республики от 27 апреля 2020 г. N 133)
I. Общие положения
1. Программа подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (далее - программа), разработана в целях содействия психолого-педагогической и правовой подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (усыновить (удочерить), взять под опеку (попечительство), создать приемную семью либо стать патронатным воспитателем.
2. Задачи программы:
1) познакомить лиц, желающих принять на воспитание в свою семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты), с законодательной базой;
2) сформировать представления об особенностях физического и психического развития и воспитания детей-сирот;
3) познакомить с условиями успешного воспитания детей-сирот в семьях;
4) познакомить с методами семейного воспитания, опытом успешных семей, принявших на воспитание детей-сирот;
5) научить анализу семейных ситуаций, сформировать способность к принятию педагогически оправданных решений в конфликтных ситуациях;
6) обеспечить комплексное обучение, включая консультирование по психологическим, социально-педагогическим, юридическим и медицинским проблемам.
3. Программа опирается на следующие общепринятые психолого-педагогические принципы:
возрастная, педагогическая и социальная психология;
приоритетность интересов детей, обеспечение государством их защиты; гуманизм;
открытость;
ценностный подход;
целесообразность.
4. Участники программы являются лица, желающие принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (усыновить (удочерить), взять под опеку (попечительство), создать приемную семью либо стать патронатным воспитателем (далее соответственно - кандидаты в приемные родители, приемные родители, приемный ребенок).
В реализации программы также принимают участие квалифицированные специалисты (психологи, юристы, социальные педагоги, медицинские работники).
5. Программа предполагает использование разнообразных методов просветительской работы: анкетирование, беседы, лекции, семинары, тестирование с последующим анализом результатов, тренинги, анализ психолого-педагогических ситуаций; решение психолого-педагогических задач, моделирование ситуаций, выполнение домашних заданий. Формы организации курса: индивидуальные занятия, занятия в группе, дистанционное обучение.
6. Программа рассчитана на 72 академических часа, в том числе 58,5 часа отведено практическим занятиям (тренингам, индивидуальному консультированию (собеседованию), итоговой аттестации).
7. Программа осваивается по очной и очно-заочной форме обучения.
8. Подготовка кандидатов в приемные родители завершается итоговой аттестацией и выдачей документа о прохождении программы подготовки в форме свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации.
9. По завершении подготовки не позднее 3 рабочих дней с момента ее завершения кандидату в приемные родители лично выдается свидетельство о прохождении подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, на территории Российской Федерации (далее - свидетельство), по форме, утвержденной приказом Минобрнауки России от 20 августа 2012 года N 623
10. В случае пропуска более 30% от общего количества занятий кандидат в приемные родители получает справку о прохождении части подготовки и в последующем имеет право пройти пропущенные занятия.
II. Структура программы
11. Учебно-тематический план
N п/п |
Разделы |
Количество часов |
Способ проведения |
Форма контроля |
||||
Всего |
в том числе |
|||||||
лекции |
семинары, тренинги |
индивидуальное консультирование |
||||||
Введение в курс подготовки кандидатов в приемные родители | ||||||||
1 |
Введение в курс подготовки кандидатов в приемные родители |
4,5 |
0,5 |
2 |
2 |
Очный |
Анкетирование, собеседование |
|
Представление о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях приемных родителей. Понятие о мотивации кандидатов в приемные родители | ||||||||
2 |
Представление о потребностях развития приемного ребенка и о необходимых компетенциях приемных родителей. Понятие о мотивации кандидатов в приемные родители |
6 |
1 |
4 |
1 |
Очный |
Домашнее задание, анкетирование |
|
Этапы развития ребенка | ||||||||
3 |
Основные этапы развития ребенка. Этапы формирования привязанности. Диспропорции развития |
7 |
1 |
6 |
|
Очно-заочный |
Домашнее задание, тестирование |
|
Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка | ||||||||
4 |
Особенности развития и поведения ребенка, подвергавшегося жестокому обращению. Виды жестокого обращения. Диспропорции развития |
5 |
1 |
3 |
1 |
Очный |
Собеседование, домашнее задание |
|
Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей (нарушения привязанности, переживание горя и потери, формирование личной и семейной идентичности) | ||||||||
5 |
Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей (нарушения привязанности, переживание горя и потери, формирование личной и семейной идентичности) |
6 |
1 |
4 |
1 |
Очный |
Собеседование |
|
Адаптация приемного ребенка и приемной семьи | ||||||||
6 |
Адаптация приемного ребенка и приемной семьи |
8 |
0,5 |
6,5 |
1 |
Очный |
Собеседование, домашнее задание |
|
7 |
Тайна усыновления |
3 |
|
2 |
1 |
Очный |
Собеседование |
|
"Трудное" поведение приемного ребенка, навыки управления "трудным" поведением ребенка | ||||||||
8 |
"Трудное" поведение приемного ребенка. Виды "трудного поведения" |
8 |
1 |
6 |
1 |
Очный |
Домашнее задание, тестирование |
|
Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка | ||||||||
9 |
Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка |
2 |
2 |
|
|
Очно-заочный |
Тестирование |
|
Особенности полового воспитания приемного ребенка | ||||||||
10 |
Психосексуальное развитие ребенка. Половое воспитание |
3 |
1 |
2 |
|
Очно-заочный |
Домашнее задание |
|
Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка | ||||||||
11 |
Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка |
8,5 |
0,5 |
7 |
1 |
Очный |
Собеседование, домашнее задание |
|
Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан | ||||||||
12 |
Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан |
4 |
3 |
|
1 |
Очно-заочный |
Тестирование |
|
Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям | ||||||||
13 |
Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям |
2 |
1 |
1 |
|
Очный |
Собеседование |
|
14 |
Профилактика родительского выгорания |
2 |
|
2 |
|
Очный |
Собеседование |
|
Подведение итогов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители | ||||||||
15 |
Подведение итогов |
3 |
|
2 |
1 |
Очный |
Итоговое тестирование, решение кейсов |
|
16 |
Итого по программе |
72 |
13,5 |
47,5 |
11 |
|
|
III. Содержание программы
Раздел 1 "Введение в курс подготовки кандидатов в приемные родители"
11. Данный раздел включает проведение с каждым из кандидатов в приемные родители индивидуального собеседования (структурированного интервью) в целях выяснения мотивов, ожиданий, понимания правовых и иных последствий приема ребенка на воспитание в семью, ресурсов семьи (материальных, социальных и психологических условий в семье, которые будут способствовать воспитанию ребенка) и в том числе изучение следующих тем:
ознакомление с содержанием, целями и этапами проведения подготовки кандидатов в приемные родители; формами и методами, используемыми в программе подготовки;
задачи подготовки;
понятие социально-психологического тренинга, содержание особенностей и порядка его прохождения, а также прохождения психологического обследования кандидатов в приемные родители, осваивающих курс подготовки (в случае проведения такого обследования с согласия кандидатов в приемные родители);
причины, по которым дети остаются без попечения родителей, контингент детей в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; процедуры выявления ребенка, оставшегося без попечения родителей, его устройства в организации для детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, и знакомства с потенциальной приемной семьей;
общая характеристика установленных семейным законодательством семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
12. Диагностический этап подготовки кандидатов в приемные родители (с согласия кандидатов в приемные родители). В ходе диагностических исследований:
изучаются личностные качества потенциального замещающего родителя, профессиональная и личностная готовность к выполнению роли родителя, внутрисемейные отношения;
выявляются мотивы принятия ребенка в семью, характерные установки на воспитание приемного ребенка, критерии успешности и факторы риска функционирования потенциальной замещающей семьи.
Раздел 2 "Представление о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях приемных родителей.
Понятие о мотивации приемных родителей"
13. Данный раздел включает в себя следующие темы:
изучение потребностей развития ребенка (безопасность, здоровье, образование, умственное развитие, привязанность, эмоциональное развитие, идентичность, стабильные отношения в приемной семье, социальная адаптация - усвоение социальных норм и правил поведения, социальных ролей, общение со сверстниками и взрослыми, навыки самообслуживания - санитарно-гигиенические и бытовые навыки) и понимание кандидатами в приемные родители необходимости их обеспечивать;
рассмотрение понятия "мотивация", виды мотиваций;
проведение оценки кандидатами в приемные родители своей способности обеспечить потребности развития ребенка с учетом условий жизни семьи (удаленность от инфраструктуры услуг населению, материально-бытовые условия, занятость, доход) и особенности семейной системы;
знакомство с понятием "компетенции", требования к родительским компетенциям приемных родителей, проведение оценки кандидатами в приемные родители имеющихся у них компетенций по воспитанию приемного ребенка, поиск путей формирования и возможности компенсации недостающих компетенций.
Раздел 3 "Этапы развития ребенка"
14. Данный раздел включает в себя следующие темы:
общая характеристика основных возрастных периодов развития ребенка (новорожденность, младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, юношество);
роль психологических потребностей в личном развитии: привязанность, безопасность, идентичность;
понятие "социальная ситуация развития" ребенка, ведущий вид деятельности, основные новообразования возраста, понятие кризисного периода в развитии ребенка;
Раздел 4 "Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка"
15. Данный раздел включает в себя следующие темы:
рассмотрение видов жестокого обращения (пренебрежение нуждами ребенка, физическое, психологическое и сексуальное насилие) и их последствия для физического, эмоционального, интеллектуального, социального и сексуального развития ребенка;
психологические особенности ребенка, пережившего жестокое обращение;
психологические особенности детей, оставшихся без попечения родителей, понятие диспропорции развития, рассмотрение понятий "умственная отсталость" и "задержка психического развития", причины, различия, возможные пути коррекции;
семья как реабилитирующий фактор для ребенка, пережившего жестокое обращение;
оценка кандидатами в приемные родители своих возможностей воспитывать ребенка, пережившего жестокое обращение.
Раздел 5 "Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей (нарушения привязанности, переживание горя и потери, формирование личной и семейной идентичности)"
16. Данный раздел включает в себя следующие темы:
понятие привязанности, формирование привязанности в норме, роль психологических потребностей в личностном развитии: безопасность, идентичность;
потребность в привязанности, идентичности как основа благополучного развития ребенка; роль биологических родителей и кровных родственников в жизни ребенка и преодоление стереотипов мышления, связанных с восприятием их места в жизни ребенка;
причины возникновения, проявление и последствия эмоциональной депривации у ребенка, оставшегося без попечения родителей;
типы "нарушенной привязанности" (понятия "негативной (невротической) привязанности", "амбивалентной привязанности", "избегающей привязанности", "дезорганизованной привязанности");
понятие "горя и потери" в жизни ребенка, оставшегося без попечения родителей; психологические особенности и этапы процесса переживания ребенком горя, связанного с потерей семьи (шок, потрясение и недоверие, отрицание, стадия гнева и смешения чувств, депрессия, принятие);
последствия влияния вторичного отказа от приемного ребенка на развитие.
Раздел 6 "Адаптация приемного ребенка и приемной семьи"
17. Данный раздел включает в себя следующие темы:
особенности ожидания приемных родителей, страхи, тревоги и разочарования взрослых в разные периоды адаптации, подготовка родственников, в том числе родных детей, к появлению приемного ребенка;
типичные ошибки воспитания приемными родителями, проблемы различия в восприятии поступков родного и приемного ребенка, различия в управлении поведением ребенка, выросшего в семье, и ребенка, помещенного в приемную семью, проблема различий интерпретирования указаний родителя приемными и родными детьми;
особенности первых контактов с ребенком, организация первых дней приемного ребенка дома, способы и приемы преодоление напряжения и снятие тревоги, разрешение конфликтов и преодоление трудного поведения детей, техники эмоциональной саморегуляции;
этапы адаптационного периода, чувства и переживания ребенка, приходящего в семью, способы преодоления трудностей адаптации;
задачи приемных родителей и членов их семьи в процессе адаптации семьи и приемного ребенка (перераспределение ролей, учет индивидуальных особенностей ребенка, знакомство ребенка с правилами и традициями приемной семьи, организация быта, учебы, отдыха, охраны здоровья, контакта с родными и сверстниками);
изменение семейной системы после помещения ребенка в приемную семью и прохождения ребенком возрастных этапов развития. Прогнозирование таких изменений;
выстраивание взаимоотношений в семье между кровными детьми и приемным ребенком;
роль специалистов в оказании помощи приемным родителям в период адаптации ребенка в приемной семье;
страхи приемных родителей, связанные с вопросом тайны усыновления;
тайна усыновления, ее реальные и мнимые преимущества и сложности;
способы, как сказать ребенку, что он приемный.
Раздел 7 "Трудное" поведение приемного ребенка, навыки управления "трудным" поведением ребенка"
18. Данный раздел включает в себя следующие темы:
проявления "трудного" поведения приемного ребенка: воровство, ложь, агрессия, попрошайничество, бродяжничество, избегание близких отношений, амбивалентное поведение, аддиктивное поведение (прием алкоголя, наркотиков, сильнодействующих веществ); их причины и способы работы с ними;
эффективность и приемлемость наказаний и поощрений ребенка;
причины задержки усвоения ребенком этических ценностей и общественных норм;
понимание кандидатами того, как их собственный опыт влияет на отношение к детям с "трудным" поведением, осознание своих слабых и сильных сторон, понимание, каким образом в решении проблем "трудного" поведения могут помочь специалисты;
преодоление "трудного" поведения ребенка в зависимости от его возрастных особенностей;
формирование моральных норм у ребенка и способности к этической оценке своего поведения, причины задержки усвоения ребенком этических ценностей и общественных норм;
понимание приемными родителями того, как их собственный опыт влияет на отношение к детям с "трудным" поведением, осознание своих слабых и сильных сторон, понимание, каким образом в решении проблем "трудного" поведения могут помочь специалисты.
Раздел 8 "Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка"
19. Данный раздел включает в себя следующие темы:
охрана здоровья ребенка и здоровый образ жизни;
создание безопасных условий для воспитания приемного ребенка в охрана здоровья ребенка и формирование здорового образа жизни; понятие о группах здоровья;
создание безопасных условий для воспитания ребенка в доме и в обществе в зависимости от его возрастных особенностей и опыта жизни (в том числе в связи с воспитанием в организации для детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорностью в семье родителей, бродяжничеством);
способы безопасного поведения ребенка в ситуациях, несущих риск жестокого обращения с ним;
предотвращение рисков жестокого обращения с ребенком в приемной семье, на улице и в общественных местах;
медицинские аспекты ухода за ребенком в зависимости от возраста, состояния здоровья и развития ребенка, правила гигиены в зависимости от возраста.
Раздел 9 "Особенности полового воспитания приемного ребенка"
20. Данный раздел включает в себя следующие темы:
возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, разница в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения;
формирование половой идентичности у ребенка; полоролевая ориентация и осознание половой принадлежности;
влияние ближайшего окружения (сверстников, взрослых), средств массовой информации на формирование полоролевого самосознания ребенка;
влияние наследственности, наиболее часто встречающиеся генетические заболевания и их диагностика;
особенности поведения в подростковом и юношеском возрасте;
способы защиты ребенка от сексуального насилия.
Раздел 10 "Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка"
21. Данный раздел включает в себя следующие темы:
особенности общения и взаимодействия в семье: семейные границы, семейная иерархия и семейные роли, правила, эмоциональная близость;
родительское отношение к ребенку и его влияние на формирование личности и характер ребенка;
стабильность отношений в приемных семьях;
способы реагирования семьи на стрессовые ситуации;
социальные связи семьи; система внешней поддержки и собственные ресурсы семьи;
семья как реабилитирующая среда: образ жизни семьи, семейный уклад, традиции;
понимание всеми членами семьи кандидатов в приемные родители проблем своей семьи, возможностей и ресурсов, сильных и слабых сторон;
опыт воспитания детей, устройство детей с особыми потребностями в приемные семьи.
Раздел 11 "Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан"
22. Данный раздел включает в себя следующие темы:
правовое положение детей, оставшихся без попечения родителей, и основания их устройства на воспитание в семью;
формы семейного устройства: усыновление (удочерение), опека (попечительство); формы опеки (возмездная и безвозмездная); приемная семья; патронатная семья; различия между формами семейного устройства;
требования, предъявляемые законодательством Российской Федерации к кандидатам в приемные родители; порядок представления кандидатами в приемные родители документов для получения заключения о возможности гражданина быть усыновителем, опекуном (попечителем) или приемным родителем;
порядок представления кандидатам в приемные родители сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, органами опеки и попечительства, региональными и федеральным операторами государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей;
правила посещения организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - организации для детей-сирот), обязанности администрации такой организации; возможность проведения независимого медицинского обследования ребенка;
порядок принятия судом решения об усыновлении ребенка; порядок подготовки и подачи заявления в суд; правовые аспекты тайны усыновления; возможность и последствия изменения ребенку фамилии, имени, отчества, даты и места рождения;
порядок оформления органом опеки и попечительства и организацией документов на ребенка, передаваемого на воспитание в семью, в зависимости от формы устройства;
порядок оформления (переоформления) документов на ребенка усыновителем, опекуном (попечителем) после вступления в силу решения о передаче ребенка на воспитание в семью;
меры социальной поддержки приемных семей и детей, воспитывающихся в них, установленные федеральным законодательством и законодательством субъекта Российской Федерации; выплаты, осуществляемые на содержание ребенка, переданного на воспитание в семью, в зависимости от формы семейного устройства;
защита личных неимущественных и имущественных прав ребенка;
порядок осуществления органами опеки и попечительства контроля за условиями жизни и воспитания ребенка в приемной семье; порядок представления опекунами (попечителями), лицами, взявшими на воспитание в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, ежегодного отчета о хранении, использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и управлении таким имуществом;
правовые последствия усыновления, установления опеки (попечительства) - личные неимущественные и имущественные права, обязанности и ответственность усыновителей, опекунов (попечителей), а также членов их семей;
порядок возмещения ущерба, нанесенного приемным ребенком семье, семьей приемному ребенку, третьими лицами приемной семье и ребенку;
последствия отмены усыновления, опеки и попечительства;
порядок обжалования решений органов опеки и попечительства, федеральных судов общей юрисдикции Российской Федерации
Раздел 12 "Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям"
23. Данный раздел включает в себя следующие темы:
родительские и профессиональные функции приемной семьи;
взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства, с организациями, оказывающими медико-социальную и психолого-педагогическую помощь таким семьям, с биологической семьей ребенка, а также важность такого взаимодействия;
информирование кандидатов в приемные родители о доступной инфраструктуре социальных услуг для приемных семей по месту их проживания;
взаимодействие приемных семей с социальным окружением и родительским сообществом;
понятие выгорание, этапы и стадии выгорания, причины родительского выгорания;
меры профилактики родительского выгорания.
Раздел 13 "Подведение итогов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители"
24. Данный раздел включает в себя следующие темы:
обсуждение результатов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители, выполнения домашних заданий;
обсуждение степени усвоения курса подготовки кандидатов в приемные родители;
проведение самооценки кандидатов в приемные родители и выявление их готовности к приему ребенка на воспитание;
решение практических кейсов, выполнение итогового тестирования по изученным темам. Итоговая аттестация по программе проводится в форме собеседования по темам программы с применением теста с предлагаемыми вариантами ответов;
составление итогового заключения о готовности и способности кандидатов в приемные родители к приему детей на воспитание в семью (составляется совместно с кандидатами в приемные родители по их желанию).
IV. Требования к уровню подготовки кандидатов в приемные родители, успешно освоивших программу
26. Кандидаты в приемные родители, успешно освоившие программу, по завершении курса должны иметь четкое представление:
о системе защиты прав детей, формах устройства приемного ребенка на воспитание в семью;
об ответственности за жизнь и здоровье ребенка, его воспитание и развитие, которую кандидаты в приемные родители берут на себя в связи с приемом в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;
о психологических особенностях ребенка, оставшемся без попечения родителей, потребностях его нормального развития, основах ухода за ним;
о правилах безопасного воспитания приемных детей в зависимости от возраста ребенка, его жизненного опыта, потребностей его развития, обеспечения его безопасности как в доме, так и вне дома - на улице, в общественных местах;
о своей семье как о развивающейся системе, которая также адаптируется к приему ребенка;
о воспитательских компетенциях (ценностях, знаниях и умениях), необходимых лицу, взявшему на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;
о порядке контактов ребенка с кровными родителями и родственниками.
27. Кандидаты в замещающие родители, успешно освоившие программу, должны знать:
свои права и обязанности как приемных родителей в отношении приемного ребенка;
закономерности развития ребенка в разные возрастные периоды;
важность удовлетворения потребности ребенка в идентичности и в эмоциональных привязанностях как основополагающих для его нормального развития;
причины возникновения, проявления и последствия эмоциональной депривации;
о влиянии прошлого опыта ребенка: депривации, жестокого обращения, пренебрежении нуждами ребенка, разлуки с семьей на психофизическое развитие и поведение ребенка;
санитарно-гигиенические правила и нормы воспитания детей в семье;
способы формирования социально-бытовых умений ребенка в зависимости от его возраста, жизненного опыта и особенностей развития;
возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, методы и приемы полового воспитания в семье.
28. Кандидаты в приемные родители, успешно освоившие программу, должны уметь:
использовать полученные знания для анализа имеющихся у них собственных воспитательских компетенций, осознания и оценки своей готовности, ресурсов и ограничений, как личных, так и семейных, для приема в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и его воспитания;
видеть возможности компенсации, формирования и совершенствования своих воспитательских компетенций по воспитанию приемного ребенка;
рассматривать "трудное" поведение приемного ребенка в контексте окружающих условий и его прошлого травматического опыта;
выбирать способы реагирования на "трудное" поведение приемного ребенка в зависимости от особенностей его развития, жизненного опыта и текущей ситуации;
осознавать природу своих чувств по поводу "трудного" поведения приемного ребенка;
быть готовыми оказать поддержку приемному ребенку, переживающему горе и потерю;
предотвращать риск жестокого обращения с приемным ребенком в своей семье;
оценивать возможный риск для жизни, здоровья и психологического благополучия приемного ребенка и создавать безопасную среду обитания, исключающую домашний травматизм;
преодолевать стереотипы мышления, связанные с восприятием места родителей и кровных родственников в жизни приемного ребенка;
прогнозировать изменение собственной семейной системы после прихода в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;
понимать связи между потребностями развития ребенка, оставшегося без попечения родителей, и возможностями своей семьи;
оценивать воспитательский ресурс своей семьи;
быть готовыми к сотрудничеству с другими членами семьи в процессе воспитания приемного ребенка;
ориентироваться в системе профессиональной помощи и поддержки детям, оставшимся без попечения родителей, и приемным родителям;
заботиться о здоровье приемного ребенка;
соблюдать конфиденциальность в отношении приемного ребенка;
понимать разницу в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства социальной политики и труда Удмуртской Республики от 28 апреля 2020 г. N 133 "Об утверждении Программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей"
Вступает в силу с 28 апреля 2020 г.
Текст приказа опубликован не был