Во исполнение Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" Администрация Большеигнатовского муниципального района постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о проведении эвакуационных мероприятий при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их обеспечении на территории Большеигнатовского муниципального района.
2. Рекомендовать Государственному казенному учреждению "Социальная защита населения по Большеигнатовскому району Республики Мордовия" при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера организовать оказание социальной и гуманитарной помощи пострадавшему населению.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Главы Большеигнатовского муниципального района по социальным вопросам - начальника управления по социальной работе Администрации Большеигнатовского муниципального района Кирееву Т.М.
4. Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования.
Глава Большеигнатовского муниципального района |
Т.Н. Полозова |
Положение
о проведении эвакуационных мероприятий при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их обеспечении на территории Большеигнатовского муниципального района
(утв. постановлением Администрации Большеигнатовского муниципального района от 22 января 2020 г. N 36)
1. Общие положения
1.1 Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года N 794 "О Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2004 года N 303 "О порядке эвакуации населения материальных и культурных ценностей в безопасные районы" и определяет основные задачи, порядок планирования, организации и обеспечение эвакуационных мероприятий при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Большеигнатовского муниципального района.
1.2 Эвакуационные мероприятия включают в себя следующие понятия:
эвакуация населения - комплекс мероприятий по организованному вывозу (выводу) населения из зоны чрезвычайной ситуации или вероятной чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера и его кратковременному размещению в заблаговременно подготовленных по условиям первоочередного жизнеобеспечения в безопасных районах (местах);
безопасный район (место) - территория, находящаяся вне пределов зоны вероятной чрезвычайной ситуации, установленной для населенных пунктов, имеющих потенциально опасные объекты, подготовленная для размещения населения, эвакуируемого из зоны чрезвычайной ситуации;
жизнеобеспечение населения - совокупность взаимосвязанных по времени, ресурсам и месту проведения мероприятий, направленных на создание и поддержание условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей в зонах чрезвычайной ситуации, на маршрутах эвакуации и в местах размещения по нормам и нормативам для условий чрезвычайной ситуации, разработанным и утвержденным в установленном порядке.
1.3 Основные элементы жизнеобеспечения эвакуируемого населения:
- обеспечение жильем;
- обеспечение продуктами питания, водой, предметами первой необходимости, коммунально-бытовыми услугами;
- охрана общественного порядка;
- противопожарное обеспечение;
- медицинское обеспечение;
- инженерное обеспечение;
- материально-техническое обеспечение;
- информационное обеспечение.
1.4 Эвакуация населения организуется, планируется и осуществляется по производственно-территориальному принципу, который предполагает, что вывоз (вывод) из зон чрезвычайной ситуации рабочих, служащих и учащихся организуется по предприятиям, организациям, учреждениям и учебным заведениям, а эвакуация остального населения - по месту жительства через территориальные органы управления Большеигнатовского муниципального района. В определенных случаях (ночное время суток, выходные и праздничные дни) эвакуация населения осуществляется по территориальному признаку непосредственно из мест нахождения населения на момент объявления эвакуации.
1.5 Эвакуация проводится в два этапа.
Первый этап - эвакуация населения из зон чрезвычайной ситуации в пункты временного размещения, расположенные вне этих зон. Под пункты временного размещения используются дома культуры, спортивные сооружения, учебные заведения и другие общественные помещения.
Второй этап - при затяжном характере чрезвычайной ситуации или невозможности возвращения в места постоянного проживания проводится перемещение населения с пунктов временного размещения в пункты длительного проживания, где возможно длительное проживание и всестороннее жизнеобеспечение, находящиеся на территории Большеигнатовского муниципального района, или по решению председателя комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Республики Мордовия, на территорию сопредельного муниципального образования в Республике Мордовия. Под пункты длительного проживания используются санатории, профилактории, дома отдыха, гостиницы, оздоровительные лагеря и другие соответствующие помещения.
1.6 Вероятными источниками возникновения чрезвычайных ситуаций, угрожающих здоровью и жизни людей, осложняющих производственную деятельность на территории района, могут быть:
- пожароопасные объекты;
- аварии или нарушения нормального жизнеобеспечения населения, при которых возникает угроза жизни и здоровью людей.
- лесные и прочие пожары.
1.7 В зависимости от времени и сроков проведения вводятся следующие варианты эвакуации населения:
- упреждающая (заблаговременная);
- экстренная (безотлагательная).
При получении достоверных данных о высокой вероятности возникновения стихийного бедствия, проводится упреждающая (заблаговременная) эвакуация населения из прогнозируемых зон чрезвычайных ситуаций. В случае возникновения чрезвычайной ситуации проводится экстренная (безотлагательная) эвакуация населения.
1.8 Решение на проведение эвакуации населения в зависимости от масштаба чрезвычайной ситуации принимается Главой Большеигнатовского муниципального района, председателем комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Республики Мордовия.
1.9 Общее руководство эвакуацией населения осуществляется Главой Большеигнатовского муниципального района, комиссиями по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности сельских поселений, организаций и учреждений, находящихся на территории Большеигнатовского муниципального района. Непосредственная организация и проведение эвакуации возлагается на эвакуационные комиссии: Большеигнатовского муниципального района, организаций и учреждений.
1.10 Эвакуируемое население размещается в безопасных районах до особого распоряжения, в зависимости от обстановки.
1.11 Способы эвакуации населения и сроки ее проведения определяются в зависимости от масштабов чрезвычайной ситуации, численности населения в зоне чрезвычайной ситуации, наличия транспорта и местных условий. Основным способом эвакуации является вывоз населения всеми видами транспорта с использованием ведомственного и личного автомобильного транспорта, транспорта организаций и граждан, осуществляющих производственную деятельность и проживающих в зоне чрезвычайной ситуации. Вывод населения пешим порядком планируется на некоторых этапах экстренной эвакуации.
2. Основы планирования эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера
2.1. Планирование, организация и проведение эвакуации населения, его размещение в безопасных районах (местах) непосредственно возлагается на эвакуационные органы совместно с комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Большеигнатовского муниципального района.
2.2. План эвакуации населения оформляется в виде раздела плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Большеигнатовского муниципального района. Эвакуационные мероприятия планируются и готовятся в повседневной деятельности и осуществляются при возникновении чрезвычайной ситуации. Приемной эвакуационной комиссией разрабатываются планы приема, размещения и первоочередного жизнеобеспечения эвакуируемого населения.
2.3. Планы эвакуации населения (приема, размещения эвакуируемого населения) отрабатываются текстуально и графически в виде схем, графиков, расчетов, приложений на картах и пояснительной запиской к плану эвакуации.
2.4. Основной задачей приемной эвакуационной комиссии при планировании эвакомероприятий является сбор и подготовка необходимых исходных данных, выбор мест размещения эвакуируемого населения.
2.5. Порядок разработки и содержание планов эвакуации, приема, размещения и первоочередного жизнеобеспечения населения определяется соответствующими нормативно-правовыми документами, устанавливающими требования по организации, планированию, обеспечению и проведению эвакуации населения из зон чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
3. Организация проведения эвакуационных мероприятий
3.1. Проведение эвакуации населения возлагается на комиссию по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Большеигнатовского муниципального района, приемную эвакуационную комиссию Большеигнатовского муниципального района.
3.2. В зависимости от обстановки устанавливаются три режима функционирования эвакуационных органов:
- режим повседневной деятельности - функционирование при нормальной производственно-промышленной и метеорологической обстановке;
- режим повышенной готовности - функционирование при ухудшении производственно-промышленной и метеорологической обстановки, при получении прогноза о возможности возникновения чрезвычайной ситуации;
- режим чрезвычайной ситуации - функционирование при возникновении и ликвидации чрезвычайной ситуации.
3.3. Решение о введении режимов функционирования эвакуационных органов и проведении эвакуации населения принимает Глава Большеигнатовского муниципального района.
3.4. Основные мероприятия в режимах функционирования эвакуационных органов:
3.4.1. В режиме повседневной деятельности:
- разработка планов эвакуации, размещения и первоочередного жизнеобеспечения населения в безопасных районах;
- учет населения, попадающего в опасные зоны при возникновении чрезвычайной ситуации;
- определение маршрутов эвакуации;
- планирование и решение вопросов обеспечения эвакуационных мероприятий;
- планирование и уточнение вопросов транспортного обеспечения эвакуации населения;
- организация взаимодействия с органами военного командования по использованию транспортных средств и коммуникаций;
- подготовка эвакуационных органов к выполнению задач по предназначению.
3.4.2. В режиме повышенной готовности:
- приведение в готовность эвакуационных комиссий;
- уточнение категорий и численности эвакуируемого населения;
- подготовка к развертыванию пунктов временного размещения эвакуируемого населения;
- подготовка транспортных средств к перевозкам людей;
- контроль подготовки к эвакуации населения, пунктов посадки и высадки населения, пунктов временного и длительного проживания;
- уточнение с взаимодействующими приемной эвакуационной комиссией планов приема, размещения и обеспечения жизнедеятельности населения в безопасных районах (местах).
3.4.3. В режиме чрезвычайной ситуации:
- контроль за работой администрации пунктов временного размещения, пунктов длительного проживания, служб, обеспечивающих эвакуацию населения;
- информирование населения об обстановке в местах размещения эвакуируемого населения;
- контроль за подачей транспорта транспортными организациями на пункты посадки населения;
- контроль за ходом и проведением эвакуации населения;
- поддержание устойчивой связи с пунктами временного размещения, длительного проживания и транспортными службами;
- организация работы по жизнеобеспечению населения, оставшегося без крова.
3.5. Проведение эвакуации населения в каждом конкретном случае определяется условиями возникновения и развития чрезвычайной ситуации, характером и пространственно-временными параметрами воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.
3.6. При получении достоверного прогноза возникновения чрезвычайной ситуации организуются и проводятся подготовительные мероприятия, цель которых заключается в создании благоприятных условий для организованного вывоза или вывода населения из зоны чрезвычайной ситуации.
Подготовительные мероприятия включают:
- приведение в готовность эвакуационных комиссий, администраций пунктов временного размещения, пунктов длительного проживания населения и уточнение порядка их работы;
- уточнение численности населения, подлежащего эвакуации пешим порядком и транспортом;
- распределение транспортных средств;
- подготовка маршрутов эвакуации;
- подготовка к развертыванию эвакуационных органов, пунктов размещения населения, пунктов посадки и высадки;
- проверка готовности систем оповещения и связи.
3.7. При получении сигнала (распоряжения) на проведение эвакуации населения осуществляются следующие мероприятия:
- оповещение председателя приемной эвакуационной комиссии и населения о начале и порядке проведения эвакуации;
- развертывание и приведение в готовность эвакуационных органов, пунктов размещения и проживания населения;
- сбор и подготовка к отправке в безопасные районы населения, подлежащего эвакуации;
- подача транспортных средств к пунктам посадки населения;
- прием и размещение эвакуируемого населения в безопасных районах, заблаговременно подготовленных по первоочередным видам жизнеобеспечения.
3.8. При аварии на транспорте, перевозящем аварийно-химические опасные вещества, вывод (вывоз) населения из зоны заражения и временное его размещение производится в зависимости от реально складывающейся обстановки. Регистрация эвакуированных производится непосредственно в местах (пунктах) размещения.
3.9. Эвакуация населения из зон затопления (наводнения) проводится при угрозе или в случае повышения уровня воды в период паводка, а также при разрушении объектов жизнеобеспечения вследствие возникновения данного стихийного явления.
3.10. При возникновении природных пожаров, угрожающих жизни и здоровью населения и сельскохозяйственным животным, эвакуационные мероприятия зависят от следующих условий: скорости распространения пожара, метеоусловий и характера местности.
В зависимости от пожарной обстановки эвакуационные мероприятия могут проводиться в два этапа. На первом этапе эвакуационных мероприятий население выводится из зоны пожара в безопасные места. На втором этапе эвакуационных мероприятий население выводится (вывозится) к пунктам временного размещения (пунктам длительного проживания).
4. Обеспечение эвакуационных мероприятий
В целях создания условий для организованного проведения эвакуации, планируются и осуществляются мероприятия по следующим видам обеспечения: транспортному, медицинскому, охране общественного порядка, безопасности дорожного движения, инженерному, материально-техническому, связи и оповещению, разведке.
4.1. Транспортное обеспечение - комплекс мероприятий, охватывающих подготовку, распределение и эксплуатацию транспортных средств, предназначенных для выполнения эвакуационных перевозок.
Проведение эвакуации населения требует наличия парка транспортных средств, возможности их привлечения к осуществлению эвакуационных мероприятий (в том числе и транспорта, находящегося в личном пользовании), максимального использования транспортных коммуникаций.
Для организованного осуществления автотранспортных перевозок и создания условий устойчивого управления ими на всех этапах эвакуации создаются автомобильные колонны и группы транспорта, находящегося в личном пользовании граждан.
Автомобильные колонны формируются на основе автотранспортных предприятий общего пользования и автотранспорта других организаций.
Владельцы транспорта личного пользования объединяются в группы на основе добровольного согласия. Транспортные средства личного пользования заблаговременно регистрируются, учитываются и сводятся в самостоятельные колонны, которые формируются органами Государственной инспекции безопасности дорожного движения по месту их регистрации. С владельцами личного транспорта заключается соглашение - обязательство на их участие в эвакуационных мероприятиях, материальное обеспечение и возмещение расходов.
4.2. Медицинское обеспечение - проведение органами здравоохранения организационных, лечебных, санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических мероприятий, направленных на охрану здоровья эвакуируемого населения, своевременное оказание медицинской помощи заболевшим и получившим травмы в ходе эвакуации, а также предупреждение возникновения и распространения массовых инфекционных заболеваний.
При проведении эвакуации осуществляются следующие мероприятия:
- развертывание медицинских пунктов в местах временного размещения и длительного проживания, пунктах посадки и высадки, организация дежурства на них медицинского персонала;
- организация обслуживания нетранспортабельных больных;
- контроль за санитарным состоянием мест временного размещения и длительного проживания эвакуируемого населения;
- непрерывное наблюдение за противоэпидемической обстановкой, выявление инфекционных больных;
- снабжение медицинских пунктов и формирований здравоохранения, привлекаемых к обеспечению эвакуируемого населения, медицинским имуществом.
Медицинское обеспечение организуется по территориально-производственному принципу. Руководство медицинским обеспечением осуществляет главный врач ГБУЗ РМ "Ичалковская ЦРБ". За своевременность развертывания медицинских пунктов, их оснащение медицинским имуществом, качество медицинского обслуживания эвакуируемого населения несут руководители конкретных лечебно-профилактических учреждений в соответствии с разработанными планами медицинского обеспечения.
4.3. Охрана общественного порядка и обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется межмуниципальным отделом МВД России по обслуживанию Ичалковского и Большегнатовского муниципальных районов и включает следующие мероприятия:
- осуществление пропускного режима (блокирование автомагистралей и пешеходных путей);
- проведение выборочного контроля технического состояния транспортных средств, предназначенных для эвакоперевозок;
- оказание содействия в мобилизации транзитного транспорта в целях вывоза людей из зон чрезвычайной ситуации;
- охрана порядка и обеспечение безопасности на эвакуационных объектах, маршрутах эвакуации, в местах размещения эваконаселения, предупреждение паники и дезинформационных слухов;
- охрана объектов на этот период;
- регулирование дорожного движения на загородных маршрутах эвакуации;
- сопровождение автоколонн с эвакуированным населением;
- обеспечение режима допуска транспорта в зону чрезвычайной ситуации;
- борьба с преступностью на маршрутах эвакуации и в местах размещения;
- регистрация эвакуированного населения и ведение адресно-справочной работы (создание банка данных о нахождении граждан, эвакуированных из зоны чрезвычайной ситуации).
4.4. Инженерное обеспечение - создание необходимых условий для эвакуации населения из зон чрезвычайных ситуаций путем обустройства объектов инженерной инфраструктуры в местах сбора эваконаселения в районах размещения.
Инженерное оборудование поселений размещения эвакуируемого населения включает в себя:
- оборудование общественных зданий и сооружений, устройство временных сооружений для размещения эвакуируемого населения;
- оборудование сооружений для временных торговых точек, медицинских пунктов, полевых хлебопекарен, бань и других объектов быта;
- оборудование пунктов водоснабжения.
Инженерное обеспечение на маршрутах эвакуации:
- оборудование объездов разрушенных или непроходимых участков дорог;
- оборудование и содержание переправ через водные преграды;
- очистка дорог от снега;
- содержание труднопроходимых участков проселочных дорог.
4.5. Материально-техническое обеспечение - техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, снабжение горюче-смазочными материалами, запасными частями, водой, продуктами питания, предметами первой необходимости и обеспечение необходимым имуществом.
4.6. Обеспечение связи и оповещения - оснащение пунктов временного размещения, пунктов длительного проживания, органов управления эвакуационными мероприятиями стационарными или передвижными средствами связи, организация и осуществление бесперебойной связи и оповещения на всех этапах эвакуации. В целях информирования и инструктирования населения в ходе проведения эвакуационных мероприятий используются средства массовой информации, уличные громкоговорители, транспортные средства, оборудованные громкоговорителями, наглядная информация.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
5. Финансовое обеспечение эвакуационных мероприятий осуществляется в Большеигнатовском муниципальном районе - за счет бюджета Большеигнатовского муниципального района и сельских поселений.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Большеигнатовского муниципального района Республики Мордовия от 22 января 2020 г. N 36 "О проведении эвакуационных мероприятий при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их обеспечении на территории Большеигнатовского муниципального района"
Вступает в силу с 28 января 2020 г.
Текст постановления опубликован в газете "Большеигнатовский вестник" от 27 января 2020 г. N 4