Решение Самарского областного суда от 14 февраля 2020 г. NЗа-38/2020
Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-2187/2019 по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Р." к Министерству имущественных отношений Самарской области об оспаривании нормативных правовых актов в части, с участием: прокурора В.С.Ш., представителя административного истца ООО "Р." - Г.А.В., представителя административного ответчика Министерства имущественных отношений Самарской области - М.Ф.Р., установил:
ООО "Р." обратилось в Самарский областной суд с административным исковым заявлением к Министерству имущественных отношений Самарской области об оспаривании нормативных правовых актов в части.
В иске указало, что Обществу на праве собственности принадлежит нежилое помещение с кадастровым номером N, площадью 838,2 кв. м., расположенное по адресу: <адрес>.
Данное нежилое помещение включено в пункт N перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год; в пункт N перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год.
Однако, мероприятий по определению фактического использования нежилого здания на момент формирования и утверждения перечней на 2018, 2019 годы административным ответчиком не проводилось.
Фактически помещение не имеет внутренней отделки, отсутствует покрытие на полу, на стенах и потолках, водоснабжение, канализация, отопление, дверные проемы не заполнены. Таким образом, в текущем состоянии нежилое помещение невозможно использовать в каких-либо коммерческих целях.
Истец не является торговой организацией либо организацией занимающейся общественным питанием и бытовым обслуживанием. Согласно выписке из ЕГРЮЛ, ООО "Р." имеет следующие виды деятельности: аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом, покупка и продажа собственного недвижимого имущества, аренда и управление собственным или арендованным жилым недвижимым имуществом, аренда и управление собственным или арендованным нежилым недвижимым имуществом.
Указанное нежилое помещение расположено в многоквартирном жилом доме с кадастровым номером N по адресу: <адрес>. Земельный участок под многоквартирным жилым домом не сформирован.
Административный истец считает, что наименование и назначение спорного нежилого помещения не соответствуют критериям объектов недвижимости в целях применения положений пунктов 1, 3, 4 статьи 378.2 НК РФ, в связи с чем, просит суд признать недействующими с момента принятия:
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, утверждённый Приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года N 1647, в части включения в него под пунктом N нежилого помещения с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>;
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утверждённый Приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 года N 1608, в части включения в него под пунктом N нежилого помещения с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>, пом.н3;
- взыскать с Министерства имущественных отношений Самарской области расходы по оплате государственной пошлины в размере 4 500 рублей.
Представитель административного истца ООО "Р." по доверенности Г.А.В. в судебном заседании административные исковые требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель административного ответчика Министерства имущественных отношений Самарской области по доверенности М.Ф.Р. в судебном заседании, административные исковые требования не признал, пояснил, что спорное нежилое помещение включалось в Перечни на 2018 и 2019 г.г. согласно ежегодно представляемым Управлением Росреестра по Самарской области сведениям из ЕГРН в порядке информационного взаимодействия. Спорный объект имеет наименование - нежилое помещение, в связи с чем, ответчик сделал вывод о попадании его под критерий, указанный в статье 372 Налогового кодекса Российской Федерации, и включил в перечни как объект, который предназначен для использования в коммерческих целях. На момент включения спорного объекта в перечни осмотр не производился. Также М.Ф.Р. пояснил, что ответчик не участвовал в осмотре спорного помещения, проведенном истцом, поскольку настоящий осмотр не может подтвердить, что находилось в помещении на период утверждения оспариваемых нормативно-правовых актов.
Представитель заинтересованного лица - ООО "П." в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, об уважительных причинах неявки суд не уведомил, об отложении слушания дела не просил.
В соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Суд, заслушав объяснения представителя административного истца, возражения представителя административного ответчика, заключение прокурора, полагавшего, что заявленные требования подлежат удовлетворению, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается НК РФ и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с НК РФ, законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 НК РФ).
В статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, в том числе для отдельных видов недвижимого имущества, перечень которых установлен пунктом 1 приведенной нормы и налоговая база которых определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке.
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области Министерство имущественных отношений Самарской области от 25 ноября 2014 года N 719 уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В рамках переданных полномочий министерством имущественных отношений Самарской области изданы приказы:
- от 18 октября 2017 года N 1647 об утверждении Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год;
- от 29 октября 2018 года N 1608, которым утвержден аналогичный Перечень объектов недвижимого имущества на 2019 год.
Оспариваемые приказы изданы в установленных законом порядке и форме уполномоченным органом и официально опубликованы. По мотивам отсутствия полномочий у министерства имущественных отношений Самарской области на принятие приказов, а также по порядку их опубликования нормативные правовые акты не оспариваются.
В указанные Перечни на 2018 и 2019 г.г. включено нежилое помещение с кадастровым номером N, расположенное по адресу: <адрес>, пом.н3 (номер в перечне за 2018 год - N, за 2019 год - N).
В соответствии с пунктом 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и здания в них;
2) нежилые здания, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;
4) жилые дома и жилые здания, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.
Согласно пункту 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), здания в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные здания, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные здания, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), здания в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что нежилое помещение с кадастровым номером N, площадью 838,2 кв. м., расположенное по адресу: <адрес>, пом.н3, принадлежит на праве собственности ООО "Р." на основании договора купли-продажи, заключенного 06.02.2018 г. между истцом и ООО "П.".
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости с кадастровым номером N, назначение спорного объекта: нежилое помещение, наименование: данные отсутствуют.
Указанное нежилое помещение находится в подвале N 1 многоквартирного 9-ти этажного дома с кадастровым номером N, площадью 11836 кв. м., что подтверждается соответствующей выпиской из ЕГРН от 31.10.2019 г.
Земельный участок, на котором расположен многоквартирный 9-ти этажный дом, по адресу: <адрес> не сформирован, что подтверждается уведомлением УФСГРКиК по Самарской области от 30.12.2019 г. об отсутствии в ЕГРН запрашиваемых сведений.
Из технического паспорта, составленного ООО "П." по состоянию на 27.11.2019 г., усматривается, что нежилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, имеет общую площадь 870,2 кв. м и состоит из 26-ти помещений площадью - 17,9 кв. м; 12,5 кв. м; 8,4 кв. м;17,0 кв. м;10,0 кв. м; 4,0 кв. м; 14,4 кв. м; 9,8 кв. м; 16,4 кв. м; 386,1 кв. м;87,3 кв. м; 13,0 кв. м; 4,8 кв. м; 6,7 кв. м;14,5 кв. м;13,1 кв. м; 6,8 кв. м;86,3 кв. м;17,4 кв. м; 14,3 кв. м;7,6 кв. м;1,2 кв. м; 32,2 кв. м;10,0 кв. м;9,9 кв. м;14,0 кв. м; 4-х лестниц площадью - 5,2 кв. м;3,4 кв. м;10,5 кв. м; 10,3 кв. м; 2-х коридоров площадью 2,6 кв. м. и 2,6 кв. м.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц основной вид деятельности ООО "Р." - аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом, покупка и продажа собственного недвижимого имущества, аренда и управление собственным или арендованным жилым недвижимым имуществом, аренда и управление собственным или арендованным нежилым недвижимым имуществом.
Согласно акту осмотра спорного объекта недвижимости от 27.11.2019 г., составленному представителем истца по доверенности Г.А.В., фактически все помещения в объекте с кадастровым номером N, общей площадью 838, 20 кв. м, не используются (пустые) в них ведутся ремонтные и отделочные работы.
На указанный осмотр приглашался представитель Министерства имущественных отношений Самарской области, уведомление о проведении осмотра получено им 22.11.2019 г., что подтверждается почтовым уведомлением и квитанцией от 20.11.2019 г., однако, на осмотр представитель ответчика не явился.
В судебном заседании обозревался отчет, выполненный ООО "Н." от 17.08.2018 г. N, об оценке нежилого помещения с кадастровым номером N, общей площадью 838,2 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, пом.н3. Из имеющихся в отчете фотоматериалов следует, что все помещения спорном объекте фактически не используются (пустые) в них ведутся ремонтные и отделочные работы. Данные обстоятельства также подтверждаются инженерно-техническим заключением по обследованию нежилого помещения, составленным ООО "К." в декабре 2019 года.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что наименование и назначение нежилого помещения, его технические характеристики однозначно не предполагают размещение в нем офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, назначение спорного нежилого помещения не может быть признано безусловно определенным в целях применения положений ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем, требовалось установление фактического использования объекта недвижимости.
Как следует из материалов дела, мероприятий по определению фактического использования спорного нежилого помещения на момент формирования и утверждения Перечней не проводилось.
Таким образом, доказательств фактического использования нежилого помещения в целях размещения административных (офисных, торговых) объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания ответчиком не представлено.
В соответствии с частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований и возражений.
В силу ч. 9 ст. 213 КАС РФ обязанность доказывания соблюдения процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта и его соответствие нормативным правовым актам большей юридической силы, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.
Суд полагает, что со стороны административного ответчика не доказан факт соответствия объекта недвижимости, принадлежащего на праве собственности ООО "Р." критериям, поименованным в ст. 378.2 НК РФ.
Доводы административного ответчика о том, что для отнесения объектов к категории офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания достаточно указания наименования помещения - нежилое помещение в сведениях, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, суд не может принять во внимание, поскольку они основаны на неправильном толковании вышеприведенных норм права.
Таким образом, принимая во внимание представленные доказательства, учитывая назначение и фактическое использования рассматриваемого нежилого помещения, суд полагает, что со стороны административного ответчика не доказан факт соответствия объекта недвижимости, находящегося на праве собственности у ООО "Р." критериям, поименованным в ст. 378.2 НК РФ.
При таких обстоятельствах требования истца в части необоснованности включения в Перечни спорного объекта недвижимости, подлежат удовлетворению.
Суд полагает обоснованными и требования о признании недействующим в оспариваемой части нормативных правовых актов со дня их принятия по следующим основаниям.
Согласно статье 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение, в том числе, об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Исходя из положений части 1 и 2 статьи 383 НК РФ, налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
В течение налогового периода налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по налогу, если законом субъекта Российской Федерации не предусмотрено иное. По истечении налогового периода налогоплательщики уплачивают сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 382 настоящего Кодекса.
Согласно статье 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Поскольку оспариваемые нормативные акты имеют ограниченный срок действия (на 2018 и 2019 гг.), признание отдельных их положений не действующими с момента принятия нормативных актов, будет способствовать восстановлению нарушенных прав и законных интересов административного истца в полном объеме.
Также суд полагает подлежащим удовлетворению требование истца о взыскании с ответчика расходов по оплате госпошлины, исходя из следующего.
Согласно статье 103 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела. Размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В соответствии со статьей 106 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, к издержкам, связанным с рассмотрением административного дела, относятся: суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам; расходы на оплату услуг переводчика, понесенные иностранными гражданами и лицами без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации; расходы на проезд и проживание сторон, заинтересованных лиц, связанные с явкой в суд; расходы на оплату услуг представителей; расходы на производство осмотра на месте; почтовые расходы, связанные с рассмотрением административного дела и понесенные сторонами и заинтересованными лицами; другие признанные судом необходимыми расходы.
Согласно статье 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса. По делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.
При подаче административного иска ООО "Р." была уплачена государственная пошлина в размере 4 500 рублей, что подтверждается платежным поручением от 18.10.2019 года N 21.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о возможности возмещения ООО "Р." расходов, понесенных в связи с уплатой государственной пошлины в размере 4 500 рублей.
Таким образом, требования административного иска подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 208-215 КАС РФ, суд решил:
Административный иск ООО "Р." к Министерству имущественных отношений Самарской области об оспаривании нормативных правовых актов в части - удовлетворить.
Признать недействующими со дня принятия:
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, утверждённый Приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года N 1647, в части включения в него под пунктом N нежилого помещения с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>, пом.н3;
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утверждённый Приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 года N 1608, в части включения в него под пунктом N нежилого помещения с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>, пом.н3.
Взыскать с Министерства имущественных отношений Самарской области за счет казны Самарской области в пользу ООО "Р." расходы по уплате государственной пошлины в размере 4 500 рублей.
Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 23 января 2020 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 14 февраля 2020 г. NЗа-38/2020
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании