Конституционный суд Республики Татарстан в составе Председателя Ф.Г. Хуснутдинова, судей Ф.Р. Волковой, Л.В. Кузьминой, Э.М. Мустафиной, Р.А. Сахиевой, А.Р. Шакараева,
заслушав в судебном заседании заключение судьи Р.А. Сахиевой, проводившей на основании статьи 44 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" предварительное изучение жалобы гражданки Р.Н. Садыковой,
установил:
1. В Конституционный суд Республики Татарстан обратилась гражданка Р.Н. Садыкова с жалобой на нарушение ее конституционных прав и свобод абзацами вторым и пятым пункта 3.1 и абзацем вторым пункта 3.5 Порядка обеспечения пенсионеров Республики Татарстан санаторно-курортным лечением, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 14 февраля 2011 года N 97 (в редакции от 7 марта 2019 года) (далее также - Порядок), названным постановлением по порядку его официального опубликования на татарском языке, а также абзацем вторым пункта 2 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 26 мая 2017 года N 307 "О внесении изменений в отдельные постановления Кабинета Министров Республики Татарстан" (далее также - постановление Кабинета Министров Республики Татарстан N 307).
Абзац второй пункта 3.1 Порядка устанавливает, что территориальный орган социальной защиты в 3-дневный срок, исчисляемый в рабочих днях, со дня поступления путевок (информации о поступлении путевок) по профилю санаторного лечения согласно очередности информирует граждан о поступлении путевок по профилю санаторного лечения и необходимости обновления в 5-дневный срок, исчисляемый в рабочих днях, документов, указанных в пункте 2.1 данного Порядка (в случае истечения срока их действия) (в редакции от 26 сентября 2019 года).
Согласно абзацу пятому пункта 3.1 Порядка территориальный орган социальной защиты в 3-дневный срок, исчисляемый в рабочих днях, со дня предоставления гражданином и получения территориальным органом обновленных документов и сведений принимает решение о выделении путевки или об отказе в ее выделении и уведомляет гражданина о принятом решении по почте или по желанию гражданина одним из способов, указанных в заявлении (по телефону, либо СМС-сообщением, либо электронной почтой).
В соответствии с абзацем вторым пункта 3.5 Порядка непредставление или представление неполного пакета документов, указанных в пункте 2.1 данного Порядка (в случае истечения срока их действия), является основанием для отказа в выделении гражданину путевки (в редакции от 26 сентября 2019 года).
Абзацем вторым пункта 2 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан N 307 в пункте 1.5 Порядка, определяющем продолжительность санаторно-курортного лечения в санаторно-курортных организациях, слова "18 дней" заменены словами "14 календарных дней".
Из жалобы и приложенных к ней копий документов следует, что гражданка Р.Н. Садыкова с 2017 года является пенсионером. В том же году она обратилась в отдел социальной защиты Приволжского района города Казани с заявлением на обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение на льготных условиях в соответствии с рассматриваемым Порядком, которую получила в 2019 году. Нарушение своих конституционных прав оспариваемыми положениями Порядка заявительница усматривает в том, что принцип очередности, предусмотренный в нем, относится только к информированию граждан о поступлении путевок по профилю санаторного лечения и необходимости обновления в 5-дневный срок, исчисляемый в рабочих днях, документов, указанных в пункте 2.1 Порядка. По ее мнению, к принятию же решения о выделении путевки данный принцип не относится. Тем самым она полагает, что обжалуемые нормы в их взаимосвязи не распространяют принцип очередности на процедуру принятия решения о выделении путевки, не устанавливают способ такого информирования (абзац второй пункта 3.1 Порядка) и только уведомляют гражданина о принятом решении о выделении путевки или об отказе в ее выделении как это предусмотрено в пункте 2.2.2 Порядка. При этом она подчеркивает, что в заявлении по форме согласно приложению N 2 к Порядку граждане выбирают способ их информирования только при постановке на учет для обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение. По ее мнению, в случае же поступления путевок по профилю санаторного лечения и необходимости обновления соответствующих документов способ информирования граждан оставлен на произвольное усмотрение территориального органа социальной защиты. Тем самым, как она считает, оспариваемые нормы нарушают ее конституционные права, поскольку в рассматриваемых правовых регулированиях должным образом не урегулирован способ информирования граждан о поступлении путевок по профилю санаторного лечения и срок обновления документов, у которых истекает или уже истек период их действия.
Гражданка Р.Н. Садыкова также указывает, что абзацем вторым пункта 2 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан N 307 в пункте 1.5 Порядка продолжительность санаторно-курортного лечения в санаторно-курортных организациях с 18 дней сокращены до 14 календарных дней, что является ограничением конституционных прав граждан на социальное обеспечение.
Кроме того, по ее утверждению, постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 14 февраля 2011 года N 97 не опубликовано (не размещено) на татарском языке ни в "Сборнике постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти", ни в "Собрании законодательства Республики Татарстан", ни на "Официальном портале правовой информации Республики Татарстан". Отсутствие опубликования его на татарском языке нарушает ее конституционное право на пользование родным языком, гарантированное статьей 34 Конституции Республики Татарстан, и противоречит установленному в статье 8 Конституции Республики Татарстан принципу равноправия государственных языков Республики Татарстан.
На основании изложенного гражданка Р.Н. Садыкова просит Конституционный суд Республики Татарстан признать абзацы второй и пятый пункта 3.1 и абзац второй пункта 3.5 Порядка обеспечения пенсионеров Республики Татарстан санаторно-курортным лечением, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 14 февраля 2011 года N 97, названное постановление по порядку его официального опубликования на татарском языке, а также абзац второй пункта 2 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 26 мая 2017 года N 307 "О внесении изменений в отдельные постановления Кабинета Министров Республики Татарстан" не соответствующими статьям 2, 8, 13, 24 (часть первая), 28 (части первая и вторая), 29 (часть первая), 34 (часть вторая), 38 (часть первая) и 54 (часть первая) Конституции Республики Татарстан.
2. В силу пункта 3 части первой статьи 83 и статьи 103 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" Конституционный суд Республики Татарстан устанавливает соответствие Конституции Республики Татарстан законов Республики Татарстан и иных нормативных правовых актов, в том числе по жалобам граждан на нарушение конституционных прав и свобод, по порядку принятия, издания, подписания, опубликования или введения в действие.
Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 14 февраля 2011 года N 97 "Об утверждении Порядка обеспечения пенсионеров Республики Татарстан санаторно-курортным лечением" опубликован на русском языке в издании "Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти" 11 мая 2011 года N 18, ст. 0663, а на татарском языке - 12 ноября 2019 года на "Официальном портале правовой информации Республики Татарстан" (PRAVO.TATARSTAN.RU).
Вопрос, касающийся порядка официального опубликования принимаемых органами публичной власти нормативных правовых актов на обоих государственных языках Республики Татарстан, уже был предметом исследования Конституционного суда Республики Татарстан, который в постановлении от 23 июня 2017 года N 74-П пришел к выводу, что официальное опубликование текста нормативного правового акта только на одном из государственных языков Республики Татарстан само по себе не может считаться достаточным основанием для признания его не соответствующим Конституции Республики Татарстан по порядку официального опубликования, поскольку это объективно не создает препятствий для реализации гражданами возможности ознакомления с содержанием рассматриваемого нормативного правового акта, затрагивающего их права, свободы и законные интересы на родном языке.
Тем самым, оспариваемое заявительницей постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 14 февраля 2011 года N 97 "Об утверждении Порядка обеспечения пенсионеров Республики Татарстан санаторно-курортным лечением" по порядку официального опубликования на татарском языке не содержит неопределенности в вопросе о его соответствии Конституции Республики Татарстан. В связи с этим согласно пункту 2 части первой статьи 46 во взаимосвязи с пунктом 1 части второй статьи 39 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" жалоба заявительницы не является допустимой.
3. Согласно статье 109 (часть четвертая) Конституции Республики Татарстан и части пятой статьи 3 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" Конституционный суд Республики Татарстан по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона Республики Татарстан или его отдельных положений, нормативных правовых актов Президента и Кабинета Министров Республики Татарстан, а также органов местного самоуправления. В силу этого абзац второй и пятый пункта 3.1 и абзац второй пункта 3.5 Порядка обеспечения пенсионеров Республики Татарстан санаторно-курортным лечением, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 14 февраля 2011 года N 97, а также абзац второй пункта 2 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 26 мая 2017 года N 307 "О внесении изменений в отдельные постановления Кабинета Министров Республики Татарстан" могут быть рассмотрены на предмет их соответствия Конституции Республики Татарстан.
На основании части первой статьи 100 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" правом на обращение в Конституционный суд Республики Татарстан с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод обладают граждане, права и свободы которых нарушены законом Республики Татарстан, нормативными правовыми актами Президента Республики Татарстан и Кабинета Министров Республики Татарстан, органов местного самоуправления, и их объединения.
