Методологические положения по формированию агрегированных показателей доходов домашних хозяйств на основе программы выборочного наблюдения доходов населения и участия в социальных программах
(утв. приказом Федеральной службы государственной статистики от 22 марта 2019 г. N 164)
29 октября 2019 г., 30 июля 2021 г.
1. Общие положения
Целью настоящих методологических положений является определение основных принципов и алгоритмов расчета показателей доходов домашних хозяйств на основе программы выборочного наблюдения доходов населения и участия в социальных программах.
Выборочное наблюдение доходов населения и участия в социальных программах (далее - наблюдение, ОДН) проводится во исполнение постановлений Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2010 г. N 946 "Об организации в Российской Федерации системы федеральных статистических наблюдений по социально-демографическим проблемам и мониторинга экономических потерь от смертности, заболеваемости и инвалидизации населения", от 11 июля 2015 г. N 698 "Об организации федеральных статистических наблюдений для формирования официальной статистической информации о среднемесячном доходе от трудовой деятельности".
Разработка методологических положений осуществлена с учетом положений Федерального закона от 29 ноября 2007 г. N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации".
Настоящие методологические положения распространяются только на Росстат и его территориальные органы и не затрагивают прав и интересов граждан и юридических лиц.
1.1. Назначение показателей доходов домашних хозяйств на основе программы ОДН
1.1.1. Статистические показатели доходов, формируемые на основе программы ОДН, предназначены:
для оценки уровня, структуры и тенденций развития экономического благосостояния домашних хозяйств и населения;
для оценки тенденций в распределении доходов по населению в целом и по различным его подгруппам;
для оценки уровня и динамики бедности, социального обеспечения малоимущих семей и влияния мер социальной поддержки на уровень их благосостояния;
для оценки эффективности мер государственной социально-экономической политики;
для обеспечения расчетов при составлении счетов сектора домашних хозяйств в системе национальных счетов и при формировании ее компонентов.
1.1.2. Статистические показатели доходов домашних хозяйств на основе программы ОДН формируются по Российской Федерации в целом и по субъектам Российской Федерации (в дальнейшем - уровни разработки) с годовой периодичностью в соответствии со сроками, установленными в Федеральном плане статистических работ*(1), и с использованием единых принципов и алгоритмов, определяемых в настоящих методологических положениях.
1.2. Дизайн выборки и программы ОДН
1.2.1. Наблюдение проводится по выборочному методу и строится на принципах добровольного участия домохозяйств.
Единицами наблюдения в ОДН являются частные домашние хозяйства и лица в его составе.
1.2.2. Охват: все частные домашние хозяйства, проживающие в Российской Федерации, за исключением коллективных домашних хозяйств (лиц, долговременно находящихся в больницах, домах-интернатах для престарелых, школах-интернатах и других институциональных заведениях, монастырях, религиозных общинах и прочих коллективных жилых помещениях).
1.2.3. Периодичность: годовая.
1.2.4. Объем выборки: наблюдение организуется с ежегодной периодичностью, начиная с 2012 года, по следующей схеме:
в 2012 году - 10 тысяч домохозяйств, в 2014 и 2015 годах - 45 тысяч, начиная с 2016 года - 60 тысяч домохозяйств;
в 2017 году и далее один раз в пять лет - 160 тыс. домашних хозяйств.
План размещения объемов выборки по субъектам Российской Федерации разрабатывается ежегодно в соответствии с установленным количеством обследуемых респондентов (домохозяйств) с учетом необходимости обеспечения представительности итогов по России в целом, по субъектам Российской Федерации, городской и сельской местности, по социально-демографическим группам населения и домашних хозяйств (исходя из приемлемого уровня ошибки выборки).
1.2.5. Генеральную совокупность, служащую основой для построения выборочной совокупности при проведении ОДН, составляют все частные домашние хозяйства, проживающие на территории Российской Федерации.
1.2.6. Основой для формирования выборки в ходе подготовки наблюдения служит территориальная выборка многоцелевого назначения (ТВМН) на базе информационного массива Всероссийской переписи населения 2010 года. Единицей отбора является счетный участок, конечной единицей отбора является жилое помещение - индивидуальный дом, квартира, комната в коммунальной квартире, общежитии или в др. жилом строении.
Формирование выборочной совокупности домохозяйств осуществляется на основе принципов вероятностного отбора, т.е. каждому домохозяйству в основе выборки придается известная и ненулевая вероятность отбора.
При формировании итогов наблюдения его результаты распространяются на все частные домохозяйства и на все население, проживающее в них, согласно специально разработанной методологии.
1.2.7. Выборка обеспечивает получение репрезентативных итогов наблюдения в целом по Российской Федерации, по субъектам Российской Федерации, городской и сельской местности, социально-демографическим группам населения и домашних хозяйств.
1.2.8. Учетный период охватывает календарный год, предшествующий году проведения наблюдения.
1.2.9. Программа наблюдения представляет собой перечень признаков единиц наблюдения (домохозяйств и лиц, входящих в состав домохозяйств, - членов домохозяйств), подлежащих регистрации в процессе проведения опросов.
Перечень признаков единиц наблюдения содержит первичные статистические данные об источниках доходов домохозяйств и членов домохозяйств, относящихся к различным возрастным группам, по следующим тематическим блокам:
|
Информация, собираемая на уровне: |
||
домохозяйства в целом |
членов домохозяйств в возрасте |
||
до 16 лет |
16 лет и более |
||
Демографические характеристики и семейные отношения (пол; возраст; родственные отношения) |
|
+ |
+ |
Социально-экономические характеристики (достигнутый уровень образования, участие в трудовой деятельности) |
|
|
+ |
Доходы от трудовой деятельности |
|
|
+ |
Пенсионное обеспечение и социальная поддержка (вкл. выплаты на детей, социальные выплаты, иную помощь домохозяйству) |
+ |
+ |
+ |
Условия проживания |
+ |
|
|
Доходы от собственности и налоги, сельскохозяйственная деятельность |
+ |
|
|
Оценка домохозяйством своего финансового положения |
+ |
|
|
1.2.10. Сбор информации при проведении ОДН осуществляется посредством заполнения следующих форм федерального статистического наблюдения*(2):
"Индивидуальный вопросник для лиц в возрасте 16 лет и более" (форма N 2-доходы);
"Вопросник для домохозяйства" (форма N 1-доходы).
1.2.11. Наблюдение осуществляется на основе личного опроса членов домашних хозяйств (респондентов) по месту их проживания в составе отобранного для наблюдения домохозяйства. Опросы респондентов проводятся специально обученными работниками - интервьюерами на условиях добровольного согласия респондентов принять участие в наблюдении. На одном участке наблюдения одним интервьюером опрашивается 24 домохозяйства.
1.2.12. Опросы респондентов и заполнение Вопросников производятся интервьюерами со слов респондентов и без предъявления каких-либо документов, подтверждающих правильность ответов.
1.2.13. При проведении наблюдения личному опросу подлежат респонденты в возрасте 16 лет и более*(3), установленные в составе домохозяйства, за исключением лиц, отсутствующих на момент проведения опроса, и лиц, не имеющих возможности дать информацию за себя лично по состоянию здоровья или в силу преклонного возраста.
Опрос и заполнение Вопросников, содержащих информацию по домохозяйству в целом, а также информацию о лицах в возрасте 16 лет и более, отсутствующих на момент проведения опроса или не имеющих возможности дать информацию за себя лично, производится со слов ответственного лица*(4) (с соответствующей пометкой о лице, предоставившем эту информацию). Опрос и заполнение Вопросников, содержащих информацию о детях в возрасте до 16 лет, производится со слов одного из их родителей (или опекуна).
1.2.14. Сведения, собранные с использованием форм федерального статистического наблюдения ОДН (в рукописном или в электронном виде), представляют собой первичные данные, которые не подлежат разглашению и предназначены только для получения сводных статистических итогов.
1.3. Определение домашнего хозяйства
1.3.1. Домашнее хозяйство (домохозяйство)*(5) представляет собой совокупность лиц, проживающих в одном жилом помещении (или его части), как связанных, так и не связанных отношениями родства, совместно обеспечивающих себя пищей и всем необходимым для жизни, то есть полностью или частично объединяющих и расходующих свои средства.
Домохозяйство может состоять и из одного человека, живущего самостоятельно и обеспечивающего себя пищей и всем необходимым для жизни.
Членами домохозяйства признаются лица, указанные в его составе со слов ответственного лица. Состав домохозяйства устанавливается на момент проведения опроса.
Информация по лицам, учитываемым в составе домашнего хозяйства, согласно приведенному выше определению регистрируется на дату проведения опроса в Вопроснике для домохозяйства (Раздел 1).
1.3.2. В зависимости от места нахождения на момент опроса лица, учитываемые в составе домашнего хозяйства, регистрируются по принадлежности к следующим категориям:
лица, постоянно (обычно) проживающие в домохозяйстве*(6);
лица, продолжительно или временно отсутствующие в домохозяйстве, а именно:
отсутствующие продолжительные периоды времени или временно отсутствующие*(7), но имеющие родственные отношения с домохозяйством и продолжающие поддерживать тесную связь (или имеющие очевидные финансовые связи) с домохозяйством;
кратковременно отсутствующие, но обычно проживающие в домохозяйстве.
1.3.3. Как отдельные домохозяйства должны учитываться лица, снимающие жилое помещение у отдельных граждан; лица, нанятые для работы по дому (домашняя прислуга), независимо от того, что они за свой труд получают: питание, проживание и другое.
1.3.4. Лица, проживающие в студенческих общежитиях или других общежитиях коечного типа, могут составлять как одно домохозяйство, так и несколько самостоятельных домохозяйств, в зависимости от того, совместно они ведут хозяйство или по отдельности.
2. Система показателей доходов домашних хозяйств, формируемая по итогам наблюдения
По итогам наблюдения формируются следующие основные показатели, характеризующие денежные и совокупные доходы домашних хозяйств:
Денежные доходы |
Совокупные доходы |
Доход от трудовой деятельности |
Доход от трудовой деятельности, включая денежную оценку использованной на личное потребление сельскохозяйственной продукции собственного производства |
Доход от собственности |
Доход от собственности |
Трансферты, полученные в денежной форме |
Трансферты, полученные в денежной и натуральной форме (в денежном выражении) |
Социальные выплаты |
Социальные выплаты и льготы в денежной и натуральной форме (в денежном выражении) |
Иные денежные поступления от частных лиц и организаций, помимо социальных выплат |
Денежные и натуральные (в денежном выражении) поступления от частных лиц и организаций, помимо социальных выплат |
Трансферты, переданные |
Трансферты, переданные |
Располагаемый денежный доход |
Располагаемый совокупный доход Справочно: Совокупный доход, включая оценочный эквивалент чистой вмененной арендной платы доход от собственного производства услуг для личного потребления (оценочный эквивалент чистой вмененной арендной платы) Располагаемый совокупный доход, включая оценочный эквивалент чистой вмененной арендной платы |
Определения перечисленных выше показателей доходов домашних хозяйств основаны на применении концепций, изложенных в Резолюции о статистике доходов и расходов домохозяйств, принятой на 17-ой Международной конференции статистиков по труду (МОТ, 2003).
В соответствии с указанной резолюцией между показателями доходов, формируемыми на основании программы ОДН, аналогичными показателями в системе национальных счетов (СНС) и иными аналогичными показателями доходов населения макроэкономического уровня имеются определенные различия, как в общей концепции, так и в отношении охвата и методики измерений, вытекающие из различий в их целях.
3. Методы и алгоритмы формирования агрегированных показателей денежных (совокупных) доходов
3.1. Методы формирования агрегированных показателей
3.1.1. Агрегирование показателей общего объема денежных (совокупных) доходов по итогам наблюдения производится на уровне каждой единицы наблюдения (каждого обследованного домохозяйства) и по совокупности всех единиц наблюдения (по всем обследованным домохозяйствам).
3.1.2. Агрегирование показателей денежных (совокупных) доходов на уровне единиц наблюдения (каждого обследованного домохозяйства) производится посредством:
3.1.2.1. суммирования отдельных переменных, содержащихся в "Индивидуальных Вопросниках для лиц в возрасте 16 лет и более" (форма N 2-доходы) и в "Вопроснике для домохозяйства" (форма N 1-доходы), в субкомпоненты, входящие в состав компонентов денежных (совокупных) доходов домашних хозяйств;
3.1.2.2. суммирования полученных субкомпонентов в компоненты и обобщающие показатели денежных (совокупных) доходов домашних хозяйств.
3.1.3. При формировании отдельных субкомпонентов, входящих в состав компонентов денежных (совокупных) доходов домашних хозяйств, осуществляется приведение значений переменных к единому временному периоду по следующей формуле:
K = Ki * Ni,
где:
Ki - размер субкомпонента дохода, полученного в месяц,
Ni - число месяцев получения соответствующего субкомпонента компонента дохода,
i - субкомпонент дохода.
3.1.4. Агрегирование субкомпонентов, компонентов и обобщающих показателей денежных (совокупных) доходов по совокупности всех единиц наблюдения (по всем обследованным домохозяйствам) производится посредством суммирования соответствующих значений по каждой единице наблюдения (каждого обследованного домохозяйства) с использованием коэффициентов распространения на генеральную совокупность, присваиваемых каждой единице наблюдения в порядке, изложенном в Разделе 5 настоящих методологических положений.
3.1.5. При формировании субкомпонентов социальных выплат применяется метод вменения. Вменение информации проводится по следующим субкомпонентам:
3.1.5.1. денежные выплаты в виде мер социальной поддержки лицам, относящимся к льготным категориям в соответствии с федеральным законодательством и/или законодательством субъекта Российской Федерации.
Основой для вменения служит информация о среднем размере назначенных единовременных и/или ежемесячных (регулярных) денежных выплатах по категориям получателей, отнесенным к компетенции Российской Федерации и/или субъектам Российской Федерации из форм федеральных статистических наблюдений: N 3-соцподдержка "Сведения о реализации мер социальной поддержки отдельных категорий граждан за счет средств консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации", N 1-ЕДВ "Сведения о ежемесячных денежных выплатах отдельным категориям граждан в связи с изменением формы предоставления льгот по расходным обязательствам Российской Федерации".
3.1.5.2. денежный эквивалент стоимости набора социальных услуг (НСУ).
Основой для вменения служит информация о размере денежного эквивалента набора социальных услуг в целом, лекарственного обеспечения, путевки на санаторно-курортное лечение, проезда на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, установленного в соответствующем году.
3.1.5.3. денежная оценка стоимости самостоятельно выращенной продукции растениеводства, животноводства и собранной дикорастущей продукции, использованной домохозяйством на личное потребление.
Основой для вменения служит информация о средних ценах покупки за единицу товара (кг, шт., литр) в рублях по данным обследования бюджетов домашних хозяйств.
3.1.6. При формировании субкомпонентов совокупных доходов (доход от собственного производства услуг для личного потребления) используется метод оценки месячного эквивалента чистой вмененной арендной платы от проживания в собственном жилье.
Оценка месячного эквивалента чистой вмененной арендной платы от проживания в собственном жилье производится со слов ответственного лица.
Вопрос задается собственникам жилья и домохозяйствам, арендующим жилье у частных лиц без оплаты. Выясняется оценочная стоимость ежемесячной арендной платы жилья, учитывая район проживания, тип жилого дома, состояние и оборудование жилья, при этом учитывается, что размер ежемесячной арендной платы не может быть меньше фактических расходов домохозяйства на оплату жилья и коммунальных услуг.
3.2. Алгоритмы формирования агрегированных показателей
3.2.1. Алгоритмы формирования субкомпонентов и компонентов, входящих в состав обобщающих показателей денежных (совокупных) доходов, представляют собой сумму входящих в них переменных и субкомпонентов, описываемую с использованием метода классификаций, представленных в Таблицах 1-3 (приведены в Приложении 1 к настоящим методологическим положениям):
Таблица 1. Классификация I "Доходы от трудовой деятельности";
Таблица 2. Классификация II "Социальные выплаты и иная помощь домохозяйству (трансферты полученные)";
Таблица 3. Классификация III "Иные компоненты доходов и расходов домохозяйств".
3.2.2. Алгоритмы формирования обобщающих показателей денежных (совокупных) доходов на основе входящих в них компонентов описываются в Таблицах 4-5 (приведены в Приложении 2 к настоящим методологическим положениям):
Таблица 4. "Рабочая таблица";
Таблица 5. "Сводная таблица - публикационная".
3.2.4. Алгоритмы формирования обобщающих показателей на основе входящих в них компонентов денежных (совокупных) доходов:
Идентификационный номер |
Наименование обобщающих показателей и компонентов денежных (совокупных) доходов |
Алгоритм формирования/источник описания алгоритма |
А |
Б |
1 |
А. |
Денежный доход - всего |
|
I. |
Доход от трудовой деятельности - всего |
|
1.1. |
Оплата труда* |
Таб. 4 "Рабочая таблица" (1.1.) |
1.2. |
Доход от самостоятельной занятости** |
-"- (1.2.) |
1.3. |
Доход от другой регулярной трудовой деятельности*** |
-"- (1.3.) |
II. |
Доход от собственности - всего |
-"- (II) |
2.2. |
из него доход от сдачи в аренду недвижимости и другого имущества |
-"- (2.2.) |
III. |
Трансферты полученные - всего |
|
3.1. |
Социальные выплаты |
|
|
в том числе |
|
3.1.1. |
пенсии |
Таб. 4 "Рабочая таблица" (3.1.1) |
3.1.2. |
пособия, компенсации и другие социальные выплаты |
-"- (3.1.2. - 3.1.9.) |
3.3. |
Иные денежные поступления от частных лиц и организаций, помимо органов социальной защиты населения |
-"- (3.3.) |
3.2. |
из них алименты и другие приравненные к ним выплаты |
-"- (3.2.) |
IV. |
Трансферты переданные - всего |
|
4.1. |
Подоходный налог на сумму заработной платы и налоги с доходов от предпринимательской деятельности |
Таб. 4 "Рабочая таблица" (4.1.) |
4.2. |
Налог на имущество, сборы и другие обязательные платежи |
-"- (4.2.) |
4.3. |
Страховые взносы по страхованию имущества |
-"- (4.3.) |
4.4. |
Добровольные трансферты другим домохозяйствам |
-"- (4.4.) |
V. |
Располагаемый денежный доход |
|
VI. |
Поступления в натуральной форме (в денежном выражении) |
Таб. 4 "Рабочая таблица" (VI) |
VII. |
Совокупный доход - всего |
|
7.1. |
Доходы от трудовой деятельности (включая натуральные поступления) |
|
7.1.1. |
Общая сумма вознаграждения за труд наемных работников до выплаты подоходного налога, включая денежную оценку товаров (услуг), предоставленных работодателем по основному месту работы |
Таб. 4 "Рабочая таблица" (7.1.1.) |
7.1.2. |
Общая сумма доходов от самостоятельной занятости до выплаты налогов (включая стоимость использованной на личное потребление продукции собственного производства) |
-"- (7.1.2.) |
7.1.3. |
Доходы от другой трудовой деятельности, помимо основной работы (не разделенные по виду выполняемой работы) |
-"- (7.1.3.) |
7.3. |
Доходы от собственности |
-"- (II.) |
7.4. |
Трансферты, полученные в денежной и натуральной форме |
4.4.1. - 4.4.3. |
7.4.1. |
Социальные выплаты и льготы в денежной и натуральной форме |
4.4.1.1. - 4.4.1.2. |
7.4.1.1. |
Социальные выплаты в денежной форме |
Таб. 4 "Рабочая таблица" (7.4.1.1.) |
7.4.1.2. |
Льготы, полученные в натуральной форме (в денежном выражении) |
-"- (7.4.1.2.) |
7.4.2. |
Алименты, назначенные по решению суда, и другие приравненные к ним регулярные выплаты (выплачиваемые по договоренности) |
-"- (7.4.2.) |
7.4.3. |
Иные денежные и натуральные (в денежном выражении) поступления от частных лиц и организаций |
-"- (7.4.3.) |
IV. |
Трансферты переданные |
-"- (IV.) |
VIII. |
Располагаемый совокупный доход |
|
|
Справочно: |
|
IX. |
Совокупный доход, включая оценочный эквивалент чистой вмененной арендной платы |
|
7.2. |
Доход от собственного производства услуг для личного потребления (оценочный эквивалент чистой вмененной арендной платы) |
Таб. 4 "Рабочая таблица" (7.2.) |
X. |
Располагаемый совокупный доход, включая оценочный эквивалент чистой вмененной арендной платы |
______________________________
* Включая выплаты (льготы) социального характера, по месту основной работы.
** По месту основной работы.
*** Помимо основной работы и/или от нерегулярной трудовой деятельности.
Раздел 3 дополнен пунктом 3.2.5 с 29 октября 2019 г. - Приказ Росстата от 29 октября 2019 г. N 632
3.2.5. Агрегированные показатели денежных (совокупных) доходов и располагаемых денежных (совокупных) доходов на уровне каждой единицы наблюдения (каждого обследованного домохозяйства) рассчитываются по следующим группам:
среднее значение;
"эквивалентное" значение.
3.2.5.1. Агрегированные показатели денежных (совокупных) доходов и располагаемых денежных (совокупных) доходов по совокупности всех единиц наблюдения (по всем обследованным домохозяйствам) рассчитываются по следующим группам:
среднее значение;
"эквивалентное" значение;
медианное значение.
3.2.5.2. Среднее значение обобщающего показателя доходов рассчитывается:
в среднем на одно обследуемое домохозяйство: путем деления абсолютных значений суммарного объема соответствующего обобщающего показателя доходов по всем единицам наблюдения (по всем обследованным домохозяйствам) на суммарное число домохозяйств;
в среднем на одного члена обследуемого домохозяйства (каждого обследуемого домохозяйства): путем деления соответствующего значения обобщающего показателя доходов по отдельно взятому домохозяйству на фактическое число членов этого домохозяйства;
в среднем на одного члена домохозяйства (по всем обследованным домохозяйствам): путем деления абсолютных значений суммарного объема обобщающего показателя доходов на суммарное число членов домохозяйств по всем единицам наблюдения (по всем обследованным домохозяйствам).
3.2.5.3. "Эквивалентное" значение обобщающего показателя доходов представляет собой скорректированное значение среднедушевого дохода, используемое для сравнительного анализа материального положения различных по размеру домохозяйств (или групп населения в составе этих домохозяйств). Корректировка производится методом, позволяющим устранить эффект непропорционального роста потребностей в товарах и услугах общесемейного пользования, возникающих с увеличением числа членов домохозяйства (или т.н. эффекта "экономии" при совместном проживании) посредством приведения размера сравниваемых домохозяйств к "эквивалентному" значению.
Расчет "эквивалентных" значений производится с использованием "эквивалентной" шкалы, в соответствии с которой каждому обследованному домохозяйству в зависимости от его размера и состава вменяется скорректированное, по сравнению с фактическим, ("эквивалентное") значение числа членов домохозяйства. В зависимости от аналитических целей для расчета "эквивалентных" значений числа членов домохозяйства применяются следующие варианты шкал эквивалентности*:
"модифицированная шкала эквивалентности", в соответствии с которой при определении "эквивалентного" значения размера домохозяйства используются следующие значения коэффициента эквивалентной эластичности:
для главы домохозяйства;
для каждого дополнительного взрослого члена домохозяйства;
для каждого ребенка в возрасте до 14 лет.
шкала "квадратного корня", в соответствии с которой "эквивалентное" значение размера домохозяйства равно корню квадратному из фактического числа членов домохозяйства (для данного варианта коэффициент эквивалентной эластичности для каждого члена домохозяйства равен 0,5).
"Эквивалентное" значение обобщающего показателя доходов определяется:
в среднем на члена обследуемого домохозяйства: путем деления соответствующего значения обобщающего показателя доходов по отдельно взятому домохозяйству на "эквивалентное" число членов этого домохозяйства (полученное значение присваивается всем членам домохозяйства);
в среднем на члена домохозяйства по совокупности всех единиц наблюдения (по всем обследованным домохозяйствам): путем деления абсолютных значений суммарного объема "эквивалентных" значений обобщающего показателя доходов на суммарное число членов домохозяйств по всем единицам наблюдения (по всем обследованным домохозяйствам).
Алгоритмы расчета "эквивалентных" значений обобщающих показателей доходов приведены в п. 8 Приложения N 4.
3.2.5.4. Медианное значение обобщающего показателя доходов определяется как значение дохода, делящего ранжированный по нему ряд на две равные части по количеству единиц.
______________________________
* http://www.oecd.org/els/soc/OECD-Note-EquivalenceScales.pdf.
Раздел 3 дополнен пунктом 3.2.6 с 30 июля 2021 г. - Приказ Росстата от 30 июля 2021 г. N 455
3.2.6. Алгоритм формирования среднечасовой заработной платы наемных работников.
Среднечасовая заработная плата* - величина заработной платы в расчете на один оплаченный час.
Наемные работники* - лица, выполнявшие работу по найму, которые заключили письменный трудовой договор, контракт или устное соглашение с работодателем (руководителем организации любой формы собственности, индивидуальным предпринимателем или физическим лицом) об условиях трудовой деятельности, за которую они получат оговоренную при найме (при заключении договора) оплату наличными деньгами или в натуральной форме.
Основная работа* - работа, где обычная продолжительность рабочего времени является наибольшей.
Показатель рассчитывается по следующим категориям наемных работников:
наемные работники предприятий, организаций со статусом юридического лица, работающие на основе договора гражданско-правового характера;
наемные работники индивидуальных предпринимателей и физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями;
наемные работники предприятий, организаций со статусом юридического лица, работающие по устной договоренности, без оформления.
В общей численности наемных работников не учитываются военнослужащие; лица, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте от 1,5 до 3 лет; граждане, осуществляющие свою трудовую деятельность за пределами Российской Федерации.
Показатель рассчитывается по основной работе респондента.
,
где
- среднечасовая заработная плата наемных работников i-ой категории по Российской Федерации в целом;
Fi - фонд оплаты труда наемных работников i-ой категории по Российской Федерации в целом (рассчитывается по данным выборочного наблюдения доходов населения и участия в социальных программах);
Ni - численность наемных работников i-ой категории по Российской Федерации в целом (рассчитывается по данным выборочного наблюдения доходов населения и участия в социальных программах);
Ti - годовой фонд оплаченного времени на одного наемного работника i-ой категории (рассчитывается по данным обследования рабочей силы).
______________________________
* Определение приведено исключительно в целях настоящих Методологических положений.
4. Перечень и состав группировок, используемых для характеристики распределения доходов домашних хозяйств
4.1. Перечень группировок, используемых для характеристики денежных (совокупных) доходов домашних хозяйств:
по типу населенных пунктов;
по Федеральным округам;
по числу лиц и числу детей в возрасте до 18 лет;
по основным демографическим и социальным группам домохозяйств;
по домохозяйствам, имеющим в своем составе супружеские пары и наличию в них детей в возрасте до 18 лет;
по числу работающих лиц и наличию детей в возрасте до 18 лет;
по числу работающих лиц и числу детей в возрасте до 18 лет;
по отношению к занятости главы домохозяйства;
по статусу в занятости главы домохозяйства (по месту основной работы);
по основному виду экономической деятельности организации - месту основной работы главы домохозяйства;
по виду занятия главы домохозяйства (по месту основной работы);
по уровню образования главы домохозяйства;
по 10-процентным (децильным) группам;
по интервальным группам в зависимости от среднедушевого денежного дохода;
по группам с денежными доходами ниже и выше величины прожиточного минимума;
по группам в зависимости от соотношения среднедушевых денежных доходов с величиной прожиточного минимума;
по отдельным группам регионов (муниципальных образований).
4.2. Формирование показателей денежных (совокупных) доходов домашних хозяйств с использованием перечисленных выше группировок осуществляется при условии попадания в каждую подгруппу указанных группировок не менее 50-ти единиц наблюдения.
4.3. Состав группировок, по которым производится формирование итогов наблюдения по Российской Федерации и по субъектам Российской Федерации:
4.4. Установление принадлежности домохозяйств к группам, формируемым по различным типам населенных пунктов, производится на основании данных Всероссийской переписи населения 2010 года (ВПН-2010), актуализируемых по итогам текущей статистики, о типе отобранного населенного пункта (городской или сельский) и о численности населения, проживающего в отобранном населенном пункте.
4.5. Установление принадлежности домохозяйств к конкретной социально-экономической группе производится на основании информации о каждом члене домохозяйства.
4.6. Установление принадлежности домохозяйств к соответствующей 10-процентной (децильной) группе производится расчетным методом на основе ранжирования всех обследованных домохозяйств по уровню среднедушевых денежных доходов в целом по Российской Федерации.
Формирование 10-процентных (децильных) групп производится исходя из условия, что каждая 10-процентная (децильная) группа должна содержать одинаковое число лиц (членов домашних хозяйств), равное 1/10 от общей численности обследуемых, с точностью до одного домохозяйства.
4.7. Установление принадлежности домохозяйств к группам с доходами ниже/выше величины прожиточного минимума производится расчетным методом на основе соизмерения величины денежных доходов каждого обследованного домашнего хозяйства с суммарной величиной прожиточного минимума, определяемой исходя из состава домохозяйства, на основании данных о среднегодовых данных по величине прожиточного минимума для различных социально-демографических групп населения по соответствующему субъекту Российской Федерации за отчетный год.
5. Метод и алгоритмы распространения итогов наблюдения на генеральную совокупность
Распространение итогов ОДН на генеральную совокупность осуществляется посредством присвоения каждому обследованному домохозяйству статистического веса, который характеризует общее число домохозяйств, представляемых частью, попавшей в выборку.
Расчет статистических весов (далее - весов) производится последовательно в три этапа.
Веса первого этапа (первичные веса) рассчитываются на основе информации о формировании выборки и являются обратной величиной к вероятности отбора, рассчитываемой для каждой отобранной единицы в зависимости от плана выборки.
Коэффициент взвешивания или базовый выборочный вес, который является теоретически основой для получения итогов экстраполяции выборочных данных, рассчитывается как обратная величина вероятности включения в выборку конечной единицы (базовый вес подлежит коррекции, если в составе базового и выборочного массивов зафиксированы изменения административного, структурного и временного характера):
,
где:
- Р1 - вероятность отбора счетного участка в ТВМН
- Р2 - вероятность отбора счетного участка в один из крупных подмассивов, образованных в рамках ТВМН
- Р3 - вероятность отбора счетного участка в специальный выборочный подмассив (в рамках крупного подмассива)
- Р4 - вероятность отбора счетного участка на первой ступени из специального выборочного подмассива
- Р5 - вероятность отбора (на второй ступени отбора) конечной единицы отбора (домохозяйства) в выборочную совокупность из счетного участка.
На втором этапе производится последовательная корректировка первичных весов на основе:
а) данных переписи населения о распределении членов обследуемых домохозяйств по семьям различного состава отдельно по городскому и сельскому населению в региональном разрезе. Это положение основано на гипотезе о соответствии группы обследованных домохозяйств, объединенной по какому-либо признаку, группе домохозяйств с тем же признаком в генеральной совокупности.
Каждому домохозяйству k-го вида в j-ом разрезе в процессе распространения присваивается вес, равный:
где:
- удельный вес населения (числа лиц в домохозяйствах) в k-ой группе j-го разреза в общей численности населения региона по данным переписи населения 2010 года;
- численность населения региона j-го разреза по данным текущей статистики;
- оценка числа членов домохозяйства в k-ой группе по данным выборочного обследования в j-ом разрезе (рассчитывается с применением весов первого этапа):
- j = 0 - вся территория; j = 1 - город; j = 2 - село;
- k = 1 - домохозяйства, состоящие из 1 человека;
- k = 2 - домохозяйства, состоящие из 2-х человек;
- k = 3 - домохозяйства, состоящие из 3-х человек;
- k = 4 - домохозяйства, состоящие из 4-х человек;
- k = 5 - домохозяйства, состоящие из 5-ти и более человек.
б) данных демографической статистики (генеральные данные) о распределении членов обследуемых домохозяйств по основным половозрастным группам (дети до 16 лет; население в трудоспособном возрасте; население старше трудоспособного возраста; в разбивке по полу) отдельно по городскому и сельскому населению в региональном разрезе.
Производится расчет корректирующих весовых коэффициентов для выхода на генеральные показатели по половозрастной структуре в разрезе городской и сельской местности для каждого региона отдельно. Для этого используется итерационный алгоритм, состоящий из трех этапов.
Шаг 1. Расчет взвешенных сумм
(1)
где
- взвешенная выборочная численность населения по j-ой половозрастной группе (мужчины и женщины младше трудоспособного возраста, в трудоспособном возрасте и старше трудоспособного возраста)
- численность представителей j-ой половозрастной группы в i-ом домохозяйстве
- балансирующее значение весового коэффициент i-ого домохозяйства (на первом шаге значение равно ).
Шаг 2. Расчет значения поправки балансировочных весовых коэффициентов для выхода на генеральные данные .
j = 1...m (2)
где
- численность j-ой половозрастной группы по данным демографической статистики (генеральные данные)
- весовые коэффициенты для выхода на генеральные данные для j-ой половозрастной группы.
Шаг 3. Веса корректируются для каждого домохозяйства и принимают значение , равное:
i = 1...n (3)
При этом на каждый весовой коэффициент накладывается ограничение:
где
- минимально (максимально) допустимое значение веса.
Итерационный процесс продолжается до тех пор, пока сумма квадратов отклонения оценок выборочной численности от генеральных данных по каждой половозрастной группе не станет меньше заранее заданной малой величины
На третьем этапе производится дополнительная корректировка весов, полученных на втором этапе, в целях компенсации неполного охвата населения (отказы от обследования, недоступность и т.п.). Она основывается на гипотезе о соответствии характера распределения населения по уровню среднедушевых денежных доходов генеральной и выборочной совокупностях логнормальному закону распределения, при этом оценка величины модального денежного дохода по итогам ОДН принимается как наиболее достоверная выборочная оценка одного из параметров двухпараметрического логнормального распределения генеральной совокупности.
Корректировка производится на основе использования следующей информации в разрезе субъектов Российской Федерации:
значение макроэкономического показателя денежного дохода по населению в целом за отчетный период (в среднем на душу, в месяц);
ряды распределения обследуемого населения по величине среднедушевого денежного дохода по итогам ОДН за отчетный период;
оценка величины модального денежного дохода по итогам ОДН за отчетный период.
6. Оценка статистической точности результатов наблюдения
Оценки итоговых показателей, формируемых на основе программы ОДН, представляют собой значения, имеющие отклонение от параметров генеральной совокупности. Это отклонение обусловлено ошибками, присущими выборочному наблюдению.
Для оценки ошибки выборки или точности статического оценивания используются:
стандартная (средняя) ошибка выборки;
относительная стандартная ошибка (коэффициент вариации);
величина доверительного интервала.
Стандартная (средняя) ошибка выборки представляет собой среднеквадратическое отклонение возможных значений выборочной средней от генеральной средней. Стандартная (средняя) ошибка выборки показывает в абсолютном выражении величину возможного отклонения выборочной оценки от действительного значения параметра в генеральной совокупности.
,
где - оцененная по данным выборки дисперсия оценки среднего.
Относительная стандартная ошибка (коэффициент вариации оценки) вычисляется как отношение величины стандартной (средней) ошибки выборки к выборочной оценке параметра и показывает, насколько процентов выборочная оценка может отклониться от значения параметра в генеральной совокупности.
Доверительный интервал представляет собой диапазон в абсолютном выражении (интервальную оценку), в котором может быть заключено значение соответствующего параметра генеральной совокупности.
,
где - квантиль нормального распределения, соответствующий желательной доверительной вероятности ; при Р = 0,95 .
______________________________
*(1) Утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 671-р с последующими изменениями.
*(2) Размещены в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - Интернет-сайт Росстата): http://www.gks.ru/free_doc/new_site/vndn-2018/index.html.
*(3) Опрос несовершеннолетних лиц производится в присутствии законного представителя либо со слов ответственного лица (с соответствующей пометкой о лице, предоставившем эту информацию).
*(4) Ответственное лицо - член домохозяйства, который более других осведомлен о жизнедеятельности домохозяйства и в дальнейшем сможет ответить на вопросы, касающиеся домохозяйства в целом.
*(5) Определение приведено исключительно в целях настоящих Методологических положений.
*(6) Лицо считается "постоянно (обычно) проживающим" в домашнем хозяйстве, если оно проводит ежесуточно в этом домашнем хозяйстве большую часть своего ежедневного ночного отдыха.
*(7) Фактическое (или предполагаемое) отсутствие длится более одного года или не более одного года соответственно.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Методологические положения по формированию агрегированных показателей доходов домашних хозяйств на основе программы выборочного наблюдения доходов населения и участия в социальных программах (утв. приказом Федеральной службы государственной статистики от 22 марта 2019 г. N 164)
Текст документа опубликован не был
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Федеральной службы государственной статистики от 30 июля 2021 г. N 455
Изменения вступают в силу с 30 июля 2021 г.
Приказ Федеральной службы государственной статистики от 29 октября 2019 г. N 632
Изменения вступают в силу с 29 октября 2019 г.