Решение Верховного Суда РФ от 19 марта 2020 г. N АКПИ20-47
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе
судьи Верховного Суда Российской Федерации Назаровой А.М.
при секретаре Глазковой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Министерства юстиции Российской Федерации о ликвидации Всероссийской политической партии "ПАРТИЯ ВЕЛИКОЕ ОТЕЧЕСТВО",
установил:
Всероссийская политическая партия "ПАРТИЯ ВЕЛИКОЕ ОТЕЧЕСТВО" (далее - Партия) создана на учредительном съезде 1 декабря 2012 г. (второй этап 14 февраля 2013 г.). Решение о государственной регистрации Партии принято Министерством юстиции Российской Федерации 28 марта 2013 г., учётный номер 0012060108. Сведения о Партии внесены в Единый государственный реестр юридических лиц (далее также - ЕГРЮЛ) 10 апреля 2013 г. под основным государственным регистрационным номером 1137899000018.
Устав Всероссийской политической партии "ПАРТИЯ ВЕЛИКОЕ ОТЕЧЕСТВО" (далее - Устав) действует в редакции, утверждённой решением внеочередного съезда Партии от 19 декабря 2015 г.
Лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица, сведения о котором внесены в ЕГРЮЛ, является председатель Партии Стариков Николай Викторович.
В соответствии с данными ЕГРЮЛ адресом Партии является: 199397, г. Санкт-Петербург, ул. Кораблестроителей, д. 34, литера А, офис 22-Н.
Министерство юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России) обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о ликвидации Партии. В обоснование своего требования указало, что в установленный вступившим в законную силу решением Верховного Суда Российской Федерации от 28 мая 2019 г. N АКПИ19-378 срок Партией не были устранены нарушения, послужившие основанием для приостановления ее деятельности.
В судебном заседании представители Министерства юстиции Российской Федерации Анохина Е.С. и Нисин И.А. поддержали административный иск.
В письменных пояснениях к административному иску Стариков Н.В. указал, что на сегодняшний день невозможно принять и совершить ни одного легитимного решения и действия Партии в силу отсутствия у Партии какого бы то ни было легитимного для этого руководящего органа, в связи с чем нарушения, изложенные Минюстом России в исковом заявлении, устранить не представляется возможным. В обоснование своего утверждения указал, что 14 апреля 2018 г. на очередном съезде Партии принято решение о прекращении его полномочий председателя Партии, председателем Партии избран Куринов А.Ю. 7 июня 2018 г. в Минюст России Партия представила заявление по форме N Р14001 о внесении изменений в учредительные документы и соответствующий комплект документов о смене лица, имеющего право действовать от имени Партии без доверенности, по результатам рассмотрения которого Минюстом России 29 июня 2018 г. принято решение N 86546/18 об отказе в регистрации указанных изменений. В связи с этим 16 октября 2018 г. он направил в Партию, в Минюст России и Управление ФНС России по Санкт-Петербургу заявление о выходе из Партии. На основании пунктов 4.9, 4.11 и 5.2.1 Устава одновременно с прекращением его членства в Партии прекратились и его полномочия как должностного лица Партии, в связи с чем с 16 октября 2018 г. он более не является председателем Партии. На II съезде Партии 19 декабря 2015 г. досрочно прекращены полномочия ранее действовавшего Президиума Центрального Комитета Партии, установлен количественный состав Президиума Центрального Комитета Партии - 4 члена, в число которых были избраны Ашманов И.С., Куринов А.Ю., Обозный В.П., Стариков Н.В. Эти же лица, кроме Старикова Н.В., были сопредседателями Партии и в настоящее время не являются ее членами. Ашмановым И.С. заявление о выходе из Партии подано в 2016 году, Куриновым А.Ю. - в октябре 2018 г., Обозным В.П. - в августе 2019 г. Все члены Центрального Комитета Партии вышли из Партии либо были исключены из нее и, соответственно, не могут быть членами каких-либо ее руководящих органов. В настоящее время Партия не имеет ни одного легитимного руководителя и руководящего органа, полномочных на созыв съезда.
Выслушав объяснения представителей административного истца, исследовав материалы дела, Верховный Суд Российской Федерации полагает, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению.
В силу части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Обязанность политической партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений соблюдать в своей деятельности Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также устав политической партии установлена подпунктом "а" пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях" (далее - Федеральный закон N 95-ФЗ).
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3, пунктом 4 статьи 41 приведенного федерального закона политическая партия может быть ликвидирована по решению Верховного Суда Российской Федерации в случае неустранения в установленный решением суда срок нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности политической партии; заявление о ликвидации политической партии вносится в Верховный Суд Российской Федерации федеральным уполномоченным органом.
Вступившим в законную силу решением Верховного Суда Российской Федерации от 28 мая 2019 г. N АКПИ19-378 деятельность Партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений была приостановлена на срок пять месяцев. Судом установлено, что Партией были допущены нарушения действующего законодательства, в частности статьи 27 Федерального закона N 95-ФЗ, выразившиеся в следующем.
Минюст России, осуществляя контроль соблюдения политическими партиями, их региональными отделениями и иными структурными подразделениями законодательства Российской Федерации, установил, что Партия по адресу (месту нахождения) постоянно действующего руководящего органа Партии (199397, г. Санкт-Петербург, ул. Кораблестроителей, д. 34, литера А, офис 22-Н), указанному в ЕГРЮЛ, фактически не находится. В информации, поступившей от Партии, для переписки указан другой адрес: 127490, г. Москва, ул. Мусоргского, д. 1А, кв. 104. При этом на официальном сайте Партии в сети "Интернет" (партиявеликоеотечество.рф) содержатся следующие сведения об адресе: 603000, г. Нижний Новгород, ул. Большая Покровская, д. 43, 3-й этаж, офис 24.
В результате этого Минюст России 7 февраля 2018 г. вынес Партии предупреждение N 11/16808-ВФ, обязывающее устранить допущенные нарушения действующего законодательства не позднее 10 апреля 2018 г. Данное предупреждение было направлено по адресу (месту нахождения) постоянно действующего руководящего органа Партии, указанному в ЕГРЮЛ, и согласно сведениям, содержащимся на официальном сайте ФГУП "Почта России" в сети "Интернет", получено адресатом.
Политическая партия один раз в три года обязана представлять в федеральный уполномоченный орган информацию о продолжении своей деятельности с указанием численности членов политической партии и места нахождения своего постоянно действующего руководящего органа, а также информацию о региональных отделениях политической партии с указанием численности членов политической партии в этих отделениях и мест нахождения постоянно действующих руководящих органов региональных отделений. Политическая партия и ее региональные отделения один раз в три года должны представлять в федеральный уполномоченный орган или его территориальный орган сведения о количестве выдвинутых политической партией, ее региональными отделениями и иными структурными подразделениями зарегистрированных кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, а также сведения о зарегистрированных избирательными комиссиями списках кандидатов в депутаты. Указанные сведения представляются в виде копии протокола о результатах выборов, заверенной избирательной комиссией соответствующего уровня (абзац первый пункта 2, пункт 4 статьи 27 Федерального закона N 95-ФЗ).
Однако указанные сведения Партией в уполномоченный орган не представлялись.
С 11 сентября по 8 октября 2018 г. Минюстом России на основании распоряжения первого заместителя Министра юстиции Российской Федерации от 21 августа 2018 г. N 948-р проведена плановая документарная проверка в отношении Партии, по результатам которой составлен акт проверки N 16 (получен председателем Партии Стариковым Н.В. 9 октября 2018 г.), из которого следует, что деятельность Партии и ее региональных отделений не соответствует Уставу Партии, в деятельности Партии выявлены нарушения законодательства Российской Федерации, Устав Партии не соответствует законодательству Российской Федерации, Партией не подтверждено наличие не менее пятисот членов политической партии.
Партией не подтверждено соблюдение периодичности проведения заседаний Президиума Центрального Комитета, а также осуществление деятельности Президиумом Центрального Комитета за период 2013-2016 годы; не подтверждено соблюдение периодичности проведения заседаний Центрального Комитета, а также осуществление деятельности Центральным Комитетом за период 2013-2018 годы; не подтверждено осуществление деятельности Центральной контрольно-ревизионной комиссией; не ведется учет членов; вопрос о создании люстрационных списков для внесения в них информации о тех лицах, которые ведут подрывную деятельность как внутри страны, так и за ее пределами, рассмотренный на II Съезде Партии, состоявшемся 7 декабря 2013 г., не соответствует компетенции Съезда Партии; не подтверждено наличие не менее пятисот членов Партии с учетом требований, предусмотренных пунктами 2, 6 статьи 23 Федерального закона N 95-ФЗ. Тем самым Партией были нарушены положения подпункта "б" пункта 2 статьи 3, подпункта "а" пункта 1 статьи 27 указанного федерального закона, а также пункты 5.8.1, 5.7.1, 5.10.3, 4.8, 5.5.7 Устава Партии.
Установлено также, что Партией на проверку в Минюст России не представлены сведения о своих структурных подразделениях в связи с их отсутствием. Между тем согласно сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ, на момент проведения проверки Партия имела 76 региональных отделений. Следовательно, Партией при проведении проверки в Минюст России представлена недостоверная информация в отношении региональных отделений, входящих в ее структуру.
В пункте 1 статьи 7 Федерального закона N 95-ФЗ закреплено, что политическая партия может иметь свои эмблему и иные символы, точное описание которых должно содержаться в уставе политической партии. Символика политической партии не должна совпадать с государственной символикой Российской Федерации, государственной символикой субъектов Российской Федерации, символикой муниципальных образований, а также с государственной символикой иностранных государств.
Подпунктом "к" пункта 2 статьи 21 данного закона предусмотрено, что устав политической партии должен содержать положения, определяющие основания и порядок отзыва выдвинутых политической партией, ее региональным отделением, иным структурным подразделением, имеющими право участвовать в выборах, кандидатов, зарегистрированных кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, порядок исключения кандидатов из выдвинутых политической партией, ее региональным отделением, иным структурным подразделением, имеющими право участвовать в выборах, списков кандидатов.
В силу пункта 2 статьи 25 названного закона решения об избрании руководящих и контрольно-ревизионных органов региональных отделений политической партии, о выдвижении региональными отделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления принимаются на конференции или общем собрании региональных отделений политической партии. Решения о выдвижении иными структурными подразделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах местного самоуправления принимаются общим собранием соответствующего структурного подразделения либо иным органом, предусмотренным уставом политической партии.
В нарушение приведенных норм закона в Уставе Партии отсутствует описание гимна Партии, возможность утверждения которого Съездом Партии предусмотрена подпунктом 6 пункта 5.5.7 Устава; подпункт 13 пункта 5.5.7, подпункт 25 пункта 5.8.2 Устава допускает возможность делегирования полномочий по исключению кандидата из федерального списка кандидатов, отзыва кандидата по одномандатному избирательному округу на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, относящихся к исключительной компетенции Съезда Партии, Президиуму Центрального Комитета, а подпункт 24 пункта 5.8.2 Устава - возможность выдвижения кандидата на выборах высшего должностного лица субъекта Российской Федерации постоянно действующим руководящим органом Партии - Президиумом Центрального Комитета.
Пунктом 15 статьи 71 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" определено, что в случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного в составе списка кандидатов, коллегиальный постоянно действующий руководящий орган политической партии, в составе списка кандидатов которой этот депутат был избран, либо (соответственно уровню выборов) коллегиальный постоянно действующий руководящий орган ее регионального отделения или иного структурного подразделения (если это предусмотрено уставом политической партии), в составе списка кандидатов которого этот депутат был избран, вправе предложить для замещения вакантного депутатского мандата кандидатуру зарегистрированного кандидата из того же списка кандидатов.
В нарушение изложенного законоположения Уставом Партии не предусмотрен орган, имеющий право внесения таких предложений для замещения вакантных депутатских мандатов на выборах всех уровней.
В Уставе Партии в нарушение пункта 2 статьи 65.3 Гражданского кодекса Российской Федерации не установлен орган, правомочный принимать решения о назначении ликвидатора, об утверждении ликвидационного баланса в отношении структурных подразделений Партии, зарегистрированных в качестве юридических лиц.
В нарушение пункта 4 статьи 27 Федерального закона N 95-ФЗ сведения об участии в выборах представлены Партией не в полном объеме за 2014-2015 годы.
Выявлено также, что в Уставе Партии имеются внутренние противоречия. Так, согласно пункту 3.1 Устава Партия может создавать первичные отделения Партии, в том числе с правами юридического лица. Вместе с тем пунктом 6.1.10 Устава предусмотрено, что первичное отделение Партии осуществляет свою деятельность без государственной регистрации.
15 октября 2018 г. Минюст России вынес Партии предупреждение N 11/135546-ОП, обязывающее устранить допущенные нарушения действующего законодательства в срок до 15 января 2019 г. Данное предупреждение было направлено по адресу (месту нахождения) постоянно действующего руководящего органа Партии, указанному в ЕГРЮЛ, и вернулось отправителю по истечении срока хранения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Исходя из приведенного законоположения предупреждение Минюста России от 15 октября 2018 г. N 11/135546-ОП, направленное Партии по адресу, содержащемуся в ЕГРЮЛ, считается доставленным адресату.
В связи с поступлением 23 октября 2018 г. в адрес административного истца заявления председателя Партии Старикова Н.В. о выходе из состава членов Партии с 16 октября 2018 г. Минюст России вынес Партии дополнительное предупреждение от 19 ноября 2018 г. N 11/150828-ОП, обязывающее устранить в срок до 31 января 2019 г. нарушение пункта 5 статьи 27 Федерального закона N 95-ФЗ, предписывающего в установленные сроки информировать федеральный уполномоченный орган об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Данное предупреждение было направлено по адресу (месту нахождения) постоянно действующего руководящего органа Партии, указанному в ЕГРЮЛ, и было получено адресатом 18 декабря 2018 г.
В свою очередь, Партией 7 февраля и 26 марта 2019 г. представлены документы для государственной регистрации в связи с внесением изменений в сведения о ней, содержащиеся в ЕГРЮЛ (сведения о лице, имеющем право действовать без доверенности от имени Партии). Однако Минюстом России 12 апреля 2019 г. принято решение об отказе в государственной регистрации Партии в связи с внесением указанных изменений.
Предупреждения от 7 февраля и от 15 октября 2018 г. в судебном порядке Партией не обжалованы.
Как следует из представленных материалов, в установленный решением Верховного Суда Российской Федерации пятимесячный срок и до настоящего времени Партия не устранила перечисленные выше нарушения законодательства Российской Федерации, послужившие основанием для приостановления ее деятельности, что в силу подпункта "б" пункта 3 статьи 41 Федерального закона N 95-ФЗ является основанием для ее ликвидации.
При изложенных обстоятельствах административное исковое заявление подлежит удовлетворению с учетом того, что требование о ликвидации Партии предъявлено в суд федеральным уполномоченным органом.
Прекращение деятельности политической партии в случае ее ликвидации влечет за собой прекращение деятельности ее региональных отделений и иных структурных подразделений и исключение политической партии, ее региональных отделений и иных зарегистрированных структурных подразделений из Единого государственного реестра юридических лиц по решению федерального уполномоченного органа путем внесения в указанный реестр соответствующих записей (пункт 3 статьи 45 Федерального закона N 95-ФЗ).
В соответствии с абзацем первым пункта 7 статьи 41 Федерального закона N 95-ФЗ государственная регистрация политической партии в связи с ее ликвидацией осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", с учетом особенностей такой регистрации, установленных данным федеральным законом.
Руководствуясь статьями 175-180, 264 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
административное исковое заявление Министерства юстиции Российской Федерации удовлетворить.
Ликвидировать Всероссийскую политическую партию "ПАРТИЯ ВЕЛИКОЕ ОТЕЧЕСТВО", ее региональные отделения и иные структурные подразделения.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
А.М. Назарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 19 марта 2020 г. N АКПИ20-47
Текст решения опубликован не был