Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
2. Обязанности организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" определены обязанности организаций (как юридических лиц), а следовательно, и их руководителей (как должностных лиц) в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в частности:
1) планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций;
2) планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях;
3) обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять подготовку работников организаций в области защиты от чрезвычайных ситуаций;
4) создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
5) обеспечивать организацию и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на подведомственных объектах производственного и социального назначения и на прилегающих к ним территориях в соответствии с планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
6) финансировать мероприятия по защите работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций;
7) создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
8) предоставлять в установленном порядке информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также оповещать работников организаций об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;
9) предоставлять в установленном порядке федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, участки для установки специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, осуществлять в установленном порядке распространение информации в целях своевременного оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях, подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций путем предоставления и (или) использования имеющихся у организаций технических устройств для распространения продукции средств массовой информации, а также каналов связи, выделения эфирного времени и иными способами.
Руководитель организации, на территории которой может возникнуть или возникла чрезвычайная ситуация, вводит режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и принимает решение об установлении уровня реагирования и о введении дополнительных мер по защите от чрезвычайной ситуации работников данной организации и иных граждан, находящихся на ее территории.
Руководитель организации, на территории которой может возникнуть или возникла чрезвычайная ситуация, и назначенный им руководитель работ по ликвидации чрезвычайной ситуации несут ответственность за проведение работ по предотвращению и ликвидации чрезвычайной ситуации на территории данной организации в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
2.1. Планирование и осуществление необходимых мер в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций.
2.1.1. План действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с пунктом а) статьи 14 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" организации обязаны планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций; пунктом 23 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (постановление Правительства РФ от 30.12.2003 N 794) определено, что проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в рамках единой системы осуществляется на основе федерального плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций федеральных округов, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и организаций.
План действий разрабатывается в соответствии с Методическими рекомендациями по планированию действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также мероприятий гражданской обороны для территорий и объектов МЧС России, утвержденными заместителем Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Г.Н. Кирилловым от 18.08.2003. Структура и содержание Плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций установлены данными Методическими рекомендациями. Дополнительно протоколом Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 21 апреля 2014 года N 6 утвержден Порядок разработки, согласования и утверждения планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
2.1.2. План по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.08.2000 N 613 "О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов", в целях предупреждения и ликвидации последствий разливов нефти и защиты населения и окружающей природной среды от их вредного воздействия, утверждены Основные требования к разработке планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов (далее - Основные требования). В соответствии с п. 2 Основных требований, планы разрабатываются для стационарных объектов хранения нефти и нефтепродуктов - 100% объема максимальной емкости одного объекта хранения. В соответствии с п. 3 Основных требований, разливы нефти и нефтепродуктов классифицируются, как чрезвычайные ситуации и ликвидируются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В зависимости от объема и площади разлива нефти и нефтепродуктов на местности, во внутренних пресноводных водоемах выделяются чрезвычайные ситуации следующих категорий:
локального значения - разлив от нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов (определяется специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды) до 100 тонн нефти и нефтепродуктов на территории объекта;
муниципального значения - разлив от 100 до 500 тонн нефти и нефтепродуктов в пределах административной границы муниципального образования либо разлив до 100 тонн нефти и нефтепродуктов, выходящий за пределы территории объекта;
территориального значения - разлив от 500 до 1000 тонн нефти и нефтепродуктов в пределах административной границы субъекта Российской Федерации либо разлив от 100 до 500 тонн нефти и нефтепродуктов, выходящий за пределы административной границы муниципального образования;
регионального значения - разлив от 1000 до 5000 тонн нефти и нефтепродуктов либо разлив от 500 до 1000 тонн нефти и нефтепродуктов, выходящий за пределы административной границы субъекта Российской Федерации.
Приказом МЧС России от 28.12.2004 N 621 (зарегистрирован в Минюсте России 14 апреля 2005 г. N 6514) утверждены Правила разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации (далее - Правила). Правила разработаны в соответствии с Федеральными законами N 68-ФЗ, от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", постановлениями Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", от 21 августа 2000 г. N 613 "О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов", от 15.04.2002 N 240 "О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации".
Пунктом 2 Правил установлены общие требования к планированию мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов и чрезвычайных ситуаций, обусловленных разливами нефти и нефтепродуктов, а также определен порядок согласования и утверждения планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов и соответствующих им календарных планов оперативных мероприятий при угрозе или возникновении для функциональных и территориальных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и организаций, независимо от форм собственности, осуществляющих разведку месторождений, добычу нефти, а также переработку, транспортировку, хранение и использование нефти и нефтепродуктов, включая администрацию портов.
В соответствии с пунктом 13 Правил разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, утвержденных Приказом МЧС России от 28.12.2004 N 621, планы разрабатываются организациями в соответствии с уровнем возможной чрезвычайной ситуации: локального, местного, территориального, регионального и федерального.
Согласно п. 3 раздела III "Введение Планов в действие и контроль их реализации", Приложения N 1 "Правил разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации" утвержденных приказом МЧС России от 28.12.2004 N 621, сроки действия Планов организаций для объектового и местного уровня составляют 3 года, территориального уровня - 4 года, регионального и федерального уровней - 5 лет, территориальных и функциональных подсистем РСЧС - 5 лет.
По истечении указанных сроков Планы подлежат корректировке (переработке). Кроме того, Планы подлежат корректировке (переработке) досрочно по решению одного из органов, его утвердившего, или при принятии соответствующих нормативных правовых актов.
2.2. Планирование и проведение мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях.
На основании п. 15.14 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утверждённого приказом МЧС России от 14.11.2008 N 687 "Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях" (Зарегистрировано в Минюсте России 26.11.2008 N 12740), создание и организация работы в мирное и военное время осуществляется комиссиями по вопросам повышения функционирования объектов экономики на территориях, отнесённых в установленном порядке к группам по гражданской обороне.
На предприятиях, в организациях и учреждениях разрабатываются, согласовываются и утверждаются в установленном порядке следующие документы:
- приказ о создании комиссии по повышению устойчивости функционирования организаций, с определением структуры, состава и задач комиссии;
- положение о комиссии по повышению устойчивости функционирования, функциональные обязанности членов комиссии, планы работы комиссии на год.
2.3. Обеспечение создания, подготовки и поддержания в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществление подготовки работников организаций в области защиты от чрезвычайных ситуаций.
2.3.1. Обеспечение создания, подготовки и поддержания в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", от 08.11.2013 N 1007 "О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" на предприятии, в организации или учреждении:
- издается приказ о создании сил, предназначенных для ликвидации чрезвычайных ситуаций, в котором определяется их состав, структура и оснащение;
- обеспечивается оснащенность сил ликвидации чрезвычайных ситуаций специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами;
- организуется подготовка, всестороннего обеспечения деятельности сил ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- принимаются все необходимые меры по обеспечению готовности сил и средств, предназначенных для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
2.3.2. Осуществление обучения работников организаций способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях.
Обучение населения и должностных лиц организаций по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется в соответствии с пунктом в) статьи 14 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2003 N 547 "О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
Для лиц, впервые назначенных на должность, связанную с выполнением обязанностей в области ГО и защиты от чрезвычайных ситуаций, переподготовка или повышение квалификации в течение первого года работы является обязательной.
Для председателей комиссий по чрезвычайным ситуациям, руководителей и организаций, а также уполномоченных работников - получение дополнительного профессионального образования или курсового обучения в области защиты от чрезвычайных ситуаций не реже одного раза в 5 лет, проведение самостоятельной работы, а также участие в сборах, учениях и тренировках.
В соответствии с приказом МЧС России от 19.01.2004 N 19 "Об утверждении Перечня уполномоченных работников, проходящих переподготовку или повышение квалификации в учебных заведениях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждениях повышения квалификации федеральных органов исполнительной власти и организаций, учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и на курсах гражданской обороны муниципальных образований" утвержден перечень уполномоченных работников, а именно:
- члены комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организаций;
- руководители структурных подразделений (работники) организаций, специально уполномоченных решать задачи в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- специалисты структурных подразделений организаций, специально уполномоченных решать задачи в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- руководители и специалисты дежурно-диспетчерских служб организаций (объектов).
При планировании учений и тренировок необходимо руководствоваться приказом МЧС России от 24.04.2013 N 284 "Об утверждении Инструкции по подготовке и проведению учений и тренировок по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах".
Командно-штабные учения (КШУ) проводятся в организациях 1 раз в год, продолжительностью до 1 суток.
Совершенствование практических навыков органов управления по организации и управлению мероприятиями защиты населения от чрезвычайных ситуаций осуществляется при проведении штабных тренировок (ШТ), которые проводятся в организациях 1 раз в год, продолжительностью до 1 суток.
Тактико-специальные учения (ТСУ) продолжительностью до 8 часов проводятся в организациях, с участием аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований 1 раз в 3 года, а с участием сил постоянной готовности - 1 раз в год.
Кроме того, на предприятиях, в организациях выполняются следующие мероприятия:
- разрабатывается приказ об организации подготовки персонала в области защиты от чрезвычайных ситуаций;
- готовится Программа подготовки сотрудников, личного состава НАСФ, личного состава служб, утвержденных руководителем организации, разработанная на основе программ, утвержденных МЧС России, с учетом особенностей организации;
- готовятся графики прохождения обучения сотрудниками предприятия уполномоченных на решение задач в области защиты от чрезвычайных ситуаций, расписания занятий на каждую учебную группу;
- проводится обучение с получением документов, подтверждающих обучение, переподготовку или повышение квалификации руководителя, председателя КЧС и ОПБ и уполномоченных работников, в учебных заведениях МЧС России, учреждениях повышения квалификации федеральных органов исполнительной власти и организаций, учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям и на курсах гражданской обороны муниципальных образований;
- осуществляется ведение журналов учета занятий.
2.4. Создание и поддержание в постоянной готовности локальных систем оповещения о чрезвычайных ситуациях.
Согласно статьи 10 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана создавать системы наблюдения, оповещения, связи и поддержки действий в случае аварии и поддерживать указанные системы в пригодном к использованию состоянии.
Создание и поддержание в постоянной готовности локальных систем оповещения о чрезвычайных ситуациях на гидротехнических сооружениях, на основании статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений", входит в обязанности собственника гидротехнического сооружения и эксплуатирующей организации.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 01.03.1993 N 178 "О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов" организациям Российской Федерации, в ведении которых находятся потенциально опасные объекты (ядерно, радиационно, химически опасные предприятия и гидросооружения) установить зоны действия локальных систем оповещения:
- в районах размещения ядерно и радиационно опасных объектов - в радиусе 5 км вокруг объектов (включая поселок объекта);
- в районах размещения химически опасных объектов - в радиусе до 2,5 км вокруг объектов;
- в районах размещения гидротехнических объектов (в нижнем бьефе, в зонах затопления) - на расстоянии до 6 км от объектов.
В организации разрабатывается правовой акт о создании локальной системы оповещения.
Обеспечивается наличие локальных систем на объекте и их работоспособность. Соответствие зоны действия системы оповещения установленным требованиям, а также техническое и программное сопряжение локальной системы оповещения с местной и региональной системами оповещения.
Дежурные дежурно-диспетчерских служб организаций проходят обучение по приобретению навыков подготовки и задействования локальных систем оповещения в случае аварии или происшествия на опасном производственном объекте.
2.5. Обеспечение организации и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на подведомственных объектах производственного и социального назначения и на прилегающих к ним территориях в соответствии с планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" ликвидация локальных чрезвычайных ситуаций осуществляется, в первую очередь, силами и средствами организаций, на территории которых сложилась чрезвычайная ситуация. Руководство силами и средствами, привлеченными к ликвидации чрезвычайных ситуаций, и организацию их взаимодействия осуществляют руководители работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте.
В организациях решением руководителей на базе существующих специализированных предприятий, служб и подразделений (строительных, медицинских, химических, ремонтных и т.д.) могут создаваться объектовые нештатные аварийно-спасательные и аварийно-восстановительные формирования.
Организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты III класса опасности, отнесенные в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, создают и поддерживают в состоянии готовности нештатные аварийно-спасательные формирования (НАСФ).
Оснащение НАСФ осуществляется в соответствии с примерными нормами оснащения (табелизации) НАСФ специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами.
Создание и оснащение НАСФ осуществляется в соответствии с приказом МЧС России от 23.12.2005 N 999 "Об утверждении порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований".
С профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями, организацией заключаются договоры на обслуживание, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, создание собственных профессиональных аварийно-спасательных служб или аварийно-спасательных формирований, а также нештатных аварийно-спасательных формирований из числа работников.
Работники организации проходят обучение действиям в случае аварии или происшествия на опасном производственном объекте. Подготовка нештатных аварийно-спасательных формирований включает в себя:
- обучение по программам подготовки спасателей в образовательных организациях, образовательных подразделениях аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований или организаций, имеющих соответствующие лицензии на право ведения образовательной деятельности по программам подготовки к ведению аварийно-спасательных работ, в соответствии с Положением о проведении аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 N 1091 "О некоторых вопросах аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя";
- обучение руководителей формирований в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и на курсах гражданской обороны муниципальных образований;
- обучение личного состава в организации в соответствии с примерной программой обучения личного состава нештатных аварийно-спасательных формирований, рекомендуемой МЧС России;
- участие формирований в учениях и тренировках по защите от чрезвычайных ситуаций, а также практических мероприятий по ликвидации последствий аварий и катастроф.
На основании статьи 12 от 22.08.1995 N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" аттестация аварийно-спасательных служб все аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования подлежат аттестации в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования, не прошедшие аттестацию или не подтвердившие в ходе проверок свою готовность к реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению работ по их ликвидации, к обслуживанию организаций по договору не допускаются и к проведению аварийно-спасательных работ не привлекаются.
Приостанавливается в установленном законом порядке полностью или частично деятельность организаций в случае, если подготовка и состояние профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, созданных указанными организациями или обслуживающих их по договорам, не отвечают требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.
2.6. Финансирование мероприятий по защите работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с пунктом 2. статьи 24 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" организации всех форм собственности участвуют в ликвидации чрезвычайных ситуаций за счет собственных средств. Из чего следует, что финансирование, на защиту работников организаций от чрезвычайных ситуаций, осуществляется за счет собственных средств организации.
На основании приказа МЧС России от 01.10.2014 N 543 "Об утверждении Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты" (Зарегистрировано в Минюсте России 02.03.2015 N 36320) обеспечению средствами индивидуальной защиты (СИЗ) населения подлежит население, проживающее и (или) работающее на территориях в пределах границ зон:
защитных мероприятий, устанавливаемых вокруг комплекса объектов по хранению и уничтожению химического оружия;
возможного радиоактивного и химического загрязнения (заражения), устанавливаемых вокруг радиационно, ядерно и химически опасных объектов.
Обеспечение населения СИЗ осуществляется организациями - работников этих организаций.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" финансирование мероприятий на гидротехнических сооружениях входит в обязанности собственника гидротехнического сооружения и эксплуатирующей организации.
2.7. Создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
2.7.1. Создание резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций
В соответствии с Порядком создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.11.1996 N 1340 "О порядке создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", объектовые резервы материальных ресурсов создаются решением администраций предприятий, учреждений и организаций.
Резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются исходя из прогнозируемых видов и масштабов чрезвычайных ситуаций, предполагаемого объема работ по их ликвидации, а также максимально возможного использования имеющихся сил и средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Номенклатура и объемы резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также контроль за созданием, хранением, использованием и восполнением указанных резервов устанавливаются создавшим их органом.
Финансирование расходов по созданию, хранению, использованию и восполнению резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется за счет собственных средств предприятий, учреждений и организаций.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация обязаны создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения.
2.7.2. Создание резервов финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21.05.2007 N 304 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", чрезвычайные ситуации подразделяются на чрезвычайные ситуации локального, муниципального, межмуниципального, регионального, межрегионального и федерального характера в зависимости от зоны чрезвычайной ситуации, количества пострадавших и размера материальных потерь.
Требованиями пункта 30 постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" установлено, что ликвидация чрезвычайных ситуаций локального характера осуществляется силами и средствами организации. В соответствии с п.п. "а" п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 21.05.2007 N 304 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", к чрезвычайной ситуации локального характера относится чрезвычайная ситуация, в результате которой территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация и нарушены условия жизнедеятельности людей, не выходит за пределы территории объекта, при этом количество людей, погибших или получивших ущерб здоровью, составляет не более 10 человек либо размер ущерба окружающей природной среде и материальных потерь (размер материального ущерба) составляет не более 100 тысяч рублей.
Таким образом, нормативно установлено, что ликвидация чрезвычайной ситуации локального характера является сферой ответственности организации, при этом размер финансовых средств для ликвидации данной чрезвычайной ситуации должен составить не менее 100 тысяч рублей.
В организации разрабатывается приказ о создании резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, порядке использования резервов. Руководителем предприятия утверждается номенклатура и объем резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций. Организуется непосредственное создание и наличие резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций на складах. А также правовым актом определяется порядок контроля за созданием, хранением, использованием и восполнением указанных резервов.
2.8. Предоставление в установленном порядке информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также оповещение работников организаций об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.1997 N 334 "О порядке сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане имею право получать, а организации, независимо от формы собственности, обязаны предоставлять сведения, об их деятельности, в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Сбор информации и обмен ею в установленном порядке осуществляется в целях принятия мер по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также своевременного оповещения работников организаций об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, а это предполагает создание дежурно-диспетчерских служб (ДДС) для приема информации и доведения ее до руководящего состава или непосредственно до работников организаций с использованием технических средств связи и информирования, локальных или объектовых систем оповещения.
Порядок оповещения и информирования работников о чрезвычайных ситуациях определяется правовым актом руководителя организации, с указанием должностных лиц, ответственных за оповещение и информирование.
2.9. Предоставление в установленном порядке федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, участков для установки специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, осуществление в установленном порядке распространения информации в целях своевременного оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях, подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций путем предоставления и (или) использования имеющихся у организаций технических устройств для распространения продукции средств массовой информации, а также каналов связи, выделения эфирного времени и иными способами.
2.10. О создании объектового звена Коми республиканской подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В соответствии со статьей 4 Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", пунктом 3 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, единая система, состоящая из функциональных и территориальных подсистем, действует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях.
В организациях издается правовой акт о создании объектового звена Коми республиканской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утверждается Положение об объектовом звене, которым определяется порядок организации и функционирования объектового звена.
2.11. Создание координационного органа (комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организации).
Пунктом 2. Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", пунктом 7 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций определено, что координационными органами единой системы на объектовом уровне является комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организации.
Образование, реорганизация и упразднение комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, определение их компетенции, утверждение руководителей и персонального состава осуществляются руководителем организации.
Компетенция комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, а также порядок принятия решений определяются в положениях о них или в решениях об их образовании.
Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организаций возглавляются руководителями организаций или их заместителями.
2.12. Создание постоянно действующего органа управления, специально уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС.
Пунктом 3 ст. 4.1. Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", пунктом 10 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, определено, что постоянно действующим органом управления единой системы на объектовом уровне являются структурные подразделения организаций, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Компетенция и полномочия постоянно действующих органов управления единой системы определяются соответствующими положениями о них или уставами указанных органов управления.
2.13. Создание органа повседневного управления.
Пунктом 4 ст. 4.1. Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", пунктом 11 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, определено, органами повседневного управления единой системы на объектовом уровне являются дежурно-диспетчерские службы организаций (объектов).
Дежурно-диспетчерские службы организации создаются для обеспечения деятельности организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, управления силами и средствами, предназначенными и выделяемыми (привлекаемыми) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществления обмена информацией и оповещения населения о чрезвычайных ситуациях и осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Компетенция и полномочия органов повседневного управления единой системы определяются соответствующими положениями о них или уставами указанных органов управления.
<< Раздел 1 Раздел 1 |
||
Содержание Приказ Комитета Республики Коми гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций от 11 февраля 2019 г. N 3/1-ОД "Об утверждении... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.