Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
Руководство
по соблюдению обязательных требований законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха и утвержденных в установленном законодательством Российской Федерации порядке стандартов (норм, правил) в области охраны атмосферного воздуха
I. Общие положения
Руководство по соблюдению обязательных требований законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха и утвержденных в установленном законодательством Российской Федерации порядке стандартов (норм, правил) в области охраны атмосферного воздуха разработано в соответствии со ст. 8.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в целях профилактики нарушений обязательных требований законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха и утвержденных в установленном законодательством Российской Федерации порядке стандартов (норм, правил) в области охраны атмосферного воздуха.
Законодательство в области охраны атмосферного воздуха состоит из Федерального закона от 04 мая 1999 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (далее - Закон N 96-ФЗ), Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ), других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъекта Российской Федерации. Закон N 96-ФЗ определяет правовые основы в области охраны атмосферного воздуха (преамбула и ст. 2 Закона N 96-ФЗ).
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и(или) иную деятельность с использованием стационарных источников, при осуществлении производственного экологического контроля в соответствии с установленными требованиями проводят инвентаризацию стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения.
Инвентаризация стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух проводится инструментальными и расчетными методами. Порядок разработки и утверждения методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками устанавливается Правительством Российской Федерации. Формирование и ведение перечня указанных методик осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ст. 22 Закона N 96-ФЗ, Инструкция по инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, утв. Госкомприроды СССР).
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
2. Нормативы предельно допустимых выбросов (далее - нормативы ПДВ) устанавливаются территориальным органом Росприроднадзора для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом) в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (ст. 12 Закона N 96-ФЗ).
Выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками допускается на основании нормативов ПДВ, утвержденных территориальными органами Росприроднадзора (п. 1 ст. 14 Закона N 96-ФЗ, постановление Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 N 183 "О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него").
Срок действия разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при наличии утвержденных ПДВ (при условии, что их достижение обеспечивается) равен сроку действия данных нормативов.
За выдачу разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на атмосферный воздух уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (п. 4 ст. 14 Закона N 96-ФЗ).
Производственный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляют юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух и которые назначают лиц, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, и (или) организуют экологические службы (п. 1 ст. 25 Закона N 96-ФЗ).
Юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух, должны осуществлять охрану атмосферного воздуха в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха (п. 2 ст. 25 Закона N 96-ФЗ).
Сведения о лицах, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, и об организации экологических служб на объектах хозяйственной и иной деятельности, а также результаты производственного контроля за охраной атмосферного воздуха представляются в соответствующий орган исполнительной власти, осуществляющий государственный экологический надзор (п. 3 ст. 25 Закона N 96-ФЗ).
При выбросе вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками требуется осуществлять плату за негативное воздействие на окружающую среду в соответствии с положениями Законов N 7-ФЗ и N 96-ФЗ.
Плату за негативное воздействие на окружающую среду требуется вносить юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее - лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории (п. 1 ст. 16.1 Закона N 7-ФЗ).
II. Основные требования в области охраны атмосферного воздуха
1. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники и выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны:
1) обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух (ст. 22, ст. 30 Закона N 96-ФЗ);
2) согласовывать места строительства объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на атмосферный воздух, с территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды и территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти (ст. 30 Закона N 96-ФЗ);
3) внедрять наилучшие доступные технологии, малоотходные и безотходные технологии в целях снижения уровня загрязнения атмосферного воздуха (ст. 30 Закона N 96-ФЗ);
4) планировать и осуществлять мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов (ст. 30 Закона N 96-ФЗ);
5) осуществлять мероприятия по предупреждению и устранению аварийных выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также по ликвидации последствий его загрязнения (ст. 30 Закона N 96-ФЗ);
6) осуществлять учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (ст. 30 Закона N 96-ФЗ);
7) соблюдать правила эксплуатации установок очистки газа и предназначенного для контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух оборудования (ст. 16.1 Закона N 96-ФЗ; "Правила эксплуатации установок очистки газа");
8) обеспечивать своевременный вывоз загрязняющих атмосферный воздух отходов с соответствующей территории объекта хозяйственной и иной деятельности на специализированные места складирования или захоронения таких отходов, а также на другие объекты хозяйственной и иной деятельности, использующие такие отходы в качестве сырья (ст. 30 Закона N 96-ФЗ);
9) выполнять предписания должностных лиц федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды и его территориальных органов, других федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов об устранении нарушений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации в области охраны окружающей среды (ст. 30 Закона N 96-ФЗ);
10) немедленно передавать информацию об аварийных выбросах, вызвавших загрязнение атмосферного воздуха, которое может угрожать или угрожает жизни и здоровью людей либо нанесло вред здоровью людей и (или) окружающей среде, в государственные органы надзора и контроля (ст. 30 Закона N 96-ФЗ);
11) предоставлять в установленном порядке органам, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации, своевременную, полную и достоверную информацию по вопросам охраны атмосферного воздуха (ст. 30 Закона N 96-ФЗ);
12) соблюдать иные требования охраны атмосферного воздуха, установленные федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и его территориальными органами, другими федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами (ст. 30 Закона N 96-ФЗ).
III. Основные запреты в области охраны атмосферного воздуха
3. Запрещается:
1) ввод в эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, не оснащенных техническими средствами и технологиями обезвреживания выбросов загрязняющих веществ, обеспечивающими выполнение установленных требований в области охраны окружающей среды (п. 2 ст. 38 Закона N 7-ФЗ);
2) выброс в атмосферный воздух веществ, степень опасности которых для жизни и здоровья человека и для окружающей среды не установлена (п. 7 ст. 15 Закона N 96-ФЗ);
3) размещение и эксплуатация объектов хозяйственной и иной деятельности, которые не имеют предусмотренных правилами охраны атмосферного воздуха установок очистки газов и средств контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (п. 7 ст. 16 Закона N 96-ФЗ);
4) эксплуатация технологического оборудования, оснащенного установками очистки газа в случае, если установки очистки газа отключены или не обеспечивают проектную очистку и (или) обезвреживание выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (п. 2 ст. 16.1 Закона N 96-ФЗ);
5) производство и эксплуатация транспортных и иных передвижных средств, содержание вредных (загрязняющих) веществ в выбросах которых превышает установленные технические нормативы выбросов (п. 1 ст. 17 Закона N 96-ФЗ);
6) хранение, захоронение и обезвреживание на территориях организаций и населенных пунктов загрязняющих атмосферный воздух отходов производства и потребления, в том числе дурно пахнущих веществ, а также сжигание таких отходов без специальных установок, предусмотренных правилами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды (п. 1 ст. 18 Закона N 96-ФЗ).
IV. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха
4. Лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, несут:
1) административную ответственность по следующим статьям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ):
а) статья 8.1 КоАП РФ (несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства);
б) статья 8.5 КоАП РФ (сокрытие или искажение экологической информации, в части сокрытия или искажения информации о состоянии атмосферного воздуха);
в) часть 1 статьи 8.21 КоАП РФ (выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения);
г) часть 2 статьи 8.21 КоАП РФ (нарушение условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него);
д) часть 3 статьи 8.21 КоАП РФ (нарушение правил эксплуатации, неиспользование сооружений, оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, которые могут привести к его загрязнению, либо использование неисправных указанных сооружений, оборудования или аппаратуры);
е) статья 8.22 КоАП РФ (выпуск в эксплуатацию механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах);
ж) статья 8.23 КоАП РФ (эксплуатация механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума);
з) статья 8.41 КоАП РФ (невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду за выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от стационарных источников);
и) статья 8.46 КоАП РФ (невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений);
2) уголовную ответственность по следующим частям ст. 251 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ):
1) ч. 1 ст. 251 УК РФ (нарушение правил выброса в атмосферу загрязняющих веществ или нарушение эксплуатации установок, сооружений и иных объектов, если эти деяния повлекли загрязнение или иное изменение природных свойств воздуха);
2) ч. 2 ст. 251 УК РФ (те же деяния, повлекшие по неосторожности причинение вреда здоровью человека);
3) ч. 3 ст. 251 УК РФ (деяния, предусмотренные частями 1 или 2 ст. 251 УК РФ, повлекшие по неосторожности смерть человека).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.