Конституционный суд Республики Татарстан в составе заместителя Председателя Р.А. Сахиевой, судей Ф.Р. Волковой, Л.B. Кузьминой, Э.М. Мустафиной, А.Р. Шакараева,
заслушав в судебном заседании заключение судьи Л.В. Кузьминой, проводившей на основании статьи 44 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" предварительное изучение жалобы гражданки Г.Н. Юсиповой,
установил:
1. В Конституционный суд Республики Татарстан обратилась гражданка Г.Н. Юсипова с жалобой на нарушение ее конституционных прав и свобод статьей 1 Закона Республики Татарстан от 13 июля 2013 года N 62-ЗРТ "О потребительской корзине в Республике Татарстан" (далее также - Закон Республики Татарстан).
Оспариваемым положением Закона Республики Татарстан установлена потребительская корзина для основных социально-демографических групп населения в Республике Татарстан до 31 декабря 2020 года включительно.
Из жалобы и приложенных к ней копий документов следует, что заявительница является одиноко проживающим пенсионером с размером пенсии 8823 рубля и кроме пенсии иных дополнительных доходов не имеет. Гражданка Г.Н. Юсипова указывает, что не получает пенсию в полном объеме из-за задолженности в оплате жилищно-коммунальных услуг. При этом она нуждается в постоянном лечении и покупке лекарств, на что у нее недостаточно денежных средств, но, поскольку ее пенсия превышает прожиточный минимум, Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан отказывает ей в оказании государственной социальной помощи.
Заявительница отмечает, что в первоначальной редакции обжалуемой нормы Закона Республики Татарстан потребительская корзина для основных социально-демографических групп населения в Республике Татарстан должна была устанавливаться не реже одного раза в пять лет, то есть в следующий раз она должна была быть установлена в 2018 году. Такое ограничение в сроке, как указывает гражданка Г.Н. Юсипова, установлено Федеральным законом от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон N 134-ФЗ), согласно которому потребительская корзина для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации определяется не реже одного раза в пять лет (статья 3). Однако после внесения Законом Республики Татарстан от 30 июня 2018 года N 46-ЗРТ в оспариваемую норму изменений, потребительская корзина в Республике Татарстан установлена до 31 декабря 2020 года включительно, то есть продлена еще на 2,5 года без внесения изменений по существу, хотя заявительница полагает, что от того, что входит в потребительскую корзину, зависит размер прожиточного минимума, и если бы по истечении в 2018 году пятилетнего срока установления потребительской корзины, республиканский законодатель пересмотрел бы набор продуктов питания, а не продлевал бы этот период, то увеличилась бы и величина прожиточного минимума, а значит, ей бы полагались дополнительные социальные выплаты.
Таким образом, гражданка Г.Н. Юсипова считает, что обжалуемое положение нарушает ее конституционные права и просит Конституционный суд Республики Татарстан признать его не соответствующим статьям 13, 28 (части первая и вторая), 29 (часть первая), 54 (часть первая) Конституции Республики Татарстан.
2. Согласно Федеральному закону "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" потребительская корзина для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации определяется не реже одного раза в пять лет, при этом в целом по Российской Федерации она устанавливается федеральным законом, а в субъектах Российской Федерации - законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации с учетом природно-климатических условий, национальных традиций и местных особенностей потребления продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг основными социально-демографическими группами населения. Методические рекомендации по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в субъектах Российской Федерации утверждаются Правительством Российской Федерации (абзац первый пункта 1, абзац первый пункта 3, пункты 4 и 5 статьи 3). Указанные методические рекомендации утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2013 года N 54.
Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 227-ФЗ "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации" определена потребительская корзина в целом но Российской Федерации. В Республике Татарстан потребительская корзина установлена оспариваемым Законом Республики Татарстан.
Статьей 6 Федерального закона от 28 декабря 2017 года N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума трудоспособного населения" в статью 4 Федерального закона от 3 декабря 2012 года N 227-ФЗ "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации" было внесено дополнение и определено, что данный Федеральный закон действует до 31 декабря 2020 года включительно.
С учетом внесенного в вышеназванный Федеральный закон дополнения, статьей 1 Закона Республики Татарстан от 30 июня 2018 года N 46-ЗРТ "О внесении изменения в статью 1 Закона Республики Татарстан "О потребительской корзине в Республике Татарстан" обжалуемая норма Закона Республики Татарстан, была изложена в новой редакции, согласно которой потребительская корзина для основных социально-демографических групп населения в Республике Татарстан также установлена до 31 декабря 2020 года включительно. При этом продукты питания и объемы потребления в потребительской корзине, утвержденной оспариваемым Законом Республики Татарстан, полностью соответствуют положениям методических рекомендаций по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в субъектах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2013 года N 54.
Таким образом, обжалуемая гражданкой Г.Н. Юсиповой статья 1 Закона Республики Татарстан принята в рамках федерального законодательства, сама по себе не содержит неопределенности в вопросе ее соответствия Конституции Республики Татарстан и не может рассматриваться как нарушающая конституционные права и свободы граждан, в том числе заявительницы, в связи с чем согласно пункту 2 части первой статьи 46 во взаимосвязи с пунктом 1 части второй статьи 39 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" ее жалоба не является допустимой.
Формально оспаривая конституционность рассматриваемой нормы, гражданка Г.Н. Юсипова фактически ставит перед Конституционным судом Республики Татарстан вопрос о внесении целесообразных, с ее точки зрения, изменений в существующее нормативное правовое регулирование. Между тем разрешение поставленного вопроса не входит в компетенцию Конституционного суда Республики Татарстан, как она определена статьей 109 Конституции Республики Татарстан и статьей 3 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан".
На основании изложенного, руководствуясь статьей 3, пунктом 1 части второй статьи 39, пунктом 2 части первой статьи 46, частью пятой статьи 66, частями первой и второй статьи 67, статьями 69, 72, 73, 100 и 101 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан", Конституционный суд Республики Татарстан определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Г.Н. Юсиповой на нарушение ее конституционных прав и свобод статьей 1 Закона Республики Татарстан от 13 июля 2013 года N 62-ЗРТ "О потребительской корзине в Республике Татарстан", поскольку жалоба в соответствии с установленными требованиями Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" не является допустимой, а разрешение поставленного заявительницей вопроса Конституционному суду Республики Татарстан неподведомственно.
2. Определение Конституционного суда Республики Татарстан по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
3. Копию настоящего Определения направить гражданке Г.Н. Юсиповой и в Государственный Совет Республики Татарстан.
4. Настоящее Определение подлежит опубликованию в "Вестнике Конституционного суда Республики Татарстан" и на "Официальном портале правовой информации Республики Татарстан" (PRAVO.TATARSTAN.RU).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного суда Республики Татарстан от 3 декабря 2019 г. N 39-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Г.Н. Юсиповой на нарушение ее конституционных прав и свобод статьей 1 Закона Республики Татарстан от 13 июля 2013 года N 62-ЗРТ "О потребительской корзине в Республике Татарстан"
Текст определения опубликован на Официальном портале правовой информации Республики Татарстан (PRAVO.TATARSTAN.RU) 15 мая 2020 г.