Распоряжение Администрации Смоленской области от 30 апреля 2020 г. N 760-р/адм
"Об утверждении Концепции совершенствования системы профессиональной ориентации в Смоленской области до 2024 года"
В целях развития и совершенствования системы профессиональной ориентации Смоленской области:
1. Утвердить прилагаемые:
- Концепцию совершенствования системы профессиональной ориентации в Смоленской области до 2024 года;
- план мероприятий по реализации Концепции совершенствования системы профессиональной ориентации в Смоленской области до 2024 года (далее также - план).
2. Ответственным исполнителям обеспечить реализацию мероприятий плана в установленные сроки.
3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Губернатора Смоленской области В.М. Хомутову.
Губернатор |
А.В. Островский |
Утверждена
распоряжением Администрации
Смоленской области
от 30.04.2020 N 760-р/адм
Концепция
совершенствования системы профессиональной ориентации в Смоленской области до 2024 года
1. Общие положения
Концепция совершенствования системы профессиональной ориентации в Смоленской области до 2024 года (далее - Концепция) разработана в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации", Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 N 996-р об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 27.09.96 N 1 "Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации", постановлением Администрации Смоленской области от 29.12.2018 N 981 "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Смоленской области до 2030 года".
Концепция разработана в целях систематизации мер, направленных на развитие и совершенствование системы профессиональной ориентации в Смоленской области, способной влиять на формирование и использование трудовых ресурсов региона.
В Концепции определяются цель и задачи совершенствования системы профессиональной ориентации, в том числе координации деятельности социальных партнеров на рынке труда Смоленской области по созданию системы профессиональной ориентации, включающей развитие у оптантов мотивации к познанию трудовой деятельности, выбору сферы деятельности, наиболее соответствующей личностным качествам и потребностям рынка труда.
Для целей настоящей Концепции термин "оптант" означает человека, выбирающего профессию, карьеру и являющегося потенциальным субъектом труда.
Область применения настоящей Концепции ограничена рамками целевого контингента - оптанты на всех ступенях образования, начиная от дошкольного и заканчивая дополнительным профессиональным образованием.
2. Общая характеристика ситуации в сфере профессиональной ориентации
Процессы в сфере занятости населения, такие как выбор профессии поколением, вступающим в трудоспособный возраст, и подготовка кадров, относятся к числу важнейших социально-экономических задач, от которых зависит стабильность и эффективность функционирования рынка труда и развитие экономики.
Основным условием формирования оптимального рынка труда является создание сбалансированных потоков спроса и предложения рабочей силы. В настоящее время профессионально-квалификационный уровень граждан, предлагающих свою рабочую силу, не в полной мере удовлетворяет высоким требованиям современного рынка труда.
Кадровые проблемы возникают как в отношении высокотехнологичных рабочих мест, требующих привлечения высококвалифицированных специалистов, так и в отношении рабочих профессий, которые по содержанию и условиям труда непривлекательны для молодежи.
Согласно Стратегии социально-экономического развития Смоленской области до 2030 года ключевые точки развития региона связаны с развитием основных отраслей экономики: промышленных, производственных и сельскохозяйственных, для которых будущие перспективы развития в значительной степени обусловлены технологическим уровнем предприятий и ключевых видов инфраструктур: транспортно-логистической, коммунальной и социальной.
В Смоленской области высока потребность в сварщиках, станочниках, технологах машиностроения, мастерах по ремонту и обслуживанию инженерных систем жилищно-коммунального хозяйства, поварах и техниках-механиках сельского хозяйства, востребованы также швеи, мастера по ремонту и обслуживанию автомобилей, машинисты локомотива, фельдшеры, медицинские сестры, воспитатели дошкольных образовательных организаций.
Кроме того, региональная экономика испытывает необходимость в инженерно-технических работниках высшего уровня квалификации для отраслей строительства и промышленности, менеджерах со знанием передовых технологий и иностранных языков. В учреждениях здравоохранения Смоленской области отмечается недостаток врачей различных специализаций.
Информатизация и цифровизация производства, увеличение доли населения, занятого в сфере услуг, возрастание роли общих компетенций при сохранении значимости профессиональных компетенций, а также стремительное повышение динамики развития технологий и техники требуют высокой профессиональной и межпрофессиональной мобильности. Поэтому для региона необходимо к 2030 году обеспечить высокое качество образования, удовлетворяющее потребностям "новой" экономики, формирующее у детей, юношества и молодежи интерес к высоким технологиям и инновациям.
В 2019 году 33 профессиональные образовательные организации Смоленской области и 18 образовательных организаций высшего образования выпустили на рынок труда свыше 9 тысяч специалистов всех уровней образования, из них со средним профессиональным образованием - более 4 000, с высшим профессиональным образованием - около 5 000.
При этом общая численность выпускников профессиональных образовательных организаций по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих за последние 10 лет сократилась более чем в 2 раза, что не удовлетворяет растущую потребность экономики Смоленской области в рабочих кадрах. Кроме того, несоответствие отраслевого профиля подготовки кадров на уровне высшего образования квалификационным требованиям работодателей приводит к тому, что часть занятых в экономике выпускников с высоким уровнем образования выполняет работу, для которой достаточна и более низкая квалификация.
В этой связи все более актуальной становится проблема профориентации, направленной на формирование устойчивой потребности к осуществлению осознанного выбора профессии с учетом запросов региональной экономики.
По данным опросов, проводимых в общеобразовательных организациях Смоленской области, более 78% обучающихся выпускных классов не имеют сформированных планов профессионального самоопределения, не делают осознанного выбора профессии, имеют ограниченное представление о содержании профессий, их востребованности на рынке труда, условиях работы в организациях, возможностях трудоустройства.
Обучающиеся при выборе профессии, специальности ориентируются в основном на специальности гуманитарной направленности, что не соответствует потребностям экономики региона и работодателей. Сферы промышленности и сельского хозяйства являются для молодого поколения наименее предпочтительными.
Таким образом, в настоящее время возрастает необходимость совершенствования системы профессиональной ориентации в регионе с целью формирования у оптантов мотивации к труду и потребности приобретения востребованной на рынке труда профессии, специальности.
3. Цель, задачи и принципы совершенствования системы профессиональной ориентации
Совершенствование системы профессиональной ориентации оптантов осуществляется на двух уровнях: макроуровне и микроуровне.
Целью деятельности системы профессиональной ориентации на макроуровне является системная работа социальных институтов с различными группами населения на территории Смоленской области, а также обеспечение современного качества трудовых ресурсов Смоленской области.
Микроуровень предполагает формирование у оптантов (в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья) устойчивой способности к самостоятельному, ответственному и осознанному профессионально-образовательному выбору, к непрерывному профессиональному развитию и построению карьеры в условиях динамично развивающегося рынка труда региона.
Основными задачами совершенствования и развития системы профессиональной ориентации являются:
- совершенствование межведомственного и сетевого взаимодействия в сфере профессиональной ориентации;
- создание возможности сформировать у оптантов жизненную позицию, построенную на собственных психофизиологических особенностях и возможностях;
- формирование навыков самостоятельного выстраивания траектории профессионального самоопределения и саморазвития с учетом анализа информации о профессиях и рынке труда;
- совершенствование информационного обеспечения кадровой политики Смоленской области;
- привлечение работников с опытом карьеры в различных видах экономической деятельности для передачи оптантам знаний;
- привлечение родителей и работодателей к участию в профориентационных мероприятиях.
Реализация Концепции основывается на следующих принципах:
- принцип единства, предполагающий согласованность различных подходов, направлений и методов работы в территориальной и локальной системе сопровождения профессиональной ориентации, а также действий всех вовлеченных субъектов, взаимно дополняющих друг друга;
- принцип целостности, требующий рассмотрения профессионального самоопределения у оптантов в контексте их жизненного и личностного самоопределения;
- принцип системности, предполагающий приобщение к профориентационной работе с оптантами специалистов различного профиля;
- принцип открытости и социального партнерства, требующий активного включения в деятельность систем сопровождения профессионального самоопределения всех заинтересованных субъектов (оптантов, родителей, образовательных организаций всех типов и уровней, работодателей, представителей общественных организаций, средств массовой информации, органов муниципального самоуправления), организации их диалога и взаимодействия на муниципальном и региональном уровнях;
- принцип непрерывности и последовательности, предполагающий учет постепенного и продолжительного характера формирования субъекта профессиональной ориентации, развития его профессионально значимых компетенций, что требует преемственности в подходах и методах работы на всех ступенях обучения с особым вниманием к "точкам институционального перехода".
Субъектами совершенствования и развития системы профессиональной ориентации являются органы исполнительной власти Смоленской области, органы местного самоуправления, образовательные организации, работодатели.
Объектами совершенствования и развития системы профессиональной ориентации являются представители всех категорий населения.
Основными формами профессиональной ориентации оптантов являются:
- профессиональная консультация - оказание помощи оптантам в профессиональном самоопределении с целью принятия осознанного решения о выборе профессионального пути с учетом психологических особенностей и возможностей личности, а также потребностей общества;
- профессиональный подбор - предоставление рекомендаций оптантам о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих их психологическим, психофизиологическим, физиологическим особенностям, на основе результатов психологической, психофизиологической и медицинской диагностики;
- профессиональная информация - ознакомление оптантов с современными видами производства, состоянием рынка труда, потребностями хозяйственного комплекса в квалифицированных кадрах, содержанием и перспективами развития рынка профессий, формами и условиями их освоения, требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, возможностями профессионально-квалификационного роста и самосовершенствования в процессе трудовой деятельности;
- профессиональная, производственная и социальная адаптация - система мер, способствующих профессиональному становлению оптантов, формированию у них соответствующих социальных и профессиональных качеств, установок и потребностей к активному творческому труду, достижению высшего уровня профессионализма;
- профессиональное развитие - формирование навыков, необходимых для достижения профессионального и личного успеха;
- онлайн-площадки, используемые для коммуникации, выбора профессии и работы над проектными задачами.
Основными видами профессиональной ориентации являются:
- профинформирование - ознакомление с миром профессий, особенностями той или иной профессии, требованиями, которые профессия предъявляет к человеку (способности, навыки, состояние здоровья и пр.); ознакомление с возможностями получения конкретных специальностей в образовательных организациях; знакомство со спецификой современного рынка труда, с правилами поведения на нем (поиск работы и трудоустройство, самопрезентация и т.д.) и востребованностью тех или иных профессий. Такая работа проводится в виде индивидуальных и групповых консультаций, профориентационных игр и тренингов, мастер-классов, квестов;
- профориентационное тестирование - диагностика склонностей и способностей оптанта с помощью специальных тестовых методик, в том числе и компьютерных, ценностно-смысловых опросников, бланковых игр;
- консультирование - проводится по разным вопросам, связанным с профориентацией (может быть индивидуальным и групповым): расшифровка результатов диагностических методик и рекомендации относительно выбора профессии, информирование о состоянии рынка труда, о возможностях обучения той или иной профессии и пр.;
- психологическая поддержка - вид профориентационной работы, целью которой является помощь оптантам, испытывающим затруднения в ситуации профессионального выбора (выбор места работы или учебы, принятие решения о смене профессии и т.д.), диагностика и корректировка эмоционального состояния;
- профотбор (профпроба) - определение профпригодности оптанта к какой-то профессии, специальности; выбор наиболее подходящих специалистов на конкретную должность;
- флешмобы, профориентационные акции - привлечение внимания оптантов к профессиям, востребованным на региональном рынке труда;
- профориентационные школы - профориентационный комплекс мероприятий, направленных на формирование первичных профессиональных навыков.
4. Организационно-управленческая структура системы профессиональной ориентации
К числу институциональных субъектов, непосредственно включенных в систему профессиональной ориентации различных категорий граждан на территории Смоленской области, относятся:
1) Департамент Смоленской области по образованию и науке, который:
- разрабатывает предложения по формированию региональной концепции и стратегическим направлениям деятельности в части сопровождения профессиональной ориентации;
- создает условия для эффективного функционирования комплексной региональной системы профессиональной ориентации;
- осуществляет координацию профориентационной работы в подведомственных организациях;
- организует взаимодействие с участниками образовательно-производственных кластеров по вопросам профессиональной ориентации различных категорий граждан;
- реализует федеральные проекты по профессиональной ориентации на территории Смоленской области ("Билет в будущее", "ПроеКТОриЯ" и др.);
2) Департамент государственной службы занятости населения Смоленской области, который:
- организует профессиональную ориентацию граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования;
- разрабатывает предложения по формированию региональной кадровой политики в части профессиональной ориентации различных категорий граждан;
- создает условия для эффективного функционирования комплексной региональной системы профессиональной ориентации;
- участвует в организации региональных мероприятий по профессиональной ориентации различных категорий граждан;
- информирует о положении на рынке труда в Смоленской области;
3) Департамент промышленности и торговли Смоленской области, который:
- информирует о деятельности производственных и иных объектов (промышленных парков, бизнес-инкубаторов) и востребованности в рабочих кадрах и специалистах;
- обеспечивает работу механизма вовлечения работодателей и их ресурсов в деятельность по сопровождению профессиональной ориентации различных категорий граждан (Всероссийская профориентационная акция "Неделя без турникетов", "Открытые двери", стажировки на предприятиях и т.д.);
4) Департамент инвестиционного развития Смоленской области, который:
- информирует оптантов о текущей ситуации в инвестиционной сфере, складывающихся тенденциях и перспективах ее развития;
- оказывает методическую, информационную и организационную поддержку при проведении профориентационных мероприятий;
- оказывает помощь в подготовке и проведении межрегиональных выставок-ярмарок, научно-практических конференций, семинаров, конкурсов в рамках профессиональной ориентации;
5) органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Смоленской области, которые:
- участвуют в формировании и развитии системы профессиональной ориентации на территории муниципальных образований;
- участвуют в организации мероприятий по профессиональной ориентации граждан;
6) объединения работодателей, которые:
- участвуют в формировании экономического прогноза потребности в квалифицированных кадрах и специалистах с учетом перспектив развития экономики;
- участвуют в профориентационных мероприятиях;
- содействуют созданию материально-технической базы для образовательных организаций в целях прохождения производственной практики, стажировки на предприятиях;
7) образовательно-производственные кластеры, которые:
- участвуют в организации деловых программ конкурсов профессионального мастерства в части профориентационной деятельности;
- создают условия для проведения "профессиональных проб" на реальном производственном оборудовании;
- участвуют в организации производственной практики, стажировки на предприятиях;
- принимают участие в проведении практико-ориентированных занятий в рамках уроков "Технология";
8) смоленские областные государственные казенные учреждения службы занятости населения (центры занятости населения), которые:
- информируют граждан о профессиях, наиболее подходящих их интересам, индивидуальным психологическим особенностям;
- оказывают услуги по профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования;
- участвуют в проведении профориентационных мероприятий, направленных на ознакомление с ситуацией на рынке труда и выбор востребованных профессий и др.;
- организуют ярмарки вакансий и учебных рабочих мест с проведением экспресс-тестирования профессиональных склонностей и предпочтений различных категорий граждан;
9) государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Смоленский областной институт развития образования", которое:
- разрабатывает дополнительные профессиональные программы повышения квалификации специалистов образовательных организаций, ответственных за организацию профессиональной ориентации обучающихся;
- организует повышение квалификации специалистов образовательных организаций, ответственных за организацию профессиональной ориентации обучающихся;
- разрабатывает методические рекомендации по осуществлению профориентационной работы для всех категорий обучающихся образовательных организаций разного типа;
- участвует в региональных мероприятиях в сфере профессиональной ориентации;
- оказывает консультационную поддержку профессиональным образовательным организациям и учреждениям дополнительного образования;
- обобщает и транслирует лучшие практики в сфере профессиональной ориентации;
10) Региональный сетевой ресурсный центр профессиональной ориентации и жизненной навигации, который:
- формирует профориентационную среду, обеспечивающую сопровождение профессионального самоопределения различных категорий граждан;
- внедряет эффективные методики профориентации для различных категорий граждан;
- обеспечивает психолого-педагогическое и организационно-методическое сопровождение различных категорий граждан по вопросам профессиональной ориентации;
- организует проведение региональных мероприятий, направленных на формирование у различных категорий граждан понимания жизненной и профессиональной перспективы;
- проводит мониторинг профориентационной деятельности профессиональных образовательных организаций и учреждений дополнительного образования;
11) центр цифрового образования детей "IT-куб", который:
- развивает интерес в сфере IT-инноваций через реализацию новых образовательных программ технической направленности;
- реализует профориентационные проекты совместно с партнерами из числа предприятий и IT-компаний;
- модернизирует содержание образовательных программ по техническому творчеству в контексте профессиональной ориентации;
- организует и реализует мероприятия, направленные на просвещение обучающихся в области IT-технологий;
- содействует решению проблемы обеспечения высокотехнологичных и других отраслей экономики региона квалифицированными кадрами;
12) детский технопарк "Кванториум", который:
- содействует ускоренному техническому развитию и реализации научно-технического потенциала молодежи;
- обеспечивает внедрение эффективной модели в сфере профессиональной ориентации молодежи;
- создает систему научно-технического просвещения через привлечение обучающихся к изучению и практическому применению наукоемких технологий;
- обеспечивает системное выявление и дальнейшее сопровождение одаренных обучающихся в области инженерных наук;
13) центр выявления и поддержки одаренных детей, который:
- обеспечивает создание благоприятных условий для совершенствования системы выявления и поддержки одаренных обучающихся;
- оказывает методическую поддержку одаренным детям и их родителям в области профессионального становления;
- организует и проводит мероприятия профориентационной направленности;
14) центр опережающей профессиональной подготовки, который:
- формирует систему непрерывного опережающего профессионального обучения всех категорий граждан и приобретение ими новых профессиональных компетенций;
- организует профессиональное обучение в рамках профориентационной программы с целью приобретения оптантами первой профессии;
15) региональный модельный центр дополнительного образования детей Смоленской области, который:
- формирует и распространяет модели сетевого взаимодействия при реализации дополнительных общеобразовательных программ, в том числе профориентационной направленности;
- выявляет, формирует и распространяет лучшие практики реализации современных, вариативных и востребованных дополнительных общеобразовательных программ различных направленностей, в том числе профориентационной;
16) образовательные организации, которые:
- обеспечивают профориентационную направленность в освоении образовательных программ и организации образовательного процесса;
- проводят комплексную профориентационную работу в соответствии с утвержденными планами;
- формируют у обучающихся осознанный подход к выбору профессии в соответствии с интересами, состоянием здоровья, особенностями личности, а также с учетом потребности региона в кадрах;
- привлекают обучающихся во внеучебное время к техническому и художественному творчеству, повышают его роль в выборе профессии;
- организуют профессиональное консультирование обучающихся, формируют профессиональные намерения на основе комплексного изучения личности с учетом их индивидуальных психофизиологических особенностей, состояния здоровья, а также потребности региона в кадрах;
- организуют дифференцированное обучение обучающихся для более полного раскрытия их индивидуальных интересов и способностей;
- обеспечивают органическое единство психолого-педагогической и профориентационной консультации;
- используют возможности психологических служб, созданных в образовательных организациях, для проведения профориентационной работы.
Отраслевые органы исполнительной власти Смоленской области, органы местного самоуправления, работодатели и заинтересованные организации в пределах своей компетенции оказывают всестороннее и комплексное содействие образовательным организациям и центрам занятости населения в проведении профориентационной работы, распространении информации о выборе профессии и проведении массовых мероприятий по профессиональной ориентации.
5. Направления реализации Концепции
Основными направлениями реализации Концепции являются:
1. Совершенствование нормативно-правового регулирования системы профессиональной ориентации.
2. Организационное и методическое обеспечение системы профессиональной ориентации.
3. Кадровое обеспечение системы профессиональной ориентации.
4. Формирование информационного пространства профессиональной ориентации.
5. Популяризация в средствах массовой информации системы профессиональной ориентации.
6. Результаты реализации Концепции
В процессе реализации Концепции ожидаются следующие результаты:
- разработка и утверждение нормативно-правовых актов, обеспечивающих условия для подготовки различных категорий населения к самостоятельному и ответственному профессиональному выбору;
- разработка и реализация образовательных программ в области профессионального самоопределения всех категорий населения на разных ступенях образования, в том числе и сетевых;
- создание методического комплекса по сопровождению региональной системы профессионального самоопределения;
- разработка и реализация программ по повышению квалификации специалистов, занимающихся сопровождением профессионального самоопределения различных категорий населения;
- усовершенствование и функционирование региональной системы профессиональной ориентации;
- повышение профориентационной культуры населения;
- формирование и развитие механизмов государственно-частного партнерства, обеспечивающих вовлечение в работу системы профессиональной ориентации работодателей;
- увеличение числа обучающихся профессиональных образовательных организаций по профессиям (специальностям), перспективным и востребованным на рынке труда Смоленской области;
- повышение уровня трудоустройства по полученной профессии (специальности) выпускников образовательных организаций в первый год выпуска в общем числе трудоустроенных выпускников.
Конечной целью реализации Концепции является изменение мотивационных устремлений оптантов при выборе профессии, специальности для профессионального обучения и их соответствие потребностям экономики Смоленской области.
Утвержден
распоряжением Администрации
Смоленской области
от 30.04.2020 N 760-р/адм
План мероприятий
по реализации Концепции совершенствования системы профессиональной ориентации в Смоленской области до 2024 года
N |
Наименование мероприятия |
Ответственный исполнитель |
Срок исполнения |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. Совершенствование нормативно-правового регулирования системы профессиональной ориентации | |||
1.1. |
Разработка и утверждение модели межотраслевого сетевого взаимодействия по профориентационной работе |
Департамент Смоленской области по образованию и науке |
2021 год (II квартал) |
1.2. |
Приведение образовательных программ общего, дополнительного и среднего профессионального образования в соответствие с требованиями нормативных правовых документов федерального и регионального уровней, обеспечивающих профессиональную ориентацию, профессиональное самоопределение и общественно полезную деятельность обучающихся, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью |
Департамент Смоленской области по образованию и науке, органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования (по согласованию), образовательные организации, подведомственные Департаменту Смоленской области по образованию и науке |
2020 - 2024 годы (II квартал) |
2. Организационное и методическое обеспечение системы профессиональной ориентации | |||
2.1. |
Координация деятельности общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций, организаций дополнительного образования по вопросам профессиональной ориентации, профессионального самоопределения и общественно полезной деятельности обучающихся, в том числе для лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья |
Департамент Смоленской области по образованию и науке, органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования (по согласованию) |
2020 - 2024 годы (постоянно) |
2.2. |
Разработка методических рекомендаций по организации деятельности образовательных организаций Смоленской области по вопросам профессиональной ориентации, профессионального самоопределения и трудоустройства обучающихся, включая лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья |
Департамент Смоленской области по образованию и науке, Департамент государственной службы занятости населения Смоленской области, государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования "Смоленский областной институт развития образования" (далее - ГАУ ДПО СОИРО), Региональный сетевой ресурсный центр профессиональной ориентации и жизненной навигации, Региональный координационный центр движения "Молодые профессионалы" (World Skills Russia) Смоленской области, областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение "Смоленский педагогический колледж" |
