В соответствии со ст. 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" приказываю:
1. Утвердить обзор правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Государственного комитета охраны объектов культурного наследия Челябинской области за 2019 год (прилагается).
2. Отделу контрольно-надзорной деятельности организовать размещение настоящего приказа на официальном сайте Государственного комитета охраны объектов культурного наследия Челябинской области в сети Интернет.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Председатель Государственного комитета |
А.В. Федичкин |
Обзор
правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Государственного комитета охраны объектов культурного наследия Челябинской области за 2019 год
Целями государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и физическими лицами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25.06.2002 г. N 73-ФЗ), другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Челябинской области в области охраны объектов культурного наследия.
Государственный надзор в области охраны объектов культурного наследия осуществляется посредством:
организации и проведения проверок органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц;
организации и проведения мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия федерального, регионального, местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия;
принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, в том числе выдачи обязательных для исполнения предписаний об отмене решений органов государственной власти или органов местного самоуправления, принятых с нарушением Федерального закона от 25.06.2002 г. N 73-ФЗ, или о внесении в них изменений;
систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами своей деятельности.
На основании ежегодного плана проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2019 г. и в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ) согласованным в установленном порядке с Прокуратурой Челябинской области, Государственным комитетом охраны объектов культурного наследия (далее - Государственный комитет) было проведено 8 плановых выездных проверок в отношении:
1. Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 53 имени 96-й танковой бригады Челябинского комсомола г. Челябинска, пользователя на праве оперативного управления объекта культурного наследия регионального значения "Здание, где в 1942 году сформировалась 96-я танковая бригада им. Челябинского комсомола", расположенного по адресу: Челябинская область, г. Челябинск, ул. Овчинникова, д. 4. В результате проверки нарушений не выявлено.
2. Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Южно-Уральский государственный институт искусств имени П.И. Чайковского", пользователя на праве оперативного управления объекта культурного наследия регионального значения "Бывшее мужское училище", расположенного по адресу: Челябинская область, г. Челябинск, ул. Советская, д. 51. В ходе проверки нарушений не выявлено.
3. Областного государственного бюджетного учреждения культуры "Челябинская государственная филармония", пользователя на праве оперативного управления объекта культурного наследия регионального значения "Здание филармонии", расположенного по адресу: Челябинская область, г. Челябинск, ул. Труда, д. 92а. В ходе проверки выявлены нарушения, выдано предписание об устранении нарушений, выявленных в результате проведения плановой выездной проверки.
4. Местной Религиозной Организации Православный Приход Храма Владимирской Иконы Божией Матери с. Селезян Еткульского района Челябинской области Троицкой Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат), собственника объекта культурного наследия регионального значения "Церковь иконы Владимирской Божьей Матери", расположенного по адресу: Челябинская область, Еткульский район, с. Селезян, переулок Сиреневый, д. 3. В ходе проверки выявлены нарушения, выдано предписание об устранении нарушений, выявленных в результате проведения плановой выездной проверки.
5. Федерального государственного казенного учреждения "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, пользователя на праве оперативного управления объекта культурного наследия федерального значения "Дом жилой", расположенного по адресу: Челябинская область, г. Челябинск, ул. Кирова, д. 92. В ходе проверки выявлены нарушения, выдано предписание об устранении нарушений, выявленных в результате проведения плановой выездной проверки.
6. Областного государственного бюджетного учреждения культуры "Челябинский Государственный музей изобразительных искусств", пользователя на праве оперативного управления объекта культурного наследия федерального значения "Здание пассажа Яушевых", расположенного по адресу: Челябинская область, г. Челябинск, ул. Труда, д. 92а. В ходе проверки выявлены нарушения, выдано предписание об устранении нарушений, выявленных в результате проведения плановой выездной проверки.
7. Областного государственного бюджетного учреждения культуры "Челябинский государственный драматический "Молодежный театр", пользователя на праве оперативного управления объекта культурного наследия федерального значения "Народный дом, 1903 г., арх. Карвовский Р.И.", расположенного по адресу: Челябинская область, г. Челябинск, ул. Кирова, д. 116. В ходе проверки выявлены нарушения, выдано предписание об устранении нарушений, выявленных в результате проведения плановой выездной проверки.
8. Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования "Центральная детская школа искусств" города Челябинска, пользователя на праве оперативного управления объекта культурного наследия регионального значения "Здание, в котором в 1921-1935 гг. работал художник Русаков Николай Афанасьевич", расположенного по адресу: Челябинская область, г. Челябинск, ул. Борьбы, д. 28 - в ходе проверки выявлены нарушения, выдано предписание.
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" проведена 1 плановая проверка в отношении исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления администрации Верхнеуфалейского городского округа, являющегося собственником выявленных объектов культурного наследия, объектов культурного наследия регионального значения. В ходе проверки выявлены нарушения, выдано предписание об устранении нарушений, выявленных в результате проведения плановой выездной проверки.
3. Организация и проведение мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия, а также систематического наблюдения в отношении объектов культурного наследия федерального, регионального, муниципального (местного) значения, выявленных объектов культурного наследия
Мероприятия по контролю за состоянием объектов культурного наследия и систематическому наблюдению осуществляются в отношении объектов культурного наследия федерального (за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации), регионального, местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия.
Задание на проведение мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия и систематическому наблюдению в отношении объектов культурного наследия выдается председателем Государственного комитета охраны объектов культурного наследия Челябинской области.
За период с января 2019 года по декабрь 2019 года Государственным комитетом было проведено 70 мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия, в том числе в отношении объектов археологии.
Работа с обращениями граждан ведется в соответствии с требованиями Федерального закона от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" и Федерального закона N 294-ФЗ.
При рассмотрении обращений сотрудниками Государственного комитета давались разъяснения законодательства в сфере охраны объектов культурного наследия, а также проверялись доводы заявителей, изложенные в обращениях, на предмет наличия фактов нарушения законодательства в сфере охраны объектов культурного наследия.
Дела об административных правонарушениях возбуждаются, как правило, по фактам, содержащимся в обращениях граждан и юридических лиц, а также по фактам, установленным уполномоченными лицами Государственного комитета в ходе проведения мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия области:
За неисполнение выданного предписания приостановить земляные работы, угрожающие сохранности объекта культурного наследия: "Дом-усадьба купца Д.П. Белорусова", в отношении ООО СЗ "10-дом", составлен протокол об административном правонарушении (ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ: невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия). Материалы дела рассмотрены Центральным районным судом г. Челябинска. Также Государственный комитет обратился с иском в Арбитражный суд Челябинской области о понуждении ООО СК "10-ый дом" к исполнению требований предписания (дело N А76-11399/2019). Дело рассмотрено Арбитражным судом, и вынесено решение об отказе в удовлетворении требований Государственного комитета, в связи с исполнением предписания на момент рассмотрения иска;
В ходе проведения мероприятий по контролю за состоянием объекта культурного наследия регионального значения "Дом, в котором в 1934-1935 гг. жил советский партийный деятель Рындин Кузьма Васильевич", расположенного по адресу: Челябинская область, г. Челябинск, ул. Цвиллинга, д. 6 (далее - Объект), были выявлены нарушения ст. 45 Федерального закона от 25.06.2002 г. N 73-ФЗ, собственником Объекта (Капанцян П.А.) на Объекте проводились строительные работы без разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, согласованной органом охраны объектов культурного наследия. За совершение указанного административного правонарушения в отношении собственника Объекта составлен протокол об административном правонарушении по ст. 7.14 КоАП РФ (организация или проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ без разрешения государственного органа охраны объектов культурного наследия в случаях, если такое разрешение обязательно). Материалы административного дела рассмотрены судьей Центрального районного суда г. Челябинска, 11.11.2019 г. вынесено постановление о назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере пятнадцати тысячи рублей.
В нарушение ст. 45 Федерального закона от 25.06.2002 г. N 73-ФЗ ООО "МСК-Строй" на Объекте проведены строительные работы без задания, разрешения на проведение указанных работ, выданных областным органом охраны объектов культурного наследия, без проектной документации на проведение работ по сохранению Объекта, согласованной органом охраны объектов культурного наследия. За совершение указанного административного правонарушения в отношении ООО "МСК-Строй" составлен протокол об административном правонарушении по ст. 7.14 КоАП РФ (организация или проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ без разрешения государственного органа охраны объектов культурного наследия в случаях, если такое разрешение обязательно). Материалы административного дела направлены на рассмотрение в Центральный районный суд г. Челябинска.
Еще ряд административных дел в настоящее время находится на рассмотрении в судах.
Организация профилактической работы по недопущению нарушений обязательных требований
В целях предупреждения нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований, Государственный комитет осуществляет мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований в соответствии с ежегодно утверждаемыми программами профилактики нарушений.
В целях профилактики нарушений обязательных требований Государственный комитет:
обеспечивает размещение на официальном сайте Государственного комитета в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" http://okn.eps74.ru/ перечень нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом регионального государственного надзора, а также текстов соответствующих нормативных правовых актов;
осуществляет информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения обязательных требований, в том числе посредством проведения семинаров и конференций, разъяснительной работы в средствах массовой информации и иными способами;
обеспечивает регулярное (не реже одного раза в год) обобщение практики осуществления регионального государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия и размещение на официальном сайте Государственного комитета в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" http://okn.eps74.ru/ соответствующих обобщений, в том числе с указанием наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований с рекомендациями в отношении мер, которые должны приниматься юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в целях недопущения таких нарушений.
Также Государственным комитетом на основании положений статей 8.2, 8.3 Федерального закона от 26.12.2008 года N 294-ФЗ, пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 10.02.2017 года N 166 "Об утверждении Правил составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, уведомления об исполнении такого предостережения", было направлено 28 предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований Федерального закона от 25.06.2002 г. N 73-ФЗ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Государственного комитета охраны объектов культурного наследия Челябинской области от 23 декабря 2019 г. N 760 "Об утверждении обзора правоприменительной практики"
Текст приказа опубликован не был