Утвержден приказом
Главного управления государственного
строительного надзора Московской области
от 10.03.2020 N 25
Доклад
о реализации ведомственной программы профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям Главного управления государственного строительного надзора Московской области в сфере осуществления государственного надзора за соблюдением собственниками (пользователями) нежилых зданий, строений и сооружений повышенного уровня ответственности норм по технической эксплуатации и утвержденного положения по технической эксплуатации на территории Московской области на 2019 - 2021 годы в 2019 году
1. Цели, задачи, показатели результативности профилактической работы
Главным управлением государственного строительного надзора Московской области (далее - Главное управление) во исполнение статьи 8.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", приказом начальника Главного управления от 21 декабря 2018 года N 172 утверждена Программа профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям Главного управления государственного строительного надзора Московской области в сфере осуществления государственного надзора за соблюдением собственниками (пользователями) нежилых зданий, строений и сооружений повышенного уровня ответственности норм по технической эксплуатации и утвержденного положения по технической эксплуатации на территории Московской области на 2019 - 2021 годы (далее - Программа).
Целью проведения профилактических мероприятий нарушений обязательных требований Главного управления при осуществлении государственного надзора за соблюдением собственниками (пользователями) нежилых зданий, строений и сооружений повышенного уровня ответственности норм по технической эксплуатации и утвержденного положения по технической эксплуатации на территории Московской области является:
- мотивация к добросовестному поведению поднадзорных объектов и, как следствие, предотвращение рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям;
- предупреждение нарушений поднадзорными субъектами обязательных требований законодательства Российской Федерации и Московской области в части эксплуатации нежилых зданий, строений и сооружений повышенного уровня ответственности, в том числе устранение причин, факторов и условий, способствующих возможному нарушению обязательных требований;
- повышение прозрачности системы организации регионального государственного надзора в области эксплуатации нежилых зданий, строений и сооружений повышенного уровня ответственности;
- разъяснение поднадзорным субъектам обязательных требований законодательства в области эксплуатации нежилых зданий, строений и сооружений повышенного уровня ответственности;
Задачи профилактической работы:
- формирование единого понимания поднадзорными субъектами обязательных требований законодательства Российской Федерации и Московской области в части эксплуатации нежилых зданий, строений и сооружений повышенного уровня ответственности;
- проведение публичных обсуждений результатов правоприменительной практики с обеспечением анонсирования и освещения данных мероприятий на официальном сайте Главного управления;
- выявление причин, факторов и условий, способствующих нарушению обязательных требований законодательства Российской Федерации и Московской области в части эксплуатации нежилых зданий, строений и сооружений повышенного уровня ответственности, определение способов устранения или минимизации рисков их возникновения;
- ежегодное (по итогам работы за год) обобщение и анализ результатов деятельности Главного управления в области эксплуатации нежилых зданий, строений и сооружений повышенного уровня ответственности и составление перечня наиболее часто совершаемых нарушений обязательных требований;
- опубликование ежегодного анализа результатов деятельности Главного управления, содержащего основные причины, факторы и условия, способствовавшие нарушению обязательных требований, на официальном сайте Главного управления;
- актуализация состава и особенностей поднадзорных субъектов и оценка состояния поднадзорной сферы.
В 2019 году Главным управлением выполнены все мероприятия, предусмотренные Программой.
Согласно Закону Московской области от 13.04.2006 N 54/2006-ОЗ "О порядке эксплуатации нежилых зданий, строений, сооружений на территории Московской области (далее - Закон Московской области) государственный надзор предусмотрен при эксплуатации нежилых зданий, строений, сооружений, отнесенных распоряжением Правительства Московской области к объектам повышенного уровня ответственности.
Общее количество поднадзорных объектов по состоянию на 31.12.2019 составило 259 объектов.
При осуществлении регионального государственного надзора, при проведении проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей применяются положения Федерального закона от 26.12.2:008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее Закон N 294-ФЗ), а также Административного регламента исполнения государственного надзора за соблюдением собственниками (пользователями) нежилых зданий, строений и сооружений повышенного уровня ответственности норм по технической эксплуатации и утвержденного положения по технической эксплуатации на территории Московской области, утвержденного приказом начальника Главного управления от 24.09.2019 N 37.
Основные нарушения обязательных требований, выявленные в ходе контрольно-надзорных мероприятий в 2019 г.:
N |
Вид нарушения |
Количество нарушений, выявленных в ходе КНМ в 2019 году |
1 |
Отсутствие или несвоевременное оформление необходимой эксплуатационной документации (технический паспорт, технический журнал, акты текущих и общих осмотров, приказы) |
230 |
2 |
Несвоевременное проведение планово-предупредительных и текущих ремонтов строительных конструкций и инженерных сетей и Систем |
102 |
3 |
Невыполнение требований положения по технической эксплуатации, нормативных документов по поддержанию в работоспособном состоянии строительных конструкций, инженерных сетей и систем (Техническое обследование конструкций здания, геодезический мониторинг несущих конструкций здания наблюдение обследование за трещинами и повреждениями несущих конструкций) |
87 |
4 |
Отсутствие архивной исполнительной документации выполненной в ходе строительства и реконструкции объекта |
14 |
5 |
Невыполнение рекомендаций по итогам проведенных технических обследований несущих и ограждающих конструкций здания, выполненных специализированными организациями |
11 |
6 |
Отсутствие разработанного и утвержденного положения по технической эксплуатации |
2 |
2. О выполнении программных мероприятий, связанных с созданием инфраструктуры и проведением профилактической работы при осуществлении государственного надзора за соблюдением собственниками (пользователями) нежилых зданий, строений и сооружений повышенного уровня ответственности норм по технической эксплуатации и утвержденного положения по технической эксплуатации на территории Московской области в 2019 году
В 2019 году Главным управлением выполнены следующие мероприятия, предусмотренные Программой:
- актуализирован перечень правовых актов и их отдельных частей (положений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых является предметом регионального государственного надзора за соблюдением собственниками (пользователями) нежилых зданий, строений и сооружений повышенного уровня ответственности норм по технической эксплуатации и утвержденного положения по технической эксплуатации на территории Московской области, актуализированные сведения размещены на официальном сайте Главного управления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
- сформировано и размещено на официальном сайте Главного управления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" руководство по соблюдению обязательных требований с разъяснением критериев правомерного поведения при осуществлении государственного контроля (надзора) за соблюдением собственниками (пользователям) нежилых зданий, строений и сооружений повышенного уровня ответственности норм по технической эксплуатации и утвержденного положения по технической эксплуатации на территории Московской области;
- сформированы и размещены на официальном сайте Главного управления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" квартальные отчеты по правоприменительной практике в сфере осуществления надзора за эксплуатацией поднадзорных объектов недвижимости повышенного уровня ответственности ("как делать нужно (можно)", как делать нельзя");
- сформированы и размещены на официальном сайте Главного управления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" еженедельные сведения о результатах проведенных контрольно-надзорных мероприятий;
- сформирован и размещен на официальном сайте Главного управления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" обзор правоприменительной практики Главного управления за 2019 год;
- проведено 4 тематических вебинара с собственниками (пользователями), по вопросам разъяснения обязательных требований в сфере эксплуатации нежилых зданий, строений и сооружений повышенного уровня ответственности и необходимости их соблюдения, информация о проведенных вебинарах размещена на официальном сайте Плавного управления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
- проведено 2 публичных обсуждения правоприменительной практики законодательства Российской Федерации и Московской области в сфере эксплуатации нежилых зданий, строений и сооружений повышенного уровня ответственности, информация размещена на официальном сайте Главного управления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
- проведено 19 мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами и выдано 8 предостережений о недопустимости нарушений обязательных требований в области соблюдения норм и правил эксплуатации нежилых зданий, строений и сооружений повышенного уровня ответственности.
3. Результаты оценки эффективности реализации Программы
Целевые показатели результативности мероприятий Программы за 2019 год:
Наименование показателя |
Базовое Значение |
2019 год (плановое значение) |
2019 год (достигнутое значение) |
Информация о достижении (не достижении) |
Снижение проведения внеплановых проверок |
148 ед. |
211 ед. |
131 ед. |
достигнуто |
Уменьшение числа выявленных нарушения обязательных требований |
1184 нар. |
1266 нар. |
446 нар. |
достигнуто |
Устранение причин и условий выявленных нарушений обязательных требований (повышение степени исполнительности подконтрольных субъектов при исполнении предписаний) |
85% |
95% |
95% |
достигнуто |
Количество допущенных поднадзорными субъектами нарушений обязательных требований законодательства Российской Федерации и Московской области в сфере осуществления надзора за эксплуатацией поднадзорных объектов недвижимости повышенного уровня ответственности снизилось на 63% (с 1184 нарушений в 2018 году до 446 нарушений в 2019 году), что указывает на эффективность проводимых профилактических мероприятий.
Тем не менее, по результатам анализа установлено, что типовые нарушения, продолжают оставаться без изменения, а именно:
1) нарушения требований главы 6.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации и требований ст. 10, ст. 11 Закона Московской области от 13.04.2006 N 54-ОЗ: отсутствие и несвоевременное оформление необходимой эксплуатационной технической документации поднадзорного объекта;
2) Невыполнение требований утвержденного Положения по технической эксплуатации поднадзорного объекта, нормативных документов по поддержанию в работоспособном состоянии строительных конструкций здания, инженерных сетей, систем и оборудования;
3) Несвоевременное проведение планово-предупредительных и текущих ремонтов строительных конструкций и инженерных сетей и систем в нарушение требований главы 6.2 Градостроительного кодекса РФ и Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ;
4) Отсутствие на объекте технической и исполнительной документации выполненной в ходе строительства и реконструкции объекта в нарушении требований п. 4.38 СП 68.13330.2017;
5) Отсутствие на объекте документов, подтверждающих соответствие поднадзорного объекта требованиям энергетической эффективности в соответствии требований п. 1. ст. 11 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ;
6) Отсутствие документов по проведению проверки сопротивления изоляции проводов, кабелей и обмоток электрических машин и заземляющих устройств здания в соответствие требований п. 2.12.17 ПТЭЭП ("Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей") от 13.01.2003.
Причинами данных нарушений являются:
- недостаточная подготовка и пробелы в техническом образовании инженерно-технического состава службы эксплуатации поднадзорных объектов;
- низкая требовательность должностных лиц субъектов надзора к подчиненным по поддержанию в работоспособном состоянии строительных конструкций, инженерных сетей и систем здания;
- недостаточное финансирование работ по текущему и капитальному ремонту объекта со стороны собственников (пользователей) здания.
В целях разъяснения обязательных требований, повышения уровня правовой грамотности поднадзорных объектов, обеспечения доступности информации об обязательных требованиях и необходимых мерах по их исполнению, а также снижения административной нагрузки на поднадзорные объекты, необходимо продолжение профилактической деятельности.
При системном подходе внедрения комплексной профилактики нарушений обязательных требований, прогнозируется, что административная нагрузка на поднадзорные объекты будет снижена, между Главным управлением и поднадзорными объектами выстроится "партнерский диалог".
Выстраивание "партнерских" отношений с поднадзорными объектами обеспечит формирование у поднадзорных объектов понимания необходимости исполнения обязательных требований.
Результат Программы - снижение количества нарушений требований законодательства в области технической эксплуатации нежилых зданий, строений и сооружений, и утвержденного положения по технической эксплуатации на территории Московской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Доклад о реализации ведомственной программы профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям Главного управления государственного строительного надзора Московской области в сфере осуществления государственного надзора за соблюдением собственниками (пользователями) нежилых зданий, строений и сооружений повышенного уровня ответственности норм по технической эксплуатации и утвержденного положения по технической эксплуатации на территории Московской области на 2019 - 2021 годы в 2019 году (утв. приказом Главного управления государственного строительного надзора Московской области от 10 марта 2020 г. N 25)
Текст доклада опубликован на сайте Главного управления государственного строительного надзора Московской области (http://gusn.mosreg.ru) 10 марта 2020 г.