Решение Самарского областного суда от 12 марта 2020 г. N 3а-773/2020
Самарский областной суд, представителя административного истца К.А.С., представителя административного ответчика Х.Л.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-773/2020 по административному исковому заявлению О.И.В. к министерству имущественных отношений Самарской области о признании недействующими в части нормативного правового акта органа государственной власти субъекта Российской Федерации, с участием прокурора С.Я.Ю., установил:
О.И.В. обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующими со дня его принятия:
- пункт NN Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утверждённого приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 года N 1608.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что под названным пунктом в Перечень включено принадлежащее ему на праве собственности нежилое помещение с кадастровым номером <адрес>, не подпадающее под критерии, установленные статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку оно не является офисным и не использовалось в спорные налоговые периоды в качестве торгового объекта, объекта бытового обслуживания или общественного питания. Помещение расположено в здании жилого дома и используется в личных целях.
В судебном заседании представитель административного истца К.А.С., действующий на основании доверенности от 30.08.2019 г., поддержал заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.
Представитель министерства имущественных отношений Самарской области Х.Л.А., действующая на основании доверенности от 06.11.2019 г., возражала против удовлетворения заявленных требований, пояснила, что принадлежащее административному истцу нежилое помещение включено в Перечень на 2019 год на основании сведений, полученных в порядке информационного взаимодействия из Единого государственного реестра недвижимости, в соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ, как помещение в жилом доме, которое может быть использовано под торговый объект, что подтверждено и актом осмотра от 19.11.2019 г.
Выслушав объяснения представителей сторон, заключение прокурора С.Я.Ю., полагавшей, что административный иск подлежит удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования являются обоснованными.
В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (глава 32) и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введение в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1 Закона Самарской области N 107-ГД от 10.11.2014 г., 1 января 2015 года установлено как единая дата начала применения на территории Самарской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
Согласно п. 3 ст. 402 Главы 32 "Налог на имущество физических лиц" Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 25 ноября 2014 года N 719 министерство имущественных отношений Самарской области является органом исполнительной власти Самарской области, уполномоченным на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
В силу части 3 статьи 4, статьи 9 Закона Самарской области от 07.07.2000 г. N 28-ГД "О нормативных правовых актах Самарской области" министерства и иные органы исполнительной власти Самарской области, их должностные лица по вопросам, входящим в их компетенцию, принимают (издают) приказы.
В рамках переданных полномочий министерством имущественных отношений Самарской области издан приказ от 29 октября 2018 года N 1608, которым утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год.
Оспариваемый приказ издан в установленных законом порядке и форме уполномоченным органом и официально опубликован в издании "Волжская коммуна", NN 20.11.2018 г.
По мотивам отсутствия полномочий у министерства имущественных отношений Самарской области на принятие приказа, а также по порядку его опубликования нормативный правовой акт не оспаривается.
В указанный Перечень на 2019 год включено нежилое помещение с кадастровым номером <адрес>, площадью 677 кв. м, расположенное по адресу: <адрес>.
Из материалов дела следует, что собственником нежилого помещения является О.И.В., что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 16.01.2020 г.
Как следует из объяснений представителя административного ответчика принадлежащее административному истцу нежилое помещение включено в Перечень объектов на 2019 г. на основании п.п. 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно пункту 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Как следует из материалов дела, по сведениям Единого государственного реестра недвижимости (далее также ЕГРН) нежилое помещение с кадастровым номером <адрес>, площадью 677 кв. м, имеет наименование и назначение: "нежилое помещение", данные о виде его разрешенного использования отсутствуют.
Согласно технической документации - техническому паспорту от 20.05.2011 г., указанное выше нежилое помещение расположено на (-)1 этаже, поз. N 29-31, 32а, 33-48, 139, 146, 147, 153 и включает части назначением складское, теплоузел, коридор, вентиляционная, разгрузочная, маш.отделение, коридор, лестничная клетка, лифт.
Нежилое помещение расположено в подземном этаже N 1 здания с кадастровым номером N, имеющем назначение и наименование "многоквартирный дом", год завершения строительства 1974, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 16.01.2020 г.
Сведения о земельном участке, на котором расположен многоквартирный жилой дом, в выписке из ЕГРН на здание отсутствуют. Доказательств, подтверждающих вид разрешенного использования земельного участка, суду не представлено.
Таким образом, по сведениям Единого государственного реестра недвижимости и документам технического учета наименование и назначение спорного нежилого помещения, как и здания, в котором оно расположено, не могут быть признаны безусловно определенным в целях применения положений п.п. 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ, поскольку не соответствуют названным критериям, так как не предусматривают размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, в связи с чем для включения нежилого помещения в Перечень объектов на 2019 г. требовалось установление его фактического использования.
Однако, мероприятий по определению фактического использования нежилого помещения на момент формирования и утверждения оспариваемого Перечня административным ответчиком не проводилось.
На основании обращения О.И.В. по поручению министерства имущественных отношений Самарской области уполномоченной организацией ГБУ Самарской области "Центр размещения рекламы" проведен осмотр спорного нежилого помещения.
По результатам проведенного осмотра составлен акт от 19.11.2019 г.
Как видно из акта, фактическое использование помещения определено следующим образом: 10, 3 кв. м - офисы; 413, 9 кв. м- склады торгового центра; 9, 2 кв. м - комната приема пищи торгового центра; 10, 2 кв. м - комната отдыха торгового центра; 183, 5 кв. м - коридоры, лестницы торгового центра; 22, 6 кв. м - технические помещения торгового центра (лифтовая, машинное отделение лифта, теплоузел); 15, 6 кв. м - доступ не предоставлен.
Приложением к акту являются фотоматериалы, где зафиксирован общий вид здания жилого дома, в котором расположено спорное помещение. При этом, как видно из фото, торговый Дом "Т." расположен на первом этаже жилого дома, тогда как нежилое помещение административного истца находится в подвале. Содержащиеся в акте осмотра выводы о том, что часть нежилого помещения КН N используется торговой организацией, объективно не подтверждены. Фотографии помещений, непосредственно находящихся в собственности О.И.В., о размещении в них торгового объекта, офисов коммерческой организации не свидетельствуют. Наличие в помещении, площадью 10, 3 кв. м предметов мебели, само по себе, для отнесения его к офису недостаточно.
К тому же, акт проверки фактического использования помещения составлен после включения его в Перечень.
Иных доказательств административным ответчиком в нарушение требований ч. 2 ст. 62, ч. 9 ст. 213 КАС РФ суду не представлено. Доводы административного истца о том, что помещение используется им в личных целях, в аренду не сдается, административным ответчиком не опровергнуты.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии правовых и фактических оснований для включения принадлежащего административному истцу на праве собственности нежилого помещения с кадастровым номером N в Перечень объектов недвижимого имущества на 2019 год и полагает, что приказ министерства имущественных отношений Самарской области в оспариваемой части не соответствуют закону, имеющему большую юридическую силу, что нарушает права и законные интересы О.И.В., возлагая на него обязанность по уплате налога на имущество в завышенном размере.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
С учетом ограниченного срока применения оспариваемых норм, суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание оспариваемого нормативного правового акта недействующим в части со дня его принятия.
На основании изложенного, заявленные О.И.В. требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 175-180, 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
Административный иск О.И.В. удовлетворить.
Признать недействующим со дня его принятия:
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 года N 1608 в части включения в него под пунктом NN нежилого помещения с кадастровым номером <адрес>, площадью 677 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>.
Сообщение о решении суда подлежит опубликованию в официальном печатном издании "Волжская коммуна" в течение месяца со дня его вступления в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 23.03.2020 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 12 марта 2020 г. N 3а-773/2020
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании