Досье на проект федерального закона
В Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.
Законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" в целях повышения уровня защиты прав и законных интересов потребителей туристических услуг и совершенствования государственного регулирования туристской деятельности, а также создания условий для эффективного функционирования единой информационной системы электронных путевок (далее - система).
Концептуально идея законопроекта о формировании правовых механизмов, способствующих повышению качества туристских услуг, предоставляемых туроператорами, оперативному предупреждению и реагированию на риски, связанные с банкротством туроператоров, и обеспечивающих их экономическую ответственность перед потребителями этих услуг, поддерживается.
Законопроектом предлагается установить, что нарушение туроператором запрета на реализацию туристского продукта без формирования электронной путевки и размещения сведений о ней в системе является основанием для исключения сведений о таком туроператоре из единого федерального реестра туроператоров и одновременно влечет за собой административную ответственность туроператора в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При этом законопроект взаимосвязан с проектом федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", предусматривающим установление административной ответственности за нарушение порядка и сроков формирования и размещения электронной путевки в единой информационной системе электронных путевок, а также размещение электронной путевки не в полном объеме и (или) содержащей недостоверную информацию.
Таким образом, принимая во внимание, что исключение туроператора из указанного реестра влечет за собой запрет на осуществление туроператорской деятельности, что на практике означает приостановление деятельности туроператора, предлагаемые изменения фактически устанавливают для туроператора двойную административную ответственность за одно и то же правонарушение, что не согласуется с принципами назначения административного наказания.
Кроме того, поскольку в законопроекте не регламентируется взаимодействие туроператоров и турагентов в части внесения сведений в систему, это не позволяет разграничить ответственность этих субъектов за нарушение запрета на реализацию туристского продукта без формирования электронной путевки и размещения сведений о ней в системе.
Наряду с этим законопроект не предусматривает порядок и сроки формирования электронной путевки, а также сроки размещения сведений об электронной путевке в системе, и не решает на законодательном уровне вопрос о юридической значимости информации, содержащейся в системе, применительно к обеспечению защиты прав потребителей туристских услуг.
Предлагаемое законопроектом изменение в части взимания оператором системы платы за размещение такой путевки в указанной информационной системе с одновременным установлением обязанности туроператоров (турагентов) по размещению путевки в системе может повлечь за собой удорожание туристского продукта, предлагаемого туроператорами (турагентами).
Законопроект следует также дополнить положением, регламентирующим процедуру определения Правительством Российской Федерации оператора системы.
В законопроекте необходимо унифицировать терминологию применительно к процедурам формирования электронной путевки, размещения сведений о ней в системе и ввода соответствующих данных в систему.
Представляется целесообразным также рассмотреть вопрос о поэтапном введении обязанности по формированию электронной путевки, предусмотрев первоочередное ее введение для крупных туроператоров, реализующих путевки для выездного туризма с последующим введением данной обязанности для других туроператоров с учетом их финансовых и технологических возможностей.
Правительством Российской Федерации законопроект поддерживается с учетом указанных замечаний.
Заместитель Председателя |
Д. Григоренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Правительства РФ от 1 апреля 2020 г. N 2753п-П44 "Официальный отзыв на проект федерального закона N 831599-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", внесенный депутатами Государственной Думы В.Г. Газзаевым, С.М. Боярским, И.В. Сапко и Д.В. Сазоновым"
Текст письма опубликован не был