2020 год (август) |
2.3. |
Разработка методических рекомендаций по организации профессиональных проб, моделирующих элементы конкретного вида профессиональной деятельности и способствующих сознательному, обоснованному выбору профессии |
Департамент Смоленской области по образованию и науке, Региональный сетевой ресурсный центр профессиональной ориентации и жизненной навигации |
2020 год (август) |
2.4. |
Проведение индивидуальных и групповых профориентационных мероприятий на базе Регионального сетевого ресурсного центра профессиональной ориентации и жизненной навигации, дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования, профессиональных образовательных организаций |
Департамент Смоленской области по образованию и науке, Департамент государственной службы занятости населения Смоленской области, Департамент промышленности и торговли Смоленской области, Региональный сетевой ресурсный центр профессиональной ориентации и жизненной навигации, органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования (по согласованию), образовательные организации, подведомственные Департаменту Смоленской области по образованию и науке, центры занятости населения, работодатели (по согласованию) |
2020 - 2024 годы (в соответствии с планами работы) |
2.5. |
Организация и проведение профориентационного тестирования обучающихся общеобразовательных организаций, в том числе в рамках реализации проекта по ранней профессиональной ориентации "Билет в будущее" |
органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования (по согласованию), Региональный сетевой ресурсный центр профессиональной ориентации и жизненной навигации |
2020 - 2024 годы (в соответствии с планами работы) |
2.6. |
Организация и проведение профориентационных мероприятий и профессиональных проб в рамках регионального чемпионата "Молодые профессионалы" (WorldSkills Russia) Смоленской области |
Департамент Смоленской области по образованию и науке, Департамент государственной службы занятости населения Смоленской области, ГАУ ДПО СОИРО, Региональный сетевой ресурсный центр профессиональной ориентации и жизненной навигации, Региональный координационный центр движения "Молодые профессионалы" (World Skills Russia) Смоленской области, профессиональные образовательные организации, подведомственные Департаменту Смоленской области по образованию и науке, образовательно-производственные кластеры (по согласованию) |
2020 - 2024 годы (ежегодно) |
2.7. |
Организация и проведение профориентационных мероприятий и профессиональных проб в рамках регионального чемпионата "Абилимпикс Смоленской области" |
Департамент Смоленской области по образованию и науке, Департамент государственной службы занятости населения Смоленской области, ГАУ ДПО СОИРО, Региональный сетевой ресурсный центр профессиональной ориентации и жизненной навигации, Центр развития движения Абилимпикс, профессиональные образовательные организации, подведомственные Департаменту Смоленской области по образованию и науке, образовательно-производственные кластеры (по согласованию) |
2020 - 2024 годы (ежегодно) |
2.8. |
Организация и проведение Единого дня открытых дверей "Марафон профессиональных образовательных организаций" |
Департамент Смоленской области по образованию и науке, Департамент промышленности и торговли Смоленской области, органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования (по согласованию), Региональный сетевой ресурсный центр профессиональной ориентации и жизненной навигации, профессиональные образовательные организации, подведомственные Департаменту Смоленской области по образованию и науке, образовательно-производственные кластеры (по согласованию) |
2020 - 2024 годы (ежегодно) |
2.9. |
Организация и проведение регионального конкурса профессиональных достижений выпускников профессиональных образовательных организаций "Профессионал будущего" |
Департамент Смоленской области по образованию и науке, Департамент промышленности и торговли Смоленской области, ГАУ ДПО СОИРО, Региональный сетевой ресурсный центр профессиональной ориентации и жизненной навигации, профессиональные образовательные организации, подведомственные Департаменту Смоленской области по образованию и науке |
2020 - 2024 годы (ежегодно) |
2.10. |
Организация и проведение предметных олимпиад для школьников |
Департамент Смоленской области по образованию и науке, органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования (по согласованию) |
2020 - 2024 годы (ежегодно) |
2.11. |
Организация и проведение профильной смены "Летняя профориентационная школа "Архитектура таланта" |
Департамент Смоленской области по образованию и науке, органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования (по согласованию), ГАУ ДПО СОИРО, Региональный сетевой ресурсный центр профессиональной ориентации и жизненной навигации, Региональный координационный центр движения "Молодые профессионалы" (World Skills Russia) Смоленской области |
2020 - 2024 годы (ежегодно) |
2.12. |
Организация и проведение ярмарок вакансий учебных и рабочих мест |
органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования (по согласованию), центры занятости населения (по согласованию), образовательные организации, подведомственные Департаменту Смоленской области по образованию и науке |
2020 - 2024 годы (ежегодно) |
2.13. |
Организация проведения Всероссийской профориентационной акции "Неделя без турникетов" на предприятиях Смоленской области |
Департамент промышленности и торговли Смоленской области, Департамент Смоленской области по образованию и науке, Региональный сетевой ресурсный центр профессиональной ориентации и жизненной навигации, образовательно-производственные кластеры (по согласованию) |
2020 - 2024 годы (ежегодно) |
2.14. |
Организация взаимодействия с предприятиями, реализующими инвестиционные проекты, при проведении профориентационных мероприятий |
Департамент инвестиционного развития Смоленской области |
2020 - 2024 годы (в соответствии с планами работы) |
2.15. |
Организация занятий дополнительного образования и интеллектуального развития детей и подростков по программам инженерной направленности в образовательных направлениях деятельности "VR / AR", "IT", "Гео", "Аэро", "ПромРобо", "Промдизайн", "Хайтек" и в сфере современных информационных и телекоммуникационных технологий |
Департамент Смоленской области по образованию и науке, Центр цифрового образования детей "IT-Куб", детский технопарк "Кванториум" |
с 1 сентября 2020 года |
2.16. |
Организация участия обучающихся общеобразовательных организаций в открытых онлайн-уроках "Проектория" |
Департамент Смоленской области по образованию и науке, органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования (по согласованию), Региональный сетевой ресурсный центр профессиональной ориентации и жизненной навигации |
2020 - 2024 годы (в соответствии с графиком Министерства просвещения Российской Федерации) |
2.17. |
Организация работы по выявлению, выстраиванию индивидуальных профориентационных траекторий и поддержке одаренных детей |
Департамент Смоленской области по образованию и науке, Центр по выявлению и поддержке одаренных детей |
2022 - 2024 годы |
2.18. |
Организация участия представителей работодателей в проведении практико-ориентированных занятий в рамках уроков "Технология" |
Департамент Смоленской области по образованию и науке, образовательно-производственные кластеры (по согласованию) |
2020 - 2024 годы (ежегодно) |
2.19. |
Обеспечение временной занятости обучающихся общеобразовательных организаций, в том числе включение их в деятельность добровольческих (волонтерских) объединений, реализация добровольческих (волонтерских) и социокультурных проектов |
Департамент Смоленской области по образованию и науке, Департамент государственной службы занятости населения Смоленской области, органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования (по согласованию) |
2020 - 2024 годы (в соответствии с планами работы) |
2.20. |
Проведение семинаров, вебинаров, консультаций для родителей (законных представителей) обучающихся образовательных организаций разного уровня по вопросам профессиональной ориентации, профессионального самоопределения и трудоустройства обучающихся, включая лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов |
Департамент Смоленской области по образованию и науке, Департамент государственной службы занятости населения Смоленской области, органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования (по согласованию), Региональный сетевой ресурсный центр профессиональной ориентации и жизненной навигации |
2020 - 2024 годы (в соответствии с планами работы) |
2.21. |
Выявление и распространение лучших практик, проектов, содействующих профессиональной ориентации, профессиональному самоопределению и общественно полезной деятельности обучающихся |
Департамент Смоленской области по образованию и науке, ГАУ ДПО СОИРО, Региональный сетевой ресурсный центр профессиональной ориентации и жизненной навигации |
2020 - 2024 годы (ежегодно) |
3. Кадровое обеспечение системы профессиональной ориентации | |||
3.1. |
Разработка и реализация дополнительных профессиональных программ повышения квалификации и (или) профессиональной переподготовки по вопросам профессиональной ориентации, профессионального самоопределения и общественно полезной деятельности обучающихся |
Департамент Смоленской области по образованию и науке, ГАУ ДПО СОИРО, Региональный сетевой ресурсный центр профессиональной ориентации и жизненной навигации |
2020 - 2024 годы (в соответствии с планами работы) |
3.2. |
Организация профессиональной переподготовки и (или) повышения квалификации педагогов и специалистов, занимающихся вопросами профессиональной ориентации, профессионального самоопределения лиц (в том числе с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья), а также общественно полезной деятельности обучающихся |
Департамент Смоленской области по образованию и науке, ГАУ ДПО СОИРО, Региональный сетевой ресурсный центр профессиональной ориентации и жизненной навигации |
2020 - 2024 годы (в соответствии с планами работы) |
3.3. |
Проведение межведомственных совещаний по вопросам профессиональной ориентации, профессионального самоопределения и общественно полезной деятельности обучающихся, включая лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья |
Департамент Смоленской области по образованию и науке, Департамент промышленности и торговли Смоленской области, Департамент инвестиционного развития Смоленской области, Департамент государственной службы занятости населения Смоленской области, ГАУ ДПО СОИРО, Региональный сетевой ресурсный центр профессиональной ориентации и жизненной навигации |
2020 - 2024 годы (в соответствии с планами работы) |
3.4. |
Проведение конференций, дискуссий, "круглых столов", вебинаров с участием руководителей образовательных организаций разного уровня, органов исполнительной власти, региональных учебно-методических объединений и работодателей по вопросам организации профессиональной ориентации, профессионального самоопределения и общественно полезной деятельности |
Департамент Смоленской области по образованию и науке, Департамент промышленности и торговли Смоленской области, Департамент инвестиционного развития Смоленской области, Департамент государственной службы занятости населения Смоленской области, ГАУ ДПО СОИРО, Региональный сетевой ресурсный центр профессиональной ориентации и жизненной навигации, органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования (по согласованию) |
2020 - 2024 годы (в соответствии с планами работы) |
3.5. |
Консультирование и методическое сопровождение деятельности педагогических работников в системе профессиональной ориентации, профессионального самоопределения и общественно полезной деятельности обучающихся, включая лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов |
Департамент Смоленской области по образованию и науке, ГАУ ДПО СОИРО, Региональный сетевой ресурсный центр профессиональной ориентации и жизненной навигации |
2020 - 2024 годы (постоянно) |
4. Формирование информационного пространства профессиональной ориентации | |||
4.1. |
Информирование о деятельности производственных и иных объектов и потребности в рабочих кадрах и специалистах, в том числе на Инвестиционном портале Смоленской области |
Департамент промышленности и торговли Смоленской области, Департамент инвестиционного развития Смоленской области, Департамент государственной службы занятости населения Смоленской области, Департамент Смоленской области по образованию и науке |
2020 - 2024 годы (ежеквартально) |
4.2. |
Мониторинг потребности инвесторов в рабочих профессиях и специальностях, необходимых для работы в рамках реализуемых инвестиционных проектов, и предоставление результатов указанного мониторинга в адрес Департамента Смоленской области по образованию и науке, а также Департамента государственной службы занятости населения Смоленской области |
Департамент инвестиционного развития Смоленской области |
2020 - 2024 годы (постоянно) |
4.3. |
Создание единого информационного поля в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" путем формирования профориентационного блока (Электронный Справочник ПОО) системы профессионального образования |
Департамент Смоленской области по образованию и науке, Региональный сетевой ресурсный центр профессиональной ориентации и жизненной навигации |
2020 год (декабрь) |
4.4. |
Информационное освещение ключевых событий по профессиональной ориентации на интернет-ресурсах |
Департамент Смоленской области по образованию и науке, Департамент государственной службы занятости населения Смоленской области, Региональный сетевой ресурсный центр профессиональной ориентации и жизненной навигации |
2020 - 2024 годы (постоянно) |
4.5. |
Информирование о перспективах трудоустройства по рабочим профессиям в рамках мероприятий, приуроченных ко Дню машиностроителя |
Департамент промышленности и торговли Смоленской области, Департамент Смоленской области по образованию и науке, Региональный сетевой ресурсный центр профессиональной ориентации и жизненной навигации |
2020 - 2024 годы (ежегодно) |
5. Популяризация в средствах массовой информации системы профессиональной ориентации | |||
5.1. |
Освещение мероприятий, проводимых на территории Смоленской области в рамках комплекса мер по профессиональной ориентации |
Департамент Смоленской области по образованию и науке, Региональный сетевой ресурсный центр профессиональной ориентации и жизненной навигации |
2020 - 2024 годы (постоянно) |
5.2. |
Размещение репортажей в эфире телерадиокомпаний, видеохостингов, на площадках социальных сетей о рабочих династиях, профессиях, востребованных в Смоленской области |
Департамент Смоленской области по образованию и науке, Департамент государственной службы занятости населения Смоленской области, объединения работодателей (по согласованию) |
2020 - 2024 годы (постоянно) |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Администрации Смоленской области от 30 апреля 2020 г. N 760-р/адм "Об утверждении Концепции совершенствования системы профессиональной ориентации в Смоленской области до 2024 года"
Текст распоряжения опубликован не был
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Распоряжение Администрации Смоленской области от 6 сентября 2022 г. N 1313-р/адм