В соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации Законодательное собрание Ленинградской области
постановляет:
1. Внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в порядке законодательной инициативы проект федерального закона "О внесении изменения в статью 68 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
2. Уполномочить депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации В.П. Драчева представлять проект федерального закона "О внесении изменения в статью 68 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" при его рассмотрении в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.
3. Обратиться к депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от Ленинградской области с просьбой поддержать указанный проект федерального закона при его рассмотрении в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.
4. Направить настоящее постановление в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации с просьбой поддержать указанную законодательную инициативу.
5. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Председателя Законодательного собрания Ленинградской области Д.В. Пуляевского.
6. Постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель Законодательного собрания |
С. Бебенин |
Проект вносится
Законодательным собранием
Ленинградской области
Проект Федерального Закона Российской Федерации "О внесении изменения в статью 68 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Статья 1
Внести в статью 68 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6724; 2013, N 48, ст. 6165) изменение, изложив ее в следующей редакции:
"Статья 68. Использование тела, органов и тканей умершего человека
1. Тело, органы и ткани умершего человека могут использоваться в медицинских (за исключением использования в целях, предусмотренных статьей 47 настоящего Федерального закона), научных и учебных целях в следующих случаях:
1) при наличии волеизъявления совершеннолетнего дееспособного лица в письменной форме, заверенной руководителем медицинской организации либо нотариально, сделанного им при жизни, о возможности такого использования;
2) в случае отсутствия волеизъявления, указанного в пункте 1 настоящей части, а также волеизъявления лица о несогласии на изъятие органов и (или) тканей из его тела после смерти - при наличии письменного волеизъявления супруга (супруги), а при его (ее) отсутствии - одного из близких родственников (детей, родителей, усыновленных, усыновителей, родных братьев и родных сестер, внуков, дедушки, бабушки) либо при наличии письменного волеизъявления иного лица, которому в соответствии с законодательством Российской Федерации доверено исполнить волеизъявление умершего;
3) в случае смерти лица, признанного в установленном порядке недееспособным или не полностью дееспособным, - при наличии письменного волеизъявления одного из родителей либо иного законного представителя умершего о возможности такого использования;
4) если тело не востребовано после смерти человека по причине отсутствия его супруга, близких родственников (детей, родителей, усыновленных, усыновителей, родных братьев и родных сестер, внуков, дедушки, бабушки), иных родственников, законных представителей или других лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение, в порядке и в сроки, установленные законодательством Российской Федерации о погребении и похоронном деле.
2. Порядок и условия передачи тела (в том числе невостребованного), органов и тканей умершего человека для использования в медицинских, научных и учебных целях, порядок использования тела (в том числе невостребованного), органов и тканей умершего человека в указанных целях, в том числе максимальный срок их использования, устанавливаются Правительством Российской Федерации. После истечения максимального срока тело (в том числе невостребованное), органы и ткани умершего человека подлежат погребению в соответствии с законодательством Российской Федерации о погребении и похоронном деле.".
Статья 2
Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования.
Президент Российской Федерации |
В. Путин |
Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 68 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 68 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - законопроект) направлен на совершенствование федерального законодательства в сфере охраны здоровья граждан, а также в целях приведения в соответствие с действующим законодательством, а именно Конституцией Российской Федерации и другими законодательными актами Российской Федерации посредством предоставления близким родственникам умершего человека права на выражение его прижизненной воли в части изъятия органов и (или) тканей с целью их последующего использования для медицинских, научных и учебных целей.
Право человека на достойное отношение к его телу после смерти конкретизируется в статье 5 Федерального закона от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Федеральный закон N 8-ФЗ), статьях 8, 10 Закона Российской Федерации от 22 декабря 1992 года 4180-1 "О трансплантации органов и (или) тканей человека", статье 68 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ).
Из положений статьи 23 Конституции Российской Федерации следует обязанность законодателя обеспечить уважительное отношение со стороны любых третьих лиц к волеизъявлению лица по вопросам, касающимся его личной жизни, а также гарантируется учет волеизъявления указанного лица, в том числе после смерти.
Конституционный суд Российской Федерации в своем постановлении от 16 июня 2015 года N 15-П указал на необходимость уважительного отношения и создания условий для возможного учета мнения ближайших родственников умершего лица по тем вопросам посмертных отношений, по которым мнение самого умершего осталось невыявленным.
В пункте 3 статьи 5 Федерального закона N 8-ФЗ закреплено право близких родственников заявить о согласии на изъятие органов и (или) тканей из тела умершего, основывающееся на конституционном требовании уважения частной жизни и признании того обстоятельства, что никто не может знать предпочтения и мировоззренческие установки умершего лица лучше его близких родственников, таким образом, конкретизировано положение статьи 23 Конституции Российской Федерации.
Согласно статье 47 Федерального закона N 323-ФЗ при донорстве органов и тканей и их трансплантации (пересадке) от умершего донора законодатель разрешил изъятие органов и (или) тканей по решению близких родственников умершего.
Вместе с тем в статье 68 Федерального закона N 323-ФЗ право родственников умершего на выражение после смерти человека его прижизненной воли не учтено.
Важно отметить, что выбор в пользу нотариальной формы прижизненного выражения воли человеком относительно возможности изъятия его органов и (или) тканей после смерти с целью их последующего использования в медицинских целях (не для использования в целях трансплантации) представлен в действующей практике крайне редко. Трудно представить себе человека, который при жизни будет нотариально конкретизировать и заверять согласие или несогласие об изъятии у него тканей и органов в медицинских, научных или учебных целях, а не для донорства.
Анализ фактически складывающихся в данной области правоотношений позволяет мотивированно утверждать, что избранный законодателем способ нормативного регулирования изъятия органов и (или) тканей для их последующего использования в медицинских, научных и учебных целях, а также отсутствие у родственников права на выражение воли умершего человека препятствует спасению жизни больных людей, ведет к снижению качества оказания медицинской помощи из-за ухудшения подготовки врачебных кадров и невозможности проведения научных исследований.
Одним из основных процессов, преследующих медицинские цели, является изготовление медицинских изделий. Ткани умершего человека являются уникальным материалом для изготовления сосудистых, клапанных, соединительнотканных, костных и других имплантатов, являясь примером активно развивающегося в России направления "Биомедицина". Изъятие фрагментов органов и тканей после судебно-медицинских вскрытий для последующего изготовления имплантатов, размерами, не превышающими размеры биологических объектов, изымаемых для судебно-медицинских целей, осуществляется с соблюдением достойного отношения к телу умершего.
По общей оценке отечественных и зарубежных врачей-хирургов, именно медицинские изделия из тканей умершего человека являются "имплантатами выбора". Потребность в данных изделиях продиктована сравнительно лучшими отдаленными результатами, высоким качеством жизни прооперированных пациентов, а в некоторых случаях - отсутствием альтернативы.
Для сердечно-сосудистой хирургии потребность в медицинских изделиях из тканей умершего человека составляет более 15 тыс. изделий в год, для офтальмологии - около 40 тыс. изделий в год, для травматологии, отоларингологии, стоматологии - около 50 тыс. изделий в год.
В настоящее время такая потребность покрывается лишь на 5-7%, что приводит к проблеме очередей пациентов на получение медицинских изделий, в ряде случаев - жизненно необходимых. Некоторым пациентам, которые по состоянию здоровья не могут больше ждать, предлагают получить помощь с использованием других материалов, которые по сравнению с медицинскими изделиями из тканей умершего человека менее эффективны, что в дальнейшем негативно скажется на качестве жизни и возможности излечения от заболевания.
Костная, хрящевая, соединительная ткани умершего человека используются для лечения многих патологий. Так, при реконструкции опорно-двигательного аппарата, челюстно-лицевой области, выполнении операций по восстановлению слуха и зрения широко используются медицинские изделия из тканей умерших людей.
Для восстановления функции суставов используются ахилловы сухожилия, сухожилия сгибателей пальцев с костным фрагментом и без него. Восстановление крестообразной связки коленного сустава выполняется с применением эндоскопической техники. Использование тканей умершего человека более физиологично и анатомично, чем применение собственной связки надколенника самого больного.
При проведении тимпано- и мерингопластики в оториноларингологии применяют фрагменты твердой мозговой оболочки умершего человека.
Разработана и внедрена методика дифференцированного применения лиофилизированных костных трансплантатов из зрелой и незрелой костной ткани как средство регулирования остеогенеза. Клинически подтверждена высокая эффективность аллогенной лиофилизированной губчатой ткани для заполнения костных дефектов.
Количество производимых медицинских изделий из тканей умершего человека с учетом имеющихся ограничений, в том числе законодательных, не удовлетворяет имеющегося общественного запроса на них.
Анатомия является фундаментальной дисциплиной в системе медицинского образования. Нельзя подготовить врача без анатомических знаний только с помощью теории и муляжей. За период изучения анатомии студент должен уметь идентифицировать 20000 различных анатомических образований.
Необходимым условием для преподавания дисциплины "Анатомия человека" является обеспечение натуральным анатомическим материалом лекций, практических занятий и самостоятельной подготовки. Также обязательным является препарирование. Наличие трупохранилища и учебных анатомических музеев является главным требованием государственного образовательного стандарта для анатомических кафедр.
Важное место в современных условиях отводится преподаванию клинической анатомии на постдипломном уровне. В системе непрерывного медицинского образования проводятся научно-практические конференции, мастер-классы, которые позволяют получить глубокие анатомические знания в определенной области, навыки выполнения манипуляций или эндовидеохирургических операций. Посмертно изъятые патологически измененные или поврежденные органы и ткани необходимы для подготовки многих специалистов, в том числе патологоанатомов и судебно-медицинских экспертов.
Анатомический материал крайне необходим при выполнении научных исследований, чтобы достоверно оценить топографо-анатомические и морфометрические характеристики объекта. Эти сведения невозможно получить при выполнении экспериментов на животных.
Таким образом, на сегодняшний день, несмотря на внедрение в учебный процесс различных инновационных технологий обучения (виртуальные технологии, мультимедийные технологии, муляжи, атласы, др.), альтернативы трупному материалу нет.
На многих кафедрах анатомии сложилась критическая ситуация с обеспечением учебного процесса трупным материалом. Учебно-материальная база приходит в упадок, новые учебные анатомические музеи не создаются.
Законопроект позволит расширить перечень случаев, когда тело, органы и ткани умершего человека могут использоваться в медицинских, научных и учебных целях.
Приложение
к проекту федерального закона
"О внесении изменения в статью 68
Федерального закона "Об основах
охраны здоровья граждан
в Российской Федерации"
Перечень
законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 68 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 68 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" потребует внесения изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 21 июля 2012 года N 750 "Об утверждении Правил передачи невостребованного тела, органов и тканей умершего человека для использования в медицинских, научных и учебных целях, а также использования невостребованного тела, органов и тканей умершего человека в указанных целях".
Председатель Законодательного собрания |
С. Бебенин |
Приложение
к проекту федерального закона
"О внесении изменения в статью 68
Федерального закона "Об основах
охраны здоровья граждан
в Российской Федерации"
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 68 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 68 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
Председатель Законодательного собрания |
С. Бебенин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Законодательного собрания Ленинградской области от 29 апреля 2020 г. N 208 "О законодательной инициативе Законодательного собрания Ленинградской области по внесению в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 68 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Вступает в силу с 29 апреля 2020 г.
Текст постановления опубликован не был