Письмо Национального агентства развития квалификаций от 4 марта 2019 г. N 158/19
О присвоении квалификационных разрядов по результатам профессионального обучения по профессиям сварочного производства
В соответствии с частью 8 статьей 73 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ) профессиональное обучение осуществляется в соответствии с программой профессионального обучения, разрабатываемой и утверждаемой образовательной организацией на основе профессиональных стандартов (при наличии) или установленных квалификационных требований, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Перечень профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение, утвержден Приказом Минобрнауки России от 2 июля 2013 года N 513 (далее - Перечень).
Приказом Минтруда России от 28 ноября 2013 г. N 701н утвержден профессиональный стандарт "Сварщик", в котором указаны возможные наименования профессий рабочих. В соответствии с Методическими рекомендациями по разработке профессионального стандарта, утвержденными приказом Минтруда России от 29 апреля 2013 года N 170н, в данной графе указываются примеры наименования должностей работников, выполняющих конкретную обобщенную трудовую функцию.
Положениями статьи 57 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что если с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках или соответствующим положениям профессиональных стандартов.
Возможные наименования профессий в профессиональном стандарте "Сварщик" приведены с указанием разрядов, ранее содержавшихся в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих (выпуск 1, раздел "Профессии рабочих, общие для всех отраслей народного хозяйства", выпуск 2, раздел "Сварочные работы"; выпуск 27, раздел "Производство полимерных материалов и изделий из них" (далее - ЕТКС).
Приказом Минтруда России от 9 апреля 2018 г. N 215 из ЕТКС исключены тарифно-квалификационные характеристики профессий рабочих, соответствующие профессиональному стандарту "Сварщик". Таким образом, в настоящее время требования к наименованиям профессий и к квалификации по видам профессиональной деятельности в области сварки установлены только профессиональным стандартом. Соответственно, руководствуясь статьей 143 Трудового кодекса Российской Федерации, тарификация работ и присвоение тарифных разрядов работникам производится на основании квалификаций, сформированных на основании профессионального стандарта "Сварщик", наименования которых и требования к квалификации, на соответствие которым проводится независимая оценка квалификации, содержатся в Реестре сведений о проведении независимой оценки квалификаций, формируемой в соответствии с Порядком, утвержденным приказом Минтруда России от 15 ноября 2016 года N 649н.
Той же статьей Трудового кодекса Российской Федерации определено, что квалификационный разряд - это величина, отражающая уровень профессиональной подготовки работника. В соответствии с частью 2 статьи 74 Федерального закона N 273-ФЗ квалификационный экзамен проводится для определения соответствия полученных знаний, умений и навыков программе профессионального обучения и установления на этой основе лицам, прошедшим профессиональное обучение, квалификационных разрядов, классов, категорий по соответствующим профессиям рабочих, должностям служащих.
Положениями профессионального стандарта "Сварщик" предусмотрены требования по наличию опыта практической деятельности по обобщенным трудовым функциям, соответствующим профессиям от 4 разряда и выше.
Основываясь на указанных выше положениях Трудового кодекса Российской Федерации, положениях Федерального закона N 273-ФЗ и требованиях профессионального стандарта, установление квалификационных разрядов организацией, осуществляющей образовательную деятельность, возможно исключительно в отношении лиц, прошедших профессиональное обучение, но не имеющих опыта практической деятельности (для профессий в области сварки не выше 2 уровня квалификации или 3 разряда).
В соответствии с частью 10 статьи 60 Федерального закона N 273-ФЗ по результатам профессионального обучения выдается документ о квалификации (свидетельство о профессии рабочего, о должности служащего), подтверждающий присвоение квалификационных разрядов, классов, категорий по соответствующим профессиям рабочих, должностям служащих.
Несмотря на то, что в Перечне в графе "Квалификация" по профессиям рабочих в области сварки указан диапазон квалификационных разрядов, фактически отсутствуют нормативные основания для дифференциации квалификационных разрядов, присваиваемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность, лицам, прошедших профессиональное обучение.
С другой стороны, согласно Федеральному закону от 3 июля 2016 года N 238-ФЗ "О независимой оценке квалификации" подтверждение соответствия квалификации соискателя положениям профессионального стандарта осуществляется по результатам профессионального экзамена, проводимого центром оценки квалификаций.
Информация о возможности прохождения профессионального экзамена для подтверждения квалификаций сварочного производства, включая сведения о присваиваемых квалификациях и центрах оценки квалификаций, размещена в Реестре сведений о проведении независимой оценки квалификации по адресу https ://nok-nark.ru.
Подготовлено Национальным агентством
развития квалификаций
О вопросах прохождения независимой оценки квалификации, проводимой в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 238-ФЗ "О независимой оценке квалификации"
В 2017 году Минтруд России в информации "Ответы на часто задаваемые вопросы по реализации Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 238-ФЗ "О независимой оценке квалификации" (от 21 апреля 2017 г.) изложил позицию о том, что "оценка квалификации является добровольной как для работников, так и для работодателей и не влечет за собой каких-либо обязательных последствий или требований". Эта позиция находила отражение в средствах массовой информации, комментариях специалистов, а также в формирующейся судебной практике по данному вопросу (решение Верховного Суда Российской Федерации от 16 ноября 2017 г. N АКПИ17-733).
С момента публикации этой информации прошло почти 2 года. Можно ли сейчас утверждать, что независимая оценка квалификации остается добровольной для всех работников и работодателей и не влечет за собой каких-либо последствий?
Законодательство Российской Федерации не содержит прямых норм о том, что проведение независимой оценки квалификации является для работников (соискателей) и работодателей исключительно добровольным, не влекущим за собой каких-либо обязательных последствий или требований.
В соответствии со статьей 196 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) необходимость направления работников на прохождение независимой оценки квалификации определяет работодатель.
Направление работников (с их письменного согласия) на прохождение независимой оценки квалификации осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашением, а также трудовым договором, заключенным между работодателем и работником.
Работодателем определяется перечень необходимых профессий и специальностей для направления работников на прохождение независимой оценки квалификации (с учетом мнения представительного органа работников).
Работники имеют право на прохождение независимой оценки квалификации, которое реализуется путем заключения договора между работником и работодателем (статья 197 ТК РФ).
В случае если в отраслевом (межотраслевом), территориальном или ином соглашении, заключенном сторонами социального партнерства, предусмотрена обязанность работодателей, присоединившихся к соглашению, направлять работников отрасли на прохождение независимой оценки квалификации, а работники обязаны проходить соответствующие экзамены, то работодатели, присоединившиеся к соглашению, должны предусматривать в своих коллективных договорах или локальных нормативных актах такие обязательства (такая практика уже существует, например, в лифтовой отрасли и сфере вертикального транспорта). В этом случае прохождение независимой оценки квалификации является обязательным как для работодателей, так и для работников отрасли.
Так, пунктом 1.12 Федерального тарифного соглашения в лифтовой отрасли и сфере вертикального транспорта на 2019 - 2021 годы, заключенного Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения с Федерацией лифтовых предприятий, предусмотрено обязательство работодателей осуществлять оценку и присвоение профессиональных квалификаций работников в рамках независимой оценки квалификации, а в пункте 1.10 Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 - 2019 годы наличие свидетельства о квалификации предполагается учитывать при премировании работников отрасли.
Кроме того, обязательность прохождения независимой оценки квалификации для работников лифтовой отрасли уже установлена законодательно.
В соответствии с Правилами организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июня 2017 г. N 743) оценка квалификации работников, осуществляющих деятельность по монтажу, демонтажу, обслуживанию, включая аварийно-техническое обслуживание лифтов, подъемных платформ для инвалидов, движущихся пешеходных дорожек и эскалаторов, осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона "О независимой оценке квалификации".
Негативные последствия могут наступить для работника (соискателя) в случае, если результаты независимой оценки его квалификации оказались неудовлетворительными. К примеру, трудовое законодательство не запрещает работодателю принять решение об отказе в трудоустройстве соискателя в случае его недостаточной квалификации, подтвержденной неудовлетворительным результатом прохождения независимого профессионального экзамена, в случае направления соискателя на независимую оценку квалификацию за счет средств работодателя (Вопрос: ...Правомерно ли отказать в трудоустройстве соискателю в случае неудовлетворительного результата независимой оценки квалификации или при отказе от ее прохождения? (Консультация эксперта, Минтруд России, 2018), или не запрещает работодателю учитывать результаты независимой оценки квалификации при проведении аттестации работника в соответствии со статьей 81 ТК РФ.
В заключение отметим, что в соответствии с Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации, утвержденными Председателем Правительства Российской Федерации Д.А. Медведевым 29 сентября 2018 года, развитие института национальной системы квалификаций, в том числе за счет повышения вовлеченности работодателей, является одной из приоритетных мер, направленных на поддержание уровня и обновление структуры занятости населения.
Федеральные органы исполнительной власти активно взаимодействуют с советами по профессиональным квалификациям для решения задач обеспечения отраслей необходимыми кадрами.
Совет по профессиональным квалификациям в жилищно-коммунальном хозяйстве совместно с Министерством строительства Российской Федерации реализуют План мероприятий по формированию отраслевой системы квалификаций в ЖКХ. Совет по профессиональным квалификациям в области обеспечения безопасности в чрезвычайных ситуациях заключил соглашение с МЧС России о консолидации усилий общества и государства в решении проблем пожарной безопасности и общественных объединений пожарной охраны по укреплению противопожарной защиты населенных пунктов и объектов экономики в Российской Федерации. Советом по профессиональным квалификациям финансового рынка было заключено соглашение о сотрудничестве с Центральным банком Российской Федерации в целях повышения эффективности функционирования системы профессиональных квалификаций в финансовой сфере Российской Федерации.
Во исполнение пункта 2.5 Плана мероприятий (Дорожной карты) по развитию национальной системы квалификаций в Российской Федерации на период до 2024 года (одобрена Национальным советом при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям 19 октября 2018 г., протокол N 30) до 2021 года планируется внести изменения в нормативные правовые акты, регулирующие порядок допуска к профессиональной деятельности, связанной с повышенными рисками, предусматривающие применение профессиональных стандартов и результатов независимой оценки квалификаций.
Механизм независимой оценки квалификации будет с каждым годом охватывать все большее число видов профессиональной деятельности, а вопрос об обязательности его применения будет решаться адресно с учетом приоритетных задач развития экономики страны и обеспечения безопасности граждан.
Подготовлено Национальным агентством
развития квалификаций
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Национального агентства развития квалификаций от 4 марта 2019 г. N 158/19
Текст письма опубликован не был