Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:
председателя Комиссии - заместителя начальника Управления контроля размещения государственного заказа Семенова Р.В.,
членов Комиссии:
заместителя начальника Управления по контролю за государственными и муниципальными информационными системами Абрамова Г.А.,
начальника правового отдела Управления контроля размещения государственного заказа Горбачевой О.В.,
начальника отдела правоприменительной практики и методологии Управления контроля размещения государственного заказа Прокофьевой Е.Д.(далее - Комиссия ФАС России),
при участии представителей:
ОАО "РЖД": Капралова Н.В. (доверенность от 11.10.2019 N 587-ДП);
представители ООО "ППК", ООО "РТС-тендер" на заседание Комиссии ФАС России не явились, уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО "ППК" от 07.02.2020N 12 на действие (бездействие) заказчика ОАО "РЖД" при проведении открытого конкурса в электронной форме N 995/ОКЭ-ДЖВ/19 на право заключения договора поставки информационно-оповестительного оборудования и выполнения работ по его инсталляции для дирекции железнодорожных вокзалов (извещение N 31908708554), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В ФАС России поступила жалоба ООО "ППК"(далее - Заявитель) от 07.02.2020 N 12 на действие (бездействие) заказчика ОАО "РЖД" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме N 995/ОКЭ-ДЖВ/19 на право заключения договора поставки информационно-оповестительного оборудования и выполнения работ по его инсталляции для дирекции железнодорожных вокзалов (извещение N 31908708554)(далее - Конкурс, Жалоба).
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.
При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и(или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО "РЖД", утвержденным решением Совета директоров ОАО "РЖД" (далее - Положение о закупке).
Согласно части 5 статьи 4 Закона о закупках, при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1. Извещение о проведении Конкурса, документация о проведении Конкурса (далее - Извещение, Документация) размещены в ЕИС - 24.12.2019;
2. Начальная (максимальная) цена договора - 419 998 488, 26 рублей;
3. Дата окончания подачи заявок - 02.03.2020;
4. Дата рассмотрения заявок - 11.03.2020;
5. Дата подведения итогов Конкурса - 12.03.2020.
6. Заказчиком 28.02.2020 в ЕИС опубликовано извещение об отмене Конкурса.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Из Жалобы следует, что при проведении Конкурса Заказчиком нарушены положения Закона о закупках, а именно:
1. Заказчиком в Документации не указан перечень разрешительных документов необходимых для выполнения работ по предмету закупки;
2. Заказчиком в Документации неправомерно установлено требование о необходимости предоставления победителем Конкурса сведений о наличии технических, сервисных службах при заключении договора;
3. Заказчиком не размещено Техническое задание в полном объеме, а именно отсутствуют требования к выполненным работам
Представитель Заказчика с доводами Жалобы не согласился и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Положением о закупке и Документацией.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителя Заказчика, Комиссия ФАС России установила следующее.
1. Согласно доводу Жалобы, Заказчиком в Документации не указан перечень разрешительных документов необходимых для выполнения работ по предмету закупки.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика установлен подпунктом 2 пункта 32 Положения о закупке.
Пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к участникам такой закупки.
Согласно пункту 1.2 Документации предметом закупки является поставка информационно-оповестительного оборудования и выполнения работ по его инсталляции для нужд Дирекции железнодорожных вокзалов.
Пунктом 3.1.12 проекта договора "поставщик обязан иметь лицензии и разрешения, необходимые для выполнения настоящего Договора".
На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика пояснил, что в Документации не установлено требование о наличии разрешительных документов, в том числе, лицензий, в связи с тем, что предметом Конкурса является, в том числе поставка оборудования, не требующая наличия у участника разрешительных документов для исполнения обязательств по предмету закупки.
На основании вышеизложенного, а также учитывая тот факт, что Заявитель на заседание Комиссии ФАС России не явился и не представил доказательств, свидетельствующих об обоснованности довода Жалобы, Комиссия ФАС России приходит к выводу о том, что довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Заказчиком в Документации неправомерно установлено требование о необходимости предоставления победителем Конкурса сведений о наличии технических, сервисных службах при заключении договора.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Согласно подпункту 4 пункта 2 Технического задания участник Конкурса "должен иметь возможность осуществления гарантийного ремонта оборудования, указанного в его техническом предложении в технических, сервисных центрах. В подтверждение возможности осуществления гарантийного ремонта участник при заключении договора должен представить сведения о технических, сервисных службах производителей оборудования на территории Российской Федерации с указанием перечня технических, сервисных служб, осуществляющих гарантийный ремонт оборудования, являющегося предметом конкурса, их адресов и телефонов и сведения о собственных технических, сервисных службах с указанием их адресов и телефонов по Форме сведений о наличии технических, сервисных служб приложения N 5 к конкурсной документации".
На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика пояснил, что требование о представлении сведений о наличии сервисных, технических служб, установлено в целях проверки возможности осуществления гарантийного обслуживания исполнителем.
Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках, положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 Закона о закупках, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Кроме того, согласно пункту 457 Положения о закупке, по результатам конкурентной закупки товаров, работ, услуг между заказчиком и победителем заключается договор, формируемый путем включения условий, предложенных в заявке победителя, участника, с которым заключается договор, в проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения и документации о конкурентной закупке.
На основании вышеизложенного, требование Заказчика о представлении победителем сведений о наличии технических, сервисных служб на стадии заключения договора, является излишним и обременяет победителя, как участника закупки, заблаговременно организовать такую службу или осуществить взаимодействие с представителями производителя поставляемого оборудования.
На основании изложенного, Комиссия ФАС России приходит к выводу о том, что действия Заказчика противоречат Положению о закупках и нарушают часть 1 статьи 2 Закона о закупках.
3. Заказчиком не размещено Техническое задание в полном объеме, а именно отсутствуют требования к выполненным работам.
Пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика;
Согласно пункту 1.2 Документации предметом закупки является поставка информационно-оповестительного оборудования и выполнения работ по его инсталляции для нужд Дирекции железнодорожных вокзалов.
Пунктом 2 Технического задания установлены нормативные документы документы, согласно которым установлены требования к выполнению работ:
- Технический регламент Таможенного Союза "О безопасности низковольтного оборудования" ТР ТС 004/211;
- Технический регламент Таможенного Союза "Электромагнитная совместимость технических средств" ТР ТС 020/2011.
Вместе с тем, представитель Заявителя на заседании Комиссии ФАС России не явился и не представил доказательств, свидетельствующих об обоснованности довода Жалобы, Комиссия ФАС России приходит к выводу о том, что довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частями 17, 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России решила:
1. Признать жалобу ООО "ППК" (ИНН: 3666186360; ОГРН: 1133668034280)от 07.02.2020N 12 на действия (бездействие) заказчика ОАО "РЖД" (ИНН: 7708503727, ОГРН: 1037739877295) при проведении открытого конкурса в электронной форме N 995/ОКЭ-ДЖВ/19 на право заключения договора на поставку информационно-оповестительного оборудования и выполнения работ по его инсталляции для Дирекции железнодорожных вокзалов (извещение N 31908708554)обоснованной в части довода о неправомерном установлении требования о необходимости предоставления победителем Конкурса сведений о наличии материально-технических ресурсов при заключении договора.
2. Признать ОАО "РЖД" нарушившим часть 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
3. Обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений, в соответствии с принятым решением от 02.03.2020 по делу N 223ФЗ-155/20 не выдавать, поскольку Заказчиком 28.02.2020 в ЕИС опубликовано извещение об отмене Конкурса.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии ФАС России |
Р.В. Семенов |
Члены Комиссии ФАС России |
Г.А. Абрамов |
|
О.В. Горбачева |
|
Е.Д. Прокофьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 2 марта 2020 г. N 223ФЗ-155/20 "По результатам рассмотренияжалобы ООО "ППК"на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Текст решения опубликован не был