Порядок мониторинга и управления изменениями проектов Национальной технологической инициативы
(приложение N 34 к протоколу заседания Межведомственной рабочей группы по разработке и реализации Национальной технологической инициативы при Правительственной комиссии по модернизации экономики и инновационному развитию России от 29 ноября 2019 г. N 4)
I. Общие положения
1. Настоящий Порядок мониторинга и управления изменениями проектов Национальной технологической инициативы (далее - Порядок) разработан на основании пункта 21 Положения о разработке, отборе, реализации и мониторинге проектов в целях реализации планов мероприятий ("дорожных карт") Национальной технологической инициативы, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.04.2016 N 317 (далее - Положение об отборе).
2. Настоящий Порядок устанавливает:
а) правила осуществления мониторинга проектов Национальной технологической инициативы (далее - проекты НТИ), которые включают в себя: принципы формирования отчетности, процессы формирования и рассмотрения отчетности, а также принятия решений о корректирующих воздействиях, включая порядок внесения изменения в проекты НТИ;
б) описание методик проведения экспертной оценки реализации проектов НТИ.
3. Настоящий Порядок обязателен для следующих участников процесса мониторинга и управления изменениями проектов НТИ:
а) проектного офиса Национальной технологической инициативы (далее - Проектный офис);
б) рабочих групп по разработке и реализации планов мероприятий ("дорожных карт") Национальной технологической инициативы (далее соответственно - рабочие группы, дорожные карты);
в) ответственных федеральных органов исполнительной власти;
г) Министерства науки и высшего образования Российской Федерации (далее также - Минобрнауки России);
д) Межведомственной рабочей группы при Правительственной комиссии по модернизации экономики и инновационному развитию России (далее - МРГ);
е) команд проектов Национальной технологической инициативы (далее - команды проектов НТИ);
ж) Руководителя проекта - роль участника команды проекта согласно описанию проекта;
з) иных участников, указанных в разделе IV настоящего Порядка.
4. Контроль за исполнением требований настоящего Порядка обеспечивает Проектный офис.
5. Термины и определения для целей данного документа приведены в Приложении 1.
II. Основные принципы мониторинга проектов НТИ
6. Проектный офис осуществляет мониторинг реализации проектов в соответствии со следующими показателями:
а) полноты и своевременности выполнения проектов НТИ и содержащихся в них ключевых контрольных точек;
б) степени достижения целей, реализации задач и достижения ожидаемых результатов проектов Национальной технологической инициативы, а также влияния на достижение целей, значимых контрольных результатов и целевых показателей реализации дорожных карт;
в) достижения в результате реализации проектов НТИ целей, запланированных значений целевых показателей или отклонения их достигнутых значений от целевого уровня;
г) фактических затрат на реализацию проектов НТИ, в том числе по отношению к установленному плановому значению;
д) оценки рисков проектов и полноты мероприятий по управлению рисками.
7. В целях мониторинга проектов НТИ командами проектов НТИ формируются следующие отчеты по проектам:
а) ежемесячный отчет о ходе реализации проекта НТИ;
б) отчетность, предоставляемая в соответствии с условиями договора с получателем поддержки (процесс предоставления данной отчетности определяется условиями договора и не описывается в настоящем Положении);
в) отчет по итогам завершения года;
г) отчет по итогам реализации проекта.
8. Отчеты по проектам, указанные в пункте 7 настоящего Порядка, предоставляются командами проектов НТИ в Проектный офис.
9. Положения пункта 7 настоящего Порядка применяются к проектам НТИ, не предполагающим предоставления поддержки и подготовки нормативных правовых актов с учетом особенностей, указанных в разделе X настоящего Порядка.
10. Руководитель проекта в течение 30 (тридцати) календарных дней с даты одобрения проекта на МРГ должен обеспечить подготовку документов по управлению проектом, указанных в описании проекта (раздел "Механизмы управления проектом"), одобренном МРГ, в том числе Плана приемки результатов и целевых показателей проекта Национальной технологической инициативы, регламента управления проектом, рабочего календарного плана-графика проекта, Плана управления рисками проекта, включая реестр рисков, и предоставить указанные документы на согласование в Проектный офис.
11. В рамках осуществления мониторинга Проектный офис вправе формировать требования по управлению проектом для Руководителя проекта.
12. Приемка ключевых контрольных точек и целевых показателей происходит в соответствии с документом "Правила приемки ключевых контрольных точек и целевых показателей проектов Национальной технологической инициативы", утверждаемым приказом генерального директора АО "РВК".
13. Ежемесячный мониторинг проводится со дня одобрения проекта на МРГ до даты завершения проекта и принятия решения об итогах реализации проекта на МРГ.
14. Отражение периодичности предоставления отчетности для каждого проекта в его жизненном цикле приведено в Приложении 2 к настоящему Положению.
15. Рабочие группы, автономная некоммерческая организация "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов" (далее - АНО АСИ), федеральный орган исполнительной власти, участвующий в реализации дорожной карты, несущий ответственность за результаты дорожной карты в рамках рабочей группы (далее - ФОИВ), и Минобрнауки России получают доступ к ежемесячному отчету о ходе реализации проекта и отчету по итогам завершения года, которые размещаются Проектным офисом НТИ в ИС НТИ.
По результатам мониторинга реализации проектов в целях реализации дорожных карт, руководитель и (или) соруководитель рабочей группы, Проектный офис и (или) АНО АСИ могут выступить с инициативой о проведении заседания МРГ для решения вопросов, возникающих в процессе реализации дорожных карт, в том числе для рассмотрения вопроса о внесении изменений в действующие дорожные карты.
16. По запросу МРГ или Проектного офиса может быть осуществлена проверка проекта вне рамок регулярной отчетности, включая аудит или выездную проверку.
III. Система ключевых контрольных точек
17. Ключевые контрольные точки (далее - контрольные точки) являются основой системы мониторинга проектов НТИ. Контрольные точки проекта являются отражением результата проекта и определяют: когда будет получен результат, кто ответственен за его получение, кто подтвердит, что результат соответствует требованиям.
18. В рамках проекта НТИ выделяется пять уровней контрольных точек:
а) уровень 1 - уровень руководства страны (Президент России/Председатель Правительства России)*;
б) уровень 2 - стратегический уровень (органы управления НТИ: Правительственная комиссия по модернизации экономики и инновационному развитию России, МРГ, помощники Президента России);
в) уровень 3 - тактический уровень (ФОИВ: руководители и заместители руководителей ФОИВ; руководители и соруководители рабочих групп; руководство АНО АСИ, генеральный директор АО "РВК");
г) уровень 4 - оперативный уровень (руководители подразделений Проектного офиса НТИ и АНО АСИ, Управляющий совет проекта, Куратор проекта);
д) уровень 5 - операционный уровень (Руководитель проекта).
19. Контрольные точки уровня 4 отражены в описании проекта, одобряемом МРГ.
20. Руководитель проекта обеспечивает внесение данных о контрольных точках уровня 4 в ИС НТИ в течение 10 (десяти) рабочих дней после одобрения проекта МРГ. Плановые значения целевых показателей для каждого месяца фиксируются в ИС НТИ на календарный год в рамках первого ежемесячного отчета.
21. Руководитель проекта обеспечивает внесение данных по достигнутым контрольным точкам в ИС НТИ на ежемесячной основе. По контрольным точкам 2-го уровня в ИС НТИ представляются подтверждающие документы от Приемщика результата по контрольной точке.
IV. Участники процесса мониторинга проектов НТИ и их функции
Участник |
Основные функции в рамках мониторинга |
|
Основные участники
| ||
Заказчик-координатор проекта |
- |
утверждение результатов проекта и подписание актов приемки, подтверждающих качество результата; |
- |
подготовка предложений о корректировке параметров проекта или прекращении проекта вследствие нецелесообразности или невозможности дальнейшего выполнения; |
|
- |
контроль реализации проекта |
|
МРГ |
- |
принятие решений по вынесенным на рассмотрение вопросам; |
- |
принятие решения об изменении проекта; |
|
- |
принятие решения о прекращении или завершении проекта; |
|
- |
принятие решения об успешности проекта |
|
Приемщик результата по контрольной точке |
- |
подтверждение соответствия результата по контрольной точке требованиям к результату |
Проектный комитет НТИ |
- |
принятие решений по вынесенным на рассмотрение вопросам; |
- |
принятие решения об изменении проекта |
|
Проектный офис |
- |
организация процесса мониторинга и контроля проекта; |
- |
анализ данных и формирование заключений (в соответствии с Приложением 3); |
|
- |
информирование заинтересованных сторон о ходе реализации проектов; |
|
- |
подготовка предложений о корректировке параметров проекта или прекращении проекта вследствие нецелесообразности или невозможности дальнейшего выполнения; |
|
- |
анализ изменений проекта; |
|
- |
принятие решения о необходимости вынесения вопросов на рассмотрение МРГ по результатам мониторинга и консолидация вопросов, поступивших от рабочих групп, АНО АСИ (в части проектов, реализуемых в рамках "Кружкового движения" НТИ), ФОИВ и Минобрнауки России |
|
Риск-координатор проекта |
- |
руководство процессом мониторинга рисков проекта; |
- |
проведение оценки рисков реализации проекта и согласование планов управления рисками; |
|
- |
предоставление полных, достоверных и своевременных данных об имеющихся рисках проектов и планах управления рисками; |
|
- |
организация хранения опросных листов с результатами проведения анализа рисков участниками проекта; |
|
- |
принятие решения о вынесении вопросов на уровень Руководителя проекта или Проектного офиса; |
|
- |
взаимодействие с Проектным офисом НТИ в рамках проведения мониторинга рисков проекта |
|
Руководитель проекта |
- |
контроль реализации проекта; |
- |
утверждение содержания отчетности, включая прогноз исполнения контрольных точек; |
|
- |
формирование отчетности (в соответствии с Приложением 3), включая принятие решения о вынесении вопросов на уровень Проектного офиса НТИ; |
|
- |
предоставление необходимой информации в Проектный офис |
|
Управляющий совет проекта |
- |
согласование отчета по итогам завершения года; |
- |
принятие решения об изменении проекта; |
|
- |
подтверждение достижения контрольных точек на заседании Управляющего совета |
|
Дополнительные участники (могут давать предложения в ходе реализации проекта)
| ||
Аудиторы, эксперты (привлекаются при необходимости) |
- |
проведение экспертизы предоставленных документов проекта; |
- |
участие в проверках и аудитах; |
|
- |
оценка качества полученных в процессе реализации проекта результатов |
|
Минобрнауки России |
- |
подготовка предложений о корректировке параметров проекта или прекращении проекта вследствие нецелесообразности или невозможности дальнейшего выполнения; |
- |
подготовка предложений о необходимости вынесения вопросов на рассмотрение МРГ по результатам мониторинга; |
|
- |
подготовка предложений по отчету по итогам реализации проекта |
|
Рабочая группа |
- |
обеспечение предоставления данных отчетности, документации и дополнительных рабочих материалов; |
- |
подготовка предложений о корректировке параметров проекта или прекращении проекта вследствие нецелесообразности или невозможности дальнейшего выполнения; |
|
- |
подготовка предложений о необходимости вынесения вопросов на рассмотрение МРГ по результатам мониторинга; |
|
- |
подготовка предложений по отчету по итогам реализации проекта |
|
ФОИВ |
- |
подготовка предложений о корректировке параметров проекта или прекращении проекта вследствие нецелесообразности или невозможности дальнейшего выполнения; |
- |
подготовка предложений о необходимости вынесения вопросов на рассмотрение МРГ по результатам мониторинга; |
|
- |
подготовка предложений по отчету по итогам реализации проекта |
|
АНО АСИ |
- |
подготовка предложений о корректировке параметров проекта или прекращении проекта вследствие нецелесообразности или невозможности дальнейшего выполнения (в части проектов, реализуемых в рамках "Кружкового движения" НТИ); |
- |
подготовка предложений о необходимости вынесения вопросов на рассмотрение МРГ по результатам мониторинга. |
|
ООО "ВЭБ Инновации"* |
- |
подготовка предложений о корректировке параметров проекта или прекращении проекта вследствие нецелесообразности или невозможности дальнейшего выполнения; |
- |
анализ изменений проекта; |
|
- |
подготовка предложений о необходимости вынесения вопросов на рассмотрение МРГ по результатам мониторинга |
______________________________
* В случае финансирования проекта НТИ государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ" (далее - ВЭБ.РФ) и (или) иным юридическим лицом, входящим в группу ВЭБ.РФ.
V. Ежемесячный мониторинг реализации проекта
22. Ежемесячный мониторинг производится на основании отчетов, предоставленных Руководителем проекта в Проектный офис.
23. Процесс предоставления ежемесячного отчета о ходе реализации проекта:
23.1. Содержание отчета приведено в Приложении 3. Отчет формируется в ИС НТИ на основании фактических и прогнозных данных о параметрах проекта. Скан-копии подтверждающих документов загружаются в ИС НТИ.
23.2. Руководитель проекта обеспечивает предоставление данных ежемесячного отчета о ходе реализации проекта в соответствии с п. 23.1 настоящего Положения в срок не позднее 3 (третьего) рабочего дня месяца, следующего за отчетным.
23.3. Проектный офис проводит проверку и анализ отчета, формирует заключение о ходе реализации и рекомендации по корректировке проекта в срок не позднее 6 (шестого) рабочего дня месяца, следующего за отчетным.
23.4. В случае необходимости Проектный офис может отправить отчет на доработку или запросить дополнительную информацию.
24. В случае необходимости Проектный офис вправе инициировать дополнительную проверку и/или экспертизу по итогам анализа ежемесячного отчета о ходе реализации проекта.
25. В случае необходимости по результатам рассмотрения ежемесячного отчета о ходе реализации проекта Проектный офис вправе сформировать предложения по корректировке проекта и инициировать подготовку запроса на изменение в соответствии с разделом IX настоящего Положения.
26. Графическое описание процесса отображено на рисунке 1. Процесс ежемесячного мониторинга проекта.
27. В случае финансирования проектов НТИ ВЭБ.РФ и (или) иным юридическим лицом, входящим в группу ВЭБ.РФ, Проектный офис обеспечивает для ООО "ВЭБ Инновации" доступ в ИС НТИ на уровне, позволяющем проводить ежемесячный мониторинг реализации таких проектов.
Рисунок 1. Процесс ежемесячного мониторинга проекта
VI. Мониторинг проектов НТИ по итогам года
28. Мониторинг проектов НТИ по итогам календарного года производится на основании предоставленных Руководителем проекта отчета, дополнительных документов и подтверждающих материалов в Проектный офис.
29. Отчет формируется на основании фактических и прогнозных данных о параметрах проекта и хранится в ИС НТИ в виде подписанной скан-копии отчета. Скан-копии дополнительных документов и рабочих материалов также загружаются в ИС НТИ.
30. Руководитель проекта обеспечивает предоставление данных отчета по итогам завершения года в соответствии с п. 29 настоящего Положения в срок не позднее 7 (семи) рабочих дней, следующих за отчетным годом. Содержание отчетности приведено в Приложении 3.
31. Проектный офис проверяет отчет, может формировать рекомендации по корректировке проекта и (или) приостановке либо прекращению поддержки реализации проекта или вопросы для вынесения на МРГ при необходимости в срок не позднее 17 (семнадцати) рабочих дней, следующих за отчетным годом. После чего Проектный офис направляет отчет по итогам завершения года Руководителю проекта.
32. В случае необходимости Проектный офис может отправить отчет на доработку или запросить дополнительную информацию.
33. Руководитель проекта выносит полученный от Проектного офиса отчет по итогам завершения года на Управляющий совет проекта. Управляющий совет утверждает отчет по итогам завершения года. Подписанный отчет и протокол Управляющего совета должны быть загружены в ИС НТИ Руководителем проекта в срок не позднее 20 (двадцати) рабочих дней, следующих за отчетным годом.
34. Отчеты по проектам по итогам завершения года собираются в сводные отчеты по дорожным картам и направляются в рабочую группу, ФОИВ и Минобрнауки России в срок не позднее 01 марта года, следующего за отчетным.
35. По результатам рассмотрения отчетов ФОИВ, Минобрнауки России, рабочая группа могут сформировать предложения по корректировке проекта и (или) его приостановке либо прекращению поддержки реализации и направить их в Проектный офис в срок не позднее 10 марта года, следующего за отчетным. Полученные предложения консолидируются Проектным офисом для их вынесения на рассмотрение МРГ.
36. В случае финансирования проектов НТИ ВЭБ.РФ и (или) иным юридическим лицом, входящим в группу ВЭБ.РФ, Проектный офис направляет отчет по таким проектам по итогам завершения года в ООО "ВЭБ Инновации" в сроки, предусмотренные п. 34 настоящего Порядка.
VII. Мониторинг проектов НТИ по итогам реализации проекта
38. Мониторинг проектов НТИ по итогам реализации проектов производится на основании отчета по итогам реализации проекта и документов, обосновывающих завершение проекта, предоставленных Руководителем проекта в Проектный офис.
39. Отчет формируется на основании фактических данных о параметрах проекта, а также хранится в ИС НТИ в виде подписанной скан-копии отчета. Отчет по итогам реализации проекта подписывают: руководитель либо один из соруководителей рабочей группы, Заказчик-координатор проекта, Куратор проекта, Руководитель проекта. Скан-копии дополнительных документов также загружаются в ИС НТИ.
40. Руководитель проекта обеспечивает формирование отчета в срок не позднее 10 (десяти) рабочих дней со дня окончания реализации проекта и получения результатов проекта согласно плану проекта, одобренному МРГ в описании проекта. Содержание отчетности приведено в Приложении 3 к настоящему Порядку.
41. В случае необходимости Проектный офис может отправить отчет на доработку или запросить дополнительную информацию.
42. Проектный офис направляет отчет по итогам реализации проекта, а также документы, подтверждающие завершение проекта, на ознакомление в рабочую группу, Минобрнауки России и ФОИВ, которые в течение 5 (пяти) рабочих дней могут направить в Проектный офис существенные вопросы и (или) замечания к отчету в случае их наличия. При необходимости Проектный офис направляет отчет по итогам реализации проекта и документы экспертам или аудиторам, проводящим экспертизу и/или проверку проекта.
43. В течение 5 (пяти) рабочих дней после проведения проверки и/или экспертизы Проектный офис готовит свое заключение по отчету по итогам реализации проекта с учетом полученных предложений и направляет его в МРГ для принятия решений о завершении и об успешности проекта.
44. МРГ принимает решение об успешности реализованного проекта и о его завершении.
45. В случае финансирования проектов НТИ ВЭБ.РФ и (или) иным юридическим лицом, входящим в группу ВЭБ.РФ, Проектный офис направляет отчет по таким проектам по итогам реализации проекта в ООО "ВЭБ Инновации". ООО "ВЭБ Инновации" рассматривает такие отчеты в порядке и в сроки, предусмотренные п. 42 настоящего Порядка.
Рисунок 3. Процесс мониторинга по итогам реализации проекта
VIII. Методики проведения экспертной оценки реализации проектов
46. Методика проведения экспертной оценки показателей результативности реализации проекта НТИ
47. Реализация проекта оценивается как достижение целевых значений показателей и ключевых контрольных точек проекта НТИ, а также как интегральная оценка эффективности реализации проекта, для чего используется следующий порядок расчета:
а) интегральная оценка эффективности реализации проекта признается высокой в случае среднего значения показателя более 90%;
б) интегральная оценка эффективности реализации проекта признается средней в случае среднего значения показателя от 90% до 80%;
в) интегральная оценка эффективности реализации проекта признается удовлетворительной в случае среднего значения показателя от 80% до 70%;
г) в случае если значение интегральной оценки эффективности реализации проекта ниже 70%, оценка признается неудовлетворительной.
48. Методика проведения экспертной оценки достижения значимых контрольных результатов и целевых показателей реализации дорожных карт в рамках реализации проекта НТИ
48.1. Оценка достижения значимых контрольных результатов дорожной карты в рамках реализации проекта рассчитывается по формуле:
ВПзкр = Nф / Nп * 100%,
где: ВПзкр - влияние проекта на достижение значимых контрольных результатов дорожной карты;
Nф - фактическое количество значимых контрольных результатов дорожной карты, на которые повлиял проект;
Nп - плановое количество значимых контрольных результатов дорожной карты, на которые должен был повлиять проект.
а) оценка достижения значимых контрольных результатов дорожной карты в рамках реализации проекта признается высокой в случае значения ВПзкр более 90%;
б) оценка достижения значимых контрольных результатов дорожной карты в рамках реализации проекта признается средней в случае значения ВПзкр от 90% до 80%;
в) оценка достижения значимых контрольных результатов дорожной карты в рамках реализации проекта признается удовлетворительной, если значение ВПзкр от 80% до 70%;
г) в случае значения ниже 70% оценка признается неудовлетворительной.
48.2. Оценка достижения целевых показателей реализации дорожной карты в рамках реализации проекта рассчитывается по формуле:
ВПцп = Вф / Вп * 100%,
где:
ВПцп - влияние проекта на достижение целевых показателей реализации дорожной карты;
Вф - фактический процент вклада проекта в достижение целевых показателей дорожной карты по итогам реализации проекта;
Вп - плановый процент вклада проекта в достижение целевых показателей дорожной карты по итогам реализации проекта.
а) оценка достижения целевых показателей реализации дорожной карты в рамках реализации проекта признается высокой в случае значения ВПцп более 90%;
б) оценка достижения целевых показателей реализации дорожной карты в рамках реализации проекта признается средней в случае значения ВПцп от 90% до 80%;
в) оценка достижения целевых показателей реализации дорожной карты в рамках реализации проекта признается удовлетворительной, если значение ВПцп от 80% до 70%;
г) в случае значения ниже 70% оценка признается неудовлетворительной.
49. Методика проведения экспертной оценки хода реализации проекта НТИ
49.1. Оценка хода реализации проекта производится в ИС НТИ и может быть осуществлена автоматически и на основании мнения Руководителя проекта и Проектного офиса.
49.2. Оценка на основании мнения Руководителя проекта производится по следующим параметрам:
а) достижение контрольных точек;
б) достижение целевых показателей;
в) риски проекта;
г) интегральная оценка проекта.
49.3. Оценка достижения контрольных точек, достижения целевых показателей и выполнения плана-графика финансирования отражает отклонение того или иного параметра от плановых значений. Отклонение может иметь следующую качественную оценку: критическое, среднее, отсутствие отклонений (или они незначительные).
49.4. Риск может иметь следующую качественную оценку: критический, средний, низкий.
49.5. Интегральная оценка проекта отражает качественную оценку проекта Руководителем проекта по совокупности всех параметров проекта.
49.6. Оценка на основании мнения Проектного офиса производится по следующим параметрам:
а) оценка управления проектом;
б) интегральная оценка проекта.
49.7. Оценка управления проектом Проектного офиса отражает отклонение проекта от проектной методологии. Данное отклонение может иметь следующую качественную оценку: критическое, среднее, отсутствие отклонений (или они незначительные).
49.8. Интегральная оценка проекта отражает качественную оценку проекта Проектным офисом по совокупности всех параметров проекта.
49.9. Расчет оценки отклонений для контрольных точек, целевых показателей и рисков в ИС НТИ проводится следующим образом:
49.10. Контрольная точка с отклонением от планового срока более 2 (двух) недель - критическое отклонение. Отклонение от планового срока от 1 (одной) недели до 2 (двух) недель - среднее отклонение. Контрольная точка без отклонений или с отклонением до 1 (одной) недели - незначительное отклонение или отсутствие отклонений.
49.11. Достижение целевых показателей оценивается по отклонению от ежемесячного плана достижения целевого показателя. Отклонение более 20% - критическое отклонение. Отклонение от 10% до 20% - среднее отклонение. Отсутствие отклонений или отклонение до 10% - незначительное отклонение или отсутствие отклонений.
49.12. Автоматическая оценка рисков основана на значениях влияния риска на проект и вероятности риска, определенных Руководителем проекта. Риски, имеющие высокое влияние и вероятность или одно из значений высокое, другое среднее, - критические риски. Риски, имеющие средние значения или одно из значений высокое, другое низкое, - средние риски. Прочие риски - низкие.
50. Методика проведения экспертной оценки рисков проекта НТИ и полноты мероприятий по управлению рисками
50.1. Методика оценки рисков проекта описана в Методических указаниях по описанию проектов НТИ. Она основана на значениях влияния риска на проект и вероятности риска. Полнота мероприятий по управлению ими оценивается экспертно Проектным офисом.
50.2. Для осуществления оценки рисков проекта и принятия решений по предотвращению их возможных негативных последствий в организации, ответственной за исполнение проекта, на работника из числа руководителей возлагается функция риск-координатора. Риск-координатор организует сбор и оценку данных о наличии рисков реализации проекта, а также утверждает у руководителя организации перечень рисков, оценку рисков и мероприятия по управлению рисками и снижению негативных последствий от реализации рисков.
50.3. Данные о рисках проекта направляются в рамках информационного обмена данными с Проектным офисом в соответствии с перечнем отчетности в Приложение 3. Дополнительно может запрашиваться информация, включающая в себя следующий перечень данных: дату возникновения и регистрации риска, наименование риска, описание причины возникновения и последствия риска, оценку вероятности возникновения риска, материальный ущерб от реализации риска, владельца риска, мероприятия по управлению риском и статус их выполнения.
50.4. По итогам анализа данных по рискам Проектный офис может направить рекомендации Руководителю проекта для реализации мер по снижению либо предотвращению негативных последствий от реализации выявленных рисков.
50.5. Методическую поддержку оценки рисков реализации проектов и их последствий осуществляет Проектный офис. В этих целях в течение первых трех месяцев исполнения проекта риск-координатор и Проектный офис организуют соответствующее взаимодействие, позволяющее осуществлять оперативный обмен информацией.
50.6. Для оценки рисков и полноты мероприятий по управлению ими Проектный офис имеет право запрашивать статус по рискам вне графика отчетности. В этом случае риск-координатор проекта предоставляет данные по рискам в Проектный офис в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента получения запроса.
51. Методика оценки успешности проекта описана в Методических указаниях по описанию проектов НТИ.
IX. Порядок управления изменениями проектов НТИ
52. По результатам мониторинга или в ходе реализации проектов НТИ параметры проектов могут быть изменены.
53. Руководитель проекта отвечает за организацию и непрерывность процесса управления изменениями в проекте НТИ. В проекте НТИ может быть дополнительно разработана процедура управления изменениями, регулирующая управление изменениями в конкретном проекте, при этом она не должна противоречить настоящему Положению.
54. Изменение проекта может быть инициировано Руководителем проекта в рамках подготовки отчетности по проекту НТИ и (или) в рамках текущей деятельности по реализации проекта, а также другими участниками процесса мониторинга проекта НТИ (рабочей группой, ответственным федеральным органом исполнительной власти, Минобрнауки России, Проектным офисом или ООО "ВЭБ Инновации" в случае финансирования проектов НТИ ВЭБ.РФ и (или) иным юридическим лицом, входящим в группу ВЭБ.РФ). Предложения по внесению изменений в проект оформляются в форме Запроса на изменение, представленной в Приложении 4.
54.1. В случаях, когда Запрос на изменение составлен по типу изменения, предусмотренному подпунктами 8.1-8.5 и (или) 8.7-8.9 раздела 8 "Затраты и источник финансирования" Приложения 5 к настоящему Порядку, к такому Запросу на изменение прилагается заполненная Форма детализации (приложение 4.1 к настоящему Порядку). Форма заполняется в дополнение к запросу на изменение проекта по форме, установленной приложением 4 к настоящему Порядку. В указанной форме отражаются изменения, вносимые в таблицу 5.1 описания проекта, форма заполняется в формате MS-Excel и предоставляется в Проектный офис в электронном виде.
55. Отклонением параметров проекта считаются отклонения от значений параметров в последней одобренной версии описания проекта с учетом одобренных изменений.
56. Одобрение изменений описания проекта должно проходить в соответствии с таблицей в Приложении 5.
57. Решения по запросам на изменение проектов принимают на уровне МРГ или Проектного офиса.
58. МРГ принимаются решения об одобрении внесения изменений в проект НТИ по следующим вопросам:
а) наименования проекта, целей, целевых значений показателей, ключевых контрольных точек проекта;
б) получателей, объемов и форм поддержки реализации проекта НТИ за счет субсидии, предоставляемой из федерального бюджета на реализацию проектов НТИ (в том числе распределения общего объема поддержки по годам);
в) объема софинансирования за счет средств внебюджетных источников (только в случае его уменьшения);
г) исполнителей мероприятий в рамках проекта НТИ, определяемых в описании проекта без конкурсного механизма.
Изменения проекта НТИ, не предусмотренные подпунктами а) - г) настоящего пункта, вносятся в проект по решению Проектного офиса согласно Приложению 5 к настоящему Порядку.
59. Запросы на изменения, предусмотренные подпунктами а) - г) пункта 57 настоящего Порядка, проходят предварительное рассмотрение на Проектном комитете НТИ для получения соответствующих рекомендаций. Запросы на изменение проектов НТИ представляются на рассмотрение Проектного комитета НТИ в соответствии с Положением о Проектном комитете НТИ.
60. Для инициации Запроса о внесении изменения в проект Руководителем проекта он направляет в Проектный офис официальным письмом Запрос на изменение, подписанный Руководителем проекта и согласованный Управляющим советом. Запрос на изменение должен быть предоставлен в Проектный офис не менее чем за 10 (десять) дней до заседания Проектного комитета НТИ, на котором планируется его рассмотрение. Согласование Управляющего совета подтверждается подписанным протоколом Управляющего совета. В случае если на момент подготовки Запроса на изменение Управляющий совет не сформирован, Запрос на изменение подписывается Куратором, Заказчиком-координатором и Руководителем проекта.
