Решение Самарского областного суда от 18 марта 2020 г. N 3а-850/2020
Самарский областной суд, представителя административного истца - К.Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-850/2020 по административному исковому заявлению К.Е.Г. к министерству имущественных отношений Самарской области о признании недействующими в части нормативных правовых актов органа государственной власти субъекта Российской Федерации, с участием прокурора В.С.Ш., установил:
К.Е.Г. обратилась в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующими со дня их принятия:
- пункт N N Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год, утверждённого приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 года N 1907;
- пункт N N Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, утверждённого приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года N 1647;
- пункт N N Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утвержденного приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 года N 1608;
- пункт N N Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год, утвержденного приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 07 октября 2019 года N 2201 (далее также Перечни).
В обоснование заявленных требований административный истец указала, что под названными пунктами в Перечни включено принадлежащее ей на праве собственности нежилое здание с кадастровым номером N, не подпадающее под критерии, установленные статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку оно не является административно-деловым либо торговым центром и не использовалось в спорные налоговые периоды в качестве объекта бытового обслуживания или общественного питания. Здание конторы находится в состоянии не пригодном к эксплуатации. Включение его в Перечни нарушает её права и законные интересы, поскольку возлагает обязанность по уплате налога на имущество в повышенном размере.
В судебном заседании представитель административного истца К.Д.А., действующий на основании доверенности, поддержал заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.
Представитель министерства имущественных отношений Самарской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Представлены письменные возражения, из которых следует, что принадлежащее административному истцу нежилое здание включено в Перечни на 2017-2020 г.г. в соответствии с п. 3 ст. 378.2 НК РФ, на основании сведений, полученных в порядке информационного взаимодействия из Единого государственного реестра недвижимости. Полагает, что поскольку объект капитального строительства имеет наименование "здание конторы", он правомерно включен в оспариваемые Перечни.
Выслушав объяснения представителя административного истца, заключение прокурора В.С.Ш., полагавшей, что административный иск подлежит удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования являются обоснованными.
В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (глава 32) и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введение в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1 Закона Самарской области N 107-ГД от 10.11.2014 г., 1 января 2015 года установлено как единая дата начала применения на территории Самарской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
Согласно п. 3 ст. 402 Главы 32 "Налог на имущество физических лиц" Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
При этом, согласно Решению Думы городского округа Тольятти Самарской области от 12 ноября 2014 г. N 510 "О налоге на имущество физических лиц на территории городского округа Тольятти", для объектов налогообложения, включенных в Перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ, ставка налога установлена в повышенном размере.
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 25 ноября 2014 года N 719 министерство имущественных отношений Самарской области является органом исполнительной власти Самарской области, уполномоченным на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
В силу части 3 статьи 4, статьи 9.1 Закона Самарской области от 07.07.2000 г. N 28-ГД "О нормативных правовых актах Самарской области" министерства и иные органы исполнительной власти Самарской области, их должностные лица по вопросам, входящим в их компетенцию, принимают (издают) приказы.
В рамках переданных полномочий министерством имущественных отношений Самарской области изданы приказы:
- от 14 ноября 2016 года N 1907 об утверждении Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год;
- от 18 октября 2017 года N 1647, которым утвержден Перечень объектов недвижимого имущества на 2018 год;
- от 29 октября 2018 года N 1608, которым утвержден Перечень объектов недвижимого имущества на 2019 год;
- от 07 октября 2019 года N 2201, которым утвержден Перечень объектов недвижимого имущества на 2020 год.
Оспариваемые приказы изданы в установленных законом порядке и форме уполномоченным органом и официально опубликованы. По мотивам отсутствия полномочий у министерства имущественных отношений Самарской области на принятие приказов, а также по порядку их опубликования нормативные правовые акты не оспариваются.
В указанные Перечни на 2017 год под пунктом N , на 2018 год под пунктом N , на 2019 год под пунктом N , на 2020 год под пунктом N включено нежилое здание с кадастровым номером N , площадью 455, 9 кв. м, расположенное по адресу: <адрес>.
Собственником нежилого здания является К. (до перемены фамилии Ф.) Е.Г., что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 30.01.2020 г.
Как следует из письменных возражений представителя административного ответчика принадлежащее административному истцу нежилое здание включено в Перечни на 2017-2020 г.г. на основании п.п. 1 п. 1 и п. 3 ст. 378.2 НК РФ.
Проверяя соответствие оспариваемых нормативных правовых актов нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них.
В силу пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
По сведениям Единого государственного реестра недвижимости (далее также ЕГРН) объект капитального строительства с кадастровым номером N , площадью 455, 9 кв. м, имеет назначение: "Нежилое здание" и наименование: "Здание конторы", данные о виде его разрешенного использования отсутствуют.
Согласно технической документации - экспликации к техническому паспорту от 25.04.2005 г., указанное выше 2-х этажное нежилое здание конторы включает части назначением: "склад" 13, 0 кв. м; "торговый зал" 28,6 кв. м и 41, 7 кв. м; "вестибюль" 32, 9 кв. м; "кабинеты" 13,7 кв. м, 19, 3 кв. м, 12, 8 кв. м, 14, 2 кв. м, 33,9 кв. м, 14, 2 кв. м, 14, 6 кв. м,; 16, 3 кв. м, 17,7 кв. м, 8, 1 кв. м; "коридоры" 9,2 кв. м, 4,7 кв. м, 1,3 кв. м, 20, 3 кв. м, 18,5 кв. м; "подсобная" 14,2 кв. м, 12, 7 кв. м; "кладовка" 7,9 кв. м; 5, 3 кв. м; "лестничная площадка" 4,0 кв. м, 4,1 кв. м, 3, 6 кв. м; "туалет" 2, 2 кв. м; "шкаф" 14, 2 кв. м; "бытовка" 7,7 кв. м; "архив" 5, 1 кв. м; "актовый зал" 53 кв. м.
При этом, площади торговых залов по документам технического учета составляют 70, 3 кв. м, что менее 20% от общей площади нежилого здания (455, 9 кв. м). Суд также полагает, что назначение помещений "кабинет" не во всех случаях равнозначно понятию "офис".
Сведения о земельном участке по адресу: <адрес> в ЕГРН отсутствуют, о чем представлена выписка от 05.03.2020 г., заключение кадастрового инженера ООО "О." N ЗС-03/02-20 от 03.02.2020 г.
Таким образом, по сведениям Единого государственного реестра недвижимости и документам технического учета наименование и назначение спорного нежилого здания, как и помещений в нем, не могут быть признаны безусловно определенным в целях применения положений п.п. 1 п. 1, п. 3 ст. 378.2 НК РФ, поскольку не соответствуют названным критериям, так как не предусматривают размещение в здании не менее 20 процентов от его общей площади офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры либо торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, в связи с чем для включения нежилого здания в Перечни на 2017-2020 г.г. требовалось установление его фактического использования.
Однако, мероприятий по определению фактического использования нежилого здания на момент формирования и утверждения оспариваемых Перечней административным ответчиком не проводилось. Ходатайств о проведении осмотра объекта недвижимости в ходе судебного разбирательства административным ответчиком не заявлено.
Как следует из объяснений представителя административного истца в спорные налоговые периоды здание не использовалось, что подтверждено заключением кадастрового инженера ООО "О." N N от 03.02.2020 г., из которого следует, что фактическое использование помещений определено как пустые помещения; здание находится в стадии ремонта после пожара.
Доказательств, подтверждающих, что нежилое здание в спорные периоды использовалось в целях, поименованных в п. 3 статьи 378.2 НК РФ административным ответчиком в нарушение требований ч. 2 ст. 62, ч. 9 ст. 213 КАС РФ суду не представлено. Доводы административного истца о том, что здание не использовалось, не опровергнуты.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии правовых и фактических оснований для включения принадлежащего административному истцу на праве собственности нежилого здания с кадастровым номером N в Перечни объектов недвижимого имущества на 2017-2020 г.г. и полагает, что приказы министерства имущественных отношений Самарской области в оспариваемой части не соответствуют закону, имеющему большую юридическую силу, что нарушает права и законные интересы административного истца, возлагая на него обязанность по уплате налога на имущество в завышенном размере.
Несмотря на истечение срока действия Перечней на 2017-2019 г.г., оспариваемые нормативные правовые акты продолжают затрагивать права и законные интересы административного истца, поскольку обязанность по уплате налога на имущество в полной мере не выполнена и не утрачена возможность взыскания недоимки налоговым органом.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
С учетом ограниченного срока применения оспариваемых норм, суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание оспариваемых нормативных правовых актов недействующими в части со дня их принятия.
На основании изложенного, заявленные К.Е.Г. требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
Административный иск К.Е.Г. удовлетворить.
Признать недействующими со дня их принятия:
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год, утверждённого приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 года N 1907 в части включения в него под пунктом N N нежилого здания с кадастровым номером N , расположенного по адресу: <адрес>;
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, утверждённого приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года N 1647 в части включения в него под пунктом N N нежилого здания с кадастровым номером N , расположенного по адресу: <адрес>;
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 года N 1608 в части включения в него под пунктом N N нежилого здания с кадастровым номером N , расположенного по адресу: <адрес>;
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 07 октября 2019 года N 2201 в части включения в него под пунктом N N нежилого здания с кадастровым номером N , расположенного по адресу: <адрес>.
Сообщение о решении суда подлежит опубликованию в официальном печатном издании "Волжская коммуна" в течение месяца со дня его вступления в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 26.03.2020 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 18 марта 2020 г. N 3а-850/2020
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании