В Избирательную комиссию Свердловской области 16 апреля 2020 года поступило ходатайство о регистрации инициативной группы по проведению референдума Свердловской области (далее - инициативная группа) по вопросу: "Поддерживаете ли Вы принятие Закона Свердловской области "О внесении изменений в Закон Свердловской области "Об избрании органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области", согласно которому главы муниципальных районов, городских округов (за исключением городских округов, являющихся ЗАТО), глава Екатеринбурга будут избираться на муниципальных выборах и возглавлять местную администрацию?" (далее - вопрос референдума Свердловской области).
В соответствии с пунктом 5 статьи 36 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) и пунктом 8 статьи 7 Закона Свердловской области "О референдуме Свердловской области и местных референдумах в Свердловской области" (далее - Закон Свердловской области) Избирательная комиссия Свердловской области рассмотрела указанные ходатайство и приложенные к нему документы на предмет их соответствия требованиям Федерального закона, Устава Свердловской области, Закона Свердловской области и установила следующее.
Так, в соответствии с пунктом 4 статьи 36 Федерального закона и пунктом 6 статьи 7 Закона Свердловской области для выдвижения инициативы проведения референдума Свердловской области должно быть проведено собрание инициативной группы. Из документов, представленных инициативной группой в Комиссию, следует, что собрание проводилось 29 марта 2020 года по адресу: Свердловская область, город Екатеринбург, улица Вайнера, 9. Как следует из общедоступных источников информации, по данному адресу располагается Центральный универмаг "ПАССАЖ" (далее - ЦУ "ПАССАЖ"),
При этом следует иметь ввиду, что Указом Президента Российской Федерации от 25.03.2020 N 206 "Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней" введены меры для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации. В его развитие Указом Губернатора Свердловской области от 26.03.2020 N 143-УГ внесены изменения в Указ Губернатора Свердловской области от 18.03.2020 N 100-УГ "О введении на территории Свердловской области режима повышенной готовности и принятия дополнительных мер по защите населения от новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)", согласно которым с 28 марта 2020 года было приостановлено оказание услуг по проведению массовых мероприятий, работа всех торговых и торгово-развлекательных центров в Свердловской области.
По информации, полученной Комиссией от дирекции ЦУ "ПАССАЖ", с 28 марта 2020 года торговый центр закрыт для доступа посетителей. Со своей стороны ГУ МВД России по Свердловской области уведомило Комиссию о том, что 29 марта 2020 года по адресу: город Екатеринбург, улица Вайнера, 9 публичные мероприятия, в том числе в форме собраний, не проводились.
Исходя из вышеизложенного, необходимо сделать вывод о том, что собрание инициативной группы 29 марта 2020 года по указанному в протоколе адресу фактически не могло быть проведено на законных основаниях.
При таких обстоятельствах Избирательная комиссия Свердловской области не может признать рассматриваемую инициативу референдума Свердловской области выдвинутой с соблюдением требований Федерального закона и Закона Свердловской области, а документы, представленные в Комиссию, - отвечающими законодательству о референдумах.
В дополнение к вышеизложенному также отмечаем следующее.
Согласно протоколу собрания от 29 марта 2020 года инициативная группа приняла решение о выдвижении инициативы проведения референдума Свердловской области "в целях непосредственного решения населением Свердловской области вопроса установления способа избрания глав муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области (муниципальных районов, городских округов (за исключением ЗАТО) и города Екатеринбурга". Из этого следует, что инициативная группа предлагает решить вопрос порядка избрания глав отдельных муниципальных образований в Свердловской области населением непосредственно.
Вместе с тем, выдвижение инициативы, связанной с изменением одного из действующих законов Свердловской области, является способом реализации законодательной власти народа в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 29 Устава Свердловской области, которая осуществляется путем проведения областного референдума.
Итогом такого референдума (в случае поддержки населением предложенного проекта закона) в соответствии с пунктами 1, 3, 5 и 6 статьи 73 Федерального закона, пунктами 1, 2 и 5 статьи 48 Закона Свердловской области будет принятие соответствующего закона Свердловской области. Следовательно, изменение порядка избрания глав муниципальных образований Свердловской области будет осуществлено в порядке реализации законодательной власти народа, а не в порядке непосредственного решения населением Свердловской области указанного вопроса. Тем более, что непосредственное решение населением вопросов предусмотрено Федеральным законом N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" применительно к вопросам местного значения и на местном референдуме.
При этом решение инициативной группы о выдвижении инициативы референдума Свердловской области "в целях непосредственного решения населением Свердловской области вопроса установления способа избрания глав муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области (муниципальных районов, городских округов (за исключением ЗАТО) и города Екатеринбурга" противоречит иным решениям инициативной группы, в том числе по утверждению проекта закона Свердловской области, выносимого на референдум Свердловской области, так как не содержит указания на то, что способ избрания глав муниципальных образований предлагается определить именно в выносимом на референдум Свердловской области законопроекте.
Таким образом, в документах инициативной группы также имеются внутренние противоречия, поскольку, с одной стороны, инициативная группа полагает возможным разрешение вопроса о способе избрания глав муниципальных образований путем "непосредственного решения населением Свердловской области этого вопроса", а с другой, предлагает вынести на референдум проект соответствующего закона Свердловской области.
Учитывая изложенное, необходимо сделать вывод о том, что решение о выдвижении инициативы проведения референдума Свердловской области, принятое инициативной группой, не соответствует положениям подпункта 1 пункта 1 статьи 29 Устава Свердловской области, пунктов 1 и 2 статьи 11, пункта 4 статьи 12, пункта 1 статьи 32, пункта 2 статьи 35 Областного закона N 4-ОЗ "О правовых актах в Свердловской области", как направленное на реализацию населением Свердловской области права на осуществление законодательной власти, а не на непосредственное решение населением изложенного в нём вопроса.
Следовательно, инициативной группой по проведению референдума Свердловской области представлены несоответствующие требованиям пунктов 3 и 4 статьи 36 Федерального закона, пунктов 5 и 6 статьи 7 Закона Свердловской области документы - ходатайство о регистрации инициативной группы по проведению референдума Свердловской области и протокол собрания инициативной группы по проведению референдума Свердловской области.
Приведенные выше обстоятельства исключают возможность принятия Избирательной комиссией Свердловской области решения о передаче ходатайства и прилагаемых к нему документов инициативной группы в Законодательное Собрание Свердловской области.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 5 статьи 36 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и пунктом 8 статьи 7 Закона Свердловской области "О референдуме Свердловской области и местных референдумах в Свердловской области", Избирательная комиссия Свердловской области постановляет:
1. Отказать в регистрации инициативной группы по проведению референдума Свердловской области по вопросу: "Поддерживаете ли Вы принятие Закона Свердловской области "О внесении изменений в Закон Свердловской области "Об избрании органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области", согласно которому главы муниципальных районов, городских округов (за исключением городских округов, являющихся ЗАТО), глава Екатеринбурга будут избираться на муниципальных выборах и возглавлять местную администрацию?".
2. Направить настоящее постановление Законодательному Собранию Свердловской области и инициативной группе по проведению референдума Свердловской области.
3. Опубликовать настоящее постановление в "Областной газете" и разместить на официальном сайте Избирательной комиссии Свердловской области.
Председатель Избирательной комиссии Свердловской области |
В.И. Русинов |
Секретарь Избирательной комиссии Свердловской области |
И.А. Буртов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Избирательной комиссии Свердловской области от 30 апреля 2020 г. N 13/90 "О рассмотрении ходатайства о регистрации инициативной группы по проведению референдума Свердловской области"
Вступает в силу с 30 апреля 2020 г.
Текст постановления опубликован в "Областной газете" от 7 мая 2020 г. N 80 (8864), на официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области (www.pravo.gov66.ru) опубликование от 7 мая 2020 г.