Решение Самарского областного суда от 27 января 2020 г. N 3а-158/2020
Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-158/2020 по административному иску общества с ограниченной ответственностью "О." о признании недействующим в части Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утвержденного приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 г. N 1608, с участием прокурора С.А.В., представителя ООО "О." М.А.С., установил:
Общество с ограниченной ответственность "О." обратилось в Самарский областной суд с административным иском, в котором просит признать недействующим со дня его принятия пункт NN Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утверждённого приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 года N 1608 (далее также Перечень).
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что под названным пунктом в Перечень включено принадлежащее обществу на праве собственности нежилое помещение с кадастровым номером N, не подпадающее под критерии, установленные статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку оно используется для производственных целей строительного предприятия ООО "О.", арендующего здание. Включение здания в Перечень нарушает права и законные интересы административного истца, так как влечет необоснованное увеличение налогового бремени.
В судебном заседании представитель ООО "О." М.А.С., действующая на основании доверенности от 14 марта 2019 года, административный иск поддержала по изложенным в нем основаниям.
Представитель министерства имущественных отношений Самарской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Ранее в ходе судебного разбирательства представитель министерства М.Ф.Р., действующий на основании доверенности, административные исковые требования ООО "О." не признал, пояснил, что включение нежилого помещения с кадастровым номером N в Перечень, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 29.10.2018 г. N 1608, осуществлялось по данным, полученным из регистрирующего органа, в соответствии с его наименованием и назначением на основании п.п. 1 ч. 1 ст. 378.2 НК РФ.
В силу ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав объяснения представителей сторон, заключение прокурора С.А.В., полагавшей, что административный иск подлежит удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 208 Кодекса административного судопроизводства РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.
В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введение в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации /статьи 14, 372 НК РФ/.
В силу статьи 1.1 Закона Самарской области от 25 ноября 2003 года N 98-ГД "О налоге на имущество организаций на территории Самарской области" налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в пункте 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 25 ноября 2014 года N 719 министерство имущественных отношений Самарской области уполномочено на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
В рамках переданных полномочий приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 29.10.2018 года N 1608 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год.
Под пунктом N в указанный Перечень включено нежилое помещение с кадастровым номером N.
Перечень опубликован в издании "Волжская коммуна", N 308 (30543) 20.11.2018 г.
С учетом изложенного выше, суд приходит к выводу, что оспариваемый административным истцом нормативный правовой акт принят министерством имущественных отношений Самарской области с соблюдением компетенции и в пределах предоставленных субъекту Российской Федерации полномочий в области определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества.
Оспариваемый нормативный правовой акт принят в форме приказа министерства имущественных отношений Самарской области, подписан уполномоченным лицом, опубликован до наступления первого числа очередного налогового периода по налогу на имущество в соответствии с требованиями пункта 7 статьи 378.2 НК РФ.
Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт соответствует требованиям, предъявляемым к форме и процедуре его принятия и в указанной части не оспаривается.
Проверяя соответствие оспариваемого нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В силу пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Согласно пункта 4 статьи 378.2 НК РФ в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно пункту 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Таким образом, по смыслу приведенных выше положений Налогового кодекса РФ, отнесение недвижимого имущества к объектам делового, административного или коммерческого назначения, а также к объектам торговли, общественного питания и (или) бытового обслуживания осуществляется в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание (строение, сооружение), предназначения и фактического использования помещений.
В силу пункта 9 статьи 378.2 НК РФ вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что ООО "О." является собственником объекта капитального строительства с кадастровым номером N, площадью 155, 5 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 19.12.2019 г., копией свидетельства о государственной регистрации права от 25.09.2015 г.
По сведениям Единого государственного реестра недвижимости объект имеет назначение и наименование "нежилое помещение".
Указанное помещение входит в состав здания с кадастровым номером N с назначением "нежилое здание", наименованием "гараж, мойка".
Нежилое здание расположено на земельном участке с кадастровым номером N с видом разрешенного использования "для производственной базы".
По данным технической документации - экспликации к техническому паспорту от 08.02.2019 г., спорный объект состоит из частей назначением "мойка", "кабинет", "подсобное", "умывальная", "сан.узел".
Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС РЕД. 2), утвержденным приказом Росстандарта от 31.01.2014 г. N 14-ст, в числе бытовых услуг "мойка", как таковая, не поименована.
Таким образом, по сведениям Единого государственного реестра недвижимости и документам технического учета (инвентаризации) наименование и назначение спорного нежилого помещения, как и вид разрешенного использования земельного участка, не могут быть признаны безусловно определенными в целях применения положений п.п. 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ, поскольку прямо не предусматривают размещение в спорном помещении офисов, торговых объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания, в связи с чем для включения его в Перечень объектов на 2019 г.г. требовалось установление фактического использования нежилого помещения.
Однако, мероприятий по определению фактического использования нежилого помещения на момент формирования и утверждения оспариваемых Перечней административным ответчиком не проводилось.
Согласно акту осмотра нежилого помещения специалистами Государственного бюджетного учреждения Самарской области "Центр размещения рекламы" от 24.04.2019 г. фактическое использование помещения определено как "автомойка" - 100, 9 кв. м, раздевалка, комната отдыха, сан.узел, коридор.
Вместе с тем, в данном акте не содержится сведений о том, кем именно, на каком основании и с какого времени используется указанное выше помещение, площадью 100,9 кв. м. Приложенные к акту фотоматериалы не подтверждают фактическое осуществление деятельности автомойки в целях оказания бытовых услуг неопределенному кругу лиц.
Из материалов настоящего административного дела также видно, что согласно Уставу ООО "О." и выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 26.11.2019 г., основным видом деятельности Общества является аренда и управление собственным или арендованным нежилым недвижимым имуществом.
Материалами дела подтверждается, что в налоговый период 2019 года спорное нежилое помещение, площадью 155, 5 кв. м было передано собственником в аренду ООО "О." по договору от 01.02.2019 г. сроком до 31.12.2020 г. для организации технической мойки автотранспортных средств арендатора (застройщика) (п. 1.2 договора).
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц основным видом деятельности ООО "О." является строительство жилых и нежилых зданий.
Как следует из представленного административным истцом заключения о результатах обследования объекта недвижимого имущества от 24.01.2020 г., подготовленного кадастровым инженером ООО "С.", нежилое помещение с кадастровым номером N используется в качестве технической мойки. Основным помещением, используемым непосредственно в качестве мойки автотранспорта, является помещение площадью 105, 1 кв. м, иные помещения выполняют вспомогательные функции: бытовые помещения 50, 4 кв. м, умывальная комната 4, 4 кв. м, санузел 3, 1 кв. м.
Доступ на территорию базы, на которой располагается спорное нежилое помещение, осуществляется по пропускам (документам) установленной формы с подписью ответственного лица, свободный доступ неограниченному кругу лиц отсутствует, что подтверждается договором об охране объектов и контроля ввоза-вывоза товарно-материальных ценностей от 01.10.2015 г., заключением кадастрового инженера от 24.01.2020 г.
Доказательств, подтверждающих, что нежилое помещение в период 2019 года использовалось для оказания бытовых услуг неограниченному кругу лиц, связанных с мойкой автотранспортных средств за плату, административным ответчиком, в нарушении требований ч. 2 ст. 62, ч. 9 ст. 213 КАС РФ, суду не представлено.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии правовых и фактических оснований для включения нежилого помещения с кадастровым номером N в Перечень объектов недвижимого имущества на 2019 год и полагает, что оспариваемый в части нормативный правовой акт - приказ министерства имущественных отношений Самарской области N 1608 от 29.10.2018 г. не соответствует закону, имеющему большую юридическую силу, что нарушает права и законные интересы административного истца, возлагая на него обязанность по уплате налога на имущество в завышенном размере.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 КАС РФ суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
С учетом ограниченного срока применения оспариваемых норм, суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание нормативного правового акта недействующим в части со дня его принятия.
На основании изложенного, заявленные ООО "О" требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
административный иск ООО "О." удовлетворить.
Признать недействующим со дня его принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 года N 1608, в части включения в него под пунктом N нежилого помещения с кадастровым номером N, площадью 155,5 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>.
Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда обще юрисдикции в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 04.02.2020 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 27 января 2020 г. N 3а-158/2020
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании