Кассационное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 25 марта 2020 г. N 18-КА19-75
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Зинченко И.Н. и Калининой Л.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-12404/2018 по кассационной жалобе департамента имущественных отношений Краснодарского края на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 23 мая 2019 года, которым отменено решение Ленинского районного суда города Краснодара Краснодарского края от 25 декабря 2018 года и принято новое решение об удовлетворении административного иска Хатунцевой Виталии Игоревны к департаменту имущественных отношений Краснодарского края об оспаривании решения об отказе в предоставлении земельного участка в собственность за плату без проведения торгов.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зинченко И.Н., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Хатунцева В.И. обратилась в департамент имущественных отношений Краснодарского края с заявлением о предоставлении в собственность за плату земельного участка с государственным кадастровым номером ..., находящегося в государственной собственности, в целях использования для индивидуального жилищного строительства на основании подпункта 10 пункта 2 статьи 39.3 ЗК Российской Федерации.
Решением департамента имущественных отношений Краснодарского края от 10 апреля 2018 года N 52-16430/18-33-12 Хатунцевой В.И. отказано в предоставлении в собственность за плату испрашиваемого земельного участка без проведения торгов на основании подпунктов 14 и 17 статьи 39.16 ЗК Российской Федерации.
Не согласившись с таким решением, Хатунцева В.И. обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании данного решения незаконным и возложении на административного ответчика обязанности представить ей указанный земельный участок в собственность за плату без проведения торгов.
Решением Ленинского районного суда города Краснодара Краснодарского края от 25 декабря 2018 года в удовлетворении административного иска отказано.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции исходил из того, что разрешенное использование испрашиваемого земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении данного земельного участка; кроме этого, суд пришел к выводу о возможности предоставления Хатунцевой В.И. земельного участка только после соблюдения требований, предусмотренных статьей 39.18 ЗК Российской Федерации.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 23 мая 2019 года решение суда отменено и принято новое решение об удовлетворении административного иска, которым оспариваемое решение признано незаконным и на департамент имущественных отношений Краснодарского края возложена обязанность предоставить заявителю испрашиваемый земельный участок в собственность за плату без проведения торгов в целях использования для индивидуального жилищного строительства.
Суд апелляционной инстанции исходил из того, что оспариваемое решение со ссылками на приведенные в нем основания для отказа в предоставлении Хатунцевой В.И. земельного участка является необоснованным и опровергается материалами дела. При рассмотрении и разрешении дела суд пришел к выводу о том, что предусмотренных законом оснований для принятия оспариваемого решений не имелось. Также, по мнению суда, департаментом имущественных отношений Краснодарского края допущено нарушение требований, предусмотренных статьей 39.18 ЗК Российской Федерации, и бездействие департамента имущественных отношений Краснодарского края по проведению установленной законом процедуры предоставления земельного участка нарушило право заявителя на равный доступ к приобретению земельного участка в собственность, закрепленное пунктом 2 статьи 15 ЗК Российской Федерации.
В кассационной жалобе департамент имущественных отношений Краснодарского края просит апелляционное определение отменить, оставив без изменения решение суда.
Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 2 марта 2020 года кассационная жалоба передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия пришла к следующему выводу.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации, в силу части 1 статьи 328 КАС Российской Федерации, являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли или могут повлиять на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Судебная коллегия считает, что такие нарушения допущены судом апелляционной инстанции.
Согласно подпункту 10 пункта 2 статьи 39.3 ЗК Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, гражданам или крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего кодекса, устанавливающей особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.18 ЗК Российской Федерации в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий: 1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; 2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего кодекса.
В случае по настоящему делу уполномоченный орган принял решение об отказе в предоставлении земельного участка на основании подпунктов 14 и 17 статьи 39.16 ЗК Российской Федерации, то есть применительно к приведенным выше законоположениям уполномоченный орган совершил действие, предусмотренное подпунктом 2 пункта 1 статьи 39.18 ЗК Российской Федерации.
Согласно подпунктам 14 и 17 статьи 39.16 ЗК Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований: разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории; указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов.
В обоснование оспариваемого по настоящему делу решения указано, что разрешенным использованием испрашиваемого земельного участка является "Многоквартирные дома в микрорайоне Веселое - Псоу Адлерского района города Сочи (проектные и изыскательские работы, строительство); Индивидуальные жилые дома в микрорайоне Веселое - Псоу Адлерского района города Сочи (проектные и изыскательские работы, строительство)", которое не соответствует целям использования данного земельного участка, указанным в заявлении о его предоставлении. Также данный земельный участок расположен в границах, находящихся в документации по планировке территории, утвержденной приказами Министерства регионального развития Российской Федерации. Кроме этого, отмечено, что в соответствии с генеральным планом городского округа Сочи данный земельный участок расположен в границах зоны зеленых насаждений общего пользования и в границах земель сельскохозяйственного назначения.
Между тем один из видов разрешенного использования испрашиваемого земельного участка, а именно "Индивидуальные жилые дома в микрорайоне Веселое - Псоу Адлерского района города Сочи (проектные и изыскательские работы, строительство)", предусматривает строительство индивидуальных жилых домов, следовательно, данный земельный участок разрешено использовать в целях, указанных в заявлении Хатунцевой В.И. о предоставлении земельного участка, а именно для индивидуального жилищного строительства.
Что касается остальных оснований для отказа в предоставлении заявителю земельного участка, то в этой части Судебная коллегия отмечает, что материалы дела не содержат относимых и допустимых доказательств, на основании которых возможно установить наличие обстоятельств, обосновывающих позицию департамента имущественных отношений Краснодарского края относительно предназначения испрашиваемого земельного участка для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории, а доводы о расположении земельного участка в границах зоны зеленых насаждений общего пользования и в границах земель сельскохозяйственного назначения опровергаются материалами дела.
Вместе с тем, удовлетворяя административный иск, суд апелляционной инстанции неправильно применил положения статьи 39.18 ЗК Российской Федерации, предусматривающие возможность предоставления земельного участка, находящегося в государственной собственности, для индивидуального жилищного строительства без проведения аукциона при условии, что заявитель является единственным претендентом на испрашиваемый земельный участок. Наличие иных граждан, заинтересованных в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, и обратившихся с заявлением о намерении участвовать в аукционе, является основанием для проведения аукциона.
Следовательно, возложение на департамент имущественных отношений Краснодарского края обязанности предоставить Хатунцевой В.И. испрашиваемый земельный участок в собственность за плату без проведения торгов без соблюдения установленной статьей 39.18 ЗК Российской Федерации процедуры опубликования извещения о предоставлении земельного участка для целей индивидуального жилищного строительства влечет нарушение прав иных граждан, заинтересованных в приобретении прав на этот же земельный участок.
Кроме того, из материалов дела видно, что доводы апелляционной жалобы Хатунцевой В.И. по своему содержанию относятся к иному решению департамента имущественных отношений Краснодарского края, принятому в отношении иного земельного участка, которое обжалуемым в апелляционном порядке решением суда не проверялось.
Приведенные нарушения Судебная коллегия считает существенными нарушениями норм материального права и процессуального права, которые могли повлиять на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов, в связи с чем, обжалуемое апелляционное определение подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь положениями части 1 статьи 329 КАС Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 23 мая 2019 года отменить.
Направить административное дело по апелляционной жалобе Хатунцевой Виталии Игоревны на решение Ленинского районного суда города Краснодара Краснодарского края от 25 декабря 2018 года, которым отказано в удовлетворении ее административного иска к департаменту имущественных отношений Краснодарского края об оспаривании решения об отказе в предоставлении земельного участка в собственность за плату без проведения торгов, на новое рассмотрение в судебную коллегию по административным делам Краснодарского краевого суда в ином составе судей.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Зинченко И.Н. |
|
Калинина Л.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 25 марта 2020 г. N 18-КА19-75
Текст определения опубликован не был