Кассационное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 24 апреля 2020 г. N 34-КА20-1
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Калининой Л.А. и Нефедова О.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Кутковича Дмитрия Александровича на решение Североморского районного суда Мурманской области от 25 февраля 2019 года, апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 22 мая 2019 года по делу N 2а-267/2018 по административному исковому заявлению Кутковича Д.А. об оспаривании решения Федерального государственного казенного учреждения "Северное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации,
установила:
4 декабря 2018 года Куткович Д.А. обратился в Федеральное государственное казенное учреждение "Северное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "Северрегионжилье") с заявлением о перечислении жилищной субсидии, предоставляемой в соответствии с приказом Министерства обороны Российской Федерации от 21 июля 2014 года N 510 "Об утверждении Порядка предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы".
Решением ФГКУ "Северрегионжилье" от 28 декабря 2018 года N 1/7-2/16799 Кутковичу Д.А. в перечислении жилищной субсидии отказано по мотиву того, что решением Североморского районного суда Мурманской области от 14 ноября 2016 года N 2-2758/2016 административному истцу определен способ обеспечения жилым помещением в виде государственного жилищного сертификата.
Куткович Д.А. обратился в Североморский районный суд Мурманской области с административным исковым заявлением о признании данного решения незаконным, нарушающим его право как военнослужащего на жилище, предусмотренное статьёй 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
Решением Североморского районного суда Мурманской области от 25 февраля 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 22 мая 2019 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Отказывая в удовлетворении административного иска суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что на момент увольнения Кутковича Д.А. из рядов Вооруженных Сил Российской Федерации законодательство, регулирующее обеспечение жильем военнослужащих, не содержало такой формы обеспечения, как жилищная субсидия; изменения формы жилищного обеспечения предоставлено военнослужащим, которые имеют право на обеспечение жилым помещением по избранному месту жительства, в то время как Куткович Д.А. подлежал обеспечению жильем в натуральной форме по последнему месту службы.
Определением судьи Мурманского областного суда от 9 октября 2019 года в передаче кассационной жалобы на рассмотрение в судебном заседании суда кассационной инстанции отказано.
В кассационной жалобе Куткович Д.А. просит отменить состоявшиеся по делу судебные постановления и удовлетворить административные исковые требования в полном объеме, настаивая на том, что за ним признано право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета Российской Федерации, и коль скоро жилищная субсидия является одной из форм жилищного обеспечения военнослужащих, то административный истец имеет на нее полное право.
По запросу судьи Верховного Суда Российской Федерации от 17 января 2020 года дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, определением от 19 марта 2020 года кассационная жалоба с делом переданы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия приходит к выводу о существенных нарушениях судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов, что в силу части 1 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является основаниями для отмены состоявшихся по делу судебных актов.
Из материалов дела усматривается, что решением Североморского районного суда Мурманской области от 14 ноября 2016 года, вступившим в законную силу 15 февраля 2017 года, за Кутковичем Д.А. признано право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета Российской Федерации по последнему перед увольнением месту военной службы в г. Североморск-3 Мурманской области. Решением ФГКУ "Северрегионжилье" от 23 апреля 2018 года N 1/2-7/51 Куткович Д.А. принят с 26 апреля 2017 года на учет нуждающихся в жилом помещении.
Согласно пункту 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 405-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих", вступившим в силу с 1 января 2014 года, введена дополнительная форма жилищного обеспечения военнослужащих - субсидия для приобретения или строительства жилого помещения.
В статье 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 405-ФЗ определено, что лицам, указанным в абзацах третьем - двенадцатом пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в редакции настоящего Федерального закона), отказавшимся начиная со дня вступления в силу настоящего Федерального закона от предложенного жилого помещения, расположенного по месту военной службы или по избранному до дня вступления в силу настоящего Федерального закона месту жительства, которое соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, а также изъявившим начиная со дня вступления в силу настоящего Федерального закона желание изменить избранное до дня вступления в силу настоящего Федерального закона место жительства, предоставляется жилищная субсидия.
Абзацем 12 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" предусмотрено, что военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Таким образом жилищное обеспечение возможно не только в форме получения государственного жилищного сертификата, но и в форме предоставления жилищной субсидии.
При этом само по себе отсутствие жилого помещения по месту постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении не предопределяет форму жилищного обеспечения военнослужащего, который вправе выбрать форму жилищного обеспечения, предусмотренную законом.
При таких данных и принимая во внимание, что право Кутковича Д.А. на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета Российской Федерации возникло на основании судебного акта, вступившего в законную силу 15 февраля 2017 года, на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий Куткович Д.А. был принят 26 апреля 2017 года, решение ФГКУ "Северрегионжилье" от 28 декабря 2018 года N 1/7-2/16799 нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем, решение Североморского районного суда Мурманской области от 25 февраля 2019 года и апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 22 мая 2019 года подлежат отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении административного искового заявления Кутковича Д.А.
Поскольку требования административного истца подлежат удовлетворению, то в соответствии с положениями статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации все понесенные Кутковичем Д.А. по делу судебные расходы, подлежат взысканию с филиала казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование Северного флота" - "2 Финансово-экономическая служба".
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327-330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Североморского районного суда Мурманской области от 25 февраля 2019 года и апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 22 мая 2019 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым признать отказ заместителя начальника управления Федерального государственного казенного учреждения "Северное региональное управление жилищного обеспечения" от 28 декабря 2018 года N 1/7-2/16799 в отношении Кутковича Д.А. незаконным.
Обязать Федеральное государственное казенное учреждение "Северное региональное управление жилищного обеспечения" принять решение о предоставлении Кутковичу Д.А. жилищной субсидии.
Взыскать с филиала казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование Северного флота" - "2 Финансово экономическая служба" в пользу Кутковича Д.А. судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб. и по оплате услуг представителя в размере 20 000 руб.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Калинина Л.А. |
|
Нефедов О.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 24 апреля 2020 г. N 34-КА20-1
Текст определения опубликован не был