См. справку "Коронавирус COVID-19"
В связи с обращением Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России Ассоциация российских банков провела опрос банков - членов АРБ о практике реализации ими мер противоэпидемического характера и практике взаимодействия банков с территориальными органами Роспотребнадзора в части защиты клиентов и персонала от новой коронавирусной инфекции COVID-19. По итогам проведенного опроса сообщаем следующее.
В опросе приняли участие 16 банков (филиалов банков) и одна региональная банковская ассоциация, представляющие в совокупности 18 регионов.
Из полученной нами информации следует, что банки предпринимают необходимые меры в целях минимизации рисков, связанных с распространением новой коронавирусной инфекции COVID-19, в частности:
- работники банков переведены на дистанционный режим работы либо установлен гибкий режим работы (сокращенный рабочий день, сменная работа);
- реализована возможность осуществления основных банковских операций через сервисы дистанционного обслуживания физических и юридических лиц, банки по возможности стараются проводить необходимые переговоры с клиентами с использованием телефонной и видеоконференцсвязи;
- сотрудники, присутствие которых в офисе необходимо для бесперебойной работы банка, обеспечены необходимыми средствами личной защиты (маски, перчатки) и дезинфицирующими средствами;
- в офисах банков предприняты меры для обеспечения социального дистанцирования сотрудников и клиентов, в том числе нанесена ограничительная разметка в зонах доступа клиентов (входная зона, операционные и кассовые залы), увеличено расстояние между работниками, работником и клиентом с использованием офисной мебели;
- усилен режим уборки офисов с использованием дезинфицирующих средств, в том числе регулярно (несколько раз в день) проводится обработка всех контактных поверхностей, влажная уборка дезинфицирующими средствами в местах ожидания, информирования, приема и обслуживания клиентов;
- в отделениях банков проводится измерение температуры тела работников (в некоторых банках - и клиентов) при помощи бесконтактных термометров.
Помимо этого, несколько банков из числа ответивших обеспечены бактерицидными облучателями воздуха рециркуляторного типа "ECOPORT-140" или "Dezar" (Москва и Калининград), один банк - также генератором холодного тумана (Москва).
Несмотря на предпринимаемые меры противоэпидемической защиты, ряд банков (филиалов банков), принявших участие в опросе, сталкиваются с определенными сложностями объективного характера, возникающими ввиду действий территориальных органов Роспотребнадзора или иных органов государственной власти и местного самоуправления.
Ниже приводим информацию о тех требованиях контрольно-надзорных органов, которые представляются трудно реализуемыми с учетом региональной специфики торговой политики, а также отраслевых особенностей функционирования кредитных организаций.
1. Постановления территориальных органов Роспотребнадзора, адресованные широкому кругу лиц - организациям/работодателям, выходящие за пределы не только требований федерального законодательства, но и рекомендаций руководства Роспотребнадзора, принимаемых на общегосударственном уровне.
Такие документы, информацию о наличии которых банки вынуждены изыскивать в меру своей активности в рамках регулярного мониторинга, как правило, содержат схожий, но при этом весьма обширный перечень мер, не соответствующих риск-ориентированному подходу при оценке регулирующего воздействия и не учитывающих особенности функционирования различных типов бизнеса. Например, наряду с предприятиями, деятельность которых очевидно связана с высоким потоком посетителей и другими факторами повышенного эпидемиологического риска (продуктовые магазины, аптеки), банки получают постановления с тем же широким набором обязательных требований, хотя количество посетителей и риски заражения в кредитных организациях значительно ниже.
В частности, органы Роспотребнадзора возлагают на банки обязанности не только по выполнению рекомендаций, принимаемых Роспотребнадзором на общегосударственном уровне (например, Рекомендации по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-19) среди работников, направленные письмом Роспотребнадзора от 07.04.2020 N 02/6338-2020-15, далее - Рекомендации от 07.04.2020), но и меры, обязанность выполнения которых нормативно не закреплена, что является чрезмерно расширительным толкованием полномочий, предоставленных ст. 51 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в Российской Федерации".
В особенности обращают на себя внимание следующие требования, указанные в постановлениях территориальных органов Роспотребнадзора:
- применение для обеззараживания воздуха бактерицидных облучателей (рециркуляторов) закрытого типа (Москва, Кемеровская, Свердловская, Тюменская области);
- ежедневная дезинфекция банкоматов, расположенных вне отделений банков (независимо от трафика, т.е. проходимости, посещаемости конкретной точки безналичного обслуживания) (Красноярский край);
- ведение и предоставление журналов учета температуры работников отделений, анкетирование родственников работников (Тюменская область, Камчатский край).
2. Предписания территориальных органов Роспотребнадзора, адресованные конкретным кредитным организациям, которые содержат тот же набор мер, что и в общих постановлениях территориальных органов Роспотребнадзора.
Следует заметить, что выдаче таких предписаний не предшествует проведение каких-либо проверочных мероприятий и выявление факта нарушения санитарно-противоэпидемических требований. Кроме того, предписания зачастую содержат требования, которые лишь рекомендованы к применению актами Роспотребнадзора, принятыми на общегосударственном уровне (например, использование рециркуляторов воздуха - см. п. 2.12 Рекомендаций от 07.04.2020), либо вообще не имеют нормативного закрепления, а соответственно, и критериев относимости к деятельности финансовых учреждений.
В частности, по итогам проведенного опроса выявлены следующие группы требований территориальных органов Роспотребнадзора, адресованные конкретным кредитным организациям:
- применение для обеззараживания воздуха бактерицидных облучателей закрытого типа (рециркуляторов) (Ставропольский край, Нижегородская область, Республика Татарстан, Республика Тыва, Красноярский край);
- организация ежедневного проветривания через каждые 3 часа всех помещений банка (Республика Татарстан);
- ежедневная дезинфекция банкоматов вне офисов банка (Красноярский край);
- внеочередное проведение дезинфекции систем вентиляции (Московская область);
- использование работниками организаций специальных защитных очков или защитных экранов (Красноярский край).
3. Как указано выше, в ряде актов территориальных органов Роспотребнадзора отдельно указано на необходимость применения в помещениях с постоянным нахождением работников, а также в местах скопления клиентов (холлы для ожидания, кассовый и операционный залы, специальные помещения для обслуживания клиентов (переговорные комнаты)) бактерицидных облучателей воздуха закрытого типа (рециркуляторов).
Вместе с тем банки указывают на объективные сложности в приобретении данного оборудования. По информации, полученной банками от официального поставщика рециркуляторов "Dezar", облучатели в свободной продаже отсутствуют, счета временно не выставляются, заказы временно не принимаются, сроки возобновления поставок не определены (сайт dezar.ru).
Такая же ситуация сложилась и в отношении альтернативных производителей и поставщиков. В частности, завод - производитель подобных изделий ООО "Медимпорт" (торговая марка "АРМЕД") в рабочем порядке уведомил один из банков о невозможности поставки рециркуляторов ранее июня 2020 года, а иной изготовитель (АО "Кронт-Мед") сообщил о приостановке отгрузки.
Крупнейший поставщик товаров широкого ассортимента ООО "Комус" (ИНН 770901001), а также поставщик "АртМедиаГрупп" также сообщили о возможности поставки рециркуляторов не ранее 3-х месяцев после сделанного заказа.
Таким образом, на текущий момент и в ближайшей перспективе возможность исполнить акты органов Роспотребнадзора в этой части объективно отсутствует, о чем Роспотребнадзору не может не быть известно (об этом сообщали сами банки в разных регионах, а также проблема освещалась в СМИ). Тем не менее подобные требования продолжают поступать.
С учетом жестких санкций, предусмотренных за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (вплоть до административного приостановления деятельности в соответствии с ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ), данная ситуация вызывает серьезное беспокойство банковского сообщества.
Банки стараются предпринимать все возможные меры для реализации требований, содержащихся в актах федерального законодательства и в рекомендациях Роспотребнадзора. Так, один из банков (Республика Татарстан), получивший предписание об обязательной установке бактерицидных облучателей закрытого типа, ввиду их отсутствия в свободной продаже в целях максимальной защиты от коронавирусной инфекции и в качестве временной меры приобрел облучатели открытого типа и применяет их по строго установленным в банке правилам, с назначением ответственных за процедуру кварцевания помещений лиц, по графику, при полном отсутствии в местах кварцевания работников банка и клиентов. Однако буквальное толкование предписания территориального органа Роспотребнадзора может свидетельствовать о его неисполнении банком, вне зависимости от вины банка в этом.
Следует также заметить, что очистка и рециркуляция воздуха в помещениях может, как правило, достигаться за счет установления адекватного режима проветривания. Однако, во-первых, предписания, полученные банками от территориальных органов Роспотребнадзора, не содержат подобной альтернативы, а вменяют в обязанность выполнять оба указанных мероприятия, а, во-вторых, существуют объективные сложности в организации проветривания в некоторых внутренних помещениях банков, в частности, в кассовых узлах, где должны быть обеспечены требования по технической укрепленности, что не предусматривает возможности свободного сквозного проветривания.
4. В различных регионах территориальными органами Роспотребнадзора либо органами государственной власти и местного самоуправления регулярно проводятся проверки соблюдения банками противоэпидемических норм. При этом требования, предъявляемые проверяющими, а также их вопросы выходят за рамки требований и рекомендаций Роспотребнадзора, принятых на общегосударственном уровне.
В частности, проверяющими задаются следующие вопросы и предъявляются следующие требования:
- производится ли "сигнальная разметка" территорий, прилегающих к банкоматам (независимо от посещаемости конкретной точки безналичного обслуживания и невзирая на принадлежность места установки устройства иному лицу - арендодателю либо организации, разместившей банкомат на своей территории для обслуживания своих работников);
- допускаются ли в подразделения банка клиенты без защитных масок (Республика Башкортостан, Республика Тыва);
- ведение журналов учета температуры работников (Камчатский край);
- организация работы с клиентами только по предварительной записи (Ульяновская область).
Подобный формат проверок с учетом жестких санкций, предусмотренных за невыполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, также волнует банковское сообщество.
С учетом вышеизложенного в целях недопущения излишнего административного давления на кредитные организации и обеспечения адекватных условий для бесперебойного функционирования банковской системы страны в условиях распространения новой коронавирусной инфекции просим разобраться в вышеуказанной ситуации, вызванной в первую очередь действиями территориальных органов Роспотребнадзора в некоторых регионах.
Первый вице-президент |
Ю.И. Кормош |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Ассоциации российских банков от 7 мая 2020 г. N А-02/Кор-222 "О практике реализации банками противоэпидемических мер защиты клиентов и персонала банков от новой коронавирусной инфекции СОVID-19"
Текст письма опубликован не был