Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
ПРИЛОЖЕНИЕ
к распоряжению Минтранса России
от 01 апреля 2020 г. N ЕД-69-р
Заключение
об эффективности реализации Программы деятельности Государственной компании "Российские автомобильные дороги" на долгосрочный период (2010-2024 годы), финансового плана Государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о достижении Государственной компанией "Российские автомобильные дороги" целевых показателей указанной Программы деятельности за 2019 год
Оценка достижения целевых показателей Программы деятельности Государственной компании "Российские автомобильные дороги" на долгосрочный период (2010-2024 годы), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 г. N 2146-р (далее - Программа деятельности), за 2019 год представлена в приложении к настоящему заключению.
I. Основные направления деятельности Государственной компании "Российские автомобильные дороги" по организации строительства и реконструкции автомобильных дорог Государственной компании "Российские автомобильные дороги"
Государственной компании "Российские автомобильные дороги" (далее - Государственная компания) по состоянию на 31 декабря 2019 г. предусмотрена субсидия на осуществление деятельности по организации строительства и реконструкции автомобильных дорог в размере 74,5 млрд рублей, в том числе: по федеральному проекту "Европа - Западный Китай" - 0,143 млрд рублей; по федеральному проекту "Коммуникации между центрами экономического роста" - 74,3 млрд рублей (с учетом остатка прошлых лет - 0,719 млрд рублей). Вместе с тем Государственной компанией в рамках осуществления деятельности по организации строительства и реконструкции автомобильных дорог направлены на реализацию проектов средства от возврата дебиторской задолженности в размере 0,337 млрд рублей.
Объем средств субсидий из федерального бюджета, использованных Государственной компанией в 2019 году на организацию деятельности по строительству и реконструкции автомобильных дорог общего пользования федерального значения, составил 72,9 млрд рублей, в том числе по федеральным проектам национального проекта "Транспортная часть комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года":
Наименование федерального проекта |
Плановое значение, млрд рублей |
Фактическое значение, млрд рублей |
"Коммуникации между центрами экономического роста" |
74,3 |
72,8 |
"Европа - Западный Китай" |
0,143 |
0,143 |
Государственной компанией за счет средств от возврата дебиторской задолженности были профинансированы следующие проекты:
комплексное развитие Новороссийского транспортного узла;
проведение пилотного проекта использования досмотрового радиометрического комплекса на автодороге М-4 "Дон";
строительство пускового комплекса N 4 Центральной кольцевой автомобильной дороги Московской области (далее - ЦКАД).
Переходящий остаток средств субсидии на организацию деятельности по строительству и реконструкции автомобильных дорог общего пользования федерального значения по состоянию на 1 января 2020 г. составил 1,5 млрд рублей.
Также Государственной компанией в 2019 году осуществлено привлечение средств облигационного займа для реализации проекта строительства скоростной автомобильной дороги М-11 Москва - Санкт-Петербург в размере 18,3 млрд рублей. С учетом переходящего остатка 2018 года в размере 5,8 млрд рублей общая сумма привлеченных средств облигационного займа составила 24,1 млрд рублей, из них использовано 21,5 млрд рублей.
Кроме того, Государственной компанией в 2019 году за счет средств Фонда национального благосостояния осуществлено финансирование проекта строительства ЦКАД в размере 24,9 млрд рублей. Остаток средств Фонда национального благосостояния по состоянию на 1 января 2020 года составил 0,5 млрд рублей.
В 2019 году в рамках реализации мероприятий федерального проекта "Европа - Западный Китай" Государственной компанией осуществлялись работы по проведению инженерных изысканий в составе разработки проекта планировки территории по проекту "Скоростная автомобильная дорога Москва - Нижний Новгород - Казань, входящая в состав международного транспортного маршрута "Европа - Западный Китай" на отдельных участках (соответствующий отчет о проведении данных работ представлен Государственной компанией в Минтранс России).
Программой деятельности был предусмотрен ввод в эксплуатацию в 2019 году автомобильных дорог общего пользования федерального значения протяженностью 201,8 км в результате деятельности по организаций строительства и реконструкции автомобильных дорог. В соответствии с годовым отчетом Государственной компании за 2019 год введены в эксплуатацию участки протяженностью 202,6 км, в том числе на федеральных автомобильных дорогах:
1. M-11 Москва - Санкт-Петербург, из них по объектам:
Строительство скоростной автомобильной дороги Москва - Санкт-Петербург на участке км 58 - км 684 (с последующей эксплуатацией на платной основе), 2 этап км 97 - км 149 Московская область - 50,9 км;
Строительство скоростной автомобильной дороги Москва - Санкт-Петербург на участке км 58 - км 684 (с последующей эксплуатацией на платной основе), 7 этап км 543 - км 646 Новгородская область - 103,4 км;
Строительство скоростной автомобильной дороги Москва - Санкт-Петербург на участке км 58 - км 684 (с последующей эксплуатацией на платной основе), 8 этап км 646 - км 684 Новгородская область - 34,2 км;
Строительство скоростной автомобильной дороги Москва - Санкт-Петербург на участке км 58 - км 684 (с последующей эксплуатацией на платной основе). 8 этап км 646 - км 684. 2-я очередь строительства. Автомобильная дорога "Подключение к улично-дорожной сети г. Санкт-Петербург (продолжение Софийской ул.)" - 2,4 км;
Строительство путепровода км 32+635 (пересечение автомобильной дорогой Пикино-Лунево на ПК 321+04) Московская область - 0,4 км;
Строительство путепровода км 56+035 (пересечение автомобильной дорогой Пешки - п/л Гайдаровец на ПК 555+00) Московская область - 0,7 км;
Строительство 2-й очереди транспортной развязки на подъезде к г. Зеленограду Московская область - 0,57 км.
2. М-1 "Беларусь" по объекту:
Строительство транспортной развязки на км 27 М-1 "Беларусь" Московская область - 2,75 км.
3. М-4 "Дон", из них по объектам:
Строительство транспортной развязки на км 334+500 М-4 "Дон" Липецкая область - 1,0 км;
Строительство авторазвязки на участке Сухумийского шоссе в районе ОАО "Новороссийский СРЗ", ЮВГР порта Новороссийск Краснодарский край - 1,52 км;
Реконструкция транспортной развязки на км 1319 М-4 "Дон" Краснодарский край, Республика Адыгея - 2,9 км;
Реконструкция транспортной развязки на км 1342 М-4 "Дон" Краснодарский край, Республика Адыгея- 1,75 км;
Реконструкция путепровода на км 42+750 М-4 "Дон" Московская область - 0,08 км.
Показатель Программы деятельности выполнен.
При этом необходимо отметить, что в связи с переносом срока ввода в эксплуатацию на 2020 год объекта "Путепровод на км 22+120 скоростной автомобильной дороги Москва - Санкт-Петербург целевой показатель по строительству не выполнен - при плановом значении показателя 198,9 км осуществлено строительство 197,8 км.
В 2019 году из 11 целевых индикаторов Программы деятельности не выполнены 2:
"Прирост протяженности автомобильных дорог федерального значения, переданных в доверительное управление Государственной компании, на которых будут устранены ограничения пропускной способности",
- при предусмотренном Программой деятельности значении планового показателя 33,7 км фактический показатель составил 27,6 км;
"Протяженность автомобильных дорог федерального значения I технической категории, находящихся в доверительном управлении Государственной компании"
- при предусмотренном Программой деятельности значении планового показателя 2 490,4 км фактический показатель составил 2 490,0 км.
II. Деятельность по доверительному управлению автомобильными дорогами Государственной компании
В 2019 году Государственной компании на осуществление деятельности по доверительному управлению автомобильными дорогами предусмотрена субсидия в размере 47,757 млрд рублей.
Фактическое финансирование выполненных работ (услуг) по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог за счет указанных средств по итогам 2019 года составило 47,704 млрд рублей или 99,9% от показателей, установленных финансовым планом. Остаток неиспользованных средств составил 0,053 млрд рублей.
Кроме того, Государственная компания в декабре 2019 года осуществила выпуск облигационного займа на общую сумму 27,3 млрд рублей.
Указанные средства в размере 27,0 млрд рублей направлены на реструктуризацию обязательств Государственной компаний по неуменьшаемой части инвестиционных платежей (НЧИП) и уменьшаемой части инвестиционных платежей (УЧИЛ) в рамках заключенных долгосрочных инвестиционных соглашений. Остаток неиспользованных средств составил 0,3 млрд рублей.
На конец 2019 года общая протяженность автомобильных дорог федерального значения, находящихся в доверительном управлении Государственной компании, составила 3 411,5 км при плановом значении показателя 3 411,5 км. Целевой индикатор Программы деятельности выполнен.
Всего за 2019 год отремонтировано 341,8 км участков автомобильных дорог, находящихся в доверительном управлении Государственной компании, приняты в эксплуатацию после ремонта 17 мостов и путепроводов общей протяженностью 2 942,8 пог. м, в том числе на автомобильных дорогах:
М-1 "Беларусь" - 85,6 км и 172,5 пог. м;
М-3 "Украина" - 39,3 км;
М-4 "Дон" - 216,9 км и 2 770,3 пог. м.
Выполнен капитальный ремонт 59,0 км участков автомобильной дороги М-4 "Дон" из предусмотренных Программой деятельности 85,4 км (69,1% относительно планового показателя Программы деятельности - показатель не выполнен).
С учетом результатов проведенной в 2019 году диагностики протяженность автомобильных дорог общего пользования федерального значения, переданных в доверительное управление Государственной компании и соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям, составила 2 835,6 км или 83,1% общей протяженности автомобильных дорог, находящихся в доверительном управлении Государственной компании, при плановом значении 2 793,5 ш и 81,9%.
В соответствии с разработанной с учетом проведенного анализа аварийности и утвержденной программой работ, направленной на повышение уровня безопасности дорожного движения на дорогах Государственной компании, в 2019 году в рамках средств, предусмотренных на доверительное управление, Государственной компанией реализованы мероприятия, направленные на снижение смертности в результате дорожно-транспортных происшествий (далее - ДТП), тяжести их последствий и на ликвидацию аварийно-опасных участков (мест концентрации ДТП).
В рамках указанных мероприятий нанесено 35500 пог. м шумовой продольной разметки по краю проезжей части, а также установлено:
49719 пог. м тросового ограждения;
3459 пог. м осевого металлического барьерного ограждения;
4580 пог. м краевого металлического барьерного ограждения;
3400 пог. м перильного и 22056 пог. м сетчатого пешеходных ограждений;
29 светофорных объектов;
1577 м барьерного ограждения типа "Нью-Джерси" с укреплением обочин;
344 дорожных знака;
10 комплексов фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения (6 комплексов на автомобильной дороге М-4 "Дон" в Тульской, Липецкой и Воронежской областях (альтернативное направление) и 4 комплекса на автомобильной дороге М-3 "Украина" в Калужской области).
В 2019 году общее число ДТП на автомобильных дорогах Государственной компании к аналогичному периоду прошлого года сократилось на 5,9 %.
Удельный вес дорожно-транспортных происшествий с сопутствующими неудовлетворительными дорожными условиями (QДТП) составил 3,1% при установленном в соответствии с Программой деятельности 5,45%. Целевой индикатор Программы деятельности выполнен.
Общая протяженность платных участков автомобильных дорог, эксплуатируемых на платной основе, по состоянию на конец 2019 года при плановом значении показателя 1 459 км составила 1 459 км, в том числе по автомобильным дорогам:
1. М-4 "Дон" по участкам:
км 21 - км 48 в Московской области, протяженностью 27,2 км;
км 48,6 - км 71,3 в Московской области, протяженностью 22,7 км;
км 71+350 - км 93 в Московской области, протяженностью 21,7 км;
км 93 - км 211 в Московской, Тульской областях, протяженностью 113,2 км;
км 225 - км 260 (обход г. Богородицка в Тульской области), протяженностью 35,5 км;
км 287- км 321 (обход г. Ефремова в Тульской области), протяженностью 35.8 км;
км 330 - км 355 (обход с. Яркино в Липецкой области), протяженностью 26,7 км;
км 355 - км 414 (обход г. Ельца в Липецкой области), протяженностью 56,1 км;
км 414,7 - км 464,3 (обход г. Задонска и с. Хлевного в Липецкой области), протяженностью 52,4 км;
км 492,7 - км 517 (обход г. Воронежа), протяженностью 26,3 км;
км 517 - км 544 (обход с. Новой Усмани) в Воронежской области, протяженностью 29,2 км;
км 544,4 - км 633 в Воронежской области, протяженностью 89,0 км;
км 1091 - км 1119 в Ростовской области, протяженностью 27,9 км;
км 1119 - км 1195 в Ростовской области, протяженностью 75,5 км;
км 1195 - км 1319 в Краснодарском крае, протяженностью 124,0 км.
2. М-11 Москва - Санкт-Петербург по участкам:
км 15 - км 58 в Московской области, протяженностью 43,1 км;
км 58 - км 97 в Московской области, протяженностью 38,1 км;
км 97 - км 149 в Московской области, протяженностью 50,9 км;
км 208 - км 258 (обход г. Торжка) в Тверской области, протяженностью
47.9 км;
км 258 - км 334 (обход г. Вышнего Волочка) в Тверской области, протяженностью 72,0 км;
км 334 - км 543 в Тверской, Новгородской областях, протяженностью 217,1 км;
км 543 - км 646 в Новгородской области, протяженностью 103,4 км;
км 646 - км 684 в Ленинградской области, протяженностью 34,2 км.
3. Новый выход на Московскую кольцевую автомобильную дорогу с федеральной автомобильной дороги М-1 "Беларусь" (обход г. Одинцово) протяженностью 18,5 км.
4. М-3 "Украина" по участкам:
участок км 124 - км 173 в Калужской области, протяженностью 48,9 км;
участок км 173 - км 194 в Калужской области, протяженностью 21,6 км.
В течение 2019 года оказано услуг по организации платного проезда 132,5 млн транспортных средств, сбор платы за проезд составил 18,1 млрд рублей, при плановом значении 15,1 млрд рублей. Плановый показатель Программы деятельности по доходам от сбора платы за проезд транспортных средств выполнен.
III. Собственная (иная) деятельность Государственной компании
Финансовое обеспечение деятельности Государственной компании предусматривалось за счет средств федерального бюджета в размере 1,885 млрд рублей, включая 49,3 млн рублей на компенсацию расходов по уплате арендной платы за земельные участки Государственной компании и по финансированию кадастровых работ в отношении автомобильных дорог и земельных участков Государственной компании. С учетом переходящих остатков прошлых лет (0,025 млрд рублей) сумма субсидии в виде имущественного взноса составила 1,910 млрд рублей.
Фактическое финансирование за счет средств имущественного взноса на обеспечение деятельности Государственной компании по итогам 2019 года составило 1,904 млрд рублей или 99,7% от показателей, установленных финансовым планом. Остаток денежных средств на 1 января 2020 г. по субсидии в виде имущественного взноса составил 6,3 млн рублей.
За 2019 год при плановом значении объема доходов от осуществления иных видов деятельности в размере 0,9 млрд рублей фактический объем доходов составил 0,9 млрд рублей.
На автомобильных дорогах, переданных в доверительное управление Государственной компании, функционирует 60 многофункциональных зон дорожного сервиса из 60, предусмотренных Программой деятельности.
IV. Выводы
Деятельность Государственной компании в 2019 году способствовала росту скорости движения транспортных потоков, повышению качества, надежности и безопасности перевозок грузов и пассажиров, снижению затрат времени пользователей автомобильных дорог, улучшению транспортной доступности регионов Российской Федерации.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 января 2020 г. N 44-р внесены изменения в Программу деятельности.
По итогам работы за 2019 год:
1. Протяженность автомобильных дорог, находящихся в доверительном управлении Государственной компании, составила 3 411,5 км при плане 3 411,5 км.
2. Протяженность автомобильных дорог, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям, на конец 2019 года составила 2 835,6 км при плане 2 793,5 км.
3. Протяженность автомобильных дорог общего пользования федерального значения, переданных в доверительное управление Государственной компании, обслуживающих движение в режиме перегрузки, составила 498,0 км при плановом значении 512,0 км или 102,8%.
4. Прирост протяженности автомобильных дорог федерального значения, переданных в доверительное управление Государственной компании, на которых устранены ограничения пропускной способности, составил 27,6 км при плане 33,7 км.
5. На автомобильных дорогах, переданных в доверительное управление Государственной компании, функционирует 60 многофункциональных зон дорожного сервиса при плановом показателе 60.
6. Сбор платы за возмещение вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, составил 78,6 млн рублей при плановом показателе 45,0 млн рублей.
7. Общая протяженность платных участков автомобильных дорог, находящихся в доверительном управлении Государственной компании, по состоянию на конец 2019 года при плановом значении показателя 1459,0 км составила 1459,0 км.
8. Доля протяженности автомобильных дорог общего пользования федерального значения, переданных в доверительное управление Государственной компании, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям, на конец 2019 года составила 83,1% при плане 81,9%.
9. Удельный вес дорожно-транспортных происшествий с сопутствующими неудовлетворительными дорожными условиями составил 3,1% при плане 5,45%.
10. Сбор платы за проезд по автомобильным дорогам Государственной компании за 2019 год составил 18,1 млрд рублей при плановом показателе 15,1 млрд рублей. Указанное значительное превышение планового показателя обусловлено применением гибкой системы скидок и тарификации, а также реализацией мероприятий по снижению количества неоплачиваемых проездов. Данное обстоятельство свидетельствует о необходимости пересмотра планового значения показателя на 2020 год при очередной корректировке Программы деятельности.
11. Не выполнено плановое значение показателя по капитальному ремонту автомобильных дорог Государственной компании - фактическое значение составило 59,0 км при плановом значении 85,4 км или 69,1%.
Всего не выполнено:
2 целевых индикатора из 11;
3 целевых показателя из 10.
В соответствии с Программой деятельности одной из основных задач Государственной компании является привлечение внебюджетных инвестиций в проектирование, строительство и реконструкцию автомобильных дорог на основе механизмов государственно-частного партнерства.
Государственной компанией в 2019 году не осуществлено привлечение внебюджетных средств на общую сумму 43,5 млрд рублей (объем привлеченных внебюджетных средств составил 70,6 млрд рублей при плане 114,1 млрд рублей). Прямые заимствования составили 43,8 млрд рублей при плане 55,0 млрд рублей, а объем собственных и заемных средств инвесторов (концессионеров) составил 26,8 млрд рублей при плановом значении показателя 59,1 млрд рублей.
Таким образом, Государственной компанией в 2019 году не обеспечено достижение целевого показателя по привлечению внебюджетных средств.
Вместе с тем необходимо отметить, что Государственной компанией совместно с исполнителями долгосрочных инвестиционных и концессионных соглашений не обеспечено выполнение работ в соответствии с единым графиком ликвидации отставаний при строительстве ЦКАД, утвержденным оперативным штабом Правительства Российской Федерации о ходе реализации ЦКАД и ее дальнейшей эксплуатации.
Указанное недостижение планового показателя обусловлено в первую очередь переносом сроков завершения работ по строительству ЦКАД, связанным с системными проблемами при строительстве линейных объектов транспортной инфраструктуры, влияющими на своевременное завершение работ и, соответственно, на параметры финансирования проектов, к которым в том числе относятся:
длительные судебные разбирательства, связанные с изъятием необходимых для реализации ЦКАД земельных участков;
вновь выявленные инженерные коммуникации (магистральные и распределительные газопроводы и нефтепроводы, сети связи, линии электроснабжения, водопроводы и другие коммуникации), переустройство которых не было предусмотрено проектной документацией, получившей положительное заключение государственной экспертизы.
В связи с этим, а также с учетом более высокой стоимости привлечения частного финансирования, влияющей на размер инвестиционных платежей и эффективность проекта в целом, отмечается сдвиг сроков финансирования реализации проекта строительства ЦКАД за счет внебюджетных средств с 2019 года на 2020-2021 годы в размере 24,7 млрд рублей.
Следует отметить, что не в полном объеме реализованы мероприятия по выполнению рекомендаций, данных Государственной компании в составе заключения об эффективности реализации Программы деятельности Государственной компании "Российские автомобильные дороги" на долгосрочный период (2010-2021 годы), финансового плана Государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о достижении Государственной компанией "Российские автомобильные дороги" целевых показателей указанной Программы деятельности за 2018 год:
о получении разрешения на ввод построенной подъездной автомобильной дороги от 1-го Успенского шоссе (км 1+600) до нового выхода на Московскую кольцевую автомобильную дорогу федеральной автомобильной дороги М-1 "Беларусь" Москва - Минск, Московская область;
о реализации Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2010 г. N 1285-р (Государственной компанией неоднократно переносились сроки по мероприятию "Проведение пилотного проекта использования досмотрового радиометрического комплекса на объекте дорожного хозяйства");
о контроле за своевременным и полным исполнением контрагентами принятых обязательств по выполнению работ и осуществлению их софинансирования.
V. Рекомендации
Обеспечить достижение предусмотренных Программой деятельности значений целевых индикаторов и показателей деятельности Государственной компании в 2020 году в полном объеме.
В связи с необходимостью корректировки части показателей Программы деятельности представить в Министерство транспорта Российской Федерации актуализированную Программу деятельности, основные направления деятельности Государственной компании, а также обеспечить утверждение в установленном порядке финансового плана Государственной компании на 2020-2022 годы.
Принять необходимые меры в целях обеспечения выполнения установленных на 2020 год показателей, обратив особое внимание:
на контроль за своевременным и полным исполнением контрагентами принятых обязательств по выполнению работ и осуществлению их софинансирования, а также на привлечение к ответственности не исполняющих обязательства контрагентов;
на соблюдение требований законодательства Российской Федерации о получении разрешений на ввод построенных и реконструированных автомобильных дорог в эксплуатацию;
на соблюдение сроков подготовки территории строительства, включая перенос инженерных сетей и коммуникаций, передачи исполнительной документации и предоставления земельных участков по заключенным концессионным соглашениям;
на принятие мер по дальнейшему снижению уровня дебиторской задолженности и объемов незавершенного строительства;
на организацию деятельности по сбору платы за проезд по автомобильным дорогам Государственной компании и своевременный ввод в эксплуатацию участков автомобильных дорог, эксплуатацию которых планируется осуществлять на платной основе, в целях безусловного достижения установленных плановых значений доходов от сбора платы за проезд.
Обеспечить контроль исполнения установленных паспортом проекта сроков строительства ЦКАД и ее дальнейшей эксплуатации.
Обеспечить получение в 2020 году разрешения на ввод в эксплуатацию подъездной автомобильной дороги от 1-го Успенского шоссе (км 1+600) до нового выхода на Московскую кольцевую автомобильную дорогу федеральной автомобильной дороги М-1 "Беларусь" Москва - Минск, Московская область.
Проинформировать Министерство транспорта Российской Федерации о планируемых мероприятиях по привлечению внебюджетных инвестиций.
Регулярно рассматривать достижение ключевых показателей (сбор платы за проезд по автомобильным дорогам Государственной компании, получение разрешений на ввод объектов в эксплуатацию, объем привлеченных внебюджетных средств) на заседаниях наблюдательного совета Государственной компании.
Обеспечить своевременное исполнение поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по реализации крупных инвестиционных проектов.
Обеспечить техническую готовность системы взимания платы "свободный поток" за месяц до ввода в эксплуатацию соответствующих пусковых комплексов ЦКАД.
В месячный срок с даты утверждения годового отчета подготовить и представить в Министерство транспорта Российской Федерации план мероприятий по устранению всех отмеченных в заключении недостатков, выявленных при реализации Программы деятельности, и реализации вышеперечисленных рекомендаций, а также обеспечить регулярную отчетность об исполнении указанного плана мероприятий.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.