1. В соответствии с планом работы Ростовского областного суда на 1-ое полугодие 2020 года проведен анализ рассмотрения районными (городскими) судами Ростовской области административных дел в порядке упрощенного (письменного) производства за период 2018 - 2019 годы, подготовлена справка по результатам рассмотрения судами указанных дел.
Всего согласно предоставленной городскими и районными судами Ростовской области информации в порядке упрощенного (письменного) производства судами области за исследуемый период рассмотрено 1202 административных дела. Из них 603 дела рассмотрено в 2018 году и 599 - в 2019 году.
Из общего количества административных дел, рассмотренных судами области в 2018 - 2019 годах в порядке упрощенного (письменного) производства (1202 дела), рассмотрены следующие дела отдельных категорий.
737 дел по административным искам о взыскании задолженности по обязательным платежам и санкциям. Из них в 456 делах административный иск удовлетворен судом первой инстанции, в 225 делах в удовлетворении иска судом первой инстанции отказано. В 54 случаях производство по делу прекращено судом первой инстанции в связи с отказом налогового органа от административного иска (пункт 3 части 1 статьи 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации). В одном случае производство по делу прекращено со ссылкой на пункт 2 части 1 статьи 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации В одном случае производство по делу прекращено на основании пункта 5 части 1 статьи 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
39 дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Из указанного количества 5 дел - оспаривание бездействия судебных приставов-исполнителей; 23 дела - дела по административным искам прокуроров к органам местного самоуправления об оспаривании решений, действий (бездействия). 11 - обжалование решений, действий (бездействия) иных лиц.
10 дел по административным исковым заявлениям о ликвидации некоммерческой организации, об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра.
3 дела о признании недействительной регистрации средства массовой информации.
408 дел о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
5 - иные дела (например, временное ограничение на выезд за пределы Российской Федерации).
По информации, представленной городскими и районными судами, в 2018 году обжалованы в апелляционном порядке решения по 24 делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, что составляет 3,98% от рассмотренных в упрощенном порядке дел.
В 2019 году обжалованы в апелляционном порядке решения по 26 делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, что составляет 4,34% от рассмотренных в упрощенном порядке дел.
Порядок упрощенного производства по административным делам урегулирован главой 33 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также Кодекс).
Согласно статье 291 (часть 1) Кодекса административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства в случае, если:
1) всеми лицами, участвующими в деле, заявлены ходатайства о рассмотрении административного дела в их отсутствие и их участие при рассмотрении данной категории административных дел не является обязательным;
2) ходатайство о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства заявлено административным истцом и административный ответчик не возражает против применения такого порядка рассмотрения административного дела;
3) указанная в административном исковом заявлении общая сумма задолженности по обязательным платежам и санкциям не превышает двадцать тысяч рублей;
4) в иных случаях, предусмотренных Кодексом.
К иным случаям относится:
- рассмотрение в порядке упрощенного (письменного) производства требования об оспаривании нормативных правовых актов, которые имеют меньшую юридическую силу и воспроизводят содержание нормативного правового акта, признанного судом не действующим полностью или в части, либо на нем основаны и из него вытекают, а также требования об оспаривании нормативного правового акта, повторно принятого в целях преодоления решения суда о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части, либо требования об оспаривании положений нормативного правового акта, содержащих правовое регулирование, тождественное по смыслу ранее признанному недействующим (части 2, 3 и 5 статьи 216 Кодекса) - пункт 41 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами";
- рассмотрение административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства при неявке в судебное заседание всех лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной (часть 7 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Не подлежат рассмотрению в порядке упрощенного (письменного) производства административные дела, предусмотренные главами 24, 28 - 31.1 Кодекса (часть 2 статьи 291 Кодекса, введена Федеральным законом от 28 ноября 2018 года N 451-ФЗ).
Разъяснения относительно упрощенного (письменного) производства по административным делам даны в пунктах 69-77 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации".
Федеральным законом от 28 ноября 2018 года N 451-ФЗ в главу 33 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации внесены изменения, вступившие в силу с 01 октября 2019 года.
Решения в порядке упрощенного производства выносились судами Ростовской области по административным делам на основании пункта 2 части 1 статьи 291, пункта 3 части 1 статьи 291 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а также на основании части 7 статьи 150 Кодекса (здесь и далее нумерация приводится в соответствии с действующей редакцией Кодекса).
2. Судами рассматривались в порядке упрощенного (письменного) производства на основании ходатайства административного истца в соответствии с положениями пункта 2 части 1 статьи 291 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дела, относящиеся к разным категориям:
- дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих;
- дела о признании недействительной регистрации средства массовой информации;
- дела по административным исковым заявлениям о ликвидации некоммерческой организации, об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра;
- дела о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено;
- дела по административным искам о взыскании задолженности по обязательным платежам и санкциям.
Изучение практики судов области показывает, что со ссылкой на пункт 2 части 1 статьи 291 Кодекса рассмотрены как административные дела по требованиям налоговых органов о взыскании платежей и санкций на сумму, превышающую 20 000 руб., так и на меньшую сумму.
3. В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 291 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства в случае, если указанная в административном исковом заявлении общая сумма задолженности по обязательным платежам и санкциям не превышает двадцать тысяч рублей.
Редакция части 6 статьи 292 Кодекса, действовавшая до внесения в Кодекс изменений Федеральным законом от 28 ноября 2018 года N 451-ФЗ, предопределяла затруднения для применения упрощенного (письменного) производства непосредственно с момента принятия административного иска судом, поскольку предполагала весьма небольшой срок для рассмотрения дела.
Согласно ранее действовавшей, до внесения изменений Федеральным законом от 28 ноября 2018 года N 451-ФЗ, норме статьи 292 Кодекса (часть 6), административные дела рассматриваются в порядке упрощенного (письменного) производства в срок, не превышающий десяти дней со дня вынесения определения о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного производства.
Алгоритмы рассмотрения по правилам главы 33 Кодекса дел о взыскании обязательных платежей и санкций, применяемые судами области до внесения в Кодекс изменений Федеральным законом от 28 ноября 2018 года N 451-ФЗ, дифференцируются по нескольким основаниям. В качестве наиболее существенных оснований представляется необходимым выделить следующие:
- по содержанию определения о принятии административного иска и/или о подготовке дела (указывал ли суд на наличие у административного ответчика возможности представить возражения относительно применения упрощенного порядка рассмотрения спора либо только на право ответчика представить возражения по существу спора; указывал ли суд изначально на то, что дело подлежит рассмотрению в порядке упрощенного (письменного) производства);
- по наличию (отсутствию) отдельного определения о назначении дела к рассмотрению в упрощенном порядке, выносимого через определенный срок после принятия административного иска к производству суда, до вынесения решения по существу спора.
Федеральным законом от 28 ноября 2018 года N 451-ФЗ в часть 6 статьи 292 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации внесены изменения, согласно которым административные дела в порядке упрощенного (письменного) производства рассматриваются в срок, не превышающий десяти дней со дня истечения сроков, указанных в части 5.1 статьи 292 данного Кодекса.
После внесения в статью 292 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации изменений Федеральным законом от 28 ноября 2018 года N 451-ФЗ в определении о принятии административного иска к рассмотрению в порядке упрощенного (письменного) производства должны быть установлены:
- срок для представления сторонами в суд и направления ими друг другу доказательств и возражений относительно предъявленных требований, который должен составлять не менее пятнадцати дней со дня вынесения соответствующего определения;
- срок, в течение которого стороны вправе представить в суд и направить друг другу дополнительно документы, содержащие объяснения по существу заявленных требований и возражений в обоснование своей позиции, который должен составлять не менее тридцати дней со дня вынесения соответствующего определения.
Период между датой окончания срока представления доказательств и возражений и датой окончания срока представления иных документов должен составлять не менее пятнадцати дней - часть 5.1 статьи 292 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
При установлении сроков, указанных в части 5.1 статьи 292 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, следует учитывать, что в сроки, исчисляемые днями, по общему правилу части 2 статьи 92 Кодекса включаются только рабочие дни, за исключением указанных в этой статье сроков.
4. В соответствии с частью 7 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, или представители этих лиц, суд рассматривает административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 Кодекса. Со ссылкой на положения части 7 статьи 150 Кодекса судами принимались в порядке упрощенного производства решения по административным делам различных категорий:
- дела по административным искам о взыскании задолженности по обязательным платежам и санкциям (в порядке упрощенного производства на основании части 7 статьи 150 Кодекса судами рассматривались административные дела по требованиям налоговых органов как превышающим, так и не превышающим 20 000 руб.);
- дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих;
- дела о признании недействительной регистрации средства массовой информации;
- дела по административным исковым заявлениям о ликвидации некоммерческой организации, об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра;
- дела о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
5. Основные причины отказа судов в рассмотренных в порядке упрощенного производства административных требованиях налоговых органов о взыскании задолженности по обязательным платежам и санкциям:
- указание на пропуск налоговым органом срока обращения в суд, предусмотренного положениями статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации;
- непредставление налоговым органом доказательств наличия у административного ответчика задолженности по налогу, из которой исчислена санкция;
- задолженность по обязательным платежам и санкциям признана безнадежной к взысканию;
- представление административным ответчиком доказательств отсутствия долга (погашения задолженности);
- отсутствие объекта налогообложения.
6. В апелляционном порядке обжалованы решения по 50 делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства. В результате проверки решений судов первой инстанции судебной коллегией по административным делам Ростовского областного суда 20 решений оставлено без изменения, 25 решений отменено (полностью или в обжалованной части), 4 решения изменено. В одном случае заявитель отказался от апелляционной жалобы.
Ниже приведены основные причины, по которым судебной коллегией по административным делам Ростовского областного суда отменялись (изменялись) судебные акты:
- несоответствие выводов суда относительно наличия либо отсутствия объекта налогообложения обстоятельствам дела;
- непредставление налоговым органом доказательств наличия у административного ответчика задолженности по налогу, из которой исчислена санкция;
- неверное применение (неприменение) судом первой инстанции положений Федерального закона от 28 декабря 2017 года N 436-ФЗ;
- пропуск налоговым органом срока обращения в суд, предусмотренного положениями статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации;
- нарушение норм процессуального права (отсутствие основания для рассмотрения дела в порядке упрощенного производства, ненадлежащее извещение административного ответчика, наличие оснований для прекращения производства по делу);
- неверное указание бюджета при взыскании государственной пошлины;
- отказ налогового органа от административных требований полностью или в части (представление уточненного расчета).
7. Общие выводы.
Редакция части 6 статьи 292 Кодекса, действовавшая до внесения в Кодекс изменений Федеральным законом от 28 ноября 2018 года N 451-ФЗ, вызывала затруднения для применения упрощенного (письменного) производства непосредственно с момента принятия административного иска судом, поскольку предполагала весьма небольшой срок для рассмотрения дела, исчисляемый со дня вынесения определения о рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства.
После внесения в Кодекс изменений Федеральным законом от 28 ноября 2018 года N 451-ФЗ можно ожидать более успешного применения положений главы 33 Кодекса, подразумевая под такой успешностью реализацию заложенных в институте упрощенного судопроизводства идей.
В качестве общей рекомендации необходимо обратить внимание на следующее.
В случае, предусмотренном пунктом 3 части 1 статьи 291 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд указывает на рассмотрение дела в порядке упрощенного (письменного) производства при принятии административного иска к производству суда и подготовке дела. Суд в соответствующем определении назначает сторонам сроки согласно части 5.1 Кодекса. При исчислении процессуальных сроков следует учитывать, что согласно части 2 статьи 92 Кодекса в редакции Федерального закона от 28 ноября 2018 года N 451-ФЗ в сроки, исчисляемые днями, по общему правилу включаются только рабочие дни (за установленными Кодексом исключениями).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Справка Ростовского областного суда "Справка по результатам рассмотрения районными (городскими) судами Ростовской области административных дел в порядке упрощенного (письменного) производства за период 2018 - 2019 годы"
Текст справки опубликован не был