Департамент недвижимости Минэкономразвития России, рассмотрев совместно с Росреестром обращение относительно проекта приказа Минэкономразвития России "Об установлении размеров платы за предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, и о признании утратившим силу приказа Минэкономразвития России от 10 мая 2016 г. N 291, а также пункта 2 изменений, которые вносятся в приказ Минэкономразвития России от 23 декабря 2015 г. N 967 "Об утверждении порядка взимания и возврата платы за предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, и иной информации" и в приложения N 1, 2 к приказу Минэкономразвития России от 10 мая 2016 г. N 291 "Об установлении размеров платы за предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости", утвержденных приказом Минэкономразвития России от 9 декабря 2016 г. N 799" (далее - проект приказа), сообщает следующее.
Размеры платы за предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН), утвержденные приказом Минэкономразвития России от 10 мая 2016 г. N 291 (далее - Приказ N 291), были установлены на основании действовавших до 1 января 2017 г. размеров платы за предоставление сведений из государственного кадастра недвижимости и Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных приказами Минэкономразвития России от 30 июля 2010 г. N 343 и от 16 декабря 2010 г. N 650 соответственно, по аналогичным документам с учетом индексации размеров платы на уровень накопленной инфляции за период с 2010 г. по 2015 г. с учетом НДС 18%. С момента вступления в силу Приказа N 291 указанные размеры платы не индексировались.
Вместе с тем в соответствии с официальными данными Росстата фактический процент инфляции за период с 2015 г. по 2018 г. составил 13,794. Кроме того, Федеральным законом от 3 августа 2018 г. N 303-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" с 1 января 2019 г. предусмотрено увеличение НДС до 20%.
В связи с изложенным внесение изменений в размеры платы за предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, обусловлено необходимостью индексации тарифов с учетом инфляции и увеличения НДС.
По вопросу внесения изменений в размеры платы за предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, посредством доступа к федеральной государственной информационной системе ведения единого государственного реестра недвижимости (далее - ФГИС ЕГРН), установленные Приказом N 291, сообщаем следующее.
Предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, является государственной услугой, и полномочия по ее предоставлению согласно Положению о Росреестре, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 г. N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии", относятся исключительно к компетенции Росреестра.
В результате проведенных аналитических работ в российском сегменте информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" выявлено значительное количество открытых ресурсов (сайтов), использующих получение сведений ЕГРН посредством доступа к ФГИС ЕГРН в целях получения информации, содержащейся в ЕГРН, для передачи конечному потребителю, выступающих при этом в качестве посредника (так называемые "сайты-двойники").
Высокую озабоченность вызывают жалобы, в которых указано, что сведения, полученные путем электронного запроса через "сайты-двойники", содержат недостоверные сведения относительно зарегистрированных в установленном порядке прав на недвижимое имущество, правообладателях, ограничениях (обременениях).
Необходимо отметить, что установленные на сегодняшний день размеры платы за предоставление сведений ЕГРН посредством обеспечения доступа к ФГИС ЕГРН несопоставимы с размерами платы за предоставление сведений ЕГРН в электронной форме, что является основной причиной существования спекулятивного рынка по предоставлению сведений ЕГРН.
Кроме того, в соответствии с частью 17 статьи 62 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) орган регистрации прав обязан по запросу правообладателя предоставлять ему информацию о лицах, получивших сведения об объекте недвижимого имущества, права на который у него зарегистрированы (за исключением случаев получения таких сведений органами, осуществляющими в установленном федеральным законом порядке оперативно-разыскную деятельность по основаниям, установленным статьей 7 Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-разыскной деятельности"), способами и в порядке, которые установлены органом нормативно-правового регулирования. Такая информация предоставляется правообладателю в срок не более чем три рабочих дня со дня запроса такой информации.
Предоставление сведений ЕГРН посредством так называемых "сайтов-двойников" приведет к нарушению прав правообладателей объектов недвижимости, предусмотренных частью 17 статьи 62 Закона N 218-ФЗ, поскольку установление лиц, фактически получивших сведения о соответствующих объектах недвижимости из ЕГРН, будет невозможно.
Таким образом, проект приказа направлен на ликвидацию спекулятивного рынка по предоставлению сведений ЕГРН, обеспечение соблюдения прав и законных интересов правообладателей недвижимости, а также лиц, обращающихся за предоставлением сведений ЕГРН.
Отмечаем также, что в настоящее время проект приказа проходит всестороннее обсуждение, решение о необходимости доработки проекта приказа будет принято по результатам рассмотрения поступивших предложений.
Заместитель директора |
Э.У. Галишин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства экономического развития РФ от 21 июня 2019 г. N Д23и-20912 "О рассмотрении обращения от 22 мая 2019 г. N 322"
Текст письма опубликован не был