Письмо Минфина России от 7 февраля 2020 г. N 06-04-11/01/8149
Департамент межбюджетных отношений Министерства финансов Российской Федерации рассмотрел обращения по вопросам зачисления штрафов за нарушение правил дорожного движения на территории муниципального округа в местный бюджет и сообщает.
В соответствии со статьей 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) с 1 января 2020 года предусмотрено зачисление суммы штрафов, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение правил дорожного движения, в бюджет субъекта Российской Федерации по месту нахождения должностного лица федерального органа исполнительной власти (органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации), принявшего решение о наложении административного штрафа или направившего дело об административном правонарушении на рассмотрение судье, по нормативу 100 процентов.
Данное положение о зачислении указанных штрафов в региональный бюджет вместо местного бюджета обусловлено положениями Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции", в соответствии с которыми финансовое обеспечение полиции, в том числе подразделений ГИБДД МВД России, осуществляется исключительно за счет средств федерального бюджета.
Указанное решение было принято в целях обеспечения доходными источниками расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, связанных с реализацией полномочий по охране общественного порядка, противодействию терроризму и экстремизму, борьбе с преступностью, в том числе созданию, развитию и текущему содержанию комплексов видеофиксации нарушений правил дорожного движения.
При этом в соответствии с Федеральным законом от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" и Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления разных видов муниципальных образований в области обеспечения безопасности дорожного движения разграничены в зависимости от права собственности на автомобильные дороги (федеральной, региональной, муниципальной), в связи с чем бремя указанных расходов несут соответствующие публичные образования - собственники дорог.
Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения на дорогах местного значения осуществляются в рамках реализации соответствующих вопросов местного значения, не относятся к отдельным государственным полномочиям и обеспечиваются за счет собственных средств местного бюджета.
В случае применения для целей наложения денежного взыскания (штрафа) объектов видеофиксации нарушений, находящихся в собственности органов государственной власти, зачисление сумм денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения осуществляется по месту нахождения должностного лица федерального органа исполнительной власти (органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации), принявшего решение о наложении административного штрафа или направившего дело об административном правонарушении на рассмотрение судье, принявшего решение о наложении денежного взыскания (штрафа) за несоблюдение законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, без привязки к месту совершения правонарушения и к форме собственности автомобильной дороги.
Таким образом, зачисление сумм денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения в бюджеты субъектов Российской Федерации является более эффективным с точки зрения равномерности их распределения.
Денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения могут являться одним из источников формирования региональных дорожных фондов. При этом согласно пункту 4.1 статьи 179.4 Кодекса порядок формирования и использования бюджетных ассигнований дорожного фонда субъекта Российской Федерации должен предусматривать направление субсидий местным бюджетам на софинансирование дорожной деятельности муниципальных образований.
Кроме того, зачисление суммы денежных взысканий (штрафов), налагаемых за нарушение законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, в доходы местных бюджетов приведет к возникновению выпадающих доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и их несбалансированности, что не соответствует установленному статьей 33 Кодекса принципу бюджетной системы Российской Федерации.
Федеральным законом от 02.08.2019 N 307-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в целях совершенствования межбюджетных отношений" в статью 58 Кодекса внесены изменения, в соответствии с которыми с 1 января 2020 года законом субъекта Российской Федерации (за исключением закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации или иного закона субъекта Российской Федерации на ограниченный срок действия) могут быть установлены единые для соответствующих видов муниципальных образований нормативы отчислений в бюджеты муниципальных образований от отдельных неналоговых доходов, подлежащих зачислению в соответствии с Кодексом в бюджет субъекта Российской Федерации, в том числе от денежные взыскания (штрафы), предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
При этом со дня вступления в силу Федерального закона от 01.05.2019 N 87-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" до 1 января 2025 года устанавливается переходный период, в соответствии с которым муниципальные округа участвуют в бюджетных, налоговых, гражданских и иных правоотношениях, органы местного самоуправления муниципальных округов решают вопросы местного значения, осуществляют установленные полномочия и права, соблюдают требования и исполняют предписания федеральных законов и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации наравне с городскими округами и органами местного самоуправления городских округов, если иное не предусмотрено указанными федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также переходными положениями или нормами о вступлении в силу законов субъектов Российской Федерации, в соответствии с которыми муниципальные образования наделяются статусом муниципального округа.
Таким образом, органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать решения об установлении единых нормативов отчислений от вышеуказанных штрафов в бюджеты муниципальных округов в размерах, идентичных городским округам.
Учитывая изложенное, предложение о внесении изменений в Кодекс в части зачисления сумм денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения в местные бюджеты не поддерживается.
Заместитель директора Департамента межбюджетных отношений |
Д.С. Хворостухина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Минфина России от 7 февраля 2020 г. N 06-04-11/01/8149
Текст письма опубликован не был