В целях обеспечения расчетов подтверждения экономического эффекта от использования результатов научно-технических работ в деятельности ОАО "РЖД" по кругу ведения Департамента пути и сооружений:
1. Утвердить прилагаемую Методику расчета и подтверждения экономического эффекта от использования результатов научно-технических работ в деятельности ОАО "РЖД" по кругу ведения Департамента пути и сооружений.
2. Контроль за исполнением распоряжения возложить на начальника Департамента пути и сооружений Киреевнина А.Б.
Старший вице-президент |
В.А. Гапанович |
УТВЕРЖДЕНА
распоряжением ОАО "РЖД"
от 30.12.2008 г. N 2884р
Методика
расчета и подтверждения экономического эффекта от использования результатов научно-технических работ в деятельности ОАО "РЖД" по кругу ведения ЦП
1. Основные положения
Целью методики является разработка методов расчета ожидаемого эффекта и порядка получения фактических результатов от внедрения научно-технических работ (НТР) для формирования отчета в соответствии с формой НТО-7.
В методике содержатся:
- методы расчета основных показателей эффективности НТР (ожидаемой и фактической);
- методы оценки влияния научно-технических мероприятий по кругу ведения ЦП на натуральные измерители работы хозяйства и на экономию производственных издержек по элементам затрат.
Необходимыми условиями подтверждения фактической эффективности должны являться:
1) Технико-экономическое обоснование (ТЭО) разработчика по ожидаемой эффективности.
2) Акт проверки фактического использования результатов НИОКР в производственной деятельности подразделений ЦП (См. приложение 1).
Методика расчета и подтверждения экономического эффекта от использования результатов НТР в хозяйстве пути и сооружений разработана в соответствии с Типовыми требованиями к составлению ТЭО, утвержденными 08.12.2006 г. Департаментом технической политики ОАО "РЖД".
Хозяйство пути и сооружений включает подразделения, находящиеся:
в ведении ЦП - дистанции пути;
в ведении Центральной дирекции по ремонту пути (ЦДРП) - путевые машинные станции (ПМС), выполняющие капитальный ремонт пути (отдельные ПМС на дорогах выполняют также и ремонт путевых машин);
в ведении региональных Дирекций по ремонту и эксплуатации путевых машин (ДПМ) - специализированные путевые машинные станции, путевые дорожные мастерские.
Дистанция пути обеспечивает содержание земляного полотна, верхнего строения, искусственных и других сооружений пути для безопасного и бесперебойного движения поездов с установленными скоростями.
Путевые машинные станции, оснащенные машинами и механизмами, производят ремонтно-путевые работы.
Путевые дорожные мастерские обеспечивают ремонт и модернизацию специального подвижного состава, технологического оборудования, отдельных узлов и механизмов, восстановление изношенных элементов верхнего строения пути, ремонт путевого электрического, механического, гидравлического и пневматического инструмента.
Методические положения по расчету эффективности используются на стадии разработки научно-технических мероприятий для определения ожидаемого эффекта при внедрении НТР и для подтверждения величины эффекта в структурных подразделениях железных дорог, Центральной дирекции по ремонту пути и сооружений (ЦДРП) и в Центре обследования и диагностики инженерных сооружений. Величина подтвержденного эффекта для использования в бюджетах железных дорог требует корректировки с учетом методики их формирования.
2. Формирование перечня натуральных показателей в увязке с приоритетными задачами, решаемыми при внедрении научно-технических работ по кругу ведения ЦП
Объемные и качественные показатели эксплуатационной работы хозяйства пути и сооружений планируются на основе отчетной статистической информации (См. таблицу 1).
Таблица 1. Объемные и качественные показатели эксплуатационной работы хозяйства пути и сооружений
N |
Наименование показателя |
Ед. изм. |
Источник статистической информации |
Комментарии |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Тонно-километры брутто, PLбр. |
млн т-км |
ф. ЦО-2 |
Планируются дорогой на основе факта в базовом периоде с учетом корректировки на рост объема грузооборота |
2 |
Общая оценка состояния пути |
баллы |
ф. ПО-1 |
Определяется уровнем содержания пути. Рассчитывается дорогой на основе расшифровки показателей путеизмерительного вагона делением суммы баллов на протяженность участков. |
3 |
Развернутая длина |
км |
ф. ПО-1 "Развернутая длина пути, измеренная путеизмерительным вагоном". Строка 2 |
Развернутая длина пути в плане устанавливается на основе базовой величины с учетом изменения протяженности главных (ввод новых участков, закрытие малодеятельных линий) и станционных (удлинение станционных путей) путей. |
4 |
Приведенная длина пути |
км |
Определяется по ф. АГО-1 в соответствии с "Методикой определения приведенной длины пути для проведения экономических расчетов в дистанции пути", МПС РФ 2000 г. |
Коэффициенты приведения соответствующих групп путей к приведенным км для распределения расходов по текущему содержанию пути используются следующие: главный первый путь - 1,0, главные пути кроме первого - 0,75, стрелочный перевод на главных путях - 0,05, развернутая длина станционных путей - 0,4, стрелочный перевод - 0,5. |
5 |
Грузонапряженность |
млн т-км/км пути в год |
Методика расчета определения ЦП |
Определяется делением тонно-км нетто на развернутую длину главных путей (рассчитывается на начало года). |
6 |
Доля просроченности капитального ремонта пути |
коэф. |
Методика расчета определения ЦП |
Если в предыдущем периоде объемы работ по капитальному ремонту пути были меньше требующихся по норме, то отношение протяженности пути с просроченным ремонтом к развернутой длине путей будет характеризовать факт базового соответствующего периода. Если в плане предусматриваются добавочные средства на проведение капитальных ремонтов, то доля просроченного капитального ремонта пути снизится. |
7 |
Ремонты пути |
км |
ПО-13 |
Капитальный ремонт планируется по нормам в соответствии с грузонапряженностью участков дороги млн т-км брутто. Периодичность капитальных ремонтов определяется Инструкцией ЦПТ-53 ("Инструкция по выполнению ремонтов и планово-предупредительных работ по выправке пути"). Затраты по капремонтам включают затраты по усиленному капремонту, капремонту (на новых и старых материалах), усиленный средний ремонт и средний ремонт, усиленный подъемочный и подъемочный ремонт, плановая выправка пути. |
8 |
Капитальный ремонт собственных основных средств, используемых на перевозках |
млн руб. |
|
В части капитального ремонта собственных основных средств |
9 |
Выполняемый силами филиала |
млн руб. |
ф. КРО-1 (КП-1) |
|
10 |
- Дирекцией по ремонту пути |
млн руб. |
ф. КРО-1 |
Капремонт пути (капремонт на старогодных материалах, средний ремонт, подъемочный) выполняется ПМС |
КП-5 ф. КРО-1 |
Земляное полотно |
|||
КП-37 КП-41 |
Капремонт путевых машин (часть ПДМ) |
|||
11 |
- Центр обследования и диагностики инженерных сооружений |
|
ф. КРО-1 КП-33 |
Капитальный ремонт искусственных сооружений |
12 |
Расход электроэнергии на прочие производственные (нетяговые) нужды |
тыс. кВтч |
ф. ЭО-10 |
По базе соответствующего периода прошлого года с учетом изменения стоимости 1 кВтч электроэнергии |
Техническими характеристиками мощности верхнего строения пути являются масса 1 м погонной длины рельсов, количество шпал на 1 км пути и род балласта. Они дифференцируются в зависимости от грузонапряженности и скорости движения поездов.
Увеличение веса рельсов, улучшение их профиля, изменение химического состава стали, термическое упрочнение позволяет повысить износостойкость рельсов и мощность верхнего строения пути.
Технический уровень путевых машинных станций определяется мощностью и производительностью путевых машин и механизмов, мобильных средств контроля рельсов, снегоуборочных машин. Внедрение новой техники и технологий позволяет повысить уровень механизации и автоматизации при ремонте и реконструкции железнодорожного пути, сооружений и земляного полотна.
Приоритетные задачи в области научно-технических работ в увязке с объемными показателями эксплуатационной работы хозяйства пути и сооружений
Научно-технические мероприятия по обеспечению устойчивой и безопасной работы путевого хозяйства связаны с разработкой и внедрением новой техники и передовых технологий, повышением качества ремонта и текущего содержания пути, увеличением несущей способности инженерных сооружений, ликвидацией барьерных мест, ограничивающих провозную способность линий, созданием технологических резервов.
Основные направления научно-технического развития по обеспечению устойчивой и безопасной работы путевого хозяйства с учетом стратегических направлений научно-технического развития ОАО "РЖД" на период до 2015 г. ("Белая книга" ОАО "РЖД" [4]):
1) Совершенствование конструкций пути:
- переход на массовое применение рельсов с ресурсом до 1,5 млрд т-км брутто;
- разработка и внедрение надежных, менее затратных по содержанию конструкций верхнего строения пути;
- замена слабых пород балласта на щебень твердых пород, увеличение протяженности бесстыкового пути на железобетонных шпалах, внедрение более эффективных конструкций пути в целях увеличения межремонтных сроков в ремонтном цикле;
- укладка стрелочных переводов на железобетонных брусьях;
- массовое применение рельсовых скреплений для высокоскоростного и тяжеловесного движения.
Оценка эффективности мероприятий, связанных с совершенствованием материалов верхнего строения пути, производится на основе:
- экономии затрат на оплату труда;
- экономии материальных ресурсов.
2) Совершенствование структуры парка путевых машин и их ремонта:
- обновление и модернизация путевой техники;
- повышение надежности путевых машин;
- унификация машин, узлов и агрегатов;
- повышение уровня технического обслуживания и ремонта машин;
- оснащение предприятий путевого хозяйства строительными, погрузочно-разгрузочными машинами и автотранспортом;
- обновление путевого инструмента;
- автоматизация учета и анализа отказов специального подвижного состава.
Оценка эффективности разработки и внедрения новых путевых машин и механизмов производится на основе:
- экономии затрат на оплату труда;
- экономии материальных ресурсов;
- повышения производительности технических средств;
- повышения энерговооруженности;
- повышения механовооруженности;
- сокращения отказов специального подвижного состава;
- сокращения поездо-часов задержек по вине хозяйства пути и сооружений;
- повышения выработки машинизированных комплексов при предоставлении "окон" рациональной продолжительности;
- повышения скорости движения поездов.
3) Повышение качества ремонта и реконструкции пути:
- рациональные режимы работы путевых машин;
- разработка и внедрение автоматизированных систем на путевых машинах для контроля качества выполнения ими технологических операций, в основном определяющих качество ремонтов;
- совершенствование схем ремонта пути по видам и количеству ремонтов;
- переход от кольцевой к участковой схеме контроля рельсов;
- использование высокоточных выправочных машин на текущем содержании, ремонтных работах пути и стрелочных переводах;
- совершенствование системы технического обслуживания и ремонта путевых машин по фактической выработке;
- совершенствование средств диагностики и контроля пути с внедрением мобильных средств дефектоскопии (внедрение дифференцированного подхода к периодичности контроля рельсов);
- совершенствование мониторинга состояния пути;
- совершенствование метрологии контроля состояния пути;
- внедрение технологии комплексного ремонта "в одно окно".
Оценка эффективности повышения качества ремонта и реконструкции пути производится на основе показателей:
- сокращение отказов технических средств по вине хозяйства пути и сооружений за счет обеспечения работоспособности путевых машин в эксплуатации;
- сокращение поездо-часов задержек поездов по вине хозяйства пути и сооружений;
- повышение скоростей движения поездов.
4) Разработка технологии и техпроцессов по ресурсосбережению, направленных на снижение удельного расхода топливно-энергетических ресурсов и экономию материальных ресурсов.
Оценка эффективности разработки и внедрения ресурсосберегающих технологий в путевом хозяйстве производится на основе:
- экономии затрат на оплату труда;
- экономии материальных ресурсов;
- экономии топлива (электроэнергии).
5) Совершенствование нормативной базы по содержанию и ремонту конструкций пути, внедрению новых технологий ремонта пути и сооружений.
3. Методы расчета изменения натуральных показателей при внедрении научно-технических работ по кругу ведения ЦП
К основным натуральным показателям по хозяйству пути и сооружений, на которые влияют научно-технические мероприятия относятся:
- высвобождение численности;
- экономия материалов;
- экономия топлива (электроэнергии);
- сокращение поездо-часов задержек по вине хозяйства пути и сооружений;
- сокращение отказов технических средств по вине хозяйства пути и сооружений;
- повышение скоростей движения поездов;
- повышение мощности верхнего строения пути.
Высвобождение численности в результате внедрения НТР рассчитывается по формуле:
, чел. (1)
где ,
- трудоемкость работ за смену соответственно до и после использования результатов НТР, чел.-час.;
P - продолжительность рабочего времени одного исполнителя на выполнение работ, час.;
n - количество смен за год;
- масштаб внедрения результатов НТР (количество объектов, работ).
Экономия расхода i-ого материала в результате внедрения НТР рассчитывается по формуле:
, руб., (2)
где: - количество единиц различных работ по программе, на которые расходуется i-ый материал;
- нормы расхода i-ого материала на единицу выполняемой j-ой работы (операции);
- расходы i-ого материала на единицу выполняемой j-ой работы (операции) после внедрения НТР.
Расход материалов на содержание постоянных устройств пути, искусственных сооружений, устройств сигнализации и связи, электроснабжения и т.д. определяется по количеству имеющегося оборудования и устройств и нормам расхода на один объект или устройство. Так, расход материалов для текущего содержания пути и постоянных устройств определяется исходя из протяженности пути в километрах, количества стрелочных переводов и других постоянных устройств и норм расхода материалов на 1 км пути, один стрелочный перевод и т.д.
Расходы на электроэнергию для технологических нужд определяются по количеству электросилового оборудования (с электрическим приводом), его мощности (кВт) с учетом ее использования, времени работы оборудования в расчетном периоде и цен за 1 кВтч электрической энергии.
Снижение затрат энергоресурсов за счет использования результатов НТР рассчитывается по формуле:
, кг (кВт-ч). (3)
где ,
- расход условного топлива (электрической энергии) соответственно до использования результатов НТР и после их использования, кг (кВт-ч).
Сокращение поездо-часов простоя за счет сокращения времени проведения ремонтных и восстановительных работ, выполняемых работниками хозяйства пути и сооружений, рассчитывается по формуле:
, поездо-час. (4)
где - сокращение часов задержки поезда, час.;
N - число задержанных поездов.
Производительность технических средств по обслуживанию объектов инфраструктуры для новых типов машин (различного назначения) рассчитывается по формуле:
, (5)
где П - производительность путевой машины за год;
- часовая производительность;
- продолжительность работы в смену (количество "окон" за смену и продолжительность каждого "окна" -
), час.;
- годовое количество смен (120), смен;
- коэффициент использования рабочего времени машины:
- затраты времени на следование машины к месту проведения работ и приведение ее в рабочее состояние за "окно", час.
На основе соотношений годовой производительности путевых машин новых и базовых, численности бригад, обслуживающих машины, их среднемесячной зарплаты и затрат топлива определяется экономия затрат при внедрении результатов НТР.
При использовании в пути новых рельсов, обеспечивающих больший межремонтный тоннаж, стоимостная оценка эффекта складывается из меньшего количества ремонтов за расчетный период и стоимости одного ремонта. Количество капитальных ремонтов пути (Z) за расчетный период (T) рассчитывается по формуле:
, ед. (6)
где - межремонтный тоннаж для определенного типа рельсов, млн ткм бр.;
- пропущенный тоннаж за период T, млн ткм бр.
4. Анализ имеющихся форм отчетности, в которых могут найти отражение изменения натуральных показателей по результатам внедрения научно-технических работ по кругу ведения ЦП
Изменения натуральных показателей в результате внедрения научно-технических работ по кругу ведения ЦП могут найти отражение в формах отчетности о работе хозяйства пути и сооружений (См. таблицу 2).
Таблица 2. Формы отчетности ОАО "РЖД" на различных уровнях (дорога и ее структурное подразделение), связанных с изменением натуральных показателей по результатам внедрения НТР по кругу ведения ЦП
N |
Наименование форм отчетности |
Формы |
1 |
Отчет о путевом хозяйстве |
АГО-1 |
2 |
Отчет о текущем содержании главных путей |
ПО-1 |
3 |
Отчет о наличии и использовании путевых лубрикаторов |
ПО-3 |
4 |
Отчет о рельсах, снятых с путей вследствие изломов, дефектов и повреждений |
ПО-4 |
5 |
Отчет о движении старогодных рельсов |
ПО-5 |
6 |
Отчет о машинах и механизмах по их наименованиям |
ПО-7 |
7 |
Отчет о работе путевых машин |
ПО-8 |
8 |
Отчет о путевых работах |
ПО-13 |
9 |
Отчет о движении новых материалов верхнего строения пути |
ПО-14 |
10 |
Отчет о средствах снегоборьбы и водоборьбы |
ПО-16 |
11 |
Отчет о сварке и ремонте рельсов и крестовин стрелочных переводов |
ПО-23 |
12 |
Отчет о работе службы пути |
ПО-28 |
13 |
Отчет о работе по защитным лесонасаждениям |
ПЛО-4 |
5. Стоимостная оценка изменения натуральных показателей и имеющиеся нормативы при расчете эффектов по результатам научно-технических работ по кругу ведения ЦП
В соответствии с Номенклатурой доходов и расходов по видам деятельности ОАО "РЖД" расходы хозяйства пути и сооружений связаны с содержанием и эксплуатацией инфраструктуры железнодорожного транспорта по грузовым и пассажирским перевозкам (в дальнем следовании и пригородном сообщении) (см. таблицу 3).
Таблица 3. Расходы хозяйства пути и сооружений
Статья расходов |
Наименование статьи |
Измеритель |
2101 |
Текущее содержание пути и постоянных устройств |
Приведенная длина пути (1 км) |
2102 |
Одиночная смена материалов верхнего строения пути, пополнение и замена балласта |
Приведенная длина пути (1 км) |
2103 |
Охрана пути, переездов и искусственных сооружений |
Развернутая длина главного пути (1 км) |
2104 |
Содержание искусственных сооружений |
Протяженность искусственных сооружений (1 км) |
2105 |
Содержание защитных лесонасаждений |
Площадь защитных лесонасаждений (1 га) |
2106 |
Работы по снего-, водо- и пескоборьбе |
Развернутая длина главных и станционных путей (1 км) |
2109 |
Прочие работы по хозяйству пути |
Развернутая длина главных и станционных путей (1 км) |
2115 |
Амортизация верхнего строения пути |
% от балансовой стоимости верхнего строения пути (%) |
2116 |
Амортизация земляного полотна и искусственных сооружений |
% от балансовой стоимости земляного полотна и искусственных сооружений (%) |
2117 |
Амортизация подъездных путей |
% от балансовой стоимости подъездных путей (%) |
2118 |
Амортизация защитных лесонасаждений |
% от балансовой стоимости защитных лесонасаждений (%) |
2119 |
Амортизация машин и механизмов, занятых на капитальных видах ремонта пути |
% от балансовой стоимости машин и механизмов, занятых на капитальных видах ремонта пути (%) |
2130 |
Работы по сварке и шлифовке рельсов |
Общая длина отремонтированных рельсов (1 пог. м) |
2131 |
Текущий ремонт основных средств рельсосварочных поездов |
Количество основных средств, прошедших текущий ремонт (1 ремонт) |
2133 |
Амортизация основных средств рельсосварочных поездов |
% от балансовой стоимости основных средств рельсосварочных поездов (%) |
Расходы хозяйства пути и сооружений, связанные с капитальными видами ремонта
| ||
2110 |
Капитальные виды ремонта верхнего строения пути |
Развернутая длина пути, прошедшего средний ремонт (1 км) |
2111 |
Капитальные виды ремонта земляного полотна и искусственных сооружений |
Развернутая длина земляного полотна и искусственных сооружений, прошедших капитальный ремонт (1 км) |
2112 |
Капитальные виды ремонта подъездных путей |
Развернутая длина подъездных путей, прошедших капитальный ремонт (1 км) |
2113 |
Капитальный ремонт защитных лесонасаждений |
Площадь защитных лесонасаждений (1 га) |
2114 |
Капитальный ремонт машин и механизмов, занятых на капитальных видах ремонта пути |
Количество путевых машин и механизмов, прошедших капитальный ремонт (1 шт.) |
2132 |
Капитальный ремонт основных средств рельсосварочных поездов |
Количество основных средств, прошедших капитальный ремонт (1 ремонт) |
Расходы хозяйства пути и сооружений складываются из следующих элементов: затраты на оплату труда; отчисления на социальные нужды; материальные затраты, в т.ч. материалы, топливо, электроэнергия, прочие материальные затраты; амортизация; прочие затраты. Группировка по этим элементам осуществляется по каждой статье как при разработке плана, так и при учете фактических затрат.
Экономия производственных издержек на оплату труда в среднем за год с учетом отчислений на социальные нужды в результате внедрения (НТР) рассчитывается по формуле:
, руб. (7)
где - среднемесячная заработная плата одного работника, руб./месяц;
12 - число месяцев;
а - ставка отчислений на социальные нужды, % (а = 26,2%);
- высвобождаемый контингент, занятый на выполнении отдельных работ или операций после внедрения НТР, чел.
Средняя заработная плата определяется по данным отчетов о численности и заработной плате работников: сводный отчет (ЦТО-1, части 1, 2); в структурных подразделениях 1-т (УТО-1); по отдельным профессиям 4-т (ОАО "РЖД").
Экономия производственных затрат на материалы в результате внедрения НТР определяется в зависимости от объема и структуры потребности в отдельных видах материальных ресурсов и уровня цен на них:
, руб. (8)
где - экономия i-го материала в результате внедрения НТР;
- цена i-го материала, руб.
Снижение затрат энергоресурсов за счет внедрения НТР рассчитывается по формуле:
, руб. (9)
где ,
- расход условного топлива (электроэнергии) соответственно без НТР и при внедрении НТР, кг (кВт-ч);
- цена 1 кВт-ч электроэнергии (кгут), руб.
Форма подтверждения экономии эксплуатационных расходов при использовании n-го оборудования (квартал, год) представлена в приложении 5.
Снижение затрат при росте участковой скорости движения грузовых поездов за счет использования результатов НТР рассчитывается по формуле:
, (10)
где - уменьшение эксплуатационных расходов за счет повышения участковой скорости грузовых поездов, руб.;
,
- участковая скорость соответственно с использованием результатов НТР и "без НТР", км/час;
- вес поезда брутто в грузовом движении, тонн;
- грузооборот на участке, линии, где использованы результаты НТР, ткм брутто в грузовом движении;
- расходная ставка на 1 поездо-час в грузовом движении, руб.
Снижение затрат при росте участковой скорости движения пассажирских поездов за счет использования результатов НТР рассчитывается по формуле:
, (11)
где - уменьшение эксплуатационных расходов за счет повышения участковой скорости пассажирских поездов, руб.;
,
- участковая скорость соответственно с использованием результатов НТР и "без НТР", км/час;
- средняя населенность вагона пассажирского поезда, чел. на ваг.;
m - средний состав пассажирского поезда, ваг.;
- пассажирооборот на участке, линии, направлении, где использованы результаты НТР, пасс.-км брутто в пассажирском движении;
- расходная ставка на 1 поездо-час в пассажирском движении, руб.
Экономия расходов, связанная с сокращением поездо-часов простоя, рассчитывается по формуле:
, (12)
где - сокращение часов задержки поезда, час.;
N - число задержанных поездов;
- расходная ставка на 1 вагоно-час, руб.;
m - количество вагонов в составе поезда, ваг.;
- расходная ставка на 1 локомотиво-километр условного пробега, руб.;
- расходная ставка на 1 локомотиво-час, руб.;
- расходная ставка на 1 бриг.-час локомотивной бригады, руб.;
- цена 1 кВт-ч электроэнергии (кгут), руб.;
- удельный расход электроэнергии (условного топлива) на 1 час простоя, кВт-ч (кг);
- расход электроэнергии на разгон поездов, кВтч;
,
- число остановок грузового поезда;
A - удельный расход электроэнергии на разгон поезда, кВтч/ткм;
для электропоездов постоянного тока ;
для электропоездов переменного тока ;
,
- соответственно масса состава и локомотива, тонн;
- оптимальная скорость начала торможения, км/ч.
Стоимостная оценка изменения натуральных показателей за счет использования результатов НТР определяется на основе единичных и укрупненных расходных ставок на величину изменения соответствующего измерителя эксплуатационной работы. Укрупненные и единичные расходные ставки определяются в соответствии с Методикой и организацией расчета укрупненных и единичных расходных ставок в условиях структурной реформы ОАО "РЖД", утвержденной распоряжением ОАО "РЖД" от 07 июля 2008 года N 1426р.
6. Разработка методов расчета экономического эффекта от использования результатов научно-технических работ в деятельности ОАО "РЖД" по кругу ведения ЦП
Этапы расчета по подтверждению экономического эффекта от использования результатов НТР
1) Определение вида эффекта от использования результатов НТР на основе Акта проверки фактического использования результатов НИОКР в производственной деятельности подразделений ЦП.
2) Методы расчета эффектообразующих показателей при использовании результатов НТР.
3) Расчет фактического изменения эффектообразующих показателей в натуральном выражении при использовании результатов НТР.
4) Определение результата от использования НТР (доходы, снижение производственных затрат и др.).
5) Расчет единовременных затрат, сопровождающих использование результатов НТР. Расчет текущих затрат, а также налогового окружения при использовании результатов НТР.
6) Определение денежных потоков при использовании результатов НТР.
7) Расчет фактического экономического эффекта от использования результатов НТР для формирования отчета в соответствии с формой НТО-7.
8) Сравнительный анализ подтвержденных показателей экономической эффективности использования результатов НТР с показателями ТЭО разработчика.
Важнейшим показателем эффективности является чистый дисконтированный доход (ЧДД) - накопленный дисконтированный эффект за расчетный период (срок полезного использования внедряемого оборудования, технологии), приведенный к начальному шагу по норме дисконта. Ожидаемое или подтверждаемое значение ЧДД рассчитывается по формуле:
, руб. (13)
где Р - ожидаемый (или подтверждаемый) приток денежных средств - стоимостная оценка результатов после внедрения НТР, руб.;
З - ожидаемый (или подтверждаемый) отток денежных средств - текущие и единовременные затраты, связанные с внедрением НТР, руб.;
- коэффициент приведения.
Притоки и оттоки денежных средств в расчетах фактической экономической эффективности внедряемой разработки определяются в соответствии с данными Акта проверки фактического использования результатов внедрения НТР, который фиксирует сам факт внедрения и результативность работы, включая эффектообразующие показатели, объемы внедрения и др. (См. приложение 1).
В состав притоков денежных средств включаются доходы от перевозок при внедрении результатов НТР, которые рассчитываются по формуле:
, руб. (14)
где - цена (тариф, расчетная цена) единицы продукции (работы, услуги), производимой с использованием новой техники в году t, руб.;
- производительность новой техники в году t;
- объем применения новой техники в году t, ед.
При совершенствовании выполнения отдельных операций и работ, цены на которые не устанавливаются, приток денежных средств (ожидаемый или подтверждаемый) рассчитывается по формуле:
, руб. (15)
где ,
- текущие меняющиеся затраты (ожидаемые или подтверждаемые) соответственно для условий до внедрения и после внедрения, руб.
Сумма амортизации при определении результатов эксплуатационной деятельности учитывается как приток денежных средств. Амортизация включается в состав производственных затрат при расчете прибыли для исчисления суммы налоговых платежей.
Величина ежегодных амортизационных отчислений определяется по формуле:
, руб. (16)
где - капитальные вложения, связанные с внедрением НТР (без НДС); первоначальная стоимость объекта амортизируемого имущества, руб.;
1/Т - норма амортизации, где Т - срок полезного использования НТР исходя из условий ввода основных средств в эксплуатацию на следующий год после года совершения капитальных затрат, лет.
Оттоки по инвестиционной деятельности включают единовременные затраты, связанные с использованием результатов НТР.
Единовременные затраты (К), связанные с использованием результатов НТР (ожидаемые или подтверждаемые), определяются по формуле:
, (17)
где - капитальные вложения, связанные с использованием результатов НТР (без НДС) в году t, руб.
Затраты, связанные с использованием результатов НТР (ожидаемые или подтверждаемые), определяются ценой технических средств и масштабами их использования:
, руб. (18)
где - цена технических средств с использованием результатов НТР, руб.;
- масштаб использования результатов НТР, ед.
Цена технических средств с использованием результатов НТР определяется в соответствии с имеющимися аналогами и их технико-экономическими параметрами, к которым можно отнести мощность, грузоподъемность, производительность, вес, расход топлива (электроэнергии) и др. При отсутствии аналогов цена определяется на основе укрупненных нормативов материальных и трудовых затрат, установленных на отдельные однотипные узлы, детали, конструктивные элементы и автоматизированные системы. Цена корректируется, если на стадии испытания опытных образцов уточняются ранее заданные технико-экономические параметры нового оборудования.
К расходам по научно-исследовательским, опытно-конструкторским и технологическим работам относятся все фактические расходы, связанные с выполнением указанных работ [3]. При расчете эффекта от внедрения единицы результата использования НТР затраты на НТР учитываются в части, приходящейся на внедрение единицы результата (в зависимости от масштаба внедрения).
По техническому содержанию и ремонту путевых, строительных машин, механизмов и оборудования:
, руб. (19)
где - ожидаемые или подтверждаемые расходы на ремонт в части, меняющейся при внедрении НТР, руб.;
- ожидаемый или подтверждаемый объем ремонтных работ, произведенных с использованием НТР, ед.;
- ожидаемая или подтверждаемая себестоимость работ, руб. на ед. объема ремонтных работ.
При оценке эффективности результатов использования НТР, характеризующихся стабильностью технико-экономических показателей (объемов производства, показателей качества, затрат и результатов), годовой экономический эффект (ожидаемый или подтверждаемый) может быть рассчитан по формуле:
, руб. (20)
где - ожидаемый или подтверждаемый годовой приток денежных средств (доходы), руб.;
- ожидаемые или подтверждаемые годовые текущие затраты с учетом налога на имущество, руб.;
- налог на прибыль;
К - ожидаемые или подтверждаемые инвестиционные затраты на создание, производство и внедрение проекта НТР за расчетный период Т, руб.
При оценке использования результатов НТР, связанных с совершенствованием отдельных операций, цены на которые не устанавливаются, годовой приток денежных средств определяется по разности годовых текущих затрат. В этих условиях ожидаемый или подтверждаемый годовой экономический эффект может быть рассчитан по формуле:
, руб. (21)
где ,
- ожидаемые или подтверждаемые годовые текущие затраты с учетом налога на имущество соответственно до внедрения и после внедрения, руб.
Для определения налоговых платежей за имущество (Ни), которые включаются в текущие затраты, расчеты проводятся по среднегодовой стоимости вводимых основных фондов в году t и ставке налога на имущество [1]. Расчеты налоговых платежей за имущество определяются по формуле:
, руб., (22)
где - капитальные вложения при внедрении i-ой техники или технологии за расчетный период до года t, руб.; i = 1, 2... n, где n - количество новой техники с различными сроками службы в рамках рассматриваемого технического проекта;
- амортизационные отчисления для i-ой техники или технологии в году t, руб.;
- годы расчетного периода для i-ой техники или технологии,
при вводе в эксплуатацию i-ых основных фондов;
- ставка налога на имущество
.
Налог на прибыль рассчитывается по формуле:
, руб. (23)
где - ожидаемые или подтверждаемые текущие расходы в году t, включая амортизацию, руб.;
р - ставка налога на прибыль (в соответствии с Налоговым кодексом [1] и принимаемыми поправками).
При оценке результата от реализации продукции, когда стоимостная оценка связана с экономией затрат, налог на прибыль рассчитывается по формуле:
, руб. (24)
где - ожидаемые или подтверждаемые текущие расходы по варианту до внедрения в году t, руб.;
- ожидаемые или подтверждаемые текущие расходы по варианту после внедрения в году t, руб.
В целом отклонения ЧДД подтверждаемого от ЧДД ожидаемого определяются по разнице этих величин:
, (25)
Если величина положительна, то подтверждаемый эффект больше ожидаемого. При отклонениях подтвержденного ЧДД от ожидаемого целесообразно проводить пофакторный анализ отклонений подтверждаемых значений от ожидаемых притоков, оттоков и их составляющих на величину ЧДД.
Расчет влияния отдельных составляющих рассчитывается по формулам:
В результате отклонения снижения расходов
, руб. (26)
В результате отклонения объема внедрения
, руб. (27)
В результате отклонения размеров инвестиций
, руб. (28)
Учет инфляции
Для расчета подтверждения экономического эффекта от использования результатов НТР в деятельности хозяйства необходимо учитывать влияние инфляции, если расчет ожидаемого экономического эффекта при разработке ТЭО был выполнен в действующих ценах. Влияние инфляции особенно заметно для НТР с продолжительным инвестиционным циклом.
Учет инфляции осуществляется с использованием:
- общего индекса внутренней рублевой инфляции;
- прогнозов изменения уровня макроэкономических показателей.
Для оценки влияния инфляции на эффективность используются следующие показатели:
- общий индекс инфляции за период от начальной точки базового цикла до конца t-го шага расчета (базисный общий индекс инфляции). Он отражает отношение среднего уровня цен в конце t-го шага к среднему уровню цен в начальный момент времени;
- общий индекс инфляции за t-ый шаг, отражающий отношение среднего уровня цен в конце t-го шага к среднему уровню цен в конце шага t - 1 (цепной общий индекс инфляции).
Разновидностью индексов цен является индекс переоценки основных фондов, отражающий изменение балансовой и остаточной стоимости фондов.
В расчетах эффективности могут использоваться как усредненные, так и дифференцированные по видам основных фондов индексы переоценки.
Инфляция называется равномерной, если темп общей инфляции не зависит от времени (при дискретном расчете - от номера шага). Инфляция называется однородной, если темпы (и следовательно) изменения цен всех товаров и услуг зависят только от номера шага, но не от характера товара или услуги. При однородной инфляции значения коэффициентов неоднородности для каждого продукта равны единице для любого шага. Если для какого-либо шага и/или продукта эти условия нарушаются, инфляция называется неоднородной.
Для учета неоднородности инфляции вводятся базисные коэффициенты неоднородности и коэффициенты неоднородности темпов роста цен для каждого продукта на каждом шаге. Если прогноз инфляции известен на весь расчетный период, то заданными являются общие индексы (или темпы) рублевой инфляции и коэффициенты неоднородности для всех продуктов.
По прогнозным индексам инфляции и коэффициентам неоднородности можно определить индексы цен на каждый продукт для всех шагов и на основании этого рассчитать прогнозные цены на все продукты на начало каждого (t-го) шага. На основании полученного потока в прогнозных ценах строится денежный поток в дефлированных ценах.
Для стоимостной оценки эффективности могут использоваться прогнозные цены, учитывающие инфляцию с использованием индексов-дефляторов. Индексы цен производителей на внутреннем рынке на перспективу устанавливаются прогнозами МЭРТ России.
При учете инфляции показатели эффективности определяются по формулам (13-24) на основании денежного потока в дефлированных ценах.
, руб. (29)
где - цепной общий индекс инфляции в году t к предыдущему году (t - 1), %
(30)
Учет неопределенности и риска
В расчетах экономического эффекта от использования результатов НТР при разработке ТЭО рекомендуется учитывать неопределенность, т.е. неполноту и неточность информации об условиях внедрения результатов НТР, и риск, т.е. возможность возникновения таких условий, которые приведут к изменению значений эффективности. Показатели эффективности, исчисленные с учетом факторов риска и неопределенности, именуются ожидаемыми.
На стадии разработки расчеты эффективности могут иметь низкую надежность в связи:
- с риском неполучения ожидаемых технико-эксплуатационных параметров от использования результатов НТР;
- с неопределенностью ценовых характеристик;
- с ориентировочно определяемыми масштабами внедрения;
- с ориентировочными сроками внедрения.
Закладываемые технико-экономические параметры, характеризующие условия, для которых выполнены расчеты эффективности, рассматриваются как основной или базисный вариант.
Возможные отклонения технико-экономических и стоимостных параметров от базисного варианта могут вызывать как позитивные, так и негативные отклонения от отвечающих основному варианту значений показателей эффективности.
После расчета показателей экономической эффективности разработчиком формируется раздел "Анализ рисков НТР". Анализ рисков проводится методом анализа чувствительности НТР. Сущность анализа чувствительности НТР заключается в оценке влияния основных исходных параметров НТР на конечные показатели эффективности.
НТР считается устойчивой, если при определенных вариациях параметров в возможном диапазоне отклонений, она остается эффективной.
Для оценки устойчивости и эффективности внедрения результатов НТР в условиях неопределенности рекомендуется использовать следующие методы:
- расчет уровней безубыточности;
- метод вариации параметров.
Эти методы предусматривают разработку сценариев реализации НТР в наиболее вероятных условиях и оценку финансовых последствий осуществления таких сценариев. Это дает возможность при необходимости предусмотреть в работе меры по предотвращению возникающих потерь.
Степень устойчивости основного варианта внедрения результатов НТР по отношению к возможным изменениям условий реализации может быть охарактеризована показателями границ безубыточности или вариантов предельных значений параметров, включая: объемы производства, цены и затраты производимой продукции и пр. Такая вариация показателей используется только для оценки влияния возможного изменения параметров основного варианта на его эффективность.
Изменения доходов и затрат при отклонении значений параметров (технических, эксплуатационных, тарифов, цен на продукцию) от базисного варианта определяют новые значения показателей эффективности. Если получаемые при этом значения ЧДД положительны, то это может свидетельствовать о достаточной устойчивости НТР.
Для учета факторов риска рекомендуется оценивать эффективность использования НТР в зависимости от изменения следующих параметров:
- инвестиционных затрат,
- объема внедрения,
- текущих производственных затрат.
При отсутствии информации о возможных пределах изменения значений указанных параметров рекомендуется проводить вариантные расчеты реализуемости и эффективности использования НТР последовательно для следующих условий:
- увеличение инвестиций. При этом стоимость работ может варьироваться до 10-20%,
- увеличение до 10-20% от базисного уровня текущих производственных затрат,
- уменьшение доходов до 10-15% от исходных.
В зависимости от того, каким методом учитывается неопределенность условий использования НТР при определении ожидаемого ЧДД, ставка дисконта в расчетах эффективности может включать или не включать поправку на риск.
Результаты расчетов подтверждения экономии эксплуатационных расходов при использовании n-го оборудования - фактической экономической эффективности (ЧДД) при наличии цены (тарифа) на продукцию, работы, услуги приводятся в формате таблицы (См. приложение 3, форма 1).
Результаты расчетов показателя экономической эффективности (ЧДД) при отсутствии цены (тарифа) на продукцию приводятся в формате таблицы (См. приложение 3, форма 2).
Показатели экономической эффективности использования результатов НТР приводятся в формате таблицы (См. приложение 4).
Фактические результаты от внедрения НТР используются для формирования отчета в соответствии с формой НТО-7.
7. Тестовые примеры расчета экономической эффективности
Пример. Оценка эффективности восстановления дефектных рельсов наплавкой.
В целях продления сроков службы рельсов предусматривается оснащение современным оборудованием для восстановления наплавкой дефектных и изношенных рельсов. Предусматривается процесс наплавки сделать максимально автоматизированным.
Таблица 4. Исходные данные
Показатели |
До внедрения |
После внедрения |
Количество замен, шт. |
|
|
рельсы деф. 14 (выбоксовины) |
8 800 |
6 600 |
рельсы деф. 17 (концы) |
22 000 |
16 500 |
Стоимость замен, тыс. руб. |
|
|
рельсы деф. 14 (выбоксовины) |
11,5 |
11,5 |
рельсы деф. 17 (концы) |
9,00 |
9,00 |
Стоимость комплекта оборудования, тыс. руб. |
|
1500,0 |
Количество закупаемых комплектов, шт. |
|
80 |
Текущие меняющие затраты на годовой объем работы составят:
до внедрения:
тыс. руб.
где 8 800 - количество замен рельс деф. 14 (выбоксовины), шт.;
22 000 - количество замен рельс деф. 17 (концы), шт.;
11,5 - стоимость замен рельс деф. 14 (выбоксовины), тыс. руб.;
9,00 - стоимость замен рельс деф. 17 (концы), тыс. руб.
Начисления на заработную плату:
тыс. руб.
где: 0,26 - ставка единого социального налога.
тыс. руб.
после внедрения:
тыс. руб.
где 6 600 - количество замен рельс деф. 14 (выбоксовины), шт.;
16 500 - количество замен рельс деф. 17 (концы), шт.
Начисления на заработную плату:
тыс. руб.
тыс. руб.
Экономия текущих затрат составит:
тыс. руб.
Амортизационные отчисления:
тыс. руб.
где 1 500 - стоимость комплекта оборудования, тыс. руб.
80 - количество закупаемых комплектов, шт.;
10 - срок полезного использования оборудования, лет.
Приток денежных средств по проекту:
тыс. руб.
Определение инвестиционных затрат:
К = 80 * 1 500 = 120 000 тыс. руб.
Определение налога на прибыль:
тыс. руб.,
где: 0,24 - ставка налога на прибыль;
2508 - налог на имущество (ставка 2,2%), тыс. руб.
Налог на имущество определяется исходя из среднегодовой остаточной стоимости вводимых фондов. В расчете принимается срок полезного использования оборудования - 10 лет.
Чистая прибыль составит:
тыс. руб.
Срок окупаемости:
лет.
Чистый дисконтированный доход (ЧДД) по проекту за период оценивается в размере 0,3 млн руб. (См. таблицу 5).
Таблица 5. Расчет экономической эффективности (ЧДД) восстановления дефектных рельсов наплавкой по годам расчетного периода, млн руб.
Показатели |
Значение показателя по годам расчетного периода |
Итого за 10 лет |
||||||
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
... |
||
Операционная деятельность
| ||||||||
Приток денежных средств
| ||||||||
1. Снижение текущих затрат |
|
94,2 |
94,2 |
94,2 |
94,2 |
94,2 |
|
942,5 |
2. Амортизационные отчисления |
|
12,0 |
12,0 |
12,0 |
12,0 |
12,0 |
|
120,0 |
3. Всего притоки |
|
106,2 |
106,2 |
106,2 |
106,2 |
106,2 |
|
2125,0 |
Отток денежных средств
| ||||||||
4. Налог на имущество |
|
2,5 |
2,4 |
2,2 |
2,1 |
2,0 |
|
191,1 |
5. Налог на прибыль |
|
19,1 |
24,9 |
25,0 |
25,0 |
25,0 |
|
244,6 |
Инвестиционная деятельность
| ||||||||
Отток денежных средств |
|
|
|
|
|
|
|
|
6. Затраты, связанные с использованием результатов НТР (без НДС) |
120,0 |
|
|
|
|
|
|
120,0 |
7. Всего оттоки |
120,0 |
21,6 |
27,3 |
27,2 |
27,1 |
27,0 |
|
383,8 |
Денежный поток
| ||||||||
8. Чистый доход |
-120,0 |
84,6 |
78,9 |
79,0 |
79,1 |
79,2 |
|
1357,4 |
9. Чистый дисконтированный доход |
-120,0 |
76,9 |
65,2 |
59,4 |
54,1 |
49,2 |
|
372,0 |
9.1. То же нарастающим итогом |
-120,0 |
-43,1 |
22,2 |
81,5 |
135,6 |
184,8 |
|
|
10. Коэффициент дисконтирования |
1,00 |
0,91 |
0,83 |
0,75 |
0,68 |
0,62 |
|
|
Пример. Оценка эффективности повышения срока службы стрелочных переводов и их элементов.
Увеличение межремонтного тоннажа по пути даст наибольший эффект при одновременном повышении срока службы стрелочных переводов с 350 до 500 млн ткм брутто. Это может быть реализовано после разработки и освоения серийного производства современных конструкций переводов с крестовинами с непрерывной поверхностью катания (НПК). Наиболее изнашиваемым элементом стрелочных переводов являются остряки и рамные рельсы, которые дважды за срок службы стрелочного перевода меняются на специальные ремкомплекты.
Основными исходными показателями для расчета являются: годовой объем по закупке ремкомплектов, стрелочных переводов ПР 2750 и НПК, их стоимость. В примере использованы условные величины.
1) Расчет показателя ожидаемой эффективности при разработке ТЭО проекта.
Таблица 6. Исходные данные
Показатели |
До внедрения |
После внедрения |
Потребность в закупке ремкомплектов, шт. |
2266 |
|
Стоимость ремкомплекта, тыс. руб. |
48 |
|
Потребность в закупке стрелочных переводов ПР2750, шт. |
5500 |
|
Стоимость стрелочных переводов ПР2750, тыс. руб. |
424 |
|
Потребность в закупке стрелочных переводов НПК, шт. |
|
500 |
Стоимость стрелочных переводов НПК, тыс. руб. |
|
550 |
Стоимость фрезерного станка, тыс. руб. |
|
350 000 |
Потребность в закупке фрезерных станков, шт. |
|
6 |
Текущие меняющие затраты на годовой объем работы составят:
до внедрения:
тыс. руб.
где: 2266 - потребность в закупке ремкомплектов, шт.;
48 - стоимость ремкомплекта, тыс. руб.;
5500 - потребность в закупке стрелочных переводов ПР2750, шт.;
424 - стоимость стрелочных переводов ПР2750, тыс. руб.
Амортизационные отчисления:
АО' = (2266 * 48) / 10 + (5500 * 424) / 10 = 244 077 тыс. руб.
10 - срок полезного использования стрелочных переводов ПР 2750 и ремкомплекта, лет;
тыс. руб.
Текущие меняющие затраты на годовой объем работы составят:
после внедрения:
тыс. руб.,
где: 500 - потребность в закупке стрелочных переводов НПК, шт.;
550 - стоимость стрелочных переводов НПК, тыс. руб.
Амортизационные отчисления нового оборудования составят:
АО = (550 * 500) / 10 + (350 000 * 6) / 20 = 132 500 тыс. руб.
где: 350&space(3)&000 - стоимость фрезерного станка, тыс. руб.
10 - срок полезного использования стрелочных переводов НПК, лет;
20 - срок полезного использования фрезерного станка, лет.
тыс. руб.
где 45 045 - платежи по налогу за имущество (ставка 2,2%).
Налог на имущество определяется исходя из среднегодовой остаточной стоимости вводимых фондов. В расчете принимается срок полезного использования фрезерного станка - 20 лет.
тыс. руб.
Экономия текущих затрат составит:
тыс. руб.
Приток денежных средств включает снижение текущих затрат по операционной деятельности и разность амортизационных отчислений.
тыс. руб.
Определение инвестиционных затрат:
К = 6 * 350 000 = 2 100 000 тыс. руб.
Налог на прибыль:
тыс. руб.
Чистая прибыль составит:
тыс. руб.
Срок окупаемости:
года.
Чистый дисконтированный доход (ЧДД) по проекту за период оценивается в размере 8,9 млрд руб. (См. таблицу 7).
Таблица 7. Расчет экономической эффективности (ЧДД) повышения срока службы стрелочных переводов и их элементов по годам расчетного периода, млн руб.
Показатели |
Значение показателя по годам расчетного периода |
Итого за 10 лет |
||||||
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
... |
||
Операционная деятельность
| ||||||||
Приток денежных средств
| ||||||||
1. Снижение текущих затрат |
|
2232,3 |
2232,3 |
2232,3 |
2232,3 |
2232,3 |
|
22323,0 |
2. Амортизационные отчисления |
|
111,6 |
111,6 |
111,6 |
111,6 |
111,6 |
|
1115,8 |
3. Всего притоки |
|
2343,9 |
2343,9 |
2343,9 |
2343,9 |
2343,9 |
|
23438,8 |
Отток денежных средств
| ||||||||
4. Налог на имущество |
|
45,0 |
43,9 |
42,7 |
41,6 |
40,4 |
|
398,5 |
5. Налог на прибыль |
|
498,2 |
498,4 |
498,7 |
499,0 |
499,3 |
|
4994,1 |
Инвестиционная деятельность
| ||||||||
Отток денежных средств |
|
|
|
|
|
|
|
|
6. Затраты, связанные с использованием результатов НТР (без НДС) |
2100,0 |
|
|
|
|
|
|
2100,0 |
7. Всего оттоки |
2100,0 |
543,2 |
542,3 |
541,5 |
540,6 |
539,7 |
|
7492,6 |
Денежный поток
| ||||||||
8. Чистый доход |
-2100,0 |
1800,7 |
1801,5 |
1802,4 |
1803,3 |
1804,2 |
|
15946,2 |
9. Чистый дисконтированный доход |
-2100,0 |
1637,0 |
1488,8 |
1354,2 |
1231,7 |
1120,2 |
|
8984,3 |
9.1. То же нарастающим итогом |
-2100,0 |
-463,0 |
1025,8 |
2379,9 |
3611,6 |
4731,8 |
|
|
10. Коэффициент дисконтирования |
1,00 |
0,9091 |
0,8264 |
0,7513 |
0,6830 |
0,6209 |
|
|
Годовой эффект оценивается в размере около 900 млн руб.
2) Расчет показателя фактической эффективности проекта.
Таблица 8. Исходные данные
Показатели |
До внедрения |
После внедрения факт. |
Потребность в закупке ремкомплектов, шт. |
2000 |
|
Стоимость ремкомплекта, тыс. руб. |
48,0 |
|
Потребность в закупке стрелочных переводов ПР2750, шт. |
5500 |
|
Стоимость стрелочных переводов ПР2750, тыс. руб. |
424,0 |
|
Потребность в закупке стрелочных переводов НПК, шт. |
|
500 |
Стоимость стрелочных переводов НПК, тыс. руб. |
|
650,0 |
Стоимость фрезерного станка, тыс. руб. |
|
400 000 |
Потребность в закупке фрезерных станков, шт. |
|
6 |
Текущие меняющие затраты на годовой объем работы составят:
до внедрения:
тыс. руб.
где: 2000 - потребность в закупке ремкомплектов, шт.;
48,0 - стоимость ремкомплекта, тыс. руб.;
5500 - потребность в закупке стрелочных переводов ПР2750, шт.;
424,0 - стоимость стрелочных переводов ПР2750, тыс. руб.
Амортизационные отчисления:
АО' = (2000 * 48,0) / 10 + (5500 * 424,0) / 10 = 242 800 тыс. руб.
10 - срок полезного использования стрелочных переводов ПР 2750 и ремкомплекта, лет;
тыс. руб.
Текущие меняющие затраты на годовой объем работы составят:
после внедрения:
тыс. руб.
где: 500 - потребность в закупке стрелочных переводов НПК, шт.;
650,0 - стоимость стрелочных переводов НПК, тыс. руб.
Амортизационные отчисления нового оборудования составят:
АО = (650,0 * 500) / 10 + (400 000 * 6) / 20 = 152 500 тыс. руб.
где: 400 000 - стоимость фрезерного станка, тыс. руб.
6 - потребность в закупке фрезерных станков, шт.
10 - срок полезного использования стрелочных переводов НПК, лет;
20 - срок полезного использования фрезерного станка, лет.
тыс. руб.
где 51 420 - платежи по налогу за имущество (ставка 2,2%).
Налог на имущество определяется исходя из среднегодовой остаточной стоимости вводимых фондов. В расчете принимается срок полезного использования фрезерного станка - 20 лет.
Экономия текущих затрат составит:
тыс. руб.
Приток денежных средств включает снижение текущих затрат по операционной деятельности и разность амортизационных отчислений.
тыс. руб.
Определение инвестиционных затрат:
К = 6 * 400 000 = 2 400 000 тыс. руб.
Налог на прибыль:
тыс. руб.
Чистая прибыль составит:
тыс. руб.
Срок окупаемости:
лет.
Чистый дисконтированный доход (ЧДД) по проекту за период оценивается в размере 8,0 млрд руб. (См. таблицу 9).
Таблица 9. Расчет экономической эффективности (ЧДД) повышения срока службы стрелочных переводов и их элементов по годам расчетного периода, млн руб.
Показатели |
Значение показателя по годам расчетного периода |
Итого за 10 лет |
||||||
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
... |
||
Операционная деятельность
| ||||||||
Приток денежных средств
| ||||||||
1. Снижение текущих затрат |
|
2141,8 |
2141,8 |
2141,8 |
2141,8 |
2141,8 |
|
21418,2 |
2. Амортизационные отчисления |
|
90,3 |
90,3 |
90,3 |
90,3 |
90,3 |
|
903,0 |
3. Всего притоки |
|
2232,1 |
2232,1 |
2232,1 |
2232,1 |
2232,1 |
|
22321,2 |
Отток денежных средств
| ||||||||
4. Налог на имущество |
|
51,5 |
50,2 |
48,8 |
47,5 |
46,2 |
|
455,4 |
5. Налог на прибыль |
|
480,0 |
480,3 |
480,6 |
481,0 |
481,3 |
|
4814,4 |
Инвестиционная деятельность
| ||||||||
Отток денежных средств
| ||||||||
6. Затраты, связанные с использованием результатов НТР (без НДС) |
2400,0 |
|
|
|
|
|
|
2400,0 |
7. Всего оттоки |
2400,0 |
531,5 |
530,5 |
529,5 |
528,5 |
527,5 |
|
7669,8 |
Денежный поток
| ||||||||
8. Чистый доход |
-2400,0 |
1700,6 |
1701,6 |
1702,6 |
1703,6 |
1704,6 |
|
14651,4 |
9. Чистый дисконтированный доход |
-2400,0 |
1546,0 |
1406,2 |
1279,2 |
1163,6 |
1058,4 |
|
8072,5 |
9.1. То же нарастающим итогом |
-2400,0 |
-854,0 |
552,3 |
1831,5 |
2995,1 |
4053,5 |
|
|
10. Коэффициент дисконтирования |
1,00 |
0,9091 |
0,8264 |
0,7513 |
0,6830 |
0,6209 |
|
|
Величина годового фактического эффекта в результате изменения цен на оборудование оценивается в размере 800 млн руб.
Приложение N 1
К Методике расчета и подтверждения
экономического эффекта от использования
результатов научно-технических работ
в деятельности ОАО "РЖД" по кругу ведения ЦП
Акт от _______________ 2008 г.
проверки фактического использования результатов НИОКР в производственной деятельности подразделений ЦП
(заполняется отдельно на каждый внедренный результат НИОКР)
Состав комиссии:
_______________ Председатель комиссии:
(Ф.И.О.) _____________________________________________
(указывается должность)
Члены комиссии:
_______________ _____________________________________________
(Ф.И.О.) (указывается должность)
_______________ _____________________________________________
(Ф.И.О.) (указывается должность)
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Шифр(ы) по планам НИР: __________________________________________________
Функциональный(е) заказчик(и): __________________________________________
Наименование: ___________________________________________________________
Сроки выполнения: год начала _____________, год окончания _______________
Исполнитель(и): _________________________________________________________
Объем финансирования, тыс. руб.: _______, в т.ч. без НДС, тыс. руб. _____
Реквизиты договора(ов): _________________________________________________
В РЕЗУЛЬТАТЕ ВЫПОЛНЕНИЯ НИОКР СОЗДАНЫ
Технические средства
|
Наименование технических средств (изделий) |
Дата и место ввода в эксплуатацию опытного образца, даты и номера актов |
Общий объем тиражирования по программам оснащения хозяйства (на дату проведения проверки) |
1. |
|
|
|
2. |
|
|
|
... |
|
|
|
Техническая и нормативная документация
|
Наименование документов |
1. |
|
2. |
|
... |
|
Использование результатов НИОКР в производственной деятельности
списаны не используется
используется редко
используется постоянно
Причины, по которым результат НИОКР не используется или используется редко
1. |
Отсутствует необходимость в применении (низкая полезность) |
|
2. |
Находится в неработоспособном состоянии |
|
3. |
Требует значительной доработки |
|
4. |
Отсутствует (частично или полностью) документация |
|
5. |
Отсутствуют специалисты с необходимой квалификацией |
|
6. |
Требуются значительные дополнительные ресурсы |
|
Иное: ___________________________________________________________ |
Эффективность результатов НИОКР в эксплуатации по 5-балльной системе: _________ баллов.
Наличие аналогов оборудования, в т.ч. производственном процессе данного производственного подразделения
Есть* Нет
Наименование аналогов*:
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
ЭФФЕКТЫ ОТ ВНЕДРЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ НИОКР
Показатели, по которым получен экономический эффект (например, сокращен штат на ________ человек, повышена производительность на _______%, экономия ресурсов и т.п.):
а) Конкретные эффектообразующие не выявлены
б) Перечень эффектообразующих факторов
|
Наименование |
Величина в натуральном выражении |
1. |
|
|
2. |
|
|
... |
|
|
Экономический эффект на единицу внедрения, тыс. руб.: _____________
Объем внедрения: __________________________________________________
Экономический эффект всего, тыс. руб.: ____________________________
Акты по рассмотрению результатов завершенных научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, выполненных по заказу ОАО "РЖД"**: N _______ от _________________ г., N ________ от ________________ г., ...
Объекты интеллектуальной собственности и результаты интеллектуальной деятельности, способные к правовой охране, созданные при выполнении НИОКР***:
_________________________________________________________________________
(названия и даты выдачи патентов, свидетельств об официальной
регистрации программ для ЭВМ и баз данных свидетельств о регистрации
товарных знаков)
Приложение: Назначение и технические характеристики технического средства или технологии (краткое описание), фотографии технических средств в реальных условиях эксплуатации (цветные, в хорошем качестве), _____ шт.
Подписи членов Комиссии:
Председатель ___________ /___________/
(Ф.И.О.)
Члены: ___________ /___________/
(Ф.И.О.)
___________ /___________/
(Ф.И.О.)
___________ /___________/
(Ф.И.О.)
___________ /___________/
(Ф.И.О.)
___________ /___________/
(Ф.И.О.)
______________________________
** Заполняется функциональным заказчиком
*** Заполняется ЦТЕХ
Копию заполненного акта с приложением представлять в ЦНТИ ОАО "РЖД" для дальнейшей обработки.
Приложение N 2
К Методике расчета и подтверждения
экономического эффекта от использования
результатов научно-технических работ
в деятельности ОАО "РЖД" по кругу ведения ЦП
Расчет расходов по проекту
Статья расходов |
Годы расчетного периода |
Всего |
||
1 |
... |
Т |
||
Затраты на оплату труда |
|
|
|
|
Отчисления на социальные нужды |
|
|
|
|
Материалы |
|
|
|
|
Амортизация |
|
|
|
|
Прочие и накладные |
|
|
|
|
ИТОГО: |
|
|
|
|
Приложение N 3
к Методике расчета и подтверждения
экономического эффекта от использования
результатов научно-технических работ
в деятельности ОАО "РЖД" по кругу ведения ЦП
Расчет показателя экономической эффективности (ЧДД)
Форма 1. Расчет показателя экономической эффективности (ЧДД) при наличии цены (тарифа) на продукцию, работы, услуги, руб.
N |
Показатели |
Порядок расчета |
Значение показателя по годам t расчетного периода |
Итого за Т |
||||
|
|
|
-1 |
0 |
1 |
2 |
... |
|
|
Приток денежных средств |
|||||||
|
по операционной деятельности |
|||||||
1 |
Доходы |
см. формулу 14 Методики |
|
|
|
|
|
|
2 |
Амортизационные отчисления |
= стр. 16 |
||||||
|
по инвестиционной деятельности |
|||||||
3 |
Экономия капитальных вложений |
|
|
|
|
|
|
|
4 |
Всего притоки |
|
|
|
|
|
|
|
|
Отток денежных средств |
|||||||
|
по операционной деятельности |
|||||||
5 |
Текущие расходы, связанные с использованием результатов НТР |
см. формулы 1-3 Методики |
|
|
|
|
|
|
5.1 |
в том числе текущие расходы без амортизации |
|
|
|
|
|
|
|
6 |
Налог на имущество |
= 0,022 * стр. 15 |
|
|
|
|
|
|
7 |
Налог на прибыль |
= 0,24 * стр. 18 |
|
|
|
|
|
|
|
по инвестиционной деятельности |
|||||||
8 |
Затраты, связанные с использованием результатов НТР (без НДС) |
см. формулу 18 |
|
|
|
|
|
|
9 |
Затраты на НИР, (без НДС, входящие в инвестиционные проекты) |
|
|
|
|
|
|
|
10 |
Всего оттоки |
|
|
|
|
|
|
|
|
Денежный поток |
|||||||
11 |
Чистый доход |
|
|
|
|
|
|
|
12 |
Дисконтированный доход |
|
|
|
|
|
|
|
13 |
то же нарастающим итогом |
|
|
|
|
|
|
|
14 |
Коэффициент дисконтирования |
|
|
|
|
|
|
|
|
Показатели для расчета налоговых платежей |
|||||||
15 |
Среднегодовая стоимость (для расчета налога на имущество) |
|
|
|
|
|
|
|
16 |
Амортизационные отчисления |
= стр. 8 / |
|
|
|
|
|
|
17 |
Валовая прибыль |
|
|
|
|
|
|
|
18 |
Налогооблагаемая прибыль |
|
|
|
|
|
|
|
19 |
Чистая прибыль |
|
|
|
|
|
|
Форма 2. Расчет показателя экономической эффективности (ЧДД) при отсутствии цены (тарифа) на продукцию, работы, услуги, руб.
N строки |
Показатели |
Порядок расчета |
Значение показателя по годам t расчетного периода |
Итого за Т |
||||
|
|
|
-1 |
0 |
1 |
2 |
... |
|
|
Приток денежных средств |
|||||||
|
по операционной деятельности |
|||||||
1 |
Снижение текущих затрат (без амортизации)* |
ФОТ, топливо, э/э, материалы: |
|
|
|
|
|
|
2 |
Амортизационные отчисления |
= стр. 16 |
||||||
|
по инвестиционной деятельности |
|||||||
3 |
Экономия капитальных вложений |
|
|
|
|
|
|
|
4 |
Всего притоки |
|
|
|
|
|
|
|
|
Отток денежных средств |
|||||||
|
по операционной деятельности |
|||||||
5 |
Снижение текущих затрат, включая амортизацию (для расчета величины налога на прибыль) |
ФОТ, топливо, э/э, материалы, амортизация |
|
|
|
|
|
|
6 |
Налог на имущество |
= 0,022 * стр. 15 |
|
|
|
|
|
|
7 |
Налог на прибыль |
= 0,24 * стр. 18 |
|
|
|
|
|
|
|
по инвестиционной деятельности |
|||||||
8 |
Затраты, связанные с использованием результатов НТР (без НДС) |
см. формулу 18 |
|
|
|
|
|
|
9 |
Затраты на НИР, входящие в инвестиционные проекты (без НДС) |
|
|
|
|
|
|
|
10 |
Всего оттоки |
|
|
|
|
|
|
|
|
Денежный поток |
|||||||
11 |
Чистый доход |
|
|
|
|
|
|
|
12 |
Дисконтированный доход |
|
|
|
|
|
|
|
13 |
то же нарастающим итогом |
|
|
|
|
|
|
|
14 |
Коэффициент дисконтирования |
|
|
|
|
|
|
|
Показатели для расчета налоговых платежей
| |||||||||
15 |
Среднегодовая стоимость (для расчета налога на имущество) |
|
|
|
|
|
|
|
|
16 |
Амортизационные отчисления |
= стр. 8 / |
|
|
|
|
|
|
|
17 |
Валовая прибыль |
= стр. 5 |
|
|
|
|
|
|
|
18 |
Налогооблагаемая прибыль |
|
|
|
|
|
|
|
|
19 |
Чистая прибыль |
|
|
|
|
|
|
|
______________________________
* Учитываются меняющиеся затраты, связанные с использованием результатов НТР ( - при использовании результатов НТР), по сравнению с затратами "без НТР" -
.
Приложение N 4
К Методике расчета и подтверждения
экономического эффекта от использования
результатов научно-технических работ
в деятельности ОАО "РЖД" по кругу ведения ЦП
Показатели экономической эффективности
Наименование показателя |
Значение |
Ставка дисконтирования, % |
|
Чистый дисконтированный доход (ЧДД), млн руб. |
|
Внутренняя норма доходности, % |
|
Срок окупаемости, лет |
|
Годовой экономический эффект, млн руб. |
|
Приложение N 5
К Методике расчета и подтверждения
экономического эффекта от использования
результатов научно-технических работ
в деятельности ОАО "РЖД" по кругу ведения ЦП
Форма подтверждения экономии эксплуатационных расходов при использовании n-го оборудования (квартал, год)
Наименование предприятия, где внедрено данное оборудование __________________________________________
N |
Показатели |
Единица измерения |
Величина показателя до внедрения |
Величина показателя после внедрения |
Изменение показателя, (- снижение) (+ увеличение) |
Экономия расходов, руб. (- снижение) (+ увеличение) |
1 |
Программа внедрения n-го оборудования |
ед./кв., год |
|
|
|
|
2 |
Затраты по заработной плате, меняющиеся в связи с внедрением n-го оборудования |
руб./кв., год |
|
|
|
|
2.1 |
Затраты по основной заработной плате |
руб./кв., год |
|
|
|
|
2.2 |
Отчисления на соцстрахование |
|
|
|
|
|
3 |
Материальные затраты, меняющиеся в связи с внедрением n-го оборудования |
тыс. руб./кв., год |
|
|
|
|
3.1 |
Затраты на работу на замену оборудования |
тыс. руб./кв., год |
|
|
|
|
3.2 |
Затраты на содержание оборудования |
тыс. руб./кв., год |
|
|
|
|
3.3 |
Затраты на ремонт (без НДС) |
тыс. руб./кв., год |
|
|
|
|
4 |
Затраты электроэнергии, меняющиеся в связи с внедрением n-го оборудования |
руб./кв., год |
|
|
|
|
4.1 |
Расход электроэнергии на единицу ремонта |
руб./кв., год |
|
|
|
|
4.2 |
Время работы оборудования на единицу измерения |
ч/кв., год |
|
|
|
|
4.3 |
Потребляемая мощность оборудования |
кВтч |
|
|
|
|
4.4 |
Тариф на электроэнергию |
руб. |
|
|
|
|
5 |
Расходы на содержание и ремонт оборудования (без НДС) |
руб./кв., год |
|
|
|
|
Итого экономия эксплуатационных расходов |
руб./кв., год |
|
|
|
|
Список нормативных актов и литературы
1. Налоговый кодекс Российской Федерации, часть первая//Собр. законодательства РФ 1998, N 31 ст. 3824, часть вторая//Собр. законодательства РФ 2000, N 32 ст. 3340.
2. Приказ Минтранса России от 17 августа 2007 г. N 124 "Об утверждении Порядка ведения раздельного учета доходов, расходов и финансовых результатов по видам деятельности, тарифным составляющим и укрупненным видам работ ОАО "РЖД", приложение N 1 - Номенклатура доходов и расходов по видам деятельности ОАО "РЖД".
3. Приказ Минфина РФ от 19 ноября 2002 г. N 115н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы" ПБУ 17/02".
4. Стратегические направления научно-технического развития ОАО "Российские железные дороги" на период до 2015 г. ("Белая книга" ОАО "РЖД").
5. Распоряжение ОАО "РЖД" от 05 июля 2008 г. N 1191р "Об утверждении Классификатора статей управленческого учета доходов (по видам деятельности, связанной с осуществлением перевозок, предоставлением услуг инфраструктуры и локомотивной тяги)".
6. Указание МПС России от 31.08.1998 г. N В-1024у "Об утверждении Методических рекомендаций по оценке инвестиционных проектов на железнодорожном транспорте".
7. Типовые требования к составлению технико-экономического обоснования, утв. Департаментом технической политики ОАО "РЖД" 08.12.2006 г.
8. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов (вторая редакция), утв. Минэкономики РФ, Минфин РФ, Государственный комитет РФ по строительной, архитектурной и жилищной политике N ВК 477 от 21 июня 1999 г./М.: Экономика, 2000 г., 421 с.
9. Методические рекомендации по определению экономической эффективности мероприятий научно-технического прогресса на железнодорожном транспорте/ВНИИЖТ МПС - М.: Транспорт, 1991 г., 239 с.
10. Цена Дайджест. Выпуск информационно-издательской фирмы "Цена-Информ", Москва, 2008 г., 174 с.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение ОАО "РЖД" от 30 декабря 2008 г. N 2884р "Об утверждении Методики расчета и подтверждения экономического эффекта от использования результатов научно-технических работ в деятельности ОАО "РЖД" по кругу ведения Департамента пути и сооружений"
Текст распоряжения опубликован не был