Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Министерства
образования и науки
Челябинской области
от 28.04.2020 г. N 01/1167
Обзор
правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Министерства образования и науки Челябинской области за 2019 год
Обзор правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Министерства образования и науки Челябинской области за 2019 год (далее - Обзор практики) подготовлен во исполнение пункта 3 части 2 статьи 8.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ), в соответствии с пунктом 38 Постановления Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2018 года N 1680 "Об утверждении общих требований к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами", Методическими рекомендациями по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности, одобренными на заседании подкомиссии по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти Правительственной комиссии по проведению административной реформы от 9 сентября 2016 года N 7, и приказом Министерства образования и науки Челябинской области от 26 декабря 2017 года N 01/3936 "Об утверждении Порядка организации работы по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности" (с изменениями от 15 января 2020 года N 01/53).
Обзор практики за 2019 год подготовлен по результатам контрольно-надзорной деятельности в сфере образования, в том числе осуществления федерального государственного надзора в сфере образования, федерального государственного контроля качества образования, лицензионного контроля за образовательной деятельностью.
I. Правоприменительная практика организации и проведения мероприятий по контролю (надзору) в установленной сфере деятельности
Министерство образования и науки Челябинской области (далее - Министерство) осуществляет государственный контроль (надзор) в сфере образования за деятельностью организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории Челябинской области (за исключением организаций, указанных в пункте 7 части 1 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"), а также органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования на территории Челябинской области.
В рамках контрольно-надзорной деятельности Министерство осуществляет следующие виды государственного контроля (надзора):
государственный контроль (надзор) в сфере образования, который включает в себя федеральный государственный контроль качества образования и федеральный государственный надзор в сфере образования (статья 93 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации") (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ);
лицензионный контроль за образовательной деятельностью (далее - лицензионный контроль) (Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности") (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ).
Министерство осуществляет вышеуказанные виды государственного контроля (надзора) в отношении следующих видов подконтрольных субъектов:
1. образовательные организации:
- дошкольные образовательные организации;
- общеобразовательные организации;
- профессиональные образовательные организации;
- организации дополнительного образования;
- организации дополнительного профессионального образования.
2. организации, осуществляющие обучение:
- организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- организации, осуществляющие лечение, оздоровление и (или) отдых;
- организации, осуществляющие социальное обслуживание;
- иные юридические лица.
3. индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность.
4. органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования.
Общее количество подконтрольных субъектов на 01 января 2019 года составляло 3 132 организации (дошкольные образовательные организации - 1 277, общеобразовательные организации - 835, профессиональные образовательные организации - 77, организации дополнительного образования - 365, организаций дополнительного профессионального образования - 267, организации, осуществляющие обучение - 254, индивидуальные
предприниматели - 57) и 43 органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования (диаграмма 1).
Диаграмма 1. Подконтрольные субъекты на 01 января 2019 года
При осуществлении Министерством федерального государственного надзора в сфере образования, федерального государственного контроля качества образования, лицензионного контроля применяется единый порядок организации и проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Организация и проведение проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей включает в себя такие процедуры как:
- составление ежегодного плана проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
- разработка и издание распорядительных актов о проведении проверки, ее содержании и формы проведения;
- соблюдение сроков проведения проверки;
- соблюдение прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении проверки;
- оформление результатов проверки;
- работа с обращениями граждан по вопросам нарушения обязательных требований в сфере образования.
1. Составление ежегодных планов проверок организаций, осуществляющих образовательную деятельность, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования на территории Челябинской области (далее - подконтрольные субъекты), их направление в органы прокуратуры и доработка по итогам рассмотрения в органах прокуратуры
План проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2019 год сформирован в соответствии с требованиями статей 9, 26.1 Федерального закона N 294-ФЗ, Федерального закона N 273-ФЗ, Правилами подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 N 489, Распоряжением Правительства РФ от 01.04.2016 N 559-р "Об утверждении плана мероприятий (дорожной карты) по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации на 2016-2017 годы", Методическими рекомендациями по реализации органами государственного контроля (надзора) Российской Федерации, органами государственного контроля (надзора) субъектов Российской Федерации и органами муниципального контроля мер, направленных на повышение результативности и эффективности осуществляемых ими в рамках контрольно-надзорной деятельности проверок, утвержденных протоколом заседания Правительственной комиссии по проведению административной реформы от 09.06.2016, а также с учетом Рекомендаций органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, по отбору образовательных организаций для включения в ежегодный план проведения плановых проверок (письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29.08.2016 N 02-343).
Планом проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2019 год, утвержденным приказом Министерства образования и науки Челябинской области от 30 октября 2018 года N 01/3234 и согласованным с прокуратурой Челябинской области, было предусмотрено проведение 882 проверок с различными целевыми установками, что составило 28% от общего количества объектов контроля (диаграмма 2). Данный показатель соответствует значению целевых показателей эффективности деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации по осуществлению переданных им полномочий Российской Федерации в сфере образования, утвержденных приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 28.11.2018 г. N 1545.
Диаграмма 2. Плановые проверки на период 2017-2019 гг.
При формировании плана проверок на 2019 год 12 проверок в отношении субъектов малого предпринимательства были исключены из плана после согласования с Прокуратурой Челябинской области в связи с продлением сроков "надзорных каникул".
В течение 2019 года по основаниям, установленным пунктом 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 N 489, Министерством отменены 45 проверок (в 2017 году - 15, в 2018-11), что составило 5 процентов от плановых контрольно-надзорных мероприятий, по следующим причинам:
- 22 в связи с прекращением деятельности юридического лица путем реорганизации в форме присоединения;
- 15 в связи с прекращением действия лицензии и осуществления образовательной деятельности;
- 5 в связи с ликвидацией юридического лица;
- 3 в связи с прекращением деятельности юридического лица в связи с исключением из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ).
В соответствии со статьей 9 Федерального закона N 294-ФЗ, пунктом 1 части 9 статьи 19 Федерального закона N 99-ФЗ, Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.11.2009 N 944 "Об утверждении перечня видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью" основаниями для включения субъектов контроля в План проверок на 2019 год послужили:
истечение трех лет со дня окончания проведения последней плановой проверки юридического лица - 705 организаций, осуществляющих образовательную деятельность (80 процентов от общего количества проверок, включенных в план на 2019 год);
истечение одного года со дня принятия решения о предоставлении лицензии или переоформлении лицензии - 88 организаций, осуществляющих образовательную деятельность (10 процентов от общего количества проверок, включенных в план на 2019 год).
С целью усовершенствования модели контрольно-надзорной деятельности в 2019 году продолжалось внедрение элементов риск-ориентированного подхода при планировании контрольно-надзорных мероприятий.
При формировании плана проверок на 2019 год были учтены следующие требования и элементы риск-ориентированного подхода к планированию проверок:
- разрешенная периодичность проведения плановых проверок (пункт 2 статьи 9 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля");
- учет общеобразовательных организаций с необъективными результатами оценочных процедур (в частности, по результатам всероссийских проверочных работ - ВПР);
- учет организаций, в отношении которых не проводились проверки в течение 5 последних лет (преимущественно организации, реализующие программы дополнительного профессионального образования - ДПО);
- наличие обращений граждан.
На основании анализа полученной информации в план контрольно-надзорных мероприятий на 2019 год были включены 89 общеобразовательных организаций (10 процентов от общего количества проверок, включенных в план на 2019 год).
Всего в 2019 году фактически было проведено 837 плановых проверок, из которых 48 процентов составили комплексные проверки 1. По сравнению с 2018 годом их количество значительно увеличилось - с 120 до 405, из них: государственный надзор в сфере образования и лицензионный контроль - 226 проверок (в 2018 году - 68), федеральный государственный контроль качества образования и государственный надзор в сфере образования - 10 проверок (в 2018 году - 28), государственный надзор в сфере образования, федеральный государственный контроль качества образования и лицензионный контроль - 136 проверок (в 2018 году - 22), лицензионный контроль и федеральный государственный контроль качества образования - 33 проверки (в 2018 году - 2) (диаграмма 3).
Диаграмма 3. Распределение проверок по целям с 2018 по 2019 гг.
В 2019 году сократилось количество выездных проверок, они составили 40 процентов от общего количества запланированных проверок, документарные - 60 процентов.
В отношении органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, проведено 14 проверок (11 - выездные, 3 - документарные).
План проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2019 год реализован в полном объеме.
Кроме того, проведено 406 внеплановых проверок (274 - в рамках федерального государственного надзора в сфере образования, 132 - в рамках лицензионного контроля).
В 2020 году будет продолжена практика проведения комплексных проверок по разным направлениям контроля (надзора) в сфере образования, начатая в 2017 году. Так, запланированы комплексные проверки по направлениям: государственный надзор в сфере образования и лицензионный контроль - 160 проверок (29 процентов от общего количества плановых проверок, в 2019 году - 34 процента), федеральный государственный контроль качества образования и государственный надзор в сфере образования - 91 проверка (16 процентов от общего количества плановых проверок, в 2019 году - 1 процент), государственный надзор в сфере образования, федеральный государственный контроль качества образования и лицензионный контроль - 90 проверок (16 процентов от общего количества плановых проверок, в 2019 году - 16 процентов), лицензионный контроль и федеральный государственный контроль качества образования - в 2020 году не запланированы (в 2019 году - 4 процента).
В соответствии с частью 6.2 статьи 9 Федерального закона N 294-ФЗ и пунктом 4 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 N 489, в соответствии с предложениями Прокуратуры Челябинской области Министерством согласованы с другими контрольнонадзорными органами, осуществляющими деятельность на территории Челябинской области, сроки проведения 283 совместных плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, деятельность которых подлежит проверке несколькими государственными органами, что составило 52 процента от общего количества субъектов контроля включенных в план проверок на 2020 год.
Работа, проведенная при формировании Плана проверок, направлена на планомерное достижение основных целей реформирования контрольно-надзорной деятельности, отраженных в "дорожной карте":
повышение уровня защищенности охраняемых законом ценностей за счет обеспечения соблюдения обязательных требований;
снижение при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля административных и финансовых издержек граждан и организаций, осуществляющих предпринимательскую и иные виды деятельности, в том числе путем исключения существующих и предотвращения установления новых избыточных контрольно-надзорных функций;
оптимизация использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов, используемых при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
Утвержденные и согласованные с Прокуратурой Челябинской области Планы проверок с внесенными изменениями размещены на официальном сайте Министерства (www.minobr74.ru).
2. Использование оснований для проведения внеплановых проверок, согласование проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры в установленных федеральными законами случаях
Проведение внеплановых проверок Министерство осуществляет по основаниям, установленным статьей 10 Федерального закона N 294-ФЗ и частью 10 статьи 19 Федерального закона N 99-ФЗ.
В 2019 году Министерством проведено 406 внеплановых проверок. Данные проверки проведены в форме выездных и документарных проверок. 405 из них (99,8 процента) проведены в связи с истечением срока исполнения юридическим лицом ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами (пункт 1 части 2 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ). Одна проверка (0,2 процента) была проведена по требованию Прокуратуры Челябинской области.
3. Разработка и издание приказов о проведении проверок, их содержание
Приказы о проведении проверок издаются Министерством в соответствии с типовой формой, установленной приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 N 141 "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - типовая форма приказа).
Специалистом, ответственным за проведение проверки, в зависимости от цели проведения проверки, осуществляется подготовка проекта приказа в соответствии с пунктом 36 Административного регламента исполнения органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в сфере образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 ноября 2017 года N 1096, с пунктом 35 Административного регламента исполнения органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, государственной функции по осуществлению лицензионного контроля за образовательной деятельностью, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 07 декабря 2017 года N 1197, с пунктом 32 Административного регламента исполнения органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, государственной функции по осуществлению федерального государственного контроля качества образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июня 2017 года N 546.
Проект приказа о проведении проверки направляется на подпись Министру образования и науки Челябинской области.
В приказы в соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона N 294-ФЗ и типовой формой приказа о проведении проверки включаются следующие сведения:
- фамилия, имя, отчество, должность должностного лица или должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций;
- наименование образовательной организации, проверка которой проводится, место нахождения образовательной организации (ее филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) или места фактического осуществления деятельности индивидуальных предпринимателей;
- цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения;
- правовые основания проведения проверки, в том числе подлежащие проверке обязательные требования;
- сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки;
перечень административных регламентов по исполнению государственной функции;
- перечень документов, представление которых образовательной организацией необходимо для достижения целей и задач проведения проверки;
- даты начала и окончания проведения проверки.
Министерством обеспечивается строгое соблюдение требований к форме и содержанию приказа о проведении проверки.
4. Исчисление и соблюдение сроков проверки
В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона N 294-ФЗ срок проверки не может превышать двадцати рабочих дней.
Министерством обеспечивается строгое соблюдение сроков проведения проверок. Случаи превышения установленного срока проведения проверки отсутствуют.
5. Соблюдение прав юридических лиц при организации и проведении проверки
При организации и проведении Министерством плановых и внеплановых проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в обязательном порядке обеспечивается соблюдение прав юридических лиц, предусмотренных статьей 21 Федерального закона N 294-ФЗ, вследствие чего в 2019 в деятельности Министерства отсутствуют проверки, результаты которых были признаны недействительными, и проверки, проведенные с нарушением требований законодательства о порядке их проведения.
6. Оформление результатов проверки и принятие мер по её результатам
По результатам проверки должностными лицами Министерства проводящими проверку, составляется акт в двух экземплярах в соответствии с типовой формой, установленной приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 N 141 "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
В акте проверки указываются:
дата, время и место составления акта проверки;
наименование органа государственного контроля (надзора);
дата и номер приказа Министерства о проведении проверки;
фамилии, имена, отчества и должности должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку;
наименование проверяемого юридического лица или фамилия, имя и отчество индивидуального предпринимателя, а также фамилия, имя, отчество и должность руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, уполномоченного представителя индивидуального предпринимателя, присутствовавших при проведении проверки;
дата, время, продолжительность и место проведения проверки;
сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения;
сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом проверки руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, присутствовавших при проведении проверки, о наличии их подписей или об отказе от совершения подписи, а также сведения о внесении в журнал учета проверок записи о проведенной проверке либо о невозможности внесения такой записи в связи с отсутствием у юридического лица, индивидуального предпринимателя указанного журнала;
подписи должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку.
К акту проверки в обязательном порядке прилагаются документы (копии документов), подтверждающие выводы проверки.
Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения. Один из экземпляров акта проверки с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица под расписку об ознакомлении.
Случаи отказа представителей проверяемой организации в ознакомлении с актом проверки в 2019 году отсутствуют.
При отсутствии руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, а также при проведении проверки в документарной форме акт проверки (один из экземпляров акта проверки) направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле по проверке.
При наличии у проверяемого лица журнала учета проверок, оформленного в установленной форме, должностными лицами Министерства осуществляется запись о проведенной проверке, содержащая сведения о наименовании органа государственного контроля (надзора), датах начала и окончания проведения проверки, времени ее проведения, правовых основаниях, целях, задачах и предмете проверки, выявленных нарушениях и выданных предписаниях, а также указываются фамилии, имена, отчества и должности должностного лица или должностных лиц, проводящих проверку, его или их подписи.
При выявлении нарушений обязательных требований в ходе осуществления федерального государственного надзора за соблюдением законодательства об образовании, лицензионного контроля, должностным лицом, проводившим проверку, в день подписания акта выдается предписание об устранении нарушений законодательства об образовании, лицензионных требований, которое вручается проверяемому лицу и направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
По итогам проведенных мероприятий по федеральному государственному контролю качества образования в соответствии со статьей 93 Федерального закона N 273-ФЗ и Административным регламентом исполнения органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, государственной функции по осуществлению федерального государственного контроля качества образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.06.2017 N 546, Министерством:
в случае невыявления несоответствия содержания и качества подготовки обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам при проведении проверки проверяемому лицу направляется соответствующее уведомление;
в случае выявления при проведении проверки несоответствия содержания и качества подготовки обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам должностные лица Министерства принимают меры по результатам проведения проверки, предусмотренные частью 9 статьи 93 Федерального закона N 273-ФЗ:
приостанавливают действие государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных уровней образования, укрупненных групп профессий, специальностей и устанавливают срок устранения выявленного несоответствия содержания и качества подготовки обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам;
возобновляют либо лишают организации государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных уровней образования, укрупненных групп профессий, специальностей в случае, если в установленный уполномоченным органом срок организация не устранила выявленное несоответствие содержания и качества подготовки обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам.
7. Работа с заявлениями и обращениями граждан, содержащих сведения о нарушении обязательных требований
В течение 2019 года специалистами Управления рассмотрено 168 обращений граждан, что на 55 процентов больше, чем в 2018 году (108 обращений).
Все обращения рассмотрены в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", всесторонне, объективно и своевременно.
По результатам рассмотрения обращений Министерством были предоставлены письменные ответы по существу поставленных в обращении вопросов, уведомления гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией, направлены письма руководителям образовательных организаций об исполнении требований Министерства по устранению нарушений законодательства об образовании и учредителям образовательных организаций о принятии комплекса мер, направленных на устранение обязательных требований и предупреждение подобных нарушений в муниципальной системе образования.
8. Привлечение подконтрольных субъектов к административной ответственности за административные правонарушения, выявленные при осуществлении государственного контроля (надзора), лицензионного контроля
В соответствии подпунктом 90 пункта 2 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее именуется - КоАП Российской Федерации) должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) в сфере образования вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП Российской Федерации:
статьей 5.57 (нарушение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся образовательных организаций);
статьей 9.13 (уклонение от исполнения требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг);
частью 2 статьи 18.19 (неуведомление образовательной организацией органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего управление в сфере образования, о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в образовательную организацию, о предоставлении иностранному гражданину или лицу без гражданства академического отпуска, о завершении или прекращении обучения иностранного гражданина или лица без гражданства в образовательной организации либо о самовольном убытии иностранного гражданина или лица без гражданства из образовательной организации, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом, либо нарушение образовательной организацией установленного порядка подачи такого уведомления);
частью 1 статьи 19.4 (неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль);
частью 1 статьи 19.5 (невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль) об устранении нарушений законодательства);
статьей 19.6 (непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения);
статьей 19.7 (непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление в государственный орган таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде);
статьей 19.30 (нарушение требований к ведению образовательной деятельности и организации образовательного процесса).
Согласно части 3 статьи 28.3 КоАП Российской Федерации должностные лица государственных органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности и контроль за соблюдением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), в пределах компетенции соответствующего органа вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 19.20 КоАП Российской Федерации (осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии)).
Практика применения Министерством КоАП Российской Федерации состоялась по правонарушениям, ответственность за которые предусмотрена статьями 19.5, 19.20, 19.30.
Результаты анализа количественного и долевого соотношения протоколов, составленных в 2019 году по основаниям, предусмотренным различными частями статей КоАП Российской Федерации следующие.
Доля дел об административных правонарушениях от общего количества возбужденных Министерством в 2019 году дел составляет:
по части 1 статьи 19.5 КоАП Российской Федерации (невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль)) - 15 процентов;
по части 1 статьи 19.20 КоАП Российской Федерации (осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна)) - 11 процентов;
по части 2 статьи 19.20 КоАП Российской Федерации (осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна) - 3 процента;
по части 3 статьи 19.20 КоАП Российской Федерации (осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна) - 54 процента;
по части 1 статьи 19.30 КоАП Российской Федерации (нарушение установленных законодательством об образовании требований к ведению образовательной деятельности, выразившееся в ведении образовательной деятельности представительствами образовательных организаций или нарушении правил оказания платных образовательных услуг) - 1 процент;
по ч. 4 ст. 19.30 (умышленное искажение результатов государственной итоговой аттестации и предусмотренных законодательством об образовании олимпиад школьников, а равно нарушение установленного законодательством об образовании порядка проведения государственной итоговой аттестации) - 16 процентов.
Диаграмма 4. Протоколы об административных правонарушениях (2017-2019 гг.)
За период 2019 года не выявлены нарушения по части 1 и части 2 статьи 5.57, статье 9.13, части 2 статьи 18.19, части 1 статьи 19.4, статье 19.6, статье 19.7, части 2 и части 3 статьи 19.30 КоАП Российской Федерации.
Таким образом, за отчетный период наибольшее количество дел об административных правонарушениях, как и за два предыдущих года (диаграмма 4), возбуждено по части 3 статьи 19.20 КоАП Российской Федерации в связи с осуществлением лицензиатами образовательной деятельности с грубым нарушением лицензионных требований - 55 процентов от общего количества дел, а также по части 4 статьи 19.30 КоАП Российской Федерации в связи с нарушением установленного законодательством об образовании порядка проведения государственной итоговой аттестации и по части 1 статьи 19.5 КоАП Российской Федерации в связи с невыполнением в срок законного предписания - по 16 процентов соответственно от общего количества дел.
Общая сумма наложенных судебными органами административных штрафов по результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях, возбужденных Министерством в 2019 году составила 586 тысяч рублей.
Увеличение общего количества составленных протоколов об административных правонарушениях в 2019 году (102 протокола) по сравнению с предыдущим отчетным периодом (2018 год - 55 протоколов) обусловлено увеличением количества запланированных проверок подконтрольных субъектов (2019 год - 882 проверки, 2018 год - 571 проверка).
На протяжении 2019 года Управлением по надзору и контролю в сфере образования осуществлялась работа по предупреждению административных правонарушений, предусмотренных КоАП Российской Федерации (за исключением правонарушений, предусмотренных ч. 4 ст. 19.30 КоАП Российской Федерации), путем:
- направления в адрес организаций, осуществляющих образовательную деятельность, предостережений о недопустимости нарушений обязательных требований законодательства Российской Федерации в сфере образования,
- проведения индивидуальных консультаций,
- организации "горячей" телефонной линии,
- проведения ряда рабочих совещаний и встреч,
- ежемесячного мониторинга образовательных учреждений с истекающим сроком действия лицензий,
- направления информации по итогам контрольно-надзорных мероприятий в адрес учредителей образовательных учреждений,
- размещения в сети Интернет на официальном сайте информации о проведённых проверках, истечении сроков исполнения предписаний, текстов нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, подлежащие выполнению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
----------------
1 Комплексной считается проверка, в рамках которой проводятся мероприятия, охватывающие все направления деятельности организации в сфере образования, например:
1) для дошкольной образовательной организации, организации дополнительного образования или организации, осуществляющей обучение, комплексной будет считаться проверка, проводимая с целью осуществления лицензионного контроля и федерального государственного надзора в сфере образования,
2) для общеобразовательной организации или профессиональной образовательной организации, реализующей программы среднего профессионального образования, комплексной будет считаться проверка, проводимая с целью осуществления федерального государственного контроля качества образования, лицензионного контроля, а также федерального государственного надзора в сфере образования.
II. Вопросы правоприменительной практики соблюдения обязательных требований
1. Типичные нарушения обязательных требований
Обобщение результатов контрольно-надзорных мероприятий проведенных специалистами Управления по надзору и контролю в сфере образования Министерства образования и науки Челябинской области в 2019 году в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность (далее - лицензиат, образовательная организация, организация) позволило определить типичные нарушения обязательных требований:
- к содержанию локальных актов, регламентирующих деятельность образовательной организации;
- к структуре образовательных программ;
- к созданию условий для охраны здоровья обучающихся образовательной организацией при реализации образовательных программ;
- к содержанию уставов образовательных организаций (на предмет их соответствия законодательству Российской Федерации об образовании);
- к порядку приема в образовательную организацию, установленному законодательством Российской Федерации в сфере образования;
- оказания платных образовательных услуг;
- обеспечения открытости и доступности информации об образовательном учреждении на официальном сайте в сети Интернет.
Итоги надзорных мероприятий в отношении муниципальных органов, осуществляющих управление в сфере образования, свидетельствуют о следующих типичных нарушениях законодательства Российской Федерации:
- несоответствие документов, регламентирующих деятельность муниципальных органов, осуществляющих управление в сфере образования, требованиям законодательства в сфере образования;
- осуществление не в полной мере организации учета детей, подлежащих обязательному обучению в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования;
- ненадлежащее исполнение функции по осуществлению контроля за ходом дистанционного образования детей - инвалидов в муниципальном образовании;
- отсутствие организации проведения аттестации кандидатов на должность руководителей муниципальных образовательных организаций, а также в части назначения на должность руководителя образовательной организации лица, не имеющего высшего образования;
- нарушение порядка проведения школьного и муниципального этапов Всероссийской олимпиады школьников.
Неоднократно по результатам контрольно-надзорных мероприятий выявлялись следующие нарушения обязательных требований:
1. Федерального закона от 29.12.12 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации":
1) пункта 9 статьи 2 в части соблюдения требований к структуре образовательной программы - в структуре образовательной программы отсутствуют: учебный план, календарный учебный график, оценочные и методические материалы;
2) пункта 22 статьи 2 в части соблюдения требований к содержанию учебного плана образовательной программы - в учебном плане отсутствуют формы промежуточной аттестации обучающихся;
3) пункта 4 статьи 18 - образовательная организация при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования использует учебники и учебные пособия, не входящие в федеральный перечень учебников, а также учебные пособия, не допущенные к использованию;
4) статьи 25, пункта 5 статьи 26 - содержание устава образовательной организации не соответствует требованиям действующего законодательства;
5) пункта 1 статьи 28 - локальные акты образовательной организации противоречат ее уставу;
6) пункта 3 статьи 28 - образовательной организацией не обеспечено выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, а именно: не обеспечено достаточное материально-техническое обеспечение образовательной деятельности; не созданы условия для дополнительного профессионального образования работников; не разработана и не утверждена по согласованию с учредителем программа развития;
7) статьи 29 - официальные сайты образовательных организаций в сети "Интернет" ведутся с нарушениями требований законодательства Российской Федерации в сфере образования, информация обновляется несвоевременно;
8) статьи 30 - локальные нормативные акты образовательной организации разработаны с нарушениями требований законодательства Российской Федерации в сфере образования;
9) статьи 41 в части создания условий для охраны здоровья обучающихся, определения оптимальной учебной нагрузки, режима учебных занятий: несоблюдение образовательной организацией требований СанПиН, отсутствие прохождения педагогическими работниками обучения навыкам оказания первой помощи;
10) пункта 3 статьи 45 - нарушения требований законодательства Российской Федерации в сфере образования при организации работы комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений;
11) пункта 1 статьи 46 - несоответствие квалификации педагогических работников требованиям законодательства РФ в сфере образования;
12) пункта 2 статьи 55 - организация, осуществляющая образовательную деятельность, не выполняет обязанность по ознакомлению поступающего и (или) его родителей (законных представителей) со своим уставом, с лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, с образовательными программами и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности, права и обязанности обучающихся;
13) статьи 58 - образовательными организациями нарушаются требования законодательства Российской Федерации в сфере образования при организации и проведении промежуточной аттестации обучающихся;
14) пунктов 1, 2 статьи 61 в части определения оснований прекращения образовательных отношений в связи с отчислением обучающегося из образовательной организации.
2. Пункта 12 Правил оказания платных образовательных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2013 N 706 - договор оказания платных образовательных услуг не содержит следующие сведения: реквизиты лицензии на право осуществления образовательной деятельности; вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (часть образовательной программы определенного уровня, вида и (или) направленности); форма обучения; сроки освоения образовательной программы (продолжительность обучения); вид документа (при наличии), выдаваемого обучающемуся после успешного освоения им соответствующей образовательной программы (части образовательной программы).
3. Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обновления информации об образовательной организации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2013 N 582 - на официальном сайте образовательной организации не размещены:
- реализуемые образовательные программы, в том числе адаптированные,
- информация об использовании электронного обучения и дистанционных образовательных технологий,
- сведения об обеспечении доступа в здания образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, об условиях питания инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, об условиях охраны здоровья обучающихся из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья,
- сведения о доступе обучающихся к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья,
- об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья,
- о наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
4. Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования:
4.1 Порядка приема на обучение по программам дошкольного образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.04.2014 N 293:
1) в заявлении о приеме в организацию отсутствуют обязательные сведения, которые родители (законные представители) детей должны указать в соответствии с требованиями Порядка приема: место рождения ребенка, фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии) родителей (законных представителей) ребенка, адрес места жительства ребенка, его родителей (законных представителей), контактные телефоны родителей (законных представителей) ребенка, информация о выборе языка образования, родного языка из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка;
2) в журнале регистрации заявлений о прием в образовательную организацию не регистрируются представленные родителями документы;
3) требование предоставления документов, не предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере образования, в качестве основания для приема детей в образовательную организацию;
4) на официальном сайте образовательной организации в сети "Интернет" информация о зачислении обучающихся размещается с нарушением обязательных требований.
4.2 Порядка приема на обучение по программам начального, основного и среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.01.2014 N 32:
1) в заявлении о приеме в организацию отсутствуют обязательные сведения, которые родители (законные представители) детей должны указать в соответствии с требованиями Порядка приема: фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии) ребенка, дата и место рождения ребенка, фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии) родителей (законных представителей) ребенка, адрес места жительства ребенка, его родителей (законных представителей), контактные телефоны родителей (законных представителей) ребенка;
2) отсутствие заявлений родителей о выборе языка образования, изучаемого родного языка из числа языков народов Российской Федерации;
3) нарушение сроков приема заявлений в 1 класс;
4) требование предоставления документов, не предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере образования, в качестве основания для приема детей в образовательную организацию;
5) после регистрации заявления родителям (законным представителям) детей не выдается расписка в получении документов, содержащая информацию о регистрационном номере заявления о приеме ребенка в организацию, о перечне представленных документов; расписка не заверяется подписью должностного лица образовательной организации, ответственного за прием документов, и печатью организации;
6) распорядительные акты организации о приеме детей на обучение не размещаются на информационном стенде организации в день их издания;
7) на каждого ребенка, зачисленного в организацию, не заводится личное дело, в котором хранятся все сданные документы.
5. Нарушение Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.06.2013 N 464, в части организации образовательной деятельности в соответствии с утвержденными образовательной организацией учебными планами, календарными учебными графиками, а именно - расписание занятий не соответствует календарным учебным графикам; календарные учебные графики не соответствуют учебным планам.
6. Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.07.2013 N 499:
1) отсутствуют локальные нормативные акты организации, устанавливающие организацию обучения по индивидуальному учебному плану в пределах осваиваемой дополнительной профессиональной программы;
2) в структуре дополнительных профессиональных программ отсутствуют календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), организационно-педагогические условия, формы аттестации, оценочные материалы;
3) в дополнительной профессиональной программе повышения квалификации отсутствует описание перечня профессиональных компетенций в рамках имеющейся квалификации, качественное изменение которых осуществляется в результате обучения.
7. Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2018 N 196, в части указания направленности занятий по дополнительным общеобразовательным программам.
8. Порядка приема на обучение по дополнительным предпрофессиональным программам в области искусств, утвержденного приказом Министерства культуры Российской Федерации от 14.08.2013 N 1145:
1) комиссия по индивидуальному отбору поступающих не формируется по каждой дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области искусств отдельно;
2) апелляционная комиссия формируется из числа работников образовательной организации, входящих в состав комиссий по отбору поступающих в соответствующем году;
3) образовательной организацией самостоятельно не установлены условия и особенности проведения приема для поступающих с ограниченными возможностями здоровья;
4) на сайте образовательной организации своевременно не размещена информация о порядке приема.
9. Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.04.2013 N 291:
1) отсутствует согласование с предприятиями и организациями программы практики, содержания и планируемых результатов;
2) не соблюдаются требования к оформлению результатов практики - образовательными организациями не представлены отчеты по результатам практики обучающихся; аттестационные листы и характеристики оформлены с нарушениями требований, установленных образовательной организацией;
3) отсутствуют договоры на организацию и проведение практики.
10. Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 16.08.2013 N 968:
1) в состав апелляционных комиссий на 2018 год по образовательным программам среднего профессионального образования включены педагогические работники, входящие в состав ГЭК;
2) отсутствие обсуждения программы государственной итоговой аттестации, требований к выпускным квалификационным работам, а также критериев оценки знаний на заседании педагогического совета образовательной организации с участием председателей государственных экзаменационных комиссий;
3) в протоколах заседаний государственных экзаменационных комиссий на 2019 год по образовательным программам среднего профессионального образования включены члены, не входящие в состав ГЭК.
11. Требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и формату представления на нем информации, утвержденных приказом Рособрнадзора от 29.05.2014 N 785 - на официальном сайте организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" отсутствует:
- информация об описании образовательной программы с приложением ее копии, об учебном плане с приложением его копии, об аннотации к рабочим программам дисциплин (по каждой дисциплине в составе образовательной программы) с приложением их копий, о календарном учебном графике с приложением его копии, о методических и об иных документах, разработанных образовательной организацией для обеспечения образовательного процесса, о реализуемых образовательных программах, в том числе о реализуемых адаптированных образовательных программах, с указанием учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, предусмотренных соответствующей образовательной программой;
- информация о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности, в том числе сведения о наличии оборудованных учебных кабинетов, объектов, для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, об обеспечении доступа в здания образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, об условиях питания обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, об условиях охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, о наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;
- информация о результатах перевода, восстановления и отчисления;
- коллективный договор;
- информация о трудоустройстве выпускников;
- информация о персональном составе педагогических работников с указанием преподаваемых дисциплин работника, квалификации по диплому с указанием образовательной организации его выдавшей, в части научно-педагогических работников, привлеченных к организации учебного процесса на основе гражданско-правовых договоров.
12. Правил формирования и ведения федеральной информационной системы "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 N 729:
- организациями не внесены в Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации сведения о документах об образовании и о квалификации, выданных с 1 января 2000 года (срок внесения до 31.12.18), а также выданных с 01 сентября 2013 года (срок внесения - в течение 60 дней с даты выдачи документов).
13. Порядка заполнения, учета и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.02.2014 N 115:
1) книга регистрации выданных документов об образовании в организации, осуществляющей образовательную деятельность, не содержит следующие сведения: нумерацию бланка аттестата (бланка дубликата аттестата), дату и номер приказа о выдаче аттестата (дубликата аттестата, дубликата приложения к аттестату), подпись уполномоченного лица организации, осуществляющей образовательную деятельность, выдавшего аттестат (дубликат аттестата, дубликат приложения к аттестату), подпись получателя аттестата (если документ выдан лично выпускнику либо по доверенности), либо дату и номер почтового отправления (если документ направлен через операторов почтовой связи общего пользования), дату выдачи аттестата (дубликата аттестата, дубликата приложения к аттестату).
при выдаче дубликата аттестата и дубликата приложения к аттестату не отмечаются учетный номер записи и дата выдачи оригинала, нумерация бланка оригинала, не делается отметка о выдаче дубликата аттестата напротив учетного номера записи выдачи оригинала аттестата;
2) в книгу регистрации выданных документов об образовании список выпускников текущего учебного года вносится не в алфавитном порядке отдельно по каждому классу (со сквозной нумерацией), номера бланков - не в возрастающем порядке;
3) записи в книге регистрации выданных документов об образовании не заверяются подписями классного руководителя, руководителя организации, осуществляющей образовательную деятельность, и печатью организации, осуществляющей образовательную деятельность, отдельно по каждому классу;
4) каждая запись о выдаче дубликата аттестата, дубликата приложения к аттестату не заверяется подписью руководителя организации, осуществляющей образовательную деятельность, выдавшей аттестат, и скрепляется печатью организации, осуществляющей образовательную деятельность.
5) исправления, допущенные при заполнении книги регистрации выданных документов об образовании, не заверяются руководителем организации, осуществляющей образовательную деятельность, выдавшей аттестат, и не скрепляются печатью организации, осуществляющей образовательную деятельность, со ссылкой на номер учетной записи;
6) при утрате аттестата или приложения к аттестату выдача дубликата аттестата и (или) дубликата приложения к аттестату осуществляется без изложения обстоятельств утраты аттестата или приложения к аттестату, а также без приложения документа, подтверждающего факт утраты (справки из органов внутренних дел, пожарной охраны, объявления в газете и других).
14. Порядка заполнения, учета и выдачи дипломов о среднем профессиональном образовании и их дубликатов, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 25.10.2013 N 1186 - оформление дипломов о среднем профессиональном образовании ведется с нарушением требований.
15. Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 N 966 (пункт 6):
1) лицензиатом привлечены к педагогической деятельности педагогические работники, не соответствующие требованиям статьи 46 Федерального закона N 273-ФЗ, и не обладающие соответствующей квалификацией, указанной в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2010 N 761н;
2) не созданы безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации, с учетом соответствующих требований, установленных в федеральных государственных образовательных стандартах (далее - ФГОС), федеральных государственных требованиях и (или) образовательных стандартах, в соответствии с частью 6 статьи 28 Федерального закона N 273-ФЗ (отсутствуют документы, подтверждающие соответствие объекта защиты обязательным требованиям пожарной безопасности по адресу места осуществления образовательной деятельности);
3) отсутствуют (не соответствуют ФГОС, ФГТ) разработанные и утвержденные организацией, осуществляющей образовательную деятельность, образовательные программы в соответствии со статьей 12 Федерального закона N 273-ФЗ;
4) отсутствуют на праве собственности или ином законном основании здания, строения, сооружения, помещения и территории, используемые для осуществления образовательной деятельности по заявленным к лицензированию образовательным программам;
5) отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые используются для осуществления образовательной деятельности;
6) отсутствует материально-техническое обеспечение образовательной деятельности по реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам.
16. Несоответствия структуры и содержания основной образовательной программы дошкольного образования требованиям ФГОС, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года N 1155:
1) при разработке программы не определены продолжительность пребывания детей в организации, режим работы, предельная наполняемость групп,
2) содержание целевого, содержательного и организационного разделов программы не соответствует требованиям,
3) отсутствует дополнительный раздел программы.
17. Несоответствия содержания и качества подготовки обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам ФГОС:
17.1. ФГОС начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 N 373):
1) пункт 19.3. - учебный план начального общего образования не определяет формы промежуточной аттестации обучающихся, наименования предметных областей и учебных предметов не соответствуют требованиям ФГОС начального общего образования;
2) пункт 19.10. - не разработан план внеурочной деятельности по всем пяти обязательным направлениям личности на весь период реализации образовательной программы;
3) пункт 19.10.1. в календарном учебном графике не указаны сроки проведения промежуточной аттестации обучающихся на весь период реализации образовательной программы.
17.2. ФГОС основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 N 1897):
1) пункт 18.2.1 - название раздела не соответствует требованиям ФГОС основного общего образования, не указаны типовые задачи формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся, виды взаимодействия с учебными, научными и социальными организациями, формы привлечения консультантов, экспертов и научных руководителей, описание системы оценки деятельности общеобразовательной организации по формированию универсальных учебных действий у обучающихся, методики и инструментария мониторинга успешности освоения и применения обучающимися универсальных учебных действий;
2) пункт 18.2.3 - отсутствует описание инструментария мониторинга духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся;
3) пункт 18.2.4 - отсутствует описание механизма взаимодействия, предусматривающего общую целевую и единую стратегическую направленность работы с учетом вариативно-деятельностной тактики учителей, специалистов в области коррекционной педагогики и психологии, медицинских работников;
4) пункт 18.2.2. - рабочие программы учебных предметов основного общего образования разработаны не для всех предметов учебного плана и курсов внеурочной деятельности, либо разработаны не на весь период реализации образовательной программы;
5) пункт 18.3.1.1. - не указаны сроки проведения промежуточной аттестации обучающихся;
6) пункт 18.3.1.2. не разработан план внеурочной деятельности по всем пяти обязательным направлениям личности на весь период реализации образовательной программы;
7) пункт 18.3.2 отсутствует обоснование изменений в имеющихся условиях, описание конкретных механизмов достижения целевых ориентиров в системе условий и контроля состояния системы условий;
8) пункт 14 в образовательной программе отсутствует раздел "Оценочные материалы" с приведением перечня оценочных материалов, утвержденных образовательной организацией для проведения промежуточной аттестации обучающихся.
18. Порядка проведения образовательной организацией самообследования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июня 2013 г. N 462 - отчет о результатах самообследования образовательной организации не соответствует требованиям действующего законодательства Российской Федерации в части структуры и содержания.
19. Порядка и условий осуществления перевода обучающихся из одной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного, начального, основного и среднего образования, в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам соответствующих уровня и направленности (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 декабря 2015 года N 1527, приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 марта 2014 года N 177):
1) в заявлении о переводе отсутствуют обязательные сведения - направленность группы или класс и профиль обучения,
2) нарушение трехдневного срока издания распорядительного акта об отчислении обучающегося в порядке перевода,
3) несоблюдение требования об уведомлении исходной организации в двухдневный срок с даты издания распорядительного акта о зачислении обучающегося в порядке перевода о номере и дате распорядительного акта о зачислении обучающегося.
20. Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 ноября 2015 года N 1309:
1) отсутствует план мероприятий ("дорожная карта") по повышению значений показателей доступности для инвалидов объекта и условий;
2) в паспорт доступности не включены предложения по принятию управленческих решений, разработанные по результатам обследования образовательной организации и предоставляемых ею образовательных услуг.
2. Рекомендации в отношении мер, которые должны приниматься подконтрольными субъектами в целях недопущения нарушений обязательных требований
1. Изучить нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность образовательной организации.
2. Проанализировать реализуемые образовательные программы, условия (кадровые материально-технические, информационно-методические) реализации образовательных программ, организацию образовательного процесса на предмет их соответствия обязательным требования, лицензионным требованиям, на предмет соответствия содержания и качества подготовки обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам обязательным требованиям, соблюдение которых оценивается при проведении проверок организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
3. Скорректировать образовательные программы, локальные нормативные акты в соответствии с обязательными требованиями законодательства в сфере образования, в том числе требованиями федеральных государственных образовательных стандартов.
4. Осуществлять постоянный контроль за приведением локальной нормативной базы в соответствие с законодательством в сфере образования.
5. Учитывать в своей деятельности методические рекомендации, материалы совещаний и других мероприятий Управления, размещенные на официальном сайте Министерства.
3. Меры, принимаемые Министерством при осуществлении контрольно-надзорных функций
Доля проверок, по итогам проведения которых выявлены нарушения, составляет 100 процентов от количества плановых проверок по федеральному государственному надзору в сфере образования и 73 процента от количества плановых проверок по лицензионному контролю.
В целях устранения выявленных нарушений в ходе проведенных контрольно-надзорных мероприятий направлено 979 предписаний об устранении выявленных нарушений.
Сведения о количестве выявленных нарушений требований законодательства об образовании и мерах реагирования по фактам выявленных нарушений обязательных требований и (или) устранению последствий таких нарушений представлены в таблице 1.
Сведения
о принятых Министерством за период 2017-2019 гг. мерах реагирования по фактам выявленных нарушений при осуществлении федерального государственного надзора в сфере образования, федерального государственного контроля качества образования, лицензионного контроля
|
Таблица 1 |
|||
N п/п |
Показатели |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
1. |
Количество проверок |
1060 |
873 |
1257 |
2. |
Количество выданных предписаний об устранении нарушений |
518 |
453 |
979 |
3. |
Количество приостановленных лицензий на осуществление образовательной деятельности |
2 |
1 |
5 |
4. |
Количество аннулированных лицензий на осуществление образовательной деятельности |
1 |
0 |
1 |
5. |
Количество запретов на прием в образовательную организацию |
5 |
7 |
5 |
6. |
Количество приостановлений действия государственной аккредитации образовательной деятельности |
2 |
5 |
7 |
7. |
Количество возбужденных дел об административных правонарушениях по итогам проверок |
61 |
44 |
102 |
8. |
Доля проверок, в ходе проведения которых возбуждены дела об административном правонарушении, от общего числа проверок |
10 процентов |
5 процентов |
8 процентов |
9. |
Доля числа назначенных наказаний от общего количества возбужденных дел об административных правонарушениях |
45 процентов |
50 процентов |
43 процента |
10. |
Количество возбужденных дел об административных правонарушениях по итогам ГИА |
45 |
11 |
16 |
По результатам исполнения государственных функций Министерством за отчетный период возбуждено 102 дела об административных правонарушениях путем составления протоколов об административных правонарушениях, из них в отношении юридических лиц - 13 (13 процентов), должностных лиц - 73 (73 процент), физических лиц - 16 (16 процентов). Материалы дел об административных правонарушениях направлены Министерством на рассмотрение в судебные органы.
4. Мероприятия Министерства, направленные на профилактику нарушений обязательных требований
Во исполнение требований Федерального закона N 294-ФЗ (в ред. от 02 августа 2019 N 310-ФЗ) и Федерального закона "О стратегическом планировании в Российской Федерации" от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ Управлением по надзору и контролю в сфере образования был разработан и реализован план мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований (далее - План профилактики).
В целях информационного и методического обеспечения профилактики нарушений законодательства в сфере образования Управлением в течение 2019 года:
1) были проведены 8 совещаний по вопросам, отнесенным к компетенции Управления, с общим охватом участников более 4500 человек;
2) осуществлялось информирование подконтрольных субъектов о планируемых и проведенных проверках путем размещения информации в федеральной государственной информационной системе "Единый реестр проверок";
3) в целях информационной открытости в деятельности Управления по профилактике нарушений обязательных требований на сайте Министерства в течение 2019 года размещены:
- перечень обязательных требований, соблюдение которых оценивается при проведении проверок;
- информация о типичных нарушениях в деятельности профессиональных образовательных организаций, организаций дополнительного профессионального образования, законодательства Российской Федерации в сфере образования;
- результаты проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
- методические рекомендации, материалы совещаний, информация о проведенных совещаниях, семинарах, онлайн консультациях и других мероприятиях Управления;
- в случае выявления нарушений установленных требований в сфере образования Министерством образования и науки Челябинской области направлялись сведения в адрес учредителя образовательной организации, руководителя органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования, Прокуратуры Челябинской области;
для изучения удовлетворенности подконтрольных субъектов мероприятиями, проводимыми Управлением, начата работа по установления обратной связи в виде отметок "мне нравится"/"мне не нравится" под видеороликами проведенных Управлением по надзору и контролю в сфере образования совещаний и консультаций и размещенных в информационнокоммуникационной сети "Интернет" в YouTube.
Проведено консультаций по вопросам, относящимся к компетенции Управления:
по лицензионному контролю за образовательной деятельностью - 311; по федеральному государственному контрою качества образования - 833; по федеральному государственному надзору в сфере образования - 835.
В целях профилактики нарушений обязательных требований в 2019 году специалистами Управления выдано 202 предостережения о недопустимости нарушений обязательных требований, законодательства Российской Федерации в сфере образования. Из них:
- 176 о несоблюдении обязательных требований, установленных пунктом 5 Правил формирования и ведения федеральной информационной системы "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении", утвержденных постановлением правительства Российской Федерации от 26.08.2013 N 729 (модуль "Школа", модуль "ДПО");
- 32 по соблюдению иных требований, поступивших в рамках работы с обращениями граждан.
Из них:
- работа образовательной организации без лицензии - 15;
- ведение официального сайта образовательной организации в нарушение требований законодательства - 6;
- нарушение платных образовательных услуг - 2;
- осуществление образовательной деятельности по программе подготовки водителей транспортных средств категории "В" без заключения о соответствии учебно-материальной базы установленным требованиям - 2;
- нарушение выдачи документов об образовании - 1.
Управление участвует в реализации Приоритетного проекта "Реформирование контрольной и надзорной деятельности в Челябинской области", утвержденного Региональным стратегическим комитетом (протокол от 14 августа 2017 года).
Продолжено межведомственное взаимодействие в электронном виде посредством Автоматизированной системы "Южный Урал" с целью получения сведений об уплате государственной пошлины на оказание государственных услуг и для передачи сведений в Федеральную службу по налогам и сборам о внесенных в реестр лицензий данных. Осуществляется межведомственное взаимодействие в электронном виде с Росреестром при осуществлении государственного контроля (надзора).
В отчетном периоде продолжалась работа в информационной системе, обеспечивающей автоматизацию контроля и надзора за полнотой и качеством осуществления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в сфере образования и полномочия Российской Федерации по подтверждению документов об ученых степенях и ученых званиях (далее - ИС АКНДПП).
В течение 2019 года проводилась актуализация сведений и велась текущая работа по внесению сведений по лицензированию образовательной деятельности, государственной аккредитации образовательной деятельности, мероприятиям по контролю (надзору).
С 2018 года начата, а в 2019 году продолжилась работа по приёму заявлений и прилагаемых к нему документов на лицензирование и государственную аккредитацию в электронном виде через ИС АКНДПП. В течение года через данную информационную систему поступило 59 заявлений о проведении государственной аккредитации и переоформлении свидетельств о государственной аккредитации, что составило 88 процентов от общего количества поданных заявлений, в 2018 году в электронном виде поступило 26 заявлений, что составило 21,3 процента от общего количества заявлений.
На лицензирование образовательной деятельности было подано 164 заявления о предоставлении и переоформлении лицензии, что составляет 25 процентов от общего количества поданных заявлений. В 2018 году этот показатель составил 16 процентов от общего количества заявлений (107 заявлений).
Приказом Министерства образования и науки Челябинской области от 26 декабря 2019 года N 03/4778 "Об утверждении перечней актов, соблюдение которых оценивается при проведении Управлением по надзору и контролю в сфере образования мероприятий по государственному контролю и надзору" утверждены:
- перечень актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по федеральному государственному надзору в сфере образования за деятельностью организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории Челябинской области;
- перечень актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по федеральному государственному надзору в сфере образования за деятельностью органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования на территории Челябинской области;
- перечень актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по федеральному государственному контролю качества образования за деятельностью организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории Челябинской области;
- перечень актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по лицензионному контролю за деятельностью организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории Челябинской области.
На официальном сайте Министерства образования и науки Челябинской области в сети Интернет (www.minobr74.ru) размещены тексты нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность Управления (далее - НПА). Тексты НПА обновлялись на сайте Министерства по мере внесения в них изменений в текущем режиме.
В целях предупреждения нарушений законодательства в сфере образования и повышения информированности подконтрольных субъектов о предъявляемых к ним обязательных требованиях при проведении мероприятий по контролю и надзору разработан Перечень обязательных требований, соблюдение которых оценивается при проведении проверок, представленный в виде технологических карт по целевым установкам проверок и включающий в себя:
- перечень обязательных требований, соблюдение которых оценивается при проведении проверок соблюдения лицензионных требований (с перечнем документов и (или) информации, истребуемых в ходе проверки);
- перечень обязательных требований, соблюдение которых оценивается при проведении проверок организаций, осуществляющих образовательную деятельность, с целью федерального государственного надзора в сфере образования (с перечнем документов и (или) информации, истребуемых в ходе проверки);
- перечень обязательных требований, соблюдение которых оценивается при проведении проверок деятельности органов местного самоуправления с целью федерального государственного надзора в сфере образования (с перечнем документов и (или) информации, истребуемых в ходе проверки);
- перечень обязательных требований, соблюдение которых оценивается при проведении проверок организаций, осуществляющих образовательную деятельность, с целью федерального государственного контроля качества образования (с перечнем документов и (или) информации, истребуемых в ходе проверки).
В связи с изменениями в федеральных нормативных правовых актах, регламентирующих деятельность Управления, перечень обязательных требований, соблюдение которых оценивается при проведении проверок, корректировался течение 2019 года. Все изменения своевременно размещались на сайте Министерства.
Министерством проведено обобщение практики осуществления контроля соблюдения лицензионных требований, осуществления федерального государственного контроля качества и осуществления проверок с целью федерального государственного надзора в сфере образования с указанием наиболее часто встречающихся случаев нарушений с рекомендациями в отношении мер, которые должны применяться юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в целях недопущения таких нарушений. С целью доведения до сведения обобщенной информации по итогам проведенных проверок в 2019 году до ответственных за соблюдение законодательства в сфере образования лиц обобщения оформлены в виде информационных справок и размещены на сайте Министерства в разделе "Материалы по профилактике нарушений обязательных требований".
Кроме того, информация о типичных нарушениях, выявляемых при проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей регулярно освещалась на совещаниях для руководителей и специалистов органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, руководителей образовательных организаций.
С целью предотвращения нарушений законодательства в сфере образования и установления актуальных данных о сети муниципальных образовательных организаций в феврале 2019 года проведено собеседование со специалистами органов местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования. По итогам собеседования была скорректирована сеть муниципальных образовательных организаций.
При корректировке сети муниципальных образовательных организаций были учтены данные муниципальных органов управления образованием, учтены данные о выданных/прекративших действие лицензиях и выданных свидетельствах о государственной аккредитации.
В целях информационной открытости в деятельности Управления по профилактике нарушений обязательных требований на сайте Министерства в течение 2019 года размещены:
- план мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований в 2019 году, приказ "Об утверждении перечней актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по государственному контролю и надзору" и перечень актов, приказ "Об утверждении порядка организации работы по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности", перечень обязательных требований, соблюдение которых оценивается при проведении проверок;
информация о типичных нарушениях организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, законодательства Российской Федерации в сфере образования;
- результаты проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
- методические рекомендации, материалы совещаний, информация о проведенных совещаниях, семинарах, онлайн консультациях и других мероприятиях Управления.
Документы и информация на официальном сайте Министерства своевременно обновляются по мере внесения изменений и дополнений.
В целях предупреждения нарушений обязательных требований в сфере образования в 2020 году Министерством разработана Программа профилактики нарушений обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации об образовании, в Челябинской области на 2020 год (утверждена приказом Министерства образования и науки Челябинской области от 13 декабря 2019 года N 01/4544).
<< Назад |
||
Содержание Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 28 апреля 2020 г. N 01/1167 "Об утверждении Обзора правоприменительной... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.