Приказ Министерства образования и науки Республики Алтай от 28 апреля 2020 г. N 389
"Об утверждении Положения о региональной системе оценки качества образования Республики Алтай"
В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", законом Республики Алтай от 15 ноября 2013 года N 59-РЗ "Об образовании в Республики Алтай", постановлением Правительства Республики Алтай от 5 июля 2018 года N 213 "Об утверждении государственной программы Республики Алтай "Развитие образования", в целях обеспечения управления качеством образования и создания региональной системы оценки качества образования Республики Алтай приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Положение о региональной системе оценке качества Республики Алтай.
2. Рекомендовать муниципальным органам управления образованием в Республике Алтай, руководителям образовательных организаций, расположенных на территории Республики Алтай, при разработке нормативных локальных актов, руководствоваться настоящим Положением.
3. Контроль за исполнением настоящего Приказа оставляю за собой.
Министр |
О.С. Саврасова |
Утверждено
приказом Минобрнауки РА
от 28 апреля 2020 г. N 380
Положение
о региональной системе оценки качества образования Республики Алтай
I. Общие положения
1. Региональная система оценки качества образования Республики Алтай (далее - РСОКО РА) является региональным сегментом единой общероссийской системы оценки качества образования.
2. Настоящее Положение о региональной системе оценки качества образования Республики Алтай (далее - Положение) определяет цели, задачи, принципы функционирования РСОКО РА, ее организационную и функциональную структуру, устанавливает единые требования по реализации и порядок проведения процедур региональной системы оценки качества образования Республики Алтай.
3. Деятельность региональной системы оценки качества образования Республики Алтай строится в соответствии с:
Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";
постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 года N 662 "Об осуществлении мониторинга системы образования";
постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года N 1642 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования";
приказом Министерства образования и науки РФ от 22 сентября 2017 года N 955 "Об утверждении показателей мониторинга системы образования";
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 апреля 2014 года N 276 "Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность";
приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки N 590 и Министерства просвещения Российской Федерации от 6 мая 2019 года N 219 "Об утверждении Методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся;
нормативными правовыми актами Республики Алтай, регламентирующими реализацию мероприятий по оценке качества образования в Республике Алтай.
4. В Положении используются следующие понятия и сокращения:
оценка качества образования в Республике Алтай - деятельность, результатом которой является установление степени соответствия измеряемых образовательных результатов и ресурсного обеспечения образовательного процесса, индивидуальных образовательных достижений обучающихся Республики Алтай нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям, направленная на определение состояния региональной системы образования и динамики ее развития;
региональная система оценки качества образования Республики Алтай - совокупность организационных и функциональных структур, норм и правил, диагностических и оценочных процедур, обеспечивающих на единой концептуально-методологической основе оценку образовательных достижений обучающихся Республики Алтай, эффективности деятельности образовательных организаций, расположенных на территории Республики Алтай образовательных систем, качества образовательных программ с учетом запросов основных потребителей образовательных услуг;
мониторинг системы образования - систематическое стандартизированное наблюдение за состоянием образования и динамикой изменений его результатов, условиями осуществления образовательной деятельности, контингентом обучающихся, учебными и внеучебными достижениями обучающихся, состоянием сети организаций, осуществляющих образовательную деятельность;
ФГОС - федеральный государственный образовательный стандарт;
ВСОКО - внутренняя система оценки качества образования;
PISA - международная программа по оценке учебных достижений (Programme for International Student Assessment);
TIMSS - международное мониторинговое исследование качества математического и естественнонаучного образования (Trends in Mathematics and Science Study);
PIRLS - международное исследование качества чтения и понимания текста (Progress in International Reading Literacy Study).
5. PCOKO PA как часть Единой системы оценки качества образования представляет собой совокупность компонентов, обеспечивающих на единой информационной основе и в соответствии с полномочиями Министерства образования и науки Республики Алтай, осуществляющего управление в сфере образования, оценку качества образования в части структуры, содержания, условий реализации, результатов освоения обучающимися основных общеобразовательных программ, а также формирование и представление по результатам оценки информации, необходимой для принятия управленческих решений.
6. Результаты РСОКО РА как источник объективной и достоверной информации о качестве образовательных услуг могут быть использованы:
территориальными органами федеральных органов государственной власти, осуществляющие государственный контроль;
исполнительными органами государственной власти Республики Алтай;
учредителями образовательных организаций и образовательными организациями различных форм собственности;
учреждениями и организациями Республики Алтай, осуществляющими образовательную деятельность, в том числе подведомственными Министерству образования и науки Республики Алтай;
органами государственно-общественного управления образованием;
обучающимися и их родителями (законными представителями);
научными и методическими организациями;
работодателями и их объединениями;
общественными организациями (объединениями) расположенными на территории Республики Алтай;
средствами массовой информации;
иными гражданами и организациями, заинтересованными в оценке качества образования.
II. Цели и задачи РСОКО РА
7. Целями РСОКО РА являются:
совершенствование системы управления качеством образования в Республике Алтай;
обеспечение участников образовательных отношений и общества объективной и достоверной информацией о качестве образования в Республике Алтай, состоянии системы образования на региональном, муниципальном, институциональном уровнях и тенденциях её развития.
8. Задачами РСОКО РА являются:
определение перечня критериев оценки качества образования с учетом социально-экономических особенностей Республики Алтай;
осуществление оценки качества образования и образовательных достижений обучающихся по уровням общего образования, включая независимую оценку, общественную и педагогическую экспертизу;
оценка результативности педагогической и управленческой деятельности в системе образования Республики Алтай;
информационное, методическое и технологическое сопровождение процедур оценки качества образования;
обеспечение открытости и доступности проводимых по оценке качества образования в Республике Алтай процедур;
обеспечение повышения квалификации педагогических работников в Республике Алтай в области оценки качества образования.
III. Структура и функции РСОКО РА
9. РСОКО включает в себя следующие составляющие:
субъекты РСОКО и их функции;
объекты РСОКО;
процедуры оценивания;
формы и регламенты проведения оценочных процедур;
оценочные средства для каждой процедуры;
система оценивания;
ресурсы РСОКО.
10. Организационная структура РСОКО РА предусматривает три уровня: региональный, муниципальный и институциональный.
Оценка качества образования на каждом уровне включает инвариантную составляющую, закрепленную в требованиях федерального законодательства и вариативную составляющую, определяемую потребностями субъектов РСОКО РА и особенностями оценочных процедур.
Субъектами РСОКО РА являются:
1) на региональном уровне:
Министерство образования и науки Республики Алтай;
бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Республики Алтай "Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Республики Алтай" (далее - БУ ДПО РА "ИПКиППРО РА");
бюджетное учреждение Республики Алтай "Республиканский центр оценки качества образования" (далее - БУ РА "РЦОКО");
общественные объединения, расположенные на территории Республики Алтай: Общественный совет по проведению независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности; координационная группа по вопросам обеспечения функционирования системы оценки качества образования на территории Республики Алтай;
2) на муниципальном уровне:
муниципальные органы управления образованием в Республике Алтай (по согласованию);
муниципальные методические объединения и службы, расположенные на территории Республики Алтай (по согласованию);
3) на институциональном уровне:
образовательные организации, расположенные на территории Республики Алтай (по согласованию).
11. Распределение функций между субъектами РСОКО РА:
1) Министерство образования и науки Республики Алтай (далее - МОН РА):
формирует единые концептуальные подходы к оценке качества образования в Республике Алтай;
разрабатывает правовые акты, регламентирующие функционирование РСОКО РА;
обеспечивает реализацию процедур контроля и внешней оценки качества образования в Республике Алтай;
обеспечивает проведение мониторинга системы образования в Республике Алтай;
определяет состояние и тенденции развития системы образования в Республике Алтай;
контролирует работу по функционированию РСОКО РА.
2) БУ ДПО РА "ИПКиППРО РА":
участвует в научно-методическом и организационно-технологическом сопровождении РСОКО РА;
разрабатывает измерительные материалы для оценки качества образования в Республике Алтай;
осуществляет процедуру аттестации педагогических работников Республике Алтай;
проводит исследования профессиональных компетенций педагогических работников образовательных организаций, расположенных на территории Республики Алтай;
обеспечивает повышение квалификации педагогических работников образовательных организаций, расположенных на территории Республики Алтай;
проводит анализ результатов оценочных процедур в контексте профессиональных дефицитов педагогических работников;
осуществляет подготовку рекомендаций по повышению качества образования, эффективности работы образовательных организаций.
3) БУ РА "РЦОКО":
обеспечивает научно-методическое и организационно-технологическое сопровождение РСОКО РА;
осуществляет разработку, формирование и апробацию измерительных материалов для оценки качества образования в Республике Алтай;
осуществляет информационное обеспечение функционирования РСОКО РА;
осуществляет организацию сбора, хранения, обработки, анализа и интерпретации информации о качестве образования в Республике Алтай;
готовит аналитические сведения о состоянии и динамике качества образования в Республике Алтай;
обеспечивает повышение квалификации педагогических работников образовательных организаций, расположенных на территории Республики Алтай, по вопросам управления и оценки качества образования.
4) Общественные объединения, расположенные на территории Республики Алтай: Общественный совет по проведению независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности; координационная группа по вопросам обеспечения функционирования системы оценки качества образования на территории Республики Алтай:
участвуют в обсуждении вопросов оценки качества образования системы образования Республики Алтай;
осуществляют общественный контроль качества образования и деятельности образовательных организаций;
готовят предложения по совершенствованию системы оценки качества образования на территории Республики Алтай.
5) Муниципальные органы управления образованием в Республике Алтай на территории соответствующего муниципального образования в Республике Алтай (по согласованию):
осуществляют мониторинг системы образования;
обеспечивают сбор, обработку и передачу информации о муниципальной системе образования на региональный уровень;
обеспечивают открытость и доступность информации о системе образования;
обеспечивают проведение оценочных процедур федерального, регионального и муниципального уровней;
создают условия для организации проведения независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность;
осуществляют анализ состояния муниципальной системы образования с учетом результатов независимой оценки качества образования для принятия управленческих решений по ее развитию.
6) Муниципальные методические объединения и службы, расположенные на территории Республики Алтай;
осуществляют информационно-методическое сопровождение РСОКО на основе анализа результатов независимой оценки качества образования;
7) Образовательные организации, расположенные на территории Республики Алтай в пределах имеющихся полномочий (по согласованию):
обеспечивают функционирование и развитие ВСОКО;
осуществляют индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ, текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся и предоставление данных по запросу;
обеспечивают информационную открытость проведения процедур оценки качества образования;
создают условия для проведения в образовательной организации процедур внешней (независимой) оценки качества образования;
проводят анализ результатов оценки качества образования;
обеспечивают использование результатов оценочных процедур для совершенствования образовательного процесса, принятия управленческих решений;
осуществляют самообследование деятельности образовательной организации;
разрабатывают программу развития образовательной организации на основе результатов ВСОКО;
осуществляют анализ состояния системы образования образовательной организации с использованием результатов независимой оценки качества образования для принятия управленческих решений по ее развитию.
IV. Принципы функционирования РСОКО РА
12. Основными принципами функционирования РСОКО РА являются:
объективность оценки качества образования в Республике Алтай;
учет этнокультурных особенностей в Республике Алтай;
открытость и прозрачность процедур оценки качества образования в Республике Алтай;
открытость и доступность информации о состоянии и качестве образования в Республике Алтай;
гласность при обсуждении процедур, технологий и результатов оценки качества образования в Республике Алтай.
V. Организация оценки качества образования в системе образования Республики Алтай
13. Объектами РСОКО РА являются:
основные образовательные программы, реализуемые образовательными организациями, расположенными на территории Республики Алтай (далее - основные образовательные программы);
условия реализации основных образовательных программ;
результаты освоения обучающимися основных образовательных программ;
деятельность педагогических работников образовательных организаций, расположенных на территории Республики Алтай.
14. При проведении процедур РСОКО РА оценивается:
качество образовательных программ;
качество условий осуществления образовательного процесса;
качество освоения образовательных программ обучающимися;
качество работы педагогических работников образовательных организаций, расположенных на территории Республики Алтай.