При этом, согласно статье 101 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан", жалоба на нарушение законом Республики Татарстан или иным нормативным правовым актом конституционных прав и свобод допустима, если закон или иной нормативный правовой акт затрагивает конституционные права и свободы граждан; закон или иной нормативный правовой акт применен или подлежит применению в конкретном деле, рассмотрение которого завершено или начато в суде или ином органе. В этой связи приложенные к жалобе документы в соответствии с частью второй статьи 100 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" могут рассматриваться как подтверждающие применение обжалуемых положений при разрешении конкретного дела заявительницы.
Таким образом, жалоба исходит от надлежащего заявителя, соответствует критериям ее допустимости, установленным статьей 101 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан", и не содержит каких-либо оснований для отказа в принятии ее к рассмотрению Конституционным судом Республики Татарстан.
4. При подаче жалобы в Конституционный суд Республики Татарстан гражданкой Р.Н. Садыковой заявлено ходатайство об освобождении ее от уплаты государственной пошлины, поскольку она является пенсионером, воспитывает ребенка-инвалида и находится в тяжелом материальном положении.
Согласно статье 42 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" при обращении в Конституционный суд Республики Татарстан государственная пошлина взимается в порядке, установленном федеральным законодательством.
В соответствии с пунктом 3 статьи 333.23 Налогового кодекса Российской Федерации конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, исходя из имущественного положения плательщика, вправе освободить его от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым указанными судами, либо уменьшить ее размер, а также отсрочить (рассрочить) ее уплату в порядке, предусмотренном статьей 333.41 данного Кодекса.
В связи с этим Конституционный суд Республики Татарстан считает возможным удовлетворить ходатайство гражданки Р.Н. Садыковой и освободить ее от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь частью пятой статьи 3, пунктом 1 части второй статьи 39, статьей 42, частями первой и второй статьи 45, пунктом 2 части первой статьи 46, частью первой статьи 51, частью пятой статьи 66, частями первой и второй статьи 67, статьями 69, 72, 73, 100 и 101 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан", Конституционный суд Республики Татарстан определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Р.Н. Садыковой в части, касающейся проверки конституционности Порядка обеспечения пенсионеров Республики Татарстан санаторно-курортным лечением, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 14 февраля 2011 года N 97, по порядку официального опубликования на татарском языке, поскольку в этой части она не отвечает требованиям Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан", в соответствии с которыми жалоба признается допустимой.
2. Принять к рассмотрению жалобу гражданки Р.Н. Садыковой на нарушение ее конституционных прав и свобод абзацами вторым и пятым пункта 3.1 и абзацем вторым пункта 3.5 Порядка обеспечения пенсионеров Республики Татарстан санаторно-курортным лечением, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 14 февраля 2011 года N 97, а также абзацем вторым пункта 2 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 26 мая 2017 года N 307 "О внесении изменений в отдельные постановления Кабинета Министров Республики Татарстан".
3. Удовлетворить ходатайство гражданки Р.Н. Садыковой в части освобождения ее от уплаты государственной пошлины.
4. О принятом решении уведомить стороны - гражданку Р.Н. Садыкову и Кабинет Министров Республики Татарстан.
5. Назначить судьей-докладчиком по данному делу судью Конституционного суда Республики Татарстан Р.А. Сахиеву.
6. Дату рассмотрения настоящего дела Конституционным судом Республики Татарстан установить в порядке очередности слушания дел в заседаниях Конституционного суда Республики Татарстан.
7. Настоящее Определение подлежит опубликованию в "Вестнике Конституционного суда Республики Татарстан" и на "Официальном портале правовой информации Республики Татарстан" (PRAVO.TATARSTAN.RU).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного суда Республики Татарстан от 11 марта 2020 г. N 4-О "По жалобе гражданки Р.Н. Садыковой на нарушение ее конституционных прав и свобод абзацами вторым и пятым пункта 3.1 и абзацем вторым пункта 3.5 Порядка обеспечения пенсионеров Республики Татарстан санаторно-курортным лечением, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 14 февраля 2011 года N 97, названным постановлением по порядку его официального опубликования, а также абзацем вторым пункта 2 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 26 мая 2017 года N 307 "О внесении изменений в отдельные постановления Кабинета Министров Республики Татарстан"
Текст определения опубликован на Официальном портале правовой информации Республики Татарстан (PRAVO.TATARSTAN.RU) 15 мая 2020 г.