Решение Самарского областного суда от 14 февраля 2020 г. N 3а-260/20
Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-260/20 по административному исковому заявлению К.О.В. о признании недействующими нормативных правовых актов в части, с участием прокурора У.Т.А., представителя К.О.В. по доверенности К.Ю.О., министерства имущественных отношений Самарской области М.Ф.Р., установил:
К.О.В. обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать недействующими со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год, утверждённый приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 года N 1907, в части включения в пункты N и N нежилых помещений с кадастровыми номерами N и N, Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года N 1647 в части включения в пункты N и N нежилых помещений с кадастровыми номерами N и N, Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 года N 1608 в части включения в пункты N и N нежилых помещений с кадастровыми номерами N и N.
Требования обоснованы тем, что в указанные пункты Перечней включены принадлежащие административному истцу на праве собственности нежилые помещения с кадастровыми номерами N и N, которые не отвечают критериям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку данные помещения используются для зрелищно-развлекательной деятельности, не относящейся к бытовым услугам. Включение указанных объектов в Перечни влечет увеличение налогооблагаемой базы по налогу на имущество физического лица и нарушает его права и законные интересы.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности К.Ю.О. поддержала заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.
Представитель министерства имущественных отношений Самарской области М.Ф.Р. просил отказать в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что нежилые помещения включены в Перечни как объекты бытовых услуг, в которых осуществляется зрелищно-развлекательная деятельность.
Заинтересованное лицо-общество с ограниченной ответственностью "С." не направило в суд своего представителя, представило письменный отзыв относительно заявленных требований.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что требования К.О.В. подлежат удовлетворению, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования следует удовлетворить.
В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается главой 32 Налогового кодекса Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области Министерство имущественных отношений Самарской области от 25 ноября 2014 года N 719 уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В рамках переданных полномочий Министерством имущественных отношений Самарской области издан приказ от 14 ноября 2016 года N 1907, которым утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год.
Приказом от 18 октября 2017 года N 1647 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2018 год.
Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2019 год, утверждён приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 года N 1608.
Нежилое помещение с кадастровым номером N включено в пункт N Перечня на 2017 год, в пункт N Перечня на 2018 год, в пункт N Перечня на 2019 год.
Нежилое помещение с кадастровым номером N включено в пункт N Перечня на 2017 год, в пункт N Перечня на 2018 год, в пункт N Перечня на 2019 год.
Приказ министерства от 14 ноября 2016 года N 1907 официально опубликован в изданиях "Волжская коммуна", N 313 (29859), 24.11.2016, на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 24.11.2016, в издании "Волжская коммуна", N 316 (29862), 29.11.2016 (продолжение), в издании "Волжская коммуна", N 318 (29864), 30.11.2016 (продолжение).
Приказ министерства от 18 октября 2017 года N 1647 опубликован в изданиях "Волжская коммуна", N 281 (30176), 31.10.2017 (Приказ, приложение (пп. 1-90)),"Волжская коммуна", N 283 (30178), 01.11.2017 (Приложение (пп. 91-16435)), "Волжская коммуна", N 285 (30180), 02.11.2017 (Приложение (пп. 16436-20775)), "Волжская коммуна", N 297 (30192), 16.11.2017 (Приложение (пп. 20776-34378)).
Приказ министерства от 29 октября 2018 года N 1608 опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 16.11.2018, "Волжская коммуна", N 308 (30543), 20.11.2018 года.
В соответствии с подпунктами 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В соответствии с пунктами 3, 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Из материалов дела следует, что К.О.В. на праве собственности принадлежит нежилое помещение с кадастровым номером N площадью 228,7 кв. м, расположенное по адресу: <адрес>, нежилое помещение с кадастровым номером N площадью 38,9 кв. м, расположенное по адресу: <адрес>.
Согласно выписок из Единого государственного реестра недвижимости нежилые помещения имеют наименование и назначение: нежилое помещение.
По сведениям технического учета в вышеуказанных нежилых помещениях располагаются помещения, назначение которых не конкретизировано.
Нежилые помещения расположены на земельном участке с кадастровым номером N, видом разрешенного использования которого является: для строительства жилой застройки (1-й этап).
Указанный вид разрешенного использования земельного участка не предполагает размещение на нем объектов офисного, коммерческого, делового назначения, торговых объектов и объектов общественного питания.
Фактическое использование нежилых помещений на момент включения их в оспариваемые Перечни административным ответчиком не проводилось.
Из актов осмотра, выполненных 10 сентября 2019 года ГБУ Самарской области "Центр размещения рекламы, следует, в нежилых помещениях с кадастровыми номерами N и N располагаются объекты общественного питания.
Между тем, к данным актам осмотра суд относится критически, поскольку невозможно определить, на основании чего сделаны выводы о размещении в нежилых помещениях объектов общественного питания, фотографии к актам осмотра не приложены.
Согласно представленного суду акта осмотра объектов с недвижимости, выполненного 17 декабря 2019 года обществом с ограниченной ответственностью Кадастрово-риэлторский центр "С.", следует, что помещение с кадастровым номером N по всему периметру оснащено мягкой мебелью, стеллажами с книгами и иными предметами интерьера, журнальными столиками, видеоиграми, телевизионными экранами, игровыми автоматами, столом для настольного тенниса. На площади 4 кв. м расположено холодильное оборудование и выделенная зона с администратором, что составляет менее 20% от общей площади помещения. Нежилое помещение с кадастровым номером N на площади 38,9 кв. м оборудовано мягкой мебелью и игровыми автоматами. Нежилые помещения переданы в аренду обществу с ограниченной ответственностью "С." и фактически используются как зона отдыха с кратковременным пребыванием посетителей. Признаки использования нежилых помещений как объектов офисного и торгового назначения, а также как объектов бытового обслуживания или общественного питания отсутствуют.
Общество с ограниченной ответственностью "Спелое место", использующее нежилые помещения на основании договоров аренды, заключенных 1 июля 2018 года, 1 июня 2019 года, не оказывает населению услуги по общественному питанию, в его штатном расписании отсутствуют повара и кухонные работники, в помещении отсутствуют места для приготовления и хранения продуктов, кухня, витрины для выкладки продуктов питания, меню и прейскуранты.
Согласно ОКВЭД ОК 029-2014 КДЕС Ред. 2 основным видом деятельности общества с ограниченной ответственностью "Спелое место" является деятельность зрелищно-развлекательная прочая (код 93.29).
Согласно распоряжения Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2016 года N 2496-р код Классификатора 93.29 не относится к бытовым услугам.
Доказательств тому, что нежилые помещения фактически используются как объекты оказания бытовых услуг населению, административным ответчиком не предоставлено.
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что включение нежилых помещений в Перечни не соответствует критериям статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, поэтому заявленные административным истцом требования подлежат удовлетворению.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
С учетом ограниченного срока применения оспариваемых норм (2017, 2018, 2019 годы), суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание оспариваемых норм недействующими со дня принятия.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
Требования К.О.В. удовлетворить.
Признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год, утверждённый приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 года N 1907, в части включения в пункт N нежилого помещения с кадастровым номером N, в пункт N нежилого помещения с кадастровым номером N, с даты принятия.
Признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года N 1647, в части включения в пункт N нежилого помещения с кадастровым номером N, в пункт N нежилого помещения с кадастровым номером N с даты принятия.
Признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 года N 1608, в части включения в пункт N нежилого помещения с кадастровым номером N, в пункт N нежилого помещения с кадастровым номером N с даты принятия.
Решение может быть обжаловано в четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 19 февраля 2020 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 14 февраля 2020 г. N 3а-260/20
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании