Письмо Минфина России от 10 февраля 2020 г. N 06-04-12/01/8437
Департамент межбюджетных отношений Министерства финансов Российской Федерации рассмотрел обращение, содержащее предложения по совершенствованию работы муниципальных депутатов, и сообщает.
1. О ликвидации муниципальных советов депутатов.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) депутат является членом представительного органа поселения, муниципального района, муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района или внутригородской территории города федерального значения.
В соответствии со статьей 34 Закона N 131-ФЗ представительный орган муниципального образования в обязательном порядке входит в структуру органов местного самоуправления.
Таким образом, в структуре органов местного самоуправления представительный орган муниципального образования занимает одно из ведущих положений, поскольку является обязательным элементом, за исключением случаев, прямо указанных в Законе N 131-ФЗ (например, если численность поселения не более ста жителей или численность поселения от ста до трехсот жителей, то уставом поселения не предусмотрено формирование представительного органа).
Одной из основополагающих функций представительного органа муниципального образования является его правотворческая функция, которая заключается в принятии соответствующих муниципальных правовых актов от имени муниципального образования. Именно представительный орган принимает, изменяет или дополняет основной нормативный правовой акт муниципального образования - устав.
Также, представительный орган осуществляет и контрольные полномочия в системе организации органов местного самоуправления: не только утверждение местного бюджета, но и отчета о его исполнении, утверждение отчета об исполнении планов и программ развития муниципального образования; контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения, принятие решения об удалении главы муниципального образования в отставку.
Учитывая изложенное, предложение о ликвидации муниципальных советов депутатов не поддерживается.
2. О принятии законов, регулирующих работу муниципальных советов депутатов.
В соответствии со статьей 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью и осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.
В соответствии со статьей 4 Закона N 131-ФЗ правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, Закон N 131-ФЗ, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.
В соответствии со статьей 40 Закона N 131-ФЗ гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Также Федеральным законом от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" регламентированы права и обязанности представительных органов муниципальных образований.
Статьей 86 БК РФ установлено, что органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных учреждений с соблюдением требований, установленных БК РФ.
Таким образом на федеральном уровне приняты и действуют федеральные законы, регулирующие работу муниципальных советов депутатов.
3. О заключении договоров между хозяйствующими субъектами, о четком разделении полномочий и об ответственности за выполняемые поручения.
Разграничение полномочий между уровнями власти Российской Федерации осуществляется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Законом N 131-ФЗ, отраслевыми федеральными законами. В сфере межбюджетных отношений заключение вышеуказанных договоров (соглашений) между органами публичной власти и должностными лицами органов местного самоуправления урегулировано БК РФ.
Так, в отношении дотаций на выравнивание муниципальных образований установлено, что в соответствии со статьями 137, 138 БК РФ финансовый орган субъекта Российской Федерации заключает с главами местных администраций (руководителями исполнительно-распорядительных органов) муниципальных образований, получающих дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) доходы по заменяющим указанные дотации дополнительным нормативам отчислений от налога на доходы физических лиц, соглашения, которыми предусматриваются меры по социально-экономическому развитию и оздоровлению муниципальных финансов муниципальных образований.
Аналогичные соглашения заключаются между муниципальными районами (городскими округами, городскими округами с внутригородским делением) и поселениями (внутригородскими районами).
В случае наделения органов местного самоуправления муниципальных районов (городских округов с внутригородским делением) полномочиями органов государственной власти субъекта Российской Федерации по расчету и предоставлению дотаций бюджетам городских, сельских поселений (внутригородских районов) из бюджетов субъектов Российской Федерации указанные в абзаце первом пункта 8 статьи 137 БК РФ соглашения заключаются финансовым органом муниципального района (городского округа с внутригородским делением) и главами местных администраций (руководителями исполнительно-распорядительных органов) поселений (внутригородских районов).
В отношении субсидий Федеральным законом 02.08.2019 N 307-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в целях совершенствования межбюджетных отношений" предусмотрено предоставление с 1 января 2020 г. "горизонтальных" субсидий.
Так, статьей 142.3 БК РФ установлено, что в случаях и порядке, предусмотренных нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, принимаемыми в соответствии с требованиями БК РФ, бюджетам других муниципальных образований могут быть предоставлены субсидии из бюджета муниципального образования в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения.
Цели и условия предоставления указанных в настоящей статье субсидий устанавливаются соглашениями между местными администрациями, заключаемыми в порядке, установленном решением представительного органа муниципального образования, из бюджета которого предоставляется субсидия.
В соответствии со статьей 139 БК РФ одним из условий предоставления субсидии бюджету муниципального образования является заключение соглашения о предоставлении из бюджета субъекта Российской Федерации субсидии бюджету муниципального образования.
В отношении иных межбюджетных трансфертов БК РФ предусмотрено, что в случаях и порядке, предусмотренных муниципальными правовыми актами представительного органа муниципального района, принимаемыми в соответствии с требованиями БК РФ и соответствующими им законами субъекта Российской Федерации, бюджетам городских, сельских поселений могут быть предоставлены иные межбюджетные трансферты из бюджета муниципального района, в том числе межбюджетные трансферты на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с заключенными соглашениями (статья 142.4 БК РФ).
Кроме того, в случаях и порядке, предусмотренных муниципальными правовыми актами представительного органа городского, сельского поселения, принимаемыми в соответствии с требованиями БК РФ, бюджетам муниципальных районов могут быть предоставлены иные межбюджетные трансферты из бюджетов городских, сельских поселений на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с заключенными соглашениями (статья 142.5 БК РФ).
В соответствии со статьей 31.1 БК РФ договоры и соглашения между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами государственной власти и органами местного самоуправления, не соответствующие БК РФ, являются недействительными.
Таким образом, вопросы, касающиеся заключения договоров и соглашений между органами публичной власти и должностными лицами органов местного самоуправления в сфере межбюджетных отношений бюджетным законодательством урегулированы.
Заместитель директора Департамента межбюджетных отношений |
Д.С. Хворостухина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Минфина России от 10 февраля 2020 г. N 06-04-12/01/8437
Текст письма опубликован не был