Письмо Минфина России от 16 марта 2020 г. N 06-04-12/03/19885
Департамент межбюджетных отношений Министерства финансов Российской Федерации рассмотрел обращение по вопросам перечисления средств из "бюджета одного гражданина" путем зачисления 40% средств на расчетный счет, экономической основы обеспечения качества жизни, осуществления непосредственной власти народа, утверждения бюджетной сметы гражданина и сообщает.
Об осуществлении непосредственной власти народа.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Конституции Российской Федерации (далее - Конституция) народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Эта статья во взаимосвязи со статьей 32 Конституции, закрепляющей право граждан Российской Федерации участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, указывает, что депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Государственная Дума), образующие фракции Государственной Думы, получают свой депутатский мандат непосредственно от народа, путем голосования и перед ним несут ответственность.
В случае желания непосредственного участия гражданина в управлении государством, он в соответствии со статьей 97 Конституции может быть избран депутатом Государственной Думы, который в свою очередь выступает от лица народа. Согласно пункту 3 статьи 27 Федерального закона от 08.05.1994 N 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" депутату Государственной Думы выделяются средства в целях материального обеспечения его деятельности, предусмотренного указанным федеральным законом. Расходы, связанные с материальным обеспечением деятельности депутата Государственной Думы, осуществляются за счет средств, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год, в соответствии с порядком, утвержденным распоряжением Руководителя Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 29.06.2006 N 2-266 "Об утверждении Порядка возмещения расходов, связанных с материальным обеспечением депутата Государственной Думы и его помощников в субъекте Российской Федерации".
Также в соответствии с пунктом 3 статьи 3 Конституции высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Следует отметить, что расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов соответствующего уровня в Российской Федерации, эксплуатацией и развитием средств автоматизации и обучением организаторов выборов и избирателей, производятся избирательными комиссиями за счет средств, выделенных на эти цели из соответствующего бюджета (статья 57 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации").
Таким образом, конституционные права в части реализации статуса одного из носителей суверенитета непосредственной власти народа Российской Федерации гарантированы Конституцией, и материальное обеспечение их реализации в установленных объемах закреплено законодательно.
О перечислении средств из "бюджета одного гражданина" и экономической основы обеспечения качества жизни.
Отношения, возникающие в процессе осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, регулируются Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее - Кодекс).
Так, статьей 6 Кодекса определено, что бюджет - это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
В соответствии со статьей 65 Кодекса формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов.
Исполнение бюджетных обязательств обеспечивается путем направления бюджетных ассигнований в соответствии со статьей 69 Кодекса.
Расходование средств бюджета может осуществляться только в формах, которые прямо установлены Кодексом. При этом указанная в обращении форма выделения денежных средств из бюджета не предусмотрена.
Кроме того, граждане Российской Федерации не являются участниками бюджетного процесса (статья 152 Кодекса) и, соответственно, получателями средств соответствующего бюджета (статья 6 Кодекса).
Учитывая изложенное, бюджетным законодательством Российской Федерации не предусматривается возможность направления бюджетных ассигнований непосредственно гражданину в той форме, которая указана в обращении.
Об утверждении бюджетной сметы.
Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) в соответствии с Конституцией устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления.
При этом Конституцией и данным законом не предусмотрено установление бюджетной сметы гражданина.
Так, в соответствии со статьей 52 Закона N 131-ФЗ предусмотрено, что в качестве составной части бюджетов городских и сельских поселений могут быть предусмотрены сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, других территорий, не являющихся муниципальными образованиями. Порядок составления, утверждения и исполнения указанных смет определяется органами местного самоуправления соответствующих поселений самостоятельно с соблюдением требований, установленных Кодексом.
Статьей 6 Кодекса установлено, что бюджетная смета является документом, устанавливающим в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств казенного учреждения.
Так, на основании бюджетной сметы осуществляется финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения (пункт 2 статьи 161 Кодекса).
При этом бюджетная смета казенного учреждения составляется, утверждается и ведется в порядке, определенном главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится казенное учреждение. Бюджетная смета казенного учреждения, являющегося органом государственной власти (государственным органом), органом управления государственным внебюджетным фондом, органом местного самоуправления, осуществляющим бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, утверждается руководителем этого органа (пункт 1 статьи 221 Кодекса).
Учитывая изложенное, а также принимая во внимание, что граждане Российской Федерации не являются участниками бюджетного процесса (статья 152 Кодекса), и, соответственно, получателями средств соответствующего бюджета (статья 6 Кодекса), утверждение бюджетной сметы гражданина Российской Федерации бюджетным законодательством Российской Федерации не предусмотрено.
Что касается статьи 131 Кодекса, то пункт 6 данной статьи касается уровня расчетной бюджетной обеспеченности субъекта Российской Федерации при предоставлении дотаций из федерального бюджета на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации. Данный уровень определяется соотношением между расчетными налоговыми доходами на одного жителя, которые могут быть получены консолидированным бюджетом субъекта Российской Федерации исходя из уровня развития и структуры экономики и (или) налоговой базы (налогового потенциала), и аналогичным показателем в среднем по консолидированным бюджетам субъектов Российской Федерации с учетом структуры населения, социально-экономических, географических, климатических и иных объективных факторов и условий, влияющих на стоимость предоставления одного и того же объема государственных и муниципальных услуг в расчете на одного жителя.
Указанное положение не распространяется на предоставление средств бюджетов бюджетной системы гражданам.
Учитывая изложенное, бюджетным законодательством Российской Федерации не предусматривается возможность направления бюджетных ассигнований непосредственно гражданину в той форме, которая указана в обращении.
Позиция Минфина России по вопросу "бюджета одного гражданина" размещена на официальном сайте Минфина России в разделе "Документы", тип документа "Информационное сообщение", дата документа 18.07.2011, прямая ссылка:
https://www.minfin.ru/ru/document/?id_4=13409&order_4=P_DATE&dir_4=D ESC&page_4=495
Данная информация содержит разъяснение в части необоснованности предложений по предоставлению средств федерального бюджета отдельным гражданам и несоответствия таких требований законодательству Российской Федерации.
Заместитель директора Департамента межбюджетных отношений |
Д.С. Хворостухина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Конституционные права в части реализации статуса одного из носителей суверенитета непосредственной власти народа России гарантированы Конституцией, материальное обеспечение их реализации в установленных объемах закреплено законодательно.
Граждане не являются участниками бюджетного процесса и получателями средств бюджета.
Законодательство не позволяет направлять бюджетные ассигнования непосредственно гражданину на формирование "бюджета одного гражданина" и утверждать бюджетную смету гражданина.
Письмо Минфина России от 16 марта 2020 г. N 06-04-12/03/19885
Текст письма опубликован не был