Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к распоряжению
Правительства
Орловской области
от 20 мая 2020 г. N 291-р
Стратегия
развития службы психолого-педагогической помощи обучающимся и детям раннего возраста в Орловской области на период до 2025 года
I. Общие положения
Стратегия развития службы психолого-педагогической помощи обучающимся и детям раннего возраста в Орловской области на период до 2025 года (далее также - Стратегия) разработана в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон), Планом основных мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках Десятилетия детства, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 июля 2018 года N 1375-р, Концепцией развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Министром образования и науки Российской Федерации 19 декабря 2017 года (далее также - Концепция развития психологической службы), Концепцией развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2016 года N 1839-р (далее также - Концепция развития ранней помощи), приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 июля 2015 года N 514н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог-психолог (психолог в сфере образования)", Законом Орловской области от 6 сентября 2013 года N 1525-ОЗ "Об образовании в Орловской области", иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами Орловской области, регулирующими отношения в сфере образования.
Служба психолого-педагогической помощи обучающимся и детям раннего возраста в Орловской области (далее также - Служба) - это организационная структура, включающая центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (далее также - ППМС-центры), психолого-медико-педагогические комиссии (далее также - ПМПК), психолого-медико-педагогические консилиумы образовательных организаций (далее также - ПМПк), а также педагогических работников, осуществляющих работу по оказанию психолого-педагогической помощи обучающимся, педагогам, руководителям, сотрудникам образовательных организаций, родителям (законным представителям) на всех уровнях образования с целью обеспечения социальной адаптации и реабилитации нуждающихся в ней обучающихся и создания благоприятных условий для реализации целей и задач образования: педагогов-психологов, учителей-логопедов, учителей-дефектологов, социальных педагогов, тьюторов.
Деятельность Службы направлена на реализацию основных принципов и норм государственной политики в сфере образования и решение актуальных психолого-педагогических проблем всех участников образовательных отношений.
Особая роль Службы состоит в содействии в обеспечении конституционных прав обучающихся на общедоступное образование в части:
определения содержания психолого-педагогической помощи детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетним обучающимся, признанным в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления;
организации условий для психолого-педагогического консультирования обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников;
оказания психолого-педагогической помощи детям раннего возраста;
оказания психолого-педагогической помощи обучающимся, организации с ними коррекционно-развивающих и компенсирующих занятий, оказания логопедической помощи;
организации помощи обучающимся в профориентации, получении профессии и социальной адаптации;
проведения комплексного психолого-медико-педагогического обследования детей в целях своевременного выявления особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей, подготовки по результатам обследования детей рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, а также подтверждения, уточнения или изменения ранее данных рекомендаций;
оказания помощи организациям, осуществляющим образовательную деятельность, по вопросам реализации основных общеобразовательных программ, обучения и воспитания обучающихся, в том числе психолого-педагогического сопровождения основных общеобразовательных программ;
оказания методической помощи организациям, осуществляющим образовательную деятельность.
Федеральный закон устанавливает требования к содержанию и механизмам оказания психолого-педагогической помощи обучающимся.
В соответствии со статьей 33 Федерального закона к обучающимся в зависимости от уровня осваиваемой образовательной программы в том числе относятся:
воспитанники, лица, осваивающие образовательную программу дошкольного образования;
учащиеся, лица, осваивающие образовательные программы начального общего, основного общего или среднего общего образования и дополнительные общеобразовательные программы;
студенты (курсанты), лица, осваивающие образовательные программы среднего профессионального образования, программы бакалавриата, программы специалитета или программы магистратуры.
Таким образом, психолого-психологическая помощь должна осуществляться в дошкольных образовательных, общеобразовательных организациях, организациях дополнительного образования детей, профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования.
Актуальность разработки Стратегии обусловлена:
изменениями в законодательстве в сфере образования и трудовом законодательстве Российской Федерации;
введением в действие профессионального стандарта "Педагог-психолог (психолог в сфере образования)";
изменениями в целях, задачах и приоритетах современной системы образования;
принятием Концепции развития психологической службы.
Стратегия определяет цели и задачи развития Службы, отвечающие современным тенденциям развития системы образования, а также актуальным запросам участников образовательного процесса.
II. Цель и задачи Стратегии
Целью разработки Стратегии является развитие службы психолого-педагогической помощи обучающимся и детям раннего возраста на основе преемственности позитивного опыта работы и интеграции достижений современной психологической науки и практики для обеспечения снижения рисков дезадаптации и десоциализации обучающихся.
Задачами разработки Стратегии являются:
разработка и совершенствование нормативной правовой, научно-методической, организационно-управленческой и информационной базы по организации психолого-педагогической помощи всем участникам образовательного процесса;
обеспечение качества подготовки и повышения квалификации специалистов, оказывающих профессиональную психолого-педагогическую помощь обучающимся и детям раннего возраста;
создание эффективной системы межведомственного взаимодействия для оказания доступной и профессиональной помощи всем категориям обучающихся и детям раннего возраста независимо от места их проживания.
III. Анализ состояния службы психолого-педагогической помощи в Орловской области
В Орловской области функционируют:
10 ППМС-центров: 1 региональный (БУ ОО "ППМС-центр") и 9 муниципальных;
13 ПМПК: 1 центральная психолого-медико-педагогическая комиссия (далее - ЦПМПК) и 12 территориальных психолого-медико-педагогических комиссий (далее - ТПМПК).
В образовательных организациях Орловской области функционируют психолого-медико-педагогические консилиумы.
Организовано научно-методическое сопровождение деятельности специалистов службы психолого-педагогической помощи на базе бюджетного учреждения Орловской области дополнительного профессионального образования "Институт развития образования" (далее - БУ ОО ДПО "Институт развития образования").
В 2019 году обучение на курсах повышения квалификации прошли 2253 педагогических работника.
Несмотря на сложившуюся систему психолого-педагогической помощи в системе образования Орловской области, важным является сохранение и развитие как ее структуры, так и содержания деятельности.
Важными направлениями деятельности Службы являются:
1) включение в образовательный процесс не только педагога-психолога как одного из важных участников образовательного процесса, но и учителя-логопеда, учителя-дефектолога, а также тьютора и (или) ассистента в связи с введением федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования, начального общего, основного общего и среднего общего образования, федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее также - ФГОС);
2) предоставление гарантированной бесплатной психолого-педагогической помощи в целях обеспечения права на получение качественного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее также - обучающиеся с ОВЗ) и детей-инвалидов, а также обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, в своем развитии и социальной адаптации;
3) обеспечение условий для здорового образа жизни, личностного развития и воспитания, выявления и развития творческого потенциала личности, что подразумевает наличие системы психолого-педагогического сопровождения обучающихся во всех образовательных организациях;
4) развитие новых направлений в деятельности специалиста в рамках введения профессионального стандарта "Педагог-психолог (психолог в сфере образования)": психолого-педагогическое и методическое сопровождение реализации основных и дополнительных образовательных программ, психологическая экспертиза комфортности и безопасности образовательной среды образовательных организаций;
5) оказание психолого-педагогической помощи детям раннего возраста.
Несмотря на сформировавшуюся в системе образования службу психолого-педагогической помощи, имеющийся опыт и потенциал, для решения актуальных задач развития региональной системы образования и удовлетворения запросов участников образовательных отношений необходимо дальнейшее развитие Службы с учетом нормативных правовых и содержательных изменений.
IV. Основные приоритеты, принципы, цели и задачи развития службы психолого-педагогической помощи в системе образования Орловской области
Основными приоритетами современной системы образования, которые должны поддерживаться службой психолого-педагогической помощи, являются:
духовно-нравственное воспитание личности в духе трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде;
личностное развитие, профессиональное самоопределение обучающихся и свободное развитие их способностей;
охрана психологического здоровья обучающихся, педагогов и родителей (законных представителей), психологическая безопасность и комфортность образовательной среды;
индивидуализация образования для всех обучающихся без исключения в соответствии с их особыми образовательными потребностями и психофизическими возможностями;
обеспечение доступности и качества образования для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, в том числе в форме инклюзивного образования;
выявление и поддержка талантливых и одаренных детей и молодежи;
психологическая культура всех участников образовательных отношений как условие позитивной социализации, высокой адаптивности личности к современным темпам социальных и технологических перемен, формирование жизнестойкости, стрессоустойчивости и способности к самоопределению в открытом информационном пространстве.
Основными принципами развития Службы как целостной и управляемой организационной структуры являются:
принцип целостности и системности;
принцип синтеза эффективного опыта и инноваций;
принцип корпоративности психологического сообщества;
принцип вариативности при определении приоритетных задач, направлений, организационных моделей на муниципальном уровне и уровне образовательной организации;
принцип открытости и межведомственного сотрудничества.
Цель службы психолого-педагогической помощи с системе образования Орловской области - профессиональное обеспечение решения стратегических задач развития системы образования Орловской области, направленное на сохранение и укрепление здоровья обучающихся, снижение рисков дезадаптации и негативной социализации подрастающего поколения.
Задачами развития Службы являются:
совершенствование системы оказания психолого-педагогической помощи детям раннего возраста;
сопровождение реализации федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования, начального общего, основного общего и среднего общего образования, федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального и высшего образования;
сопровождение реализации программ дополнительного образования в рамках реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года N 996-р (далее - Стратегия развития воспитания);
содействие созданию условий для сохранения и укрепления психологического и психического здоровья и развития обучающихся, оказание им психологической поддержки и содействия в трудных жизненных ситуациях;
реализация программ преодоления трудностей в обучении;
участие в проектировании и создании безопасной среды;
проведение психологической экспертизы внедряемых программ обучения в части определения их соответствия возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся;
участие в мониторинге эффективности внедряемых программ и технологий обучения;
диагностика и контроль динамики личностного и интеллектуального развития обучающихся, их индивидуального роста и достижений;
сотрудничество специалистов Службы по вопросам обеспечения достижения личностных и метапредметных образовательных результатов;
содействие в построении индивидуальной образовательной траектории обучающихся;
содействие созданию условий для самостоятельного осознанного выбора обучающимися профессии и построения личных профессиональных планов;
содействие в позитивной социализации;
организация и участие в мероприятиях по профилактике и коррекции отклоняющегося (агрессивного, аддиктивного, виктимного, суицидального) и делинквентного поведения детей, молодежи с учетом возрастных и индивидуальных особенностей;
профилактика социального сиротства;
содействие реализации программ духовно-нравственного воспитания обучающихся;
участие в развитии у обучающихся межкультурной компетентности и толерантности, профилактика ксенофобии, экстремизма, межэтнических конфликтов;
сохранение и укрепление здоровья обучающихся, включая применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе, проведение мониторинга здоровья, оптимизация нагрузки обучающихся, формирование культуры здоровья и здорового образа жизни, воспитание осознанного устойчивого отрицательного отношения к употреблению алкоголя, психоактивных веществ, наркотиков, табакокурению и другим вредным привычкам;
психологическое сопровождение одаренных детей на основе создания системы психологической поддержки для реализации их потенциала, обогащения их познавательных интересов и мотивов, формирования универсальных способов познания мира;
психологическое сопровождение процессов коррекционно-развивающего обучения, воспитания, социальной адаптации и социализации обучающихся с ОВЗ, находящихся в различных образовательных условиях, средах, структурах, в том числе определение для каждого ребенка с ОВЗ и инвалидностью образовательного маршрута, соответствующего его возможностям и образовательным потребностям;
профессиональная помощь в преодолении школьной тревожности, страхов, фобических, аффективных и личностных расстройств;
профилактика эмоционального выгорания, личностных и профессиональных деформаций педагогических работников;
психологическое просвещение и консультирование родителей (законных представителей) ребенка по проблемам обучения, воспитания, развития.
Обозначенные цель и задачи Службы определяют необходимость ее эффективного функционирования в системе образования Орловской области, совершенствование ее организационной структуры, нормативной правовой базы, инструментария и других аспектов деятельности.
V. Организация деятельности службы психолого-педагогической помощи в системе образования Орловской области
Организация деятельности Службы осуществляется на региональном, муниципальном уровнях и уровне образовательной организации.
Системообразующими компонентами развития региональной системы психолого-педагогической службы в системе образования Орловской области являются:
специалисты органов исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Орловской области, координирующие организацию деятельности Службы;
специалисты БУ ОО "ППМС-центр", ЦПМПК, ТПМПК;
специалисты психолого-педагогической службы образовательных организаций;
специалисты БУ ОО ДПО "Институт развития образования".
На муниципальном уровне необходимо развивать следующие модели службы психолого-педагогической помощи.
1-я модель.
Рекомендована для территориально отдаленных от областного центра муниципальных образований Орловской области, в которых нет ППМС-центров и в которых необходимо открыть ППМС-центры или филиалы БУ ОО "ППМС-центр".
Созданные в этой модели филиалы могут выполнять всю полноту функций муниципальных ППМС-центров, оказывать специализированную, комплексную помощь обучающимся и детям раннего возраста, родителям (законным представителям), осуществлять организационно-методическую, консультативную помощь образовательным организациям в соответствии с договорами о сотрудничестве и курировать деятельность ПМПк образовательных организаций муниципальных образований.
2-я модель.
Рекомендована для муниципальных образований Орловской области, в которых созданы муниципальные ППМС-центры и ТПМПК.
ППМС-центры, расположенные в муниципальных образованиях и имеющие в своем составе ТПМПК, оказывают специализированную и комплексную помощь обучающимся и детям раннего возраста, родителям (законным представителям), осуществляют организационно-методическую и консультативную помощь образовательным организациям.
На уровне образовательных организаций специалисты психолого-педагогической службы, ПМПк осуществляют психолого-педагогическое сопровождение образовательных программ и оказывают первичную психолого-педагогическую помощь обучающимся.
В муниципальных ППМС-центрах могут создаваться мобильные команды (бригады) для решения актуальных проблем, возникающих в образовательной среде (суициды, подростковые асоциальные объединения, конфликты в образовательных организациях, низкое качество образования в отдельных организациях и т. д.).
Муниципальный ППМС-центр вступает в сетевое взаимодействие с региональным.
Сетевое взаимодействие в условиях реализации интегрированной модели службы психолого-педагогической помощи включает:
взаимодействие структурных компонентов модели на договорной основе;
согласование деятельности всех ПМПК в части выполнения основных функций;
поддержку деятельности ПМПк образовательных организаций информационным и методическим ресурсом ПМПК и ППМС-центров;
создание условий для получения постоянной обратной связи от ПМПк образовательных организаций;
постоянную оценку потребностей психологических служб образовательных организаций и организацию помощи со стороны ППМС-центров;
использование кадрового потенциала базовых общеобразовательных организаций и ресурсных центров для достижения целей и выполнения задач.
Прямое взаимодействие специалистов службы психолого-педагогической помощи осуществляется путем:
использования возможностей стажировочных площадок инновационных образовательных организаций для практикумов педагогов-психологов и других специалистов Службы;
создания условий для дистанционных коммуникаций педагогов-психологов и других специалистов Службы в целях обмена информационным ресурсом;
обеспечения деятельностного подхода - осуществления совместной проектной деятельности педагогов-психологов и других специалистов Службы различных образовательных организаций.
VI. Стратегические направления развития службы психолого-педагогической помощи в системе образования Орловской области
Нормативное правовое обеспечение.
Нормативное правовое обеспечение Службы предполагает развитие нормативной правовой базы Орловской области по вопросам функционирования и развития Службы, условий и вариативности сетевого взаимодействия, а также формирования общего информационного пространства Службы, механизма и порядка финансового обеспечения деятельности организаций Службы (ППМС-центров, ПМПК) и специалистов Службы образовательных организаций.
Научно-методическое и организационное сопровождение.
Научно-методическое и организационное сопровождение развития Службы осуществляется научными организациями, образовательными организациями высшего образования, БУ ОО ДПО "Институт развития образования".
Для обеспечения внедрения Концепции развития Службы и профессионального стандарта "Педагог-психолог (психолог в сфере образования)" осуществляется деятельность по следующим направлениям:
разработка методических рекомендаций, пособий по психолого-педагогическому сопровождению реализации образовательных программ и организации комплексной психолого-педагогической помощи;
обобщение эффективного опыта деятельности психолого-педагогической службы в организациях дошкольного, общего, профессионального и дополнительного образования;
формирование электронного образовательного ресурса (ЭОР), обеспечивающего взаимодействие, открытость, возможность специалистов обмениваться опытом работы.
Кадровое обеспечение.
Кадровое обеспечение развития Службы включает несколько направлений:
модернизация программ профессиональной подготовки педагогов-психологов;
повышение квалификации и профессионального мастерства педагогов-психологов с использованием современной системы непрерывного профессионального развития, реализация сетевых форм и модульных программ повышения квалификации с возможностью обучения по индивидуальной образовательной программе;
повышение психолого-педагогической компетентности, обеспечение профессионального развития педагогов-психологов в форме стажировки на базе ресурсных центров и лучших практик, а также посредством организации конференций, форумов, конкурсов и иных мероприятий регионального и муниципального уровней;
внедрение механизмов адресной поддержки педагогов-психологов, работающих с одаренными детьми, обучающимися с ОВЗ, обучающимися, находящимися в трудной жизненной ситуации;
поддержка деятельности профессионального сообщества (ассоциации) психологов в сфере образования;
разработка и внедрение механизмов эффективного контракта для педагогов-психологов (психологов в системе образования).
Материально-техническое и финансово-экономическое обеспечение.
Материально-техническое и финансово-экономическое обеспечение развития службы психолого-педагогической помощи в системе образования Орловской области осуществляется за счет средств областного и местных бюджетов с привлечением внебюджетных средств соответствии с действующих законодательством.
VII. Межведомственное взаимодействие в процессе реализации целей и задач службы психолого-педагогической помощи в системе образования Орловской области
Органы исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области, органы местного самоуправления муниципальных образований Орловской области могут принимать дополнительные правовые и организационные меры, направленные на реализацию единой стратегии развития Службы, включая:
обеспечение преемственности психолого-педагогического сопровождения обучающихся на всех уровнях образования;
привлечение кадрового потенциала специалистов различных ведомств для совместной деятельности при оказании комплексных психолого-педагогических и медико-социальных услуг;
включение в сетевое взаимодействие специалистов психолого-педагогической службы профильных специалистов организаций здравоохранения, социальной защиты, учреждений дополнительного образования;
развитие практик создания муниципальных межведомственных консилиумов для решения ряда задач Службы, в том числе задач, направленных на профилактику суицидального, аддиктивного и девиантного поведения несовершеннолетних;
согласование деятельности в рамках реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации, видов и характера помощи лицам с инвалидностью, в том числе детям-инвалидам.
VIII. Ожидаемые результаты реализации Стратегии развития службы психолого-педагогической помощи обучающимся и детям раннего возраста в Орловской области на период до 2025 года
Реализация Стратегии будет способствовать:
обеспечению гарантированного законодательством Российской Федерации права обучающихся и детей раннего возраста на получение психолого-педагогической помощи;
предоставлению квалифицированной психолого-педагогической помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации, в ППМС-центрах и образовательных организациях;
обеспечению психолого-педагогических условий реализации образовательных программ в соответствии с требованиями ФГОС;
созданию психолого-педагогических условий эффективной реализации Концепции развития дополнительного образования детей, Концепции развития ранней помощи, Концепции развития психологической службы, Стратегии развития воспитания;
созданию психологически безопасной и комфортной образовательной среды в образовательных организациях на всех уровнях образования;
охране психологического здоровья всех участников образовательного процесса;
выработке единой нормативной правовой и методологической основы деятельности психолого-педагогической службы в системе образования Орловской области;
распространению инновационных практик специалистов психолого-педагогической службы и эффективных моделей организации психолого-педагогической службы на региональном, муниципальном уровнях и уровне образовательной организации;
повышению эффективности взаимодействия органов исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Орловской области, общественных и образовательных организаций в целях удовлетворения запросов участников образовательных отношений на услуги психолого-педагогического сопровождения и оказание комплексной помощи.
<< Назад |
||
Содержание Распоряжение Правительства Орловской области от 20 мая 2020 г. N 291-р Об утверждении Стратегии развития службы психолого-педагогической... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.