Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее - Департамент), рассмотрев обращение по вопросам применения Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) в части заключения контракта в случаях предусмотренных частью 23 статьи 68 Закона N 44-ФЗ, в рамках своей компетенции сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 11.8 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14.09.2018 N 194н, Минфином России не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения нормативных правовых актов Минфина России, а также толкование норм, терминов и понятий, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению.
Кроме того, в Министерстве, если законодательством Российской Федерации не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения по проведению экспертиз договоров, учредительных и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Вместе с тем считаем необходимым отметить, что согласно пункту 2 статьи 42 Закона N 44-ФЗ установлено, что в извещении об осуществлении закупки в случае, если количество поставляемых товаров, объем подлежащих выполнению работ, оказанию услуг невозможно определить, должна быть указана, в том числе информация, предусмотренная частью 24 статьи 22 Закона N 44-ФЗ, а именно начальная цена единицы товара, работы, услуги, а также начальная сумма цен указанных единиц и максимальное значение цены контракта.
При этом в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата поставки товара, выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы товара, работы, услуги исходя из количества товара, поставка которого будет осуществлена в ходе исполнения контракта, объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, но в размере, не превышающем максимального значения цены контракта, указанного в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
В этой связи отмечаем, что в соответствии с частью 4 статьи 68 Закона N 44-ФЗ электронный аукцион проводится путем снижения начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении о проведении такого аукциона, в порядке, установленном указанной статьей.
Согласно части 5 статьи 68 Закона N 44-ФЗ в случае, если в соответствии с Законом N 44-ФЗ количество поставляемых товаров, объем подлежащих выполнению работ, оказанию услуг невозможно определить, электронный аукцион проводится путем снижения начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги в порядке, установленном указанной статьей.
Положениями части 23 статьи 68 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что в случае, если при проведении электронного аукциона цена контракта снижена до половины процента начальной (максимальной) цены контракта или ниже, такой аукцион проводится на право заключить контракт. При этом такой аукцион проводится путем повышения цены контракта исходя из положений Закона N 44-ФЗ о порядке проведения такого аукциона с учетом особенностей, установленных пунктами 1-4 указанной части.
Частью 12 статьи 83.2 Закона N 44-ФЗ установлено, что в случае, предусмотренном частью 23 статьи 68 Закона N 44-ФЗ, контракт заключается только после внесения участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, денежных средств в размере предложенной этим участником цены за право заключения контракта, а также представления обеспечения исполнения контракта.
В соответствии с частью 2 статьи 83.2 Закона N 44-ФЗ проект контракта составляется путем включения в проект контракта цены контракта (за исключением части 2.1 статьи 83.2 Закона N 44-ФЗ), предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, либо предложения о цене за право заключения контракта в случае, предусмотренном частью 23 статьи 68 Закона N 44-ФЗ, а также включения информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), информации, предусмотренной пунктом 2 части 4 статьи 54.4, пунктом 7 части 9 статьи 83.1 Закона N 44-ФЗ, указанных в заявке, окончательном предложении участника электронной процедуры.
Частью 2.1 статьи 83.2 Закона N 44-ФЗ установлены особенности включения в проект контракта максимального значения цены контракта и цены единицы товара, работы, услуги.
Вместе с тем согласно части 2 статьи 83.2 Закона N 44-ФЗ положения, предусмотренные частью 2.1 статьи 83.2 Закона N 44-ФЗ, включаются в проект контракта вместо предложенной участником закупки цены контракта.
На основании изложенного при заключении контракта по результатам проведения электронного аукциона на право заключить контракт в случае, если в соответствии с Законом N 44-ФЗ количество поставляемых товаров, объем подлежащих выполнению работ, оказанию услуг невозможно определить, в проект контракта включается предложение участника закупки о цене за право заключения контракта. При этом в указанном случае положения части 2.1 статьи 83.2 Закона N 44-ФЗ в части порядка определения цены единицы товара, работы, услуги не применяются.
При этом отмечаем, что в соответствии с пунктом 8 статьи 3 Закона N 44-ФЗ государственный контракт, муниципальный контракт - договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "пунктом 8 части 1 статьи 3"
Государственный или муниципальный контракт заключается по результатам закупки, за счет бюджетных средств, в порядке, предусмотренном Законом N 44-ФЗ.
Положения Закона N 44-ФЗ применяются в случае, если заказчик, перечисляет бюджетные средства юридическому или физическому лицу, индивидуальному предпринимателю в качестве оплаты за поставленные товары, выполненные работы или оказанные услуги.
В соответствии с пунктом 1 статьи 423 ГК РФ договор, по которому сторона должна получить плату или иное встречное предоставление за исполнение своих обязанностей, является возмездным.
В связи с этим договоры, заключаемые в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ, являются возмездными, поскольку заказчик получает плату от победителя закупок.
Учитывая изложенное отмечаем, что заключение контракта с ценой равной нулю противоречит положениям гражданского и бюджетного законодательства.
Заместитель директора Департамента |
Д.А. Готовцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
При заключении контракта по результатам электронного аукциона, если количество поставляемых товаров, объем работ и услуг невозможно определить, в проект контракта включается предложение участника закупки о цене за право заключения контракта. В указанном случае положения 44-ФЗ в части порядка определения цены единицы товара, работы, услуги не применяются.
Заключение контракта с ценой, равной нулю, противоречит гражданскому и бюджетному законодательству.
Письмо Минфина России от 12 февраля 2020 г. N 24-03-07/9524 "О рассмотрении обращения"
Текст письма опубликован не был