Письмо Минфина России от 5 марта 2020 г. N 06-04-11/02/16664
Департамент межбюджетных отношений Министерства финансов Российской Федерации рассмотрел обращение о разъяснении порядка исполнения органами местного самоуправления городского округа полномочий по обеспечению доступной среды для инвалидов в части приспособления жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме муниципального жилищного фонда к потребностям инвалидов в рамках выполнения условий Соглашения о предоставлении и обеспечении эффективного использования межбюджетных трансфертов, выделяемых из федерального бюджета бюджету края для предоставления бюджету городского округа закрытого административно-территориального образования город края дотации на компенсацию дополнительных расходов и (или) потерь бюджетов закрытых административно-территориальных образований, связанных с особым режимом безопасного функционирования, (далее - Соглашение, ЗАТО), и сообщает.
В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329 "О Министерстве финансов Российской Федерации", Минфин России не осуществляет разъяснений законодательства Российской Федерации и практики его применения.
Одновременно по данному вопросу полагаем возможным отметить следующее.
Пунктом 5.1 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК) предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают инвалидам условия для беспрепятственного доступа к общему имуществу в многоквартирных домах.
Правилами обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 09.07.2016 N 649 (далее - Правила N 649), устанавливаются порядок обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме и требования по приспособлению жилых помещений в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов.
Правила N 649 применяются к жилым помещениям, входящим в состав жилищного фонда Российской Федерации, жилищного фонда субъектов Российской Федерации, муниципального жилищного фонда, частного жилищного фонда, занимаемым инвалидами и семьями, имеющими детей - инвалидов, и используемым для их постоянного проживания (далее - жилые помещения инвалидов), а также к общему имуществу в многоквартирном доме, в котором расположены указанные жилые помещения (пункт 2 Правил N 649).
Координацию мероприятий по приспособлению жилых помещений инвалидов с учетом потребностей инвалидов обеспечивают:
в отношении жилых помещений инвалидов, входящих в состав жилищного фонда Российской Федерации, - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника в отношении указанных жилых помещений;
в отношении иных жилых помещений инвалидов - орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в соответствии с нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (пункт 3 Правил N 649).
При этом пунктом 6 Правил N 649 предусмотрено, что обследование жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав муниципального жилищного фонда, а также частного жилищного фонда, осуществляется муниципальными комиссиями по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов, создаваемыми органами местного самоуправления. Указанное обследование проводится в соответствии с планом мероприятий, утвержденным органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования.
Пунктом 12 Правил N 649 установлено, что минимальный перечень мероприятий по приспособлению жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме, финансирование которых осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов муниципальных образований в соответствии с утвержденными в установленном порядке государственными и муниципальными программами, направленными на обеспечение социальной поддержки инвалидов.
Вместе с тем в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" социальная поддержка и социальное обслуживание инвалидов относятся к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Поскольку на ЗАТО распространяются ограничения в соответствии с пунктом 3 статьи 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации, подпунктом "в" пункта 2 Правил компенсации дополнительных расходов и (или) потерь бюджетов закрытых административно-территориальных образований, связанных с особым режимом безопасного функционирования, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18.04.2005 N 232, а также пунктом 2.1 Соглашения, участие органов местного самоуправления в осуществлении государственных полномочий, в том числе в виде предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, будет являться нарушением бюджетного законодательства.
По мнению Минфина России, вопросы, связанные с приспособлением жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме муниципального жилищного фонда к потребностям инвалидов, нуждаются в более четком разграничении полномочий между органами публично-правовой власти, в связи с чем указанное обращение Минфином России направлено на рассмотрение в Минстрой России и Минюст России для проработки в рамках их компетенции.
Вместе с тем необходимо отметить, что в соответствии со статьей 36 ЖК собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме. При этом собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме в установленных жилищным и гражданским законодательством пределах.
В соответствии со статьей 16 Закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения городских округов относится, в том числе владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
При этом подпунктом 9.3 пункта 1 статьи 14 ЖК к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений отнесены вопросы утверждения порядка и перечня случаев оказания на возвратной и (или) безвозвратной основе за счет средств местного бюджета дополнительной помощи при возникновении неотложной необходимости в проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
В этой связи считаем возможным реализацию органами местного самоуправления мероприятий по приспособлению общего имущества в многоквартирном доме муниципального жилищного фонда к потребностям инвалидов в рамках реализации вышеуказанных полномочий.
Заместитель директора Департамента межбюджетных отношений |
Д.С. Хворостухина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Поскольку на ЗАТО распространяются ограничения, участие органов местного самоуправления в осуществлении государственных полномочий, в том числе в виде предоставления мер соцподдержки отдельным категориям граждан, будет являться нарушением бюджетного законодательства.
По мнению Минфина, вопросы, связанные с приспособлением жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме муниципального жилищного фонда к потребностям инвалидов, нуждаются в более четком разграничении полномочий.
Минфин считает возможным реализацию органами местного самоуправления мероприятий по приспособлению муниципального жилищного фонда к потребностям инвалидов в рамках реализации полномочий в области жилищных отношений.
Письмо Минфина России от 5 марта 2020 г. N 06-04-11/02/16664
Текст письма опубликован не был