Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
Утвержден постановлением
Избирательной комиссии
Ямало-Ненецкого автономного округа
от 18 мая 2020 г. N 123/1237-6
Порядок
приема окружной избирательной комиссией подписных листов с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата в депутаты Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа, и иных связанных с ними документов, проведения их случайной выборки и проверки
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок разработан в целях реализации Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ), Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 19 июня 2009 года N 51-ЗАО "О выборах депутатов Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа" (далее - Закон автономного округа N 51-ЗАО) и с учетом положений постановления Избирательной комиссии Ямало-Ненецкого автономного округа от 18 марта 2020 года N 117/1162-6 "О перечне и формах документов, в том числе в машиночитаемом виде, представляемых избирательными объединениями и кандидатами в избирательные комиссии при проведении выборов депутатов Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа по одномандатным избирательным округам" (далее - постановление Избирательной комиссии автономного округа от 18 марта 2020 года N 117/1162-6).
1.2. В случае если в поддержку кандидата осуществлялся сбор подписей избирателей, подписные листы представляются в избирательную комиссию, осуществляющую полномочия окружной избирательной комиссии (далее - окружная избирательная комиссия), не ранее чем за 65 дней и не позднее чем за 45 дней до дня голосования до 18 часов местного времени одновременно с иными документами, представляемыми для регистрации кандидата.
1.3. Подписи избирателей в поддержку выдвижения кандидата должны быть собраны в количестве 3 процентов от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего одномандатного избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов, утвержденной постановлением Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа от 18 марта 2015 года N 2496 "Об утверждении схемы одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа".
В соответствии с частью 5 статьи 34 Закона автономного округа N 51-ЗАО количество представляемых в окружную избирательную комиссию подписей может превышать указанное количество не более чем на десять процентов.
Количество подписей, необходимых для регистрации и представления в окружную избирательную комиссию, приведено в приложении N 7 к настоящему Порядку.
1.4. При проведении выборки и при проверке подписных листов вправе присутствовать любой кандидат, представивший необходимое для регистрации количество подписей избирателей, его уполномоченные представители по финансовым вопросам или доверенные лица.
1.5. Кандидаты, представившие необходимое для регистрации количество подписей избирателей, извещаются о проведении проверки подписей избирателей по указанию руководителя Рабочей группы по приему и проверке избирательных документов, представляемых кандидатами в окружную избирательную комиссию при проведении выборов депутатов Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Рабочая группа), уведомлением в письменной форме, которое подписывается руководителем Рабочей группы или членом Рабочей группы, являющимся членом окружной избирательной комиссии с правом решающего голоса (далее - уполномоченный член Рабочей группы), либо по телефону (примерное содержание письменного сообщения (телефонограммы) приведено в приложении N 1 к настоящему Порядку), либо лично.
Почтовый адрес, адрес электронной почты и телефон для направления извещения сообщаются кандидатами при представлении подписных листов (примерная форма сообщения приведена в приложении N 2 к настоящему Порядку).
Извещение кандидату о проведении проверки подписных листов подлежит регистрации в порядке, установленном инструкцией по делопроизводству в соответствующей избирательной комиссии.
Присутствие кандидатов, их уполномоченных представителей, доверенных лиц при проведении проверки подписных листов фиксируется в Журнале учета присутствия кандидатов, представивших необходимое для регистрации количество подписей избирателей, их уполномоченных представителей или доверенных лиц, при проведении проверки подписных листов (примерная форма журнала приведена в приложении N 3 к настоящему Порядку).
1.6. Для обеспечения прохода в помещение, где проводятся прием и проверка подписных листов и иных связанных с ними документов, кандидаты, представившие для регистрации подписи избирателей, их уполномоченные представители или доверенные лица, заблаговременно сообщают в окружную избирательную комиссию сведения о лицах, которые будут присутствовать при проведении указанных процедур (примерная форма уведомления приведена в приложении N 4 к настоящему Порядку).
1.7. По окончании рабочего дня помещение, где осуществляется хранение подписных листов, должно быть опечатано либо подписные листы должны храниться в металлических шкафах (сейфах).
2. Порядок приема подписных листов и иных связанных с ними документов
2.1. Подписные листы и иные связанные с ними документы представляются кандидатом, выдвинутым по одномандатному избирательному округу избирательным объединением или в порядке самовыдвижения, в окружную избирательную комиссию.
2.2. В окружную избирательную комиссию представляются:
2.2.1. Пронумерованные и сброшюрованные в виде папок подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата в депутаты Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа.
2.2.2. Протокол об итогах сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата в депутаты Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа на бумажном носителе и в машиночитаемом виде по форме, установленной Избирательной комиссией Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Избирательная комиссия автономного округа) (приложение N 7 к постановлению Избирательной комиссии автономного округа от 18 марта 2020 года N 117/1162-6).
2.2.3. Список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, на бумажном носителе и в машиночитаемом виде по формам, установленным Избирательной комиссией автономного округа (приложения N 8 и N 8.1 к постановлению Избирательной комиссии автономного округа от 18 марта 2020 года N 117/1162-6).
При приеме списка лиц, осуществлявших сбор подписей, проверяется нумерация листов и записей.
2.2.4. Копия документа, подтверждающего оплату изготовления подписных листов за счет средств избирательного фонда кандидата.
2.3. Сведения о приеме подписных листов и иных связанных с ними документов указываются в документе, подтверждающем прием представленных для регистрации кандидата документов, в том числе подписных листов. Данные протокола об итогах сбора подписей избирателей вводятся в ГАС "Выборы".
2.4. При приеме документов проверяется соответствие количества представленных подписных листов количеству, указанному в протоколе об итогах сбора подписей избирателей. В случае расхождения в данные протокола, введенные в ГАС "Выборы", вносятся соответствующие изменения.
Если была нарушена нумерация подписных листов, то кандидат уточняет нумерацию в следующем порядке: при наличии нескольких листов с одинаковыми порядковыми номерами каждому листу присваивается соответствующий индекс (50-1, 50-2, 50-3); при пропуске листа с очередным порядковым номером предыдущему листу присваивается сдвоенный или строенный номер (10-11, 10-11-12).
После завершения указанной проверки каждая папка с подписными листами заверяется печатью окружной избирательной комиссии.
2.5. При необходимости, по результатам проверки, указанной в пункте 2.4 настоящего Порядка, кандидатом уточняется протокол об итогах сбора подписей избирателей. С использованием ГАС "Выборы" формируется новый протокол об итогах сбора подписей избирателей, на котором ставится отметка "Уточненный", по той же форме, что и первоначальный протокол (приложение N 8 к постановлению Избирательной комиссии автономного округа от 18 марта 2020 года N 117/1162-6). Уточненный протокол подписывается кандидатом и регистрируется в соответствии с инструкцией по делопроизводству в избирательной комиссии как приложение к представленному протоколу об итогах сбора подписей.
3. Порядок проведения случайной выборки подписных листов
3.1. Случайная выборка подписных листов для проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей и оформления подписных листов, достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей (далее - случайная выборка) проводится в окружной избирательной комиссии непосредственно после выдачи кандидату (иному уполномоченному лицу) документа, подтверждающего прием представленных для регистрации кандидата документов, в том числе подписных листов.
3.2. Случайную выборку проводят два члена Рабочей группы. При проведении случайной выборки вправе присутствовать любой кандидат, представивший необходимое для регистрации количество подписей избирателей, его уполномоченные представители или доверенные лица.
Если количество подписей избирателей, представленных кандидатом, меньше количества подписей избирателей, необходимых для регистрации кандидата, то случайная выборка не проводится.
3.3. Для проведения случайной выборки используются данные протокола об итогах сбора подписей избирателей, а в случае если составлялся уточненный протокол - его данные.
3.4. Единицей случайной выборки для первоначальной проверки является папка с подписными листами.
Если все представленные кандидатом подписные листы сброшюрованы в одну папку, единицей случайной выборки для первоначальной проверки является подписной лист.
3.5. Объем случайной выборки составляет количество подписей и соответствующих им сведений об избирателях, содержащихся в подписных листах в поддержку выдвижения кандидата, установленное в приложении N 7 к настоящему постановлению, что соответствует 20 процентам от необходимого для регистрации количества подписей и является одинаковым для всех кандидатов, представивших подписные листы с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидатов.
3.6. Случайная выборка осуществляется с помощью соответствующей функции ГАС "Выборы", использующей генератор случайных чисел.
3.7. Программа, реализующая указанную функцию в ГАС "Выборы", случайным образом отбирает номера папок с подписными листами и последовательно суммирует количество подписей избирателей, содержащихся в выбранных папках, до достижения установленного количества случайной выборки. Если в последней выбранной папке содержится большее количество подписей избирателей, чем это необходимо для достижения установленного количества, к проверке должны отбираться подписи избирателей, которые содержатся в подписных листах данной папки, начиная с первой подписи первого подписного листа последовательно в количестве, необходимом для достижения вышеуказанного количества случайной выборки.
3.8. После завершения отбора подписных листов формируется протокол случайной выборки (форма протокола приведена в приложении N 5 к настоящему Порядку). Указанный протокол изготавливается на бумажном носителе в двух экземплярах и подписывается членом Рабочей группы, организующим проведение случайной выборки подписей, и кандидатом, либо уполномоченным представителем кандидата по финансовым вопросам, либо его доверенным лицом. Один экземпляр протокола передается кандидату, второй остается в Рабочей группе и используется вместе с другими материалами по окончании проверки подписных листов для подготовки проекта решения окружной избирательной комиссии о регистрации кандидата либо об отказе в его регистрации.
3.9. Папки с подписными листами, не отобранными для проверки, хранятся отдельно.
4. Порядок проверки подписных листов
4.1. Процедура проверки подписных листов:
4.1.1. Проверка подписных листов осуществляется в течение семи календарных дней со дня, в который кандидату выдан документ, подтверждающий прием представленных для регистрации кандидата документов, в том числе подписных листов.
4.1.2. При проверке подписных листов проверяющие члены Рабочей группы проверяют соблюдение порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверность содержащихся в них сведений об избирателях и лицах, осуществлявших сбор подписей, а также достоверность подписей избирателей, лиц, осуществлявших сбор подписей, и кандидата.
4.1.3. Проверке подлежат все подписи избирателей и соответствующие им сведения об избирателях, содержащиеся в подписных листах, отобранных для проверки. По результатам проверки подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной.
Проверка подписных листов осуществляется путем последовательного изучения всех содержащихся в них сведений с использованием кодов нарушений (таблица кодов нарушений приведена в приложении N 6 к настоящему Порядку).
4.1.4. Подпись признается недействительной при обнаружении нарушений, указанных в подпунктах "а - д", "ж - к", "м - о" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ.
4.1.5. Подпись признается экспертом, привлеченным к проверке в соответствии с частью 7 статьи 35 Закона автономного округа N 51-ЗАО, недостоверной и или недействительной при установлении нарушений, указанных в подпунктах "в", "е", "з", "л" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ, на основании письменного заключения, которое излагается в ведомостях проверки подписных листов или в ином документе. При этом любые возникающие сомнения в подлинности выполнения избирателем подписи и даты трактуются в пользу достоверности подписи.
4.1.6. Для установления достоверности содержащихся в подписных листах сведений окружная избирательная комиссия вправе использовать территориальный фрагмент подсистемы "Регистр избирателей, участников референдума" ГАС "Выборы" (далее - Регистр).
Читаемые неоднозначно сведения, указанные избирателями в подписных листах, могут уточняться у присутствующего при проведении проверки подписей избирателей кандидата, его уполномоченного представителя, доверенного лица.
При выявлении расхождений между персональными данными граждан, содержащимися в подписном листе и в Регистре, либо при отсутствии в Регистре данных о гражданине в территориальный орган, осуществляющий регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, выдачу и замену документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации (далее - орган регистрационного учета), направляется запрос, подписанный председателем окружной избирательной комиссии, в целях получения официальной справки о действительности данных, содержащихся в подписном листе. Запрос направляется по форме, указанной в приложениях N 7 и 8 к Протоколу N 1 к Соглашению о взаимодействии Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации от 2 сентября 2016 года N 08/14295-2016/1/8913.
При этом недопустимо направление в орган регистрационного учета сведений об избирателях без предварительной проверки через территориальный фрагмент Регистра.
После получения заключения эксперта или официальной справки органа регистрационного учета делается вывод о достоверности либо недействительности подписи избирателя.
4.2. Оформление результатов проверки:
4.2.1. Результаты проверки подписных листов заносятся проверяющим в ведомости проверки подписных листов (форма ведомости приведена в приложении N 8 к настоящему Порядку), в которых указываются основания признания подписей избирателей недостоверными и (или) недействительными, в виде кодов нарушений с указанием номеров папки, подписного листа и строки в подписном листе, а при выбраковке подписного листа - в целом количество подписей на подписном листе (в соответствии с таблицей кодов нарушений), в которых содержится каждая из таких подписей.
Ведомость проверки подписных листов составляется на каждую проверяемую папку и может состоять из одного или нескольких листов.
Каждый лист ведомости проверки подписных листов подписывается проверяющим, а также экспертом (экспертами) в случае, если недостоверной или недействительной подпись (подписи) признавалась (признавались) на основании его (их) заключения (заключений). Если заключение эксперта (экспертов) составлено в виде отдельного документа, то оно прилагается к ведомости проверки подписных листов.
4.2.2. По результатам обобщения информации, содержащейся в ведомостях проверки подписных листов, формируется итоговый протокол проверки подписных листов, представленных кандидатом (форма итогового протокола приведена в приложении N 9 к настоящему Порядку). Итоговый протокол подписывается руководителем Рабочей группы, а также проверяющим. В итоговом протоколе указывается дата и время его подписания, а также дата и время получения его копии кандидатом.
4.2.3. Копия итогового протокола о результатах проверки подписных листов передается кандидату не позднее чем за двое суток до заседания окружной избирательной комиссии, на котором будет рассматриваться вопрос о регистрации этого кандидата. Копия итогового протокола заверяется проверяющим и руководителем Рабочей группы (форма заверительной надписи дана в приложении N 10 к настоящему Порядку).
После получения копии итогового протокола кандидат может представить в окружную избирательную комиссию письменные возражения в случае несогласия с выводами о признании подписи недостоверной и (или) недействительной.
4.2.4. В случае если по окончании проверки по результатам рассмотрения письменных возражений кандидата возникает необходимость корректировки ведомостей проверки, то указанные изменения вносятся в отдельную справку о результатах рассмотрения возражений.
4.2.5. Итоговый протокол прилагается к решению окружной избирательной комиссии о регистрации кандидата либо об отказе в его регистрации. Внесение изменений в протокол после принятия соответствующего решения не допускается.
5. Хранение подписных листов и иных документов
5.1. Протоколы об итогах сбора подписей избирателей, справки об их уточнении, списки лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей (на бумажных носителях), протоколы случайной выборки подписных листов, подписные листы, ведомости проверки подписных листов, протоколы итогов проверки подписных листов, отобранных для проверки, письменные заключения экспертов, официальные справки хранятся отдельно по каждому кандидату в соответствии с Порядком хранения, передачи в архив и уничтожения по истечении сроков хранения документов, связанных с подготовкой и проведением выборов депутатов Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа.
Ответственность за сохранность подписных листов и иных документов возлагается на председателя и секретаря соответствующей избирательной комиссии до передачи указанных документов в Избирательную комиссию автономного округа либо до их уничтожения по истечении сроков хранения.
5.2. Документы, указанные в пункте 5.1 настоящего Порядка, хранятся в течение одного года со дня официального опубликования общих результатов выборов. По истечении указанного срока хранения они уничтожаются по акту в установленном порядке (при условии отсутствия рассматриваемых в судебном порядке споров).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.