Оценочная деятельность осуществляется в отношении основных элементов качества образования:
условий, процессов и результатов.
15. РСОКО РА включает в себя проведение следующих процедур контроля и оценки качества образования:
лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам и уровням образования, по профессиям, специальностям, по подвидам дополнительного образования;
государственная аккредитация образовательной деятельности проводится по основным образовательным программам, реализуемым в соответствии с ФГОС, за исключением образовательных программ дошкольного образования, с целью подтверждения соответствия ФГОС образовательной деятельности по основным образовательным программам и подготовки обучающихся в образовательных организациях;
государственный контроль (надзор) в сфере образования включает в себя:
федеральный государственный контроль качества образования, обеспечивающий оценку соответствия образовательной деятельности и подготовки обучающихся в образовательной организации по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, требованиям ФГОС посредством организации и проведения проверок качества образования и принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и устранению выявленных нарушений требований ФГОС;
федеральный государственный надзор в сфере образования, направленный на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, и образовательными организациями требований законодательства об образовании посредством организации и проведения проверок, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений таких требований;
государственная итоговая аттестация обучающихся как форма оценки степени и уровня освоения обучающимися образовательной программы проводится в целях определения соответствия результатов освоения обучающимися основных образовательных программ соответствующим требованиям ФГОС;
независимая оценка качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность, проводится в целях предоставления участникам отношений в сфере образования информации об уровне организации работы по реализации образовательных программ на основе общедоступной информации;
международные сопоставительные исследования качества образования обеспечивают оценку качества математического и естественнонаучного образования TIMSS, чтения и понимания текста PIRLS, образовательных достижений учащихся PISA и др.;
исследования уровня удовлетворенности населения качеством предоставляемого образования осуществляются с целью выявления основных причин неудовлетворенности населения качеством образования и планирования мероприятий по улучшению показателей удовлетворенности;
аттестация педагогических работников проводится в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности и по желанию педагогических работников в целях установления квалификационной категории;
исследование профессиональных компетенций педагогических работников общеобразовательных организаций проводится с целью содействия повышению качества подготовки педагогов путем создания научно-обоснованной системы комплексной оценки компетенций учителей;
оценка результатов освоения образовательной программы на региональном уровне и уровне образовательной организации проводится с целью получения достоверной информации об индивидуальных учебных достижениях обучающихся, в том числе предметных и метапредметных результатах освоения образовательных программ в ходе проведения внутренней и внешней (независимой) оценки качества образования в образовательной организации;
мониторинг системы образования на региональном уровне проводится с целью анализа состояния и перспектив развития системы образования Республики Алтай и включает систематическое стандартизированное наблюдение за состоянием образования Республики Алтай и динамикой изменений его результатов, условиями осуществления образовательной деятельности, контингентом обучающихся, учебными и внеучебными достижениями обучающихся, состоянием сети образовательных организаций;
самообследование проводится с целью оценки образовательной деятельности, системы управления образовательной организации, содержания и качества подготовки обучающихся, организации учебного процесса, востребованности выпускников, качества кадрового, учебно-методического, библиотечно-информационного обеспечения, материально-технической базы, функционирования внутренней системы оценки качества образования, а также анализа показателей деятельности образовательной организации;
оценка эффективности деятельности руководителей образовательных организаций проводится на основе показателей и проводится с целью стимулирования качества и результативности профессиональной деятельности руководителей образовательных организаций, повышения качества и эффективности деятельности самой организации по предоставлению государственных услуг в образовательной сфере;
оценка вклада образовательных организаций в качество образования региона предполагает интегральную характеристику деятельности организации с целью повышения её эффективности и результативности, повышения качества образования как ресурса развития образовательной системы Республики Алтай.
16. Оценка качества образования в Республике Алтай осуществляется на основе системы критериев и показателей, характеризующих основные аспекты качества образования в Республике Алтай. Конкретный набор системы критериев и показателей определяется приоритетами региональной образовательной политики, запросами заказчиков и потребителей образовательных услуг в Республике Алтай.
Перечень критериев и показателей качества образования, их количественные и качественные характеристики устанавливаются нормативными актами, регламентирующими процедуры контроля и оценки качества образования.
VI. Обеспечение функционирования РСОКО РА
17. РСОКО РА является динамично развивающейся системой, которая предполагает поэтапное введение комплексной оценки условий и результатов деятельности образовательных организаций различных типов.
18. Субъектами РСОКО РА обеспечивается разработка, в том числе методических, организационных материалов по системе оценки качества образования определенного уровня (направленности), перечня показателей качества образования.
19. Ресурсная составляющая РСОКО включает нормативно-правовое, кадровое, научно-методическое, материально-техническое, финансовое и информационное обеспечение.
20. Нормативно-правовое обеспечение РСОКО РА представляет собой единый для Республики Алтай комплекс нормативных документов, регламентирующих нормы и правила функционирования РСОКО РА и обеспечивающих взаимосвязь между всеми ее элементами.
21. Нормативно-правовая база устанавливает разграничение полномочий между региональным, муниципальным уровнями и институциональным уровнями в вопросах оценки качества образования; статус и полномочия организаций, осуществляющих оценку качества образования; порядок оценки качества образования (процедуру и технологию); порядок сбора, обработки, систематизации, хранения и публикации данных о качестве образования; порядок разработки, апробации и экспертизы измерительных материалов; порядок информирования потребителей образовательных услуг о состоянии качества образования разных уровней.
22. Кадровое обеспечение РСОКО РА и повышение квалификации специалистов по оценке качества образования вправе осуществлять образовательные организации, расположенные на территории Республики Алтай реализующие программы дополнительного профессионального образования.
23. Научно-методическое обеспечение функционирования РСОКО РА осуществляется на систематической основе через проведение специалистами в сфере оценки качества образования консультаций, семинаров-совещаний, научно-практических конференций, курсов повышения квалификации в области оценки качества образования;
разработку методических материалов для организованного проведения процедур оценки качества образования в Республике Алтай, издание аналитических материалов по результатам оценки.
24. Материально-техническое обеспечение заключается в создании необходимых технических условий для проведения процедур РСОКО РА на всех уровнях.
25. Информационное сопровождение РСОКО РА осуществляется в целях информирования юридических и физических лиц о ходе и результатах проведения оценочных процедур, качестве образования в Республике Алтай, и обеспечивается посредством публикаций, аналитических докладов о состоянии качества образования в Республике Алтай, путем размещения информации в средствах массовой информации, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальных сайтах субъектов РСОКО РА.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Для комплексной оценки условий и результатов деятельности образовательных организаций, результативности педагогической и управленческой деятельности, повышения квалификации педагогических работников утверждена процедура региональной системы оценки качества образования. Организационная структура предусматривает три уровня: региональный, муниципальный и институциональный. Основными принципами функционирования РСОКО РА являются объективность оценки качества образования, учет этнокультурных особенностей, открытость и прозрачность процедур оценки, открытость и доступность информации о состоянии и качестве образования, гласность при обсуждении процедур, технологий и результатов оценки. Перечень критериев и показателей качества образования, их количественные и качественные характеристики устанавливаются нормативными актами.
Приказ Министерства образования и науки Республики Алтай от 28 апреля 2020 г. N 389 "Об утверждении Положения о региональной системе оценки качества образования Республики Алтай"
Вступает в силу с 29 апреля 2020 г.
Текст приказа опубликован на официальном портале Республики Алтай (www.altai-republic.ru) 29 апреля 2020 г.
Приказом Министерства образования и науки Республики Алтай от 4 октября 2024 г. N П-06-01/0036 настоящий документ признан утратившим силу с 7 октября 2024 г.
Приказом Министерства образования и науки Республики Алтай от 7 марта 2024 г. N 176 настоящий документ признан утратившим силу с 7 марта 2024 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Министерства образования и науки Республики Алтай от 20 июня 2022 г. N 710
Изменения вступают в силу с 20 июня 2022 г.
Приказ Министерства образования и науки Республики Алтай от 10 июня 2021 г. N 660
Изменения вступают в силу с 10 июня 2021 г.