Решение Самарского областного суда от 17 марта 2020 г. N 3а-791/2020
Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-791/2020 по административному исковому заявлению ПАО "М.В." в лице филиала - С.Р.С." об оспаривании нормативного правового акта, установил:
ПАО "М.В." в лице филиала - С.Р.С." обратилось в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просило признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 года N 1608, в части включения в него под пунктом N нежилого здания с кадастровым номером N, под пунктом N нежилого здания с кадастровым номером N, под пунктом N нежилого здания с кадастровым номером N, под пунктом N нежилого здания с кадастровым номером N, под пунктом N нежилого здания с кадастровым номером N, под пунктом N нежилого здания с кадастровым номером N, под пунктом N нежилого здания с кадастровым номером N, взыскать с административного ответчика расходы по оплате государственной пошлины в размере 31 500 руб.
Требования обоснованы тем, что включенные в Перечень нежилые здания не соответствует критериям, установленным статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку предназначены и используются для производственной деятельности ПАО "М.В." в лице филиала - С.Р.С.". Включение указанных объектов недвижимости в Перечень незаконно возлагает на административного истца обязанность по уплате налога на имущество в повышенном размере, что влечет нарушение его прав.
Представители административного истца по доверенности Б.Э.В., Т.М.Н., П.И.Е. в судебном заседании поддержали заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.
Представитель Министерства имущественных отношений Самарской области М.Ф.Р. просил отказать в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что нежилые здания включены в Перечень по их наименованию - административные здания.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что заявленные требования подлежат удовлетворению, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования следует удовлетворить.
В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введение в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации /статьи 14, 372 НК РФ/.
Законом Самарской области от 25 ноября 2003 года N 98-ГД "О налоге на имущество организаций на территории Самарской области" налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в пункте 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области Министерство имущественных отношений Самарской области от 25 ноября 2014 года N 719 уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В рамках переданных полномочий приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 года N 1608 утверждён Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год /далее Перечень/.
В указанный Перечень включены следующие нежилые здания: с кадастровым номером N (пункт N), с кадастровым номером N (пункт N), с кадастровым номером N (пункт N), с кадастровым номером N (пункт N), с кадастровым номером N (пункт 15 957), с кадастровым номером N (пункт N), с кадастровым номером N (пункт N).
Приказ Министерства издан в установленном порядке уполномоченным органом и опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 16.11.2018, в издании "Волжская коммуна", N 308 (30543), 20.11.2018 года.
В соответствии с пунктом 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
Согласно пункту 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Из материалов дела следует, что ПАО "М.В." в лице филиала - С.Р.С." на праве собственности принадлежат следующие объекты недвижимости: нежилое здание с кадастровым номером N площадью 544,9 кв. м, расположенное по адресу: <адрес>; нежилое здание с кадастровым номером N площадью 280,5 кв. м, расположенное по адресу: Самарская <адрес>; нежилое здание с кадастровым номером N площадью 115,2 кв. м, расположенное по адресу: <адрес>; нежилое здание с кадастровым номером N площадью 48, 3 кв. м, расположенное по адресу: <адрес>; нежилое здание с кадастровым номером N площадью 334.1 кв. м, расположенное по адресу: <адрес>; нежилое здание с кадастровым номером N площадью 731 кв. м. расположенное по адресу: <адрес>; нежилое здание с кадастровым номером N площадью 567,6 кв. м, расположенное по адресу: <адрес>.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости все вышеперечисленные здания имеют назначение - нежилое здание, а наименования у всех разные: у нежилого здания с кадастровым номером N здание электрических сетей Х. РЭС; с кадастровым номером N здание электрических сетей П. РЭС; с кадастровым номером N здание санитарной обработки; с кадастровым номером N здание N 1 электрических сетей Н. ЛМП К. РЭС; с кадастровым номером N здание N 1 электрических сетей Б. РЭС; с кадастровым номером N здание N 1 электрических сетей Ч.У. ВВЛ; с кадастровым номером N здание электрических сетей К. РЭС.
По сведениям технических паспортов нежилые здания с кадастровыми номерами N, N, N имеют наименование контора, нежилое здание с кадастровым номером N административно-бытовое, однако, в указанных зданиях отсутствуют помещения офисного назначения.
В сведениях технических паспортов всех других нежилых зданий не содержатся данные о расположении в них объектов офисного назначения.
Исходя из технического паспорта нежилого здания с кадастровым номером N в нем располагаются бассейн, парная, промывочная, комната отдыха, кухня.
Как следует из пояснений представителей административного истца. указанные помещения предназначены только для своих сотрудников, беспрепятственный доступ в указанные помещения неопределенного круга лиц ограничен.
В связи с изложенными обстоятельствами указанный объект нельзя считать предназначенным для бытового обслуживания населения.
Таким образом, назначение и наименование вышеуказанных зданий не свидетельствуют о размещении в нежилых зданий объектов офисного, коммерческого, делового назначения.
Нежилые здания расположены на следующих земельных участках: нежилое здание с кадастровым номером N на земельном участке с кадастровым номером 63:34:0801032:92 с видом разрешенного использования: для размещения РЭС.
Нежилое здание с кадастровым номером N расположено на земельном участке с кадастровым номером 63:28:0804009:12 с видом разрешенного использования: под РПБ П. РЭС и подстанции П. 110/35/10 КВ; нежилое здание с кадастровым номером N на земельном участке с кадастровым номером N (разрешенное использование: для размещения конторы, здания санобработки, гаражей ЛМП Н. участка и учебного полигона); нежилое здание с кадастровым номером N на земельном участке с кадастровым номером N (разрешенное использование: под объекты энергетики); нежилое здание с кадастровым номером N на земельном участке с кадастровым номером N (разрешенное использование: для размещения подстанции и подъездного пути); нежилое здание с кадастровым номером N на земельном участке с кадастровым номером N (разрешенное использование: для пионерной базы).
Перечисленные виды земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, не подразумевали расположение на них офисных объектов, объектов торговли, общественного питания или бытового обслуживания.
Мероприятия по определению фактического использования нежилых зданий на момент утверждения оспариваемого нормативного правового акта административным ответчиком не проводились.
Административным ответчиком представлены в суд акты осмотра объектов недвижимости, которые не могут быть положены в основу решения суда, поскольку они выполнены ГБУ СО "ЦРР" 18 сентября 2019 года, 19 сентября 2019 года, 23 сентября 2019 года, 24 сентября 2019 года ГБУ СО "ЦРР", после утверждения оспариваемого нормативного правового акта.
Кроме того, в указанных актах отражено, что во всех нежилых помещениях располагаются офисы, процентное отношение которых по отношению к общей площади нежилых зданий составляет более 20%.
Однако, как следует из пояснений представителей административного истца, помещения, именуемые в актах осмотра офисами, не сдаются в аренду сторонним лицам и организациям, в них располагаются сотрудники административного истца.
Основным видом деятельности ПАО "М.В." в лице филиала - С.Р.С." является передача электроэнергии и технологическое присоединение к распределительным сетям.
Доказательств тому, что нежилые здания предназначены или фактически используются как офисные объекты, объекты торговли, общественного питания или бытового обслуживания административный ответчик не предоставил.
Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что ни по предназначению, ни по фактическому использованию, ни по виду разрешенного использования земельных участков нежилые здания не соответствуют требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с этим требования административного истца о признании недействующим Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утверждённого Приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 года N 1608, в части включения в него под пунктами N, N, N, N, N, N, N нежилых зданий с кадастровыми номерами N, N, N, N, N, N, N подлежат удовлетворению.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
С учетом ограниченного срока применения оспариваемой нормы (2019 год), суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание оспариваемой нормы недействующей со дня принятия.
Административным истцом уплачена государственная пошлина в размере 31 500 руб. (платежное поручение N 1060 от 28 января 2020 года).
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 333.19 Налогового кодекса российской Федерации государственная пошлина, подлежащая уплате при подаче административного иска, составляет 4500 руб., и она подлежит взысканию с административного ответчика.
Остальная сумма государственной пошлины в размере 27 000 руб. является излишне уплаченной, и она подлежит возврату административному истцу в соответствии с требования пункта 1 части 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
Требования ПАО "М.В." в лице филиала - С.Р.С." удовлетворить.
Признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 года N 1608, в части включения в него под пунктом N нежилого здания с кадастровым номером N, под пунктом N нежилого здания с кадастровым номером N, под пунктом N нежилого здания с кадастровым номером N, под пунктом N нежилого здания с кадастровым номером N, под пунктом N нежилого здания с кадастровым номером N, под пунктом N нежилого здания с кадастровым номером N, под пунктом N нежилого здания с кадастровым номером N, со дня принятия.
Взыскать с министерства имущественных отношений Самарской области в пользу ПАО "М.В." в лице филиала - С.Р.С." государственную пошлину в размере 4500 руб.
Возвратить ПАО "М.В." в лице филиала - С.Р.С." излишне уплаченную государственную пошлину в размере 27 000 руб.
Решение может быть обжаловано в четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 20 марта 2020 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 17 марта 2020 г. N 3а-791/2020
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании