Решение Самарского областного суда от 2 марта 2020 г. N 3а-737/2020
Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-737/2020 по административному исковому заявлению С.А.В. к министерству имущественных отношений Самарской области о признании недействующими в части нормативных правовых актов органа государственной власти субъекта Российской Федерации, установил:
С.А.В. обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующими со дня их принятия:
- пункт N N Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, утверждённого приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года N 1647;
- пункт N N Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утверждённого приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 года N 1608;
- пункт N N Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год, утверждённого приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 07 октября 2019 года N 2201.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что под названными пунктами в Перечни включено принадлежащее ему на праве собственности нежилое здание с кадастровым номером N , не подпадающее под критерии, установленные статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку оно не является административно-деловым либо торговым центром и не использовалось в спорные налоговые периоды в качестве объекта бытового обслуживания или общественного питания. Здание является складом и используется в личных целях. Включение его в Перечни нарушает права и законные интересы административного истца, поскольку возлагает обязанность по уплате налога на имущество в повышенном размере.
В судебном заседании представитель административного истца С.Н.В., действующий на основании доверенности, поддержал заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.
Представитель министерства имущественных отношений Самарской области Ф.А.О., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения административного иска, пояснила, что принадлежащее административному истцу нежилое здание включено в Перечни на 2018-2020 г.г. на основании сведений, полученных в порядке информационного взаимодействия из Единого государственного реестра недвижимости, в соответствии с п.п. 2 п. 3 ст. 378.2 НК РФ. Полагает, что поскольку объект капитального строительства является складом металлов, он предназначен для использования в административных, деловых либо коммерческих целях.
Выслушав объяснения представителей сторон, заключение прокурора С.А.В., полагавшей, что административный иск подлежит удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования являются обоснованными.
В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (глава 32) и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введение в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1 Закона Самарской области N 107-ГД от 10.11.2014 г., 1 января 2015 года установлено как единая дата начала применения на территории Самарской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
Согласно п. 3 ст. 402 Главы 32 "Налог на имущество физических лиц" Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
При этом, согласно Решению Думы городского округа Тольятти Самарской области от 12 ноября 2014 г. N 510 "О налоге на имущество физических лиц на территории городского округа Тольятти", для объектов налогообложения, включенных в Перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ, ставка налога установлена в повышенном размере.
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 25 ноября 2014 года N 719 министерство имущественных отношений Самарской области является органом исполнительной власти Самарской области, уполномоченным на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
В силу части 3 статьи 4, статьи 9 Закона Самарской области от 07.07.2000 г. N 28-ГД "О нормативных правовых актах Самарской области" министерства и иные органы исполнительной власти Самарской области, их должностные лица по вопросам, входящим в их компетенцию, принимают (издают) приказы.
В рамках переданных полномочий министерством имущественных отношений Самарской области изданы приказы:
- от 30 ноября 2017 года N 1647, которым утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду приказ Министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 г. N 1647
- от 29 октября 2018 года N 1608, которым утвержден аналогичный Перечень объектов недвижимого имущества на 2019 год.
- от 07 октября 2019 года N 2201, которым утвержден аналогичный Перечень объектов недвижимого имущества на 2020 год.
Оспариваемые приказы изданы в установленных законом порядке и форме уполномоченным органом и официально опубликованы. По мотивам отсутствия полномочий у министерства имущественных отношений Самарской области на принятие приказов, а также по порядку их опубликования нормативные правовые акты не оспариваются.
В указанные Перечни на 2018 г. под пунктом N, на 2019 г. под пунктом N, на 2020 г. под пунктом N включено нежилое здание с кадастровым номером N, площадью 1212,5 кв. м, расположенное по адресу: <адрес>.
Собственником нежилого здания является С.А.В., что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 09.10.2019 г.
Как следует из объяснений представителя административного ответчика принадлежащее административному истцу нежилое здание включено в Перечни на 2018,2019 и 2020 гг. на основании п.п. 2 п. 3 ст. 378.2 НК РФ.
Проверяя соответствие оспариваемых нормативных правовых актов нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них.
В силу пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
По сведениям Единого государственного реестра недвижимости (далее также ЕГРН) объект капитального строительства с кадастровым номером N, площадью 1212, 5 кв. м, имеет назначение: "Нежилое здание" и наименование: "Склад металлов", данные о виде его разрешенного использования отсутствуют.
Согласно технической документации - экспликации к техническому паспорту от 30.10.2019 г., указанное выше 1-этажное нежилое здание "склад металлов" включает части назначением "кабинет" 18,7 кв. м, "раздевалка", "склады", "санузлы", "лестница", "коридор", "тамбур", "холл", "операторская".
Нежилое здание расположено на земельном участке с кадастровым номером N с видом разрешенного использования "склады (6.9), о чем представлена выписка из ЕГРН от 09.10.2019 г.
Таким образом, по сведениям Единого государственного реестра недвижимости и документам технического учета наименование и назначение спорного нежилого здания, как и помещений в нем, а также вид разрешенного использования земельного участка не могут быть признаны безусловно определенным в целях применения положений п.п. 2 п. 1, п.п. 2 п. 3 ст. 378.2 НК РФ, поскольку не соответствуют названным критериям, так как не предусматривают размещение административно-деловых либо торговых центров, офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, в связи с чем для включения нежилого здания в Перечни объектов на 2018-2020 гг. требовалось установление его фактического использования.
Однако, мероприятий по определению фактического использования нежилого здания на момент формирования и утверждения оспариваемых Перечней административным ответчиком не проводилось. От проведения осмотра объекта недвижимости в ходе судебного разбирательства представитель административного ответчика отказался.
Установлено, что нежилое здание с кадастровым номером N в спорные налоговые периоды в аренду не сдавалось, используется С.А.В. в личных целях.
В соответствии со ст. 346.27 Налогового кодекса РФ бытовые услуги - платные услуги, которые оказываются физическим лицам и коды которых в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности и Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности определяются Правительством Российской Федерации.
С.А.В. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 17.04.2015 г. с основным видом деятельности "обработка металлов и нанесение покрытий на металлы" (код 25.61).
Данный вид деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК-029-2014 КДЕС. Ред.2, утвержденным приказом Росстандарта от 31.01.2014 г. N 14-ст и распоряжением Правительства РФ от 24.11.2016 г. N 2496-р, относится к видам экономической деятельности, связанным с оказанием бытовых услуг.
Вместе с тем, из представленного административным истцом акта осмотра объекта недвижимого имущества от 25.11.2019 г., подготовленного кадастровым инженером Н.Т.В., следует, что здание фактически используется под склад, процентное отношение площади административно-бытовых помещений: 18, 7 (кабинет N 1) и 62, 5 кв. м (кабинет N 23), а всего 81, 2 кв. м составляет 6,7% от общей площади объекта (1212, 5 кв. м).
Доказательств, подтверждающих, что нежилое здание используется для предоставления бытовых услуг населению административным ответчиком в нарушение требований ч. 2 ст. 62, ч. 9 ст. 213 КАС РФ суду не представлено. Доводы административного истца о том, что помещение используется как складское, не опровергнуты.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии правовых и фактических оснований для включения принадлежащего административному истцу на праве собственности нежилого здания с кадастровым номером N в Перечни объектов недвижимого имущества на 2018-2020 г.г. и полагает, что приказы министерства имущественных отношений Самарской области в оспариваемой части не соответствуют закону, имеющему большую юридическую силу, что нарушает права и законные интересы административного истца, возлагая на него обязанность по уплате налога на имущество в завышенном размере.
Несмотря на истечение срока действия Перечней на 2018 и 2019 г.г., оспариваемые нормативные правовые акты затрагивают права и законные интересы административного истца, поскольку обязанность по уплате налога на имущество в полной мере не выполнена и не утрачена возможность взыскания недоимки.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
С учетом ограниченного срока применения оспариваемых норм, суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание оспариваемых нормативных правовых актов недействующими в части со дня их принятия.
На основании изложенного, заявленные С.А.В. требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 175-180, 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
Административный иск С.А.В. удовлетворить.
Признать недействующими со дня их принятия:
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, утверждённого приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года N 1647 в части включения в него подпунктом N N нежилого здания с кадастровым номером N, площадью 1212, 5 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>;
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 года N 1608 в части включения в него подпунктом N N нежилого здания с кадастровым номером N, площадью 1212, 5 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>;
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 07 октября 2019 года N 2201 в части включения в него подпунктом N N нежилого здания с кадастровым номером N, площадью 1212, 5 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>.
Сообщение о решении суда подлежит опубликованию в официальном печатном издании "Волжская коммуна" в течение месяца со дня его вступления в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 06.03.2020 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 2 марта 2020 г. N 3а-737/2020
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании