Федеральной антимонопольной службой в целях контроля за исполнением требований приказов ФАС России от 27.02.2020 N 181/20, от 18.03.2020 N 286/20, проанализированы материалы, в том числе приказ Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия (далее - РСТ Республики Мордовия) от 25.03.2020 N 18 (далее - Приказ), протокол заседания коллегии РСТ Республики Мордовия от 25.03.2020 N 9, экспертные заключения по территориальным сетевым организациям Республики Мордовия (далее - ТСО), представленные письмом от 25.03.2020 N 01-064, шаблоны отчетности, представленные по системе ФГИС ЕИАС ФАС России, и выявлены нарушения, выразившиеся в неисполнении требований приказов ФАС России.
В соответствии с Правилами отмены решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также решений органов местного самоуправления поселений или городских округов, принятых во исполнение переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию, в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Правила), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2004 N 123, Положением о Федеральной антимонопольной службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, Федеральная антимонопольная служба провела анализ приказа РСТ Республики Мордовия от 30.12.2019 N 232 "Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии (мощности) на 2020 год".
С учетом допущенных РСТ Республики Мордовия нарушений, ФАС России, руководствуясь пунктом 10 Правил, приказом ФАС России N 181/20 соответствующее решение РСТ Республики Мордовия, принятое с превышением полномочий, отменено.
Приказ ФАС России N 181/20 опубликован на официальном сайте ФАС России в сети "Интернет" 27 февраля 2020 года.
По результатам анализа Приказа ФАС России повторно указывает на нарушения, допущенные РСТ Республики Мордовия и не устраненные при расчете и утверждении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Республики Мордовия на 2020 год.
По результатам анализа необходимой валовой выручки (далее - НВВ) территориальных сетевых организаций Республики Мордовия и осуществляемых РСТ Республики Мордовия корректировок НВВ установлено следующее.
1. Анализ основных технико-экономических показателей.
В соответствии с пунктом 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (далее - Правила государственного регулирования), экспертное заключение помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать:
1) оценку достоверности данных, приведенных в предложениях об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней;
2) оценку финансового состояния организации, осуществляющей регулируемую деятельность;
3) анализ основных технико-экономических показателей за 2 предшествующих года, текущий год и расчетный период регулирования;
4) анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов;
5) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования организаций, осуществляющих регулируемую деятельность;
6) сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования;
7) анализ соответствия расчета цен (тарифов) и формы представления предложений нормативно-методическим документам по вопросам регулирования цен (тарифов) и (или) их предельных уровней;
8) анализ соответствия организации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.
Анализ представленных экспертных заключений на 2020 год показал, что замечания ФАС России не устранены:
1.1. По филиалу ПАО "МРСК Волги" - "Мордовэнерго" экспертное заключение не содержит: анализ основных экономических показателей за 2 предшествующих года; оценку финансового состояния организации, осуществляющей регулируемую деятельность; анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования организаций, осуществляющих регулируемую деятельность; сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования.
1.2. По АО ТФ "Ватт" экспертное заключение не содержит: анализ основных экономических показателей за 2 предшествующих года (отсутствует динамика фактических показателей); анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования организаций, осуществляющих регулируемую деятельность; сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования.
Представленная в экспертном заключении АО ТФ "Ватт" структура баланса электрической энергии и структура баланса электрической мощности показывает, что РСТ Республики Мордовия также не произведен сравнительный анализ планового и фактического полезного отпуска электрической энергии, не указаны фактические показатели, не произведен сравнительный анализ планового и фактического размера мощности, не указаны плановые показатели мощности.
1.3. По МП г.о. Саранск "Горсвет" экспертное заключение не содержит: анализ основных экономических показателей за 2 предыдущих года; анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования организаций, осуществляющих регулируемую деятельность; сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования.
1.4. По ООО "Мордовская сетевая компания" экспертное заключение не содержит: анализ основных экономических показателей за 2 предыдущих года; анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования организаций, осуществляющих регулируемую деятельность; сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования.
1.5. По Куйбышевская дирекция по энергообеспечению - СП Трансэнерго - филиала ОАО "РЖД" экспертное заключение не содержит: анализ основных экономических показателей за 2 предыдущих года (отсутствует динамика фактических показателей); оценку финансового состояния организации, осуществляющей регулирующую деятельность; анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования организаций, осуществляющих регулируемую деятельность; сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования.
1.6. По ФКП "Саранский механический завод" экспертное заключение не содержит: анализ основных экономических показателей за 2 предыдущих года; оценку финансового состояния организации, осуществляющей регулирующую деятельность; анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования организаций, осуществляющих регулируемую деятельность; сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования.
1.7. По ООО "Электротеплосеть" экспертное заключение не содержит: анализ основных экономических показателей за 2 предыдущих года; анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования организаций, осуществляющих регулируемую деятельность; сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования.
1.8. По ООО "Системы жизнеобеспечения РМ" экспертное заключение не содержит: анализ основных экономических показателей за 2 предыдущих года; анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования организаций, осуществляющих регулируемую деятельность; сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования.
1.9. По ООО "Энерголин" экспертное заключение не содержит: анализ основных экономических показателей за 2 предыдущих года; анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования организаций, осуществляющих регулируемую деятельность; сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования.
1.10. По АО "Мордовская электросетевая компания" экспертное заключение не содержит: анализ основных экономических показателей за 2 предыдущих года; анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования организаций, осуществляющих регулируемую деятельность; сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования.
Таким образом, РСТ Республики Мордовия не внесла соответствующие изменения в экспертные заключения на 2020 год, тем самым повторно нарушив требования пункта 23 Правил государственного регулирования.
РСТ Республики Мордовия необходимо внести изменения в экспертное заключение вышеуказанных ТСО на 2020 год в целях его приведения в соответствие с требованиями пункта 23 Правил государственного регулирования.
2. Анализ подконтрольных расходов.
В соответствии с требованиями Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178, расчёт НВВ на услуги по передаче электроэнергии осуществляется на долгосрочный период регулирования (далее - ДПР) на основе долгосрочных параметров регулирования, к которым относятся, в том числе, базовый уровень подконтрольных расходов (далее - ПР).
Особенности установления тарифов на услуги по передаче электрической энергии с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки установлены соответствующими методическими указаниями:
Методические указания по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки (далее - Методические указания N 98-э), утвержденные приказом ФСТ России от 17.02.2012 N 98-э;
Методические указания по определению базового уровня операционных, подконтрольных расходов территориальных сетевых организаций, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, и индекса эффективности операционных, подконтрольных расходов с применением метода сравнения аналогов (далее - Методические указания N 421-э), утвержденные приказом ФСТ России от 18.03.2015 N 421-э.
Все без исключения методы установления тарифов на ДПР не предусматривают для электросетевых организаций возможности превышения фактических ПР над величиной ПР, установленной на соответствующий год ДПР в соответствии с законодательством.
Следует также учитывать, что:
- в соответствии с пунктом 8 Методических указаний N 421-э фактическое значение ПР определяется исходя из величины ПР, принятой органом регулирования в соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования;
- в соответствии с пунктом 11 Методических указаний N 98-э, содержащим аналогичные положения, уровень ПР на первый (базовый) год долгосрочного периода регулирования (базовый уровень ПР) устанавливается регулирующими органами методом экономически обоснованных расходов и при установлении базового уровня ПР учитываются результаты анализа обоснованности расходов регулируемой организации, понесенных в предыдущем периоде регулирования, и результаты проведения контрольных мероприятий.
Органы регулирования при установлении базового уровня ПР на первый год нового ДПР обязаны провести анализ обоснованности расходов регулируемой организации, понесенных в текущем ДПР, и принять меры, предусмотренные пунктом 7 Основ ценообразования, а также при наличии результатов контрольных мероприятий, соответствующим образом учесть эти результаты.
Пунктом 7 Основ ценообразования предусмотрено, что к экономически необоснованным расходам организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, относятся в том числе выявленные на оснований данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, в предыдущем периоде регулирования, не связанные с осуществлением регулируемой деятельности этих организаций и покрытые за счет поступлений от регулируемой деятельности.
В этой связи и с учетом того, что законодательством, действующим в области ценообразования в электроэнергетике, не предусмотрена возможность превышения фактической величины ПР над величиной ПР, определенной органом регулирования в соответствии с законодательством на соответствующий год в текущем ДПР, указанное превышение следует относить к расходам, не связанным с осуществлением регулируемой деятельности. Расходы, в размере указанного превышения, подлежат исключению из тарифов.
Действующая система долгосрочного тарифного регулирования на основе долгосрочных параметров направлена на стимулирование эффективности расходов сетевых организаций. Вышеуказанные методические указания предусматривают соответствующие показатели по снижению расходов, которых регулируемая организация обязана достигнуть в каждый год ДПР.
Необоснованное неисполнение организациями показателей, установленных в соответствии с законодательством, приводящее к превышению фактических ПР над плановой величиной ПР, определенной органами регулирования, не может служить основанием для того, чтобы уровень ПР, определенный на последний год текущего ДПР, не учитывался при определении ПР на первый год следующего ДПР.
Соответствующие разъяснения ФАС России были направлены во все региональные органы регулирования письмом от 19.06.2017 N ИА/41019/17.
2.1. Анализ подконтрольных расходов по филиалу ПАО "МРСК Волги" - "Мордовэнерго" на 2020 год.
2020 год является третьим годом долгосрочного периода регулирования филиала ПАО "МРСК Волги" - "Мордовэнерго" 2018-2022 гг.
Базовый уровень подконтрольных расходов утвержден филиалу ПАО "МРСК Волги" - "Мордовэнерго" на 2018 год.
В экспертном заключении на 2018 год не представлен анализ плановых и фактических расходов филиала ПАО "МРСК Волги" - "Мордовэнерго" понесенных регулируемой организацией за весь предшествующий ДПР (2012-2017 гг.), не указана экономическая обоснованность понесенных расходов по статьям затрат в связи с чем, определить экономическую обоснованность утвержденного базового уровня ПР филиала ПАО "МРСК Волги" - "Мордовэнерго" на 2018 год и последующие годы ДПР 2018-2022 гг. не представляется возможным.
РСТ Республики Мордовия необходимо устранить допущенные нарушения Основ ценообразования и Методических указаний, провести указанный анализ расходов, учтенных в НВВ филиала ПАО "МРСК Волги" - "Мордовэнерго" в базовом уровне ПР и отразить его в экспертном заключении 2020 г. В случае выявления экономически необоснованных расходов они подлежат исключению.
2.2. Анализ подконтрольных расходов АО ТФ "Ватт" на 2020 год.
2020 год является первым годом долгосрочного периода регулирования АО ТФ "Ватт" 2020-2024 гг.
В экспертном заключении на 2020 год не представлен анализ плановых и фактических расходов АО ТФ "Ватт", понесенных регулируемой организацией за предшествующий ДПР (2015-2019 гг.), не отражены и отсутствуют экономические обоснования понесенных расходов по статьям затрат. Экономические обоснования утвержденного базового уровня подконтрольных расходов АО ТФ "Ватт" на 2020 и последующие годы ДПР (2020-2024 гг.) с анализом расходов за прошедшие годы в нарушение требований пункта 23 Правил государственного регулирования отсутствуют.
РСТ Республики Мордовия необходимо устранить допущенные нарушения Основ ценообразования и Методических указаний, провести указанный анализ ГЕР, учтенных в НВВ АО ТФ "Ватт" и отразить его в экспертном заключении на 2020 г., с учетом исполнения требований Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ. В случае выявления экономически необоснованных расходов они подлежат исключению.
2.3. Расходы на оплату труда.
В соответствии с п. 26 Основ ценообразования при определении расходов на оплату труда, включаемых в НВВ, регулирующие органы определяют размер фонда оплаты труда с учетом отраслевых тарифных соглашений, заключенных соответствующими организациями, и фактического объема фонда оплаты труда и фактической численности работников в последнем расчетном периоде регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.
Расходы на оплату труда АО ТФ "Ватт" на первый год ДПР 2015-2019 гг. - 2015 год утверждены на уровне ПО 515,35 тыс. руб. (в соответствии с шаблоном отчетности, представленным по системе ФГИС ЕИАС ФАС России).
Расходы на оплату труда АО ТФ "Ватт" на последний год ДПР 2015-2019 гг. - на 2019 год утверждены на уровне 145 446,45 тыс. руб. (в соответствии с шаблоном отчетности, представленным по системе ФГИС ЕИАС ФАС России).
2020 год является первым годом долгосрочного периода регулирования АО ТФ "Ватт" 2020-2024 гг., на который утвержден базовый уровень ПР, в том числе расходы на оплату труда.
В соответствии с приказом РСТ Республики Мордовия от 30.12.2019 N 232 расходы на оплату труда АО ТФ "Ватт" утверждены на уровне 176 198,43 тыс. руб., т.е. с ростом 21% к 2019 году.
В соответствии с приказом РСТ Республики Мордовия от 25.03.2020 N 18 расходы на оплату труда АО ТФ "Ватт" утверждены на уровне 161 261,40 тыс. руб., т.е. с ростом 11% к 2019 году.
ФАС России проведен анализ утвержденных расходов на оплату труда иным территориальным сетевым организациям Республики Мордовия, которые вышли на новый ДПР 2020-2024 гг., который показал следующее.
Согласно реестру организаций, на которых распространяется действие Отраслевого Тарифного Соглашения (далее - ОТС) в электроэнергетике Российской Федерации на 2019-2021 гг., все ТСО, осуществляющие деятельность на территории Республики Мордовия, за исключением филиала ПАО "МРСК Волги" - "Мордовэнерго", не являются участником ОТС.
РСТ Республики Мордовия в нарушение приказа ФАС России от 27.02.2020 N 181/20 не проведен анализ возникновения существенного отличия средней заработной платы персонала ТСО.
В экспертном заключении на 2020 год не представлен анализ фактических расходов на оплату труда АО ТФ "Ватт", понесенных регулируемой организацией за предшествующий ДПР (2015-2019 гг.).
РСТ Республики Мордовия необходимо устранить допущенные нарушения пункта 26 Основ ценообразования, провести указанный анализ расходов на оплату труда, учтенных в НВВ АО ТФ "Ватт" и иных территориальных сетевых организацией и отразить его в экспертном заключении 2020 г. В случае выявления экономически необоснованных расходов они подлежат исключению.
2.4. Расходы на обслуживание котельной.
РСТ Республики Мордовия в базовом уровне ПР АО ТФ "Ватт" на 2020 год учтены затраты на обслуживание котельной в размере 209,39 тыс. руб. Обоснования отсутствуют, В соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования данные расходы подлежат исключению из базового уровня ПР АО ТФ "Ватт" на 2020 год и последующие годы, как не относящиеся к виду деятельности услуги по передаче электрической энергии и не являющиеся экономически обоснованными.
2.5. Услуги реестродержателя, Затраты на экологию, Членские взносы в СРО.
РСТ Республики Мордовия в базовом уровне ПР АО ТФ "Ватт" на 2020 г. учтены услуги реестродержателя в размере 188,19 тыс. руб.
РСТ Республики Мордовия не устранено указание о необоснованности затрат на экологию, учтенных в подконтрольных расходах в базовом уровне ПР 2020 г. в размере - 359,13 тыс. руб., рост которых на 2020 г. составляет 244% к факту 2018 г. ФАС России повторно отмечает, что данные затраты на экологию, также как и плата за загрязнение окружающей среды, относится к неподконтрольным расходам.
РСТ Республики Мордовия в базовом уровне ПР АО ТФ "Ватт" на 2020 год учтены расходы на членские взносы в СРО (саморегулируемая организация) в размере 188,19 тыс. руб. Обоснования отсутствуют. В соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования данные расходы подлежат исключению из базового уровня ПР АО ТФ "Ватт" на 2020 г. и последующие годы, как не относящиеся к виду деятельности услуги по передаче электрической энергии и не являющиеся экономически обоснованными.
Таким образом, учитывая вышеизложенное, базовый, уровень подконтрольных расходов на 2020 год и принятые подконтрольные расходы на 2020-2024 гг. АО ТФ "Ватт" подлежат повторному пересмотру и дополнительному экономическому обоснованию со стороны РСТ Республики Мордовия, по результатам проведенного анализа, в том числе за предыдущий ДПР, подлежат исключению экономически необоснованные расходы.
3. Анализ неподконтрольных расходов.
В соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования перед началом каждого года долгосрочного периода регулирования определяются планируемые значения параметров расчета тарифов, в том числе величина неподконтрольных расходов, рассчитанная в соответствии с перечнем расходов, утвержденным в методических указаниях по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации НВВ.
В соответствии с пунктом 7 Методических указаний N 98 перед началом каждого года ДПР определяются планируемые значения параметров расчета тарифов, в том числе величина неподконтрольных расходов.
Пунктом 11 Методических указаний N 98 закреплено, какие расходы включаются в неподконтрольные расходы.
ФАС России установлено, что в экспертных заключениях в отношении филиала ПАО "МРСК Волги" - "Мордовэнерго" и АО ТФ "Ватт" не представлен анализ фактических неподконтрольных затрат за предшествующие периоды регулирования.
РСТ Республики Мордовия необходимо устранить допущенные нарушения Основ ценообразования и Методических указаний, провести указанный анализ неподконтрольных расходов, учтенных в НВВ филиала ПАО "МРСК Волги" - "Мордовэнерго" и АО ТФ "Ватт" и отразить его в экспертных заключениях 2020 г. По результатам проведенного анализа, в том числе за предыдущий ДПР, подлежат исключению экономически необоснованные расходы.
3.1. Амортизация основных средств.
Согласно п. 18 Основ ценообразования расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включают в себя, в том числе, расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов, за исключением расходов сетевых организаций на установку приборов учета в соответствии с законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности для потребителей услуг.
В соответствии с п. 27 Основ ценообразования расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов для расчета регулируемых цен (тарифов) определяются в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета. Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов для расчета тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям, определяются на уровне, равном сумме отношений стоимости амортизируемых активов регулируемой организации к сроку полезного использования таких активов, принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании, применяемых в сфере оказания услуг по передаче электрической энергии (объектов электросетевого хозяйства и объектов производственного назначения, в том числе машин и механизмов).
При расчете экономически обоснованного размера амортизации на плановый период регулирования срок полезного использования активов и отнесение этих активов к соответствующей амортизационной группе определяется регулирующими органами в соответствии с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 г. N 1 "О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы".
В случае, если ранее учтенные в НВВ расходы на амортизацию, определенные источником финансирования мероприятий инвестиционной программы организации, были компенсированы выручкой от регулируемой деятельности, но не израсходованы в запланированном (учтенном регулирующим органом) размере, то неизрасходованные средства исключаются из НВВ регулируемой организации при расчете и установлении соответствующих тарифов для этой организации на следующий календарный год.
В соответствии с приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н "Об утверждении методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств", учет основных средств по объектам ведется бухгалтерской службой с использованием инвентарных карточек учета основных средств. В инвентарной карточке (инвентарной книге) должны быть приведены: основные данные об объекте основных средств, сроке его полезного использования; способе начисления амортизации; отметка о не начислении амортизации (если имеет место); об индивидуальных особенностях объекта.
3.1.1. Амортизация основных средств филиала ПАО "МРСК Волги" - "Мордовэнерго".
ФАС России установлено, что в экспертных заключениях филиала ПАО "МРСК Волги" - "Мордовэнерго" не содержится расчет амортизационных отчислений и данные о фактических амортизационных отчислениях с указанием амортизационных групп в соответствии с Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 г. N 1 "О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы". Также не указан срок полезного использования. Отсутствует подтверждение того, что срок принят в максимальном размере в соответствии с амортизационной группой.
В подтверждение расходов по статье "Амортизация" РСТ Республики Мордовия не приведен пообъектный расчет расходов на амортизацию основных средств в расчетном периоде регулирования, с учетом приказа(ов) о проведении переоценки основных средств, инвентарных карточек ОС.
ФАС России установлено следующее:
На 2018 год Приказом Минэнерго России от 08.12.2017 N 22@ утверждена инвестиционная программа ПАО "МРСК Волги". Так, согласно утвержденной инвестиционной программе филиала ПАО "МРСК Волги" - "Мордовэнерго" источник финансирования "Амортизация основных средств (оказание услуг по передаче электрической энергии)" на 2018 год утвержден в размере 305,26 млн руб. РСТ Республики Мордовия расходы по статье "Амортизация основных средств" учтены в НВВ филиала ПАО "МРСК Волги" - "Мордовэнерго" на 2018 год в размере 305,26 млн руб., т.е. на уровне, учтенном Минэнерго России в инвестиционной программе филиала ПАО "МРСК Волги" - "Мордовэнерго". При этом обосновывающий расчет, обеспечивающий исполнение требований Основ ценообразования, отсутствует.
На 2019 год Приказом Минэнерго России от 14.12.2018 N 22@ утверждены изменения в инвестиционную программу ПАО "МРСК Волги", утвержденную приказом Минэнерго России от 08.12.2017 N 22@. Так, согласно утвержденной инвестиционной программе филиала ПАО "МРСК Волги" - "Мордовэнерго" источник финансирования "Амортизация основных средств (оказание услуг по передаче электрической энергии)" на 2019 год утвержден в размере 318, 97 млн руб. РСТ Республики Мордовия расходы по статье "Амортизация основных средств" учтены в НВВ филиала ПАО "МРСК Волги"
- "Мордовэнерго" на 2019 год в размере 318,97 млн руб., т.е. на уровне, утвержденном Минэнерго России в инвестиционной программе филиала ПАО "МРСК Волги" - "Мордовэнерго". При этом обосновывающий расчет, обеспечивающий исполнение требований Основ ценообразования, отсутствует.
На 2020 год Приказом Минэнерго России от 16.12.2019 N 25@ утверждены изменения в инвестиционную программу ПАО "МРСК Волги", утвержденную приказом Минэнерго России от 08.12.2017 N 22@, Так, согласно утвержденной инвестиционной программе филиала ПАО "МРСК Волги" - "Мордовэнерго" источник финансирования "Амортизация основных средств (оказание услуг по передаче электрической энергии)" на 2020 год утвержден в размере 323,28 млн руб. РСТ Республики Мордовия расходы по статье "Амортизация основных средств" учтены в НВВ филиала ПАО "МРСК Волги" - "Мордовэнерго" на 2020 год в размере 323,28 млн руб., т.е. на уровне, утвержденном Минэнерго России в инвестиционной программе филиала ПАО "МРСК Волги" - "Мордовэнерго". При этом обосновывающий расчет, обеспечивающий исполнение требований Основ ценообразования, отсутствует.
Проведенный анализ показывает, что РСТ Республики Мордовия в нарушение пункта 27 Основ ценообразования и пункта 23 Правил государственного регулирования расчет и анализ по статье затрат "Амортизация основных средств" не отражает в экспертном заключении.
С учетом изложенного, РСТ Республики Мордовия необходимо провести расчет и анализ статьи затрат "Амортизация основных средств" филиала ПАО "МРСК Волги" - "Мордовэнерго" за 2018-2020 гг. в соответствии с пунктами 7, 27 Основ ценообразования, результаты анализа учесть при утверждении НВВ филиала ПАО "МРСК Волги" - "Мордовэнерго" на 2020 год и отразить в экспертном заключении на 2020 год.
3.1.2. Амортизация основных средств АО ТФ "Ватт".
ФАС России установлено, что в экспертных заключениях АО ТФ "Ватт" также не содержится расчет амортизационных отчислений и данные о фактических амортизационных отчислениях с указанием амортизационных групп в соответствии с Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 г. N 1 "О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы". В экспертном заключении отсутствует подтверждение исполнения требований Основ ценообразования в отношении срока полезного использования.
В подтверждение расходов по статье "Амортизация" РСТ Республики Мордовия отсутствует пообъектный расчет расходов на амортизацию основных средств в расчетном периоде регулирования, с учетом приказа(ов) о проведении переоценки основных средств, инвентарных карточек ОС.
В экспертном заключении АО ТФ "Ватт" указано "Экспертами принимаются расходы по статье "Амортизация основных средств" на 2020 год в сумме 132 644,33 тыс. руб., которые определены исходя из фактически введенных в эксплуатацию основных средств по состоянию на 1 декабря 2019 года и с учетом плановых вводов в декабре 2019 года.".
Действующим законодательством в области ценообразования не предусмотрен учет планового ввода основных средств при расчете амортизации основных средств. Учет РСТ Республики Мордовия амортизационных отчислений на 2020 год по основным средствам, ожидаемым к вводу в 2019 году, является нарушением п. 27 Основ ценообразования.
С учетом изложенного, ФАС России повторно указывает, что РСТ Республики Мордовия необходимо провести расчет и анализ статьи затрат "Амортизация основных средств" АО ТФ "Ватт" в соответствии с пунктами 7, 27 Основ ценообразования, результаты анализа отразить в экспертном заключении на 2020 год и учесть при утверждении НВВ АО ТФ "Ватт" на 2020 год.
3.2. Плата за аренду.
Пунктом 28 Основ ценообразования определено, что в состав прочих расходов, которые учитываются при определении необходимой валовой выручки, включаются расходы на аренду.
3.2.1 Плата за аренду АО ТФ "Ватт"
В экспертном заключении отсутствует указание на представление в качестве обоснования АО ТФ "Ватт" для подтверждения размера арендной платы документов, в том числе, актов приема-передачи основных средств и инвентарные карточки учета основных средств, сформированные Арендодателями при приобретении объектов электросетевого хозяйства с указанием первоначальной стоимости основных средств и срока их полезного использования; копий налоговых деклараций и иных документов, подтверждающих уплату обязательных платежей по арендуемому имуществу.
РСТ Республики Мордовия необходимо рассчитать и учесть расходы на аренду АО ТФ "Ватт" на 2020 год с учетом требования пунктов 27, 28 Основ ценообразования и анализа указанных в настоящем приказе обосновывающих материалов.
3.2.2 Плата за аренду АО "Мордовская сетевая компания"
В экспертном заключении АО "Мордовская сетевая компания" на 2020 год, подготовленном РСТ Республики Мордовия указано "Арендная плата по договорам аренды электросетевого оборудования с ООО "Энергоплюс" складывается из суммы амортизационных отчислений и налоговых платежей. Экспертами принято решение об исключении из состава платежей по договору аренды амортизационных отчислений ... по мнению экспертов, данные действия не несут ущерба арендодателю, позволяя полностью возместить его затраты по имущественным налогам",
Таким образом, РСТ Республики Мордовия нарушены пункты 27, 28 Основ ценообразования при расчете и утверждении расходов на арендную плату АО "Мордовская сетевая компания" на 2020 год.
РСТ Республики Мордовия необходимо рассчитать и утвердить расходы на аренду АО "Мордовская сетевая компания" на 2020 год с учетом требований пунктов 27, 28 Основ ценообразования и анализа обосновывающих материалов, представленных ТСО.
3.2.3 Плата за аренду АО "Мордовская электросетевая компания"
В экспертном заключении АО "Мордовская электросетевая компания" на 2020 год, подготовленном РСТ Республики Мордовия указано "Арендная плата по договорам аренды электросетевого оборудования с ООО "Энергоплюс" складывается из суммы амортизационных отчислений и налоговых платежей. Экспертами принято решение об исключении из состава платежей по договору аренды амортизационных отчислений ... по мнению экспертов, данные действия не несут ущерба арендодателю, позволяя полностью возместить его затраты по имущественным налогам".
Таким образом, РСТ Республики Мордовия нарушены пункты 27, 28 Основ ценообразования при расчете и утверждении расходов на арендную АО "Мордовская электросетевая компания" на 2020 год.
РСТ Республики Мордовия необходимо рассчитать и утвердить расходы на аренду АО "Мордовская электросетевая компания" на 2020 год с учетом требований пунктов 27, 28 Основ ценообразования и анализа обосновывающих материалов.
3.3. Лизинговые платежи.
В соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования при регулировании тарифов с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки расходы, связанные с финансовой арендой имущества (лизинговые платежи), используемого организациями для осуществления регулируемой деятельности, могут рассматриваться регулирующими органами только в качестве источника финансирования инвестиционных программ.
3.3.1 ООО "Системы жизнеобеспечения РМ".
В экспертном заключении на 2020 г. ООО "Системы жизнеобеспечения РМ" указано "лизинг на приобретение новых транспортных средств не учтен, с последующим внесением изменений в инвестиционную программу под утвержденные тарифные решения". РСТ Республики Мордовия необходимо обосновать исключение части расходов в экспертном заключении, учитывая, что в соответствии с утвержденной инвестиционной программой ООО "Системы жизнеобеспечения РМ" на 2020-2024 годы от 31.10.2019 г. N 111 одним из источников инвестиционной программы на 2020 год являются лизинговые платежи в размере 3060,00 тыс. руб.
3.3.2. ООО "Электротеплосеть".
В экспертном заключении ООО "Электротеплосеть" указано "лизинг на приобретение новых транспортных средств не учтен, с последующим внесением изменений в инвестиционную программу под утвержденные тарифные решения". РСТ Республики Мордовия необходимо обосновать исключение расходов в экспертном заключении, учитывая, что в соответствии с утвержденной инвестиционной программой ООО "Электротеплосеть" на 2020-2024 годы от 31.10.2019 г, N 113 одним из источников инвестиционной программы на 2020 год являются лизинговые платежи в размере 2 770,00 тыс. руб.
3.3.3. АО "Мордовская электросетевая компания".
В экспертом заключении АО "Мордовская электросетевая компания" указано "лизинг на приобретение новых транспортных средств не учтен, с последующим внесением изменений в инвестиционную программу под утвержденные тарифные решения". РСТ Республики Мордовия необходимо обосновать исключение расходов в экспертном заключении, учитывая, что в соответствии с утвержденной РСТ Республики Мордовия приказом от 31.10.2019 N 108 инвестиционной программой АО "Мордовская электросетевая компания" одним из источников инвестиционной программы на 2020 год являются лизинговые платежи в размере 2 843,00 тыс. руб.
3.3.4. АО ТФ "Ватт".
В соответствии с утвержденной РСТ Республики Мордовия приказом от 31.10.2019 N 105 инвестиционной программой АО ТФ "Ватт" одним из источников инвестиционной программы на 2020 год являются лизинговые платежи в размере 2 461,02 тыс. руб. В экспертом заключении АО ТФ "Ватт" указано, что Эксперты считают экономически обоснованными расходами по статье "Лизинг" затраты в сумме 4 540,14 тыс. руб. на 2020 год. Обоснования отсутствуют.
Вышеуказанное также свидетельствует о том, что РСТ Республики Мордовия без обоснований при расчете и утверждении НВВ ТС О самостоятельно определяет, что расходы на лизинг учитываются только у одной из четырех ТСО, находящихся в равных условиях. У всех из них утверждены в установленном порядке инвестиционные программы с источником финансирования "лизинговые платежи". При этом, расходы по статье "Лизинговые платежи" в НВВ АО ТФ "Ватт" без обоснований учтены выше, чем в утвержденной инвестиционной программе АО ТФ "Ватт" на 2 079,12 тыс. руб., что является нарушением пунктов 7, 28, 32, 38 Основ ценообразования.
Таким образом, РСТ Республики Мордовия нарушен пункт 38 Основ ценообразования при расчете и утверждении расходов на лизинг ООО "Системы жизнеобеспечения РМ", ООО "Электротеплосеть", АО "Мордовская электросетевая компания" на 2020 год; нарушены пункты 7, 28, 32, 38 Основ ценообразования при расчете и утверждении расходов на лизинг АО ТФ "Ватт".
РСТ Республики Мордовия необходимо рассчитать и утвердить расходы на лизинг на 2020 год в отношении всех территориальных сетевых организаций Республики Мордовия с учетом указанных требований Основ ценообразования. Исключить из НВВ АО ТФ "Ватт" расходы на лизинг в размере 2 079,12 тыс. руб., которые не предусмотрены инвестиционной программой, утвержденной в установленном порядке.
4. Величина компенсаций и корректировок, учитываемых в составе НВВ на 2020 г.
4.1. Банковские проценты за пользование кредитом.
По филиалу ПАО "МРСК Волги" - "Мордовэнерго" учтено 96 346,27 тыс. руб. на 2018 год. В приказе ФАС России от 27.02.2020 N 181/20 было указано "РСТ Республики Мордовия учтены на 2018 год банковские проценты за пользованием кредита - 96 346,27 тыс. руб., фактические заёмные средства Мордовэнерго использованы - 39 946,27 тыс. руб., экономически обоснованные затраты на погашение банковских процентов, учтенные органом регулирования за 2018 год, в материалах отсутствуют".
В представленном к Приказу экспертном заключении на 2020 год по филиалу ПАО "МРСК Волги" - "Мордовэнерго" указано, что учтенные РСТ Республики Мордовия расходы в размере 96 346,27 тыс. руб. являются индексацией накопленного сглаживания, рассчитанной как объем всего сглаживания в размере 975 685,95 тыс. руб. на среднюю процентную ставку филиала на 2018 год 9,987 %.
ФАС России указывает, что в соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования в целях сглаживания изменения тарифов могут осуществляться в течение периода, в том числе относящегося к разным долгосрочным периодам регулирования, который не может быть более 5 лет. В этом случае, распределение осуществляется при расчете НВВ соответствующего годового периода регулирования с учетом параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации.
Таким образом, РСТ Республики Мордовия нарушен пункт 7 Основ ценообразования при расчете объемов перераспределения сглаживания на 2018 год.
С учетом изложенного, РСТ Республики Мордовия необходимо провести расчет и анализ статьи затрат "Индексация сглаживания" за периоды его индексации, в соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования, результаты анализа учесть при утверждении НВВ филиала ПАО "МРСК Волги" - "Мордовэнерго" на 2020 год и отразить в экспертном заключении на 2020 год.
4.2. "Расходы, связанные с компенсацией незапланированных расходов/полученный избыток" по итогам 2017 года.
РСТ Республики Мордовия в экспертном заключении филиала ПАО "МРСК Волги" - "Мордовэнерго" на 2020 указано "Задолженность предыдущего периода регулирования 2019 г. по фактическим данным 2017 г. составила 57 305,60 тыс. руб., в том числе: ... - недополученные результаты деятельности в 2019 году по итогам 2017 года - 47 155,85 тыс. руб."
Согласно данным экспертного заключения филиала ПАО "МРСК Волги" - "Мордовэнерго" на 2019 год на основе фактических значений параметров регулирования за 2017 год экспертами приняты корректировки - 47 155,85 тыс. руб. Величина рассчитана, в том числе, с учетом корректировки неподконтрольных расходов филиала ПАО "МРСК Волги" - "Мордовэнерго", исходя из фактических значений экономически обоснованных неподконтрольных расходов за 2017 год - 106 087,26 тыс. руб.
В экспертном заключении филиала ПАО "МРСК Волги" "Мордовэнерго" на 2019 год отсутствует информация о расчете корректировок, не указаны данные об утвержденных и фактических статьях неподконтрольных расходов на 2017 год.
С учетом изложенного, РСТ Республики Мордовия необходимо провести расчет корректировки неподконтрольных расходов НВВ филиала ПАО "МРСК Волги" - "Мордовэнерго" по итогам 2017 года, в соответствии с пунктом 11 Методических указаний N 98-э, указать данные об утвержденных и фактических статьях неподконтрольных расходов на 2017 год, результаты анализа учесть при утверждении НВВ филиала ПАО "МРСК Волги" - "Мордовэнерго" на 2020 год и отразить в экспертном заключении на 2020 год.
5. Анализ исполнения Инвестиционной программы.
5.1. Филиал ПАО "МРСК Волги" - "Мордовэнерго".
5.1.1. Систематическое наблюдение и анализ за использованием инвестиционных ресурсов.
К документам, регламентирующим инвестиционную деятельность на территории Российской Федерации, в том числе, в области электроэнергетики, относятся: Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Федеральный закон N 35-ФЗ), постановление Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 N 977 "Об инвестиционных программах субъектов электроэнергетики" (далее - Постановление N 977), постановление Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 N 543 "О государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), а также изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 543).
В соответствии с Правилами осуществления контроля за реализацией инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, утвержденными Постановлением N 977, контроль за реализацией инвестиционных программ утверждаемых органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляет уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Для осуществления контроля за реализацией инвестиционных программ органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации вправе привлекать заинтересованные органы государственной власти, организации, а также межотраслевые советы потребителей, образованные при высших исполнительных органах государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов должны принимать участие в контрольных мероприятиях, проводимых уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Вне зависимости от участия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в контрольных мероприятиях, эти органы в обязательном порядке должны обеспечить учет результатов контрольных мероприятий при осуществлении ежегодных корректировок установленных цен (тарифов).
В соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования установленные цены (тарифы) могут быть пересмотрены до окончания срока их действия, в том числе в течение финансового года, в случае выявления нарушений, связанных с нецелевым использованием инвестиционных ресурсов, включенных в регулируемые государством цены (тарифы).
Действующим законодательством в области государственного регулирования цен (тарифов), не предусмотрена возможность учета органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в НВВ ТСО расходов, на выполнение мероприятий инвестиционных программ в размере, превышающем величину средств, определенных в утвержденной в установленном порядке инвестиционной программе.
Положением о государственном контроле (надзоре) в области государственных цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 N 543, установлено, что органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов осуществляют систематическое наблюдение и анализ за использованием инвестиционных ресурсов, включенных в регулируемые государством цены (тарифы) в сфере электроэнергетики и оформляют соответствующий отчет о проведении систематического наблюдения и анализа за использованием инвестиционных ресурсов, включенных в регулируемые государством цены (тарифы) в сфере электроэнергетики.
Отчет о проведении систематического наблюдения и анализа за использованием инвестиционных ресурсов, включенных в регулируемые государством цены (тарифы) в сфере электроэнергетики, подписывается руководителем или заместителем руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов до принятия решения об установлении цен (тарифов) и прилагается к делу об установлении цен (тарифов).
Проводимые органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов вышеуказанные анализы инвестиционных программ территориальных сетевых организаций, и осуществляемые на их основании корректировки необходимой валовой выручки, в обязательном порядке должны быть отражены в протоколах заседаний коллегиальных органов и экспертных заключениях по установлению цен (тарифов) в соответствии с пунктами 23, 26, 28 Правил государственного регулирования.
Письмом ФАС России от 02.05.2017 N ВК/29448/17 было дано разъяснение о том, что должно включать в себя заключение, формируемое органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в рамках исполнения Правил утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, утвержденных Постановлением N 977.
Анализ отчета РСТ Республики Мордовия о проведении систематического наблюдения и анализа за исполнением филиалом ПАО "МРСК Волги" - "Мордовэнерго" инвестиционных ресурсов за 2017, 2018 гг. показал следующее.
Анализ отчета за 2017 год показывает, что РСТ Республики Мордовия указан объем финансирования инвестиционной программы на 2017 год без НДС: плановый - 196,3 млн руб. фактический - 444,4 млн руб. В соответствии с отчетом о реализации инвестиционной программы филиала ПАО "МРСК Волги" - "Мордовэнерго" за 2017 год, размещенным на уполномоченном сайте
(https://www.mrskvolgi.ru/ru/o_kompanii/filiali/filial_oao_mrsk_volg i_mordo_venergo_); плановый размер финансирования инвестиционной программы 452,53 млн руб. без НДС, фактический объем финансирования 440,44 млн руб. без НДС.
Анализ и обоснования отклонений в экспертном заключении отсутствуют.
Анализ отчета за 2018 год показывает, что РСТ Республики Мордовия указан объем финансирования инвестиционной программы на 2018 год без НДС: плановый - 414,588 млн руб., фактический - 533,114 млн руб. При этом, в соответствии с приказом Минэнерго России от 08.12.2017 N 22@ "Об утверждении инвестиционной программы ПАО "МРСК Волги" на 2018-2022 годы и изменений, вносимых в инвестиционную программу ПАО "МРСК Волги", утвержденную приказом Минэнерго России от 30.11.2015 N 897" плановый объем финансирования инвестиционной программы на 2018 год без НДС - 485,81 млн руб. В соответствии с отчетом о реализации инвестиционной программы филиала ПАО "МРСК Волги" - "Мордовэнерго" за 2018 года, размещенным на уполномоченном сайте (https://invest.gosuslugi.ru/epgu-forum/#/ipr): плановый размер финансирования инвестиционной программы 555,07 млн руб. без НДС, фактический объем финансирования 528,27 млн руб. без НДС.
Анализ и обоснования отклонений в экспертном заключении отсутствуют.
Таким образом, РСТ Республики Мордовия без обоснований принимаются заниженные плановые объемы финансирования инвестиционной программы филиала ПАО "МРСК Волги" - "Мордовэнерго" за 2017-2018 гг. и неподтвержденные официальными отчетами фактические объемы реализации инвестиционной программы филиала ПАО "МРСК Волги" - "Мордовэнерго".
Анализ экспертного заключения и протокола заседания коллегии в отношении филиала ПАО "МРСК Волги" - "Мордовэнерго", представленных РСТ Республики Мордовия по итогам исполнения приказа ФАС России от 27.02.2020 N 181/20 показал, что РСТ Республики Мордовия без обоснований и подтверждений по результатам работы по систематическому наблюдению и анализу за использованием инвестиционных ресурсов, включенных в регулируемые государством цены (тарифы) в сфере электроэнергетики, принимаются показатели финансирования отличные от официальной отчетности.
Таким образом, ФАС России повторно указывает РСТ Республики Мордовия на необходимость проведения систематического наблюдения и анализа за использованием инвестиционных ресурсов, включенных в регулируемые государством цены (тарифы) за предыдущий долгосрочный период регулирования филиала ПАО "МРСК Волги" - "Мордовэнерго" 2012-2017 гг., а также текущий ДПР 2018-2019 гг.
По итогам проведения систематического наблюдения и анализа за использованием инвестиционных ресурсов филиала ПАО "МРСК Волги" - "Мордовэнерго", включенных в регулируемые государством цены (тарифы) РСТ Республики Мордовия необходимо сформировать отчеты в соответствии с пунктами 20, 21, 22 Положения о государственном контроле (надзоре) в области государственных цен (тарифов), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 N 543, приказами ФСТ России от 20.02.2014 N 201-э, N 202-э приложить их к делам об установлении цен (тарифов) и представить копии в ФАС России по итогам исполнения настоящего приказа.
5.1.2. Проведение РСТ Республики Мордовия корректировок по исполнению/неисполнению инвестиционной программы филиала ПАО "МРСК Волги" - "Мордовэнерго".
В соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования в течение долгосрочного периода регулирования регулирующими органами ежегодно производится корректировка необходимой валовой выручки, устанавливаемой на очередной период регулирования в соответствии с методическими указаниями, предусмотренными пунктами 32 и (или) 38 Основ ценообразования.
По решению регулирующего органа такая корректировка может осуществляться с учетом отклонения фактических значений параметров расчета тарифов по итогам истекшего периода текущего года ДПР, за который известны фактические значения параметров расчета тарифов, от планировавшихся значений параметров расчета тарифов, а также изменение плановых показателей на следующие периоды.
В соответствии с пунктом 27 Основ ценообразования в случае, если ранее учтенные в НВВ расходы на амортизацию, определенные источником финансирования мероприятий инвестиционной программы организации, были компенсированы выручкой от регулируемой деятельности, но не израсходованы в запланированном (учтенном регулирующим органом) размере, то неизрасходованные средства исключаются из НВВ регулируемой организации при расчете и установлении соответствующих тарифов для этой организации на следующий календарный год.
Проводимый РСТ Республики Мордовии анализ инвестиционных программ территориальных сетевых организаций, и осуществляемые на его основании корректировки НВВ, в обязательном порядке должны быть отражены в протоколе заседания коллегиального органа и экспертных заключениях по установлению цен (тарифов) в соответствии с пунктами 23, 26, 28 Правил государственного регулирования.
В соответствии с пунктом 11 Методических указаний N 98-э РСТ Республики Мордовии должна осуществлять ежегодную корректировку НВВ территориальных сетевых организаций с учетом анализа фактического исполнения инвестиционных программ, на основании планового и фактического финансирования.
При обнаружении фактов финансирования мероприятий, не включенных в утвержденные в установленном порядке инвестиционные программы территориальной сетевой организации, указанные расходы территориальной сетевой организации должны расцениваться органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов как нецелевое использование средств, учтенных в необходимой валовой выручке.
Анализ экспертного заключения и протокола заседания коллегии в отношении филиала ПАО "МРСК Волги" - "Мордовэнерго", представленных РСТ Республики Мордовия по итогам исполнения приказа ФАС России от 27.02.2020 N 181/20, показал, что РСТ Республики Мордовия осуществлена корректировка по исполнению/неисполнению инвестиционной программы филиала ПАО "МРСК Волги" - "Мордовэнерго" за 2017, 2018 гг. с нарушением положений Основ ценообразования и Методических указаний N 98-э.
В приказе ФАС России от 27.02.2020 N 181/20 было указано "При этом, по результатам проведенного ФАС России анализа исполнения Инвестиционной программы филиала Мордовэнерго за 2018 год, в соответствии с шаблоном NET.INV2018, ФАС России приходит к выводу о необходимости исключения экономически необоснованных расходов на сумму 28 929 тыс. руб. по мероприятиям, не утвержденным Инвестиционной программой.".
В представленном экспертном заключении, по результатам исполнения приказа ФАС России от 27.02.2020 N 181/20 РСТ Республики Мордовии указала, что корректировки по итогам исполнения инвестиционной программы филиала ПАО "МРСК Волги" - "Мордовэнерго" составляют 0 тыс. руб. за 2017 и 2018 гг.
С учетом изложенного, ФАС России отмечает, что требования приказа ФАС России от 27.02.2020 N 181/20 РСТ Республики Мордовии не исполнены в части исключения экономически необоснованных расходов филиала ПАО "МРСК Волги" - "Мордовэнерго" на сумму 28 929 тыс. руб. по итогам исполнения инвестиционной программы за 2018 год
В экспертном заключении филиала ПАО "МРСК Волги" "Мордовэнерго" на 2020 год отсутствует информация о корректировках НВВ, проводимых РСТ Республики Мордовия в части исполнения инвестиционной программы.
В имеющихся в ФАС России экспертных заключениях в отношении филиала ПАО "МРСК Волги" - "Мордовэнерго" за 2012-2016 годы, также отсутствует расчет корректировок по пункту 11 Методических указаний N 98 и пункту 42 Методических указаний по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала, утвержденных приказом ФСТ России от 30.03.2012 N 228-э (далее - Методические указания N 228-э), за указанные периоды.
Таким образом, ФАС России повторно указывает РСТ Республики Мордовия на необходимость исполнения требований Основ ценообразования и Методических указаний при осуществлении корректировок НВВ.
РСТ Республики Мордовия необходимо рассчитать и осуществить корректировку НВВ филиала ПАО "МРСК Волги" - "Мордовэнерго", а также всех территориальных сетевых организаций, осуществляющих деятельность на территории Республики Мордовия, на 2020 год с учетом исполнения/неисполнения инвестиционных программ за период 2012-2019 гг. с учетом требования положений: пунктов 7, 27, 32, 38 Основ ценообразования, пунктов 20, 21, 22 Положения о государственном контроле (надзоре) в области государственных цен (тарифов), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 N 543, пункта 11 Методических указаний N 98-э, пункта 42 Методических указаний N 228-э и отразить расчеты корректировок в экспертном заключении и протоколе заседания коллегии на 2020 год в соответствии с пунктами 23, 26, 28 Правил государственного регулирования.
5.2. Инвестиционная программа АО ТФ "Ватт",
5.2.1. Выкуп электрических сетей и земельных участков.
Приказом Министерства энергетики и тарифной политики Республики Мордовия (далее - Министерства) от 20.04.2012 N 31 утверждена инвестиционная программа ЗАО ТФ "Ватт" на период 2013-2017 годы. Приказом Министерства от 20.03.2013 г. N 6 внесены изменения в приказ Министерства от 20.04.2012 N 31 и добавлено мероприятие (титул) инвестиционной программы "Выкуп электрических сетей комплексной застройки жилыми домами в районе р. Тавлы (сети электроснабжения 1-го микрорайона)". Срок реализации мероприятия 2013-2017 гг. Объем финансирования по годам утвержден (с НДС): 2013 г. - 11,877 млн руб., 2014 г. - 11,877 млн руб., 2015 г. - 11,877 млн руб., 2016 г. - 11,877 млн руб., 2017 г. - 11,879 млн руб.
Приказом Министерства от 15.08.2014 N 42 утверждена инвестиционная программа ЗАО ТФ "Ватт" на период 2015-2019 годы. Мероприятие (титул) инвестиционной программы "Выкуп электрических сетей комплексной застройки жилыми домами в районе р. Тавлы (сети электроснабжения 1-го микрорайона)". Срок реализации мероприятия 2015-2017 гг. Объем финансирования по годам утвержден (с НДС): 2015 г. - 10,037 млн руб., 2016 г. - 10,037 млн руб., 2017 г. - 10,03 млн руб.
Строительство электрических сетей для электроснабжения комплексной застройки жилыми домами в районе р. Тавлы осуществлено АО "Мордовская ипотечная корпорация" в рамках реализации жилищных программ Республики Мордовия. Основным акционером АО "Мордовская ипотечная корпорация" является Республика Мордовия (97,2%).
В соответствии с приложением к приказу Министерства от 15.08.2014 N 42 источником финансирования инвестиционной программы ЗАО ТФ "Ватт" является, в том числе, бюджетное финансирование в сумме 217,967 млн руб.
Отчет о реализации инвестиционной программы за 2013 г. на официальном сайте АО ТФ "Ватт" отсутствует.
Отчет о реализации инвестиционной программы за 2014 г. на официальном сайте АО ТФ "Ватт" отсутствует.
В соответствии с отчетом АО ТФ "Ватт" об исполнении инвестиционной программы за 2015 год, размещенном на официальном сайте АО ТФ "Ватт" (https://tfwatt.ru/disclosure/punkt-11-zh-1/?PAGEN_1=2) мероприятие "Выкуп электрических сетей комплексной застройки жилыми домами в районе р. Тавлы (сети электроснабжения 1-го микрорайона)" профинансировано на 8,506 млн руб. без НДС (10,037 млн руб. с НДС).
В соответствии со скорректированным отчетом АО ТФ "Ватт" об исполнении инвестиционной программ за 2016 год, размещенным на официальном сайте АО ТФ "Ватт" (https://tfwatt.ru/disclosure/punkt-11-zh-1/) мероприятие "Выкуп электрических сетей комплексной застройки жилыми домами в районе р. Тавлы (сети электроснабжения 1-го микрорайона)" профинансировано на 8,506 млн руб. без НДС (10,037 млн руб. с НДС).
В соответствии с отчетом АО ТФ "Ватт" об исполнении инвестиционных программ за 2017 год, размешенным на официальном сайте АО ТФ "Ватт" (https://tfwatt.ru/disclosure/punkt-11-zh-1/) мероприятие "Выкуп электрических сетей комплексной застройки жилыми домами в районе р. Тавлы (сети электроснабжения 1-го микрорайона)" профинансировано на 8,506 млн руб. без НДС (10,04 млн руб. с НДС).
В соответствии с приказом ФАС России от 27.02.2020 N 181/20 РСТ Республики Мордовия необходимо было исключить из НВВ на 2020-2024 гг. АО ТФ "Ватт" мероприятия на приобретение земельных участков и выкуп электросетевых активов, как экономически необоснованные затраты.
Анализ экспертного заключения АО ТФ "Ватт", представленного РСТ Республики Мордовия по итогам исполнения приказа ФАС России от 27.02.2020 N 181/20 показал, что мероприятия по выкупу электросетевых активов исключены только за 2017 год.
Таким образом, ФАС России повторно указывает РСТ Республики Мордовия на необходимость исключения затрат по мероприятию инвестиционной программы АО ТФ "Ватт" "Выкуп электрических сетей комплексной застройки жилыми домами в районе р. Тавлы (сети электроснабжения 1-го микрорайона)" за 2013-2016 годы, а также затрат на приобретение земельных участков, в случае их наличия.
Кроме того, в приказе РСТ Республики Мордовия от 31 октября 2019 г. N 105 "Об утверждении инвестиционной программы АО ТФ "Ватт" на 2020-2024 годы" учтено следующее мероприятие "Покупка земельных участков для целей реализации инвестиционных проектов" на общую сумму с НДС - 2,04 млн руб., в том числе: 2020 г. - 0,37 млн руб., 2021 - 0,39 млн руб., 2022 г. - 0,41 млн руб., 2023 г. - 0,43 млн руб., 2024 г. - 0,45 млн руб. Обоснования отсутствуют.
Данное мероприятие необходимо исключить из ИП АО ТФ "Ватт" и из НВВ на 2020-2024 гг.
РСТ Республики Мордовия необходимо запросить у АО ТФ "Ватт" отчеты об исполнении инвестиционных программ за период 2013-2014 годы и учесть указанные корректировки, исключив из НВВ мероприятия по приобретению земельных участков и выкупу электросетевых активов, как экономически необоснованные затраты.
5.2.2. Систематическое наблюдение и анализ за использованием инвестиционных ресурсов.
Анализ экспертного заключения и протоколов заседаний коллегий в отношении АО ТФ "Ватт", представленных РСТ Республики Мордовия по итогам исполнения приказа ФАС России от 27.02.2020 N 181/20 показан, что РСТ Республики Мордовия не проведена работа по систематическому наблюдению и анализу за использованием инвестиционных ресурсов, включенных в регулируемые государством цены (тарифы) в сфере электроэнергетики.
Таким образом, ФАС России повторно указывает РСТ Республики Мордовия на необходимость проведения систематического наблюдения и анализа за использованием инвестиционных ресурсов, включенных в регулируемые государством цены (тарифы) за период 2015-2019 годы, в отношении всех территориальных сетевых организаций, осуществляющих деятельность на территории Республики Мордовии.
По итогам проведения систематического наблюдения и анализа за использованием инвестиционных ресурсов, включенных в регулируемые государством цены (тарифы) РСТ Республики Мордовия необходимо сформировать отчеты в соответствии с пунктом 22 Положения о государственном контроле (надзоре) в области государственных цен (тарифов), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 N 543, приказами ФСТ России от 20.02.2014 N 201-э, N 202-э приложить их к делам об установлении цен (тарифов) и представить копии в ФАС России по итогам исполнения настоящего приказа.
5.2.3. Проведение РСТ Республики Мордовия корректировок по исполнению/неисполнению инвестиционной программы АО ТФ "Ватт".
Анализ экспертного заключения и протокола заседания коллегиального органа в отношении АО ТФ "Ватт", представленных РСТ Республики Мордовия по итогам исполнения приказа ФАС России от 27.02.2020 N 181/20, показал, что РСТ Республики Мордовия осуществлена корректировка по исполнению/неисполнению инвестиционной программы АО ТФ "Ватт" за 2018 с нарушением положений Основ ценообразования и Методических указаний,
РСТ Республики Мордовия по итогам реализации инвестиционной программы АО ТФ "Ватт" за 2018 была произведена корректировка НВВ на 2020 год в размере - 22 732,75 тыс. руб., в том числе:
- 11 566,93 тыс. руб. - корректировка по итогам акта проверки от 28.09.2018 N 18,
- 11 165,82 тыс. руб. - исключен выкуп объектов электросетевого хозяйства и земельных участков в соответствии с приказом ФАС России от 27.02.2020 N 181/20).
При этом, корректировка инвестиционной программы по итогам 2018 года, предусмотренная пунктом 11 Методических указаний N 98-э, не произведена и не отражена в экспертном заключении и протоколе заседания коллегии в отношении АО ТФ "Ватт".
В соответствии с отчетом о реализации инвестиционной программы АО ТФ "Ватт" за 2018 года, размещенным на уполномоченном сайте (https://invest.gosuslugi.ru/epgu-forum/#/ipr/01266): плановый размер финансирования инвестиционной программы 307,47 млн руб., фактический объем финансирования 265,76 млн руб. В этом случае не учтенная РСТ Республики Мордовия корректировка НВВ АО ТФ "Ватт", по пункту 11 Методических указаний, на 2020 год по итогам исполнения инвестиционной программы за 2018 год должна составить (минус) - 41,7 млн руб.
РСТ Республики Мордовия по итогам реализации инвестиционной программы АО ТФ "Ватт" за 2017 не производилась корректировка НВВ на 2019 год, что отражено в экспертном заключении и протоколе заседания коллегии в отношении АО ТФ "Ватт".
В соответствии с отчетом о реализации инвестиционной программы АО ТФ "Ватт" за 2017 года, размещенным на уполномоченном сайте (https://invest.gosuslugi.ru/epgu-forum/#/ipr/00437): плановый размер финансирования инвестиционной программы - 344,32 млн руб., фактический объем финансирования - 250,00 млн руб. В этом случае не учтенная РСТ Республики Мордовия корректировка НВВ на 2019 г. АО ТФ "Ватт", по пункту 11 Методических указаний N 98-э, по итогам исполнения инвестиционной программы за 2017 г. должна составить (минус) - 94,32 млн руб.
РСТ Республики Мордовия по итогам реализации инвестиционной программы АО ТФ "Ватт" за 2016 г. не проведена корректировка НВВ на 2018 г., что отражено в экспертном заключении и протоколе заседания коллегии в отношении АО ТФ "Ватт".
В соответствии с отчетом о реализации инвестиционной программы АО ТФ "Ватт" за 2016 г., размещенным на официальном сайте территориальной сетевой организации (https://tfwatt.ru/disclosure/punkt-11-zh-1/): плановый размер финансирования инвестиционной программы 345,19 млн руб., фактический объем финансирования 289,73 млн руб. В этом случае не учтенная РСТ Республики Мордовия корректировка НВВ на 2019 г. АО ТФ "Ватт", по пункту 11 Методических указаний N 98-э, по итогам исполнения инвестиционной программы за 2017 г. должна составить (минус) - 55,46 млн руб.
ФАС России повторно указывает РСТ Республики Мордовия на необходимость исполнения требований Основ ценообразования и Методических указаний N 98-э.
РСТ Республики Мордовия необходимо рассчитать и осуществить корректировку НВВ АО ТФ "Ватт", а также всех территориальных сетевых организаций, осуществляющих деятельность на территории Республики Мордовия, на 2020 год с учетом исполнения/неисполнения инвестиционных программ за период 2012-2019 гг. с учетом требования положений: пунктов 7, 27, 32, 38 Основ ценообразования, пунктов 21, 22 Положения о государственном контроле (надзоре) в области государственных цен (тарифов), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 N 543, пункта 11 Методических указаний и отразить расчеты корректировок в экспертном заключении и протоколе заседания коллегии на 2020 год в соответствии с пунктами 23, 26, 28 Правил государственного регулирования.
5.2.4. Субсидии из бюджета Республики Мордовия в целях возмещения недополученных доходов АО ТФ "Ватт".
Приказом Министерства энергетики и тарифной политики Республики Мордовия от 15.08.2014 N 42 утверждена инвестиционная программа АО ТФ "Ватт" на 2015-2019 годы.
Одним из источников финансирования инвестиционной программы АО ТФ "Ватт" являются субсидии из бюджета Республики Мордовия в целях возмещения недополученных доходов в размере 217,97 млн руб., в том числе: 2015 - 83,35 млн руб., 2016 - 59,90 млн руб., 2017 - 40,08 млн руб., 2018 - 27,87 млн руб., 2019 - 6,77 млн руб.
В соответствии с пояснительной запиской к инвестиционной программе АО ТФ "Ватт" субсидии за счет бюджетных средств представляются в целях возмещения затрат и недополученных доходов АО ТФ "Ватт".
В соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования регулирующие органы принимают меры по исключению из расчетов при установлении регулируемых цен (тарифов) экономически необоснованных доходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, полученных в предыдущем периоде регулирования, с учетом средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предоставленных таким организациям при осуществлении ими регулируемой деятельности.
В экспертных заключениях АО ТФ "Ватт" не представлена информация об исполнении РСТ Республики Мордовия пункта 7 Основ ценообразования в части принимаемых мер по исключению из расчетов при установлении регулируемых цен (тарифов) экономически необоснованных доходов АО ТФ "Ватт", полученных в предыдущем периоде регулирования, с учетом средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предоставленных таким организациям при осуществлении ими регулируемой деятельности.
РСТ Республики Мордовия необходимо рассчитать и осуществить корректировку НВВ АО ТФ "Ватт", на 2020 год с учетом требований положений пункта 7 Основ ценообразования за период 2013-2019 гг., в части учета средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и исключения двойного учета расходов с учетом документов, на основании которых АО ТФ "Ватт" представлялась субсидия из бюджета Республики Мордовия.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 10 Правил отмены решений органов исполнительной власти Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также решений органов местного самоуправления поселений или городских округов, принятых во исполнение переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию, в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2004 N 123, приказываю:
1. Признать Республиканскую службу по тарифам Республики Мордовия нарушившей пункты 7, 18, 26, 27, 28, 29, 32, 38 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178, пункты 23, 26, 28 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178, пункт 20, 21, 22 Положения о государственном контроле (надзоре) в области государственных цен (тарифов), утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 N 543, пункты 7, 11, 12 Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом ФСТ России от 17.02.2012 N 98-э и пункт 42 Методических указаний по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала, утвержденных приказом ФСТ России от 30.03.2012 N 228-э.
2. Отменить приказ Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия от 25.03.2020 N 18 "Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии (мощности) на 2020 год" с 01.07.2020.
3. Республиканской службе по тарифам Республики Мордовия установить и ввести в действие не позднее 1 июля 2020 года единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Мордовия и пересмотреть индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии в соответствии с законодательством Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов), устранив нарушения законодательства, указанные в мотивировочной части настоящего приказа.
4. Об исполнении настоящего приказа Республиканской службе по тарифам Республики Мордовия в течение 5 рабочих дней с даты принятия решения, указанного в пункте 3 настоящего приказа, проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:
- решений об установлении цен (тарифов) в области электроэнергетики, принятие которых предписывается пунктом 3 настоящего приказа;
- протокола заседания правления Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия, на котором принималось вышеуказанные решения;
- экспертных заключений по делу об установлении цен (тарифов), в которых отражены результаты исполнения настоящего приказа;
- отчетные шаблоны по системе ФГИС ЕИАС ФАС России;
- отчеты о проведении систематического наблюдения и анализа за использованием инвестиционных ресурсов, включенных в регулируемые государством цены (тарифы).
5. Контроль исполнения настоящего приказа оставляю за собой.
Руководитель |
И.Ю. Артемьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Федеральной антимонопольной службы от 13 мая 2020 г. N 463/20 "Об отмене приказа Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия"
Текст приказа опубликован не был