61. В случаях, когда внесение изменения в проект НТИ инициировано другими участниками процесса мониторинга проекта НТИ, указанными в пункте 53 настоящего Порядка, Запрос на изменение подписывается от их имени уполномоченным лицом, а от лица рабочей группы - одним из сопредседателей рабочей группы.
62. Изменения, не отраженные в таблице Приложения 5, оформляются в форме Запроса на изменение, представленной в Приложении 4, и одобряются на уровне Управляющего совета проекта. Руководитель проекта информирует Проектный офис обо всех изменениях, одобренных Управляющим советом.
63. Полномочия по согласованию изменений, отнесенных к уровню Управляющего совета, могут быть делегированы по решению Управляющего совета в соответствии с регламентом управления проектом и определяются в рамках каждого проекта индивидуально. Руководителю проекта необходимо уточнить процесс управления изменениями внутри команды проекта НТИ с учетом ответственности и полномочий Управляющего совета, Куратора проекта, Руководителя проекта и иных лиц, предусмотренных ролевой моделью проекта НТИ и описанных в регламенте управления проектом НТИ.
64. Принятие решения об одобрении изменения проекта на уровне Проектного офиса фиксируется приказом генерального директора АО "РВК" по итогам заседания Проектного комитета НТИ. Итоги заседания Проектного комитета НТИ оформляются протоколом, который подписывается ответственным секретарем Проектного комитета НТИ и не менее чем одним из сопредседателей Проектного комитета НТИ.
65. Проектный офис проводит анализ инициированных изменений в проект НТИ. По итогам анализа Проектный офис принимает решение об уполномоченном органе по утверждению вносимых изменений.
66. Если изменение определено как относящееся к полномочиям МРГ, оно должно быть согласовано в соответствии с таблицей в Приложении 5. В этом случае Проектный офис направляет запрос на изменение проекта в ответственный ФОИВ и (или) Минобрнауки России для получения согласования и (или) привлекает к согласованию Запроса на изменение проекта Экспертный совет НТИ или иную экспертную организацию, определенную Проектным офисом. Необходимые согласования должны быть получены до вынесения запроса на изменение проекта на заседание Проектного комитета НТИ.
67. Ответственный ФОИВ и Минобрнауки России в срок не более 10 (десяти) дней со дня получения запроса на изменение от Проектного офиса принимают решение о согласовании или отклонении запроса на изменение и информируют об этом Проектный офис официальным письмом и посредством электронной почты.
68. В случае если соруководителем рабочей группы является руководитель (заместитель руководителя) ответственного ФОИВ, согласование ответственного ФОИВ может быть подтверждено подписанным запросом на изменение.
69. После согласования изменение выносится на одобрение МРГ. В случае отсутствия необходимых согласований Проектный комитет НТИ принимает решение о невозможности вынесения изменения на рассмотрение МРГ.
70. Решение МРГ, принятое по итогам рассмотрения запроса на изменение проекта, оформляется протоколом МРГ в соответствии с Положением о Межведомственной рабочей группе по разработке и реализации Национальной технологической инициативы при Правительственной комиссии по модернизации экономики и инновационному развитию России.
71. После принятия решения по изменению проекта в срок не позднее 10 (десяти) рабочих дней Руководитель проекта вносит соответствующее решение в реестр изменений, хранящийся в ИС НТИ, и выкладывает в ИС НТИ актуализированное описание проекта (в режиме правки).
72. В случае финансирования проектов НТИ ВЭБ.РФ и (или) иным юридическим лицом, входящим в группу ВЭБ.РФ, запрос на изменение проекта должен быть согласован ООО "ВЭБ Инновации" до вынесения такого запроса на рассмотрение Проектным комитетом НТИ.
73. Вопросы о внесении изменений в проекты либо о прекращении проекта оформляются по инициативе Руководителя проекта либо Проектного офиса и должны быть рассмотрены МРГ в срок не позднее 20 декабря текущего года в следующих случаях:
а) внесение изменений в проект связано с изменением распределения объема бюджетных средств по годам в связи с переносом бюджетных средств со следующего года на текущий год;
б) отсутствие заключенного в текущем году договора с получателем средств поддержки в отношении проекта, одобренного МРГ, по причине отказа команды проекта НТИ от получения бюджетных средств на проект НТИ в текущем году.
Запросы о внесении изменений в проект в отношении неиспользованных в отчетном году остатков бюджетных и внебюджетных средств, планируемых получателем средств поддержки к переносу на последующие годы реализации проекта, направляются в Проектный офис не позднее 30 марта года, следующего за отчетным, но не ранее предоставления получателем средств поддержки отчета по проекту по итогам завершения года.
X. Особенности мониторинга и изменения проектов, не предполагающих предоставления поддержки и подготовки нормативных правовых актов
74. По проектам, не предполагающим предоставления поддержки и подготовки нормативных правовых актов, предусматривается упрощенный порядок мониторинга. В целях мониторинга по таким проектам формируются следующие отчеты:
а) отчет по итогам завершения года;
б) отчет по итогам реализации проекта.
75. По вопросам внесения изменений в проекты, не предполагающие предоставления поддержки и подготовки нормативных правовых актов, не требуется получение согласований запросов на изменения со стороны ФОИВ, Минобрнауки России и экспертных организаций для вынесения запросов на изменения на рассмотрение МРГ. Сведения о таких проектах НТИ направляются Проектным офисом в заинтересованные ФОИВ в информационных целях.
XI. Порядок приостановки реализации проекта и (или) приостановки поддержки реализации проекта
76. В ходе мониторинга проектов НТИ Проектный офис в случае выявления рисков снижения эффективности реализации проекта с учетом критериев, предусмотренных пунктом 6 настоящего Порядка, или иных критериев, определенных Минобрнауки России по согласованию с МРГ, вправе принять решение о приостановке реализации проекта НТИ и (или) приостановке на срок не более 6 месяцев поддержки реализации такого проекта.
77. Выявленные риски снижения эффективности реализации проекта с учетом критериев, предусмотренных пунктом 6 настоящего Порядка, или иных критериев, определенных Минобрнауки России по согласованию с МРГ, фиксируются в заключении Проектного офиса о ходе реализации проекта, подготавливаемом Проектным офисом в рамках ежемесячного мониторинга реализации проекта или в рамках мониторинга проекта по итогам завершения календарного года.
78. Заключение Проектного офиса, указанное в пункте 77 настоящего Порядка, включая предложения Проектного офиса о сроках приостановки реализации проекта и (или) приостановки поддержки реализации проектов, выносится на рассмотрение Проектного комитета НТИ не позднее 10 рабочих дней со дня его подготовки.
79. Принятие решения Проектного офиса, предусмотренного пунктом 76 настоящего Порядка, фиксируется приказом генерального директора АО "РВК" по итогам заседания Проектного комитета НТИ. Итоги заседания Проектного комитета НТИ оформляются протоколом заседания, который подписывается ответственным секретарем Проектного комитета НТИ и не менее чем одним из сопредседателей Проектного комитета НТИ.
80. Письмо, содержащее информацию о решениях Проектного офиса, предусмотренных пунктом 76 и 81 настоящего Порядка, направляется в адрес Фонда поддержки проектов Национальной технологической инициативы и участнику проекта - получателю мер поддержки по проекту в срок, не превышающий 3 (трех) рабочих дней со дня принятия соответствующего решения.
81. По окончании срока приостановки реализации проекта НТИ и (или) срока поддержки реализации такого проекта, с учетом мер, принятых участником проекта - получателем мер поддержки по устранению выявленных рисков Проектный офис принимает следующие решения:
а) о возобновлении реализации проектов Национальной технологической инициативы и (или) возобновлении поддержки реализации таких проектов;
б) о вынесении на рассмотрение МРГ вопроса, предусмотренного пунктом 23 Положения об отборе.
82. Для целей принятия решений, предусмотренных пунктом 80 настоящего Порядка, Проектным офисом готовится заключение, в том числе с учетом отчета участника проекта - получателя мер поддержки, о принятых мерах по устранению выявленных рисков, послуживших основанием для приостановления проекта и (или) поддержки реализации проекта.
83. Заключение Проектного офиса, указанное в пункте 82 настоящего Порядка, включая предложения Проектного офиса о принятии решения, указанного в подпункте а) пункта 81 настоящего Порядка, выносится на рассмотрение Проектного комитета НТИ не позднее 10 рабочих дней со дня подготовки такого заключения.
84. Принятие решения Проектного офиса, предусмотренного подпунктом а) пункта 81 настоящего Порядка, фиксируется приказом генерального директора АО "РВК" по итогам заседания Проектного комитета НТИ. Итоги заседания Проектного комитета НТИ оформляются протоколом заседания, который подписывается ответственным секретарем Проектного комитета НТИ и не менее чем одним из сопредседателей Проектного комитета НТИ.
85. Заключение Проектного офиса, указанное в пункте 82 настоящего Порядка, включая предложения Проектного офиса о принятии решения, указанного в подпункте б) пункта 81 настоящего Порядка, выносится Проектным офисом на рассмотрение МРГ.
______________________________
* Отражен в значимых контрольных результатах дорожных карт.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Порядок мониторинга и управления изменениями проектов Национальной технологической инициативы (приложение N 34 к протоколу заседания Межведомственной рабочей группы по разработке и реализации Национальной технологической инициативы при Правительственной комиссии по модернизации экономики и инновационному развитию России от 29 ноября 2019 г. N 4)
Текст порядка опубликован не был
Настоящий документ фактически прекратил действие с 21 января 2021 г.
См. Порядок мониторинга и управления изменениями проектов Национальной технологической инициативы (приложение N 9 к протоколу заседания Межведомственной рабочей группы по разработке и реализации Национальной технологической инициативы при Правительственной комиссии по модернизации экономики и инновационному развитию России от 21 января 2021 г. N 1)