Решение Калининградского областного суда от 10 марта 2020 г. N 3а-62/2020
Калининградский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ООО "О." об оспаривании нормативно-правовых актов Генерального плана городского округа "Город Калининград", утв. решением городского Совета депутатов Калининграда от 6 июля 2016 года N 225, Правил землепользования и застройки городского округа "Город Калининград", утв. решением городского Совета депутатов Калининграда от 25 декабря 2017 года N 339 в части установления границ санитарно-защитной зоны в пределах земельного участка КН N, установил:
ООО "О." обратилось с административным иском в суд, указав, что является арендатором земельного участка КН N, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 1483 кв. м., на основании договора на передачу в аренду городских земель N 000228 от 17 января 1994 года, соглашения от 5 сентября 2017 года об уступке прав и обязанностей по договору. На основании запроса административного истца от 17 января 2019 года Агентством по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области был подготовлен градостроительный план земельного участка КН N. В этой связи обществу стало известно, что указанный земельный участок располагается в санитарно-защитной зоне для площадки ЗАО "Квр". Согласно ответу на запрос от 12 сентября 2019 года, данному Управлением Роспотребнадзора по Калининградской области, обращений от ЗАО "Квр" по поводу выдачи решения об установлении санитарно-защитной зоны для производственной площадки в Управление не поступало, решение об установлении санитарно-защитной зоны не принималось, соответствующие документы в орган кадастрового учета не направлялись. Санитарно-защитная зона предприятий, сооружений и других объектов (производственно-, санитарно-, инженерно-технических) Н-8 в отношении участка КН N установлена Генеральным планом городского округа "Город Калининград", утвержденного решением городского Совета депутатов Калининграда от 6 июля 2016 года N 225 и Правилами землепользования и застройки городского округа "Город Калининград", утвержденных решением городского Совета депутатов Калининграда от 25 декабря 2017 года N 339. Указанными нормативными актами санитарно-защитная зона отображена безосновательно, поскольку уполномоченным органом не установлена. Включение земельного участка N в зону с особыми условиями использования территории Н-8 нарушает права общества как его арендатора, поскольку препятствует жилой застройке. Просит признать недействующим и не подлежащим применению с момента вступления решения суда в законную силу Генеральный план городского округа "Город Калининград", утвержденного решением городского Совета депутатов Калининграда от 6 июля 2016 года N 225, Правила землепользования и застройки городского округа "Город Калининград", утвержденных решением городского Совета депутатов Калининграда от 25 декабря 2017 года N 339 в части установления санитарно-защитной зоны предприятий, сооружений и других объектов (производственно-, санитарно-, инженерно-технических) в пределах границ земельного участка с кадастровым номером N.
Представитель административного истца ООО "О." М.А.Г. поддержал заявленные требования по изложенным в административном исковом заявлении основаниям и указал на то, что, вопреки отзыву представителя Агентства по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области, в ЕГРН отсутствует запись о наличии санитарно-защитной зоны в отношении земельного участка КН N. Установление санитарно-защитной зоны ЗАО "Квр" до настоящего времени не завершено.
Представитель Городского Совета депутатов г. Калининграда З.Д.А., представители заинтересованных лиц Администрации ГО "Город Калининград" Р.Е.В., ЗАО "Квр" К.В.В. относительно заявленных административных исковых требований возражали. Представитель ЗАО "Квр" К.В.В. пояснил, что не видит необходимости в завершении процедуры установления санитарно-защитной зоны предприятия, полагая достаточным имеющееся санитарно-эпидемиологическое заключение, а также указал на недопустимость жилой застройки в непосредственной близости от производственной площадки предприятия.
Представители Правительства Калининградской области, Управления Роспотребнадзора по Калининградской области Агентства по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области, будучи надлежаще извещены о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, об отложении дела слушанием ходатайства не заявили. Согласно отзыву Агентства по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области, оно возражает относительно заявленных требований, в обоснование указывает на то, что материалы по обоснованию Генерального плана, в которых нанесены границы зон с особыми условиями использования территорий, составной часть нормативного акта не являются. Земельный участок КН N имеет разрешенное использование - под канализационную насосную станцию, следовательно, существующий запрет на возведение жилой застройки прав административного истца не нарушает. Санитарно-защитная зона установлена в границах земельного участка с кадастровым номером N, в том числе, в силу закона, сведения о зоне внесены в ЕГРН.
Выслушав пояснения представителя административного истца, представителя административного ответчика, заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора о необходимости отказать в удовлетворении административного иска, суд приходит к следующему.
Законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему Кодексу (статья 3 ГрК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 9 ГрК РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
К документам территориального планирования муниципального образования относится генеральный план городского округа (пункт 3 части 1 статьи 18 ГрК РФ).
Генеральный план содержит: 1) положение о территориальном планировании; 2) карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; 3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; 4) карту функциональных зон поселения или городского округа (часть 3 статьи 23 ГрК РФ).
Материалы по обоснованию генерального плана в виде карт отображают, в частности, зоны с особыми условиями использования территорий (пункт 7 части 8 статьи 23 ГрК РФ).
К зонам с особыми условиями использования территорий относятся, помимо иных, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (пункт 4 статьи 1 ГрК РФ).
В свою очередь, градостроительное зонирование территорий муниципальных образований осуществляется в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов (пункт 6 статьи 1 ГрК РФ).
Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования (пункт 8 статьи 1 ГрК РФ).
Пунктом 1 части 1 статьи 30 ГрК РФ определено, что правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия.
Правила землепользования и застройки включают в себя: 1) порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; 2) карту градостроительного зонирования; 3) градостроительные регламенты (часть 2 статьи 30 ГрК РФ).
На карте градостроительного зонирования в обязательном порядке отображаются границы зон с особыми условиями использования территорий (часть 5 статьи 30 ГрК РФ).
Город Калининград - муниципальное образование, наделенное статусом городского округа в соответствии с Законом Калининградской области от 15 мая 2004 года N 397.
В соответствии с п. 26 ч. 1 ст. 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации", ч. 3 ст. 8, ч. 1 ст. 24 ГрК РФ утверждение генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительных орган муниципального образования принимает муниципальные правовые акты.
Статьей 8.2 ГрК РФ установлена возможность перераспределения полномочий органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта РФ в области градостроительной деятельности в порядке, предусмотренном ч. 1.2 ст. 17 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации".
С 1 января 2017 года в соответствии с п.п. 2, 3 п. 1 ст. 1 Закона Калининградской области от 30 ноября 2016 года N 19 полномочия по утверждению документов территориального планирования муниципальных образований Калининградской области, правил землепользования и застройки, внесению таких изменений в такие документы переданы Правительству Калининградской области.
В соответствии с п. 4 ст. 2 указанного закона документы территориального планирования, документы градостроительного зонирования муниципальных образований, документация по планировке территории муниципальных образований, местные нормативы градостроительного проектирования, разработка которых была начата до вступления в силу данного закона, утверждаются органами местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области.
Генеральный план городского округа "Город Калининград" принят, а разработка Правил землепользования и застройки городского округа "Город Калининград" началась до вступления в силу Закона Калининградской области от 30 ноября 2016 года N 19. Указанные нормативные акты были утверждены: Генеральный план городского округа "Город Калининград" - решением городского Совета депутатов Калининграда от 6 июля 2016 года N 225, опубликованным в специальном выпуске еженедельной Калининградской городской газеты "Гражданин" N 33-с от 15 июля 2016 года; Правила землепользования и застройки городского округа "Город Калининград" - решением городского Совета депутатов Калининграда от 25 декабря 2017 года N 339, опубликованным в специальном выпуске еженедельной Калининградской городской газеты "Гражданин" N 1 от 9 января 2019 года.
Пунктами 1 и 2 статьи 12 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусмотрено, что при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания.
Судом установлено, что ООО "О." является арендатором земельного участка КН N, расположенного по адресу: <адрес>, 170б, площадью 1483 кв. м., на основании договора на передачу в аренду городских земель N 000228 от 17 января 1994 года, соглашения от 5 сентября 2017 года об уступке прав и обязанностей по договору.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки, утвержденными решением городского Совета депутатов Калининграда от 25 декабря 2017 года N 339, земельный участок КН N находится в территориальной зоне ОЖ - зона общественно-жилого назначения (подзона А), в которой предусмотрены, в том числе, следующие виды разрешенного использования земельного участка: малоэтажная, среднеэтажная, многоэтажная жилая застройка, обслуживание жилой застройки, коммунальное обслуживание, развлечения, спорт.
Согласно действующим Правилам землепользования и застройки, Генеральному плану городского округа "Город Калининград", земельный участок КН N полностью относится к территории зоны с особыми условиями использования территории Н-8 - санитарно-защитная зона предприятий, сооружений и других объектов (производственно-, санитарно-, инженерно-технических, а также объектов для размещения твердых коммунальных отходов (мусоросортировочных станций).
Из пояснений участвующих в деле лиц и материалов дела следует, что зона Н-8 документами территориального планирования и градостроительного зонирования была установлена в связи с наличием санитарно-защитной зоны производственной площадки ЗАО "Квр".
ЗАО "Квр" был разработан проект обоснования по установлению расчетного (предварительного) размера санитарно-защитной зоны для площадки предприятия по <адрес>, в отношении которого принято положительное экспертное заключение ФБУЗ "Цгиэ в КО". В результате установлен расчетный размер санитарно-защитной зоны: в северо-восточном направлении - 50 м, до границы территории жилой застройки; в восточном направлении - 50 м, до границы территории проектируемого жилого комплекса; в юго-восточном направлении - 50 м, до территории жилого дома; по другим направлениям - 100 м. Выдано соответствующее санитарно-эпидемиологическое заключение от 28 февраля 2013 года.
В соответствии с п. 3.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" (в редакции, действовавших на момент установления расчетного (предварительного) размера санитарно-защитной зоны для ЗАО "Квр"), проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств.
Согласно п. 4.1 указанных СанПиН, установление размеров санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств проводится при наличии проектов обоснования санитарно-защитных зон с расчетами загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух, с учетом результатов натурных исследований и измерений атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух, выполненных в соответствии с программой наблюдений, представляемой в составе проекта. В силу п. 4.3 для промышленных объектов и производств III, IV и V классов опасности размеры санитарно-защитных зон могут быть установлены, изменены на основании решения и санитарно-эпидемиологического заключения Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя.
С 15 марта 2018 года вступили в силу Правила установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон (далее - Правила), утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 марта 2018 г. N 222, регламентирующие установление санитарно-защитных зон по настоящее время. В силу п. 2 указанного Постановления Правительства РФ правообладатели объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу настоящего постановления, в отношении которых подлежат установлению санитарно-защитные зоны, обязаны провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявление об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных пунктом 14 Правил.
Согласно п.п. "б" п. 3 Правил решение об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны принимают территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - в отношении объектов III-V класса опасности в соответствии с санитарной классификацией, а также в отношении групп объектов, в состав которых входят объекты III-V класса опасности. К заявлению об установлении или изменении санитарно-защитной зоны прилагаются: проект санитарно-защитной зоны; экспертное заключение о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении проекта санитарно-защитной зоны.
Таким образом, санитарно-защитная зона в отношении объектов III-V класса опасности устанавливалась решением Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя (до 15 марта 2018 года), после указанной даты - территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
В силу пункта 25 Правил санитарно-защитная зона и ограничения использования земельных участков, расположенных в ее границах, считаются установленными со дня внесения сведений о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости.
Решение об установлении санитарно-защитной зоны для площадки ЗАО "Квр" не принималось, подтверждения того, что сведения об этой зоне внесены в ЕГРН, нет, таким образом, данная зона не установлена. Ввиду изложенного законного основания для отображения санитарно-защитной зоны в отношении земельного участка КН N на карте градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки, а также в материалах по обоснованию Генерального плана, не имелось.
Вопреки позиции Агентство по архитектуре, градостроению, и перспективному развитию Калининградской области, материалы по обоснованию генерального плана в виде карт, в том числе отражающие зоны с особыми условиями использования территорий, являются неотъемлемой частью генерального плана в силу прямого указания закона.
Оснований полагать санитарно-защитную зону установленной в силу положений ч. 8 ст. 26 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", не имеется.
Доводы Агентства по архитектуре, градостроению, и перспективному развитию Калининградской области, изложенные в апелляционной жалобе, со ссылкой на часть 13 статьи 26 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", не опровергают вышеизложенных выводов, поскольку отображение в документах градостроительного зонирования санитарно-защитной зоны допускается только после установления их уполномоченным органом. Отсутствие же акта об утверждении границ санитарно-защитной зоны исключает возможность отображения ее в правилах землепользования и застройки.
Отображение зоны с особыми условиями использования территории Н-8 в Генеральном плане, Правилах землепользования и застройки нарушает права административного истца как арендатора земельного участка с кадастровым номером N, так как существенно ограничивает землепользование.
Поскольку Генеральный план городского округа "Город Калининград" и Правила землепользования и застройки городского округа "Город Калининград" противоречат нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, в части отнесения земельного участка с кадастровым N к зоне с особыми условиями использования территории Н-8, в данной части они подлежат отмене.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст. ст. 175-180, 215 КАС РФ, суд решил:
Административное исковое заявление ООО "О." удовлетворить.
Признать недействующими с даты вступления решения суда в законную силу:
Генеральный план городского округа "Город Калининград", утвержденного решением городского Совета депутатов Калининграда от 6 июля 2016 года N 225 в части отображения на Карте ограничений градостроительной деятельности и комплексного анализа территории границы зоны с особыми условиями использования территории Н-8 - "санитарно-защитная зона предприятий, сооружений и других объектов (производственно-, санитарно-, инженерно-технических) в границах земельного участка с кадастровым номером N;
Правила землепользования и застройки городского округа "Город Калининград", утвержденных решением городского Совета депутатов Калининграда от 25 декабря 2017 года N 339 в части отображения на Карте границ зоны с особыми условиями использования территории Н-8 - "санитарно-защитная зона предприятий, сооружений и других объектов (производственно-, санитарно-, инженерно-технических) в границах земельного участка с кадастровым номером N.
Решение подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании муниципального образования городской округ "Город Калининград".
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца с даты составления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 13 марта 2020 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Калининградского областного суда от 10 марта 2020 г. N 3а-62/2020
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании