Письмо Минфина России от 3 апреля 2020 г. N 03-07-03/26486
В связи с обращением Минфин России рассмотрел письмо с предложениями о снижении ставки налога на добавленную стоимость (далее - НДС) с 20 до 10 процентов либо освобождения от налогообложения НДС в отношении цветочной продукции, а также увеличения ставок таможенных пошлин с 5 до 15 процентов по ввозимой на территорию Российской Федерации цветочной продукции и сообщает.
В соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации налогообложение НДС производится по ставкам в размере 10 и 20 процентов.
При этом следует отметить, что пониженная ставка НДС в размере 10 процентов применяется в отношении таких социально значимых товаров, как продовольственные товары, товары для детей, периодические печатные издания и книжная продукция, а также лекарственные средства и изделия медицинского назначения. Цветочная продукция к социально значимым товарам не относится.
На основании пункта 5 статьи 164 Кодекса при ввозе товаров в Российскую Федерацию применяются те же размеры ставок НДС, что и при реализации товаров на территории Российской Федерации. Поэтому установление в отношении цветочной продукции пониженной ставки НДС не окажет положительного влияния на конкурентоспособность цветов отечественного производства.
Вместе с тем установление ставки НДС в размере 10 процентов фактически будет являться поддержкой организаций, осуществляющих ввоз на территорию Российской Федерации иностранной цветочной продукции и её дальнейшую перепродажу в России.
Кроме того, в случае установления пониженной ставки НДС в отношении цветочной продукции может возникнуть отрицательная разница между суммами НДС, исчисленными продавцами цветочной продукции при её реализации, и суммами НДС, предъявленными к возмещению из федерального бюджета.
Что касается освобождения от НДС операций по реализации на территории Российской Федерации цветочной продукции, то согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 170 Кодекса суммы НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным для операций по реализации товаров (работ, услуг), освобождаемых от налогообложения, учитываются в стоимости этих товаров (работ, услуг) и к вычету не принимаются.
В случае принятия предложения об освобождении от НДС операций по реализации на территории Российской Федерации цветочной продукции, налогоплательщики будут лишены права на возмещение НДС, уплаченного по материальным ресурсам. Включение же таких сумм НДС в состав производственных затрат увеличит, соответственно, издержки и может привести к снижению рентабельности.
Также необходимо учитывать, что принятие предложения о снижении ставки НДС с 20 до 10 процентов либо освобождения от налогообложения НДС в отношении цветочной продукции создаст прецедент для постановки аналогичных вопросов в отношении других товаров, облагаемых в настоящее время по ставкам НДС в размере 10 и 20 процентов, что в конечном итоге, приведет к дополнительным потерям доходов федерального бюджета и негативно отразится на выполнении принятых обязательств по финансированию расходов бюджета.
В отношении предложения об увеличении ставок таможенных пошлин с 5 до 15 процентов по ввозимой на территорию Российской Федерации цветочной продукции необходимо учитывать, что в соответствии с Протоколом от 16 декабря 2011 г. о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г., ратифицированным Федеральным законом от 21 июля 2012 г. N 126-ФЗ, при установлении ставок таможенных пошлин на товары принимаются во внимание тарифные обязательства, взятые Российской Федерацией при вступлении во Всемирную торговую организацию (далее - ВТО), в соответствии с которыми ставки таможенных пошлин на товары должны соответствовать принятым Российской Федерацией обязательствам.
При этом в отношении срезанных цветов товарной позиции 0603 единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС) действуют ставки ввозных таможенных пошлин в размере 5 процентов, но не менее 0,3 евро за 1 кг, что соответствует максимально высокому уровню ставок таможенных пошлин, предусмотренному тарифными обязательствами Российской Федерации в ВТО.
Увеличение размера ставок ввозных таможенных пошлин в отношении данного товара будет являться нарушением указанных международных тарифных обязательств Российской Федерации.
Учитывая изложенное, вышеуказанные предложения не поддерживаются.
Одновременно считаем необходимым отметить, что в целях развития субъектов агропромышленного комплекса Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. N 717 утверждена Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия (далее - Государственная программа), в рамках которой предусмотрено обеспечение льготного краткосрочного и инвестиционного кредитования в соответствии с Правилами предоставления из федерального бюджета субсидий российским кредитным организациям, международным финансовым организациям и государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным сельскохозяйственным товаропроизводителям (за исключением сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов), организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим производство, первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции и ее реализацию, по льготной ставке, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2016 г. N 1528.
При этом производители цветочной продукции, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов), могут являться получателями льготных краткосрочных кредитов (на срок до 1 года) на цели развития подотрасли растениеводства в соответствии с перечнем направлений целевого использования льготных кредитов, утвержденным приказом Минсельхоза России от 24 января 2017 г. N 24.
Также в настоящее время открытым акционерным обществом "Российский банк поддержки малого и среднего предпринимательства" реализуется отдельная программа поддержки, направленная на повышение доступности кредитных ресурсов, получение основных средств в лизинг или финансирование под уступку дебиторской задолженности (факторинг) для малых и средних предприятий.
В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" АО "Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства" оказывается поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, которая включает в себя финансовую, имущественную, информационную и консультационную поддержку.
Таким образом, в настоящее время реализуются различные механизмы поддержки и развития субъектов предпринимательской деятельности, в том числе в отрасли цветоводства.
Кроме того, в настоящее время Минсельхозом России прорабатывается вопрос исключения срезанных цветов (код 0603 ТН ВЭД ЕАЭС) из перечня товаров, происходящих из развивающихся или из наименее развитых стран, в отношении которых при ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза предоставляются тарифные преференции, утвержденного Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 13 января 2017 г. N 8, а также вопрос возможных мер поддержки отрасли цветоводства, в том числе в рамках механизма льготного кредитования.
|
А.Г. Силуанов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Минфина России от 3 апреля 2020 г. N 03-07-03/26486
Текст письма опубликован не был