Решение Самарского областного суда от 18 марта 2020 г. N 3а-757/2020
Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-757/2020 по административному исковому заявлению А.О.Е. к Министерству имущественных отношений Самарской области о признании недействующим нормативного правового акта в части, установил:
А.О.Е. обратился в Самарский областной суд с административным иском о признании недействующими со дня принятия:
- Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год (далее - Перечень на 2018 г.), утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 г. N 1647 (далее - приказ N 1647), в части включения в него под пунктом N нежилого здания с кадастровым номером N и под пунктом N нежилого здания с кадастровым номером N;
- Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год (далее - Перечень на 2019 г.), утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 г. N 1608 (далее - приказ N 1608), в части включения в него под пунктом N нежилого здания с кадастровым номером N и под пунктом N нежилого здания с кадастровым номером N;
- Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год (далее - Перечень на 2020 г.), утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 07 октября 2019 г. N 2201 (далее - приказ N 2201), в части включения в него под пунктом N нежилого здания с кадастровым номером N и под пунктом N нежилого здания с кадастровым номером N.
Также просил взыскать с Министерства имущественных отношений Самарской области в свою пользу возмещение судебных расходов по оплате госпошлины в размере 900 руб..
Требования обоснованы тем, что в названные Перечни включено принадлежащие ему на праве собственности нежилые здания с кадастровыми номерами N, которые не соответствует критериям ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), поскольку данные здания не являются административно-деловыми либо торговыми центрами, не предназначены для размещения офисов, объектов общественного питания или бытового обслуживания. Не предусматривает размещение таких объектов и вид разрешенного использования земельных участков, на которых расположены здания. В спорный период здания находились в аренде ООО "СМЗ" и ЗАО "СЭЗ" под цели, предусмотренные налоговым законодательством, использовалось менее 20% от общей площади помещения. Полагает, что включение указанных объектов недвижимости в Перечни незаконно, нарушает его права, как плательщика налога на имущество физических лиц, исчисляемого из кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В судебном заседании представитель административного истца С.А.В., действующий на основании доверенности, поддержал заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.
Представитель Министерства имущественных отношений Самарской области в судебное заседание не явился, извещался своевременно и надлежащим образом.
Выслушав объяснения представителя истца, заключение прокурора, полагавшего, что заявленные требования подлежат удовлетворению, суд приходит к выводу о том, что административный иск является обоснованным.
На основании ч. 9 ст. 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) обязанность доказывания соответствия оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.
В соответствии с требованиями ст.ст. 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подп. 33 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона Российской Федерации "Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с НК РФ (глава 32) и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введение в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В силу статьи 1 Закона Самарской области от 10 ноября 2014 г. N 107-ГД "Об установлении единой даты начала применения на территории Самарской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" 1 января 2015 года установлено как единая дата начала применения на территории Самарской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
Согласно п. 3 ст. 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Пунктом 7 ст. 378.2 НК РФ установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 25 ноября 2014 г. N 719 Министерство имущественных отношений Самарской области уполномочено на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подп. 1 и 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
В силу ч. 3 ст. 4, ст. 9.1 Закона Самарской области от 07 июля 2000 г. N 28-ГД "О нормативных правовых актах Самарской области" министерства и иные органы исполнительной власти Самарской области, их должностные лица по вопросам, входящим в их компетенцию, принимают (издают) приказы.
В рамках переданных полномочий приказом N 1647 утвержден Перечень на 2018 г., приказом N 1608 утвержден Перечень на 2019 г., приказом N 2201 утвержден Перечень на 2020 г..
Данные приказы с Перечнями опубликованы:
- приказ N 1647 - в издании "Волжская коммуна", N 281 (30176), 31.10.2017 (Приказ, приложение (пп. 1-90)), "Волжская коммуна", N 283 (30178), 01.11.2017 (Приложение (пп. 91-16435));
- приказ N 1608 - на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 16.11.2018 г., в издании "Волжская коммуна", N 308 (30543), 20.11.2018 г.;
- приказ N 2201 - на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 18.10.2019 г., в издании "Волжская коммуна", N 158 (30741), 23.10.2019 г..
С учетом изложенного выше, суд приходит к выводу, что оспариваемый административным истцом нормативный правовой акт принят Министерством имущественных отношений Самарской области с соблюдением компетенции и в пределах предоставленных субъекту Российской Федерации полномочий в области определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества.
Оспариваемые нормативные правовые акты приняты в форме приказов, подписаны уполномоченным лицом, опубликованы до наступления первого числа очередного налогового периода по налогу на имущество в соответствии с требованиями п. 7 ст. 378.2 НК РФ.
Таким образом, оспариваемые нормативные правовые акты соответствует требованиям, предъявляемым к форме и процедуре их принятия.
Несмотря на истечение срока действия приказов N 1647 и N 1608, оспариваемые нормативные правовые акты затрагивают права и законные интересы административного истца, поскольку сохраняется обязанность по уплате налога на имущество, а также право налогового органа на взыскание недоимки.
Под пунктом N в Перечень на 2018 г. включено нежилое здание с кадастровым номером N, расположенное по адресу: <адрес>, собственником которого является А.О.Е. согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГг.. То же здание включено в Перечень на 2019 г. под пунктом N и в Перечень на 2020 г. под пунктом N.
Под пунктом N в Перечень на 2018 г. включено нежилое здание с кадастровым номером N, расположенное по адресу: <адрес>, собственником которого является А.О.Е. согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГг.. То же здание включено в Перечень на 2019 г. под пунктом N и в Перечень на 2020 г. под пунктом N.
Проверяя соответствие оспариваемых нормативных правовых актов нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них.
В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В силу п. 3 ст. 378.2 НК РФ в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В силу п. 5 ст. 378.2 НК РФ в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Как следует из материалов дела, согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ в собственности А.О.Е. находится нежилое двухэтажное здание, площадью N кв. м, по адресу: <адрес>.
По сведениям Единого государственного реестра недвижимости данное нежилое здание с кадастровым номером N имеет назначение "нежилое здание" и наименование "административно-складское". По материалам технической инвентаризации, данным технической документации - экспликации к техническому паспорту по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ г., спорный объект площадью N кв. м. включает помещения с назначением частей помещения: склад N кв. м, кабинеты 42,7 кв. м, 18,7 кв. м, 27,8 кв. м, 28,6 кв. м, санузел 4,5 кв. м, коридоры 14,3 кв. м, 24,5 кв. м, подсобное 2,5 кв. м, гаражи 53,5 кв. м, 42,4 кв. м по 1 этажу; кабинеты 22,1 кв. м, 19,9 кв. м, 20 кв. м, 26,3 кв. м, 24 кв. м, 38,9 кв. м, 43,4 кв. м, 13,4 кв. м, лестничная клетка 27,5 кв. м, подсобное 6 кв. м, коридоры 2 кв. м, 14,4 кв. м, санузел 4,4 кв. м по 2 этажу.
Согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ г. в собственности А.О.Е. находится нежилое двухэтажное здание, площадью N кв. м, по адресу: <адрес>.
По сведениям Единого государственного реестра недвижимости указанное нежилое здание с кадастровым номером N имеет назначение "нежилое здание" и наименование "административно-производственное здание".
По материалам технической инвентаризации, данным технической документации - экспликации к техническому паспорту по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ г. спорный объект площадью N кв. м. включает помещения с назначением частей помещений: помещения N кв. м, N кв. м, N кв. м, 162,6 кв. м, 9,5 кв. м, 29,9 кв. м, санузлы 2,6 кв. м, 3,2 кв. м, 1,9 кв. м, душевые 3 кв. м, 3,7 кв. м, бытовая комната 43,3 кв. м, кабинеты 13,5 кв. м, 12,7 кв. м, коридор 32,6 кв. м по 1 этажу; кабинеты 41,2 кв. м, 30,9 кв. м, санузел 8,9 кв. м, коридор 22,8 кв. м по 2 этажу.
При этом наименование зданий "административно-складское" и "административно-производственное" не аналогично офисному зданию и термин "кабинет" не является тождественным термину "офис". По смыслу закона, основания для включения объекта капитального строительства в Перечень по сведениям ЕГРН и технической документации должны быть безусловными, бесспорными.
Таким образом, по сведениям Единого государственного реестра недвижимости и документам технического учета (инвентаризации) наименование и назначение спорных нежилых зданий не могут быть признаны безусловно определенными в целях применения положений подп. 1 и 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ, поскольку прямо не предусматривают размещение административно-делового или торгового центра, офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Не предусматривает размещение указанных видов объектов и земельный участок с кадастровым номером N с расположенным на нем нежилым зданием с кадастровым номером N, имеющий вид разрешенного использования "для размещения складской базы", находящийся в собственности А.О.Е. с 2017 года на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ г. согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ г..
Также не предусматривает размещение указанных видов объектов и земельный участок с кадастровым номером N с расположенным на нем нежилым зданием с кадастровым номером N, имеющий вид разрешенного использования "занимаемый нежилыми зданиями и прилегающей территорией", находящийся в собственности А.О.Е. с ДД.ММ.ГГГГ года на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ г. согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ г..
В связи с этим для включения здания в Перечни объектов на 2018-2020 гг. требовалось установление его фактического использования.
Вместе с тем, осмотр нежилого здания на момент формирования и утверждения Перечней Министерством имущественных отношений Самарской области не проводился, доказательства обратного в материалы дела не представлены.
Из материалов дела усматривается, что часть нежилого здания с кадастровым номером N передано в аренду обществу с ограниченной ответственностью "Самарский металлопрофильный завод" согласно договорам N от ДД.ММ.ГГГГ г. и N от ДД.ММ.ГГГГ г.. Основным видом деятельности ООО "СМЗ" согласно выписке из ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ г. является "производство профилей с помощью холодной штамповки или гибки".
Согласно акту осмотра нежилого здания с кадастровым номером N от ДД.ММ.ГГГГ г. объект фактически используется как производственно-складское здание с офисным пристроем, ООО "СМЗ" арендует часть здания площадью N кв. м, остальные площади не используются. Бытовые помещения составляют 290,10 кв. м или 13,81% от общей площади здания, производственно-складские - N кв. м или 75,16%, офисные - 231,7 кв. м или 11,03%.
Нежилое здание с кадастровым номером N передано в аренду закрытому акционерному обществу "Самарский электротехнический завод" согласно договорам N от ДД.ММ.ГГГГ г. и N от ДД.ММ.ГГГГ г.. Основным видом деятельности АО "СЭТЗ" согласно выписке из ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ г. является "производство электрической распределительной и регулирующей аппаратуры".
Согласно акту осмотра нежилого здания с кадастровым номером N от ДД.ММ.ГГГГ г., объект фактически представляет собой производство с зонами складирования и используется как производственно-складское здание с офисным пристроем, АО "СЭТЗ" арендует здание площадью N кв. м или 94,14%. Бытовые помещения составляют 302,2 кв. м или 8,68% от общей площади здания, производственно-складские - N кв. м или 87,87%, офисные - 120,1 кв. м. или 3,45%. Свободный доступ третьих лиц на огороженную территорию отсутствует, имеется специализированная охрана.
Кроме того, спорные объекты недвижимости расположены на охраняемой территории, где действует пропускной режим, ограничивающий свободный доступ посетителей, что подтверждается договорами от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ.
Оценив доказательства по делу в их совокупности по правилам ст. 84 КАС РФ, суд приходит к выводу, что доказательства, свидетельствующие о фактическом использовании в период 2018-2020 гг. нежилых зданий с кадастровыми номерами N в целях, предусмотренных ст. 378.2 НК РФ, административным ответчиком в нарушение требований ч. 2 ст. 62, ч. 9 ст. 213 КАС РФ суду не представлены, в связи с чем, требования административного истца подлежат удовлетворению.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 215 КАС РФ суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
С учетом изложенного выше, суд полагает, что нормативные правовые акты, имеющие ограниченный срок применения (2018, 2019, 2020 года), в целях восстановления прав административного истца следует признать недействующими со дня их принятия.
Принимая во внимание оплату административным истцом государственной пошлины в размере 900 руб. согласно чекам-ордерам от 09.08.2019 г., 17.10.2019 г., 28.12.2019 г., суд полагает, что данный вид судебных расходов подлежит возмещению административным ответчиком в соответствии со ст.ст. 103, 111 КАС РФ.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 208-215 КАС РФ, суд решил:
Административный иск А.О.Е. удовлетворить.
Признать недействующими со дня принятия:
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, утвержденный приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 г. N 1647, в части включения в него под пунктом N нежилого здания с кадастровым номером N, площадью N кв. м, расположенное по адресу: <адрес>, и под пунктом N нежилого здания с кадастровым номером N, площадью N кв. м, расположенное по адресу: <адрес>;
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утвержденный приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 г. N 1608, в части включения в него под пунктом N нежилого здания с кадастровым номером N, площадью N кв. м, расположенное по адресу: <адрес>, и под пунктом N нежилого здания с кадастровым номером N, площадью N, 5 кв. м, расположенное по адресу: <адрес>;
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год, утвержденный приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 07 октября 2019 г. N 2201, в части включения в него под пунктом N нежилого здания с кадастровым номером N, площадью N кв. м, расположенное по адресу: <адрес>, и под пунктом N нежилого здания с кадастровым номером N, площадью N, 5 кв. м, расположенное по адресу: <адрес>.
Сообщение о решении суда подлежит опубликованию в официальном печатном издании "Волжская коммуна" в течение месяца со дня его вступления в законную силу.
Взыскать с Министерства имущественных отношений Самарской области в пользу А.О.Е. в возмещение судебных расходов по оплате государственной пошлины в размере 900 рублей.
Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме через Самарский областной суд.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 25 марта 2020 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 18 марта 2020 г. N 3а-757/2020
Текст решения опубликован не был